Как лечить заикание у ребенка 3 лет. Заикание у детей: причины, лечение, обследование ребенка

Заикание - нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Также имеется частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие её ритмичное и плавное течение.

Синоним заикания - логоневроз (навязчивый страх общения).

Статистика

Логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5%. На эти цифры оказывает огромное влияние место и условия проживания, а также возраст.

Примечательно, что у мальчиков в три-четыре раза чаще встречается заикание, чем у девочек.

Также заиканию более подвержены воспитанники детских домов, нежели дети, посещающие обычные детские сады и школы. В этом случае большую роль играет ранний отрыв от родителей, поэтому травмируется детская психика (ребенок получает стресс).

Тогда как в сельской местности заикание среди детей встречается намного реже, что связанно со спокойной обстановкой.

Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1-3 % взрослого населения.

Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%. То есть имеется наследственная предрасположенность к недугу. Упоминания о заикании доходят до нас ещё с древних времен. Оказывается, заикались некоторые египетские фараоны, персидский царь Бат, пророк Моисей (судя по описанию, у него имелся дефект речи, похожий на заикание), философ и оратор Демосфен, римский поэт Вергилий, Цицерон и другие видные деятели древних времен.

Заикание упоминается и в трудах Гиппократа: он полагал, что причина заикания - накопление влажности в головном мозге. Тогда как Аристотель (основоположник научной философии) считал, что логоневроз возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.

Однако всё же истинные причины развития логоневроза оставались неизученными до начала девятнадцатого столетия. Поэтому для лечения заикания применялись как народные способы (заговоры, мази, ношение амулетов и другие), так и поистине варварские методы: подрезание уздечки языка либо удаление части его мышц (предложение немецкого хирурга Иоганна Фридриха Диффенбаха). И такие жестокие способы лечения некоторым больным всё же помогали.

В начале девятнадцатого века американские и французские ученные разработали лечебную гимнастику, которая помогала избавляться от заикания. Но она не давала мгновенного результата, поэтому не пользовалась успехом.

Однако наибольший вклад в изучение заикания внесли русские ученные - психиатр И. А. Сикорский (впервые систематизировал все знания о заикании) и физиолог И. П. Павлов. Благодаря их трудам стали понятны причины развития заикания. Также в начале двадцатого столетия были разработаны специальные методики, помогающие избавиться от заикания и других нарушений речи. Кроме того, было основано новое направление в медицине - «Логопедия» (наука о нарушениях речи). И все это заслуга русских ученных.

Однако многое до сих пор остается неизвестным. Например, не ни как не объясняется, тот факт, что большинство больных с логоневрозом не заикаются, когда говорят сами собой, во время пения или разговора хором.

Знаменитости, страдавшие от заикания

Интересный случай произошел с Брюсом Улиссом: заикание у него развилось в старших классах после развода родителей. Однако, участвуя в постановках театрального кружка, он заметил, что на сцене перестает заикаться. Именно этот факт подстегнул его к усиленным занятиям в театральном кружке и определил дальнейший выбор профессии.

Также от заикания страдали, но победили свой недуг, известные личности: Уинстон Черчилль (стал великим оратором и был удостоен нобелевской премии по литературе), Король Георг VI, Сэр Исаак Ньютон, Элвис Пресли, Сэмюель Л. Джексон, Мэрилин Монро, Жерар Депардье, Энтони Хопкинс и другие.

Анатомия и физиология речи

Речевой аппарат включает в себя центральный и периферический отделы.

Центральный отдел

  • Лобные извилины коры головного мозга отвечают за работу мышц и связок, участвующих в образовании устной речи (звуки, слоги, слова) - центр Брока (двигательный центр). В течение первого года жизни у ребенка он постепенно активируется.
  • Височные извилины ответственны за восприятие собственной речи и речи окружающих - слуховой центр Вернике.
  • Теменная доля коры головного мозга обеспечивает понимание речи.
  • Затылочная доля коры головного мозга (зрительная область) отвечает за усвоение письменной речи.
  • Подкорковые узлы (ядра серого вещества, расположенные под полушариями головного мозга), ответственны за ритм и выразительность речи.
  • Проводящие пути (группы нервных волокон) соединяют различные отделы головного и спинного мозга.
  • Черепно-мозговые нервы отходят от ствола головного мозга (располагается у внутреннего основания черепа) и иннервируют мышцы речевого аппарата, шеи, сердца, органов дыхания.
На заметку!

У правшей более развито левое полушарие, а у левшей - правое.

Периферический отдел

  • Дыхательный отдел (служит для подачи воздуха) включает в себя трахею, грудную клетку вместе с бронхами и легкими. Речь образуется во время выдоха, поэтому он становится длиннее вдоха в соотношении 1:20 или 1:30.
  • Голосовой отдел (служит для образования голоса) состоит из гортани и голосовых связок.
  • Артикуляционный отдел (образует характерные звуки речи) состоит из языка, губ, верхней и нижней челюсти, твердого и мягкого неба, зубов и их альвеол (зубная лунка, в которой расположен зуб).
* Язык – самый подвижный орган артикуляции. Его мышцы дают возможность менять форму, степень напряжения и положение. Он участвует в образовании всех гласных и практически всех согласных звуков.

Ко дну ротовой полости от середины нижней поверхности языка отходит складка слизистой оболочки - уздечка, ограничивающая движения языка.

* Твердое и мягкое небо , совершая различные движения, видоизменяют форму ротовой полости, образуют щели и смычки. Тем самым, способствуют образованию звуков.

Слаженная работа периферического и центрального речевого аппарата образует речевой круг.

Механизм формирования речи

В двигательном отделе речи головного мозга (центре Брока) возникает импульс (сигнал), который по черепно-мозговым нервам поступает к периферическим отделам речи (дыхательный, голосовой, артикуляционный).

Первым приходит в движение дыхательный отдел: струя выдыхаемого воздуха прорывается через сомкнутые голосовые связки, поэтому они начинают колебаться. Таким образом, формируется голос. Его высота, сила и тембр зависит от частоты колебания голосовых связок.

Образовавшиеся звуки преобразуются в речевых резонаторах: полости рта, носа и глотки. В силу своего строения резонаторы могут меняться по форме и объему, придавая звукам речи тембр, громкость и отчетливость.

Затем по принципу обратной связи образовавшиеся звуки и слова при помощи слуха, а также ощущений идут от периферических речевых органов в ассоциативный отдел (слуховой центр Вернике, теменная доля коры головного мозга), где анализируется.

Таким образом, формируется речевой круг: импульсы идут от центра к периферии → от периферии к центру → от центра к периферии - и так далее по кольцу.

И если где-то происходит ошибка, то центральным отделам речи сообщается, в каком положении в периферическом речевом органе произошла ошибка. Затем из центрального отдела посылается сигнал к периферическим речевым органам, который точно дает правильное произношение. Такой механизм действует до тех пор, пока не согласуется работа речевых органов и слуховой контроль (произойдет синхронизация речи).

Механизм развития заикания

Сложный и не до конца установленный процесс.

Считается, что под воздействием причин или провоцирующих факторов перевозбуждается центр Брока, а его тонус повышается. Поэтому скорость его работы увеличивается, а речевой круг размыкается.

Далее перевозбуждение переносится на участки коры головного мозга, которые расположены рядом и отвечают за двигательную активность. Это ведет к тому, что возникают судороги мышц в периферическом отделе речи (языка, губ, мягкого неба и других). Затем центр Брока вновь расслабляется, замыкая речевой круг.

То есть человек начинает заикаться из-за внезапного нарушения согласованной работы речевых органов при произнесении звуков, которое вызвано судорогой, возникшей в одном из отделов речевого аппарата (язык, небо и другие).

Примечательно, что могут возникать как судороги мышц, участвующих в образовании звуков, так и - дыхательных. В результате развивается не только заикание, но и нарушается дыхание (появляется ощущение нехватки воздуха).

Заикание в основном возникает на согласных буквах, на гласных - реже. Причем наиболее часто запинки имеют место в начале либо середине речи.

Новая теория в развитии заикания

Профессор Джералд Магуайр из Калифорнийского Университета провел исследования и выяснил, что у людей страдающих заиканием повышен уровень дофамина (медиатора, контролирующего работу головного мозга). И если эта теория будет подтверждена, то, возможно, в скором времени появятся лекарственные средства, понижающие уровень дофамина. То есть выпил таблетку - и можно отправляться на сцену ораторствовать.

Причины развития заикания

Остаются предметом дискуссий. Но мнения ученных сходятся на том, что в возникновении заикания играет роль совокупность нескольких факторов: наследственность, состояние нервной системы, особенности становления речи и так далее.

Однако даже наличие причин не всегда приводят к развитию заикания, они являются лишь пусковыми механизмами. А разовьется ли заикание, зависит от изначального состояния центральной нервной системы и тонуса двигательного речевого центра Брока.

Заикание у детей

Встречается наиболее часто. В основном пик начала заболевания приходится на дошкольный возраст. Дело в том, что ребенок рождается со слаборазвитыми большими полушариями и корой головного мозга. Лишь к пяти годам жизни они формируются окончательно.

Также у маленьких детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому возбуждение легко передается с чувствительных волокон на двигательные. В результате иногда развиваются реакции в виде «короткого замыкания».

Кроме того, движения органов артикуляции (языка, губ и других) у малышей слабы и недостаточно упруги, а их работа плохо скоординирована.

Слух играет ведущую роль в образовании речи, начиная функционировать с первых часов жизни новорожденного. Однако дети не осознают разницу между звуками, слогами и словами окружающих. Поэтому они плохо понимает речь, смешивая один звук с другим.

Кроме того, в возрасте от 2 до 4 лет идет интенсивное развитие ребенка, активное формирование звукопроизношения и речи в целом. Однако в этом возрасте речевая функция ещё недостаточно сформирована. Поэтому увеличивается нагрузка на нервную систему, а в её работе может произойти сбой.

Именно этими факторами объясняется неустойчивость речи ребенка и высокая вероятность формирования её нарушений.

Факторы риска развития заикания у детей

Они создают лишь предпосылки для формирования заикания.

Эмоционально лабильная нервная система

Малыши плаксивые, у них имеется повышенная раздражительность, беспокойный сон и плохой аппетит , они привязаны к маме.

Спровоцировать развитие заикания у детей может резкая смена обстановки: начало посещения детского садика, переезд, долгое отсутствие мамы и так далее.

Ранее начало речи

В годик у детей имеется большой словарный запас (в норме малютка правильно произносит лишь 3-5 слов). В дальнейшем у таких малышей быстро наращивается словарный запас: в 1,5-1,8 они уже говорят развернутыми фразами либо целыми предложениями.

В этом случае у крохи сбивается дыхание во время произношения длинной фразы. Ведь он хочет рассказать всё и сразу. Однако его язычок и легкие пока ещё не могут справиться с таким объемом речи.

Позднее начало речи

Первые правильно произносимые слова у таких малышей появляются лишь к двум годам жизни, а развернутые фразы - не ранее трех лет. Заикание вызвано двигательной расторможенностью нервной системы. Поэтому малыши часто говорят невнятно и плохо произносят звуки.

Заикание у одного из членов семьи

Имеет место подражание ребенка родителям, братьям или сестрам.

Недостаточный эмоциональный контакт ребенка с окружающими

Дети получают недостаточно ласки и душевной теплоты. Взрослые малыша не выслушивают, будучи заняты своими делами. В результате кроха чувствует себя ненужным, поэтому он может начать заикаться, чтобы родные обратили внимание на него.

Излишне строгое отношение взрослых к ребенку

Нередко «грешат» этим папы. Жизнь строго по расписанию: подъем, сон, казарменная система наказаний и так далее. В результате малыш растет пугливым и зажатым, а также боится принять самостоятельное решение, чтобы не разгневать строгого родителя.

Особенности становления речи

В возрасте от 2 до 6 лет малыши нередко повторяют или растягивают слова и слоги, а иногда вставляют лишние звуки, не несущие ни смысловой, ни эмоциональной нагрузки («ну», «а», «вот» и так далее) В результате такая привычка закрепляется, создавая предпосылки для развития заикания.

Физическое состояние ребенка

Частые простудные заболевания, развитее аллергических реакций, наличие врожденной патологии подталкивают малыша к осознанию того, что он «не такой, как все». Поскольку нередко имеются ограничения. Ведь мама постоянно одергивает: «Не ешь апельсин/шоколад, ибо опять появится сыпь», «Нельзя играть во дворе, простудишься» и так далее. В результате ребенок замыкается в себе.

Кроме того, частое посещение медицинских учреждений приводит к развитию «боязни белого халата».

Овладение двумя или более языками одновременно

Особенно если родители дома говорят на разных языках. В этом случае нарушается слаженная работа речедвигательных центров. Поскольку своим родным языком малыш ещё недостаточно хорошо владеет.

Завышенные требования к ребенку

Иногда родители желают продемонстрировать незаурядные способности своего чада всем знакомым и друзьям. Поэтому заставляют заучивать сложные стихи и рассказывать их на дне рождения или другом семейном торжестве. Тогда как у малыша соответствующие зоны головного мозга ещё не созрели, а мышцы артикуляционного аппарата не готовы к такой нагрузке.

Половой признак

Мальчики более склонны к развитию заикания, нежели девочки. Поскольку у девочек в более короткие сроки формируются двигательные функции: они раньше начинают ходить и говорить, у них лучше развита моторика (движение) пальцев рук. Видимо, поэтому у девочек нервная система более устойчива к различным факторам, провоцирующим развитие заикания.

Леворукость

Ослабляется гармоничное взаимодействие между симметричными структурами головного мозга правого и левого полушарий. Поэтому нервная система ребенка становится более ранимой, что отражается на становлении речи. Причем риск развития заикания увеличивается, если леворукого малыша пытались переучить пользоваться правой рукой грубыми методами.

Вероятно, по наследству передается слабость некоторых мозговых структур, которые участвуют в формировании речи.

Причины развития заикания у детей

Имеется несколько групп, однако причины нередко могут сочетаться.

Состояние центральной нервной системы

К развитию заикания склонны дети, перенесшие заболевания, поражающие нервную систему: внутриутробная гипоксия, травма во время родов, черепно-мозговая травма, инфекционные процессы (вызванные вирусами , простейшими, бактериями , грибами) и другие патологии.

После перенесенных заболеваний имеются остаточные явления, которые приводят к структурным изменениям в головном мозге (органическое поражение). В результате развивается недостаточность двигательных отделов головного мозга (например, центра Брока) в разной степени выраженности. Поэтому нарушается передача нервных импульсов мышцам из центральных отделов речи. Тогда как плавная речь требует слаженной работы и зрелости центральной нервной системы.

Такие детки эмоционально лабильны, впечатлительны, у них повышен уровень тревожности, они плохо адаптируются к новым условиям (например, начало посещения детского садика), робкие, волнуются и так далее.

Перенесенные психические травмы

Под влиянием стресса нарушается согласованное перераспределение тонуса мышц, участвующих в образовании речи. То есть мышцы сокращаются и расслабляются несогласованно. Поэтому возникают судорожные повторения звуков, слогов и слов.

Причем стресс может быть хроническим или острым (испуг, постоянный страх, смерть близкого человека, семейные неурядицы и другие), а сила его воздействия значения не имеет.

Заикание у взрослых

Встречается нечасто - и, как правило, берет свое начало в ещё детстве. Однако нередко логоневроз появляется у взрослых людей, вызывая развитие немалых проблем: они замыкаются в себе, становятся робким и нерешительными, избегают общения с людьми, боятся публичных выступлений и так далее.

Факторы риска развития заикания у взрослых

Мужской пол

Мужчины более склонны к развитию заикания, нежели женщины. Профессор И. П. Сикорский объясняет это тем, что у женщин левое полушарие, в котором находится двигательный центр Брока, развито гораздо лучше, чем у мужчин.

Наследственная предрасположенность

Имеется врожденная слабость центральных отделов речи, поэтому при воздействии неблагоприятных факторов (например, стресс) нарушается их работа.

Причины развития заикания у взрослых

Стрессовые ситуации

Тяжелая потеря близкого человека, произошедшее на глазах дорожно-транспортное происшествие, военные действия, землетрясение, катастрофы и так далее.

Под воздействием стресса нарушается координация мышц, отвечающих за формирование звука: они несогласованно сокращаются и расслабляются. В результате развиваются судороги мышц. То есть имеется взаимосвязь с эмоциональным состоянием человека.

Заболевания центральной нервной системы

Черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции (вирусные, бактериальные, грибковые, поражающие нервную систему), энцефалиты , менингиты и другие. Поскольку нарушается передача нервных импульсов от головного мозга по нервным путям к мышцам, отвечающим за формирование речи.

У взрослых в возникновении заикания большую роль играют перенесенные инсульты или наличие опухолей головного мозга (доброкачественные, злокачественные), если затронуты центральные отделы речи. Поскольку появляется механическое препятствие для передачи нервного импульса.

Причем в этих случаях отсутствует взаимосвязь заикания с эмоциональным напряжением. То есть человек заикается в покое, наедине с собой, при пении и разговоре хором.

Виды заикания

Делятся по форме судорог, клиническим проявлениям и течению заболевания.

Виды заикания по форме судорог

  • Клоническое заикание - когда несколько кратковременных судорог , следующих друг за другом, ведут к непроизвольному повторению отдельных слогов и звуков.
  • Тоническое заикание - если мышцы длительно и сильно сокращаются. В результате происходит задержка речи.
  • Смешанная форма развивается, когда сочетаются оба вида нарушения речи.
Кроме того, иногда к судорогам мышц языка, губ и мягкого неба присоединяются насильственные и непроизвольных движения (судороги) мышц лица и/или конечностей.

Виды заикания по течению

  • Постоянное - заикание, возникнув, присутствует постоянно при всех ситуациях и в формах речи.
  • Волнообразное - заикание не исчезает до конца: то появляется, то исчезает.
  • Возвратное (рецидивирующее) - дефект речи, исчезнув, появляется вновь. Иногда после довольно длительных периодов речи без запинок.

Виды заикания по клиническим формам

Существует две формы логоневроза: невротическая и неврозоподобная. В основе разделения лежат разные причины и механизмы развития.

Невротическая форма

У больных отсутствуют данные о наличии у них в прошлом внутриутробной гипоксии или родовых травм.

Толчком к развитию заикания служат психические травмы (острый или хронический стресс) либо раннее активное введение второго языка общения (в 1,5-2,5 года). То есть заболевание носит функциональный характер, а мозговые структуры не поражаются. Поэтому эта форма заикания лучше поддается лечению.

Характеристика детей, склонных к развитию невротической формы заикания

Изначально такие дети робкие, впечатлительные, тревожные, обидчивые, раздражительные, плаксивые, боятся темноты, не остаются в комнате без взрослых, с трудом привыкают к новой обстановке, плохо спят. Также у них быстро меняется настроение, причем чаще - в сторону понижения.

Психическое, физическое и двигательное развитие у детей соответствует возрасту. Однако становление речи у них происходит несколько ранее: первые слова появляются к 10 месяцам жизни, фразовая речь - к 16-18 месяцам. Через 2-3 месяца после начала фразовой речи дети уже строят сложные предложения и речевые конструкции.

Темп речи ускорен: дети «захлебываются», не договаривают окончания слов, пропускают предлоги и слова. Кроме того, речь иногда смазана.

Симптомы

У детей заболевание возникает внезапно, как правило, в возрасте от 2 до 6 лет.

Сразу после психической травмы, которая становится «последней каплей», ребенок перестает говорить на какое-то время (мутизм). При этом у него на лице «написано» выражение страха. Затем, когда ребенок начинает вновь говорить, то уже заикается. Малыш становится раздражительным и плаксивым, плохо спит, боится разговаривать.

При введении второго языка общения ребенок получает психическое напряжение, поскольку возрастает нагрузка на речевой аппарат. Тогда как некоторые дети в силу возрастных особенностей недостаточно овладели своим родным языком.

Заикание у крохи усиливается при воздействии любого стресса, эмоционального напряжения или появлении тревоги. То есть течение заболевания волнообразное: периоды заикания чередуются со светлыми промежутками, когда ребенок разговаривает без запинок. Тогда как если малыш болеет (у него повышается температура тела, он кашляет и так далее), то заикание у него не усугубляется.

Невротическая форма заболевания протекает как благоприятно, так и не благоприятно. В первом случае наступает излечение, а во втором заболевание переходит в хроническую форму.

При хроническом течении заболевания со временем заикание становится всё более тяжелым. Уже к 6-7 годам дети неохотно разговаривают с новыми людьми. А в 11-12 лет у детей резко меняется поведение: они замыкаются в себе. Поскольку прекрасно осознают свой дефект и боятся произвести неблагоприятное впечатление на собеседника.

У детей развивается логофобия - боязнь разговора с навязчивым ожиданием возникновения речевых неудач. То есть образуется порочный круг: судорожные запинание в речи приводят к возникновению отрицательных эмоций, а они, в свою очередь, - к усилению заикания.

У взрослых логофобия приобретает навязчивый характер. Поэтому заикание возникает только от мысли, что имеется необходимость общения либо при воспоминаниях о неудачных речевых контактах в прошлом. В результате взрослые чувствуют себя социально неполноценными, у них постоянно пониженное настроение, имеется страх перед речью, поэтому они сознательно нередко отказываются от общения вообще.

Неврозоподобная форма

У больных из анамнеза (данных из прошлого) выясняется, что мама перенесла тяжелый токсикоз во время беременности , была угроза выкидыша , асфиксия (удушье) либо травма в родах и так далее. То есть имеется органического поражение головного мозга (дистрофические изменения в клетках головного мозга), поэтому эта форма заикания лечению поддается труднее.

Для неврозоподобной формы заикания проявления дефекта речи не зависят от внешних факторов (например, эмоционального напряжения).

Характеристика детей, склонных к развитию неврозоподбной формы заикания

В первые годы жизни такие детки крикливы, плохо спят, беспокойны, суетливы. Их физическое развитие несколько отстает от сверстников. У них неловкие движения и плохая координация, они расторможены и легко возбуждаются, раздражительны и вспыльчивы.

Дети плохо переносят жару, езду в транспорте и духоту. Они быстро утомляются, а также истощаются при физической и/или интеллектуальной нагрузке.

У них имеется задержка развития речи, нарушено произношение некоторых звуков, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь.

Симптомы

У детей заикание начинается примерно в возрасте 3-4 лет без видимых на то причин, нарастая постепенно. Начало, как правило, совпадает с формированием фразовой речи.

В первые пол года заболевания периоды «с запинками» постепенно становятся длиннее и появляются чаще, а «светлые» промежутки (когда ребенок не заикается) не наблюдаются. То есть заболевание протекает на «одной ноте».

Далее дети начинают добавлять лишние фразы и слова, не несущие смысловую нагрузку (эмболофразия): «а», «э», «ну» и другие. При этом сам темп речи либо ускорен, либо замедлен. Как правило, присутствует резкое нарушение дыхания во время речи: произносятся слова в момент вдоха или в конце полного выдоха.

Кроме того, имеется недостаточная подвижность, а также координация органов артикуляции (язык, нёбо и другие), рук и ног. Также судороги могут возникнуть в мимической мускулатуре лица или рук. Как правило, у таких детей плохо развивается музыкальный слух.

При обследовании выясняется, что у большей части детей имеется органическое поражение головного мозга остаточного (резидуального) характера. Поэтому нередко у детей понижена память и работоспособность, они быстро утомляются и страдают от головных болей, у них имеется дефицит внимания и гиперактивность.

У взрослых при хроническом течении этой формы заболевания нередко имеются тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата. Как правило, речь у них сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища и другими. То есть имеется насильственное сокращение других групп мышц, которые не имеют никакого отношения к формированию речи.

При тяжелой форме заболевания взрослых утомляет общение, поэтому вскоре после начала разговора они жалуются на усталость и начинают отвечать односложно.

Кроме того, взрослые трудно адаптируются к новым условиям, у них понижена память и внимание, повышена утомляемость и истощаемость.

Занятия с логопедом большинству больных приносит облегчение, но только в том случае, если работа проводится регулярно и длительно.

К какому врачу обращаться?

К развитию заикания приводит большое количество причин. Поэтому в его лечении принимает участие несколько специалистов.

Невропатолог и психиатр занимаются лечением заболеваний нервной системы при помощи лекарственных средств.

Психотерапевт применяет различные виды психотерапии: гипноз, аутотренинг и другие.

Психолог изучает личность больного, выявляя слабые стороны характера и помогая их исправить. Обучает общению с окружающими в различных жизненных ситуациях, помогает больным выразить себя эмоционально и творчески.

Логопед - специалист, который занимается исправлением речи. Его работа заключается в обучении правильному дыханию во время речи, использованию голоса, плавному и ритмичному разговору. Логопед не исправляет неправильное произношение слогов или слов, а доносит до больного, что произносить их можно легко, как и все остальные слова. Тогда страх больного перед заиканием постепенно уменьшается.

Иглорефлексотерапевт воздействуя на специальные точки при помощи игл, снимает нервное напряжение и улучшает кровообращение в головном мозге.

Инструктор по лечебной физкультуре при помощи специальных упражнений помогает больным выработать необходимую координацию и способность двигаться свободно.

В каком возрасте лучше начать лечение у детей?

Как только вам показалось, что ребенок начал заикаться, обращайтесь к специалистам. Максимальный и быстрый эффект от лечения имеется, если обращение к врачу было в течение 3-6 месяцев от начала заболевания.

Благоприятный исход от лечения достигается, если оно начато в возрасте от 2 до 4 лет, менее благоприятный - от 10 до 16 лет. Поскольку легкая ранимость, стремление к свободе и нелюдимость, которые встречаются в подростковом возрасте, отрицательно сказываются на результатах лечения.

Лечение заикания

Проводится как в стационаре, так и амбулаторно. Применяются в комплексе различные виды психотерапевтического воздействия, лечебная физкультура, лекарственные препараты (например, успокоительные, антидепрессанты, витамины) и так далее.

Методики лечения заикания

Существуют в большом количестве, но задача у всех одна - заставить речевые центры работать синхронно с одинаковой скоростью. В основу положено торможение речевого центра Брока и возбуждение других двигательных центров.

В статье приведены лишь некоторые из методик, применяемые для лечения заикания у детей и взрослых.

Устранение заикания у дошкольников

«Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» - методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П.

Курс рассчитан на 2-3 месяца (36 занятий).

Основа методики - поэтапное создание игровых ситуаций, которые формируют у заикающихся детей навыки самостоятельной речи. А далее помогают переходить от общения словами к развернутым фразам. Кроме того, методика включает в себя логопедические занятия на каждом этапе: выполняются специальные упражнения для расслабления мышц и снятия эмоционального напряжения.

Методология L.N.Smirnova «Логопедия в заикании»

Применяется система игровых упражнений, рассчитанная на 30 недель (один учебный год). Занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут в утренние часы.

Цели

  • Обеспечение коррекции речи и личности
  • Развитие чувства ритма и темпа речи
  • Улучшение внимания и памяти
  • Развитее мелкой моторики рук и расслабление мышечного тонуса
  • Развитее речевой и двигательной координации
Методика Силивестрова

Длительность - от 3 до 4 месяцев. Курс - 32-36 занятий.

Методика включает три этапа:

I. Подготовительный . Создается спокойная обстановка и ограничивается речевое общение. Далее стимулируется активная работа ребенка над своей речью.
II. Тренировочный . Переходят от тихой речи - к громкой, а от спокойного вида деятельности - к эмоциональной. Для этого используются активные, творческие игры. Причем на этом этапе в лечении принимают участие и родители.
III. Закрепительный . Плавная речь закрепляется в более сложных ситуациях: беседа, рассказ и так далее.

Устранение заикания у подростков и взрослых

Методика В.М. Шкловского

В ней объединена работа психиатра, невропатолога и психотерапевта. Курс лечения - 2,5-3 месяца. Во время лечения больной пребывает в стационаре.

Методика включает четыре этапа:

I. Больного тщательно обследуют и выявляют причину заикания.
II.Перестраиваются укоренившиеся навыки и нарушенное отношение личности.
III-IV. Проводятся тренировки речи в жизненной обстановке, в которой обычно пребывает заикающийся. Благодаря чему у больного воспитывается речевая активность, также в нем укрепляется уверенность, что он сможет справиться с заиканием в любой ситуации.

Методика Л.3. Арутюнян

Вначале проводиться лечение в течение 24 дней в стационаре, затем - пять курсов по пять-семь дней в течение года.

Методика состоит из нескольких этапов:

  • Проводится работа для устранения речевых судорог
  • Уменьшается чувство тревоги, связанной с актом речи
  • Осознания больным своего состояния и уверенности в выздоровлении
Особенность методики - синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. То есть формируется новое психологическое состояние, в котором речь больного связана со спокойствием, правильной интонацией и мимикой, уверенной осанкой и так далее. Первоначально такая речь медленная, но она дает возможность с первых занятий говорить больному без судорожных запинок.

Новые методики для лечения заикания

Комплекс BreathMaker

При использовании методики «протезируется» речевой круг между центром Брока (речевым центром) и центром Вернике (центром распознавания речи).

Суть методики

Заикающийся говорит в микрофон, его речь записывается, а затем исправляется компьютерной программой. Далее исправленная речь подается в наушники и анализируется центром Вернике правильно. В результате снимается тонус с центра Брока.

Такой механизм направлен на устранение психологической зависимости и неуверенности в себе больного. Ведь он при небольшой запинке думает, что окружающие воспринимают его критически. Поэтому наступает ещё большее перевозбуждение речевых центров, которое ведет к усугублению нарушения речи.

Мотивация - основа лечения

Больные логоневрозом - талантливые, ранимые и впечатлительные люди. Однако нередко они инертны или ленивы. За долгие годы своей болезни они приспосабливаются, извлекая вторичную выгоду из своего состояния: их реже вызывают к доске, не отправляют на конкурсы чтецов, освобождают от устных опросов и так далее.

Однако со своим нарушением речи можно и нужно бороться. И главное - помнить, что пока ещё не изобрели «волшебную» таблетку от заикания.

Что делать родителям?

Маленькие непоседы - особая категория больных. Ведь трудно объяснить ребенку, что нужно помолчать всего несколько дней, именно сейчас нельзя смотреть любимый мультик и так далее. Поскольку в силу незрелости мозговых структур дети не умеют ждать. Поэтому родителям придется набраться терпения и научиться пользоваться небольшими уловками.

Организуйте режим дня .
Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков и постарайтесь не давать смотреть новые серии пока длиться лечение. Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.

Организуйте правильное общение.
Дети наедине с собой не заикаются, поэтому постарайтесь первыми не обращаться к ребенку. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные. Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.

Соблюдайте охранный речевой режим.
Читайте книги только хорошо знакомые, не просите ребенка пересказать сказку, увиденное или разучивать стихотворение - для этого наступит подходящее время несколько позднее. Выбирайте для прогулок не шумные места. Лучше играть в спокойные игры (например, сборка конструктора, лепка, рисование), чтобы ребенок комментировал свои действия, поскольку наедине с собой он не заикается.

Следите за питанием .
В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.

Что делать взрослым пациентам?

Следует учесть, что предстоит долгий и кропотливый труд как врача, так и пациента. Поэтому до начала лечения они заключают между собой некий договор. Согласно нему врач обязуется лечить, а пациент - выполнять все рекомендации доктора: регулярно заниматься упражнениями, при необходимости в начале лечения соблюдать режим тишины и так далее.

Затем, поборов свой страх, больной должен «войти» в заикание. То есть вести дневник выступлений, проявлять инициативу в общении (например, рассказывать анекдоты или истории) и так далее. Такая тактика дает хорошие результаты. Яркий пример - знаменитости, поборовшие свой недуг.

Нормальная работа речевого аппарата так же важна для развития ребенка, как и способность полноценно двигаться и перемещаться. При возникновении заикания существует огромная опасность того, что ваш малыш не только медленнее остальных детей сможет познавать окружающий мир, но и станет более отстраненным и замкнутым. Если вы заметили первые признаки заикания у своего ребенка, не пускайте ситуацию на самотёк.

Первые признаки заикания

При заикании почти все дети ведут себя одинаково. Главная задача родителей состоит в том, чтобы вовремя распознать первые тревожные звоночки и предотвратить дальнейшее развитие проблемы. К основным признакам заикания относят такие поведенческие особенности:

  • Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью;
  • При заикании возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание;
  • Ребенок может долго выговаривать первые слоги или по несколько раз повторять одно и то же слово;
  • Ребенок долго не может сосредоточиться, внезапно обрывает свою речь, замолкает;
  • В начале или в середине предложения, между словами часто повторяются лишние звуки «А», «О», «И»;
  • Ребенок часто останавливается и думает над каждым словом;
  • Поверхностное, неритмичное, ключичное или грудное дыхание, дискоординация дыхания. Малыш начинает говорить после полного вдоха или на вдохе;
  • Непроизвольные движения во время речи – морганье, раздувание крыльев носа, подергивание мимических мышц;
  • Употребление речевых уловок с целью сокрытия дефекта – улыбка, зевание, покашливание;
  • Малыш начинает вместо слов использовать жесты.

Заикание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Иногда рецидив заикания случается у подростков в возрасте 15-17 лет, чаще всего это связано с возникновением неврозов.

Психологические особенности заикающихся

  • робость и смущение в присутствии людей;
  • чрезмерная впечатлительность;
  • яркость фантазий, усиливающая заикание;
  • относительная слабость воли;
  • разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания;
  • боязнь говорить в присутствии определённых людей или в обществе.

Последствиями заикания

  • Нарушение социальной адаптации;
  • Снижение самооценки;
  • Логофобия – боязнь речи;
  • Звукофобия – боязнь произнести отдельный звук;
  • Усугубление речевого дефекта.

Причины появления заикания

Заикание может появиться совсем неожиданно. Но любой тип заикания абсолютно в каждом случае имеет свою собственную причину появления. Именно эту причину необходимо отыскать в кратчайшие сроки, так как именно от этого будет зависеть дальнейших успех лечения.

  • Испуг;
  • Перенесённый менингит или энцефалит;
  • Сахарный диабет;
  • Частая бессонница и энурез;
  • Гиподинамия и быстрая утомляемость;
  • Длительное пребывание в напряженном невротическом состоянии;
  • Резкая смена окружающей обстановки (переезд, длительное путешествие);
  • Чрезмерно строгое отношение родителей к ребенку;
  • Нарушения в работе центральной нервной системы;
  • Наследственность;
  • Ушиб головы, сотрясение мозга;
  • Плохая приспособляемость к обществу;
  • Чрезмерно позднее или чрезмерно раннее развитие речи;
  • Нарушение нормального функционирования ЦНС;
  • Высокая подверженность к простудным заболеваниям.

Всего в медицине принято выделять 2 основных типа заикания:

  1. Невротический — возникает вследствие перенесенной психологической травмы, потрясения (например, испуг или стресс; такая форма заболевания обычно легко поддается исправлению) или из-за чрезмерно увеличенной речевой нагрузки. Этим типом расстройства страдают по большей части впечатлительные и ранимые дети.
  2. Неврозоподобный — развивается зачастую при поражении нервной системы, которая может достаться в наследство или стать последствием нарушения внутриутробного развития.

По характеру судорог заикание бывает:

  • Тоническое, связанное с резким гипертонусом мышц губ, языка, щек, приводящим к паузе в речи.
  • Клоническое – характеризуется многократным сокращением артикуляционных мышц, и приводит к повторению отдельного слога или звука.
  • Тонико-клоническое.
  • Клоно-тоническое.
  • Артикуляционное.
  • Голосовое.
  • Дыхательное.
  • Смешанное.

Обращаться за помощью к специалисту необходимо сразу после того, как вы заметили признаки заикания у малыша. На ранних стадиях проблему ещё можно устранить быстро. Поэтому не откладывайте поход к врачу на потом, доктор поможет определить тип и вид расстройства, а также назначит эффективное лечение.

Почему ребёнок заикается:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Помощь ребенку

При наличии заикания, посетить необходимо сразу несколько врачей, а именно логопеда, психолога, невролога . Проведя полноценное обследование и исключив не относящиеся к расстройству симптомы, можно приступать к полноценному лечению.

При невротическом типе заикания врач назначает специальную терапию, которая должна снизить подверженность стрессам и бурным эмоциям. Это поможет найти соответствующий подход к ребенку и научит родителей правильно общаться с ним.

При неврозоподобном заикании необходимо медикаментозное лечение, комбинированное с посещением психолога. Чтобы результат был заметным и устойчивым необходимо длительное лечение, которое будет сопровождаться поддержанием комфортных условий в месте, где проживает ребенок.

При лечении заикания необходимо придерживаться таких рекомендаций врача:

  • Создайте для ребенка комфортные условия в доме. Позаботьтесь о том, чтобы малыша ничего не выводило из равновесия и не провоцировало на отрицательные эмоции, исключите мультфильмы и игры агрессивного характера;
  • Особое внимание уделите спокойной обстановке в семье – ребенок не должен слышать крик, ссоры, испытывать наказания, видеть резкие движения и жесты;
  • Общайтесь с малышом в спокойных тонах, говорите внятно и разборчиво;
  • Никогда не говорите ребенку о том, что он что-то неправильно говорит или выговаривает;
  • Читайте ребенку побольше детских сказок (). Не читайте на ночь страшные сказки, так как это провоцирует чувство постоянного страха: боязнь увидеть Бабу Ягу, черта, лешего;
  • Заведите в доме . Таким образом, малыш перестанет чувствовать себя одиноким и подавленным, и заведет настоящего друга;
  • Говорите с заикой четко, плавно (не разрывая одно слово от другого), не торопитесь, но не произносите слова по слогам или нараспев;
  • Постарайтесь сблизить малыша с уравновешенными, хорошо говорящими ровесниками, чтобы он учился говорить четко и выразительно;
  • Нельзя вовлекать заику в игру, которая возбуждает и требует от участников речевых выступлений;
  • Если малыш не желает в какой-то момент общаться с людьми или со своими сверстниками на детской площадке, не принуждайте его к этому.

Дети постарше нуждаются в более глубоком лечении, которое предусматривает профилактику искажения личности. Эта терапия проводится психологом для того, чтобы малыш не ощущал себя беспокойно и не испытывал комплексов из-за своей проблемы. Если не прибегнуть к этой терапии, то у ребенка может развиваться страх разговаривать и находиться в окружении людей.

Профилактические меры

Чтобы предотвратить развитие возможного заикания или закрепить полученный эффект после лечения, необходимо следовать таким мерам профилактики:

  1. Создайте для своего малыша идеальный режим дня, в котором у него будет достаточно времени для игр, прогулок и сна. В возрасте с 3 до 7 лет ребенку необходимо не менее 10 часов ночного сна и 2 – дневного. Дневной сон просто необходим, поскольку он положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии малыша.
  2. Не разрешайте смотреть передачи и мультики, которые не соответствуют возрастной категории вашего ребенка и могут вызывать непредсказуемые эмоциональные всплески.
  3. Не перегружайте малыша новыми впечатлениями (чтение, кино, просмотр телепередач) в период ремиссии после лечения.
  4. Не перегружайте ребенка, заставляя его учить наизусть целые поэмы, чтобы похвастаться перед друзьями или родителями в садике.
  5. Наказывая ребенка, не оставляйте его одного в темном помещении, так как велик риск развития навязчивого страха. Оставьте лучше малыша без сладкого или без любимой игрушки, если он провинился.
  6. Вовлеките свое чадо в занятия музыкой или танцами, это способствуют постановке правильного речевого дыхания, ритма, темпа и так, малыш раскрепостится и станет более уверенным в себе. Полезны занятия по пению.

Заикание у детей является достаточно серьезной проблемой, но вполне устраняемой, если вовремя обратить на неё внимание и пойти за помощью к нужному специалисту.

Что нужно делать, если ребенок начал заикаться?

ШДК: Занятия с логопедом: заикание

Доктор Комаровский вместе с логопедом Викторией Гончаренко выяснят, как должны действовать родители, если у их ребенка наблюдается нарушение речи: к какому врачу обратиться, какой выбрать режим дня, чем с малышом заниматься. Также Евгений Олегович и его гостья ответят на вопросы зрителей, описав алгоритмы поведения родителей с детьми, у которых отмечается заикание.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Если ребенок начинает заикаться, то у большинства родителей сразу же возникает множество вопросов. Как избавиться от проблемы? Возможно ли это сделать? К какому специалисту лучше обратиться? Действительно, лечение заикания у детей – процесс сложный, и зачастую требует большого терпения со стороны папы и мамы. Однако нет ничего невозможного: если все делать правильно, то заикание пройдет бесследно.

В данной статье мы собрали материал, позволяющий родителям разобраться в наиболее распространенных вопросах, касающихся детского заикания.

Какой врач лечит заикание у детей?

Лечением детского заикания занимаются такие медицинские специалисты, как педиатр, логопед и психоневролог.

Педиатр занимается вспомогательными методами лечения, которые помогают укрепить иммунитет, предупредить болезни гортани и голосовых связок. При наличии инфекционных процессов он назначает комплексное лечение с дополнительным включением физпроцедур.

Психоневролог может помочь малышу адаптироваться во внешнем мире, справиться с дискомфортом при общении с чужими людьми, осознать свою полноценность и уникальность в хорошем смысле слова. Психоневролог проводит занятия не только с ребенком, но и с его родителями, объясняя им, как следует вести себя в семье, чтобы не травмировать уязвимую детскую психику.

Непосредственно устранением речевых проблем занимается доктор логопед.

Может ли остеопат вылечить заикание?

Остеопат – это специалист, который представляет одно из альтернативных направлений мануальной терапии – остеопатию. Остеопат знает тонкости анатомии и структуры организма, так как воздействует руками в соотношении с циркуляцией крови и лимфы, что способствует приведению органов к естественному природному балансу.

Чем может помочь остеопат при заикании?

Если заикание у ребенка вызвано повышенным внутричерепным давлением, родовыми травмами или другими нарушениями физического характера, то здесь подобный специалист действительно может помочь. После мануальных процедур улучшается работа центральной нервной системы, снимаются мышечные спазмы, нормализуется активность ребенка.

Выбирая специалиста в данной области медицины, обязательно следует убедиться в его квалификации. Дело в том, что в нашей стране нет специализированных лечебных учреждений, где готовят врачей-остеопатов. Поэтому внимательно проверяйте дипломы и лицензии врачей, прежде чем доверить им здоровье вашего ребенка.

В каких случаях необходима помощь логопеда?

Заподозрить заикание у ребенка можно, основываясь на следующих симптомах:

  • перед попыткой сказать что-либо, у малыша появляется пауза перед фразой, либо повтор одного звука;
  • ребенок начинает говорить одновременно с вдохом, либо в диссонанс с дыханием;
  • во время разговора у малыша появляются навязчивые движения, мимические подергивания.

Если возникли подозрения, желательно, не откладывая, получить консультацию квалифицированного логопеда.

Какие существуют методы лечения заикания у детей?

Лечебные методы при заикании назначаются врачом не только с учетом предпочтения родителей, но и исходя из личностных особенностей ребенка, а также в зависимости от степени проявления дефекта. Наиболее известными методами считаются:

  • лечение медикаментами;
  • сеансы гипноза;
  • расслабляющие процедуры в виде ванн, мануальной терапии, массажа, дыхательных упражнений;
  • иглорефлексотерапия;
  • логоритмические и логопедические занятия;
  • специально разработанные компьютерные игры и программы.

Каким должно быть лечение неврозоподобного заикания у детей?

Если заикание у ребенка вызвано стрессом, испугом или другими психоэмоциональными состояниями, то, прежде всего, необходимо сказать об этом доктору. Если правильно назначить терапию, то заикание такого рода можно вылечить за относительно короткий срок.

Хороший эффект при неврозоподобном заикании оказывают ноотропные средства, особенно лекарственный препарат Тенотен. Это безопасный медикамент с мягким действием и минимальным набором побочных проявлений, который поможет избавить малыша от ощущения беспокойства, тревожности, преодолеть нервно-психическую слабость – астению.

Иногда методом выбора становится гипноз, который применяется для лечения старших детей.

Чтобы успешно вылечить неврозоподобное заикание, важно создать в семье умиротворенную атмосферу, без ссор, скандалов, диалогов на повышенных тонах, ругани и психологического давления. Ребенок должен чувствовать, что его любят, понимают, уважают его как личность. Чтобы лечение было более успешным, рекомендуется посещать занятия с психологом или психоневрологом: при этом консультации необходимы не только малышу, но и его родителям.

Лечение гипнозом: за и против

Гипноз считается эффективным способом лечения детского заикания, который имеет психологическую основу. В большинстве случаев практика гипнотических сеансов подразумевает «проживание» ребенком заново той ситуации (чаще – стрессовой), которая послужила толчком к развитию речевого дефекта.

Другим вариантом гипнотического воздействия является внушение маленькому пациенту мыслей, что прочувствованная им проблема не так уж печальна и страшна, как ему могло бы казаться. После сеансов ребенок становится более уверенным в себе. Пережитые проблемы уже не кажутся такими масштабными и глубокими, как ранее. Постепенно, сеанс за сеансом, заикание проходит.

Из минусов применения гипноза можно назвать два фактора:

  • сеансы проводят только у детей старшего возраста;
  • лечение не дает мгновенного эффекта, что требует дополнительного терпения со стороны родителей и близких малыша.

Медикаментозное лечение заикания у детей: общие характеристики

Таблетки от заикания у детей назначают при легких и средних формах речевого дефекта. Запущенные стадии, как правило, не подлежат медикаментозному излечению. Дело в том, что таблетки оказывают лишь поверхностный эффект, который длится недолго, да и список побочных проявлений у лекарственных средств достаточно существенный.

Основу медикаментозной терапии составляют противосудорожные и седативные препараты, которые, кроме положительных эффектов, имеют и негативные действия: притормаживают психические процессы в головном мозге, замедляют метаболизм, вызывают сонливость, боли в голове, ухудшают обучаемость и память.

В связи с перечисленными моментами, лечение лекарствами не должно быть продолжительным, а сами препараты должен подбирать только доктор с учетом возраста ребенка и степени его речевых нарушений.

  • Фенибут при заикании у детей может назначаться из-за психостимулирующих, транквилизирующих и антиоксидантных свойств этого препарата. Кроме этого, Фенибут стабилизирует сон, устраняет судороги, уменьшает общее напряжение, тревожность и чувство страха.

При заикании обычно назначают от 50 до 100 мг лекарства трижды в день, на протяжении 1-1,5 месяцев.

В самом начале приема препарата может наблюдаться сонливость, заторможенность, боли в голове и даже усиление неврологической симптоматики: ребенок может стать раздражительным и возбужденным. Однако на 4-5 день лечения подобные признаки должны пройти самостоятельно.

  • Пантогам – это ноотропное противосудорожное средство. Пантогам при заикании у детей используется довольно часто, так как оказывает мягкое седативное действие в сочетании с улучшением умственной и физической функциональности. Детям до 3-х лет обычно назначают сироп, а более старшим пациентам – Пантогам в форме таблеток. Стандартное разовое количество препарата составляет от 0,25 до 0,5 г, а суточное количество – от 0,75 до 3 г. Осторожно: Пантогам может вызвать аллергию, расстройство сна, шум в ушах кратковременного характера.
  • Тенотен при заикании у детей считается одним из наиболее безопасных препаратов. Для детского возраста разработан специальный «Тенотен детский», предназначенный для лечения маленьких пациентов с 3-х лет. Таблетки принимают по 1 штуке от 1 до 3-х раз в день, удерживая в ротовой полости до полного рассасывания. Общая продолжительность приема Тенотена – 2-3 месяца. Если потребуется, доктор может продлить курс терапии. Побочные эффекты у препарата практически отсутствуют.
  • Мидокалм при заикании у детей может быть назначен лишь в том случае, если нарушения речи связаны с повышенным тонусом и спазмами мышц, возникших в результате органических расстройств нервной системы (например, при поражении пирамидных путей, при энцефаломиелите и пр.). Препарат разрешен к приему с 3-летнего возраста, исходя из дозировки 5 мг на кг тела в сутки (поделенных на три приема). Во время лечения Мидокалм может вызвать нежелательные явления в виде мышечной слабости, болей в голове, понижения кровяного давления, диспепсии.

Электрофорез при заикании у детей

Физиотерапевтическое лечение речевых дефектов проводят с учетом клинической степени патологии и наличия судорожного синдрома у ребенка. При заболеваниях, затрагивающих центральную нервную систему, могут быть назначены лечебные процедуры с калия йодидом.

Если у ребенка диагностируются артикуляционные судороги, то может помочь электрофорез со спазмолитическими препаратами, иногда в сочетании с психостимулирующей терапией.

Упражнения при заикании у детей

При выполнении специальных упражнений, либо просто при общении, малыш должен смотреть прямо, не опуская голову вниз. Для этого родители могут помогать ребенку, удерживая его подбородок при разговоре. Малыш должен понимать, что для нормального общения, помимо речевого, очень важен зрительный контакт. По этой же причине ребенок не должен «прятать» глаза и уклонять взгляд в сторону.

Из упражнений приветствуются дыхательные занятия, о которых мы расскажем ниже, а также речевые тренировки языка, губ и мимики. Рекомендуется, чтобы ребенок читал вслух, либо рассказывал только что услышанное от родителей. Постоянное и продолжительное общение способствует быстрейшему устранению признаков заикания.

Артикуляционная гимнастика при заикании у детей

Правильная речевая функция формируется подвижностью так называемых артикуляционных органов: языка, нижней челюсти, губ, нёба. Если перечисленные органы имеют дефекты, либо неправильно контролируются головным мозгом, то их функция может нарушаться.

Однако такая ситуация является поправимой, и помочь могут специальные занятия в виде артикуляционной гимнастики. Занятия проводят каждый день, для закрепления устойчивого результата.

Схема занятий такова:

  • упражнения выполняют последовательно, постепенно усложняя их;
  • лучше, если занятия будут проходить в форме игры – с положительными эмоциями;
  • если какое-то из упражнений дается ребенку непросто, то не нужно пытаться освоить новые упражнения, пока не будет отработано предыдущее занятие;
  • во время занятий малыш должен сидеть с прямой спиной, без излишнего напряжения, напротив взрослого;
  • желательно наличие рядом зеркала, чтобы пациент мог видеть свое отражение и контролировать качество выполняемых движений.

Взрослый во время упражнения тоже следит за его качеством, одновременно подбадривая малыша.

Вкратце артикуляционная гимнастика выглядит таким образом:

Упражнения на подвижность губ:

  • растягивание в улыбку;
  • движения кончиком языка кверху и книзу;
  • складывание губ в «трубочку»;
  • касание губ зубами;
  • хлопанье губами («немая рыбка»);
  • имитация лошадиного «фырканья»;
  • втягивание губ внутрь;
  • надувание щек;
  • удерживание при помощи губ мелких предметов.

Упражнения на подвижность щек:

  • демонстрирование языка;
  • имитация кашлевых движений;
  • движения языка в одну и другую сторону;
  • облизывание зубов;
  • перемещение в ротовой полости крупной фасоли;
  • сдувание перышка и пр.

Упражнения для подвижности глотки:

  • имитация зевания;
  • покашливания, в том числе и с высунутым языком;
  • имитация полоскания горла, глотания воды;
  • имитация стона, мычания, блеяния.

На самом деле представленный список далеко не полный: подобных упражнений гораздо больше, и все они очень интересны и эффективны. Единственное условие: проводить их нужно регулярно, и положительный результат не заставит себя долго ждать.

Дыхание при заикании у детей: особенности

Особое внимание уделяется дыхательной гимнастике, которая помогает маленькому пациенту чувствовать себя во время разговора естественно и раскованно.

Дыхательные занятия укрепляют диафрагму, улучшают подвижность голосовых связок, делают дыхание более глубоким и объемным.

  1. Занятие I:
  • ребенок становится прямо;
  • наклоняется кпереди, согнув дугой спину и опустив книзу голову и вытянутые руки (шея при этом не напряжена);
  • ребенок делает движения, подобно тому, как накачивают насосом шины в колесах, одновременно с наклоном максимально и резко вдыхая носом;
  • при неполном выпрямлении спины производится выдох;
  • упражнение требует 8 повторов;
  • после нескольких секунд перерыва подход можно повторить (таких подходов рекомендовано провести от 10 до 12).
  1. Занятие II:
  • ребенок становится ровно, ноги – на ширине плеч, руки – на талии;
  • поворачивает голову влево, одновременно резко вдыхая;
  • поворачивает голову в противоположную сторону, резко выдыхая;
  • повторяет упражнение, сделав по 8 вдохов и выдохов;
  • обычно практикуют три подхода по 8 вдохов и выдохов.

При хорошем самочувствии малыша дальнейшие занятия можно проводить и два раза в день. Результаты станут заметными на протяжении 2-3 месяцев регулярных занятий.

Массаж при заикании у детей

Хорошие результаты дает и точечный массаж, который обязательно должен проводить специалист в этой области. Потребуется активация 17 точек, расположенных в основном в зоне спины и лица. Курс точечного воздействия обычно состоит из 15 процедур. После полного курса врачи обещают появление первых положительных результатов.

Лечение заикания у детей в домашних условиях – возможно ли это?

Для того чтобы избавить ребенка от заикания, вовсе не нужно помещать его на стационарное лечение. Конечно, для некоторых занятий, возможно, придется посещать психолога или логопеда. Однако большую часть упражнений малыш сможет делать и дома, под чутким руководством родителей.

Например, стихи и скороговорки можно практиковать вместе с папой и мамой. То же самое касается и дыхательных упражнений. Малышу будет радостно осознавать, что родители очень стараются ему помочь.

Однако если в семье присутствует негативный настрой, часто возникают скандалы, ссоры и склоки, то ни о каком домашнем лечении заикания речь идти не может. Постоянное моральное ущемление маленького человека никогда не приведет к решению речевой проблемы.

Чтобы лечение было успешным, от родителей требуются в обязательном порядке:

  • терпение;
  • любовь к ребенку и к другим членам семьи;
  • взаимное уважение;
  • желание помочь несмотря ни на что.

Малыш ни в коем случае не должен чувствовать себя неполноценным или изгоем. Задача близких людей – подарить ему уверенность и настроить на позитивное мышление.

Народные средства от заикания у детей

Лечение заикания у детей при помощи народной медицины в основном направлено на нормализацию нервной функции, стабилизацию психо-эмоционального состояния пациента.

  • Залить кипятком (250 мл) по 1 ч. л. сухих листьев мяты, цветов ромашки, корневища валерианы. Настоять 20 минут. Принимать по 100 мл утром и на ночь.
  • Смешать равный сбор из ягод шиповника, листьев мелиссы, полыни, мяты, корневища одуванчика и цветков календулы. Половину столовой ложки смеси залить 250 мл кипящей воды, настоять 2 ч. Принимать до еды 4-5 раз в сутки.
  • Принимать ванну с ароматными маслами мяты, земляники, чабреца, лаванды, шалфея. Продолжительность приема ванны – 20 минут. Вода должна быть теплой, обеспечивающей расслабляющий эффект.
  • Готовить чай на основе ягод боярышника, цветков липы, травы мелиссы, корневища валерианы. Добавить мед и пить понемногу в течение дня.

Наиболее эффективные травы от заикания у детей:

  • валериана;
  • донник;
  • мелисса, мята;
  • календула;
  • береза (листья);
  • вереск (побеги);
  • липа;
  • тмин;
  • крапива;
  • боярышник и шиповник;
  • малина, ежевика, земляника.

Игры при заикании у детей

При выборе игр для заикающегося ребенка нужно помнить некоторые правила:

  • слишком эмоциональные и подвижные игры могут усугубить заикание;
  • необходимо выбирать спокойные игры, не требующие большого количества участников. Такими играми могут быть, к примеру, раскраски, настольные игры, изготовление пластилиновых поделок и пр.;
  • не следует посещать с малышом шумные мероприятия, которые могут возбудить детскую психику;
  • кроме этого, желательно исключить и спортивные соревнования. Заике лучше подойдут индивидуальные физические занятия и прогулки на природе, в парке, у водоемов.

Также существует большое количество компьютерных развивающих программ, которые в игровой форме помогают малышу избавиться от заикания. Обычно ребята очень любят такие игры и с радостью занимаются.

Стихи при заикании у детей

Ребенку, страдающему заиканием, будет интересно почувствовать себя в разных образах: например, пусть представит себя бабочкой, либо котенком. Подобные игры могут сопровождаться звуковыми и речевыми комментариями:

Как порхает бабочка? – фр-р-р-…
Как мурчит котенок? – мурр-р, мурр-р…
Как ухает сова? – У-уф-ф-…

Малышам обычно нравится повторять, и делают они это без запинки.

Бабочка на пальчик села.
Я поймать её хотела.
Хвать я бабочку рукой –
А поймала пальчик свой!

Жили-были два кота –
Восемь лапок, два хвоста!

Совушка-сова,
Большая голова.
Высоко сидит,|
Далеко глядит.

Лечение заикания у детей не должно сопровождаться обсуждением и осуждением речевой проблемы со стороны взрослых. Исход будет успешным, если эмоциональный фон для ребенка будет создан правильно, где бы тот ни находился.

Мэрилин Монро, Наполеон, Брюс Уиллис? Дело в том, что все они в детстве заикались. Однако, приложив усилия, смогли преодолеть речевые проблемы и добиться большого успеха. Заикание у детей обычно появляется в возрасте трех-пяти лет, когда речь развивается наиболее активными темпами, но при этом данная функция выработана еще недостаточно. У мальчиков нарушение встречается намного чаще (в три-четыре раза), нежели у девочек. Это можно объяснить их меньшей эмоциональной устойчивостью. Как лечить заикание у детей? Каковы причины такого недуга? Как родители могут помочь ребенку избавиться от речевой проблемы? Об этом читайте в статье.

Общие понятия

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности дыхания, речи и голоса, вызванное судорогами гортани или губ. Оно может возникнуть внезапно, а затем усиливаться. В речи отмечаются вынужденные остановки, повторение отдельных звуков, слогов. Судороги могут быть тоническими (т. е. проявляющимися в растягивании звуков, долгих паузах, общей скованности, напряжении) и клоническими, когда ребенок повторяет отдельные слоги, звуки (зачастую в начале слова). Встречается и соединение обоих видов судорог - тоно-клоническое заикание. У детей дошкольного возраста проблема может долго не проявляться и возникнуть лишь в стрессовой ситуации. Давайте подробнее поговорим об этиологии нарушения.

у детей


Провоцирующие факторы

Приступы заикания обычно усиливаются во время болезни, при переутомлении, в случае школьных или семейных неприятностей. Даже погода и рацион питания способны влиять на проявление речевых нарушений. Например, замечено, что избыток в детском меню белковой пищи усугубляет проблему. Достаточно часто заикание у детей провоцируют инфекции. Хронические болезни, как правило, не вызывают этот недуг, зато могут усилить уже имеющиеся нарушения. К примеру, у ребенка с аденоидными разрастаниями затрудняется носовое дыхание, и из-за этого возникают проблемы с речью.

Варианты лечения

Бороться с заиканием люди начали давно. Этим недугом страдал греческий оратор Демосфен. Он читал при шуме волн сложные речи, говорил, держа во рту камешки, и таким образом пытался преодолеть проблему. Всемирная слава Демосфена подтверждает, что ему это удалось. В 19-м веке нарушение речи начали лечить хирургически: человеку частично удаляли мышцы языка. Надо сказать, что такой радикальный способ помогал далеко не всем. Заикание - не тот недуг, от которого можно избавиться лишь при помощи скальпеля.

На сегодняшний день существует столько вариантов устранения дефекта, сколько и теорий, объясняющих его происхождение. В ход идут и традиционные способы (медикаментозная терапия, дыхательная гимнастика, физиотерапевтические процедуры), и нетрадиционные (гипноз, иглоукалывание), и авторские методики.

  1. Распорядок дня. Лечение заикания у ребенка будет неэффективным, если не соблюдать четкий режим. Дети трех-шести лет должны спать десять-двенадцать часов ночью и два часа днем, ребятишки от семи лет и старше - восемь-девять часов ночью и полтора часа днем. Перед сном нужно исключить просмотр телевизора.
  2. Психологическая обстановка. Ребенка травмируют постоянные одергивания и замечания. Нельзя ссориться или слишком шумно себя вести в присутствии малыша. Также запрещается показывать ему свои волнения по поводу проблем с речью. Лечение заикания у ребенка - процесс непростой, необходимо запастись терпением, не торопить малыша во время ответов, чаще его хвалить, тем самым вызывая положительные эмоции.
  3. Ежедневное общение. Следует говорить с ребенком медленно, ласково, спокойно. Малыш должен слышать правильную речь, поскольку он перенимает и усваивает то, что звучит в его окружении. Когда заикание у детей выраженное, говорить с ними нужно нараспев. Заставлять малышей повторять по несколько раз трудные слова категорически нельзя.
  4. Состояние здоровья. Родители обязаны позаботиться об укреплении общего здоровья ребенка, снятии нервного напряжения, переутомления. Для этого рекомендуется осуществлять закаливающие процедуры: обтирание, игры на свежем воздухе, воздушные ванны, гимнастику и тому подобное.

Помощь специалистов

Лечение заикания у ребенка совместно должны проводить логопед, педиатр и психолог (психотерапевт). Задача педиатра - устранить сопутствующие патологии, укрепить организм, сделать профилактику простудных болезней, особенно тех, которые затрагивают голосовые связки и уши, вылечить хронические недуги или вывести их в стадию длительной ремиссии. Малышу следует назначить физиотерапевтические процедуры: посещение бассейна, массаж, электросон.

Функция психолога (психотерапевта) заключается в том, чтобы помочь ребенку справиться с проблемой путем обучения его правильному поведению в обществе. Так, доктор должен научить малыша комфортно себя чувствовать в любой ситуации, не бояться общения со сверстниками и взрослыми, помочь осознать, что он ничем не отличается от ровесников и не является неполноценным. Обычно занятия с детьми с заиканием проводятся вместе с родителями - их присутствие помогает ребятишкам справиться с волнением.

Задача логопедического лечения - освободить речь ребенка от напряжения, устранить неправильность произношения звуков, слогов, научить четкой артикуляции и плавной, ритмичной, выразительной речи. Малыш сначала совместно с логопедом выполняет упражнения, а затем в устных рассказах и обиходных разговорах с окружающими закрепляет полученные навыки. По мере увеличения степени речевой самостоятельности возрастает сложность заданий.

Дыхательные упражнения

Этот традиционный способ лечения речевых нарушений позволяет сделать голос ребенка более свободным и естественным. Упражнения тренируют диафрагму, увеличивают подвижность что дает возможность им тесно сжиматься во время разговора. Лечение можно дополнить релаксацией.

Точечный массаж

Курс терапии подбирается в зависимости от степени дефекта. Во время процедуры специалист осуществляет воздействие на расположенные на лице, ногах, грудной клетке и спине точки. Первые результаты можно заметить уже после первого курса, однако здесь следует учитывать возраст ребенка и форму недуга. Чтобы восстановилась нервная регуляция речи, занятия следует проводить систематически.

Компьютерные программы

Нередко лечение заикания у ребенка проводится посредством специальных компьютерных программ, позволяющих синхронизировать речевой и слуховой центры. Малыш говорит слова в микрофон, при этом программа задерживает автоматически его речь на доли секунд. В результате ребенок с задержкой слышит свой собственный голос и пытается подстроиться под него. Таким образом речь приобретает плавность и непрерывность. При помощи программы можно проигрывать разные ситуации, возникающие при общении, к примеру, недовольство, возражение. Дети произносят в микрофон слова, а компьютер оценивает, насколько хорошо они справились с задачей, и дает подсказку о том, что требуется улучшить.

Медикаментозное лечение

В комплексе общего курса такая терапия является вспомогательной. Ребятишкам в некоторых случаях назначают транквилизаторы, противосудорожные средства, лекарства, способствующие нейтрализации блокирующего действия тех веществ, которые не дают нервным центрам нормально функционировать. Также могут применяться ноотропные ансиолитические медикаменты. Если есть необходимость, лечение дополняется приемом успокаивающих настоек и отваров трав, к примеру, используется отвар пустырника.

Прогноз

Инициальное заикание (возникшее в раннем возрасте, когда речь еще только начинает активно развиваться) зачастую удается бесследно устранить за несколько месяцев. Срок лечения будет зависеть от того, что лежит в основе нарушения речи: невротическая составляющая или патология нервной системы. Если имеет место невроз, дефект может вернуться в случае какой-либо стрессовой ситуации, но, как правило, его после курса терапии быстро удается устранить. При физиологических нарушениях процесс лечения более длительный, но и более последовательный. В этом случае недуг не имеет такого скачкообразного течения, как при неврозе, поэтому терапия осуществляется медленно, но верно, без срывов. Продолжительность лечения может достигать двух лет.

Больше всего проблем доставляет закрепившееся заикание, то есть то, которое наблюдается на протяжении более двух-трех месяцев. Важно комплексно подходить к терапии, подбирать варианты, ориентируясь на личностные характеристики малыша. Здесь потребуются длительная работа и терпение как самого ребенка, так и родителей. Не всем ребятишкам лечение дается легко. В детских садах и школах работники должны учитывать особенности детей с заиканием. Заранее предупредите воспитателей или учителей о проблеме вашего ребенка, скажите, что его нельзя подгонять во время ответа. Также у таких детей не следует проверять умение читать на скорость - это может усугубить ситуацию. Как уже говорилось, устранение речевого дефекта - часто долгий и сложный процесс. Родители, врачи и педагоги должны объединить усилия, только так можно добиться положительного результата!

Первые признаки заикания у детей. Причины, методы лечения заикания у ребенка и советы родителям

Как объясняют специалисты, заикание возникает вследствие судорог мышц органов участвующих в речи (губы, язык, мягкое небо, гортань, грудные мышцы, диафрагма или брюшные мышцы).

Первые признаки заикание у ребенка

  1. Ребенок отказывается говорить. Молчание может длиться от 2-х до 24-х часов. Ребенок после безмолвия начинает говорить, но уже запинаясь. Кстати, если обратится к специалисту в период молчания, то нарушение речи можно избежать.
  2. Затрудняется начать предложение. Делает долгие паузы, как бы собираясь с мыслями.
  3. Делает заминки в середине фразы или слова;
  4. Повторяет несколько раз слоги, слова;
  5. Употребляет лишние звуки между словами (а; и).

Причины заикания у детей

Заикание может быть приобретенным или вызванным органическими поражениями ЦНС (после черепно-мозговых травм, нейроинфекций, последствия ДЦП и т.д.). Чаще всего у детей встречается приобретенное заикание, которое может возникнуть на фоне:

  1. Ослабления организма после длительного заболевания;
  2. Испуга;
  3. При регулярном грубом отношении взрослых или детей, окружающих ребенка;
  4. После сильного потрясения (развод родителей, гибель близкого человека и т.д.);
  5. У детей, которые начали говорить слишком поздно или рано;
  6. Переучивания левши;
  7. Недостатка внимания со стороны родителей. У ребенка просто не хватает словарного запаса, поэтому он делает паузы между словами.

Как ни странно, но острое желание родителей вырастить из обычного ребенка вундеркинда (чтение книг не по возрасту, заучивание ребенком слишком большого объема информации), может также привести к этому заболеванию.

Общая причина возникновения данного нарушения речи - это ослабленность нервной системы ребенка. Возникает заикание чаще всего в период бурного развития речи (2-6 лет). Знание причин этого недуга поможет родителям, воспитателям или учителям вовремя заметить признаки, чтобы своевременно обратиться к специалистам, допустим психологу, психоневрологу, дефектологу или логопеду. Заикание легче предотвратить, чем в дальнейшем лечить.

Как лечить и вылечить заикание у ребенка?

Лечить этот недуг лучше комплексно, то есть с ребенком должен заниматься и врач, и психолог, и родители дома.

1. Медикаментозное лечение

Ребенку для укрепления нервной системы назначают успокаивающие или улучшающие активность головного мозга препараты. Это создаст благоприятный фон для занятий с психологом и логопедом. Для снижения нервозности ребенка специалист может порекомендовать успокоительные травы,например, мята, пустырник.

2. Психологическое лечение

Психолог даёт уверенность ребенку, убеждая, что он в состоянии говорить без заикания. Дома после удачно сказанного слова или предложения обязательно похвалите ребенка. Эффект усилится, если при этом присутствовать будут дети или взрослые.

3. Логопедические занятия

Работать малышу с логопедом нужно будет 8-9 месяцев. Цель таких занятий - научить малыша говорить правильно, не спеша. Логопед начинает с малого (ребенок произносит легкие слова, которые он говорит правильно) и заканчивает труднопроизносимыми словами и предложениями. На таких занятиях малыша научат говорить плавно и спокойно.

4. Дыхательные упражнения

Малыш должен научиться правильно дышать. Через нос кроха делает короткий вдох, за которым следует долгий бесшумный выдох через рот продолжительностью 4-5 секунд. Освоив это простое упражнение, ребенок научится произносить слова на выдохе. Сначала одно слово, потом 4-5 подряд. Дыхательные упражнения помогут ребенку произносить фразу нераздельно на одном выдохе. Детишкам нравится и второй вариант дыхательных упражнений, который основан на «прокрикивании» или «пропевании» фраз. Уже давно подмечено, что человек не заикается, когда кричит или поёт. Для деток существует специальная система музыкальных игр (хороводы, пальчиковые игры, инсценировки сказок, и др.). Детки с удовольствием танцуют, ходят, разговаривая под музыку. Такие упражнения помогают ребенку снять напряжение и зажатость, улучшают речевую и мелкую моторику. Малыши воспитывают в себе чувство ритма, учатся ориентироваться в пространстве. Этими методами лечили заикание наши прабабушки.

5. Точечный массаж

Выполняет вспомогательную функцию, помогая снять возбудимость речевых центров. Массаж возобновляет нервную регуляцию речи. Понадобиться как минимум 3 курса по 15 сеансов.

6. Гипноз

Этот метод действенен при невротических формах заиканиях, допустим, после испуга, сильного потрясения. Эта терапия основана на внушении. Однако этот метод нужно использовать у деток до 7 лет с осторожностью. Психика ребенка должна быть сформировавшейся. Если вы склоняетесь к этой методике, доверяйте своего малыша, только опытному специалисту. Сеанс гипноза должен проводиться только в вашем присутствии.

7. Компьютерные программы

На сегодняшний день специалисты рекомендуют использование мировых программ «Dr. Fluency» и «Speak gentle». Отечественный аналог - «Демосфен» хорош тем, что здесь кроме традиционных логопедический приемов, использованы психотерапевтические принципы, эхо-эффект и др. Ваш компьютер должен иметь СD-ROM, процессор Pentium MMX / 200 МГц, ОЗУ 164 Мб, звуковой карты. Кроме этого должны быть микрофон, динамики (наушники). Компьютерная программа займет на жестком диске где-то 200 Мб незанятого места. Улучшение речи наблюдается через 2 месяца регулярных занятий. Однако, детишкам до десяти лет данную программу трудно освоить. Понадобятся совместные занятия с родителями.

Большое значение имеет домашняя обстановка и выполнение всех рекомендаций специалистов, чтобы данная проблема с речью не появилась снова.

  1. Говорите с ребенком спокойно, неторопливо. Когда малыш говорит, не подгоняйте его, как бы он не запинался. Не заканчивайте за ним слова и предложения.
  2. Относитесь к малышу ласково и постарайтесь обойтись без резких слов и жестов.
  3. Обязательно поощряйте за любые успехи и за каждое правильно сказанное слово или предложение.
  4. Здоровый сон, здоровый образ жизни, свежий воздух восстановят силы крохи.
  5. Общайтесь с ребенком, помогайте преодолеть заикание. Чаще играйте в тихие игры.
  6. Не пугайте кроху плохими персонажами из сказок, злыми дядями. Не читайте на ночь страшных сказок.
  7. Не заставляйте заучивать сложные труднопроизносимые слова, стихи и т.д.
  8. Телесные наказания и запирания в темной комнате не приведут до добра. В качестве наказания можно оставить ребенка без сладкого, мультиков.
  9. Ограничьте время просмотра телевизора. Мультфильмы сильно перевозбуждают кроху.

Здоровые, счастливые дети растут у спокойных, любящих друг друга родителей!

С первых дней жизни уделяйте своему малышу время, ограждайте от сильных переживаний. Читайте сказки по возрасту и занимайтесь с ним играми, развивающими мелкую моторику, логику, кругозор ребенка.