Сталь и огонь. Лучшая бронетехника Украины

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 4/2008, стр. 29-35

ИТОГИ, ПОТЕНЦИАЛ, ПЕРСПЕКТИВЫ...

А. Тарасенко

Окончание.

Начало см. в «ТиВ» №12/2007г.,

№1/2008 г.

Боевые модули

Боевые модули предназначены для вооружения новых образцов бронетанковой техники и модернизации боевых машин легкой и средней категории, а также тяжелых БМП с целью повышения их огневой мощи. Замена штатного боевого отделения устаревших образцов (БМП-1/2, М-113, БТР различных модификаций) позволяет без доработки ходовой базы довести их огневую мощь до уровня лучших современных мировых аналогов. Малые габариты модулей позволяют размещать их практически на любой технике (например, модуль «Ингул» с 30-мм пушкой и ПТРК может быть установлен на БРДМ-2), бронетранспортерах, катерах береговой охраны и других носителях.

Анализ современного состояния отечественной и зарубежной легкобронированной техники показывает, что многие страны располагают большим количеством боевых машин с вооружением, не отвечающим современным требованиям. Однако эти машины характеризуются достаточно надежной ходовой частью, не выработавшей своего ресурса (как пример можно привести БМП-1). Замена всего парка бронемашин на новые в настоящее время не представляется возможной даже для самых экономически развитых государств, поэтому наиболее приемлемым выходом является модернизация с использованием универсальных боевых модулей.

Украинскими предприятиями разработано большое количество боевых модулей, которые по основным показателям соответствуют лучшим мировым образцам, а по многим характеристикам их превосходят. Среди них модули «Тайфун», «Гром», «Ингул», «Шквал», «Буг», ЗТМ-1, БАУ-23Х2идр.

Универсальный боевой модуль «Гром»

Этот боевой модуль с вынесенным вооружением, разработанный ХКБМ им. Морозова, предназначен для поражения живой силы, борьбы с бронированной техникой, огневыми точками и низколетящими малоскоростными целями противника. Вооружение стабилизировано в двух плоскостях при помощи современного стабилизатора вооружения СВУ-1000. Модуль устанавливается на легкие боевые бронированные машины (БТР-60/70/80, БТР-ЗЕ, МТ-ЛБ, Ml 13, БМП-2 и др.), обеспечивая повышение их огневой мощи.

За счет применения вынесенного вооружения обеспечено повышение защищенности экипажа, снижена масса боевого модуля и улучшены условия обитаемости в боевом отделении (отсутствие загазованности при стрельбе).

Модуль «Гром» был установлен на перспективный украинский БТР-4, а также на модернизированные варианты БТР-70 и МТ-ЛБ.

Универсальный боевой модуль «Ингул»

Боевой модуль «Ингул» разработан Киевским КП «Научно-технический центр артиллерийско-стрелкового вооружения» (КП «НТЦ АСО») для модернизации существующих образцов боевых колесных и гусеничных машин. Отличительной особенностью модуля является его высокая компактность при большой огневой мощи, позволяющая устанавливать его на машины легкого класса вплоть до БРДМ-2.

В качестве вооружения модуля используется автоматическая пушка ЗТМ-2 (или другая пушка типа 2А42, 2А72) калибра 30 мм и спаренный с ней пулемет, например КТ-7,62 (ПКТ).

Для управления огнем на модуле применяется оптико-телевизионный прицельный комплекс ОТП-20 «Циклоп- 1», включающий телевизионную камеру и лазерный дальномер, стабилизатор СВУ-500 «Карусель» обеспечивает высокую точность стрельбы в движении. Модуль не обитаемый, наведение пушки осуществляется при помощи монитора на рабочем месте оператора (командира) в корпусе боевой машины. Это обеспечивает повышенную безопасность личного состава, меньшую загазованность внутреннего объема боевой машины.

Для пуска дымовых гранат установлена система 902В «Туча». Для борьбы с тяжелыми БТР и танками противника модуль оснащен пусковой установкой для противотанковых ракет, например, комплекса «Барьер» с ракетами Р-2 или другими - по желанию заказчика.

«Ингул» может устанавливаться на БТР-70, БТР-80, БРДМ-2, БРДМ-2М, а также на патрульные катера с малым водоизмещением.

Универсальный боевой модуль «Тайфун»

Боевой модуль «Тайфун» разработан Харьковским конструкторским бюро «Укрспецтехника». Он включает стабилизированную пушку, спаренную с пулеметом, средства для установки ракетного комплекса, гранатомет. Основу СУО составляет стабилизированная прицельно-поисковая аппаратура с тепловизионным каналом, лазерным дальномером и счетно-решающим устройством артиллерийской системы. Прицельно-поисковая аппаратура дополнительно содержит оптико-электронный канал, включающий телевизионные камеры наблюдения с широким полем зрения и узким полем зрения, видеокомпьютер, а также монитор видеокомпьютера на рабочем месте оператора.

Прицельно-поисковая аппаратура работает следующим образом. На выбранной цели оператор-наводчик устанавливает маркер и нажимает кнопку «Автозахват». Три гироскопа обеспечивают совмещение маркера и цели. По команде «Автозахват» дальнейшее наблюдение за целью осуществляет камера наблюдения, работающая в режиме узкого поля зрения, или тепловизионная с трансфокатором, и включается программа видеокомпьютера автосопровождения цели. В этом случае при перемещении башни, установленной на шасси, производится автоматическое слежение камерой за движущейся целью, позволяющее удерживать цель в центре экрана монитора. После этого оператор-наводчик выбирает тип оружия, вид боеприпасов и нажимает кнопку «Огонь». Счетно-решающее устройство автоматически рассчитывает вертикальный угол установки оружия в зависимости от дальности цели. После поражения цели оператор-наводчик переключает камеру наблюдения с режима узкого поля зрения в режим широкого поля зрения и осуществляет выбор очередной цели.

Во всех режимах работают две системы стабилизации. Одна - система стабилизации оружия, другая - система стабилизации поисково-прицельных приборов.

Результаты испытаний показали, что эффективность стрельбы возросла, по сравнению с аналогичными устройствами, на 20%, время реакции артиллерийской системы составляет 1-2с. Эффективная дальность стрельбы достигает 5500 м. Вес башни без боекомплекта - не более 2000 кг.

Универсальный боевой модуль «Шквал»

Модуль «Шквал» включает 30-мм пушку, 7,62-мм спаренный пулемет, 30-мм автоматический гранатомет и противотанковое управляемое вооружение. Разработан КП «НТЦ АСО».

Конструкция боевого модуля «Шквал» очень гибкая, что позволяет легко заменить имеющееся вооружение на другое. 30-мм пушка двойного питания имеет готовый к использованию боекомплект из 350 снарядов. Боекомплект 7,62-мм спаренного пулемета составляет 2500 патронов. С левой стороны башни установлен 30-мм гранатомет, у которого в боекомплекте 29 готовых к использованию гранат, дополнительно 87 гранат перевозятся в резерве (три магазина, в каждом из которых находятся 29 гранат).

Шесть 81 -мм установок дымовых/ аэрозольных гранат установлены по три штуки с каждой стороны башни для стрельбы вперед.

Комплекс управления огнем включает прицельный комплекс ОТП-20, который интегрирован с системой управления стрельбой управляемыми ракетами, и стабилизатор вооружения СВУ-500.

Универсальный боевой модуль «Шквал» устанавливается на модернизированные БМП-1У и на бронетранспортер БТР-ЗУ.

На модернизированном варианте данного модуля (на фото установлен на базе БМП-1) установлен развитой комплекс управления огнем на основе оптико-телевизионного многоканального прицельного комплекса с тепловизионным, лазерным каналом дальнометрирования и каналом наведения управляемой ракеты в едином блоке. Ранее модуль включал отдельно размещенные телевизионные камеры ТПК-1 и ТПК-2, входящие в оптико-телевизионный комплекс ОТП-20 «Циклоп-1», а также лазерный дальнометр ВДЛ-2 и ИК прожектор ОУ-5.

Стоит отметить, что украинские модули весьма неплохо выглядят на фоне зарубежных образцов, в том числе и российских разработок, особенно это относится к уникальным по своим характеристикам модулям «Тайфун», «Ингул» и «Гром». Повышенное внимание в украинских модулях уделено вопросам обзора и эффективности стрельбы.

Создание и глубокая модернизация БТР и БМП

Технические и стратегические просчеты - БТР-ЗУ и БТР-94

Еще одним направлением деятельности ХКБМ и завода им. В.А. Малышева в 1990-е гг. стало создание БМП и БТР. В результате появились экзотические тяжелые БМП на базе танков Т-84 и Т-72 (о них рассказывалось выше). Также были разработаны бронетранспортеры БТР-94 и БТР-3, которые, по сути, представляли программы модернизации БТР-80. Однако здесь предприятию сопутствовал небольшой успех. Объясняется это, прежде всего, причинами технического характера, обусловленными неоптимальной компоновкой БТР-70/80, на базе которых пытались создать перспективную машину.

В 1999 г. контракт на закупку 50 БТР-94 был заключен с Иорданией. Поначалу у заказчика возникли претензии к качеству БТР-94, которые впоследствии были устранены. В 2004 г. все БТР-94 были переданы новой иракской армии в рамках помощи.

В конце 2005 г. завод им. Малышева (пользуясь своим статусом спецэкспортера) подписал контракт на продажу в Иорданию 150 боевых модулей для оснащения легкой бронированной техники.

БТР-4. Фото ХКБМ.

БТР-4

Под впечатлением от пакистанского контракта ставка была сделана на танки и машины на их базе. Увы, на весьма переполненном рынке, в условиях весьма негибкой маркетинговой политики закрепить успех не удалось.

Если бы ХКБМ начало разработку БТР-4 иЛТБМ «Дозор» раньше, то ситуация сейчас могла быть совершенно иной. Даже не учитывая многомиллионные контракты на поставки колесных боевых машин категории до 30 т (Польша, Финляндия, Чехия и др.) в европейские страны, доля поставок качественных машин данной категории в страны Азии и арабские государства могла бы кардинально улучшить положение ХКБМ.

Бронетранспортер нового поколения БТР-4 был впервые представлен в 2006 г. на выставке «Аэросвит-21». Безусловно, работы над машиной подобного класса были начаты с большим опозданием.

Компоновка БТР-4 полностью отличается от всех ранее созданных отечественных БТР (БТР-60/70/80/90). Отделение управления находится в передней части корпуса, силовое отделение расположено с левой стороны за спиной водителя и снабжено проходом по правому борту в десантное отделение. Далее размещено десантное отделение с двухстворчатыми дверями для высадки десанта. Для командира и водителя имеются двери в бортах со встроенными пуленепробиваемыми стеклоблоками. Лобовые стекла также представляют собой пуленепробиваемые стеклоблоки, которые могут закрываться бронированными крышками.

Боевая масса БТР-4 в базовом варианте составляет 17 т (19,3 т с модулем «Гром»), в варианте с дополнительным бронированием вес может достигать до 27 т (защита от снарядов 30-мм пушек). БТР-4 перевозит восемь десантников, экипаж - три человека. Силовая установка состоит из двухтактного дизеля ЗТД мощностью 500 л.с. с автоматической гидромеханической трансмиссией. По желанию заказчиков возможна установка двигателя фирмы Deutz с мощностью 489 или 598 л. с.

На базе БТР-4 возможен выпуск машин различного назначения - огневой поддержки, командирских, санитарных, зенитных, боевых разведывательных или ремонтно-эвакуаци-онных.

МТ-ЛБ

Харьковский тракторный завод (ХТЗ) представляет комплексную программу модернизации ранее созданных заводом машин семейства МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный) - многоцелевого шасси МТ-ЛБ, шасси комплексов «Стрела-10», «Штурм-С», РХМ, многоцелевых бронированных вездеходов МТ-ЛБ В и МТ-ЛБ ВМ.

Кроме того, создаются новые машины семейства - легкие многоцелевые бронированные транспортеры сил быстрого реагирования МТ-ЛБ Р6 и МТ-ЛБ Р7. Предполагается модернизация различного уровня по желанию заказчика для повышения подвижности, защиты, огневой мощи и комфорта.

Альтернативные предложения

Тяжелые БМП/БТР

Новая машина на базе Т-64 была создана специалистами ДП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод». Базовый вариант для семейства боевых и вспомогательных машин создан путем «разворота» танка Т-64 моторно-трансмиссионным отделением вперед, удалением с него башни и оборудования десантного отделения. В итоге получился УМР-64, на котором могут размещаться до 15 функциональных модулей массой до 22 т. Одним из вариантов является создание на его базе тяжелой БМП с десантом до 12 человек и необитаемым боевым модулем с дистанционным управлением. В базовом варианте БМП весит 34,5 т.

Тяжелую БМП на базе Т-64 планируется включить в состав танкового взвода на постоянной основе, они предназначены для замены БМП-1 /2.

На базе УМР-64 также предполагается создать универсальную машину боевого снабжения (УМБП-64), высокозащищенную командно-штабную машину с весом до 41 т, 120-мм самоходный миномет и другие машины.

Для посадки и высадки десанта УМР-64 снабжен удобными дверями в кормовой части корпуса. Это выгодно отличает данную разработку харьковских танкостроителей от конкурентов как в Украине, так и в России. В отличие от специалистов ХКБМ, конструкторы Харьковского бронетанкового ремонтного завода не пытались совместить несовместимые вещи - танк и БТР: получавшаяся в результате малоприменимая конструкция не выполняла в полном объеме функций ни того, ни другого. От российских тяжелых БТР (БМО-Т,

ДПМ-72) украинская машина выгодно отличается большей вместительностью десантного отделения и значительно лучшими условиями для десантирования и посадки в машину.

Для обеспечения пехотному отделению возможности безопасного спешивания из кормовой части машины была предложена конструкция с передним размещением двигателя. Чтобы достичь этого без конструктивных изменений корпуса базового танка с кормовым размещением двигателя, он используется так, что в своем новом виде конструкция передней части корпуса танка была репрофилирована (кормовая часть танка стала передней частью). Для использования танка в таком виде изменено направление вращения бортовых передач, геометрия подвески также отрегулирована для сохранения распределения натяжения гусениц. Командир и водитель перемещены на приподнятых рабочих местах за перегородку моторно-трансмиссионного отделения.

Таким образом, на базе Т-64 вместо их утилизации предприятие во главе с В. Федосовым создало ряд специальной техники, в первую очередь, для инозаказчика, чтобы покупатель мог выбрать тот товар, который ему по нраву.

Последней разработкой предприятия стал высокозащищенный колесный БТР (БМПТ-К-64), изготовленный с применением корпуса, а также других узлов танка Т-64.

Как указал начальник подраздела ремонта департамента экономической и хозяйственной деятельности МО Украины Дмитрий Колесник, сегодня переработка корпуса Т-64 в БМПВ-64 в условиях ремонтного предприятия стоит около 450 тыс. гривен, без учета стоимости вооружения. Он также добавил, что окончательная цена модернизации будет составляться из стоимости шасси Т-64 - 70 тыс. гривен, их капитального ремонта - еще 80 тыс. и стоимости КД на каждую единицу-70 тыс. гривен. Ав итоге это составляет 670 тыс. гривен.

Тяжелая БМП на базе танка Т-64 (БМПВ-64). Фото 115-го БТРЗ.

Автономный комплекс

Руководство ДП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод», где Т-64 проходил капитальный ремонт и модернизацию (до стандарта Т-64БМ2), считает, что у танка есть перспективы на внешнем рынке. Также был предложен вариант создания на его базе целого семейства машин - тяжелого БМП/БТР, машины поддержки, самоходного миномета, командно-штабной машины, универсальной машины боевого снабжения. Все эти машины наряду с основным модернизированным танком Т-64Б могут стать основой автономного комплекса бронированных машин на единой базе танка. Им может быть мощный бронетанковый комплекс на базе танка Т-64, в том числе входящий в состав любых формирований сил общего назначения, способный выполнять тактические задачи в отрыве от тыловых баз. Это позволит значительно упростить процессы поддержки, технического обслуживания и ремонта техники, если унифицировать базу основного танка, боевой машины пехоты, бронированного ремонтно-эвакуационного средства, командно-штабной машины, санитарно-эвакуационной и машины материального обеспечения. Кроме этого, в комплекс войдут полевая артиллерия, комплексы противовоздушной обороны, разведывательные комплексы. Все это предлагают специалисты Харьковского бронетанкового ремонтного завода.

Концепция автономного разведывательно-ударного комплекса является основной в развитии военно-технической концепции системы бронированного вооружения нового поколения. Это создание семейства унифицированных образцов на базе единого шасси (объединенных в единое информационное пространство). Таким образом, в начале XXI века образцы бронетанкового вооружения снова адаптируются к изменившимся условиям и превращаются в наземные боевые высокозащищенные машины, являющиеся элементом единой системы вооружения. При этом они сохраняют главную отличительную черту - высокую степень универсальности, позволяющую решать разнотипные боевые задачи во всех видах боевых действий и эффективно взаимодействовать с другими боевыми средствами.

В этом аспекте стоит взглянуть на мнение специалистов 38 НИИ МО РФ и Омского КБТМ, описанное, например, в патенте РФ №2242699 «Автономный комплекс бронированных гусеничных машин» и патенте РФ №2242699 «Способ изготовления многоцелевой военно-гусеничной машины на шасси танка», где высказываются аналогичные предложения.

Разработка унифицированного шасси на базе Т-64 наконец-то получила и государственную поддержку в 2007 г. со стороны комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной Рады. Было принято решение о необходимости создания многофункционального шасси на базе Т-64 разработки ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод».

Проблема создания шасси была рассмотрена с участием специалистов Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил, научно-исследовательских ведомств ВС, Генеральных конструкторов по танкостроению и моторостроению (ХКБМ и ХКБД). Решение комитета направлено для рассмотрения Кабмином.

Тем временем бронетанковые ремонтные заводы МО Украины сейчас в основном заняты работой над ремонтом и модернизацией бронетанковой техники для иностранного заказчика - Пакистана, Китая, Иордании, Алжира, африканских стран и др.

БТР-80УП, модернизированный на 346-м Николаевском БТРЗ.

Киевский бронетанковый завод дает вторую жизнь Т-72. Результативность стрельбы, достигнутая с расстояния 3 км, была равна 97% - и это при том, что стрельба велась в движении и при очень высокой температуре воздуха.

На 346-м Николаевском БТРЗ прошли модернизацию бронетранспортеры БТР-80, получившие обозначение БТР-80УП. Партия из 98 таких машин с усиленной защитой была поставлена в Ирак. Из них 66 БТР-80 для модернизации были закуплены в Венгрии, а 32 машины были собраны на Украине. Контракт выполнялся при посредничестве Польши.

БТР-80УП будут поставляться в Ирак в восьми модификациях: БТР-80УП-КР (КП командира роты); БТР-80УП (базовая десантная машина); БТР-80УП-КБ (КП командира батальона); БТР-80УП-С (командно-штабная машина); БТР-80УП-М (санитарная машина); БТР-80УП-Р (разведывательная машина); БТР-80 УП-БРЕМ (ремонтно-эвакуационная машина); БТР-80УП-Т (транспортная машина).

Конструкция БТР предусматривает дополнительную броневую защиту, установленную спереди и по бокам БТР. Пространство для водометного движителя используется для размещения аккумуляторов, другого оснащения и вооружения. Установлены новые шины, электро- и пневматические установки, двигатель КамАЗ-7403 (260 л.с.) заменен на Д-80 (300 л.с).

Основным нововведением модернизированного БМП-80 является установка дополнительной защиты (от бронебойных пуль калибра 7,62 мм и пуль калибра 12,7 мм).

Конкуренты на внешнем рынке

На внешнем рынке основными конкурентами украинских танков выступают примерно аналогичные им по цене и в целом по основным характеристикам танки, типичные для отечественной школы танкостроения, - это, прежде всего, Т-90, польский ПТ-91, китайский Тип-96.

Т-90 был создан в конце 1980-х гг. как глубокая модернизация танка Т-72Б. В 1989 г. УКБТМ передал на испытания первые четыре танка, впоследствии получившие название Т-90. Основным отличием танка от Т-72Б было наличие автоматизированной СУО, позаимствованной у танка Т-80У/УД; до этого Т-72 автоматической СУО не имели. Танк также оснащался встроенной динамической защитой «Кон-такт-5», а впоследствии - и КОЭП «Штора-1». При этом конструкция танка в целом была аналогична танку Т-72Б, оснащенному литой башней и двигателем мощностью 840 л.с. В ответ на продажу Украиной Пакистану в 1996- 1999 гг. 320 танков Т-80УД Индия в срочном порядке решила восстановить баланс сил (на тот момент индийским танкистам просто нечем было бороться с пакистанскими Т-80УД, которые на голову превосходили их Т-72М и Т-55) и закупить в России партию Т-90С (экспортная модификация Т-90). В 1999 г. три Т-90С принимали участие в испытаниях в

Индии, из них один с литой башней и два новые, со сварными башнями.

Результаты испытаний российских танков Т-90С, прошедшие в пустыне Раджастхан, по мнению индийской стороны, оказались не совсем такими, как хотелось бы нижнетагильским танкостроителям. Согласно докладу, на который ссылается индийский источник «Политикал ивентс» (Political Events), двигатели В-84-1 мощностью 840 л.с. всех трех машин, принимавших участие в испытаниях, не выдержали тестирования по причине серьезного перегрева. А один из танковых двигателей вышел из строя, не выдержав эксплуатации в условиях высокой температуры и запыленности. Но в итоге в Дели все-таки не отказались от закупок новых российских танков. Кроме того, из-за отсутствия кондиционера за последние четыре года оказалась непригодной к использованию 80-90 СУО, которая стоит почти 20% всей стоимости танка. Попытки решить эту проблему до сих пор не увенчались успехом. Таким образом, поставка украинских танков в Пакистан, по сути, реанимировала российское танкостроение, которое в те годы находилось в глубочайшем кризисе - стоял вопрос о сворачивании мощностей по производству танков на Уралвагонзаводе.

Так что же представляет из себя Т-90 по сравнению с украинским танком «Оплот»?

В плане бронезащиты украинские танки не только значительно превосходят Т-90, оснащавшиеся литой башней, но и новые Т-90, которые начали оснащать сварной башней.

Сталь с ЭШП, из которой изготовлена конструкция башни танка «Оплот», обеспечивает прирост стойкости на 10-15% по сравнению со сварной башней из броневых сталей средней твердости, применяемой на танках Т-90С, которые были поставлены в Индию. Крыша башни украинского танка выполнена цельноштампованной, что повысило ее жесткость; обеспечены технологичность и стабильное качество в условиях серийного производства, в отличие от Т-90С, у которого крыша башни выполнена сварной из отдельных деталей, что снижает жесткость конструкции при фугасном воздействии. Также довольно странным является то, что Т-90 имеет конструктивно более низкую защиту башни по отношению к корпусу (теоретически должно быть наоборот). Также стоит отметить улучшенную архитектуру «Оплота», снижающую эффективную поверхность рассеяния (ЭПР), уголковые радиолокационные отражатели и средства снижения за-метности в радиолокационном и ИК-диапазоне длин волн. Т-90С имеет в 1,2-1,5 раза большую ЭПР, примерно в 1,2 раза больший тепловой контраст в ИК-диапазоне (выхлоп двигателя - на левый борт), что облегчает наведение средств поражения с головками самонаведения и позволяет обнаруживать танк средствами разведки с большей дальности.

В плане огневой мощи украинский и российский танки фактически равноценны, так как используют, по сути, одинаковую систему управления огнем с незначительными модификациями. Тем не менее, стоит отметить наличие в составе СУО танка «Оплот» прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-5 «АГАТ-СМ» со встроенным лазерным дальномером и устройством ввода углов бокового упреждения (УВБУ), ПНК-5 повышает эффективность ведения огня командиром на 20-50% и вдвое снижает время на подготовку выстрела. Также для обеспечения стабильной точности стрельбы на украинском танке установлена СУИТ-1 производства КБ «Луч» (такие разработки существуют и в России, но появились позже и на экспорт пока не предлагались). В дополнение к этому на «Оплоте» имеется датчик измерения начальной скорости снаряда, позволяющий измерять указанную скорость при каждом выстреле пушки и затем вводить информацию в танковый баллистический вычислитель комплекса управления огнем с целью автоматического учета поправки на износ канала ствола, температуру заряда и другие факторы.

В плане подвижности двигатель В-84 значительно уступает украинскому 6ТД-2 как по мощности, так и по надежности в условиях пустыни при повышенных температурах окружающей среды и в удобстве эксплуатации.

В последние годы российским разработчикам удалось догнать украинский дизель по мощности (В92С2 - 1000 л.с. и В99 - 1200 л.с), однако дальнейшее форсирование этого дизеля, являющегося модификацией дизеля В-2, созданного в Харькове для Т-34, представляется малореальным. В то же время украинский дизель серии 6ТД имеет значительные резервы совершенствования - до 1500 л.с.

Вместо заключения

В 2004 г. ГП «Завод имени Малышева» выполнил государственный оборонный заказ по модернизации бронетанковой техники - танков БМ «Булат»; это был первый оплаченный государством заказ на поставки бронетехники для армии с 1992 г., когда были поставлены 44 танка Т-80УД «Береза». Поставленные же в 1999 г. и показанные на параде танки «Оплот», произведенные по заказу украинской армии, были изготовлены за счет собственных средств завода.

В бюджете на 2004 г. на модернизацию танков Т-64БМ «Булат» было предусмотрено 40 млн. грн. В 2004 г. завод им. Малышева выполнил заказ на изготовление для украинской армии 17 танков «Булат», в 2005 г. танки были переданы в войска.

Однако в связи с обострившейся политической ситуацией и началом политических междоусобиц в 2005 г. пострадал и завод им. Малышева - основной исполнитель заказа по модернизации Т-64. Строка на выделение в 2005 г. 120 млн. грн., которые были выделены правительством на продолжение модернизации, была вычеркнута из бюджета, и тем самым завод оказался без госзаказа.

Таким образом, пустующие площади для производства танков приносили заводу большие убытки, а основные средства поступали от производства сельскохозяйственной и горнодобывающей техники - от поставки в Китай бурошнековых машин и производства комбайнов «Обрий», а также от поставки дизелей для «Укржелез-нойдороги» и буровых вышек и трубоукладчиков для «Нефтегаз Украины». Сейчас возможно также разделение гражданского и специального производств завода с его последующей приватизацией.

Следующую партию «Булатов» армия получила только в 2007 г. Начиная с 2004 г. предприятие поставило для потребностей ВСУ всего 36 танков БМ «Булат».

Литература и источники

1. 3 прищлом на закордонний ринок...// Народна Армiя. - 2006.01.03.

2. Булат у стил(Модерн // Войско Украины. - 2005, №10.

3. Производство бронетехники на Украине: славное прошлое, кризисное настоящее, туманное будущее // Экспорт Вооружений. - 2005, №5.

4. Необходим реализм в оценке потенциала украинского ВПК и политики официального Киева // ВПК - 2004, № 4 (21).

5. Услуги Киевского бронетанкового завода интересуют Македонию, Пакистан, Китай, Иорданию и Алжир // Центр исследований армии конверсии и разоружения. - 2001, 8 авг.

6. Инженерное обеспечение роты (взвода) в бою. /отв.ред. А.В. Быков. - М.: Управление подготовки и распределения кадров Сухопутных войск МО России, 1993.

7. Патенты Украины №49978,22363, 73006, 50850, 32621.

8. Материалы сайтов: http://kharkivoda.gov.ua, http://www.morozov.com.ua, http://presialent.org.ua, http://www.mil.gov. иа, http://unian.net, http://armor.kiev. иа/.

Но не только умелыми воинами славится наша страна. Отечественная военная техника по праву считается одной из лучших в мире. Не зря наша страна входит в десятку ведущих экспортеров оружия. Особенно удаются нашим соотечественникам боевые бронированные машины. Ко Дню защитника Украины – лучшая бронетехника Украины всех времен.

Т-34

Детище Харьковского конструкторского бюро машиностроения праву считается лучшим танком Второй мировой войны. Т-34 принес немало новшеств в танкостроение. Наклоненная броня способствовала рикошету вражеских снарядов, а широкие гусеницы позволяли без труда преодолевать тяжелое бездорожье.

Наконец танк Т-34 первым в мире получил дизель. Это обезопасило его от пожаров, ведь, в отличие от высокооктанового бензина, солярка не горела даже при прямом попадании в бензобак. К тому же, 500-сильный двигатель разгонял боевую машину до 55 км/ч.

На 1941 год 76 мм орудие Т-34 было одним из лучших в мире. А когда потребовалось нарастить огневую мощь, то танк легко усовершенствовали и установили пушку калибром 85 мм.

А еще танк Т-34 поражает своей массовостью – 84 тыс. штук. Передовой метод сварки, разработанный Евгением Патоном, позволил резко нарастить темпы производства. Кстати, в некоторых странах танк все еще на вооружении.

Т-64

Еще одна революционная разработка харьковских инженеров. Т-64 – первый в мире основной боевой танк, то есть машина сочетающая броню и огневую мощь тяжелого танка со скоростью и маневренностью среднего.

Танк Т-64 оснастили передовым изобретением – системой автоматического заряжания снарядов. Это повысило скорострельность 125-миллиметрового орудия и позволило сократить экипаж до трех человек.

Т-64 до сих пор является основным танком нашей страны. Сейчас вооруженные силы Украины активно пополняет модернизированный Т-64БМ Булат. Усовершенствованные защита, система управления огнем и ракетный комплекс существенно улучшили характеристики Т-64.

Т-84БМ Оплот

Танк Т-84БМ Оплот по праву считается одним из лучших в мире. Его лобовая броня достигает 1200 мм, а продвинутой электроники в нем не меньше, чем в .

Система управления огнем дополнена лазерным дальномером. А система предупреждения дает знать, если вражеский танк взял Т-84БМ Оплот на прицел. И сама затем ставит дымовую завесу.

Мощный 1200-сильный турбодизель разгоняет 48-тонную махину до 70 км/ч. В помощь пушке калибра 125 мм – противотанковые ракеты «Комбат», разработанные в киевском КБ Луч.

При этом танк Оплот еще и значительно дешевле всех своих аналогов – 4,9 млн. долларов. Тем не менее, для украинской армии он пока слишком дорогой.

БТР-4 Буцефал

БТР-4 Буцефал – представитель нового поколения бронетранспортеров, не имеющий ничего общего с советской техникой. Его преимущество – усиленная огневая мощь и универсальность конструкции.

На выбор предложены несколько башен-модулей с разным вооружением. Новый БТР-4 может быть оснащен автоматическими пушками калибра 23 или 30 мм, пулеметом калибра 7,62 мм, а также автоматическим гранатометом и даже противотанковым ракетным комплексом.

Бронетранспортер БТР-4 Буцефал оснащают украинским трехцилиндровым турбодизелем 3ТД-3 мощностью 500 л. с. или 600-сильным двигателем Deutz. В любом случае он способен перевозить до 10 человек со скоростью до 110 км/ч.

Вооруженные силы и Национальная гвардия Украины уже получили несколько десятков БТР-4 Буцефал.

КрАЗ Кугуар

Кременчугский автозавод – одно из немногих автомобильных предприятий Украины, наращивающих объемы производства. В первую очередь, это продиктовано армейскими заказами. Причем, выпускают не только грузовики, но и бронемашины – такие, как KrAZ Cougar.

Бронеавтомобиль КрАЗ Кугуар создан на базе Toyota Land Cruiser и получил двигатели Тойота. Бензиновый 4,0-литровый V6 развивает 228 л. с., а турбодизель объемом 4,0 л – 240 л. с. В любом случае максимальная скорость – 105 км/ч.

Стальная броня KrAZ Cougar защищает от пуль калибра 7,62 мм с расстояния в 10 м. На крыше может быть установлен крупнокалиберный пулемет или автоматический гранатомет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

На вооружение украинской армии поступила первая партия из 30 устаревших БМП-1АК, сообщил источник RT в холдинге «Укроборонпром». Поставщиком выступает польская компания Wtorplast, но изначально эти БМП, разработанные в СССР в 1960-х годах, принадлежали армии ГДР. В общей сложности Киев намерен закупить 200 единиц бронетехники. Машины будут импортированы под видом металлолома, а после сборки в Житомире их приобретёт Минобороны Украины по цене в пять-семь раз выше закупочной. Бенефициаром сделки, предположительно, является глава оборонного комитета Верховной рады Сергей Пашинский. О том, как устроен сбыт ВСУ подержанных вооружений, - в материале RT.

В Вооружённые силы Украины поставлены 30 бронемашин пехоты БМП-1АК польской компании Wtorplast. Об этом сообщил источник RT в холдинговой компании «Укроборонпром». По его словам, в общей сложности украинская армия должна получить 200 единиц бронетехники, произведённой в Чехословакии по советской лицензии.

Изначально эти БМП принадлежали армии ГДР. С 1990-х годов они находились на хранении бундесвера. Чехословацкие машины выкупила Швеция, затем они достались чешской Excalibur Army, а позже — Wtorplast.

БМП-1АК — это модификация советской бронемашины, принятой на вооружение в 1966 году. Закупленные в Польше БМП отличаются улучшенной защитой от попадания кумулятивных боеприпасов. В остальном БМП-1АК аналогична своему советскому собрату. Вооружение машины состоит из 73-миллиметрового гладкоствольного орудия 2А28 «Гром» и 7,62-миллиметрового спаренного пулемёта.

«Ранее польская компания Wtorplast, действительно, поставила первую партию БМП-1АК, и теперь эти 30 единиц поступили в войска, хотя изначально мы (сотрудники «Укроборонпрома». — RT) говорили о том, что необходимости в этих БМП нет, но нас убеждали в обратном», — отметил собеседник.

Разница в цене

Источник RT отмечает, что БПМ-1АК оказались в неудовлетворительном состоянии. По его словам, в среде военных и промышленников Украины начался «большой скандал», и теперь поставка оставшихся 170 единиц бронетехники компании Wtorplast оказалась под вопросом.

Как сообщил собеседник RT в «Укроборонпроме», в Польше закупаются отдельные части БПМ-1АК. Потом машины собираются на Житомирском бронетанковом заводе (входит в «Укроборонпром») и приобретаются Минобороны. Причём цена для военного ведомства в пять-семь раз превышает закупочную стоимость. Выгодоприобретателем в этой схеме, предположительно, является председатель комитета Верховной рады по обороне Сергей Пашинский.

На прошлой неделе украинский журнал «Новое время» опубликовал расследование, которое уличает представителей украинской власти в махинациях с поставками вооружений.

По данным журналистов, основные потоки денег от серых схем распределяются между активами Пашинского и заместителя секретаря СНБО Олега Гладковского, который является деловым партнёром и приятелем президента страны Петра Порошенко.

Как выяснило издание, 200 БМП-1АК были закуплены Wtorplast у Excalibur Army за $5 млн, а Минобороны получит эти машины за $41 млн. Таким образом, чешская фирма продала полякам устаревшую бронетехнику по цене металлолома. Wtorplast отделяла в целых машинах башни от шасси и передавала их в таком виде Житомирскому бронетанковому заводу.

  • Цех ремонта бронетехники
  • Valentyn Ogirenko / Reuters

Стоимость одной БМП-1АК для Wtorplast — €20—25 тыс. При этом распиленную бронемашину покупали за $165 тыс. (башня — $66 тыс., шасси — $99 тыс.). Ещё в $40 тыс. обходятся работы по сборке каждой БМП. Таким образом, итоговая цена одной машины для ВСУ вырастает почти в десять раз — до $205 тыс.

Растраченный потенциал

Скандал по поводу поставок чехословацких БМП разгорается на Украине на фоне регулярно появляющихся сообщений о скором завершении работ по созданию новых бронемашин собственного производства. Житомирский завод намерен поставлять ВСУ модернизированную версию советских образцов — БМП-1УМД, а Харьковское КБ по машиностроению обещает разработать кардинально новую модель — БМП-У.

«Стоит задача, инициированная нашим предприятием, по разработке современной отечественной БМП. Это не модернизация, не улучшение старого. Большинство технических решений — новые, оригинальные. По большинству параметров и характеристик эта машина будет лучше, чем БМП-1 и БМП-2», — заявил в мае 2017 года учёный секретарь конструкторского бюро Андрей Богач.

Украинские СМИ отмечают, что закупка чехословацких БМП-1АК является либо проявлением ничем не прикрытой коррупции, либо демонстрирует отсутствие у оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Украины мощностей для создания и налаживания массового производства по-настоящему современной бронетехники.

Интересно, что одним из ярых критиков неудовлетворительного состояния оборонной отрасли Украины является Сергей Пашинский. Он неоднократно обличал работников отрасли в привычке пользоваться тем, что было произведено ещё в советскую эпоху, и зарабатывать на продаже отремонтированной техники.

«У нас нет никакого потенциала. Весь наш потенциал заключался в следующем: берёшь у Минобороны танк Т-72 или Т-64 по цене металлолома, заводишь его на бронетанковом заводе, ремонтируешь и продаёшь за $400 тыс.», — сказал Пашинский в октябре 2016 года.

При этом сам Пашинский, по сути, наладил аналогичную схему полулегального заработка через «Укроборонпром».

С производством новой бронетехники на Украине сложилась крайне сложная ситуация. В 2012—2013 годах украинские бронетранспортёры БТР-4 забраковали в казахстанской армии и в Минобороны Ирака. У машин были обнаружены трещины в броне.

  • Цех сборки бронетехники
  • Valentyn Ogirenko / Reuters

В 2014—2015 годах на вооружении ВСУ поступили подержанные британские бронетранспортёры Saxon AT-105. Минобороны Украины собиралось модернизировать списанные машины. Однако в ходе испытаний выяснилось, что их ходовые качества и защищённость абсолютно непригодны для боевых действий. В итоге Saxon переоборудовали под санитарные броневики.

На безрыбье

Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов назвал покупку устаревших БМП чехословацкого производства логичным шагом для нынешнего состояния оборонной промышленности Украины.

«Украинское государство импортом техники занимается давно — начиная с 2015 года, и номенклатура импорта и его стоимость только увеличиваются. Поэтому в приобретении старых чехословацких машин нет ничего из ряда вон выходящего. Я напомню, что гусеничных БМП украинцы не делали никогда. Они производят устаревшие БТР-3, но это с учётом наличия ещё советских комплектующих. Так что приобретение старых БМП — это логично, так как, в отличие от колёсных английских броневиков Saxon AT-105, для БМП-1 в Минобороны Украины есть запчасти и инфраструктура. Она, конечно, устаревшая, но на безрыбье и рак рыба», — отметил эксперт в интервью RT.

Он также пояснил, что не видит ничего особенного в наличии коррупционной составляющей импорта старых машин украинским государством. По его словам, подобные истории случаются на Украине нередко.

Руководитель аналитического отдела Института политического и военного анализа Анатолий Храмчихин полагает, что украинская оборонная промышленность теоретически могла бы разрабатывать новейшие системы вооружения, однако на практике всё обстоит иначе.

«Танковая промышленность, в частности, была традиционно развитой на украинской территории. Другое дело, что БМП они не создавали, однако потенциал для того, чтобы это сделать, в стране есть. Однако, как показал опыт поставок танков «Оплот» для Таиланда, сколь-либо массовое производство даже вполне современных и конкурентоспособных образцов боевой техники Украина наладить уже не способна», — заявил эксперт в беседе с RT.

Причина, по которой Украина не может обеспечить серийное производство сложной военной техники, с его точки зрения, кроется «в общей деградации институтов оборонной промышленности страны и коррупции». При этом специалисты отмечают, что воевать чехословацкие БМП, несмотря на почтенный возраст, ещё способны.

«Фотографии этих боевых машин, которые были продемонстрированы в прессе, показывают, что они на ходу. Другое дело, что неизвестно, насколько хватит их ресурса», — сказал Фролов.

По словам Храмчихина, чехи сейчас распродают эти старые БМП сотнями — в основном в Азию и Африку, где машины участвует в боевых действиях.

«Нельзя сказать, что те, кто на них воюет, рады этой технике, но это лучше, чем ничего», — заключил эксперт.

Далее предлагаем взглянуть на некоторые образцы самодельной бронетехники, которая используется армией и Национальной гвардией Украины на полях сражений. Техника далеко не самого лучшего качества, но при этом довольно интересная и совершенно уникальная.

Боевая бронированная машина «Азовец», получившая от почитателей таланта украинских танкостроителей ласковое прозвище «Навозец», позиционируется как «городской танк». Она смонтирована из установленных на шасси танка Т-64 мусорных контейнеров - и это, пожалуй, единственное, что позволяет говорить о ее преимуществах для ведения боя в городских условиях: в любой момент можно замаскироваться во дворе какой-нибудь многоэтажки. Главное только, чтобы мусоровоз ее по ошибке не вывез на свалку.

До недавнего времени главной отличительной чертой «Азовца» являлись два независимых боевых модуля с авиационными пушками и ПТРК - вероятно, для того, чтобы один стрелок мог уничтожить другого, если тот окажется тайным агентом Кремля. Теперь появилась еще одна уникальная особенность: фирма «Авикос» поставила по подряду некачественные оптико-электронные устройства, которые, как признают сами хозяева машины из неонацистского полка «Азов», «выполнены из дешевых компонентов китайского производства для бытового назначения». Помимо прочего, на этой пластмасске «в качестве основы камеры использованы бытовые детали, которые применяются в дверных глазках или домофонах».

С другой стороны, согласитесь, что глазок куда лучше подходит для «городского танка», чем стандартная оптика для бронетехники. К тому же, это будет первый в мире танк, в экипаже которого имеется консьерж. В качестве дополнительной инновации можем также посоветовать приделать к бортам лавочки и усадить на них бабок, которые своими увещеваниями должны существенно снизить наркоманию в рядах ВСУ.

Полеты во сне и наяву

Еще одно инновационное изделие украинской оборонки - ударный беспилотник на конной (ой, то есть, простите, на реактивной) тяге, который, как сообщает украинский «24 канал», разработан учеными из Национальной академии наук Украины. Судя по внешнему виду, он изготовлен из обрезанного штыка лопаты и колесиков от сумки-тележки, однако утверждается, что он «развивает скорость до 800 км/ч» и способен «уничтожать вражескую технику на расстоянии до 50 километров». Спорить с этим не будем, добавим только, что аппарат предельно универсален: сначала уничтожаешь врага, который будет помирать со смеху, а потом тем же беспилотником закапываешь его труп.

С другими видами летаков у украинцев тоже все в порядке. Вот, к примеру, «Лев-1», переделанный из американского легкого вертолета Bell 47G-4 1964 года выпуска - то есть, построенного еще при жизни изобретателя вертолета, русского киевлянина Игоря Сикорского. Сообразительные украинцы придумали использовать этот мыльный пузырь не только для обеспечения господства в воздухе, но и для того, чтобы транспортировать раненых пониже спины бойцов.

«Куда вы меня тащите?» - как бы спрашивает этот несчастный киборг. Как куда - конечно, на живодерню. Ну, или в морг, это уж как доктор скажет. А что - примотал носилки скотчем, и скорая помощь для самоубийц готова. Если же наш подранок не окочурится от такого экстрима, можно сунуть ему в зубы кулемет, и таким макаром долететь не только до середины Днепра, но и до середины Волги. Надо только для сопровождения взять дроны-лопаты.
Броня крепка

Неудачи с украинскими бронетранспортерами, которые трескаются от хорошего удара кулаком, не остановили полет инженерной мысли. В чью-то светлую голову пришла идея переоснастить в бронеавтомобили старые советские «шишиги» (армейские грузовики ГАЗ-66).

Получившийся продукт носит название «Овод». Выглядит он заметно пристойнее большинства украинских «шушпанцеров», несмотря на то, что выполнен в форм-факторе гроба. Собственно, и находиться в его кабине живому человеку довольно затруднительно, хотя, как говорят психологи, поза эмбриона помогает преодолеть страх и почувствовать себя в безопасности. Особенно это будет актуально, когда после очередной колдобины водитель и пассажир выбьют себе зубы коленями.

А посмотрите, как изящно отделан салон кожзаменителем. Не хватает только коробки с мелочью и висящих над ней четок.

Еще один чудесный экземпляр, правда, еще не пошедший в серию - БТР «Джокер». «Такое название для боевой машины военнослужащие придумали недаром - если в картах «Джокер» помогает игроку выиграть, то в бою усовершенствованный БТР даст Калиновским гвардейцам больше шансов на быструю победу», - пишут украинские СМИ. Если честно, боевые возможности этого БТР-80 с четырьмя противотанковыми гранатометами больше напоминают ситуацию, которая у игроков в преферанс называется «прикупить двух тузов на мизере». Не зря в эту братскую могилу на колесах уже встроена кладбищенская оградка.

Конверсия по-украински выглядит примерно так. Есть авиазавод «Антонов», тяжкое наследие коммунистического прошлого, который в годы «советской оккупации» производил никому не нужные самые большие самолеты в мире. Теперь при нынешнем евроинтегрированном режиме сотрудники предприятия наконец-то могут заняться по-настоящему полезной и востребованной продукцией. Смотрите, какой у них получился замечательный блиндированный Ford, в котором все по-чеховски прекрасно: и обтекаемые контуры, и приваренные елочкой треугольные профили, и тризуб на капоте, и брызговики в виде бахромы из цепочек. Авиастроителям есть, чем гордиться!

Трудовую эстафету принимают работники Николаевского тепловозоремонтного завода. Поскольку новой Украине не нужны доисторические тепловозы, лучше изготавливать современные машины-убийцы, тюнингованные арматурой и прочей рухлядью. Некоторые пруты приварены некрепко - так что киборги смогут оторвать парочку и пойти с ними в рукопашную, а в крайнем случае - и использовать их вместо протезов, поскольку украинские заводы по производству протезов уже давно перепрофилировались на изготовление шляп для сбора милостыни.

Вот еще одна разработка по принципу обратной конверсии - боевая машина «Тортилла», состоящая из гусеничной базы трактора Т-150 и половины цистерны, какие обычно устанавливают над дачными душами. Можно долго спорить о ее достоинствах (среди которых - скорость 40 км/ч, вместимость 30 десантников и, конечно, превосходное бронирование), но с одним утверждением нельзя не согласиться: аналогов этой машины нет ни в одной армии мира. К тому же, создатель блестяще воплотил в жизнь фразеологизм «накрыться медным тазом».

А вот и конкурент российских роботов-танков - самобеглая боевая телега с дистанционным управлением.

Ну, то есть, как дистанционным - куда провода от розетки хватит.

Еще одна крайне необходимая в хозяйстве вещь - блиндированная передвижная баня. Оснащена сразу двумя двигателями: дровяным и паровым.

В комплекте с баней идет прицеп-пепелац, в который помещается до двухсот ведер горилки.

А попарившись, можно сгонять с побратимами в ближайший автомагазин и шлифануть это дело стекломоем.

Универсальный бронеавтомобиль для культурно-массовой деятельности. Свадьбы, корпоративы, похороны.

Кстати о последнем - на службе в ВСУ имеются любые виды военной техники. Даже боевые катафлаки.

Это детище конструкторов из палаты интенсивной терапии Житомирского психдиспансера не прошло кастинг на фильм «Безумный Макс».

А это - из косплея замечательной компьютерной игры Carmageddon.

Флагман украинского флота колесных бронепоездов «Летучий хохландец».

Очередная вариация на тему мусорного бака на колесах. Как мы знаем, в стране победившего Евромайдана любят проводить люстрации с помощью мусорных баков, а тут у нас натуральный мобильный люстратор.

Боевой болид, который ранее планировался для первой украинской команды «Формулы-1», а теперь поступил на вооружение под кодовым наименованием «Слабоумие и отвага».

Гантрак ручной сборки, как и прочее, не имеющий аналогов в мире. Особенно в плане конструктивных решений.

Крепления лучше скотча и деревяшки еще никто не придумал. Представляем вам мотороллер «Заградотряд» - как только водитель попытается покинуть поле боя, сразу получит залп в голову.

Новая «Лада Укроп». Как говорится, неважно, откуда растут руки - главное, что они золотые.

Пикап «Мечта оккупанта». Отлично подходит для быстрого перепрятывания сала.

Жанр армейского конструктивизма получил на Украине особое развитие. Заводится с толкана.

Передвижной пункт по сбору металлолома путем примагничивания.

Джихад-мобиль в зимнем камуфляже из туалетной бумаги. Это они, конечно, зря продукт переводят - при наступлении ополченцев бумага им ой как пригодится.

Жить захочешь - не так обвешаешься.

Думаю, что ни для кого не секрет о том, что в Харькове находится одно из ведущих танковых КБ. Причём в своё время; Харьковоское КБ имени Морозова, создало танки, которые оказались прорывом в танкостроении. Это; Легендарный Т-34, и так называемый "домашнийтанк Т-64. И именно с этого танка по сути и началась новая эпоха советского, а затем российского и украинского танкостроения. Правда были и другие наработки в танкостроении. Но, к сожалению; они так и оказались либо в виде проектов, либо в лучшем случае опытными экземплярами.Но, это уже история. Ну, а на сегодняшний день, лично мне интересно, что же может бредложить из бронетехники украинский ВПК.

Танки

За годы своей независимости, Украина в основном занималась модернизацией танков. Это и Т-64, и Т-72, и Т-80. Таким образом появился Булат Но, Булат это не самай интересный вариант модернизации Т-64. На мой взгляд более интересный вариант сделали на Харьковском БТРЗ. Вариант называется Т-64Е

Чем интересен танк? Прежде всего тем,это совершенно иная конфигурация башни. А так же тем, что на башне установлено два боевых модуля. Причём модули можно комбинировать. А вот ещё аналогичный вариант модеринимзации танка, но только на этот раз это Т-72

В свою очередь Завод имени Малышева так же работал над модернизацией Т-72 и нексколько лет тому назад в Индии былы представлен вариант комплексной модернизации танка.


Очень интересный вариант модерниазации танка. Причём используемые решения отсвечают стандартам НАТО. Так, что есть интересные варианты модернизации танков. И самое интересное, что новейший украинский танк Оплот-М, по сути является развитием танка Т-84, который в свою очередьявляется модернизацией Т-80УД. Что до самого Оплота, к сожалению танктак и не пошёл в армию в свою время. Зато Тайланд решил купить себе 48машин. И хоть со скрипом, но контракт выполняется, и к октябрю сего года, Укроборонпром обещает закрыть контракт. А кроме этого, ещё и Пакистан собирается прикупить себе сотню украинских танков.
Оплот-М

То, что Оплот на сегодняшний день один из лучших в мире танков, как по огневой мощи, так и по защите, ;то это есть неоспоримый факт. Но, всё же нужно переходить к созданию танка нового поколения. Я говорю к созданию, а не к разработке по тому, что у; Харьковского КБ имени Морозова очень большой багаж по данной тематике, в том числе и по перспективным танкам. И если, говорить о внешнем облике украинского перспективного танка, то он может быть таким

Почему именно такой вараинт? Да потому, что в саму концепцию танка заложены те идеи, которые уже были реализованы в более ранних образцах. Например башня имеет забашенное пространство с автоматом заряжания. А аналогичное решение уже использовалось для танков Т-72-120 и Ятаган. Бортовые же экраны заимствованы у Оплота. Но есть и существенные отличия. Это и необитаемая башня, и бронекаспула для экипажа, и переднее расположение МТО. И если данный танк будет воплощён в металл, то это будет очередной прорыв ХКБМ.

В общем, не смотря все попытки похоронить украинское танкостроение, они всё же есть. А на Заводе имени Малышева с уверенностью смотрят в завтрашний день.

БТР и БМП

Можно ли представить современную армию без бронетранспортрёров и без боевых машин пехоты? Думаю, враяд ли. Но, вот представить себе то, что Украина будет производить свои собственные БТРы многие не могли. Но, всё же факт, есть факт. И опять не обошлось без ХКБМ. Так например, харьковские танкостроители сделали на базе БТР-80 свой бронетранспортёр с улучшенными характеристиками. Модель получила незвание БТР-3

На базе БТР-3 так же созданы несколько специальных машин. Это КШМ,БСЭМ, БРЭМ,
два самоходных миномёта, самоходный ПТРК. и совместно с бельгицами сделали; машину огневой поддержки. Собственно дюальнейшиее развитие БТР-80 получил и в России, но по огневой мощи, украинский БТР будет получше. И ещё один момент. Благодаря схожести конструкции между БТР-80 и БТР-70, по мимо производства новых БТР-3, есть возможность;как БТР-80, так и БТР-70 доводить до уровня БТР-3.

Ещё один бронетрансопортёр, который разработали в ХКБМ, получил название БТР-4" Буцефал". Причём БТР имеет два варианта исполнения



И что самое интересное, БТР-4 уже ни какого отношения к советским бронетранспортёрам не имеет. Ну, а самое интересное, это пожалуй то, что ХКБМ ведёт работы над созданием бронетранспортёра, который будет иметь модульную компонвку.

А теперь внимание. Ещё один БТР, который создан в Украине

Данный БТР носит имя Варан, и создан он компанией "Техимпекс" на базе узлов и агрегатов;советского БТР-70. А вот ещё один бронетранспортёр,который создан на базе узлов и агрегатов БТР-60, но может делаться на базе и БТР-70

Это БТР Атаман. Причём им Атаман; носят сразу два бронетранспортёра, и оба созданы киевским предприятием "Практика" То есть на сегодняшний день в Украине в металле существует 5-6разных бронетранспортёров. А вот ещё бронетранспортёры, которые разрабатывает ещё одно украинские предприятие. Ну, а владельца предприятия думаю, знают многие и не только в Украине

Очень интересная картина получается. И я не удивлюсь, если в ближайшие 2 года, Украина сможет не только своим вооружённым силам, так и междунарному рынку вооружений порядка десяти различных вариантов бронетранспортёров.

И если различных моделей бронетранспортёров идёт уже чуть ли не на десяток, то с боевыми машинами пехоты ситуация более сложная. Всё дело в том, вопрос производства БМП в Украине никогда не рассматривался серьёзно. Были только попытки модернизации стоящих на вооружении БМП. Хотя были и попытки создать тяжёлые БМП на базе танков. Так появились БМП-55, и БМП-64. Правда были и такие разработки, которые по сути сочетали в себе и танк и БМП одновременно. Правда, кроме опытных образцов дальше дело не пошло. А вот БМП-64, который создали на Харьковском БТРЗ, имел несколько прототипов. И вот последний вариант.


Вообще БМП-64 создавалась в инициативном порядке. И речь шла не о том, что бы сделать серийный образец, а о том, что бы продемонстривать возможности как самого предприятия, так и то, что создать БМП на базе танка не такая уж и н е выполнимая задача. Что же до данного вариант БМП, который на фотографии, это всего лишь ходовой макет. Но, в принципе если бы была поставлена задача, то при определённой доработке, мог бы появится и серийный образец. А не так давно, в одном из новостных выпусках прошла информация о том, что ХКБМ ведёт разработку не только перспективного бронетранспортёра, но БМП собственной конструкции. Хотелось бы верить, что в ближайшее время хаврьковчане представят свой образец БМП, пусть даже в виде макета.

Бронеавтомобили и MRAP

Пожалуй более интересное направление в бронетехнике, это бронеавтомобили, и прежде всего MRAP. Вообще первым украинским бронеавтомобилем, в истории независимой Украины является Дозор-Б. Правда вопрос о проведнии государственных испытаний, и принятии его на вооружение откладывался на годы. Наконец то, первые серийные машины в войсках, и по результату эксплуатации в реальных условиях, будут вводится доработки. Вторым украинским автомобилем можно считать разработку киевского предприятия "Практика", который встал в основу линейки последующих козаков. А вот собственно Дозор-Б и Казак-1


Ну, а самымые плодотворные годы по разработке подобной техникой, были последние три года. Так появились новые поколения Казаков, появились так же Тритон, Барсы и Варта.














Вот такие машины были сделаны в Украине. И это прекрасно. И то, что машины сделаны в Украине, говорит о том, что в стране зарадилась новое направление в бронетехнике. Ну, а когнкуренция... А конкурекнция, не даёт расслабляться производитем, и стимулирует их либо разрабатывать новые образцы, либо модернизировать существующие. И очень надеюсь на то, что украинская бронетехника будет востробована не только на внутреннем рынке, но и на внешнем.