Экспертиза глухоты. Притворная тугоухость и глухота

(брадиакузия или гипоакузия ) представляет собой ухудшение слуха различной степени выраженности (от незначительной до глубокой), возникающее внезапно или развивающееся постепенно, и обусловленное расстройством функционирования звуковоспринимающих или звукопроводящих структур слухового анализатора (уха). При тугоухости человек плохо слышит различные звуки, в том числе речь, вследствие чего затрудняется нормальное общение и любые коммуникации с другими людьми, что приводит к его десоциализации.

Глухота является своего рода конечным этапом тугоухости и представляет собой практически полную потерю способности слышать различные звуки. При глухоте человек не слышит даже очень громкие звуки, которые в норме вызывают боль в ушах .

Глухота и тугоухость могут поражать только одно или сразу оба уха. Более того, тугоухость разных ушей может иметь различную степень выраженности. То есть одним ухом человек может слышать лучше, а другим хуже.

Глухота и тугоухость – краткая характеристика

Тугоухость и глухота являются вариантами расстройства слуха, при которых человек утрачивает способность слышать различные звуки. В зависимости от степени тяжести тугоухости, человек может слышать больший или меньший спектр звуков, а при глухоте отмечается полная невозможность слышать любые звуки. В целом, глухоту можно рассматривать в качестве последнего этапа тугоухости, на котором происходит полная потеря слуха. Под термином "тугоухость" обычно подразумевают ухудшение слуха различной степени выраженности, при котором человек может слышать хотя бы очень громкую речь. А глухотой называют состояние, при котором человек уже не в состоянии слышать даже очень громкую речь.

Тугоухость или глухота может поражать одно или оба уха, причем степень ее выраженности может быть различной на правом и левом ухе. Поскольку механизмы развития, причины, а также методы терапии тугоухости и глухоты одинаковы, то их объединяют в одну нозологию, рассматривая в качестве последовательных этапов одного патологического процесса потери человеком слуха.

Тугоухость или глухота может быть обусловлена поражением звукопроводящих структур (органы среднего и наружного уха) или звуковоспринимающего аппарата (органы внутреннего уха и структуры головного мозга). В некоторых случаях тугоухость или глухота могут быть обусловлены одновременным поражением и звукопроводящих структур, и звуковоспринимающего аппарата слухового анализатора. Чтобы четко представлять себе, что означает поражение того или иного аппарата слухового анализатора, необходимо знать его строение и функции.

Итак, слуховой анализатор состоит из уха, слухового нерва и слуховой коры головного мозга. При помощи ушей человек воспринимает звуки, которые далее по слуховому нерву передаются в закодированном виде в головной мозг, где происходит обработка полученного сигнала и "узнавание" звука. За счет сложного строения ухо не только улавливает звуки, но и производит их "перекодировку" в нервные импульсы, которые передаются в мозг по слуховому нерву. Восприятие звуков и их "перекодировка" в нервные импульсы производятся различными структурами уха.

Так, за восприятие звуков отвечают структуры наружного и среднего уха, такие, как барабанная перепонка и слуховые косточки (молоточек, наковальня и стремечко). Именно эти части уха воспринимают звук и проводят его к структурам внутреннего уха (улитка, преддверие и полукружные каналы). А во внутреннем ухе, структуры которого расположены в височной кости черепа, происходит "перекодировка" звуковых волн в электрические нервные импульсы, в дальнейшем передаваемые в мозг по соответствующим нервным волокнам. В мозгу же происходит обработка и "узнавание" звуков.

Соответственно, структуры наружного и среднего уха относятся к звукопроводящим, а органы внутреннего уха, слухового нерва и коры мозга – к звуковоспринимающим. Поэтому и вся совокупность вариантов снижения слуха делится на две большие группы – связанные с поражением звукопроводящих структур уха или звуковоспринимающего аппарата слухового анализатора.

Тугоухость или глухота может быть приобретенной или врожденной, а в зависимости от времени возникновения – ранней или поздней. Ранней считается тугоухость, приобретенная до достижения ребенком возраста 3 – 5 лет. Если же тугоухость или глухота появились после 5-летнего возраста, то она относится к поздней.

Приобретенная тугоухость или глухота обычно связана с негативным воздействием различных внешних факторов, таких, как травмы уха, перенесенные инфекции , осложнившиеся поражением слухового анализатора, постоянное шумовое воздействие и т. д. Отдельно следует отметить приобретенную тугоухость, обусловленную возрастными изменениями в структуре слухового анализатора, которые не связаны с какими-либо негативными воздействиями на орган слуха. Врожденная тугоухость, как правило, обусловлена пороками развития, генетическими аномалиями плода или перенесенными матерью во время беременности некоторыми инфекционными заболеваниями (краснуха , сифилис и т. д.).

Конкретный причинный фактор снижения слуха определяют в ходе специального отоскопического обследования, проводимого ЛОР-врачом, сурдологом или невропатологом . Для того, чтобы подобрать оптимальный метод терапии сниженного слуха, необходимо обязательно выяснить, чем обусловлена тугоухость – поражением звукопроводящего или звуковоспринимающего аппарата.

Лечение тугоухости и глухоты производится различными методами, среди которых имеются как консервативные, так и оперативные. Консервативные методы обычно применяются для восстановления резко ухудшившегося слуха на фоне известного причинного фактора (например, при тугоухости после приема антибиотиков , после черепно-мозговой травмы и т. д.). В таких случаях при своевременной терапии слух удается восстановить на 90%. Если же консервативная терапия не была проведена в кратчайшие сроки после ухудшения слуха, то ее эффективность крайне низка. В таких ситуациях консервативные методики лечения рассматривают и используют исключительно в качестве вспомогательных.

Оперативные методы лечения вариабельны и позволяют вернуть человеку слух в подавляющем большинстве случаев. Большая часть оперативных методов лечения тугоухости связана с подбором, установкой и настройкой слуховых аппаратов, которые позволяют человеку воспринимать звуки, слышать речь и нормально взаимодействовать с окружающими. Другая большая группа методов оперативного лечения тугоухости заключается в проведении очень сложных операций по установке кохлеарных имплантов, позволяющих вернуть способность воспринимать звуки людям, которые не могут использовать слуховые аппараты.

Проблема тугоухости и глухоты является очень важной, поскольку плохо слышащий человек оказывается изолированным от социума, у него резко ограничены возможности трудоустройства и самореализации, что, безусловно, накладывает негативный отпечаток на всю жизнь слабослышащего. Наиболее тяжелыми являются последствия тугоухости у детей, поскольку у них плохой слух может приводить к немоте. Ведь ребенок еще не овладел речью очень хорошо, ему нужна постоянная практика и дальнейшее развитие речевого аппарата, которые достигаются только при помощи постоянного восприятия на слух новых оборотов, слов и т. д. А когда ребенок не слышит речи, он может полностью утратить даже уже имеющуюся способность говорить, став не просто тугоухим, но и немым.

Необходимо помнить, что около 50% случаев тугоухости можно предотвратить при надлежащем соблюдении мер профилактики. Так, эффективными профилактическими мерами является вакцинация детей, подростков и женщин детородного возраста против опасных инфекций, таких, как корь , краснуха, менингит , свинка , коклюш и др., которые могут вызывать осложнения в виде отитов и других заболеваний уха. Также эффективными профилактическими мерами предупреждения тугоухости являются качественная акушерская помощь беременным и роженицам, правильная гигиена ушных раковин, своевременная и адекватная терапия заболеваний ЛОР-органов, избежание применения токсичных для слухового анализатора препаратов, а также минимизация шумового воздействия на уши в производственных и прочих помещениях (например, при работе в шумных помещениях следует надевать беруши, шумоподавляющие наушники и т. д.).

Глухота и немота

Глухота и немота довольно часто сочетаются, причем второе является следствием первого. Дело в том, что человек осваивает и затем постоянно поддерживает умение говорить, произносить членораздельные звуки только при условии того, что постоянно слышит таковые как от других людей, так и от себя. Когда человек перестает слышать звуки и речь, ему становится трудно говорить, вследствие чего речевой навык редуцируется (ухудшается). Выраженная редукция речевых навыков приводит в итоге к немоте.

Особенно подвержены вторичному развитию немоты дети, ставшие тугоухими в возрасте младше 5 лет. У таких детей постепенно утрачиваются уже усвоенные речевые навыки, и они становятся немыми из-за того, что не слышат речь. Дети, глухие с рождения, практически всегда немые, поскольку они не могут овладеть речью, попросту не слыша её. Ведь ребенок учится говорить, слушая других людей и пытаясь самостоятельно произносить подражающие звуки. А глухой малыш не слышит звуков, вследствие чего он просто не может сам даже пытаться что-то произносить, подражая окружающим. Именно из-за неспособности слышать глухие от рождения дети остаются немыми.

Взрослые люди, приобретшие тугоухость, в очень редких случаях становятся немыми, поскольку речевые навыки у них развиты хорошо и утрачиваются очень медленно. Глухой или тугоухий взрослый человек может странно говорить, растягивая слова или произнося их очень громко, но полностью способность к воспроизведению речи не утрачивается практически никогда.

Глухота на одно ухо

Глухота на одно ухо, как правило, бывает приобретенной и встречается довольно часто. Такие ситуации обычно происходят при воздействии негативных факторов только на одно ухо, вследствие чего оно перестает воспринимать звуки, а второе остается вполне нормальным и полноценно функционирующим. Глухота на одно ухо не обязательно провоцирует ухудшение слуха со стороны второго уха, более того, человек может всю оставшуюся жизнь прожить с единственным функционирующим ухом, сохранив его слух в норме. Однако при наличии глухоты на одно ухо нужно бережно относиться ко второму органу, поскольку при его поражении человек перестанет слышать вообще.

Глухота на одно ухо по механизмам развития, причинам и способам лечения ничем не отличается от любого варианта приобретенной тугоухости.

При врожденной глухоте патологический процесс затрагивает обычно оба уха, поскольку связан с системными нарушениями работы всего слухового анализатора.

Классификация

Рассмотрим различные формы и виды тугоухости и глухоты, которые выделяют в зависимости от того или иного ведущего признака, положенного в основу классификации. Поскольку ведущих признаков и характеристик тугоухости и глухоты несколько, то имеется и не одна разновидность заболевания, выделенная на их основании.

В зависимости от того, какая структура слухового анализатора поражена – звукопроводящая или звуковоспринимающая, вся совокупность различных вариантов тугоухости и глухоты подразделяется на три большие группы:
1. Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость или глухота.
2. Кондуктивная тугоухость или глухота.
3. Смешанная тугоухость или глухота.

Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость и глухота

Нейросенсорной называется тугоухость или глухота, обусловленная поражением звуковоспринимающего аппарата слухового анализатора. При нейросенсорной тугоухости человек улавливает звуки, но вот головной мозг их не воспринимает и не узнает, вследствие чего на практике имеется снижение слуха.

Нейросенсорная тугоухость – это не одно заболевание, а целая группа различных патологий, которые приводят к нарушению функционирования слухового нерва, внутреннего уха или слухового участка коры головного мозга. Но поскольку все данные патологии затрагивают звуковоспринимающий аппарат слухового анализатора, а потому имеют сходный патогенез, то их объединяют в одну большую группу нейросенсорной тугоухости. Морфологически нейросенсорная глухота и тугоухость могут быть обусловлены расстройством функционирования слухового нерва и коры головного мозга, а также аномалиями строения внутреннего уха (например, атрофия сенсорного аппарата улитки, изменение структуры сосудистой полости, спирального ганглия и т. д.), возникшими из-за генетических нарушений или вследствие перенесенных заболеваний и травм.

То есть, если тугоухость связана с нарушениями функционирования структур внутреннего уха (улитки, преддверия или полукружных каналов), слухового нерва (VIII пара черепно-мозговых нервов) или участков коры головного мозга, отвечающих за восприятие и распознавание звуков, от это именно нейросенсорные варианты снижения слуха.

По происхождению нейросенсорная тугоухость и глухота могут быть врожденными или приобретенными. Причем врожденные случаи сенсоневральной тугоухости составляют 20%, а приобретенные, соответственно – 80%.

Случаи врожденной тугоухости могут быть обусловлены либо генетическими нарушениями у плода, либо аномалиями развития слухового анализатора, возникающими из-за неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды в период внутриутробного развития . Генетические нарушения у плода имеются изначально, то есть передаются от родителей в момент оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. Если при этом сперматозоид или яйцеклетка имеют какие-либо генетические аномалии, то у плода в период внутриутробного развития не сформируется полноценный слуховой анализатор, что и приведет к врожденной сенсоневральной тугоухости. А вот аномалии развития слухового анализатора у плода, которые также могут стать причиной врожденной тугоухости, возникают в период вынашивания ребенка с изначально нормальными генами. То есть плод получил от родителей нормальные гены, но в период внутриутробного роста на него подействовали какие-либо неблагоприятные факторы (например, инфекционные заболевания или отравления , перенесенные женщиной и т. д.), которые нарушили ход его нормального развития, следствием чего и стало аномальное формирование слухового анализатора, проявляющееся врожденной тугоухостью.

Врожденная тугоухость в большинстве случаев является одним из симптомов какого-либо генетического заболевания (например, синдромы Тричера-Коллинза, Альпорта, Клиппеля-Фейля, Пендреда и т. д.), обусловленного мутациями в генах. Врожденная тугоухость, как единственное нарушение, не сочетающееся с какими-либо иными расстройствами функций разных органов и систем и обусловленное аномалиями развития, встречается относительно редко, не более, чем в 20% случаев.

Причинами врожденной сенсоневральной тугоухости, формирующейся как аномалия развития, могут быть тяжелые инфекционные заболевания (краснуха, тиф, менингит и др.), перенесенные женщиной во время беременности (особенно в течение 3 – 4 месяцев гестации), внутриутробное заражение плода различными инфекциями (например, токсоплазмозом , герпесом , ВИЧ и т. д.), а также отравление матери токсическими веществами (алкоголь, наркотики , промышленные выбросы и т. д.). Причинами же врожденной тугоухости, обусловленной генетическими нарушениями, являются наличие генетических аномалий у одного или обоих родителей, близкородственный брак и т. д.

Приобретенная тугоухость всегда возникает на фоне изначально нормального слуха, который снижается из-за негативного воздействия каких-либо факторов окружающей среды. Сенсоневральная тугоухость приобретенного генеза может провоцироваться повреждениями головного мозга (черепно-мозговая травма, кровоизлияние, родовая травма у ребенка и т. д.), заболеваниями внутреннего уха (болезнь Меньера , лабиринтит , осложнения свинки, отита, кори, сифилиса, герпеса и т. д.), невриномой слухового нерва, длительным воздействием шума на уши, а также приемом медикаментов , токсичных для структур слухового анализатора (например, Левомицетина , Гентамицина , Канамицина, Фуросемида и т. д.).

Отдельно следует выделить вариант нейросенсорной тугоухости, который называется пресбиакузисом , и заключается в постепенном снижении слуха по мере взросления или старения . При пресбиакузисе слух утрачивается медленно, причем сначала ребенок или взрослый перестает слышать высокие частоты (пение птиц, писк, звонок телефона и т. д.), но хорошо воспринимает низкие тоны (стук молотка, проезжающего грузовика и т. д.). Постепенно спектр воспринимаемых частот звуков суживается за счет все большего ухудшения слуха на более высокие тоны, и, в конечном итоге, человек перестает слышать вообще.

Кондуктивная тугоухость и глухота


В группу кондуктивной тугоухости и глухоты относят различные состояния и заболевания, приводящие к расстройству функционирования звукопроводящей системы слухового анализатора. То есть если тугоухость связана с каким-либо заболеванием, затрагивающим звукопроводящую систему уха (барабанные перепонки, наружный слуховой проход, ушная раковина, слуховые косточки), то она относится к группе кондуктивной.

Необходимо понимать, что кондуктивная тугоухость и глухота – это не одна патология, а целая группа самых разных заболеваний и состояний, объединенных тем, что они поражают звукопроводящую систему слухового анализатора.

При кондуктивной тугоухости и глухоте звуки окружающего мира не доходят до внутреннего уха, где они "перекодируются" в нервные импульсы и откуда поступают в головной мозг. Таким образом, человек не слышит потому, что звук не доходит до того органа, который может передать его в головной мозг.

Как правило, все случаи кондуктивной тугоухости являются приобретенными и обусловлены различными заболеваниями и травмами, нарушающими структуру наружного и среднего уха (например, серные пробки , опухоли, отит, отосклероз , повреждение барабанной перепонки и т. д.). Врожденная кондуктивная тугоухость редка и обычно является одним из проявлений какого-либо генетического заболевания, обусловленного аномалиями генов. Врожденная тугоухость кондуктивного типа всегда связана с аномалиями строения наружного и среднего уха.

Смешанная тугоухость и глухота

Смешанная тугоухость и глухота представляют собой снижение слуха на фоне сочетания кондуктивных и сенсоневральных нарушений.

В зависимости от того, в каком периоде жизни человека появилось ухудшение слуха, выделяют врожденную, наследственную и приобретенную тугоухость или глухоту.

Наследственная тугоухость и глухота

Наследственная тугоухость и глухота представляют собой варианты ухудшения слуха, возникающие вследствие имеющихся генетических аномалий у человека, которые ему передались от родителей. Иными словами, при наследственной тугоухости и глухоте человек получает от родителей гены, которые рано или поздно приводят к ухудшению слуха.

Наследственная тугоухость может проявиться в различном возрасте, т.е. она не обязательно является врожденной. Так, при наследственной тугоухости только 20% детей рождаются уже глухими, 40% начинают терять слух в детском возрасте и оставшиеся 40% отмечают внезапное и беспричинное снижение слуха только в зрелом возрасте.

Наследственная тугоухость обусловлена определенным генами, которые, как правило, являются рецессивными. Это означает, что у ребенка будет тугоухость только в том случае, если он от обоих родителей получит рецессивные гены глухоты. Если же от одного из родителей ребенок получит доминантный ген нормального слуха, а от второго – рецессивный ген глухоты, то он будет нормально слышать.

Поскольку гены наследственной глухоты являются рецессивными, то данный вид нарушения слуха, как правило, встречается при близкородственных браках, а также при союзах людей, родственники которых или они сами страдали именно наследственной тугоухостью.

Морфологическим субстратом наследственной глухоты могут быть различные нарушения структуры внутреннего уха, которые возникают из-за дефектных генов, переданных ребенку родителями.

Наследственная глухота, как правило, не является единственным расстройством здоровья , имеющимся у человека, а в подавляющем большинстве случаев сочетается с другими патологиями, также носящими генетический характер. То есть обычно наследственная глухота сочетается с другими патологиями, также развившимися вследствие аномалий в генах, переданных ребенку родителями. Наиболее часто наследственная глухота является одним из симптомов генетических заболеваний, которые проявляются целым комплексом признаков.

В настоящее время наследственная глухота, как один из симптомов генетической аномалии, встречается при следующих заболеваниях, связанных с аномалиями в генах:

  • Синдром Тричера-Коллинза (деформация костей черепа);
  • Синдром Альпорта (гломерулонефрит , тугоухость, сниженная функциональная активность вестибулярного аппарата);
  • Синдром Пендреда (нарушение обмена гормонов щитовидной железы , большая голова, короткие руки и ноги, увеличенный язык, расстройство работы вестибулярного аппарата, глухота и немота);
  • Синдром LEOPARD (сердечно-легочная недостаточность, аномалии строения половых органов, веснушки и пигментные пятна по всему телу, глухота или тугоухость);
  • Синдром Клиппеля-Фейля (нарушение строения позвоночника , рук и ног, не полностью сформированный наружный слуховой проход, тугоухость).

Гены глухоты


В настоящее время обнаружено более 100 генов, которые могут приводить к наследственной тугоухости. Данные гены расположены в различных хромосомах, причем некоторые из них связаны с генетическими синдромами, а другие – нет. То есть некоторые гены глухоты являются составной частью различных генетических заболеваний, которые проявляются целым комплексом нарушений, а не только расстройством слуха. А другие гены вызывают только изолированную глухоту, без каких-либо других генетических аномалий.

Наиболее распространенными генами глухоты являются следующие:

  • OTOF (ген находится во 2 хромосоме и при его наличии человек страдает тугоухостью);
  • GJB2 (при мутации в этом гене, называемой 35 del G, у человека возникает тугоухость).
Мутации в указанных генах можно выявить в ходе генетического обследования.

Врожденная тугоухость и глухота

Данные варианты снижения слуха возникают во время внутриутробного развития ребенка при воздействии различных неблагоприятных факторов. Иными словами, ребенок рождается уже с тугоухостью, которая возникла не из-за генетических мутаций и аномалий, а вследствие воздействия неблагоприятных факторов, нарушивших нормальное формирование слухового анализатора. Именно в отсутствии генетических нарушений заключается фундаментальное отличие врожденной тугоухости от наследственной.

Врожденная тугоухость может возникать при воздействии на организм беременной женщины следующих неблагоприятных факторов:

  • Повреждение центральной нервной системы ребенка вследствие родовой травмы (например, гипоксия вследствие обвития пуповины , сдавление костей черепа вследствие наложения акушерских щипцов и т. д.) или наркоза. При данных ситуациях возникают кровоизлияния в структуры слухового анализатора, вследствие чего последний повреждается и у ребенка появляется тугоухость.
  • Инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности , особенно на 3 – 4 месяцах гестации, способные нарушать нормальное формирование слухового аппарата плода (например, грипп , корь, ветрянка , свинка, менингит, цитомегаловирусная инфекция , краснуха, сифилис, герпес, энцефалит , брюшной тиф, средний отит, токсоплазмоз, скарлатина , ВИЧ). Возбудители данных инфекций способны проникать к плоду через плаценту и нарушать нормальный ход формирования уха и слухового нерва, следствием чего и станет тугоухость у новорожденного ребенка.
  • Гемолитическая болезнь новорожденных . При данной патологии тугоухость возникает из-за нарушения кровоснабжения центральной нервной системы плода.
  • Тяжелые соматические заболевания беременной женщины, сопровождающиеся повреждением сосудов (например, сахарный диабет , нефрит, тиреотоксикоз , сердечно-сосудистые заболевания). При данных заболеваниях тугоухость возникает из-за недостаточности кровоснабжения плода во время беременности.
  • Курение и употребление алкоголя во время беременности.
  • Постоянное воздействие на организм беременной женщины различных промышленных ядов и токсических веществ (например, при проживании в регионе с неблагоприятной экологической обстановкой или работе на вредных производствах).
  • Применение во время беременности лекарственных препаратов, токсичных для слухового анализатора (например, Стрептомицин , Гентамицин, Мономицин , Неомицин , Канамицин, Левомицетин, Фуросемид, Тобрамицин, Циспластин, Эндоксан, Хинин, Лазикс, Урегит, Аспирин , этакриновая кислота и др.).

Приобретенная тугоухость и глухота

Приобретенная тугоухость и глухота возникают у людей разного возраста в течение жизни под воздействием различных неблагоприятных факторов, нарушающих работу слухового анализатора. Это означает, что приобретенная тугоухость может возникнуть в любой момент под действием возможного причинного фактора.

Так, возможными причинами приобретенной тугоухости или глухоты являются любые факторы, приводящие к нарушению структуры уха, слухового нерва или коры головного мозга. К таким факторам относятся тяжелые или хронические заболевания ЛОР-органов, осложнения инфекций (например, менингит, тифы, герпес, свинка, токсоплазмоз и т. д.), травмы головы, контузия (например, поцелуй или громкий крик прямо в ухо), опухоли и воспаления слухового нерва, длительное воздействие шума, нарушение кровообращения в вертебробазилярном бассейне (например, инсульты , гематомы и т. д.), а также прием лекарств, токсичных для слухового анализатора.

По характеру и длительности течения патологического процесса тугоухость подразделяют на острую, подострую и хроническую.

Острая тугоухость

Острая тугоухость представляет собой значимое ухудшение слуха в течение короткого периода времени длительностью не более 1 месяца. Иными словами, если потеря слуха произошла в течение максимум месяца, то речь идет именно об острой тугоухости.

Острая тугоухость развивается не одномоментно, а постепенно, причем на начальном этапе человек ощущает заложенность в ухе или шум в ушах , а не ухудшение слуха. Чувство заложенности или шум в ушах могут периодически появляться и исчезать, являясь предварительными признаками наступающей тугоухости. И только спустя некоторое время после появления ощущения заложенности или шума в ушах у человека наступает стойкое ухудшение слуха.

Причинами острой тугоухости являются различные факторы, повреждающие структуры уха и участка коры головного мозга, ответственного за распознавание звуков. Острое снижение слуха может возникать после травмы головы, после перенесенных инфекционных заболеваний (например, отитов, кори, краснухи, свинки и т. д.), после кровоизлияний или нарушений кровообращения в структурах внутреннего уха или головного мозга, а также после приема токсичных для уха лекарственных препаратов (например, Фуросемида, Хинина, Гентамицина) и т. д.

Острая тугоухость поддается консервативной терапии, причем успех лечения зависит от того, насколько быстро оно начато относительно появления первых признаков заболевания. То есть чем раньше начато лечение тугоухости, тем больше вероятность нормализации слуха. Необходимо помнить, что успешное излечение острой тугоухости наиболее вероятно при начале терапии в течение первого месяца после снижения слуха. Если же с момента потери слуха прошло более месяца, то консервативная терапия, как правило, оказывается малоэффективной и позволяет только поддерживать слух на текущем уровне, не давая ему ухудшиться еще сильнее.

Среди случаев острой тугоухости в отдельную группу также выделяют внезапную глухоту, при которой у человека происходит резкое ухудшение слуха в течение 12 часов. Внезапная глухота появляется резко, без каких-либо предварительных признаков, на фоне полного благополучия, когда человек просто перестает слышать звуки.

Как правило, внезапная глухота односторонняя, то есть способность слышать звуки снижается только у одного уха, а у второго остается нормальной. Кроме того, для внезапной глухоты характерно сильное ухудшение слуха. Такая форма тугоухости обусловлена вирусными инфекциями, а потому прогностически более благоприятна по сравнению с другими разновидностями глухоты. Внезапная тугоухость хорошо поддается консервативному лечению, благодаря которому можно полностью восстановить слух более чем в 95% случаев.

Подострая тугоухость

Подострая тугоухость, по сути, является вариантом острой глухоты, поскольку у них одинаковые причины, механизмы развития, течение и принципы терапии. Поэтому выделение подострой тугоухости в отдельную форму заболевания не имеет высокой практической значимости. Вследствие этого врачи часто делят тугоухость на острую и хроническую, а подострые варианты относят к острым. Подострой же, с позиции академических знаний, считается тугоухость, развитие которой происходит в течение 1 – 3 месяцев.

Хроническая тугоухость

При данной форме ухудшение слуха происходит постепенно, в течение длительного промежутка времени, продолжающегося более 3 месяцев. То есть в течение нескольких месяцев или лет человек сталкивается с неуклонным, но медленным ухудшением слуха. Когда слух перестает ухудшаться и начинает держаться на одном уровне в течение полугода, тугоухость считается полностью сформировавшейся.

При хронической тугоухости ухудшение слуха сочетается с постоянным шумом или звоном в ушах , который не слышен окружающим, но очень тяжело переносится самим человеком.

Глухота и тугоухость у ребенка


Дети различного возраста могут страдать любыми видами и формами тугоухости или глухоты. Наиболее часто у детей встречаются случаи врожденной и генетической тугоухости, приобретенная глухота развивается реже. Среди случаев приобретенной глухоты большая часть обусловлена приемом токсичных для уха лекарств и осложнениями инфекционных заболеваний.

Течение, механизмы развития и лечение глухоты и тугоухости у детей такие же, как и у взрослых. Однако лечению тугоухости у детей придается большее значение, чем у взрослых, поскольку для данной возрастной категории слух критически важен для овладения и поддержания речевых навыков, без которых ребенок станет не только глухим, но и немым. В остальном каких-либо принципиальных отличий в течении, причинах и лечении тугоухости у детей и взрослых нет.

Причины

Во избежание путаницы, рассмотрим отдельно причины врожденной и приобретенной тугоухости и глухоты.

Причинными факторами врожденной тугоухости являются различные негативные воздействия на беременную женщину, которые приводят, в свою очередь, к нарушению нормального роста и развития вынашиваемого плода. Поэтому причинами врожденной тугоухости являются факторы, влияющие не столько на сам плод, сколько на беременную женщину. Итак, возможными причинами врожденной и генетической тугоухости являются следующие факторы:

  • Повреждение центральной нервной системы ребенка вследствие родовой травмы (например, гипоксия на фоне обвития пуповины, сдавление костей черепа при наложении акушерских щипцов и т. д.);
  • Повреждение ЦНС ребенка препаратами для наркоза , вводимыми женщине во время родов ;
  • Инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности, которые могут нарушать нормальное формирование слухового аппарата плода (например, грипп, корь, ветрянка, свинка, менингит, цитомегаловирусная инфекция, краснуха, сифилис, герпес, энцефалит, брюшной тиф , средний отит, токсоплазмоз, скарлатина, ВИЧ);
  • Гемолитическая болезнь новорожденных;
  • Беременность, протекающая на фоне тяжелых соматических заболеваний у женщины, сопровождающихся повреждением сосудов (например, сахарный диабет, нефрит, тиреотоксикоз, сердечно-сосудистые заболевания);
  • Курение , употребление алкоголя или наркотических средств во время беременности;
  • Постоянное воздействие на организм беременной женщины различных промышленных ядов (например, постоянное нахождение в регионе с неблагоприятной экологической обстановкой или работа на вредных производствах);
  • Применение во время беременности лекарственных препаратов, токсичных для слухового анализатора (например, Стрептомицин, Гентамицин, Мономицин, Неомицин, Канамицин, Левомицетин, Фуросемид, Тобрамицин, Циспластин, Эндоксан, Хинин, Лазикс, Урегит, Аспирин, этакриновая кислота и др.);
  • Патологическая наследственность (передача ребенку генов глухоты);
  • Близкородственные браки;
  • Рождение ребенка недоношенным или с низкой массой тела.
Возможными причинами приобретенной тугоухости у людей любого возраста могут быть следующие факторы:
  • Родовая травма (ребенок в ходе родов может получить травму ЦНС, которая впоследствии приведет к тугоухости или глухоте);
  • Кровоизлияния или гематомы в среднем или внутреннем ухе или в коре головного мозга;
  • Нарушение кровообращения в вертебробазилярном бассейне (совокупности сосудов, кровоснабжающих все структуры черепа);
  • Любые повреждения ЦНС (например, черепно-мозговая травма, опухоли мозга и т. д.);
  • Операции на органах слуха или головном мозге;
  • Осложнения на структуры уха после перенесенных воспалительных заболеваний, таких, как, например, лабиринтит, отит, корь, скарлатина, сифилис, свинка, герпес, болезнь Меньера и т. д.;
  • Невринома слухового нерва;
  • Длительное действие шума на уши (например, частое прослушивание громкой музыки, работа в шумных цехах и т. д.);
  • Хронические воспалительные заболевания ушей, горла и носа (например, синуситы , отиты, евстахииты и т. д.);
  • Хронические патологии уха (болезнь Меньера, отосклероз и т. д.);
  • Гипотиреоз (дефицит гормонов щитовидной железы в крови);
  • Прием лекарственных препаратов, токсичных для слухового анализатора (например, Стрептомицин, Гентамицин, Мономицин, Неомицин, Канамицин, Левомицетин, Фуросемид, Тобрамицин, Циспластин, Эндоксан, Хинин, Лазикс, Урегит, Аспирин, этакриновая кислота и др.);
  • Серные пробки;
  • Повреждение барабанных перепонок;
  • Возрастное ухудшение слуха (пресбиакузис), связанное с атрофическими процессами в организме.

Признаки (симптомы) глухоты и тугоухости

Основным признаком тугоухости является ухудшение способности слышать, воспринимать и различать разнообразные звуки. Страдающий тугоухостью не слышит часть звуков, которые в норме человек хорошо улавливает. Чем меньше степень тяжести тугоухости, тем больший спектр звуков человек продолжает слышать. Соответственно, чем тяжелее тугоухость, тем большее количество звуков человек, напротив, не слышит.

Необходимо знать, что при тугоухости различных степеней тяжести человек утрачивает способность воспринимать определенные спектры звуков. Так, при легкой тугоухости утрачивается способность слышать высокие и тихие звуки, такие, как шепот, писк, звонок телефона, пение птиц. При утяжелении тугоухости исчезает способность слышать следующие по высоте тонов спектры звука, то есть негромкую речь, шелест ветра и т. д. По мере прогрессирования тугоухости исчезает способность слышать звуки, принадлежащие к верхнему спектру воспринимаемых тонов, и остается различение низких звуковых колебаний, таких, как грохот грузовика и т. д.

Человек, особенно в детском возрасте, не всегда понимает, что у него появилась тугоухость, поскольку восприятие большого спектра звуков остается. Именно поэтому для выявления тугоухости необходимо учитывать следующие косвенные признаки данной патологии:

  • Частое переспрашивание;
  • Абсолютное отсутствие реакции на звуки высоких тонов (например, трели птиц, писк звонка или телефона и т. д.);
  • Монотонная речь, неправильная постановка ударений;
  • Слишком громкая речь;
  • Шаркающая походка;
  • Трудности в удержании равновесия (отмечаются при нейросенсорной тугоухости из-за частичного поражения вестибулярного аппарата);
  • Отсутствие реакции на звуки, голоса, музыку и т. д. (в норме человек инстинктивно поворачивается в сторону источника звука);
  • Жалобы на ощущение дискомфорта, шума или звона в ушах;
  • Полное отсутствие каких-либо издаваемых звуков у грудных детей (при врожденной тугоухости).

Степени глухоты (тугоухости)

Степени глухоты (тугоухости) отражают то, насколько сильно ухудшен слух человека. В зависимости от способности воспринимать звуки различной громкости, выделяют следующие степени тяжести тугоухости:
  • I степень – легкая (тугоухость 1) – человек не слышит звуки, громкость которых составляет менее 20 – 40 дБ. При данной степени тугоухости человек слышит шепот с расстояния 1 – 3 метра, а обычную речь – с 4 – 6 метров;
  • II степень – средняя (тугоухость 2) – человек не слышит звуки, громкость которых менее 41 – 55 дБ. При средней тугоухости человек слышит речь нормальной громкости с расстояния 1 – 4 метра, а шепот – максимум с 1 метра;
  • III степень – тяжелая (тугоухость 3) – человек не слышит звуки, громкость которых менее 56 – 70 дБ. При средней тугоухости человек слышит речь нормальной громкости с расстояния не более 1 метра, а шепот уже не слышит вовсе;
  • IV степень – очень тяжелая (тугоухость 4) – человек не слышит звуки, громкость которых менее 71 – 90 дБ. При средней тугоухости человек плохо слышит речь нормальной громкости;
  • V степень – глухота (тугоухость 5) – человек не слышит звуки, громкость которых менее 91 дБ. В данном случае человек слышит только громкий крик, который в норме может быть болезненным для ушей.

Как определить глухоту?


Для диагностики тугоухости и глухоты на этапе первичного обследования применяют простой метод, во время которого врач шепотом произносит слова, а обследуемый должен их повторить. Если человек не слышит шепотной речи, то диагностируется тугоухость и проводится дальнейшее специализированное обследование, направленное на выявление типа патологии и выяснение ее возможной причины, что важно для последующего подбора наиболее эффективного лечения.

Для определения вида, степени и конкретных характеристик тугоухости применяют следующие методы:

  • Аудиометрия (исследуется способность человека слышать звуки различной высоты);
  • Тимпанометрия (исследуется костная и воздушная проводимость среднего уха);
  • Тест Вебера (позволяет выявить, одно или оба уха вовлечены в патологический процесс);
  • Камертональная проба – тест Швабаха (позволяет выявить вид тугоухости – кондуктивный или нейросенсорный);
  • Импедансометрия (позволяет выявить локализацию патологического процесса, приведшего к тугоухости);
  • Отоскопия (осмотр структур уха специальными инструментами с целью выявления дефектов строения барабанной перепонки, наружного слухового прохода и др.);
  • МРТ или КТ (выявляется причина тугоухости).
В каждом конкретном случае для подтверждения тугоухости и выяснения степени ее тяжести может понадобиться разное количество обследований. Например, одному человеку будет достаточно аудиометрии, а другому придется, помимо этого обследования, пройти еще и другие тесты.

Наибольшей проблемой является выявление тугоухости у грудных детей, поскольку они, в принципе, еще не владеют речью. Применительно к детям грудного возраста используют адаптированную аудиометрию, суть которой состоит в том, что ребенок должен реагировать на звуки поворотами головы, различными движениями и т. д. Если же малыш не реагирует на звуки, то он страдает тугоухостью. Помимо аудиометрии, для выявления тугоухости у детей раннего возраста используют методы импедансометрии, тимпанометрии и отоскопии.

Лечение

Общие принципы терапии

Лечение тугоухости и глухоты является комплексным и заключается в проведении терапевтических мероприятий, направленных на устранение причинного фактора (если это возможно), нормализацию структур уха, дезинтоксикацию, а также на улучшение кровообращения в структурах слухового анализатора. Для достижения всех целей терапии тугоухости применяют различные методы, такие как:
  • Медикаментозная терапия (применяется для дезинтоксикации, улучшения кровообращения структур мозга и уха, устранения причинного фактора);
  • Физиотерапевтические методы (применяются для улучшения слуха, дезинтоксикации);
  • Слуховые упражнения (применяются с целью поддержания уровня слуха и улучшения речевых навыков);
  • Оперативное лечение (операции по восстановлению нормальной структуры среднего и наружного уха, а также по установке слухового аппарата или кохлеарного импланта).
При кондуктивной тугоухости оптимальным, как правило, является оперативное лечение, в результате которого производится восстановление нормальной структуры среднего или наружного уха, после чего слух полностью возвращается. В настоящее время для устранения кондуктивной тугоухости проводится широкий спектр операций (например, мирингопластика, тимпанопластика и т. д.), среди которых в каждом конкретном случае выбирается оптимальное вмешательство, позволяющее полностью устранить проблему, являющуюся причиной тугоухости или глухоты. Операция позволяет вернуть слух даже при полной кондуктивной глухоте в подавляющем большинстве случаев, вследствие чего данный вид тугоухости считается прогностически благоприятным и относительно простым с точки зрения лечения.

Нейросенсорная тугоухость гораздо сложнее поддается терапии, и потому для ее лечения используются все возможные методы и их комбинации. Более того, имеются некоторые отличия в тактике лечение острой и хронической нейросенсорной тугоухости. Так, при острой тугоухости человека нужно в кратчайшие сроки госпитализировать в профильное отделение больницы и проводить медикаментозное лечение и физиотерапию с целью восстановить нормальную структуру внутреннего уха и, тем самым, вернуть слух. Конкретные методы лечения выбирают в зависимости от природы причинного фактора (вирусная инфекция, интоксикация и т. д.) острой нейросенсорной тугоухости. При хронической тугоухости человек периодически проходит курсы лечения, направленные на поддержание имеющегося уровня восприятия звуков и предотвращение возможного ухудшения слуха. То есть при острой тугоухости лечение направлено на восстановление слуха, а при хронической – на поддержание имеющегося уровня распознавания звуков и на предотвращение ухудшения слуха.

Терапия острой тугоухости проводится в зависимости от природы спровоцировавшего ее причинного фактора. Так, сегодня выделяют четыре вида острой нейросенсорной тугоухости в зависимости от природы причинного фактора:

  • Сосудистая тугоухость – провоцируется нарушением кровообращения в сосудах черепа (как правило, данные нарушения связаны с вертебро-базилярной недостаточностью, гипертонической болезнью , инсультами, атеросклерозом сосудов мозга, сахарным диабетом, заболеваниями шейного отдела позвоночника);
  • Вирусная тугоухость – провоцируется вирусными инфекциями (инфекция вызывает воспалительные процессы в области внутреннего уха, слухового нерва, коры головного мозга и др.);
  • Токсическая тугоухость – провоцируется отравлением различными ядовитыми веществами (алкоголем, промышленными выбросами и т. д.);
  • Травматическая тугоухость – провоцируется травмами черепа.
В зависимости от того, какова природа причинного фактора острой тугоухости, подбирают оптимальные медикаменты для ее лечения. Если природу причинного фактора не удалось точно установить, то по умолчанию острую тугоухость относят к сосудистой.
давления Эуфиллин , Папаверин, Никошпан, Компламин, Апренал и др.) и улучшающие обмен веществ в клетках ЦНС (Солкосерил, Ноотропил, Пантокальцин и др.), а также профилактирующие воспалительный процесс в тканях мозга.

Хроническую нейросенсорную тугоухость лечат комплексно, периодически проводя курсы медикаментозной и физиотерапии. Если консервативные методы неэффективны, и тугоухость достигла III-V степени, то производят оперативное лечение, заключающееся в установке слухового аппарата или кохлеарного импланта. Из медикаментов для лечения хронической нейросенсорной тугоухости применяют витамины группы В (Мильгамма , Нейромультивит и др.), экстракт алоэ , а также средства, улучшающие обмен веществ в тканях мозга (Солкосерил, Актовегин , Предуктал, Рибоксин , Ноотропил, Церебролизин, Пантокальцин и др.). Периодически, дополнительно к указанным препаратам, для лечения хронической тугоухости и глухоты применяют Прозерин и Галантамин, а также гомеопатические средства (например, Церебрум Композитум, Спаскупрель и др.).

Среди физиотерапевтических методов для лечения хронической тугоухости применяют следующие:

  • Лазерное облучение крови (гелий-неоновым лазером);
  • Стимуляция флюктуирующими токами;
  • Квантовая гемотерапия;
  • Фоноэлектрофорез эндоуральный.
Если на фоне любой разновидности тугоухости у человека появляются расстройства вестибулярного аппарата, то применяют антагонисты Н1-гистаминовых рецепторов, такие, как Бетасерк , Моресерк, Тагиста и т. д.

Оперативное лечение глухоты (тугоухости)

В настоящее время проводятся операции для лечения кондуктивной и нейросенсорной тугоухости и глухоты.

Операции для лечения кондуктивной глухоты заключаются в восстановлении нормальной структуры и органов среднего и наружного уха, благодаря чему у человека вновь появляется слух. В зависимости от того, какая именно структура восстанавливается, операции носят соответствующие названия. Например, мирингопластика – это операции по восстановлению барабанной перепонки, тимпанопластика – восстановление слуховых косточек среднего уха (стремечка, молоточка и наковальни) и т. д. После таких операций, как правило, слух восстанавливается в 100% случаев.

Операций для лечения нейросенсорной глухоты только две – это установка слухового аппарата или кохлеарного импланта . Оба варианта оперативного вмешательства производятся только при неэффективности консервативной терапии и при тяжелой тугоухости, когда человек не слышит нормальную речь даже с близкого расстояния.

Установка слухового аппарата – относительно простая операция, но, к сожалению, она не поможет вернуть слух тем, у кого поражены чувствительные клетки улитки внутреннего уха. В таких случаях эффективным методом восстановления слуха является установка кохлеарного импланта. Операция по установке импланта технически очень сложная, поэтому проводится в ограниченном числе медицинских учреждений и, соответственно, дорого стоит, вследствие чего доступна далеко не всем.

Суть кохлеарного протеза в следующем: в структуры внутреннего уха вводят мини-электроды, которые будут перекодировать звуки в нервные импульсы и передавать на слуховой нерв. Данные электроды соединяют с мини-микрофоном, помещаемым в височную кость, который улавливает звуки. После установки такой системы микрофон улавливает звуки и передает их на электроды, которые, в свою очередь, перекодируют их в нервные импульсы и выдают на слуховой нерв, передающий сигналы в мозг, где происходит распознавание звуков. То есть, кохлеарная имплантация представляет собой, по сути, формирование новых структур, выполняющих функции всех структур уха.

Слуховые аппараты для лечения тугоухости


В настоящее время имеются две основные разновидности слуховых аппаратов – это аналоговые и цифровые.

Аналоговые слуховые аппараты – это известные многим устройства, которые видны за ухом у пожилых людей. Они довольно просты в обращении, но громоздки, не слишком удобны и весьма грубы в обеспечении усиления звукового сигнала. Аналоговый слуховой аппарат можно приобрести и начать использовать самостоятельно без специальной настройки у специалиста, поскольку устройство имеет только несколько режимов работы, переключение которых производится специальным рычажком. Благодаря такому рычажку человек может самостоятельно определить оптимальный для себя режим работы слухового аппарата и использовать его в дальнейшем. Однако аналоговый слуховой аппарат часто создает помехи, усиливает разные частоты, а не только те, которые человек плохо слышит, вследствие чего его применение не слишком комфортно.

Цифровой слуховой аппарат, в отличие от аналогового, настраивается исключительно специалистом по слухопротезированию, благодаря чему усиливает только те звуки, которые человек плохо слышит. Благодаря точности настройки цифровой слуховой аппарат позволяет человеку отлично слышать без помех и шумов, восстанавливая чувствительность к потерянному спектру звуков и не затрагивая все остальные тоны. Поэтому с точки зрения комфорта, удобства и точности коррекции цифровые слуховые аппараты превосходят аналоговые. К сожалению, для подбора и настройки цифрового аппарата необходимо обязательно посетить центр слухопротезирования, что доступно не всем. В настоящее время имеются различные модели цифровых слуховых аппаратов, поэтому можно подобрать оптимальный вариант для каждого конкретного человека.

Лечение глухоты методом кохлеарной имплантации: устройство и принцип работы кохлеарного импланта, комментарий врача-хирурга - видео

Тугоухость нейросенсорная: причины, симптомы, диагностика (аудиометрия), лечение, советы врача-оториноларинголога - видео

Нейросенсорная и кондуктивная тугоухость: причины, диагностика (аудиометрия, эндоскопия), лечение и профилактика, слуховые аппараты (мнение ЛОР-врача и сурдолога) - видео

Тугоухость и глухота: как устроен слуховой анализатор, причины и симптомы потери слуха, слухопротезирование (слуховые аппараты, кохлеарная имплантация у детей) - видео

Тугоухость и глухота: упражнения для улучшения слуха и устранения звона в ушах - видео

Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

На медико-социальную экспертизу направляются больные со значительно выраженным снижением слуха на оба уха при отсутствии речевых нарушений или в сочетании с нарушением речи: от умеренной степени до полного отсутствия речи

Согласно Ориентировочным срокам временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях и травмах (в соответствии с МКБ-10), утв. Минздравом России 21.08.2000 № 2510/9362-34, ФСС России № 02-08/10-1977П, утвержденные сроки временной нетрудоспособности при тугоухости и глухоте отсутствуют.

Направление на медико-социальную экспертизу

Критерии определения групп инвалидности при тугоухости, глухоте

  • Критерием для определения III группы инвалидности являются умеренные нарушения сенсорной функции, приводящие к ограничению способности к трудовой деятельности 1-й степени или ограничению других категорий жизнедеятельности 1-й степени в их различных сочетаниях. Как правило, сочетаются ограничение способности к общению и к ориентации.
  • Критерием для определения II группы инвалидности являются выраженные нарушения сенсорной функции, приводящие к ограничению одной или нескольких категорий жизнедеятельности 2-й степени. Это может быть ограничение способности к трудовой деятельности 2-й степени (при внезапной полной потере слуха на период адаптации), ограничение способности к обучению 2-й степени и (или) ограничение способности к общению 2-й степени при выраженных нарушениях языковой и речевой функций.
  • Первая группа инвалидности при патологии органов слуха не определяется…»

Способ Швартце. Не обращая внимания на больное ухо, заставляют испытуемого заткнуть здоровое ухо пальцем или комочком ваты. Такая изоляция здорового уха совершенно недостаточна для полного исключения его из слухового акта. Поэтому, если бы второе ухо оказалось совершенно глухим, то и тогда испытуемый с заткнутым здоровым ухом должен был бы слышать разговорную речь на некотором расстоянии от глухого уха. Если при такой постановке опыта испытуемый утверждает, что он ничего не слышит, то он симулирует (симулирует относительно здорового уха, но это еще не доказывает, что он слышит больным ухом, а лишь заставляет относиться с недоверием к его остальным показаниям).

С по с о б В а р н еке. Необходимы два исследователя. Испытание производится шопотной речью. Первый исследователь становится на таком расстоянии от испытуемого, на котором последний слышит шопотную речь, второй становится на некотором расстоянии позади первого. Испытуемому завязывают глаза и затыкают здоровое ухо. Затем начинается испытание. Допустим, что испытуемый слышит шопотную речь на некотором расстоянии от уха. По сигналу второй исследователь, стоящий дальше первого, начинает в свою очередь произносить шопотом отдельные слова. Так как при шопотной речи трудно отличить голос первого исследователя от голоса второго, то испытуемый вводится этим в заблуждение и повторяет обыкновенно слова, произносимые вторым исследователем, совершенно этого не подозревая. Благодаря этому удается получить большую остроту слуха. Если второму исследователю нужно переместиться, то он должен это произвести без малейшего шума. Способ этот несомненно практичен особенно ввиду следующего обстоятельства. Многие симулянты, боясь при завязанных глазах выдать себя, повторяют произносимые врачом слова, только тогда, когда чувствуют исследователя возле себя. Стоит последнему отойти на несколько шагов, хотя бы и неслышно, как испытуемый перестает повторять за ним пробные слова. Способ Варнеке имеет то преимущество, что первый исследователь может оставаться все время вблизи испытуемого. Испытанию подвергается сначала одно, затем другое ухо.

Способ Тшуди. Двое экспертов читают быстро и одновременно в такт газетную статью или специально для этого составленный рассказ и заставляют испытуемого повторять все вслух. Для этого, конечно, требуется небольшое предварительное упражнение. Чтение происходит в две трубки, соединенные с ушами испытуемого. Рассказ местами отличается только одним или несколькими слогами, в остальном же совершенно одинаков. Благодаря этому маневру испытуемый не в состоянии сосредоточить свое внимание только на одном ухе, и потому, когда внезапно в оба уха попадают различные слоги, он сбивается с толку и либо повторяет то, что сказано было в глухое ухо, либо вообще ничего не повторяет, обстоятельство, также в достаточной мере говорящее за симуляцию.

Способ Бурхардта - для определения понижения слуха, но не глухоты. Шопотной речью определяют тот предел, дальше которого испытуемый перестает слышать. С этого места начинают с ним говорить в слуховую трубку, которая одним концом вставляется в ухо, испытуемого, а на другом конце (ротовом) заткнута продырявленной пробкой и проведенным сквозь последнюю гусиным пером.

Испытуемый охотно соглашается обыкновенно, что через такую трубку он слышит на несколько большем расстоянии. Во время разговора врач внезапно затыкает пальцем гусиное перо и начинает говорить мимо трубки. Если испытуемый повторит и эти слова, то значит, что он слышит лучше, чем раньше показывал.

С по с о б п р о ф. И. П. К у т е по в а (приводим в изложении автора).

«Исследование слуховой функции человека относится к субъективным методам исследования. Оно заключается в том, что мы, пользуясь определенными закономерностями, производим у испытуемого ряд опытов и на основании показаний самого исследуемого субъекта можем делать чрезвычайно важные заключения о состоянии слухового органа, о качественных и количественных изменениях слуха.

Этот метод совершенно достаточен в тех случаях, когда нет никаких оснований сомневаться в правильности показаний, получаемых от испытуемого. В тех же случаях, когда последний может быть заинтересован в том, чтобы представить свои слуховые качества в искаженном виде, не в том, как это имеется на самом деле, субъективный метод исследования слуха может оказаться неубедительным.

Путаные данные при акуметрии, иногда противоречащие друг другу, не позволяют создать ясного представления о слухе, имеющемся у испытуемого. В подобных случаях возникает сомнение в добросовестности показаний, однако ничего другого, кроме подозрения, мы не можем иметь, ибо в нашем распоряжении нет объективных методов исследования слуха, которые могли бы считаться несомненными».

В 1925 г. Паутов Н.А. (Врачебная газета 1925 г.) предложил свой метод определения полной двухсторонней глухоты, основанный на учении академика Павлова И.П. об условных рефлексах.

У испытуемого воспитывается условный рефлекс на сочетание раздражения: звук звонка и боль (фарадический ток) или звук звонка и зрительное раздражение (световой экран). При наличии слуха условный двигательный рефлекс осуществляется и без фарадического тока или без зрительного раздражения - только при звуке звонка.

При полной же двухсторонней глухоте условный рефлекс на сочетанное раздражение со звуком звонка не может воспитаться.

Метод Паутова очень ценен, является объективным методом, однако применение его ограничивается случаями решения вопроса о полной и при том двухсторонней глухоте.

Предлагаемая мною методика объективного определения остроты слуха позволяет определять любые степени понижения остроты слуха на каждое ухо в отдельности.

Она также основана на учении Павлова И.П. об условных рефлексах. Она заключается в том, что у исследуемого субъекта воспитывается условный двигательный рефлекс на сочетанное раздражение. Одним из этих раздражений является звук шопотной речи или разговорной в зависимости от надобности. Это необходимо потому, что при решении некоторых практических вопросов общепринятым является суждение об остроте слуха для шопотной или разговорной речи.

Другим сочетанным раздражителем может быть тактильное раздражение, например прикосновение к плечу испытуемого.

В некоторых случаях другим сочетанным раздражителем может быть фарадический ток, вызывающий сокращение мышц руки.

Опыт производится следующим образом: неисследуемое ухо плотно закупоривается при помощи ватного томпона, пропитанного маслом, который вставляется в наружный слуховой проход. Испытуемому предлагается закрыть глаза или они завязываются платком. Исследуемый сидит удобно за столом, правая рука его покоится на столе и держит какой-нибудь предмет (например карандаш). Предварительно испытуемому объясняют, что при каждом ощущении прикосновения к плечу он должен тотчас же стукнуть по столу тем предметом, который он держит в руке.

Когда объяснения сделаны и испытуемый усажен, как описано выше, то приступают к воспитанию условного рефлекса. Исследователь становится на желаемом расстоянии от уха испытуемого, например на расстоянии двух метров и шопотом произносит какое-нибудь слово, например: «раз, два».

Одновременно очень мягко он прикасается к плечу испытуемого имеющейся у него в руках указкой или линейкой соответствующей длины.

Испытуемый при ощущении прикосновения к плечу стучит карандашом по столу. Таким путем воспитывается условный двигательный рефлекс на сочетанное раздражение: шопотная речь на расстоянии двух метров плюс прикосновение к плечу. При воспитании условного рефлекса необходимо строго соблюдать следующее: 1.

Шопотная речь все время должна быть одинаковой по быстроте произношения слов и по интенсивности звука. 2.

Расстояние от уха испытуемого должно сохраняться неизменным. 3.

Необходимо соблюдать строгую аритмичность в действии сочетанных раздражителей, т.е. произносить звук и прикасаться к плечу испытуемого каждый раз через неравные промежутки времени, дабы не воспитать условного рефлекса на ритм.

По истечении некоторого времени, неодинакового у разных лиц, можно заметить, что условный двигательный рефлекс на сочетанное раздражение воспитался, тогда произнесение шопотом слова, не сопровождаемого прикосновением к плечу, вызывает осуществление этого рефлекса, т.е. стук карандашом по столу. Осуществление этого рефлекса является несомненным объективным признаком того, что испытуемый шопотную речь на расстоянии в данном случае двух метров слышит.

В случае необходимости опыт повторяется с произнесением слова шопотной речью на другом расстоянии. Таким путем точно устанавливается острота слуха на шопотную речь. Если оказывается, что шопотная речь испытуемым не воспринимается, то воспитание условного двигательного рефлекса производится на разговорную речь, при этом неисследуемое ухо заглушается при помощи трещотки Барани.

Практически для определения слуха нужно последовательно произвести несколько опытов с воспитанием условного двигательного рефлекса, а именно: первоначально определяется, слышит ли исследуемый шопотную речь на расстоянии двух метров на то или другое ухо. Если условный двигательный рефлекс осуществляется, то этим ограничивается исследование, ибо это означает, что острота слуха на исследуемое ухо равна не менее двум метрам для шопотной речи. Если же условного рефлекса на шопотную речь на этом расстоянии не воспитывается, то повторяют опыт с шопотной речью на более близком расстоянии, например на расстоянии одного метра.

Если нужно, испытывают слух на шопотную речь возле ушной раковины, на разговорную речь на расстоянии одного метра, около ушной раковины или на крик.

Ниже приводится схема последовательности производства опытов, на которой отмечен вывод при положительном или отрицательном результате каждого опыта, а также последующие опыты, которые следует производить при отрицательном результате.

При положительном результате опыта в схеме приведено заключение, которое можно делать на основании исследования.

В тех случаях, когда испытуемый не выполняет заданного ему удара карандашом по столу при прикосновении к плечу, когда труден контакт с ним или у него имеется тенденция к торможению рефлекса, то те же опыты производятся с другой комбинацией сочетанных раздражителей: прикосновение к плечу заменяется фарадическим током.

последовательности производства опытов при определении остроты слуха №№ опытов Каким звуковым раздражителем надо пользоваться Результат исследова ния Вывод Следу ющий опыт Заключение 1 Шопотная речь на расстоянии двух + Шопот на расстоянии 2-х метров слышит - Слух = шопоту не менее 2-х метров метров - Шопот на расстоянии 2-х метров не слышит 2 - 2 Шопотная речь на расстоянии одного + Шопот на расстоянии одного метра слышит - Слух = шопоту не менее одного метра метра - Шопот на расстоянии одного метра не слышит 3 - 3 Шопотная речь возле + Шопот возле уха слышит - Слух = шопоту возле уха уха - Шопот возле уха не слышит 4 - 4 Разговорная речь на расстоянии одного + Разговорную речь на расстоянии одного метра слышит - Слух = разговорной речи не менее одного метра метра - Разговорную речь на расстоянии одного метра не слышит 5 - 5 Разговорная речь возле ушной раковины + Разговорную речь возле ушной раковины слышит - Слух = разговорной речи возле ушной раковины - Разговорную речь возле ушной раковины не слышит 6 - 6 Крик возле ушной раковины + Крик слышит - Слух = ощущению крика возле уха - Крик не слышит - Полная глухота

Предлагаемая методика объективного определения остроты слуха очень проста.

Со стороны исследуемого требуется внимание, терпение в выработке условного рефлекса и полное спокойствие во всей обстановке исследования, дабы исключить всякого рода иные раздражители, трудно учитываемые, которые, однако, могут исказить как сущность опытов, так и их результаты.

5116 0

Для выявления симуляции односторонней глухоты применяют следующие опыты.

1. Опыт Швартце — здоровое ухо закрывают пальцем или комочком ваты и проверяют слух с помощью разговорной речи. Симулянт думает, что при таком закрывании уха наступает полное его выключение, и не отвечает на вопросы.

2. Опыт Маркса — заглушают здоровое ухо трещоткой Барани и спрашивают, слышит ли пациент треск трещотки. Если отвечает, что слышит, значит он симулянт, так как вопрос можно услышать только мнимо глухим ухом, поскольку трещотка полностью выключает здоровое ухо.

3. Опыт Люце — в оба уха вводят разветвленную резиновую грубку, через которую произносятся слова; попеременно зажимаются ветви трубки — то идущую в слышащее ухо, то в мнимо глухое. Симулянт обязательно ошибется и иногда повторит слово, когда была пережата трубка, вставленная в здоровое ухо.

Экспертиза двусторонней глухоты.

При этом следует быть очень тактичным, расположить к себе испытуемого, проявить настойчивость и выдержку.

Существуют следующие опыты, позволяющие подтвердить или отвергнуть двустороннюю глухоту.

1. Проверяют безусловные рефлексы на звук:
а) ауро-пальпебральный рефлекс (Бехтерева), заключающийся в мигании век при действии звука;
б) ауро-пупиллярный рефлекс (Шурыгина) — быстрое сужение и медленное расширение зрачка при действии звука (интенсивность его должна быть не выше 100дБ). Но это только ориентировочные опыты.

2. Методика выработки условных рефлексов по Павлову. Впервые методика условных рефлексов для исследования слуховой функции была использована в клинике Н. П. Симановского в 1914 г. Его сотрудник П. Н. Арандаренко предложил для выявления симуляции полной двусторонней глухоты использовать сочетание звукового и болевого раздражителя: подается звук и одновременно подводится фарадический ток к стопе.

После многократных сочетаний подается только звук, симулянт отдергивает ногу. На этом же принципе основаны способы Паутова (звук сочетается с фарадическим током, подводимым к плечу) и Кутепова. Последний способ заключается в том, что испытуемый должен стучать карандашом по столу при дотрагивании до его плеча и произнесении слова «стук», здесь тактильный сигнал сочетается со словесным подкреплением. При образовании условной реакции один словесный приказ вызывает действие со стороны испытуемого.

3. Кроме методов условных рефлексов, существуют и другие способы выявления симуляции двусторонней глухоты, в частности опыт Говсеева и опыт Ломбарда.

Опыт Говсеева — это способ распознавания притворной глухоты, основанный на торможении восприятия тактильных ощущений при раздражении слухового анализатора. Выполняется он так: врач проводит по спине исследуемого, покрытой сложенным вчетверо полотенцем, поочередно рукой или щеткой. Исследуемый правильно отвечает, чем провели по спине.

Затем врач проводит одновременно рукой по спине исследуемого, а щеткой — по своему халату. Мнимоглухой в этом случае отвечает «щетка», т. е. он ошибается, а истинно глухой никогда не ошибется, он точно отличит прикосновение руки от щетки. Дело в том, что звук для слышащего человека является более сильным раздражителем, чем тактильное ощущение, а глухой руководствуется только тактильным ощущением.

Опыт Ломбарда основан на том, что человек контролирует интенсивность своей речи слухом. В шумной обстановке человек естественно повышает голос, чтобы окружающие слышали его. Опыт проводится следующим образом: исследуемому вставляют в уши трещотки Барани или оливы корректофона Деражне и предлагают читать вслух текст. Во время чтения включают звук. В момент заглушения ушей мнимоглухой начинает читать громче, а интенсивность речи истинно глухого при этом не увеличивается, он не усиливает голос.

Глухого, давно потерявшего слух, всегда можно отличить от слышащего человека и по характеру речи: он неправильно ставит смысловые ударения, его речь неэмоциональная, маловыразительная, смазанная.

Выявление симуляции и даже аггравации является довольно сложной задачей. При малейшем сомнении в правильности заключения эксперта вопрос решают в пользу обследуемого.

Темой «Профессиональный отбор и экспертиза в оториноларингологии» я заканчиваю лекции по нашей специальности. Прослушав их, вы познакомились с ее содержанием и местом среди других отраслей клинической медицины, с историей развития отечественной оториноларингологии и задачами, стоящими перед ней сегодня. В лекциях освещены клиническая анатомия, физиология и методы исследования большей части анализаторов, поскольку они начинаются в ухе, носу и глотке; рассмотрены и заболевания уха и верхних дыхательных путей.

При этом из большого числа болезней, составляющих ЛОР-патологию, выбраны лишь некоторые, а именно такие, которые по тем или иным причинам представляют собой проблему и отражают приоритетные направления в развитии специальности. Например, рассмотрен ряд заболеваний уха, имеющих большую социальную значимость, определяемую прежде всего развитием стойких нарушений слуха, к которым они приводят, — тугоухость и глухота затрудняют общение людей друг с другом, ограничивают их профессиональную и социальную деятельность.

Возникая у маленьких детей, тугоухость и глухота ведут к нарушению речи и даже глухонемоте. Хроническая вестибулярная дисфункция является одной из самых частых причин стойкой утраты трудоспособности у оториноларингологических больных, и, кроме того, она оказывается препятствием для овладения рядом профессий, в том числе военных. Именно поэтому лечение тугоухости, глухоты и вестибулярных расстройств, медицинская и социальная реабилитация больных, страдающих стойким нарушением слуха и вестибулярной дисфункцией, являются одними из важнейших проблем нашей специальности, ждущих решения.

То же можно сказать о патологии лимфаденоидного глоточного кольца, которая не является локальной, поскольку способствует развитию различных заболеваний организма, в том числе почек, суставов, сердечно-сосудистой системы. Понятно, что с тонзиллярной патологией должен быть хорошо знаком врач широкого профиля.

Только что приведенные примеры служат иллюстрацией принципа выбора темы для проблемной лекции. Они показывают также, что оториноларингология — специальность не узкая и а большей степени, чем какая-то другая, отвечает профилактической направленности медицины в целом.

В «Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения РФ в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года» отмечается, что в современной стратегии профилактической деятельности важное место принадлежит всеобщей диспансеризации населения. Как вы уже знаете из прослушанных лекций, хронический гнойный отит встречается у 1,3—2,4 %, а хронический тонзиллит — у 15,8 % взрослого и детского населения, следовательно, в осуществлении такого большого мероприятия государственного масштаба, каким является всеобщая диспансеризация, оториноларингологам отводится важная роль.

Хочется напомнить еще об одном обстоятельстве, которое существенно повысило значение нашей специальности. Это — космические полеты, особенно последних лет, когда от экипажа космического корабля требуется активная, напряженная, творческая деятельность. Здесь необходима идеальная работа всех систем организма и прежде всего вестибулярного анализатора. Только благодаря совершенствованию профессионального отбора, разработке специальных мер тренировки удается предупреждать развитие вестибулярной неустойчивости и обеспечить успешное выполнение программы при длительных космических полетах.

И.Б. Солдатов