Как избавиться от чиха. Чихание как симптом различных болезней

И з года в год миллионы красивых девушек мелькают на телевизионных экранах, украшают собой страницы модных глянцевых журналов и вышагивают на подиумах. И на них завистливо смотрят те, чья внешность не впечатляет воображение и не вызывает бурю восторга.

Да, не все мы наделены ногами от ушей, синими, как небо, глазами и от природы длинными и блестящими волосами. Природа бывает несправедлива. Одних она наделяет внешностью, перед которой не устоит ни один мужчина. Другие довольствуются более скромными дарами. Но все ли так безнадежно? Можно ли стать самой красивой своими силами в домашних условиях?

Всем нам кажется, что в красотку можно превратиться только в сказке (или в кабинете пластического хирурга). Но это утверждение ошибочно, более того – оно вредит самооценке и подрывает веру в свои силы. Стать красивой, обладая посредственными природными данными – вполне выполнимая задача. Важно лишь «вытягивать» из себя красавицу методично и никогда не отступать от своей цели.

5 отличительных моментов красивой девушки

Сначала разберемся, чем же красавицы отличаются от всех остальных. Какие основные черты их внешности, поведения и можно ли тоже стать самой красивой в мире девушкой? Можно ли стать красавицей самостоятельно? Еще как!

1. Красавицы обладают пропорциональными чертами лица.

У них большие глаза, полные губы, гладкая и чистая кожа, нет расширенных пор и угрей. Цвет глаз – понятие субъективное. Ошибочно полагать, что самыми красивыми глазами считаются голубые или зеленые. Абсолютно все оттенки нашей радужной оболочки по-своему прекрасны, поэтому вопрос самого красивого цвета глаз отпадает сам собой.

Для того, чтобы сделать кожу лица идеальной, ежедневно проводите глубокую очистку при помощи тоника или косметического молочка. Раз в неделю балуйте себя паровыми ваннами (они снимают покраснения и прекрасно очищают поры лица). Не забывайте о масках. Обыкновенная маска из огурца избавляет от кругов под глазами, снимает усталость и поднимает тонус кожи. Регулярно протирайте лицо ватным диском, смоченным в отваре ромашки. Ромашка успокаивает кожу, придает ей сияние и цветущий вид. Также раз в неделю полезно делать мягкий пилинг лица. Для этого достаточно аккуратно помассировать лицо с помощью кофейной гущи.

Неправильные черты лица легко корректируются при помощи макияжа. Тысячи обучающих видео помогут вам создать идеальный макияж. Обязательно изучите технику контуринга – она чрезвычайно популярна среди знаменитостей, которые тоже страдают от слишком большого носа, выдающихся скул и узко посаженных глаз.

2. У красавиц подтянутая фигура.

Не худая, а именно подтянутая. В мире моды правит бодипозитивизм. Знаменитые красотки не боятся демонстрировать всему миру свои пышные бедра и грудь пятого размера. Даже пухленький животик уже не кажется катастрофой. Главное, чтобы тело было подтянутым.


Это достигается самыми элементарными упражнениями в спортзале. Нет возможности тренироваться в спортзале – делайте самую обычную зарядку у себя дома. Только физические нагрузки должны быть регулярными, а упражнения следует выполнять правильно, иначе не стоит надеяться на положительный результат.

Сначала выполняйте самый простой комплекс: 10 приседаний, 10 отжиманий и, к примеру, упражнение «ножницы» (когда вы ритмично скрещиваете ноги). Так вы тренируете мышцы пресса, ног и груди. Не делайте сразу много упражнений, так вам быстро надоест и вы забросите тренировки. Добавляйте упражнения постепенно, без надрыва и болезненных ощущений.

3. Красивые девушки стильно одеты, даже когда идут в магазин за хлебом.

Мы часто примеряем красивые вещи только тогда, когда идем на важные мероприятия. А на работу или прогулку заявляемся в обыденных свитерах, скучных юбках и туфлях со сбитыми набойками. А красивые девушки привлекают всеобщее внимание стильными костюмами, которые выгодно подчеркивают фигуру, безупречно чистой обувью, качественным пальто с интересной отделкой.


Так в чем проблема? Ошибочно полагать, будто стильно одеваться могут только богатые. У стиля нет цены, он либо есть, либо его нет вообще. У вас не хватает фантазии, чтобы составить умопомрачительный образ? Подсмотрите модные сочетания у блоггеров или на страницах журналов. Не гонитесь за остромодными вещами, составьте базовый гардероб, в котором все вещи легко сочетаются между собой.

4. У красавиц идеальная прическа и ухоженные ногти.

Прическа не может быть красивой, если волосы тусклые, с посекшимися кончиками, с непонятным окрасом.


Каждую неделю делайте масляную маску для волос. Втирайте в кожу головы масло облепихи, розы или самое обычное подсолнечное масло. Маску оставьте на 20-30 минут, потом смойте при помощи шампуня. Такая процедура вернет волосам блеск и придаст им дорогой ухоженный вид. Кроме того, регулярно посещайте парикмахера, не допускайте отросших корней и посеченных кончиков. Используйте краски без аммиака – они не так сушат волосы и не разрушают кутикулу изнутри.

Особое внимание уделяйте ногтям. Необязательно делать дорогой маникюр. Достаточно просто регулярно обрезать кутикулу и придавать ногтям форму в домашних условиях. Лак должен быть качественным, чтобы он не отслаивался в самый неподходящий момент. Для того, чтобы ногти были здоровыми, регулярно протирайте их корочкой лимона.

Также устраивайте для своих рук отдых при помощи ванночек с эфирными маслами. Наполните глубокую миску горячей водой, капните в нее 2-3 капли вашего любимого эфирного масла. Опустите руки в воду, посидите так до полного остывания воды. После процедуры смажьте руки жирным кремом.

5. Красавицы прекрасны не только снаружи, но и внутри.



Они не сидят часами у маникюрш и парикмахеров. Они заняты саморазвитием, ведь внешняя красота ничего не стоит без внутреннего наполнения. Красивая девушка никогда не позволит себе материться через слово или поглощать булочки по ночам. Она не станет воровать чужих парней, чтобы самоутвердиться.

Красавица обладает хорошими манерами, она не станет грубо хохотать в компании или смотреть на всех свысока. Пожалуй, последний пункт самый сложный. Не каждая девушка сможет вот так просто избавиться от мужиковатых манер. На то, чтобы поменять свой привычный стиль поведения, могут уйти годы. Но результат того стоит.

Стать самой красивой не так уж и сложно. С этой задачей справится каждая целеустремленная девушка, которая твердо решила поменять свою жизнь к лучшему.

Каждая женщина даже самая серьезная, умная и рассудительная в душе романтическая особа, мечтающая проснуться однажды утром настоящей красавицей. Рассмотрим некоторые советы, которые возможно помогут ответить Вам на самый мучительный вопрос: как стать красоткой?

Становимся красивой

Первое с чего следует начать при преображении и достижении красивой внешности, это положительно воспринимать свое отражение в зеркале. Каждый человек привлекателен по-своему. Любая внешность по-своему хороша и красива.

Учимся красиво улыбаться

Всем известно, что улыбка творит чудеса. Следует ежедневно работать над своей улыбкой. Здесь не рассматривается момент ухаживания за зубами, приобретения белоснежности. Просто нужно почаще улыбаться окружающим.

Не нужно ждать повода, чтобы быть красивой и счастливой. Радуйтесь каждому моменту. Согласно, многочисленным исследованиям улыбающийся человек дарит хорошее настроение, располагает к себе окружающих, от него исходят положительные эмоции.

Обычная улыбка делает одновременно два дела: помогает расслабиться, улучшить настроение, избавиться от нервного напряжения и самым лучшим образом располагает к вам других. Нельзя смотреть на собеседника исподлобья, этим вы отталкиваете людей. Нужно быть добродушной, открытой и у вас появится много поклонников.

Как стать супер красоткой?

Одеваемся красиво — выбираем свой стиль. Конечно же важную роль играет одежда. То в чем вы одеты может сделать вас скованной, либо наоборот придать уверенности. Не стоит одеваться только по модным тенденциям. Важно подбирать себе наряды, которые будут подчеркивать вашу привлекательность и красоту. Не меняйте кардинально имидж, всегда следуйте своему стилю.

Если вы носите классику и чувствуете себя хорошо, не изменяйте своим привычкам. Можно слегка изменить стиль добавив аксессуаров, мелких деталей, пояса, шарфика.

Если вы предпочитаете спортивную одежду, то покупайте вещи в брендовых магазинах, а не на рынке. Пусть гардероб будет небольшим, зато качественным.

На самом деле выбор стиля не имеет значения. Главное при выборе одежды помните главный принцип: приобретенные вами вещи должны вас украшать, превозносить, подчеркивать всю красоту вашего тела и скрывать имеющиеся недостатки. Проблемные зоны должны качественно скрываться. Женщинам с широкими бедрами рекомендовано делать акцент на груди, например, носить одежду с воротником.

Женщинам, имеющим маленький бюст, стоит носить свободные вещи, с расширенными карманами и складочками на груди вместо обтягивающих кофточек. Замаскировав все изъяны своей фигуры, вы сможете не только стать красивой для окружающих, но и уверенной для себя. Не забывайте так же про свой . Он добавит Вам определенной изюминки.

Если вы собираетесь на мероприятие и хотите выглядеть изумительно красивой, выберите наряд синего цвета. Психологи считают, что синева придает солидности. Вас примут за компетентного человека, знающего себе цену. Если вы относитесь к категории робких и нерешительных, то не стоит надевать белые воздушные платьица, пока не измените свой характер. В таком случае принято носить черные костюмы. Ведь черный цвет производит впечатление сильного человека.

Красивая походка истинной красотки

Задумывались ли вы над вопросом, как правильно должна ходить красивая женщина? С гордо поднятой головой, выпрямленными плечами и уверенной походкой. Итак, как стать красоткой с изящной походкой?

Когда человек сгорблен, то его атакует стресс. Ученые говорят, что этому символизируют некие проблемы, груз. Выпрямившийся человек чувствует легкость как на душе, так и в теле. Настроение заметно улучшается. От того, как мы сами себя преподаем, так нас и воспринимают окружающие.

Красивые и правильные жесты

Наше внутреннее состояние окружающему миру выдает каждый наш жест. Если человек сложил руки на своей груди, это говорит, что человеку по какой-то причине не по себе: либо он возбужден, либо хочет спрятаться от посторонних, чувствуя себя не уютно. Сплетение рук – это закрытость от окружающего мира. «Поза нога на ногу» свидетельствует о таком же принципе.

Если вы скрестили и ноги, и руки, то это вообще стрессовая ситуация, из которой нужно выходить. Нужно, чтобы ваш дискомфорт сменился уютной обстановкой. Если вы измените свою позу, то и внутреннее состояние заметно улучшится.

Расслабив свои мышцы, свое тело, ваше кровяное давление и нервная система приходят в порядок, мысли начинают течь в нужное русло. Входя в незнакомое место, либо туда, где вы начинаете нервничать расслабьте свои руки, потрясся ими и улыбнитесь. Ваше нервное напряжение сразу пропадет. Вы сможете держать себя сдержанно и спокойно в любой обстановке.

День за днем вы повторяете себе: я хочу стать красоткой. Изменить свой облик за одно мгновение, естественно, невозможно, но, занимаясь собой регулярно, можно превратить себя в настоящую красавицу. Все в ваших руках.

Если вы дама серьезная и рассудительная, но, как обычная романтически настроенная особа мечтаете в одно прекрасное утро проснуться преображенной, попробуйте взглянуть на свои проблемы другими глазами. Надеемся, что наши советы помогут вам преобразиться и стать настоящей красавицей.

Скажите себе: «я – красавица!»

Начать собственное преображение разумнее всего с примирения с собственным отражением в зеркале. Давайте попробуем убедить себя, что внешность каждой из нас по-своему хороша.

Психологи заметили, что при выборе партнера каждый из нас старается найти человека, внешне похожего на нас самих. Если не верите, понаблюдайте за семейными парами: вы увидите, что очень часто супруги внешне похожи друг на друга (кстати, по народным приметам - это залог счастья). Поэтому расстраиваться по поводу собственной внешности абсолютно не стоит - где-то на земле ходит ваша половинка с похожим носом, щеками, губами. И если бы ему предложили выбрать: Наталья Водянова или вы, он выберет вас!

Улыбка творит чудеса

Второй этап - работа над своей улыбкой. Речь не идет о том (или не только о том), чтобы привести в порядок зубы, вставить недостающие, если их нет. Просто надо научиться почаще улыбаться людям!

Необязательно дожидаться какого-то повода. Делайте это просто так. Многочисленные исследования подтверждают, что от улыбающегося человека исходят положительные импульсы, которые располагают к нему окружающих людей. Убьете этим сразу двух зайцев: сами расслабитесь (улыбка помогает расслабить мышцы и избавиться от нервного напряжения) и других к себе расположите самым наилучшим образом.

Кстати, не так давно был проведен такой эксперимент: нескольким девушкам, считающим себя дурнушками, не пользующимся успехом у мужчин, было рекомендовано одно - не сидеть букой и не смотреть на собеседника исподлобья, а по возможности улыбаться почаще. И что вы думаете? Через пару дней у них отбоя не было от ухажеров!

Подбираем одежду

Не секрет, что одежда может как прибавить уверенности в себе, так и лишить ее вовсе. Например, если вы решите кардинально сменить имидж и помолодеть, одев на себя тинэйджеровские штаны и майку на 5 размеров больше, вместо привычных доселе юбки и блузки, вы будете чувствовать себя не в своей тарелке. И даже если ваша одежда будет ультрамодной, уверенности это не добавит.

Поэтому совет такой: не изменяйте своему стилю .

  • Если вы хорошо себя чувствуете в классике и она вам идет, носите классику! Хочется чего-то новенького? Слегка измените стиль с помощью деталей и аксессуаров, например, с помощью легкомысленного шарфика или кокетливого пояса.
  • Если ваш стиль спортивный, старайтесь не покупать дешевые вещи на рынках. Лучше пусть в вашем гардеробе будет меньше вещей, но они будут качественными.
  • Но какой бы вы ни выбрали стиль, помните основной принцип в подборе одежды: вещи должны подчеркивать ваши достоинства, а не недостатки. Старайтесь подбирать одежду так, чтобы отвлечь внимание от проблемной зоны. Так, дамам с большими бедрами можно порекомендовать сделать акцент, например, на груди (скажем, с помощью воротника или шарфика). Женщинам со скромным бюстом советуем носить не обтягивающее боди, а свободную блузку с защипами или декоративными карманами на груди и т.д. Вы замаскируете изъяны фигуры, а стало быть, будете чувствовать себя намного увереннее!
  • Если вам предстоит выход в свет и вы хотите произвести впечатление уверенной в себе женщины, наденьте что-нибудь синее. Психологи выяснили, что человека, одетого в синий костюм, окружающие воспринимают как солидного, компетентного, знающего себе цену. Если вы считаете себя излишне робкой и нерешительной, наденьте не воздушный бело-розовый наряд в рюшечку, а что-нибудь черное. Ведь человек в черном воспринимается окружающими как исключительно сильная личность.

Отрабатываем походку

Знаете, как должна ходить уверенная в себе женщина? Выпрямив плечи и горделиво подняв голову. Заставьте себя не сворачиваться «колесом» и не смотреть все время себе под ноги. Кстати сказать, когда спина вечно сгорблена, в организме запускается реакция стресса.

Согнутые плечи как бы символизируют: «Мне плохо, я раздавлен проблемами». А если вы распрямитесь, возникнет легкость и в теле, и на душе. И ваше настроение непременно передастся окружающим. Ведь как мы себя чувствуем и воспринимаем, так и другие к нам относятся!

Если нелегко вот так сразу выработать уверенную походку, воспользуйтесь рекомендациями мануальных терапевтов: каждый день в течение 10 минут стойте у стенки, прислонившись к стене затылком, лопатками и ягодицами (при этом ноги должны быть вместе, а руки - висеть расслабленными вдоль туловища). Это научит вас не горбиться при ходьбе.

Учимся расслабляться

Как известно, жесты выдают окружающим наше внутреннее состояние. Так, например, сложенные на груди руки свидетельствуют о том, что человеку не по себе: он либо возбужден, либо чувствует себя неуютно и хочет спрятаться, отгородившись от окружающего мира сплетением рук. То же самое говорит и поза «нога на ногу».

А если вы переплетете и руки, и ноги, значит, вам настолько не по себе, что хочется бежать из дискомфортной обстановки сломя голову. Но вот ведь что интересно - если вы измените позу, вы измените и свое внутреннее состояние!

И это не случайно: расслабив тело, расслабляются мышцы, нервная система, нормализуется кровяное давление, успокаиваются мысли. Вот такая получается цепочка. Поэтому, если вам каждый раз становится дурно, едва вы входите в незнакомое место, расслабьте руки (этого можно добиться, потряся кистями рук) и улыбнитесь - вот увидите, нервное напряжение исчезнет! И вы сможете оставаться спокойной, как танк, где бы вы ни находились.

Конечно же, изменить себя очень сложно, и «за один присест» это вряд ли удастся. Но ведь все в ваших руках!

История моды показывает, что эталон женской привлекательности меняется от эпохи к эпохе. Сегодня трудно понять, чем восхищали современников мо-дели Рубенса, а древние греки в ужасе отшатнулись бы от нынешних ху-до-ща-вых красоток. В каждую эпоху канон красоты имеет свою «грам-ма-ти-ку» — кодекс правил, систему понятий и прикладных рецептов. Услов-но можно выделить два типа красоты: первый ориентирован на здо-ро-вье, второй — на болезнь. В истории эти два типа, как правило, чередуются. Идеал здо-ро-вой, цветущей и плодородной красоты обычно торжествует в бла-го-по-луч-ные эпохи; истонченный, одухотворенный, болезненный (его можно назвать готическим) свойственен эстетике Средневековья и европейского дека-данса.

1. Задрапируйтесь под статую

На рубеже XVIII-XIX веков Европа переживала настоящий античный бум, и на этой волне возник поистине удивительный феномен — «нагая мода». Современники также назвали ее «мода à la sauvage» — «мода а-ля дикари», а историки искусства — ампирной или неоклассической.

«Дамы носили греческие одеяния с плотным поясом под грудью. Из-под него вниз струились мягкие пышные складки, руки выше локтя были открыты, волосы стянуты на затылке в узел… Женщины походили на античные статуи, чудом попавшие из классики в современность», — замечает немецкая писа-тельница Каролина де ла Мотт Фуке.

Портрет Мадам Рекамье. Картина Франсуа Жерара. 1805 год Wikimedia Commons

Дама в тунике олицетворяла и свободу, и поэтическую музу, и трагическую любовь, будучи универсальным символом возвышенного. Свободное светлое платье с рукавами-фонариками, шитое из тонкого муслина или газовой ткани, называлось туникой. Дамы носили прическу à la grecque («по-гречески»), лег-кие плетеные сандалии, камеи, браслеты, обручи на голове. Силуэт получался обтекаемый, плавный и в то же время лаконично-строгий. Низкое декольте туники, об-на-женные плечи и руки, а также отсутствие корсета составляли разительный контраст с дамскими нарядами предшествующих десятилетий: «нагая мода» действительно позволяла красавицам демонстрировать свои формы.

Леди и джентльмен, рассматривающие присевшую Венеру, на фоне пейзажа. Рисунок Адама Бака. 1801 год artnet.com

При этом настоящая античная одежда отличалась от того, что носили лю-бительницы «нагой моды». Так что женщины XVIII-XIX веков подражали не настоящим древним гречанкам или римлянкам, а именно статуям.

2. Обнажитесь

Изначальная модель здоровой красоты была заложена в искусстве Древней Греции и с тех пор не раз становилась примером для подражания. Но в каждую эпоху идеал античной телесности воспроизводился с некоторыми вариациями. В середине XVIII века главной сенсацией стали раскопки древнеримских горо-дов — Помпеев и Геркуланума, а окончательно эстетический образ антич-но-сти сформировался благодаря проникновенным статьям немецкого искусство-ве-да Иоганна Винкельмана. Раньше признанными образцами считались статуи Аполлона Бельведерского и Лаокоона в ватиканских коллекциях — теперь мир увидел новые шедевры. Во Франции античное наследие адаптировалось в ра-ботах архитектора Клода Никола Леду, в живописи , «де-ко-ра-тора» Французской революции и наполеоновской империи, и в теа-траль-ном творчестве актера Тальма. Кроме того, с легкой руки французского философа Жан-Жака Руссо с середины XVIII века в Европе стали популярны идеи есте-ствен-ности, возвращения к природе и первоначальной простоте нравов. Отны-не красота связывается с раскрепощенной телесностью, во многом шокирую-щей пуританскую публику: многие парижские модницы дефили-ро-ва-ли по бульварам почти раздетые, шокируя любопытных наблюдателей.

Гравюра из серии «Costume Parisien». 1804 год The New York Public Library

Известна история, как две полуобнаженные парижские дамы вышли про-гу-лять-ся по Елисейским Полям, но под напором толпы они были выну-жде-ны отступить и возвратиться в свои экипажи. Публика возмущалась: «Как может деликатный человек беззаботно взирать на обнаженных дам, которых ныне мы встречаем повсюду? Руки, некогда прикрытые, теперь обнажены почти до пле-ча, грудь постыдно выставлена напоказ, лодыжки тем более открыты». «Не-ко-торые женщины чудовищным образом демонстрируют спину ниже лопаток, оскорбляя вкусы», — сетовали наблюдатели в 1806 году .


«Борей показывает то, что не могут здоровье и скромность». Карикатура Джона Коуза. 1801 год The Lewis Walpole Library

Для смягчения общего впечатления порой использовалась прозрачная накидка, прикрывающая фигуру с головы до ног. «Нагая мода» служила неиссякаемым поводом для и эпиграмм.

3. Носите прозрачную и мокрую одежду

Новая пикантная эротичность облика достигалась в первую очередь благодаря игре просвечивающих поверхностей: «Некоторые из прекрасных дам появля-ют-ся и зимой и летом, спасаясь как от жары, так и от холода, только в од-ном платье из шелка или муслина, накинутом на нижнюю рубашку — если они носят таковую, — но это сомнительно, поскольку рубашкой ныне слишком часто пренебрегают» C. W. Cunnington. Fashion and Women’s Attitudes in the Nineteenth Century. Dover Publications, 2004. . Подобные сомнения были неслучайны: в дамской моде того времени возникло движение за отмену нижних рубашек, поскольку они не позволяли красиво распределяться складкам туники. Вместо них красавицам предлагалось носить розовое трико.

Ветер сзади. Гравюра Луи Филибера Дебюкура. 1812 год The Clark Art Institute

Чтобы создать эффект мокрой ткани, перед балом женщины слегка увлажняли наряды, так что прилипающая к телу туника ясно обрисовывала фигуру, как у Ники Самофракийской . Подобный прием, по свидетельству Винкельмана, был в ходу у античных скульпторов: «Греческая драпировка выполнялась в большинстве случаев с тонких и влажных одеяний, которые, следовательно, как известно художникам, плотно облегают кожу и тело и позволяют видеть его наготу». В странах с прохладным климатом, например в России, подобные экзерсисы нередко приводили к простудам, даже со смертельным исходом. Так, в возрасте двадцати пяти лет погибла княгиня Екатерина Осиповна Тюфя-ки-на — «жертва моды» в полном смысле слова.

Портрет молодой женщины в белом. Картина Жака Луи Давида. Около 1798 года The National Gallery of Art

4. Почаще демонстрируйте грудь

В эпоху сентиментализма на рубеже XVIII-XIX веков благодаря трудам фило-софов Джона Локка и Жан-Жака Руссо очень популярны идеи естественного воспитания. Кормление грудью становится модным занятием даже среди аристократических дам. Широкое декольте неоклассических туник не только подчеркивало красивый бюст, но и подразумевало возможность груд-ного вскармливания. Сохранилось немало изображений светских красавиц, ко-кет-ли-во демонстрирующих свой бюст во время кормления ребенка. Подоб-ные ассоциации возникали у неискушенных зрителей при встрече с краса-ви-ца-ми, одетыми по последнему веянию «нагой моды»: «„Все эти женщины, веро-ят-но, матери или кормилицы?“ — спросил кто-то. „Нет, — ответил я, — это в большинстве случаев молодые девушки. Все они умеют придавать такую пышность груди, что скоро мы будем видеть грудь женщины раньше лица, спрятанного за ней“». 

Кормящая грудью мать. Картина Маргерит Жерар. 1800-е годы Wikimedia Commons / Musée Fragonard

На волне увлечения неоклассической «естественностью» для любительниц от-кровенной моды открывались самые разнообразные возможности: так, фа-сон туники robe à la Psyché (платье а-ля Психея) позволял оставлять одну грудь от-кры-той. Подобный наряд впервые был представлен широкой публике 14 дека-бря 1790 года в парижском балете «Psyché», а затем из театральных ко-стю-мер-ных довольно быстро перекочевал в гардероб светских дам. Предприимчивая портниха мадам Тейяр наладила пошив туник «Психея» — и они пользовались большим спросом. Однако мы не знаем в точности, насколько широкое рас-про-странение получила новая мода.

Портрет Терезы Тальен. Картина Франсуа Жерар. 1800‑е годы Wikimedia Commons / Musée Carnavalet

«Нагая мода», разумеется, предъявляла особые требования к фигуре и в том числе к форме бюста. Поскольку не все дамы могли похвастаться пыш-ной грудью, некоторым приходилось пользоваться особыми приспособлениями. В частности, в моду вошла искусственная грудь, которую делали из воска или из кожи телесного цвета с нарисованными прожилками: «Особая пружина позволяла ей ритмически вздыматься и опускаться. Подобные шедевры, воспроизводившие иллюзию настоящего бюста, пользовались большим спросом и оплачивались очень дорого»  Э. Фукс. История нравов. Буржуазный век. М., 1994. .

5. Не пренебрегайте физическими упражнениями

В трактатах по красоте замечали, что для поддержания миловидности женщи-не полезно много времени проводить на свежем воздухе и заниматься по-движ-ными играми, спортивными упражнениями: это придает телу «эластичную и волнистую форму, грациозную, как полевые лилии». В начале XIX века в моду входят длительные прогулки, катание на коньках, прыгалки.


Бадминтон. Карикатура из серии «Хороший вкус». 1802 год Musée Carnavalet

В светской жизни эти изменения проявились не самым приятным образом для старшего поколения. Солидные дамы ворчали: «Вместо медленной, спо-койной походки молодые леди теперь бегают взад-вперед по комнате, как буд-то их при-зывает звон колокольчика, и благодаря такому проворству обеспечи-вают себе лучшее кресло, пока старшие успевают пройти до него половину рас-стояния» C. W. Cunnington. Fashion and Women’s Attitudes in the Nineteenth Century. Dover Publications, 2004. .

6. Не пользуйтесь яркой косметикой

В эпоху Великой французской революции на моду влияют репрессии против аристократии. Увлечение античной эстетикой и тенденции минимализма де-лают неактуальными искусственность и декоративную усложненность ари-сто-кратических туалетов и макияжа. Как следствие, в конце XVIII — начале XIX ве-ка происходит радикальный поворот в истории красоты. Вместо пылающих румян, ослепительных белил и напудренных париков в обиходе появляются такие средства, как «вода для восстановления цвета лица» (после пагубного для кожи применения румян) и прозрачная пудра, создающая эффект здоровой, чистой кожи.


Косметика эпохи Регентства janeaustensummer.org

Парфюмер и доктор Огюст Карон в своей книге «Дамский туалет, или Энци-кло-педия красоты» (1806) советует «есть ячменный хлеб», от которого кожа становится белой, и пить настойку иссопа Иссоп лекарственное растение, известное как «синий зверобой». , очищающую печень. Из кос-ме-ти-ческих средств он рекомендует только румяна на основе растительных краси-те-лей, но и те советует использовать, проявляя «благородную скупость».

На волне научных идей просвещения в Европе начинают критически раз-би-рать-ся в составе косметических средств. В 1778 году во Франции образуется Ко-ролевское общество медицины. Ученые обследуют 115 косметических средств и дают добро 71 препарату. Критерием служит наличие вредных ингредиентов в составе. Среди забракованных, к примеру, числится crème anglaise (англий-ский крем), содержащий свинец и уксуc.

7. Придайте коже бледность и свежий вид

Тенденция иметь бледную кожу свойственна именно «здоровой красоте»: ведь понимание здоровья в конце XVIII — начале XIX столетия отличалось от со-вре-менных представлений.

Здоровый цвет лица — визитная карточка молодой женщины: «Чистая, кра-сивая кожа свидетельствует о наличии трех восхитительных добродетелей красоты: цельность характера, чистоплотность и веселый нрав», — говорилось в трак-тате «Зеркало граций» (1811).

Для отбеливания порой используются радикальные средства, и процедуры эти напоминают пытки. Так, в драме XVIII века «Новая косметика» смуглая герои-ня пробует отбелить лицо от загара с помощью горячего масла кешью. При этом она сетует: «Я чувствовала, как будто мне в лицо впивались скорпионы, сороконожки и комары. Это было самое смешное и в то же время болезненное ощущение, которое я когда-либо испытывала». Даже если в данном случае опи-сание подобного «пилинга» — литературный прием, абсолютно реа-ли-стич-ные рецепты аналогичных средств отбеливания заставляют отнестись к этому описанию с доверием. По источникам известно, что женщины этого времени порой пили уксус или носили талисманы, надушенные камфарой, исключи-тель-но чтобы добиться гладкой белой кожи. Возрастные пигментные пятна, веснушки, солнечные ожоги, прыщи, морщинки — против каждой напасти имелись проверенные средства.

Так, с пигментными пятнами боролись с помощью каустической соды Каустическая сода — гидроксид натрия, или едкая щелочь. и во-ды, дистиллированной из желчи молодых бычков с добавлением небольшого коли-чества растворимой соли. От солнечных ожогов спасались с помощью вуалей и широкополых соломенных шляп. Чтобы придать свежий розоватый оттенок коже, советовали наложить на ночь на лицо измельченную клубнику, а наутро смыть ее кервелевой водой Кервель — однолетнее растение, другое название — «дикая петрушка». . Против веснушек рекомендовали следующий рецепт: смешать молоко и сок лимона в равных частях, развести в бренди. А вот рецепт популярного крема от морщин: «Смешать луковый сок и сок белой лилии, добавить нарбоннский мед Нарбонн —город на юго-западе Франции, в регионе Лангедок. и белый воск, нагреть смесь так, чтобы воск растопился. Полученную мазь наносить на лицо на ночь».


Туалет. Карикатура Сэмюэля Уильяма Фореса. 1819 год The Lewis Walpole Library

Цвет лица являлся определяющим критерием женской красоты в начале XIX века. Это своего рода проверочная зона, контрольный участок для оценки красоты и здоровья. В романе Джейн Остин «Эмма» неоднократно обсуждается цвет лица одной из героинь — Джейн Фэрфакс. Придирчивый денди Фрэнк Чер-чилл выступает с критикой: «„Откровенно говоря, мисс Фэрфакс так бледна от природы, что всегда имеет нездоровый вид. Цвет ее лица оставляет желать лучшего“. Эмма, не соглашаясь с ним, взяла цвет лица мисс Фэрфакс под за-щиту. „Да, он и правда не ярок, но это не причина утверждать, будто в нем всегда присутствует нездоровый оттенок, а, главное, ее коже свойственна чистота и прозрачность, благодаря чему лицо ее приобретает неповторимую утонченность“». Тогда Фрэнк возражает Эмме, указывая, «что для него самого отсутствие здорового румянца — непоправимый изъян. Когда в чертах лица нет ничего особенного, румянец красит их».

30 признаков идеальной красавицы

Изначальный французский вариант «Словаря любви», одной из популяр-ней-ших книг XVIII века, был опубликован в 1741 году. Имя автора — французского историка и журналиста Жана Франсуа Дрё дю Радье (1714-1780) — держалось в тайне: книга была напечатана анонимно. На протяжении всей второй по-ло-ви-ны XVIII века выходили многочисленные переиздания «Словаря», а в 1787 году книга была переведена на английский язык. «Словарь любви», например, вклю-чает такие статьи, как «Возраст», «Поцелуй», «Восхищение»» «Любовник», «Женитьба», «Клятва».

Обложка книги Жана Франсуа Дрё дю Радье «Словарь любви». 1741 год University of Toronto / archive.org
  1. Молодость.
  2. Рост не слишком высокий и не слишком низкий.
  3. Фигура ни чрезмерно полная, ни чрезмерно худая.
  4. Симметрия и пропорциональность всех частей.
  5. Длинные волосы, вьющиеся или приятные на вид, на ощупь мягкие, как шелк.
  6. Кожа гладкая, нежная и с тонкими жилками.
  7. Цвет кожи — яркие красно-белые оттенки.
  8. Высокий гладкий лоб.
  9. Ровные виски.
  10. Брови, изогнутые дугой, как две линии.
  11. Голубые глаза с хорошо очерченными орбитами, приятный взор.
  12. Нос скорее длинный, чем короткий.
  13. Щеки округлой формы, с мягкими очертаниями, с ямочками.
  14. Приятная улыбка.
  15. Пухлые губы кораллового оттенка.
  16. Маленький рот.
  17. Жемчужно-белые зубы.
  18. Округлый полный подбородок с ямочкой.
  19. Маленькие уши, плотно прижатые к голове.
  20. Шея цвета слоновой кости.
  21. Алебастровая грудь.
  22. Снежно-белые округлости, плотные, с четкой формой и восхитительной ложбинкой.
  23. Белые руки, полные и длинные.
  24. Пальцы, сужающиеся к кончикам.
  25. Paris, Debray, 1806.
  26. Cunnington C. W. Fashion and Women’s Attitudes in the Nineteenth Century.

    Dover Publications, 2004.

  27. De la Motte Fouqué C. Geschichte der Moden 1785–1829.

    Berlin, Union, 1987.

  28. Gwilliam T. Cosmetic Poetics: Colouring Faces in the Eighteenth Century.

    Body and Text in the Eighteenth Century. Stanford, California, Stanford U.P., 1994.

  29. Melmoth C. (Samuel Jackson Pratt). The New Cosmetic or the Triumph of Beauty, a Comedy.
  30. Price J. M. Dame Fashion: Paris - London 1786–1912.
  31. The Art of Beauty: Or the Best Methods of Improving and Preserving the Shape, Carriage and Complexion.
  32. The Mirror of the Graces: Or the English Lady’s Costume by a Lady of Distinction.
  33. The Toilette of Health, Beauty, and Fashion.

Если бы некая девица, скажем, из пятнадцатого века выбрала бы меня своим конфидентом, пожаловалась бы на социальное лузерство (конечно, она бы сформулировала свои претензии к миру более возвышенным слогом) и спросила совет, что ей сделать, чтобы стать идеальной красавицей… Я бы со вздохом покачала головой и сказала: «Милая моя, купи лучшую подушку, подложи ее под платье, чтобы сформировать трендовый S-силуэт, а само платье пусть будет на пару размеров меньше, чтобы движения сковывало. Это будет первым шагом, маленьким набором формальностей – просто чтобы люди начали на тебя смотреть. Однако если у тебя, допустим, низкий лоб – у тебя нет шансов».

Если бы с подобным запросом ко мне пришла несостоявшаяся красавица, жившая на несколько веков раньше первой, я бы дала ей изображение Девы Марии: «Вот, пусть это будет твоим журналом Vogue. Да будет лицо твое бледным и чисто умытым, да будешь ты излучать скорбь и тихую невинность. Но увы, если глаза твои недостаточно велики, а губы пухлые и яркие, прости, у тебя нет шансов».

Если бы самоуничижительный яд излила на меня девушка из эпохи Ренессанса, я бы переадресовала ее к Тициану и подарила бы сюрприз из будущего – качественную краску для золотистого оттенка волос. Конечно, процитировала бы ей неравнодушного к женским прелестям монаха Аньоло Фиренцуоло: «На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно для глаз. Самые красивые ноги – это длинные, стройные, внизу тонкие, с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, но не сухощавой ступней» . И тут бы она сама поняла, что шансов у нее нет.

Ладно, оставим теням прежних идеалов пылиться в архивах! Какое там Cредневековье, да моя собственная бабушка стеснялась высокого роста (метр семьдесят всего).

Но нам повезло жить в эпоху, когда все иначе. Все изменилось буквально в последние годы, у нас на глазах. Если при словосочетании «красавица восьмидесятых», «красавица девяностых» и даже «красавица нулевых» мозг подбрасывает нам конкретные образы, то с «красавицей десятых» все сложнее. Кто это? Бестелесная полупрозрачная модель с инопланетными глазами? Да. Загорелая мускулистая спортсменка, одна улыбка которой действует на окружающих, как чашка хорошего эспрессо? Тоже да. Девочка-из-соседнего-двора, которая так умеет сочетать балетные пачки с конверсами, что все с улыбкой оглядываются вслед? И ей – да. Мать двоих, городская Венера, плавная и спокойная? Да! Плюс-сайз модель, которая гордо несет свой пятидесятый размер по подиуму? И она тоже!

Наверное, дело в информационном пространстве. Как сказал американский философ Кен Уилбер, мы живем в ту уникальную эпоху, когда каждому индивиду доступны все накопленные человечеством знания . Границы нашего мира раздвинула сеть. За утренним пуэром мы расшериваем ролик о какой-нибудь цыганской девочке, танцующей босиком на пыльной дороге, а за вечерним улуном смотрим китайский показ мод.

Мы получаем столько информации, что наше восприятие красоты готово подстроиться под этот объем.

Новый канон – это отсутствие канона.

Сейчас сдобрить бы все это сахарным сиропом о боди-позитивизме – и все бы читательницы меня возлюбили. Но я с поглаживанием по шерстке на этом заканчиваю. Ибо баба-яга против.

Изначальная идея этого концепта была прекрасна: не стоит возводить красоту в рамки, ибо любое тело – чудо само по себе. Неважно, высокий ты, маленький, худенький, толстый, с растяжками на животе, с морщинками – все равно у тебя есть право на красоту. И это действительно здорово, когда общество не отбирает у людей это право, когда оно просто неотделимая часть каждого.

Конечно, наше общество еще не вполне готово к такому повороту, хотя все меняется. Но не очень-то у нас любят тех, кто самоуверенно заявляет о своей красоте.

Когда-то давным-давно я от скуки проводила социальный тролль-эксперимент на одном популярном женском форуме. Взяла одну и ту же свою фотографию и пришла с ней в две разные ветки. И в одной написала: девочки, мол, помогите найти либо психолога, либо хорошего пластического хирурга, а то сил моих больше нет. Нос не такой, овал лица не такой, животик не такой — все не такое. И все начали хором меня переубеждать: да как же я смею с такими внешними данными жаловаться, да я же красотка, а какой славный нос, а какие губы, а глаза какие, вах-вах, топ-модель практически. А в другой ветке написала: девочки, а вот когда вы говорите, что нет в городе годных мужчин – это такое кокетство, да? Потому что вокруг меня – толпы. Хотя дело, возможно, в том, что я очень хороша собой. И что началось, что началось. Мою внешность разобрали по атомам – «не таким» оказалось все. Вердикт был страшен: с моими данными на улицу только в глухой парандже. И дело, конечно, не во внешности, а в психологии толпы: подтянуть слабого, на всякий случай подрезать крылья выпендривающемуся .

Но это было лирическое отступление.

Боди-позитив прекрасен в своих первичных идеях, однако будучи популяризованным, он, как снежный ком, оброс странными убеждениями. Я смотрела много роликов об этом. И одни эмоции вызывает клип полненькой девушки, которая легко крутит сальто назад, садится на шпагат (восхищение, желание посмотреть еще раз, вдохновение и самой поработать над гибкостью), и совсем иные – ролик с тоже полненькой женщиной с усталым серым лицом, которая сидит, ссутулившись, в кровати, ест один гамбургер и посматривает на заначку с двумя другими, и титр: «Я красивая, и ты тоже имеешь на это право!» (Wtf??).

Обратная, темная, сторона боди-позитива – этакий демон-искуситель – вдохновение на тамас. Зачем работать над собой? Это пусть неуверенные в себе идут в спортзал, а у меня-то и так все замечательно. Настали благие времена право имеющих. Почему я должна отказаться от ежедневного вечернего маффина – это же орторексия, а я – гедонист. Я не буду делать со своим телом вообще ничего, не буду его развивать. Что естественно – не безобразно (шепотом: только вот кто им сказал, что естественно – это высокий холестерин и одышка при пешем подъеме на пятый этаж?).

И вместо того, чтобы развиваться, откормленная сладким ядом этих идей героиня застывает, как муха в янтаре.

Каждая ли женщина может стать идеальной красавицей?

Да, каждая.

Нет, не каждая.

Оба утверждения верны.

Потому что в наше время красота стала не набором формальностей, а почти искусством.

Каждый ли человек может стать харизматиком? Каждый ли человек может испытать безусловную любовь? Вот и утверждение красоты – это тоже духовная работа, хоть речь идет и о внешней форме.

Красив ли сутулящийся человек, который скукожился над смартфоном? Красив ли человек, который пожирает пиццу за сериалом, настолько увлеченный развитием сюжета, что, если отнять у него тарелку, он не ответит наверняка, «маргарита» это была или «фрутто ди маре». Красив ли человек, у которого есть опыт исключительно поглощения и совсем нет понятия об аскезе? Красив ли человек, который прожигает жизнь на низкой частоте?

Конечно, вокруг нас есть люди, способные разглядеть красоту в любой частности. Это тоже духовная работа – видеть мир красивым, воспитать в себе такой угол зрения. Но это не имеет никакого отношения к объектам любования – это исключительно про наблюдателя. Лев Толстой писал: «Нам всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А мы не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любят».

Я считаю идеально красивым тело, которое удалось настроить, как музыкальный инструмент. Тело, исполненное энергии, которое как будто бы светится. Обладатель которого утром встает, потягивается и каждой клеточкой чувствует радость пробуждения. Который осознает тело в пространстве. Не просто машинально несет его на работу, потом в бар, потом пусть даже и на йогу, а потом – в постель. Идеальная красота – это радость исследования своего тела и его возможностей. Эти возможности не нужны современному человеку для выживания, поэтому они содержатся не в базовой прошивке, а в файлах, которые можно взломать. Говорят, первобытный человек мог различать до десяти тысяч запахов, а большинство из нас не отличит аромат белой розы от аромата красной. Мы настолько привыкли к личному и общественному транспорту, что многим людям пешая прогулка от Кремля до Садового кажется длинной. Разве это красиво – неиспользованные возможности?

Красота – это не силиконовые подушечки в груди, не отбеленные до цвета немецкой сантехники зубы, не ноги от ушей, не разглаженное косметологом личико. Это внутренний свет. Но тело и сознание взаимосвязаны, хотя современное общество с некоторым снобизмом любит их противопоставлять. Мол, уделять повышенное внимание телу – это как-то мелко. Но хорошо работающее тело, которое дышит, лучится, как будто бы заряжает пространство своей энергией, влияет и на настроение, внутреннее состояние. Это восточный путь саморазвития – от тела к сознанию. От хатха-йоги к раджа-йоге.

Как же стать идеальной красавицей?

Я бы посоветовала для начала перестать сутулиться. Пережить первые трудные недели, когда «держать спину» тяжело, и ощутить, как меняется восприятие мира от такой банальности, как хорошая осанка. Поработать с каналами, по которым информация поступает в ваше сознание, с органами чувств. Знакомы ли вы с собственным чувством голода? Я против диет, они не работают, но большинство современных горожан, к услугам которых еда на каждом шагу и на любой кошелек, и не вспомнят день, когда они были голодными по-настоящему. А ведь это так интересно – рассмотреть голод не как досадную неприятность, а просто как чувственное ощущение, понаблюдать за ним. Голод распускается, как ядовитый цветок, это интересно. А потом попробовать осознанно есть, как будто бы каждый прием пищи – медитация. Попробовать дышать осознанно. Заново познакомиться со своим телом и его возможностями. Устроить для него испытание плавности, резкости, скорости, выносливости, полного расслабления. Открыть его. Его чудо и его красоту.

Ведь это такая удача – родиться в эпоху, когда для того, чтобы прослыть красоткой, не нужно ни тициановских волос, ни средневекового лба, ничего не нужно, кроме этой энергии и света. Любимый девиз сторонников боди-позитива «будь собой!» можно трактовать как «оставь все как есть, и так сойдет» , а можно и как «проснись наконец, взломай файлы, которыми ты годами не пользовалась, стань собой!»

Являюсь ли красавицей я сама?

Да черт его знает.