Анализ примет о снах и сновидениях. Психология снов

Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.

Краткий анализ

История создания – это стихотворение написано незадолго до гибели Лермонтова, в 1841 году.

Тема стихотворения – смерть как завершение жизни, мистическое и фатальное.

Композиция – произведение состоит из двух частей. В первой лирический герой видит свою смерть, во второй прекрасная девушка наблюдает ту же картину в своем видении.

Жанр – мистическая лирика.

Стихотворный размер – пятистопный ямб.

Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп” .

Метафоры “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана” .

История создания

Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и “Сон”, написанный в 1841 году.

Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его жизни. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.

Тема

Стихотворение посвящено теме смерти, причем автор практически точно описывает собственную гибель. Возможно, он искал ее – всем известно, что, будучи очень несчастным в кавказской ссылке и переживая по поводу перспективы оставить службу, Михаил Юрьевич искал ссоры со многими своими сослуживцами. Но, скорее всего, это стихотворение – проявление лермонтовского фатализма: поэт считал, что гибель его неизбежна и просто предсказал ее в деталях. Это и есть главная мысль “Сна”.

Композиция

Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.

Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь еще теплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю. Очевидно, что ему и при жизни не нравилось находиться в дагестанских горах, он описывает их как жаркое и неприятное место, так что можно предположить, что оказался он там против своей воли. Также невозможно не отметить мотив одиночества: возле его тела нет даже убийцы. Юноша заснул вечным сном и видит прекрасную картину.

С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне еще не знают о его смерти: там идет пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения. Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие – она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело юноши, то есть читатель как бы снова “видит” его, но уже другими глазами. Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что все завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.

Некоторые также называют композицию этого конкретного произведения зеркальной, ведь реальность героя и героини как будто отражают друг друга.

Жанр

Это мистическое стихотворение, которое описывает несуществующую картину, но так, как будто все произошло на самом деле, как будто Лермонтов был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.

При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение, то есть своего рода транс.

Михаил Юрьевич написал “Сон” пятистопным ямбом, использовав также перекрестную рифму.

Средства выразительности

Использованные Лермонтовым тропы необходимы для того, чтобы созданная им картина была яркой и выразительной. Это:

  • Эпитеты – “ полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп” .
  • Метафоры – “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана” .

С их помощью создается безрадостная картина гибели молодого человека вдали от родины.

Первый метод анализа сновидений, по Фрейду, рассматривает содержание сновидения как нечто целое и старается заменить его другими понятиями и в некоторых отношениях аналогичным содержанием. Например, К. Юнг использовал именно этот метод толкования снов. Он считал сны проявлением бессознательного и описывал их в символах. Цель его работы со снами кроме психотерапии включает в себя выявление архетипического в той сфере психики, которая полностью относится к бессознательному. На первый взгляд сны не имеют отношения к культуре. Однако, как историческое развитие души определяет ключевые образы и понятия, которые становятся базовыми архетипами культуры и сознания людей, так и существует обратное влияние. Архетипы культурного сознания глубоко созвучны душе любого человека и отражаются в его личной бессознательной сфере, побуждая её к развитию. Историческое бессознательное сформировало разум; разум формирует душу человека. Таков общий процесс культурной эволюции. Это метод является символическим и он не подходит для тех сновидений, которые кажутся не только непонятными, но и спутанными и хаотичными.

Второй метод анализа сновидений можно назвать «расшифровка». Этот метод мы используем, когда заглядываем утром в сонник.

Третий метод анализа сновидений можно назвать ассоциативным. Этот метод использовал и сам Зигмунд Фрейд.

Фрейд делил сновидения на три группы. В первую группу входят вполне осмысленные сновидения, понятные, т.е. допускающие без дальнейших затруднений объяснения их с точки зрения нашей нормальной жизни. Во вторую группу входят ясные по смыслу сновидения, но странные, потому что мы не можем связать их с нашей душевной жизнью. К третьей группе Фрейд относил лишенные смысла сновидения, непонятные, т.е. представляющиеся нам бессвязными, спутанными и бессмысленными.

Анализ доказывает, что каждый сон без исключения связан с каким-либо впечатлением последних дней или, вернее, последнего дня перед сновидением.

Практическое задание

Опишите два случая проявления в ваших сновидениях нерешенных личных проблем (или, наоборот, примеры того, как сновидения помогали решению личных проблем).

«Утро вечера мудренее»- есть ли в этом какой-то смысл? Вот даже Скарлетт в трудных ситуациях говорила: «Я подумаю об этом завтра», - и засыпала. Возможно, ли во сне решить личные проблемы?

Психолог Дейдре Барретт, доктор философии, изучала сны более десяти лет."Многие мысли наяву являются банальными и частыми, и лишь некоторые из

них – глубоки и значимы. Я думаю, что сны нужно рассматривать также. Они могут показать тайные истины, другие – лишь фон", - говорит она. Также Барретт предполагает, что сны могут быть полезным инструментом для решения проблем. В одном исследовании она попросила студентов думать о насущной домашней работе или личной проблеме, из-за которых им было трудно уснуть. Рядом с кроватями стояли компьютеры, и участников попытались воспроизвести свои сны, просыпаясь с утра и размышляя о чем-то постороннем. Спустя неделю половина студентов сообщила, что им снилась насущная проблема, другая часть студентов нашла во сне решение этой проблемы.

Были ли в моих снах случаи решения проблем? Не были. Но в моих снах часто присутствуют случаи нерешенных проблем. Совершенно недавно я вспомнила сон, в котором я с родителями нахожусь в зале ожидания аэропорта и жду самолета, который отправится в США в Нью-Йорк. Дело в том, что я давно мечтаю и стремлюсь к путешествиям, а слетать в Нью-Йорк,- моя давняя цель, которую я надеюсь вскоре осуществить.

Заинтересовавшись темой сновидений, я проводила опросы среди своих друзей, знакомых и коллег на работе. Одна моя коллега рассказала сон, в котором она с подругой наблюдает Бога, спускающегося к ним с небес. Он подходит к подруге и говорит, что она верит в него и именно поэтому всё в её жизни сложится хорошо… Затем Бог подходит к моей коллеге и говорит, что она не склонна верить в него и ей необходимо что-то поменять. В реальной жизни моя коллега действительно не верит в Бога и считает себя чуть ли не атеистом.

Каждый сон сугубо индивидуален. Он отражает весь спектр того, что происходит с данным человеком. Все те события, которые с ним происходят, все мысли и эмоции, которые он переживает. Все это отражается во сне и несет сугубо индивидуальную характеристику.

Несколько фактов о снах:

    В клинике университета Мангейма 15 спящих молодых женщин окружали разными ароматами. Оказалось: неприятные запахи вызывают кошмары, а приятные - радостные сны.

    Обследовав около миллиона человек в Калифорнийском университете обнаружили, что те, кто спит ночью 8 и более часов, живут меньше тех, кто мало спит. Недосыпание тоже негативно. Идеальным оказался режим 6-7 часов сна.

    В 1964 году 17-летний Ренди Гарднер бодрствовал 264 часа и 12 минут, после регистрации этого достижения он почувствовал себя чемпионом, заснул и спал 15 часов подряд.

    66 % россиян спят 6-8 часов в сутки, 20 % - не больше 4-6 часов и только 14 % - более 8 часов. 36 % наших сограждан регулярно видят сны о работе. Что интересно, женщинам коллеги и начальники снятся чаще, чем мужчинам (42 % против 31 %).

    По данным ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения), за последние 100 лет время сна уменьшилось на 20 %. Особенно часто бессонницей страдают юристы, педагоги и представители творческих профессий.

    Во время кошмаров во сне 37 % людей падают в пропасть, убегают от кого-то 26 % , не могут двигаться при опасности 25,1 %, опаздывают 23 %, 20 % страдают из-за смерти близких. 10 % видят землетрясение, а 7,2 % - что у них выпали зубы или волосы.

Фрейд неоднократно подчеркивал, что сны - не случайное явление; они не бессмысленны и не беспорядочны, а представляют собой способ исполнения невыполненных желаний. Будучи продуктом бессознательного, сновидения служат хорошим материалом для психоанализа. Фрейд различал явное и скрытое содержание сна. Явное - это то, что фактически галлюцинируется во сне; скрытое - то, что обнаруживается при свободной ассоциации сновидений и их толковании. «Явное сновидение, - пишет Фрейд, - теряет для нас свою значимость. Нам безразлично, хорошо оно составлено или распадается на ряд отдельных бессвязных образов. Даже если оно имеет кажущуюся осмысленной внешнюю сторону, то мы все равно знаем, что она возникла благодаря искажению сновидения и может иметь к внутреннему его содержанию так же мало отношения, как фасад итальянской церкви к ее конструкции и силуэту».

Фрейд выделял такие понятия, как работа сновидений и толкование сновидений.

Работа сновидений есть перевод скрытого смысла сна в явный. Толкование, напротив, - попытка добраться до скрытого смысла сновидений. Для того, чтобы грамотно толковать сновидения, необходимо знать основные закономерности их работы. Среди разнообразных закономерностей работы сновидений в качестве наиболее важных Фрейд отмечает три: сгущение, смещение сновидений и превращение мыслей в зрительные образы.

Под сгущением подразумевается тот факт, что явное сновидение содержит в себе меньше информации, чем скрытое, так как является сокращенным переводом последнего. Смещение - это результат работы «цензуры», замещение истинного смысла сновидения отдельными намеками и символами. Наконец, третий результат работы сновидений - это регрессивное превращение мысли в зрительные образы.

Главный метод исследования сновидений - метод свободного ассоциирования. При анализе сновидений Фрейд считает необходимым соблюдать три основных правила.

1. Не следует обращать внимание на внешнее содержание сновидения независимо от того, понятно оно больному или же кажется абсурдным, ясным или путаным, так как оно все равно ни в коем случае не соответствует искомому бессознательному.

2. Сновидения следует разбивать на элементы,- каждый из которых исследуется в отдельности. При этом пациента просят «объяснять» каждый элемент сновидения первыми пришедшими в голову словами, то есть свободно ассоциировать. «Если я прошу кого-то сказать, - пишет Фрейд, - что ему пришло в голову по поводу определенного элемента сновидения, то я требую от него, чтобы он отдался свободной ассоциации, придерживаясь исходного представления». Действительно, получается нечто, подобное «ассоциативному эксперименту», с той лишь разницей, что в сновидении «слово-раздражитель» заменено чем-то, что само исходит из душевной жизни видевшего сон, из неизвестных ему источников, то есть из того, что само может быть «производным от комплексов».

Таким образом, задача аналитика в данном случае сводится к тому, чтобы при помощи свободного ассоциирования с каждым отдельным элементом сновидения вызвать ряд других - «заменяющих» - представлений, которые дают возможность расшифровать скрытый смысл сновидений. Вскрывать бессознательное пациента, вызывать «заменяющее» представление каждого элемента сна врач должен, не раздумывая над скрытым их содержанием и над тем, подходят ли они или отклоняются в этом смысле от самого сновидения.

3. При анализе сновидений исследователь должен набраться терпения и подождать, пока «скрытое, исконно бессознательное не возникнет само».

При анализе сновидения аналитик наталкивается на сопротивление, особенно когда речь идет о вещах, с точки зрения пациента малозначительных, не относящихся к делу, или о предметах, о коих говорить неприлично. Фрейд считает, что как раз те мысли, которые пациент обычно пытается подавить, оказываются наиболее важными, наиболее значимыми для раскрытия содержания бессознательного. «Мы постоянно наталкиваемся на сопротивление, - пишет Фрейд, - когда хотим от заместителя, являющегося элементом сновидения, проникнуть в его скрытое, бессознательное. Таким образом, мы можем предположить, что за заместителем скрывается что-то значительное. Иначе к чему все препятствия, стремящиеся сохранить скрываемое? Если ребенок не хочет открыть руку, чтобы показать, что в ней, значит, там что-то, что ему не разрешается иметь».

Из сказанного следует еще одно условие, которое непременно следует разъяснить анализируемому: не замалчивать ни одной из пришедших ему в голову мыслей, даже если они не соответствуют здравому смыслу и его понятиям о приличии.

Ключом к расшифровыванию скрытого смысла сновидений Фрейд считал символы, по его мнению, глубоко уходящие своими корнями в мифологию, антропологию, языкознание и^имеющие свои «устоявшиеся переводы», то есть в какой-то степени унифицированные и пригодные для расшифровки любых сновидений у разных людей. Символика сновидений у Фрейда носит почти всегда сексуальную окраску. Дома с совершенно гладкими стенами подразумевают мужчин; дома со свисающими выступами и балконами, за которые можно держаться, - женщин. Все длинные и торчащие вверх предметы, такие, например, как палки, зонты, шесты, деревья, обозначают мужской половой член. «Женские половые органы, - утверждает Фрейд, - изображаются символически при помощи всех предметов, обладающих свойством ограничивать полое пространство, что-то принять в себя, то есть при помощи шахт, щелей, пещер, сосудов и бутылок, коробок, табакерок, чемоданов, ящиков, карманов и т. д. Судно также относится к их разряду. Многие символы имеют большее отношение к матке, чем к гениталиям женщины, таковы шкафы, печи и, прежде всего, комната. Символика комнаты соприкасается с символикой двери, и ворота становятся символом полового отверстия».

Подобная пансексуальная символика сновидений вызвала несогласие и аргументированную критику даже самых близких учеников Фрейда - А. Адлера и К. Юнга. Выраженная пансексуальная интерпретация сновидений, отмечают В. Т. Кондрашенко и Д. И. Донской, заслуживает критического к себе отношения, но это не снижает роли Фрейда в исследовании механизмов сновидений, а главное - ни в коей мере не умаляет значения разработанного им метода анализа сновидений как составной части психоанализа.

Если практика интересуют единичные переживания осознанного сновидения, то простого изучения данного учебника и прочих материалов может быть вполне достаточно. Но если человек хочет добиться наибольших результатов, то ему не обойтись без включения своей собственной головы.

До тех пор, пока все вопросы решаются поиском ответов в различных источниках информации, никакого реального прогресса ожидать не стоит. Многие вещи никто описать и изъяснить не может. Всегда масса моментов остается на личное усмотрение и понимание. Найти все ответы просто невозможно. Мало того, это очень сильно тормозит прогресс, ведь ученику-практику приходится отвлекаться на утомительное чтение или разговоры.

А ведь другие могут заблуждаться. Ни в коем случае не должно быть никаких авторитетов и недостижимых идеалов. Ко всему и всем нужно относиться изначально скептически. Поэтому нужно чаще включать собственное мышление, чтобы решить какой-то вопрос, чем пытаться найти ответ где-либо. Учитывая тот фактор, что данный учебник содержит все самые главные темы и вопросы, то его вполне достаточно для развития самостоятельного анализа.

К примеру, если практик столкнулся в техниках осознанного сновидения или уже внутри нее с каким-то непонятным явлением или проблемой, в первую очередь, он должен самостоятельно попытаться понять причину их возникновения. И так нужно делать каждый раз. Надеяться нужно только на себя. Если всегда искать ответы вне собственного разума, то есть вероятность наткнуться на ложное мнение и принять его на вооружение.

Этот вопрос не затрагивался бы в этой книге, если бы не был настолько актуален. Многие упорно не хотят анализировать свои удачи и неудачи, а вместо этого открывают самые разные книги, часто противоречащие друг другу, и извлекают оттуда информацию, которую даже не удосуживаются проверить. Заканчивается все это обычно ничем, кроме как дальнейшими умножающимися заблуждениями.

Шкала анализа и поиска ошибок при различных методах входа в осознанное сновидение и нахождения в ней

Непрямой метод

Метод осознания во сне

Прямой метод

Добиться попытки на пробуждении

Добиться сильного намерения

Добиться провалов сознания

Добиться проявления любой техники, перебирая их

(уже осознанный сон!!!)

Добиться засыпания

Добиться глубокого провала сознания

(уже осознанный сон!!!)

Добиться разделения

Добиться осознания в процессе сновидения (уже осознанный сон!!!)

Добиться разделения

Добиться углубления осознанного сновидения

Добиться осуществления плана действий

Добиться долгого удержания осознанного сновидения

Добиться повторного выхода из тела

При проблемах со входом в осознанное сновидение или ее контролем, нужно по шкале определять пропущенные или не преодоленные шаги.

Сновидение не говорит нам ничего буквально, но сонник с готовым ответом - плохой помощник.

Ей около сорока лет, она хорошо выглядит, эмоционально вовлечена. Взволновано рассказывает свой сон – один из многих подобных, которые начали ей сниться с 24 лет:

"Я сплю в кровати. Просыпаюсь в темной комнате, сумрак, вокруг все заставлено шкафами, темнота сгущается и нечем дышать. Я от этого просыпаюсь и не могу дышать. Бегу к окну, а оно закрыто и задыхаюсь…. В этот момент, сон переходить в явь, и я просыпаюсь с ужасной тахикардией, задыхаюсь и чувствую ужас. Резко встаю с кровати бегу к окну, открываю его и открываю, учащено дышу ночным воздухом".

Я обсудил с пациенткой ее сон, спрашивая о ключевых, символах, что они могут означать для нее в реальной жизни, с чем, по ее мнению, они могут быть связаны, что происходило в ее жизни в 24 года. Ответ протагониста (так в психологии называют человека, сон которого исследуется): "Событий важных вроде и не было". Правда, вспомнила, что где-то в это время она развелась с мужем.

Рассмотренные по очереди символы "Темнота", "Шкафы", "Окно", "Воздух", "Отсутствие сил на дыхание" тоже не дали мне материала для дальнейшей работы.

Предлагаю протагонисту проиграть сон. Она соглашается и мы начинаем. Формируем сцену, ставим стулья в ряд - это будет наша "кровать", приглашаем участников группы на вышеуказанные символы и вводим в роль. Выключаем свет и проигрываем в полумраке сцену. Переживания протагониста тождественны чувствам, которые она испытывает во время этого сна. Но идей, что несет в себе это сновидение, у протагониста никаких. Предлагаю пригласить еще одного актера на роль самой себя и посмотреть на сцену со стороны.

И вот взгляд со стороны помог вспомнить маленькую историю из детства, связанную с темнотой и страхом. Мы поставили новый сюжет о том, как 6-летняя девочка одна дома, смотрит по телевизору чёрно-белый фильм "Преступление и наказание". Огромный страх порожден сценой, когда Раскольников топором убивает ростовщицу. И тут же мгновенно пациентка вспоминает еще одну сцену из детства, ой которой, казалось, давно забыла и не вспоминала.

Сцена такая - квартира в "хрущевке", где живут мама, папа, бабушка, дедушка. Ей два с половиной года, она лежит в кроватке. Ее дедушка надевает черную маску, крадется по полу, чтобы она его не видела, резко встает и пугает ее.

Пациентка горько плачет. Рассказывает, какой хороший был дедушка и как ее любил. Трудно справиться с открытием, что эти мучительные сны связаны с ним. Вся группа вначале молчала, а потом рассказами о своем подобном опыте поддержала участницу.

Зигмунд Фройд говорил, что сновидение - это царская дорога к бессознательному. Идя по ней, у нас появляется возможность узнать многое о себе настоящем. О том, какие наши истинные желания, мотивы, в чем кроется самообман и фальшь. Помните, что я писал выше о повторяющихся снах? Так вот, не забывайте проверять почтовый ящик.

Присоединяйтесь к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!