Занятие по развитию речи «Птицы-наши друзья. Занятие по развитию речи Развитие речи по теме птицы

Белик Элеонора Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №53 детский сад комбинированного вида
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: конспект занятия по развитию речи "Домашние птицы"
Дата публикации: 22.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Образовательные:

внешнем виде, образе жизни.

Совершенствование грамматического строя речи, связной речи.

Развивающие:

творческого воображения.

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества,

доброжелательности.

Материалы: предметные картинки домашних птиц, фасоль и горох

перемешанные, тарелочки, червячки из пластилина, игрушка курочки и

цыплёнка, раскраски домашних птиц.

Ход занятия:

Приветствие.

К детям приходит курочка. Здравствуйте ребята!

Пришла я к вам за помощью. Пропал у меня ребёнок маленький

цыплёнок. Бегаю заву его, не откликается, наверно заблудился, на нашем

птичьем дворе. Двор у нас большой, где искать не знаю.

В – ль: Ребята поможем Курочке.

Поспешим на птичий двор.

Три раза вокруг себя повернись и на птичьем дворе очутись.

Поворачиваю доску, на ней картинка домик деревья.

Ну вот ребята оказались мы на птичьем дворе.

Только кто же здесь живёт? Здесь ли наш цыплёнок?

Загадка про гуся .

Длинная шея, красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (гусь).

В-ль: Правильно ребята здесь живёт семья гусей

На магнитной доске появляется картинка с гусиной семьёй.

В – ль: Это гусиная семья!

Как папа называется? (гусь) А как мама? (гусыня) А как называется их малыш

(гусёнок), а если малышей много (гусята)?

В – ль: Задаёт вопросы по описанию гусей – дети отвечают, если

затрудняются помогает и дети повторяют.

Описание гусей – гуси большие, у них длинные шеи, на голове красный

длинный клюв, два глаза, два больших крыла, маленький хвост, две красные

лапы, а на лапах перепонки – по этому, гуси водоплавающие птицы, а чем

покрыто тело гусей (перьями, а под перьями пух). Перья у гусей серого или

белого цвета. А гусята жёлтого цвета.

А характер у гусей вздорный, они любят пощипать и поиграть. Давайте с

гусями поиграем…

Развитие тонкой моторики речь с движениями.

Есть у нас драчливый гусь

Гуси, гуси вы не видели моего цыплёнка?

Да курочка забегал твой сынок с моими гусятами поиграл – зёрнышки

поклевал и убежал…

А куда же?

Да на двор где живут утки побежал…

Ну что ребята на двор к уткам отправимся….

Три раза вокруг себя повернись и на утином дворе очутись…

На магнитной доске появляются картинки утиной семьи.

В – ль: Это утиная семья.

Как папа называется? (селезень) А как мама? (утка) А как называется их

малыш (утёнок), а если малышей много (утята)?

В – ль: Задаёт вопросы по описанию уток, сравнивают маму и папу – дети

отвечают, если затрудняются помогает, а дети повторяют.

Утки чуть поменьше гусей. На голове два маленьких глаза. Широкий,

оранжевый и длинный клюв. Шея у уток короче чем у гусей. На туловище два

крыла, короткий хвост и две лапки. На лапках перепонки. Перепонки для того

чтобы утки могли плавать – это водоплавающие птицы. Туловище уток

покрыто перьями, а под перьями пух. Утка пёстренькая, а селезень яркий у

него зелёная или синяя голова, белый галстучек на шее, и на крыльях есть

зелёные полоски. А утёнок жёлтенький.

В – ль: Ребята посмотрите какие утята маленькие, они очень любят играть

давайте с ними поиграем!

Физминутка

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш. (Присели.)

В – ль: - Уточки вы не видели цыплёнка? потерялся бедненький.

Утки отвечают: Кря – кря – кря забегал он к нам с утра, водицы попил и убежал.

В – ль: А куда же он побежал?

Утки отвечают: А на двор к индюкам.

Ну что ребята на двор к индюкам отправимся….

Три раза вокруг себя повернись и на индюшинном дворе очутись…

На магнитной доске появляются картинки индюшинной семьи.

В – ль: Это индюшинная семья.

Как папа называется? (индюк) А как мама? (индюшка) А как называется их

малыш (индюшонок), а если малышей много (индюшата)?

В – ль: Задаёт вопросы по описанию индюков, сравнивают маму и папу –

дети отвечают, если затрудняются в – ль помогает, а дети повторяют.

Индюки крупные птицы, папа побольше, а мама поменьше. На голове у

индюка бородавчатый не оперённый носовой отросток. У индюка он

большой и ярко красный, а у индейки поменьше. У индюка большой хвост –

как веер, а у индюшки поменьше, на лапках у индюков нет перепонок,

поэтому они плавать не умеют – они сухопутные птицы. Туловище индюков

покрыты перьями они пёстрые. Индюшка светлая, а у индюка больше чёрных

пёрышек. Индюшата тоже желтенькие, а на крылышках чёрненькие пятна.

В – ль: Индюки вы не видели, куда наш цыплёнок побежал?

Индюки: видели, конечно! Он искал червячков для мамы, нашёл и помчался

домой с гостинцами!

В – ль: Ребята посмотрите Индюшка грустная какая то. Индюшка что

случилось?

Индюшка отвечает: Да вот принесла нам хозяйка обед индюшатам горох, а

мне с индюком фасоль, только индюшата мои разбаловались и рассыпали и

перепутали горох и фасоль. Вот теперь боюсь их кормить – поперхнуться

фасолью она крупная.

Ребята давайте поможем индюкам! На столах стоят три чашки в одной

перепутанные горох и фасоль, а две другие пустые. В одну нужно положить

горох в другую фасоль. И тогда индюшата смогут спокойно пообедать

горохом, а индюк и индюшка фасолью.

Дети за столами перебирают фасоль и горох.

Индюки благодарят детей и прощаются!

Ну что ребята на двор к курам отправимся….

Три раза вокруг себя повернись и на курином дворе очутись…

На магнитной доске появляются картинки куриной семьи.

В – ль: Ну вот ребята мы и пришли к курочке в гости.

Как папа называется? (петух) А как мама? (курица) А как называется их

малыш (цыплёнок), а если малышей много (цыплята)?

В – ль: Задаёт вопросы по описанию кур, сравнивают маму и папу – дети

отвечают, если затрудняются, воспитатель помогает, а дети повторяют.

Ребята посмотрите на курочку и петушка они одинаковые или разные?

Да они разные – у петушка на голове гребешок большой и бородка большая,

а у курочки маленькая. У петушка хвост большой и пышный, а у курочки

маленький, у петушка пёрышки яркие, разноцветные, а курочка скромница

пёстренькая. А на лапках перепонок нет по этому, куры плавать не умеют они

сухопутные птицы.

Ой, Ребята посмотрите а вот и цыплёнок прибежал, да с гостинцами для

мамы и папы (в – ль показывает тарелочку с червячками из пластилина).

Пи-пи-пи угощайтесь мама и папа я так старался вас порадовать!

Курица: спасибо сыночек!

В – ль: Ой какой же у курочки хороший цыплёнок. Мне он очень нравится! А

вам он нравится? Давайте скажем почему нам нравится цыплёнок.

Воспитатель говорит пример предложения (цыплёнок мне нравится, потому

что он красивый!) передаёт цыплёнка в руки следующему ребёнку. Дети по

очереди говорят своё предложение. – Цыплёнок мне нравится потому, что……

Цыплёнок: Ой ребята вы такие добрые, помогали моей маме искать меня и

не бросили её в беде, подарю я вам раскраски в память о нашем птичьем

В – ль: Ребята нам пора прощаться и возвращаться в группу.

Три раза вокруг себя повернись и в группе очутись…

Ну вот мы и в группе. Ребята, где мы с вами побывали? А кого там видели? А

птицы эти были дикие или домашние? Путешествие наше закончилось!

Теперь можно и раскраски раскрасить…

Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки.

(Цыпленок)

Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Домашние птицы»

Образовательные:

Закрепление знаний детей о характерных признаках домашних птиц, их

внешнем виде, образе жизни.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слов,

связной речи.

Образовательные: Закрепление знаний детей о характерных признаках

домашних птиц. Расширение представлений детей о птицах, их внешнем

виде, образе жизни.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование

грамматического строя речи, слоговой структуры слов, связной речи.

Развивающие:

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха,

зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики,

творческого воображения.

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества,

доброжелательности.

Материалы: предметные картинки домашних птиц., аудио запись голоса

«домашних птиц».

Ход занятия:

Приветствие.

Сегодня к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы выросли,

повзрослели, чему научились. Но сначала нужно поприветствовать гостей.

(дети хором приветствуют гостей).

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Здравствуйте милые дети, вы лучше всех на свете. Вот таких хороших я

приглашаю в путешествие. Хотите? Подумайте и скажите, на чём можно

путешествовать? (выслушиваем ответы детей).

Сегодня я вас приглашаю отправиться на птичий двор на велосипеде. (на

поезде) (включается весёлая музыка).

2. Речевая зарядка.

Вот мы приехали на птичий двор (воспитатель включает звуки домашних

птиц) Кого вы услышали? (ответы детей). Я предлагаю вам поиграть.

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ле-ле-ле- много птиц у нас в селе.

Ал-ал-ал- наш цыплёнок очень мал.

Ол-ол-ол - индюшонок сел на пол.

Лу-лу-лу- гусёнок спрятался в углу.

Ре-ре-ре- много уток во дворе.

Лю-лю-лю- я домашних птиц люблю.

Развитие фонематического слуха.

К нам пришёл волшебник злой, Он ужасный и большой.

Он руками замахал,

Птичек всех заколдовал.

Но пришли друзья – детишки,

Озорные шалунишки

Стали думать и гадать,

Как друзей расколдовать!

Я сейчас буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите

правильное

Название птицы.

Бетух, петюх, пытух, петух.

Усыня, гузыня, гусиня, гусыня.

Интюк, индук, интук, индюк.

Удочка,утотька, уточка.

Закрепление название частей тела птицы.

Ребята, как одним словом назвать петуха, индюка, утку, гуся? Почему

их так называют?

Какую пользу приносят домашние птицы человеку?

Развитие координации речи с движением.

Давайте «петушки» встанем в круг и произнесём слова:

Ах ты, Петя – Петушок,

На макушке гребешок,

А под клювом – то бородка,

Очень гордая походка.

Рано – рано по утру

Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

(Дети повторяют слова и соответствующие движения).

Закрепление понятий «тихо – громко». Учить произносить

звукоподражание в соответствии с жестом взрослого.

А сейчас поиграем в игру «Кто как кричит?» Я буду называть и

показывать домашних птиц, а вы мне ответите, кто как голос подаёт.

Для этого разделимся на две команды: девочки будут – мамами, а мальчики

– птенцами.

Мамы будут звать своих деток громко, а детки громко кричать не умеют, они

будут отвечать тихо.

(воспитатель жестом показывает на мальчиков или девочек).

Наши гуси у пруда – га - га – га. А гусята тихо повторяют.

А индюк среди двора – Бл-бл-бл. А индюшата тихо повторяют.

А как Петя – Петушок нам поёт (все вместе) ку – ка – ре – ку!

Развитие тонкой моторики.

Речь с движением.

В петушков я вас превращала, а теперь: Два раза покружились и в гуся

превратились.

Есть у нас драчливый гусь

(поочерёдно прикоснуться большим пальцем к остальным)

Очень я его боюсь (руки в кулачки и прижать к телу)

Выгнет шею и гогочет (правая рука вверх в щепотку)

Ущипнуть меня он хочет (ритмичные «щипки»).

Физкультминутка.

Вы, ребята, устали, давайте мы с вами отдохнём.

Вышли уточки на луг, кря – кря – кря!

Пролетел весёлый жук, ж – ж- ж - !

(машем руками – крыльями)

Гуси шеи выгибают, га – га – га (круговые вращения шеей)

Клювом перья распрвляют!

(повороты туловища влево вправо)

Ветер ветки раскачал

(качают поднятыми руками в верх)

Шарик тоже зарычал, р – р – р!

(руки на поясе, наклонившись вперёд смотрим перед собой)

Зашептал в воде камыш, ш – ш – ш! (подняли руки вверх, потянулись)

И опять настала тишь, ш – ш – ш! (присели).

Закрепить в речи названия птичьей семьи.

Присаживайтесь за столы и возьмите картинку с изображением

домашних птиц. (по одной картинке на ребёнка. Воспитатель задаёт

каждому ребёнку разные вопросы: назови птицу, как называется семья,

назови ласково, кто детёныш, что умеют делать).

10. Организация окончания занятия.

Ребята, давайте давайте ещё раз посмотрим на птичий двор. Смотрим

видеоклип «Птичий двор».

Кого вы увидели в маленьком видеофильме? Где мы с вами побывали? О

ком и о чём говорили? Что вам понравилось? Что вам понравилось? Что

показалось трудным?

Вы сегодня очень постарались, давайте похвалим за это себя. Нас ждёт

поезд пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Здравствуйте, девчонки!

Добрый день, мальчишки!

Наигрались в куклы, полистали книжки.

А сейчас мы вместе отдохнём немного,

В добрый путь, ребята, в добрую дорогу!

Посмотрели все на меня, встретились со мной глазками. А сейчас давайте поздороваемся друг с другом:

К солнышку потянулись, лучик взяли,

К сердцу прижали, другу отдали. (выполняют движения, согласно текста) Воспитатель: Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра. А теперь скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас? Дети:- Зима. Воспитатель: Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что весна.

На улице очень холодно (согласна)

Много снега, скользко (хорошо)

Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки)

На речках лед, рыбы легли на дно (согласна)

- Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались (молодцы)

Солнце светит, но не греет.

Воспитатель: Молодцы! Вышел на просторы погулять мороз

Белые узоры в косах у берез.

Снежные тропинки, голые кусты

Падают снежинки тихо с высоты. (Е. Авдиенко) .

О чем написано в этом стихотворении? (О зиме) .

Воспитатель: Пока мы с вами беседовали, пошел сильный снег и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они? (показывает снежинки на ниточке)

Упражнение для координации зрения.

Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне и возьмите по одной снежинке. Мы с вами сейчас поработаем глазками.

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руки. Вытянуть снежинку вперед перед собою. Сфокусировать на ней взгляд).

Снежки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели

(Отвести снежинку вправо, проследить движением взгляда) .

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели

(Отвести ее влево) .

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз)

Дети смотрят вверх и вниз

Все! На землю улеглись.

(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол) .

Глазки закрываем

(Закрыть ладошками глаза) .

Глазки отдыхают

(Дети складывают снежинки и садятся на места) .

Воспитатель: Строгий порядок навела зима в своих владениях. Всё у неё прибрано, сверкает белизной. И сегодня я приглашаю вас, дети, на прогулку в удивительный зимний парк, который может подарить вам интересные встречи . (иллюстрации заснеженных деревьев развешаны на стенах )

Мы заходим с вами в лес, полный сказок и чудес,

Будем вместе наблюдать, волшебство всё замечать.

Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем парке. (Звучит запись «Голоса птиц » ).

Давайте присядем. Кто что представил? Чьи голоса вы слышали? (Ответы детей) .

Воспитатель: Ребята, сегодня разговор пойдет о птицах . Как называются птицы , которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?

Дети: Зимующие птицы .

Воспитатель: Рассмотрите картинки и назовите птиц , которые здесь изображены.

Дети: Ворона, воробей, сорока, голубь.

Воспитатель: Есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать - снегири, синицы. (Воспитатель выставляет картинки с изображением этих птиц )

Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая и черная голова и крылья. У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные. Послушайте и отгадайте загадки про этих птиц :

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Спинка зеленовата, животик желтоват,

На голове чёрненькая шапочка,

Да ещё полоска шарфика. (Синица)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая. (Ворона)

А теперь расскажите мне про ворону. Какая она?

Дети: Это большая, черная, хитрая, важная птица .

Воспитатель: Птичка вам хорошо известна. Это воробей. Расскажите про воробья. Какой он?

Дети: Воробей маленький, серенький, шустрый, быстрый.

Воспитатель: А сейчас послушайте загадку, про какую птицу говорится в ней ?

Не дровосек,не плотник,

В лесу живет работник.

Он по дереву стучит,

Он дупло себе долбит.

(Дятел)

Дети: Дятел.

Воспитатель: Расскажите мне про дятла, где он живет, какой он.

Дети: Дятел живет в лесу, лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

Воспитатель: Про эту птицу вы мне сами расскажите. Кто это? Какой он?

Покрупнее воробья,

Вам встречаюсь часто я.

Я со стаею летаю,

Всюду крошки подбираю,

Семечки люблю клевать

И с подружкой ворковать.

За свой нрав миролюбивый

Называюсь птицей мира .

(голубь)

Дети: Голубь большой, воркующий, любит кушать хлебные крошки. Воспитатель: Молодцы! Хорошо вы знаете птиц , которые зимуют в наших краях . А вы знаете, что зимой птички хотят есть и не всегда могут найти себе корм. Поэтому они прилетают ближе к людям. А мы их будем подкармливать. Чем мы будем птиц кормить , узнаем сейчас в ходе игры. Игра «Определи корм на ощупь» .

Воспитатель: У меня в мешочках насыпан корм. Ваша задача: пощупать руками, определить и назвать корм.

С наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека. Для птиц наступило самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли. Поэтом птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они их покормят. -Ребята, мы будем подкармливать птиц зимой , чтобы они не погибли от голода и холода? (ответы детей)

Воспитатель: Какой мороз стоит на улице, даже руки замерзли. Давайте их согреем. (проводится самомассаж кистей рук)

Пальчиковая гимнастика.

Раз. Два. Три. Четыре. Пять (загибают пальчики)

Мы во двор пошли гулять (идут пальчиками по ладошке)

Бабу снежную лепили (катают комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошат хлебушек)

С горки мы потом катались (по ладони проводят пальцем)

А ещё в снегу валялись (кладут ладошку на ладошку то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли (движение воображаемой ложки, руки под щеку) 2 раза

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие.

О ком мы с вами сегодня говорили? (Подведение итогов)

Сегодня мы с вами пойдём на прогулку, возьмём с собой наш корм, рассыплем его в кормушки, которые висят на территории нашего детского сада и понаблюдаем, как птицы будут клевать корм .

Калинина Кристина
Конспект НОД на тему «Птицы», по развитию речи, в старшей группе

Конспект НОД на тему «Птицы » по развитию связной речи в старшей группе .

Цель : учить детей составлять связные рассказы о птицах .

Задачи :

1. Образовательные

Учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;

Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом;

Учить образовывать сложные прилагательные;

Закреплять навыки употребления сложноподчинённых предложений, союза чтобы.

2. Развивающие

Развивать логическое мышление , память и внимание;

Развивать тактильные ощущения , слуховое восприятие;

3. Воспитательные

Воспитывать умение слушать рассказы других детей;

Воспитывать заботливое отношение к птицам .

Интеграция образовательных областей : Здоровье, Физическая культура, Социализация, Познание, Коммуникация, Музыка, Художественное творчество.

Оборудование : кормушка, бумажные фигурки зимующих птиц , мешочек с семенами, ягодами рябины и пшена, магнитофон, записи с голосами птиц .

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Воспитатель :

Ребята, мы с вами попали в чудесный лес. Чьи голоса вы слышите? (ответы детей)

Молодцы, ребята.

2. Обьявление темы.

Сегодня мы будем говорить о зимующих птицах и учиться составлять о них небольшие рассказы.

Каких птиц вы знаете ? (ответы детей) Молодцы. А какое сейчас время года (осень)

Какие изменения произошли в природе? (листья с деревьев опадают, холодает)

Куда птицы улетают осенью ? (на юг, в тёплые края) Как называются птицы , которые улетают на юг? (перелётные) Назовите перелётных птиц . (галка, стриж, журавль, кукушка, лебедь, утка) . Как называются птицы , которые остаются у нас зимовать? (зимующие) . А где живут зимующие птицы ? (в лесу, в городе) .

Холодно и голодно птицам зимой . А кто заботится о них в холодное время года? (в холодное время года о птицах заботятся люди ) Как заботятся люди о птицах ? (люди для птиц делают кормушки .) Чем можно подкармливать птиц ? (Птиц можно подкармливать семенами, семечками, сухими плодами, крошками хлеба, зёрнами, салом и др.)

3. Игра «Чудесный мешочек» Развитие тактильных ощущений .

Нам пришла посылка с письмом от перелётных птиц . Вам интересно что в мешочке? Я предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный мешочек» и на ощупь определить, какой корм в них спрятан.

Дети на ощупь определяют корм птиц . (В мешочке насыпаны : семечки, ягоды рябины, хлеб, семена растений)

А вот каких птиц мы можем покормить этим кормом, узнаем прочитав письмо и отгадав загадки.

Чирик-чирик!

К зёрнышкам прыг,

Клюй не робей!

Кто это? (Воробей)

За синие крылья она так зовётся,

И в холод, и в зной ей так звонко поётся!

В рубашечке жёлтой, и впрямь невеличка.

Так как же её назовёшь ты? (Синичка)

Грудка ярче, чем заря,

У кого? (У снегиря.) Кто летает, кто стрекочет?

Рассказать всем новость хочет? (сорока)

По мере отгадывания загадок дети составляют предложения о птице и расставляют бумажные фигурки в кормушку. (Воробей прилетает к кормушке для того, чтобы клевать семечки и т. д.)

Физминутка «Перелётные птицы »

Птицы в небе тают , тают (машем руками)

Птицы к югу улетают (козырёк)

Всё растаяли вдали (руки над головой)

Аист, цапли, журавли. (пальчики соединяем)

4. Игра «Кто какой» . Образование сложных прилагательных

У каждой птицы есть свои особенности. Сейчас мы поиграем в игру «Кто какой?» . Просмотрите внимательно на сороку. У сороки белые бока. Какая сорока? (Белобокая)

У снегиря красная грудь. Какой снегирь (Красногрудый снегирь)

У воробья короткие лапы. Какой воробей? (Коротколапый воробей)

У дятла красная голова. Какой дятел? (Красноголовый дятел)

У синицы жёлтая грудь. Какая синица? (Желтогрудая синица)

Молодцы, мне понравились ваши ответы, а вам понравилось играть? (да) Ещё хотите?

5. Игра «Столовая»

Поиграет. Представьте, что вы птицы . Я вам подарю изображения разных птиц , прочитаю стихотворение. Та птица , которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» .

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду, а в четверг со всех краёв

Стая жёлтых воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей

А в субботу, воскресенье было общее веселье

6. Итог НОД

О каких птицах мы сегодня составляли рассказ? Как нужно относиться к птицам зимой ? Награждение детей медалями.

Татьяна Басакова
Конспект занятия по развитию речи «Поможем птицам вместе»

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе

по теме : Составление рассказа «Поможем птицам вместе » .

Задачи приоритетной образовательной области :

«Коммуникация» : формировать умение составлять рассказ на заданную тему по опорным картинкам; упражнять в словообразовании сложных прилагательных, в образовании названия птиц с уменьшительными суффиксами; умение составлять рассказ в парах, по цепочке.

«Социализация» : Развивать речь , память, внимание, слуховое восприятие.

Задачи ОО в интеграции :

«Познание» : закрепить и уточнить название зимующих птиц , их характерные внешние признаки, условия жизни птиц ; воспитывать бережное отношение к птицам , желание помочь им .

«ЧХЛ» : умение слушать и понимать текст, знать образные выражения.

«Музыка» :развитие музыкально-художественной деят-ти.

«Здоровье» : сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Предпосылки учебной деятельности : коммуникативные- умение рассказывать по цепочке, по парам.

Планируемые результаты ННОД : умение составлять и рассказывать по цепочке и в парах.

Оборудование для педагога : дерево с птицами , мольберт с птицами , аудиозапись, опорные картинки.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Дети играют в группе.

Дети, посмотрите вокруг у нас в группе что-нибудь изменилось?

Проводится игра «Что изменилось» ?

Правильно вы сказали, что у нас в группе появилось дерево с птицами . А какие птицы к нам прилетели (ответы детей) .

Почему мы их называем зимующими (ответы детей)

Почему они к нам прилетают (ответы детей) .

На какое слово похоже слово «зимующие» ? (ответы детей) .

Какая бывает зима?

Слышится шум вьюги и тревожное щебетание птиц .

Ребята, что это? (ответы детей) .

Какой ветер?

Как вам стало от такого ветра?

А птицам как ?

Почему они так тревожно щебечут? О чём они хотят нам сказать? (ответы детей) .

Мы им можем помочь ? Чем? Как?

Социализация (коммуникативная) .

Познание

.

Музыка Игровая ситуация.

Диалогическая беседа.

Аудирование. Слово

Дерево с зимующими птицами .

Организовать детей, развивать память , речь, внимание.

Развитие диалогической речи .

Развитие слухового восприятия. Эмоционально- отзывчивые, организованные.

Имеющие первичные представления о зимующих птицах их условия жизни .

Умеющие слышать.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Посмотрите, каких птиц вы здесь видите ? (снегиря и синицу) .

Проводится игра «Найди отличия» .

Чем они похожи?

Чем отличаются?

Какая у синицы грудка? Значит она?

Какая грудка у снегиря? Значит он?

Голова у синицы какая? Значит она?

Клюв у синицы какой?

У снегиря?

Песенки как они поют?

Каких зимующих птиц вы ещё знаете ?

Поиграем в игру «Назови ласково» .

Воробей – воробышек, воробьишко;

Голубь – голубчик, голубочек;

Снегирь –снегурушка, снегирёчек;

Дятел – дятлушко;

Ворона –воронушка;

Синица –синичка, синичушка.

Поиграем в игру «Снегири» . (дети выполняют движения) .

Вот на ветках посмотри

В красных майках снегири

Распушили пёрышки

Греются на солнышке

Головой вертят

Улететь хотят

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

Дети за воспитателем садятся на стульчики.

Сейчас я вам прочитаю очень интересный рассказ о том, как и за чем, нам нужно помогать зимующим птицам . В этом рассказе встретятся такие слова «околдованный чарами» - как вы понимаете это словосочетание? «Деревья оцепенели» ? Синица прожорлива?

Объяснение словарных слов.

Чтение рассказа «Поможем птицам вместе » .

Что для птиц страшнее : холод или голод? Околдованный чарами зимнего сна стоит лес. Ни шелеста, ни звука. Деревья, покрытые снежными кружевами, оцепенели в зимнем сне. Кажется, что нет никого во всем лесе… вдруг. Точно живые цветы, с веселым писком и свистом пролетают синицы. Свое название они получили из-за синих перьев на теле птицы . В наших лесах можно встретить несколько видов птиц : лазоревку, большую синицу, черную синицу. Они отличаются величиной, окраской перьев. Синица уничтожает вредителей не только летом, но и зимой. Они добывают насекомых из укрытий, недоступных более крупным птицам . Синица очень прожорлива : за сутки она поедает столько, сколько весит сама. Поедая вредных насекомых, они приносят большую пользу, а в зимний солнечный денек радует нас веселой песенкой. С приходом зимы синицы держатся ближе к жилью человека. Зимой птицы не боятся заглядывать в форточки домов. Всюду, где есть кормушки, синицы посещают их. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. В течение всего холодного дня синицы ищут себе корм. Птицам очень нелегко найти корм. Одни из них ищут жуков, другие раскапывают снег, стараясь добраться до земли. Третьи ищут корм на деревьях и кустах. Много птиц погибает зимой от голода. Мы должны им помочь . Птицы будут обеспечены кормом. Если каждый детский сад, каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку.

Беседа по прочитанному.

Почему синицу так назвали?

Сколько поедает синица в сутки?

Что страшнее голод или холод?

Как и где находят корм зимующие птицы ?

Мы можем им помочь ?

Чтобы нам помочь птицам , мы должны составить план рассказа о спасении птиц по опорным картинкам.

Вначале мы должны сказать, что наступила зима.

Потом, что прилетели зимующие птицы . Им холодно и голодно зимой. Снегом замело весь корм.

Для птиц нужно сделать кормушки и повесить их на деревья.

На кормушки насыпать зёрнышек, крошек хлеба, семечек. Этим мы спасём птиц от голода и они не погибнут от холода.

Составление рассказа детьми.

Рассказы по одному. Анализ рассказанного.

Рассказ по цепочке. Анализ.

Рассказ в парах. Анализ.

Познание, коммуникативная (познавательно-исследовательская) .

Здоровье (двигательная) .

Коммуникация (коммуникативная) .

Игровая ситуация.

Игровая ситуация.

Физминутка с движениями.

Чтение рассказа.

Беседа по прочитанному.

Составление плана.

Составление рассказа по одному, по цепочке, в парах. Картинки снегиря и синицы.

Игровые двигательные действия.

Опорные картинки.

Опора на наглядность. Закрепление названия птиц , характерные внешние признаки.

Умение образовывать названия птиц с уменьшительными суффиксами.

Сохранение и укрепление физич. и психич. развития .

Умение слушать рассказ и проводить анализ прочитанного.

Развитие речи , уметь отвечать полным ответом.

Формировать умение составлять рассказ на заданную тему по опорным картинкам.

Умение составлять рассказ по цепочке, в парах. Умеющие преобразовывать слова в сложные прилагательные.

Овладевший умениями в образовании слов.

Умение выполнять движения со словами.

Умение понимать и воспринимать прочитанное.

Отзывчивость, доброе, бережное отношение к птицам .

Производить рассказ по опорным картинкам.

Составлять рассказ на опорные картинки по цепочке, в парах.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Каким птицам мы сегодня помогали ?

Как мы можем им помочь ?

В начале зимы мы уже повесили кормушки и сегодня после занятия мы пойдём на прогулку и ещё повесим кормушки и накормим наших птиц .

Ребята, а кто помогает у того какое сердце ?

Значит у вас дети такие добрые сердца.

Ситуативный разговор. Кормушки. Желание помочь птицам .

Цель. Расширение, систематизация, уточнение представлений о домашних птицах.
Задачи. Расширение и активизация словарного запаса.
Совершенствование грамматического строя речи.
Развитие связной речи.
Развитие интонационной выразительности голоса.
Развитие внимания, воображения, зрительного восприятия, логического мышления, наблюдательности.
Воспитание любви к миру животных.
Оборудование. игрушки птенцов домашних животных, корзина, фланелеграф, картинки домашних птиц, зашумленная картинка «Домашние птицы», игрушка «Курица в гнезде».
Предварительная работа. Беседа о домашних птицах, рассматривание картин по теме, заучивание стихотворения.
Ход занятия
Логопед: Ребята, кто из вас был на птичьем дворе в деревне? Кто живёт на птичьем дворе? Вам хочется побывать на птичьем дворе?(ответы детей) Тогда отправляемся в деревню. Посмотрите, у меня есть красивые пёрышки.
Перышки эти не простые, а волшебные:
Стоит на них подуть
И они укажут путь,
В какую сторону пойти,
Чтоб что-то интересное найти.
(Дети дружно дуют на пёрышки)

Логопед: Вот мы и на птичьем дворе. Посмотрите, корзинка. Интересно, что в ней? (Дети рассматривают и открывают корзинку, в которой игрушечные утёнок, цыпленок, гусёнок и индюшонок) Кто это? Почему маленькие птенцы в тепле, в корзинке?
Психогимнастика «Малыши»
Логопед: Хотите рассмотреть птенцов поближе? Очень бережно и осторожно передавайте птенцов друг другу.
(Дети передают друг другу игрушечных птенцов)



Логопед: Кто родители у наших малышей? (утка и селезень, курица и петух, индюшка и индюк, гусыня и гусь)
Логопед: Куда нам отнести корзинку с птенцами? Где живут домашние птицы? (в птичнике, в курятнике, в сарае)
Логопед: Кто заботится о птицах на птичьем дворе? (птичница, хозяйка)
Логопед: Как хозяйка заботится о птицах? (кормит, поит, убирает, лечит)
Логопед: Какую пользу приносят домашние птицы? (дают человеку пух, перья, мясо, яйца)
Логопед: Какие яйца несёт курица? (куриные) Какие яйца несёт утка? (утиные) Какие яйца несёт гусыня? (гусиные) Какие яйца несёт индюшка? (индюшиные)
Игра «Найди птиц» (зашумленная картинка)
Логопед: Ребята, каждая домашняя птица нарисовала свой портрет. Посмотрите, что получилось. Каких птиц и птенцов вы видите?
(Дети рассматривают зашумленные изображения домашних птиц, называют их)


Логопед: Ребята, посмотрите, в тихом укромном месте наседка в гнезде. Интересно, что там происходит? Давайте тихо подойдём и всё рассмотрим (наседка высиживает птенцов в гнезде)
(Дети рассматривают курицу в гнезде, сидящую на яйцах)



Логопед: Откуда взялся маленький цыплёнок, сидящий у мамы под крылом? (один птенец вылупился из яйца и выглядывает из-под крыла мамы)
Игра «Птичий концерт»
Логопед: Ребята, на птичьем дворе никогда не бывает тихо, одни птицы поют, другие кричат. Вы когда-нибудь слышали «птичий концерт»? Птицы поют свои любимые песни. Мы тоже можем устроить «птичий концерт». Я покажу вам картинку птицы, вы вспомните её песню и громко спойте.
(Дети хором произносят звукоподражания)
Логопед: Какой весёлый концерт получился! Что делали петухи? (кукарекали) Что делали куры? (кудахтали) Что делали утки? (крякали) Что делали гуси? (гоготали) Что делали индюки? (болботали) Что делали цыплята? (пищали)
Игра «Птичий двор»
Логопед: Ребята, приглашаю поиграть в игру «Птичий двор». Выбирайте себе роль птички и размещайтесь на насесте.
Логопед:
Куры, куры, как живёте?
Куры, куры, что жуёте?
Дети:
Хорошо пока живём,
Но, простите, не жуём.
Мы клюём проворно
На тропинке зёрна.


Логопед:
Гуси, гуси, как живёте?
Гуси, гуси, что клюёте?
Дети:
Хорошо пока живём,
Но, простите, не клюём.
Мы щипаем травку
На берегу канавки.


Дети:
Индюки, индюшки,
Как вы поживаете?
Индюки, индюшки,
Что сейчас щипаете?
Логопед:
Мы отлично поживаем,
Но, простите, не щипаем.
Клюём зерно и знаем,
Как клювами болтаем «блл – бдл – блл»


Игра «Мои любимые родители»
Логопед: Ребята, все птенцы любят своих родителей, потому что родители очень заботливо относятся к своим малышам. Представьте, что вы птенцы и рассказываете о своих любимых родителях птицах.
Ребёнок: Мой папа важный, красивый, голосистый, у него на голове гребешок, бородка, на лапах шпоры. У него красивый разноцветный хвост. Мой папа встаёт очень-очень рано и всех будит.
Логопед: Ребята, вы узнали, кто папа у этого малыша? (петух)
Ребёнок: Моя мама большая, у неё разноцветное оперение, широкий клюв, короткая шея, на лапках перепонки. Моя мама любит плавать и нырять в пруду. (утка)
Логопед: Кто мама у этого малыша?
Ребёнок: Моя мама большая, с длинной шеей, с оранжевым плоским клювом. У неё широкие красные лапы, на лапах перепонки. Моя мама любит щипать травку, плавать и нырять в пруду.(гусыня)
Логопед: Ребята, кто мама у этого малыша?
Ребёнок: Мой папа красивый, гордый, важный. У папы очень красивый разноцветный хвост веером, тонкая красная шея, клюв украшен длинной красной бородкой. Мой папа не любит, когда его дразнят.(индюк)
Логопед: Ребята, кто папа у этого малыша?
Ребёнок: Моя мама очень красивая, у неё яркие пёрышки, маленькая красная бородка, маленький гребешок. Моя мама заботливая, она ищет червячков и зёрнышки для своих птенцов. Моя мама прячет своих детей под крыльями во время дождя. (курица)


Логопед: Ребята, вы узнали, кто мама у этого малыша?
Игра «На полянке» с фланелеграфом
Логопед: Ребята, предлагаю вам сочинить сказку «На полянке».
Логопед: Скажите, что растёт на полянке? (На полянке растут ёлки, цветы, грибы)
Логопед: Кто пришёл на поляну? (на фланелеграф выставляются картинки утёнка, цыплёнка, гусёнка, индюшонка) Птенцы играли, бегали, веселились.
Логопед: Кому было весело на полянке? (Было весело утёнку, …) Птенцы так громко шумели, что их услышала лиса. Она тихо-тихо подошла.
Логопед: Кто незаметно подкрался? (выставляется картинка лисы)


Логопед: За кем она стала охотиться? (Лиса охотилась за утёнком, …)
Логопед: Кого хотела поймать лиса? (Лиса хотела поймать утёнка, …) Птенцы очень-очень испугались.
Логопед: Кому стало очень страшно? (Стало страшно утёнку, …) Стали малыши громко и испуганно кричать. Их крики о помощи услышали родители.
Логопед: О ком стали волноваться птицы – родители? (Родители стали волноваться о утёнке, …) Родители бросились на помощь своим малышам, захлопали крыльями, стали громко кричать, шипеть, клевать лису за хвост и нос. Испугалась лиса и убежала.
Логопед: Кого спасли птицы-родители? (Птицы спасли утёнка, …)
Логопед: Расскажем ещё раз сказку о приключении на полянке.
Логопед: Ребята, интересно на птичьем дворе? Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей) Пора нам возвращаться в детский сад. Вот наше пёрышко, не простое, а волшебное. Стоит на него подуть и окажемся в детском саду.
Логопед: Сегодня мы играли, беседовали, сочиняли сказку и узнали много интересного о домашних птицах. Люди заботятся о домашних птицах, за это домашние птицы дают людям полезное мясо, питательные яйца, мягкие перья и пух.