Краткая история боспорского царства. Боспорское царство и греческая колонизация на северном кавказе

Боспорское царство: краткий исторический очерк

Боспорское царство — греческое монархическое образование Северного Причерноморья. История его возникновения начинается с момента появления переселенческих полисов , выросших в прибрежных зонах Керченского полуострова Крыма и Тамани. Эти апойкии возводились малоазийцами и эллинами с Эгейского моря.

Среди них были демократические республики и полисы с олигархической формой управления. Богатая земля позволяла новоприбывшим грекам заниматься земледелием, разводить скот, рыбачить и, конечно же, торговать с метрополией, соседними племенами и полисами. В городах зарождались объединительные тенденции, которые усиливались под влиянием угрозы нападений варваров-скифов. Пантикапей постепенно приобретал статус столичного полиса .

Если верить античному писателю Диодору Сицилийскому, Боспорское царство существовало с 480 г. до н. э. Им тогда управляли Археанактиды - выходцы с Милета, сумевшие удерживать тираническую власть на протяжении 42 лет, передавая ее по наследству.

Археанактидов сменили Спартокиды, которые возглавляли Боспорское царство почти до I в. до н. э. Как Спарток пришел к власти, историки не знают. Можно только предполагать, что произошли события наподобие переворота. Впрочем, так же можем предполагать, что произошла добровольная передача власти.

Первые властители царства — архонты Боспора. Несмотря на тиранический характер управления, города Боспорского царства, все еще имели некоторые признаки автономии. Это подтверждает информация о существующих там народных собраниях и советах. Кроме того, должности в таких полисах были выборными.

Очередная эпоха Боспорского царства связана с деятельностью Сатира I, Левкона I и Перисада I. Они увеличили территорию державы (в нее входили устье Дона, низовья Кубани и восточная часть Приазовья), покорили Феодосию , а позже — проживающих поблизости синдо-меотов и скифов.

Экономические связи Боспорского царства

Экономика Боспорского царства держалась на торговле. Вначале его полисы сотрудничали с населенными пунктами Малой Азии и греческими островами Средиземноморья. Потом, около V в. до н. э., товары начали возить в Афины. Параллельно шел обмен с зависимыми варварскими племенами.

Скифы, меоты и синды были хорошими поставщиками рабов, а невольники ценились на заморских рынках. Эллада снабжала Боспорское царство винами, оливковым маслом, изделиями, выполненными ремесленниками. Главный товар Боспора - зерно, но, кроме него, на заморский импорт шли рыба, шкуры, шерсть. Все это греки получали благодаря собственному труду и стараниям зависимых варваров, которые продавали продукты земледелия и промыслов. Взамен на эти товары эллины отдавали племенам предметы, изготовленные местными ремесленниками и вещи, доставленные морем.

Боспорское царство также имело торговые связи с Ольвией и Херсонесом, с Южным Причерноморьем и Восточным Понтом.

Ближе к концу VI в. до н. э. в Пантикапее наладили чеканку собственных денег. Позже выпуск монет продолжался, но известно, что в период экономического кризиса III в. до н. э. золото и серебро заменили низкокачественные медные эквиваленты. После реформы Левкона II ситуация стабилизировалась.

Земледелие, скотоводство и ремесла в Боспорском царстве

В государстве, которое активно экспортировало зерновые культуры, земледелию уделяли особое внимание. Сельскохозяйственные округи располагались вокруг городских центров, некоторые земледельцы обитали в деревнях-комах. Немало зерновых выращивалось на скифских участках и на землях синдо-меотов.

Жители античных поселений использовали плужный метод и двупольную систему обработки грунта. У них произрастали такие культуры, как пшеница, ячмень, вика, чечевица, просо. Греки также выращивали зернобобовые, чередуя их со злаками. Ощутимую прибыль приносило виноградарство.

В Боспорском царстве держали крупный рогатый скот, с помощью которого обрабатывали земли.

Ремесленники Боспорского царства достигли высокого уровня мастерства. Особенно в деревообработке и в камнетесном строительстве. Они умели делать корабли, дома, мебель, именную черепицу. Местные мастера искусно обрабатывали металлы, найдено немало железных и бронзовых предметов, сделанных в греческих полисах Боспора.

Не менее поражающими были ювелирные изделия боспорян: украшения, которые крепились на одежду или сбрую, перстни, браслеты и т. д. Много таких вещей найдено в скифских захоронениях. Кроме того, эллины умели ткать, самостоятельно обрабатывали кожу, делали поделки из костей и, конечно же, глиняные изделия. В гончарных мастерских Боспорского царства производилась кухонная утварь, которая распространялась среди греков и представителей подневольных им племен.

Боспорское царство: быт, религия и особенности культуры

Все население Боспорского царства представляло собой три социальные группы: невольники, верхушка и средняя прослойка (крестьяне-общинники, иностранцы, люди, которые не имели рабов). Этнический состав государства был достаточно пестрым, так как в него входили представители варварских племен. Кстати, многие из них умудрялись занимать высокие позиции в обществе.

Количество пахотных земель значительно преобладало над городскими территориями, поэтому среди населенных пунктов Боспорского царства присутствовали не только полисы, но и небольшие деревни, в которых обитали земледельцы.

Города отличались пышностью. Среди них наиболее величественным был Пантикапей: его дома, храмы, общественные здания богато украшались, во время строительства расположенных там сооружений использовались новейшие для того времени технологии, делались искусственные террасы.

Феномен боспорской культуры - художественное ремесло. На предметах, изготовленных в античных полисах, много сюжетов из жизни скифов. Вероятно, вещи делались на заказ и в Боспорском царстве существовала целая школа мастеров, которые занимались такого рода росписями.

О высоком уровне культуры боспорян говорят развитая поэзия и существующее у них театральное искусство, которые не уступало настоящему греческому. Стихи рассказывали под музыку и даже организовывали своеобразные соревнования, в которых побеждал лучший декламатор. В Боспорском царстве любили лирику и танцы, так же, как в средиземноморских городах. С проникновением сарматов там начали прослеживаться элементы традиций кочевого ираноязычного народа.

Жители Боспорского государства почитали богов плодородия. Их божества имели греческое и восточное происхождение. Среди них - Афродита, Аполлон, Астарта, Киберу, Кору, Зевс и т. д. В их честь греки строили храмы, изготавливали скульптуры и статуэтки. На сегодняшний день открыто два религиозных комплекса античных времен: нимфейское святилище Деметры и Апатур в Тамани.

Таким образом, Боспорское царство возникло в V в. до н. э. и просуществовало до последних десятилетий IV в. н. э. Это восемь сотен лет. Оно было основано Археанактидами, но через каких-то 42 года их сменили Спартокиды, которые управляли до I в. до н. э. Сатир I, как и его последователи, включая Перисада I, сумел расширить территории монархии.

С конца IV в. до н. э. важное место в жизни царства занимали варвары. Все закончилось тем, что во II веке до н. э. эллины платили им дань. В конце II в. до н. э. состоялись походы Диофанта и Боспорское царство вошло в состав Понтийского государства. Известно, что этот этап истории монархии ознаменовался экономическим кризисом. Почти все деньги, которые могли пойти на развитие городов, отдавались для борьбы с Римом.

В середине I в. н. э. все изменилось: бывший враг Боспорского государства стал его союзником, хотя так и не смог защитить боспорян от разрушительных набегов гуннов. Несмотря на старания врагов, в этом государстве развивались экономика, культура. В лучшие времена условия жизни боспорских граждан напоминали римские.

INLIGHT


Боспо́рское ца́рство , Боспо́р - античное рабовладельческое государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица - Пантикапей . Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах. Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (Меотидского болота, Меотидского озера, совр. Азовского моря) до устья Танаиса (Дона). С конца II века до н. э. в составе Понтийского царства , затем вассал Рима . Уничтожено гуннами .

История

С VI в. до н. э. Боспор платил дань сначала скифам, а затем сарматам. Но связи с Афинами не прерывались: за хлебный дар в 77 тыс. литров афиняне дважды отправляли на Боспор посольство с благодарностью. Источники свидетельствуют о политических связях Спартокидов с Афинами, Дельфами , Делосом , Милетом , Египтом . Ещё более тесными стали контакты с Южным Понтом.

Римляне вручили власть над Боспором Фарнаку, назвали его своим «другом и союзником», но просчитались: Фарнак объявляет себя «царём царей» и желает расширить свои владения за счёт самого Рима. В качестве наместника yа Боспоре он с 48 г. до н. э. оставляет Асандра. Но тот успешно отвоевал престол, разгромив в 47 г. до н. э. сначала Фарнака, а затем Митридата II, после чего женился на дочери Фарнака Динамии и с 46 г. до н. э. единолично стал править на Боспоре. С его деятельностью до 20 г. до н.э. связывают постройку оборонительных укреплений (так называемый Асандров вал, видимо, отделивший Керченский полуостров от остальной части Крыма) для защиты от соседних племён, большие восстановительные работы, активизацию морских сил, успешную борьбу с пиратами.

После длительных войн, разорений и опустошений при Асандре, но особенно при сыне его Аспурге положение на Боспоре стабилизируется. Начался период нового, вторичного расцвета, охвативший I - начало III в. н. э. При Аспурге возросла территория государства за счёт временного присоединения Херсонеса . Царь вёл успешные войны со скифами и таврами. В г. он получил звание «друга римлян» и добился у римлян права на боспорский престол. На его монетах были портреты римских правителей. Боспор в глазах римлян был источником хлеба, сырья и важным стратегическим пунктом. Рим стремился поставить на его престоле своих приверженцев, держал там свои войска. И все же степень зависимости не была всегда одинаковой и такой, какой желали этого в Риме. Уже сын Аспурга Митридат вёл войны с римлянами. Но в годы правления его брата Котиса I ( - гг.) окрепла связь с Римом. С конца I в. Рим все больше видит в Боспоре важный форпост на северо-востоке, способный сдерживать натиск варваров. При Рескупориде I и Савромате I строятся оборонительные сооружения, укрепляются границы, усиливается армия и флот. Савромат I и Котис II одерживают победы над скифами. При Савромате II ( - гг.) боспорский флот очищает от пиратов южные берега Чёрного моря. Совместные военные действия с соседями должны были усилить независимость Боспора от Рима.

Экономика

Ведущая роль на Боспоре принадлежала товарному производству злаков - пшеницы, ячменя, проса.

Основу Боспорской торговли составлял экспорт зернового хлеба, достигавший колоссальных по тому времени размеров: Демосфен рассказывает, что Афины получали с Боспора половину всего необходимого им привозного хлеба - около 16 тысяч тонн в год.

Помимо хлеба, Боспор вывозил в Грецию солёную и вяленую рыбу, скот, кожи, меха, рабов.

В обмен на все эти товары государства Греции отправляли на Боспор вино, оливковое масло, металлические изделия, дорогие ткани, драгоценные металлы, предметы искусства - статуи, терракоту, художественные вазы. Часть этого импорта оседала в боспорских городах, другая часть переправлялась боспорскими торговцами в степь для знати окружающих племён.

Гермонасса, Фанагория, Горгипия становятся крупными торговыми центрами. В Горгипии строится крупный морской порт, через который вывозится хлеб из Прикубанья.

При Спартокидах в городах Боспора расцветает и ремесленное производство. В Фанагории, Горгиппии и других городах существуют небольшое мастерские и крупные эргастерии, где применяется труд рабов.

Смотри также

Литература

  • Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984
  • Сапрыкин С. Ю. Боспорское царство на рубеже двух эпох. М.: Наука, 2002 (ISBN 5-02-008806-4).
  • Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство, М. - Л., 1949
  • Гайдукевич В. Ф. Боспорские города. Л., 1981
  • Ростовцев М. И. Скифия и Боспор. Л., 1925
  • Трубачёв О. Н. Indoarica в Северном Причерноморье. Реконструкция реликтов языка. Этимологический словарь. М., 1999

Боспор в конце IV в. до н. э.

Боспорское государство, возникшее задолго до греко-македонских завоеваний и непосредственно ими не затронутое, тем не менее во многом обнаруживает сходство с эллинистическими государствами Малой Азии - Пергамом, Вифинией, Каппадокией, Понтом.

В состав Боспорского царства в рассматриваемое время входили как эллинские полисы со сложившимися в них развитыми рабовладельческими отношениями, так и территории, населённые местными племенами, у которых рабство ещё только начинало развиваться. Количество полисов в центральной части Боснора было довольно велико: не только такие крупные города, как Пантикапей, Фанагория и Феодосия, но и менее значительные - Нимфей, Тиритака, Мирмекий, Гермонасса - имели, невидимому, полисное устройство. Часть эллинского населения полисов составляли землевладельцы, однако население боспорских городов занималось преимущественно ремеслом и торговлей. Ведущую роль в среде господствующего класса играли купцы и владельцы ремесленных мастерских. Население, жившее за пределами полисных территорий,--скифы, синды и меоты,- занимавшееся земледелием, подвергалось эксплуатации не только со стороны знати эллинских полисов и царей, но и со стороны местной аристократии, развившейся из родо-племенной знати. Можно предполагать, что за пределами территорий полисов боспорский правитель, подобно эллинистическим царям, считался верховным собственником всей земли, хотя часть её принадлежала на правах владения эллинской и местной знати.

Развитие ремесленного производства и торгонли

Во второй половине IV в. до н. э. при Перисаде I (344/43-310/09) Боспорское царство достигло наибольшего политического могущества. Владения Боспора охватывали в это время Керченский полуостров до Феодосии включительно, Таманский полуостров с прилегающей к нему береговой полосой вплоть до современного Новороссийска, нижнее течение Кубани и её ближайших к устью притоков. В устьях Дона Боспору принадлежал Танаис. Племена, жившие по северному и восточному берегам Азовского моря, признавали гегемонию Боспора. С этого же времени на долгие годы прекращаются войны между Боспором и скифами.

Вещественные памятники частично из самого Боспора, частично из курганов примыкающей к нему степной полосы указывают на то, что Боспор этого времени становится центром местного ремесла. В скифских курганах конца IV в. до н. э. найдены художественно выполненные сосуды, пластинки, нашивавшиеся на одежду, части сбруи. Всё это из золота и серебра с орнаментом, свидетельствующим о местном происхождении этих предметов. Боспорское происхождение металлических изделий из скифских царских курганов IV-III вв. до н. э. подтверждается сходством их стиля со стилем боспорских монет этого времени. С IV в. до н. э. в обращении появляются золотые статеры, совершенно не похожие ни на старые монеты Пантикапея, ни на монеты, которые были в это время приняты в других эллинских городах. Они представляют собой оригинальное создание боспорских мастеров и отличаются высокими художественными достоинствами. Значительное развитие на Боспоре получило также керамическое производство. Помимо кровельной черепицы и массовой бытовой посуды, а также глиняной тары для хранения продуктов производилась на Боспоре и художественная керамика.

Боспорское царство было тесно связано с окружавшими его племенами. Торговля со скифами служила стимулом для развития ремесленного производства. В обмен на изделия боспорского ремесла скифы, синды, меоты и сарматы везли на Боспор хлеб, пригоняли скот, приводили рабов. Продукты скотоводства потреблялись главным образом на месте, хлеб вывозился в Средиземноморье. Рабы частично эксплуатировались боспорской знатью, частично отправлялись на продажу. Значительная часть собиравшегося на территории Боспорского царства хлеба поступала непосредственно правителям Боспора, отправлявшим его в больших количествах на рынки Средиземноморья. Вместе с тем часть хлеба покупалась у скифских оседлых племён и перепродавалась затем приезжим эллинским или местным боспорским купцам. Растущая хлебная торговля Боспора была одной из причин, заставлявших боспорских Спартокидов расширять свои владения и вместе с тем по возможности поддерживать хорошие отношения со скифами. Упадок Ольвии обусловил направление основного потока скифского хлеба через Пантикапей, что ещё более способствовало процветанию боспорской торговли.

Международное значение Боспора в IV-I вв. до н. э. было неразрывно связано с его ролью в торговле. Поэтому боспорские династы старались всячески покровительствовать торговле и увеличивать вывоз хлеба. Их мощный флот охранял торговые пути на Чёрном море против тавров и народов западного берега Кавказа, занимавшихся пиратством.

Чрезвычайно важной статьёй боспорского вывоза в Средиземноморье были рабы. Надписи показывают, что на Родосе, который деятельно торговал с Боспором, имелись сарматские, скифские и меотские рабы. Вывоз рабов значительно увеличился по сравнению с предшествующим периодом. Разложение первобытно-общинного строя у кочевников Северного Причерноморья и постоянные войны между ними способствовали притоку рабов на Боспор, главным образом из числа военнопленных, которых кочевники охотно продавали эллинским купцам. Известную роль в увеличении численности рабов на Боспоре и соответственном росте боспорской работорговли могли играть и победоносные войны самих Спартокидов, которые велись на протяжении IV и первой половины III в. до н. э.

Сосредоточение в руках Спартокидов обширных земель с сидящими на них земледельцами-пелатами, а также стад, рыбных промыслов и ремесленных мастерских (хорошо известны, в частности, царские керамические мастерские, изготовлявшие кровельную черепицу), наконец, рабов, прибывавших постоянно в результате войн, позволило боспорским правителям захватывать в свои руки значительную долю боспорского экспорта. Собственного торгового флота Спартокиды не держали, а пользовались обычно кораблями купцов, как приезжих (особенно афинских), так и боспорских. Крупные землевладельцы иногда сами снаряжали корабли для вывоза продуктов своего хозяйства.

Внутрсннее и внешнее положенне Боспора в первой полдовине III в. до н. э.

После смерти Перисада I обостряется борьба в среде господствующего класса Боспора, вылившаяся в форму междоусобной войны между его сыновьями. Один из них, Эвмел, вышедший победителем из этой борьбы, вынужден был пойти на соглашение с пантикансйской аристократией. Он созвал народное собрание и провозгласил восстановление «отеческой политии», т. е. древнего полисного устройства. Вместе с тем жители Пантикапея получили ателию (свободу от пошлин), которой они некогда пользовались, и освобождение от налогов. Очевидно, предшественники Эвмела, и в первую очередь Перисад I, не считались с полисными традициями Пантикапея, облагали его граждан тяжёлыми пошлинами и контрибуциями на военные нужды.

Укрепив свою власть, Эвмел стал помышлять о расширении владений Боспора. Он помогал Византию, Синопе и Каллатии в борьбе против Лисимаха; тысяча каллатийцев, бежавших из-за голода во время осады их родного города Лисимахом, получили земли на территории Боспора на правах военных колонистов (клерухов).

Преемник Эвмела Спарток III (304/03-284/83) - а может быть, и сам Эвмел - стал уже именоваться царём (басилеем) не только по отношению к покорённым племенам. Это, вероятно, произошло под влиянием соответствующих актов со стороны диадохов, которые в 306-305 гг. объявили себя царями. Внешнее положение Боспора при Спартоке III продолжает укрепляться. Важнейшим доказательством этого является договор с Афинами. Афиняне только что освободились из-под власти Деметрия Полиоркета и поспешили уведомить об этом Спартока, чтобы восстановить отношения с Боспором. Декрет, который был результатом этих переговоров, значительно отличается от предыдущих афинских декретов, касающихся правителей Боспора. Если раньше представители династии Спартокидов рассматривались как частные лица, то теперь Спарток именуется царём; если раньше речь шла исключительно о торговле, то теперь заключается формальный союз: Афины обязуются помогать Спартоку и на суше и на море, если кто-либо нападёт на его державу. Договор, однако, был, невидимому, нужнее Афинам, чем Боспору: если до сих пор афинянам гарантировались торговые привилегии, то теперь Спарток отделался неопределённым обещанием «делать им всё наилучшее». Несмотря на то, что количество хлеба, которое он подарил при этом Афинам, было сравнительно невелико (15 тыс. медимнов=9 тыс. гектолитров), афиняне оказали Спартоку исключительные почести.

При Перисаде II (284/83 - после 252) укрепляются связи Боспора с Египтом, Родосом и Делосом. В одном египетском папирусе сохранилось известие о прибытии послов Перисада в Египет (254/53 г.). Укреплению политических связей способствовала высокоразвитая торговля между эллинистическими государствами и побережьем Понта.

Упадок Боспорского царства. Восстание Савмака

Со второй половины III в. начинается, повидимому, упадок Боспора. Данные литературных и эпиграфических источников становятся очень скудными. По монетам, клеймам на черепицах, изготовленных в царских мастерских, отрывочным литературным упоминаниям и случайным надписям известны имена отдельных правителей, но установить их хронологическую последовательность не представляется возможным. Судя по именам, династия Спартокидов правила на Боспоре до конца II в. до н. э., возможно, с некоторыми перерывами, но царский дом раздирался междоусобицами. Внутренние смуты усугублялись натиском сарматов с Востока и скифов с Запада, который заметно усилился к концу III в. до н. э.

Упадок боспорской торговли в конце II в., связанный с изменениями политической обстановки в Греции и Малой Азии и с непрерывными столкновениями с соседями, привёл к уменьшению доходов боспорских правителей и не позволял им держать большую наёмную армию, а это затрудняло борьбу со скифами. К тому же нужны были средства, чтобы откупаться от скифов и сарматов и даже, повидимому, временами платить им дань. Всё это сказывалось и на внутреннем положении царства, вело к усилению эксплуатации зависимых земледельцев. К концу II в. положение настолько обострилось, что можно было ожидать совместного выступления рабов и зависимого крестьянства против правящей знати боспорских городов.

В этой обстановке правящие круги Боспора в поисках опоры, которая помогла бы им сохранить их привилегированное положение, обратились к понтийскому царю Митридату VI Эвпатору. В результате переговоров между обеими сторонами было заключено соглашение, по которому боспорский царь Перисад V «добровольно» передал свою власть Митридату. Однако широкие слои угнетённого населения Боспора и, в первую очередь, скифские рабы ответили восстанием на это соглашение между боспорской знатью и Митридатом. Скопление больших масс рабов в Павтикапее облегчило подготовку восстания, во главе которого стала группа рабов-скифов, принадлежавших царю Перисаду. Руководителем восстания был скиф Савмак. Подробности этого события неизвестны. Очевидно, одним из первых действий восставших было провозглашение царём Савмака. Таким образом, ими было организовано собственное царство, подобно тому как это произошло в Сицилии во время восстания в 137-132 гг. до н. э.

Решительные действия восставших грозили Митридату потерей его владений и влияния в Северном Причерноморье. В течение нескольких месяцев Митридат подготовил флот и сухопутное войско и весной 107 или 106 г. до н. э. отправил его под командованием Диофанта в Крым. Используя Херсонес в качестве опорного пункта, Диофант атаковал с моря Феодосию. И Феодосия и Пантикапей оказали упорное сопротивление войскам Митридата. Невидимому, в этих городах были особенно сильны позиции Савмака, так как здесь сосредоточивались большие массы свободной бедноты. Однако восставшие не обладали достаточной военной силой, чтобы отразить нападение Диофанта. Об их ожесточённой борьбе с понтийскими войсками свидетельствуют следы больших разрушений в конце II в. до н. э.: может быть, борьба происходила на улицах города даже и после того, как городские укрепления были захвачены Диофантом. Многих участников восстания Диофант казнил. Савмак был захвачен живым и отослан к Митридату в Синопу, где, вероятно, тоже был казнён.

Северное Причерноморье под властью Митрпдата Эвпатора

После подавления восстания Савмака под властью Митридата оказалась значительная часть побережья Чёрного МОРЯ. Подчинение Боспора и других государств Причерноморья Митридату вовлекло их в орбиту крупнейших событий, происходивших на Понте в первой трети I в. до н. э.

В экономике северопонтийских городов в это время появились новые черты: усиление экономических связей с Понтийским царством привело к тому, что прежние связи с торговыми центрами Эгейского бассейна значительно сократились. Известную роль в усилении вывоза из Северного Причерноморья в Южное играли поставки хлеба и других предметов питания в разоряемое войнами Понтийское царство. Однако этот интенсивный вывоз не столько способствовал развитию производительных сил Северного Причерноморья, сколько вёл к истощению его экономики. К тому же результату приводили многочисленные налоги, которые население Причерноморья должно было платить царю.

Ухудшение экономического положения, вероятно, было причиной роста антипонтийских настроений среди боспорского населения. Уже в конце первой войны Митридата с Римом, в 83 г. или даже несколько раньше, Боспор восстановил свою независимость. Подробности этого движения неизвестны. Митридату удалось вновь подчинить себе Боспор только в 80 г. до н. э.

Гибель Митридата и переход власти к Фарнаку в 63 г. до н. э. не облегчили положения населения Северного Причерноморья, поставлявшего Фарнаку войска и корабли для его войн с Римом за отцовское царство. Недовольство широких кругов боспорских рабовладельцев властью понтийской династии привело к тому, что местная знать выдвинула в противовес Фарнаку знатного боспорца Асандра, провозгласив его царём. Однако правление Асандра не ослабило политического напряжения и не приостановило хозяйственного упадка, который переживал Боспор. Вместе с тем с середины I в. до н. э. во внутреннюю политическую жизнь Боспора начинают всё более активно вмешиваться римляне, оценившие в ходе борьбы с Митридатом стратегическое значение Северного Причерноморья.

Культура Боспорского царства

Для материальной и духовной культуры Боспора было характерно переплетение эллинских, прежде всего ионийских, и местных элементов. Особенно ярко это сказалось в художественном ремесле.

На металлических предметах наряду с общими сюжетами чисто орнаментального характера начинают воспроизводиться в условном позднеионийском или позднеаттическом стиле сюжеты, связанные с жизнью и религией скифов. Наиболее знаменитые и богатые курганы скифских степей полны памятников этого рода. Таковы Куль-Оба и курган Патиониоти около Пантикапея, Чертомлык и Солоха на Нижнем Днепре, курганы на Среднем Дону. Относительно датировки этих курганов существуют различные мнения, но несомненно, что они в основном совпадают во времени с расцветом Боспорского царства.

Очевидно, в Пантикапее и в других городах Боспора существовала в IV-III вв. до н. э. специальная школа художников, которая изготовляла для скифской, синдской и меотской знати художественные предметы, отвечавшие её вкусам и воспроизводившие привычный для неё быт. Достижения этой школы весьма значительны. Сцены скифской жизни трактовались здесь с большим реализмом.

Боспорская керамика также свидетельствует о художественном своеобразии местного производства. Особенно интересны терракотовые статуэтки и сосуды с яркой полихромной росписью (так называемые акварельные вазы), производство которых относится главным образом к IV-III вв. до н. э.

Переплетение различных этнических элементов влияло и на религиозные представления. Ионийские поселенцы принесли с собой в Пантикапей и Фанагорию свои древние культы, среди которых особенно выделялся культ Аполлона. Однако наряду с этим они восприняли культы местного населения, которые подверглись лишь поверхностной эллинизации и которые по мере усиления роли местных элементов на Боспоре становятся преобладающими. Среди местных культов особо важную роль играл культ верховного женского божества, которое соответствовало малоазийской великой матери богов, «владычице животных». По всей Синдике были разбросаны богатые и почитаемые святилища этой богини. Она именовалась то Афродитой Апатурой (в Фанагории), то Артемидой Агротерой (на Цукурском лимане). Об интеллектуальной жизни боспорского общества известно мало. Выходцем из Боспора был философ Сфер (некоторые, впрочем, считают его родом из Борисфена, т. е. Ольвии), стоик, живший в Египте при Птолемее Филадельфе и его преемниках. Сфер известен как идейный вдохновитель спартанского реформатора Клеомена.

Стихи, попадающиеся в боспорских надгробных надписях, указывают на то, что поэзия также получила известное развитие на Боспоре. Боспорское, в основном, происхождение имели многочисленные скифские новеллы, живо рисовавшие местные условия жизни. Они распространялись по всему эллинистическому миру (некоторые из них были найдены даже в Египте как на папирусах, так и на черепках) и оказали влияние на греческую литературу. На Боспоре существовала, невидимому, собственная историография, имевшая придворный характер: возможно, что именно к этой историографии восходит в конечном итоге повествование Диодора Сицилийского о Спартокидах, а также некоторые отдельные известия, сохранившиеся у других авторов.

IV-III века были временем расцвета Пантикапея. Город деятельно обстраивался по склонам горы Митридат, на вершине которой был расположен акрополь. В городе имелись водопровод и канализация - сохранились свинцовые и глиняные трубы.

Полисный период в истории боспорских городов продлился сравнительно недолго. Уже в 480 г. до н. э. города, расположенные на берегах Боспорского пролива, объединились в одно государство. Полагают, что это объединение было вызвано угрозой со стороны скифов. Правителями нового государства стали загадочные , как полагают - представители знатного рода, в котором власть передавалась по наследству. Столицей Археанактидов был Пантикапей - крупнейший город Европейского Боспора. На его акрополе построили огромный храм бога Аполлона, который стал религиозным центром Боспорского царства.

В 438-437 гг. до н. э. (Во многих античных государствах, в том числе и Боспорском царстве, календарный год начинался осенью. Таким образом, начало года по боспорской эре соответствовало одному году нашего (григорианского) календаря, а окончание - следующему.) на Боспоре произошел государственный переворот, в результате которого Археанактиды были свергнуты неким , ставшим основателем новой династии. Потомки Спартока управляли Боспором в течение более чем 300 лет. Династия Спартокидов взяла курс на централизацию власти, объединение в рамках Боспорского царства всех греческих городов, расположенных по берегам пролива, и окрестных земель, населенных варварами.

В полном соответствии с этой доктриной действовал сын Спартока (433/32 - 393/92 гг. до н. э.). В те время два города, находившиеся в европейской части Боспора, сохраняли свою независимость. Этими городами были Нимфей и Феодосия. Нимфей заключил союз с Афинами - наиболее крупным и могущественным центром материковой Греции. Военный конфликт с Афинами не входил в планы Сатира, поэтому он решил прибегнуть к хитрости. Интересы Афин в Нимфее тогда представлял некий Гилон. За большую взятку он передал город Сатиру и, по понятным причинам не рискнув вернуться в Афины, остался жить на Боспоре. Вероятно, не без помощи своего царственного покровителя, Гилону удалось жениться на скифянке знатного рода, имевшего влияние на Боспоре.

Внуком Гилона был знаменитый греческий оратор Демосфен, живший, кстати, в Афинах. Демосфен любил произносить в народном собрании речи патриотического содержания, поэтому ему пришлось в свое время вытерпеть немало неприятных минут, когда некрасивая история с участием его деда вышла наружу…

Несмотря на инцидент с Нимфеем, Сатиру удалось наладить связи с Афинами. Крупнейший город Греции испытывал необходимость в хлебе, который в изобилии выращивался на Боспоре, а боспоряне охотно покупали изделия афинских ремесленников. Для того, чтобы стимулировать торговлю, Сатир даровал значительные льготы афинским купцам. Кстати, возможно благодаря именно этому обстоятельству предательство Гилона было предано забвению.

Вслед за Нимфеем была присоединена Феодосия - город, имевший важное стратегическое и экономическое значение. Здесь находилась крупная гавань, способная принять сотню кораблей. С присоединением Феодосии боспорские правители получали возможность контролировать территорию восточного Крыма. Феодосийские купцы успешно конкурировали с боспорскими. Таким образом, причин для начала войны с Феодосией у Сатира было предостаточно, но над решением этой задачи пришлось потрудиться.

Еще до начала военных столкновений в отношениях между государствами возникла некоторая напряженность. Так, феодосийцы принимали у себя беглецов с Боспора - очевидно это были люди недовольные политикой Сатира. Боспорский правитель не нашел ничего лучшего, как начать войну сразу на два фронта - и против Феодосии, и против синдов, обитавших на черноморском побережье северного Кавказа. Синды упорно сопротивлялись, феодосийцы также не думали сдаваться и даже нашли себе сильного союзника - Гераклею Понтийскую. Предпринятая Сатиром осада Феодосии не принесла ожидаемого результата. Корабли гераклеотов снабжали феодо-сийцев продовольствием и высаживали десанты, затруднявшие действия боспорских войск.

Боспорский правитель умер под стенами Феодосии, и стоявшие перед государством проблемы пришлось разрешать его сыну и наследнику (393/92 - 353 гг. до н. э.).

Левкон быстро победил Феодосию, взяв в союзники или просто завербовав отряды скифов. Во время решающего сражения варвары заняли позицию позади боспорского войска и принялись расстреливать из луков тех, кто пытался отступать. Феодосия капитулировала и была присоединена к Боспорскому царству. Интересно, что Левкои и его потомки опасались принимать ненавистный всем грекам царский титул. Несмотря на то, что Спартокиды по существу были монархами, они носили титул «архонтов Боспора и Феодосии» (в греческих полисах «архонтами» называли выборных должностных лиц, осуществлявших исполнительную власть). Но по отношению к зависимым варварским народам Спартокиды без обиняков называли себя «царями».

Левкон значительно расширил восточные пределы Боспорского царства. Была, наконец, присоединена Синдика, под власть царя попали племена торетов, дандариев и псессов. Невиданных ранее масштабов достигла хлебная торговля с Афинами. Доходы, получаемые от торговых операций, были столь велики, что Левкои мог себе позволить отменить вывозные пошлины на зерно. Эта мера еще более укрепила связи Боспора и Афин.

Политику Левкона I продолжили его сыновья (353-348 гг. до н. э.) и (348 - 310 гг. до н. э.). Они подтвердили льготы, дарованные афинским купцам их отцом. В благодарность за это афиняне приняли специальный декрет в честь боспорских правителей, наградили их золотыми венками и воздвигли у себя в городе бронзовую статую Перисада. Перисаду удалось также подчинить жившие у восточных границ его царства племена фатеев и досхов. Теперь территория Боспора на востоке доходила до р. Гипанис (Кубань), а на юго-востоке - приблизительно до того места, где сейчас находится г. Новороссийск.

Период расцвета Боспорского царства завершился в конце IV в. до н. э., когда там произошел кровавый междоусобный конфликт. У Перисада I было трое сыновей: , и Притан. После смерти отца в 310 г. до н. э. власть перешла к старшему - Сатиру II. Евмел не признал верховенства брата, удалился в азиатскую часть Боспора и заключил союз с правителем племени сираков, Арифарном. Сатир не стал вступать с Евмелом в переговоры и решил подавить мятеж силой. Ему удалось заручиться поддержкой скифов, составивших основу его войска. В сражении на реке Фат Сатир наголову разбил армию брата. Евмел был вынужден бежать в отдаленную крепость, которую вскоре осадили войска Сатира. Ситуация, казавшаяся Евмелу критической, внезапно изменилась. Сатир попытался организовать штурм крепости, но был ранен и вскоре умер. Против Евмела попытался выступить третий брат, Притан, но он, по-видимому, не был искушен в военном деле. Во всяком случае, сражение между братьями окончилось победой Евмела, Притан бежал. Через некоторое время его настигли подосланные Евмелом убийцы.

Захватив власть, Евмел быстро подавил сопротивление недовольных. Друзья и родственники Сатира и Притана были перебиты, а жители столицы получили различные льготы. Затем он победил пиратов, причинявших множество неприятностей греческим купцам. Евмел покровительствовал городам Южного и Западного Причерноморья и даже вынашивал проект объединения всех земель, окружавших Понт, под своей властью. Смерть разрушила эти планы. Однажды, когда Евмел ехал на запряженной четверкой колеснице, лошади понесли. Царь попытался выпрыгнуть, но его меч зацепился за колесо. Евмел погиб в 304/303 г. до н. э.

Боспорский престол перешел к его сыну (304/303 - 284/283 гг. до н. э.). Он был первым правителем, не побоявшимся назвать себя царем боспорских городов. В это время экономическое положение Боспора начинает ухудшаться. Афины, основной импортер поступавшего с Боспора хлеба, постепенно приходят в упадок. Именно к правлению Спартока III относятся последние сведения о поставках боспорского зерна в Афины. Боспорские купцы были вынуждены переориентироваться на торговлю скотом, рыбой и рабами. Вероятно, потребности торговли побудили Спартока III организовать экспедицию в устье Дона. Здесь был основан город Танаис, ставший центром обмена с племенами, обитавшими в Подонье и Приазовье.

После Спартока III трон унаследовал , правивший более 30 лет. В его правление кризисные явления в экономике продолжались. Постепенно обесценивается монета - вместо золотых и серебряных денег государство было вынуждено чеканить медь. Перисад попытался найти выход из кризиса, договорившись о совместных действиях на международном рынке хлеба с царем Египта Птолемеем. В это время Египет стал крупнейшим конкурентом Боспора в торговле зерном. Между государствами состоялся обмен посольствами, но его результаты остаются неясными.

Из политической истории Боспорского царства во второй половине III - II вв. до н. э. известны лишь отдельные эпизоды. В это время власть на Боспоре оставалась в руках династии Спартокидов, но большинство царей мы знаем лишь постольку, потому, что их имена ставились на монетах. Царь во второй половине III века снова воевал с Феодосией. Вероятно, город попытался добиться самостоятельности, воспользовавшись слабостью правившей династии. На стороне феодосийцев опять выступили жители Гераклеи Понтийской. Тяготы войны вызывали недовольство подданных Левкона: против него составляли заговоры, войска отказывались повиноваться царю. Усиливается давление скифов на Боспор. Спартокиды были вынуждены выплачивать варварам дань и заключать с ними династические браки.

К концу II в. до н. э. боспорские цари уже не могли самостоятельно справиться со скифской опасностью. Поэтому, когда в Пантикапее появился знаменитый полководец Диофант и предложил царю отречься от престола в пользу правителя Понтийского государства , Перисаду оставалось только согласиться. Известие об отречении царя вызвало восстание живших на Боспорё скифов. Был составлен заговор, в результате которого Перисада убили, а Диофант бежал в Херсонес. Примерно через год он вернулся с большой армией, победил восставших и пленил их вождя, Савмака. Боспор утратил политическую самостоятельность и вошел в состав державы Митридата VI Евпатора.

Целью политики Митридата было создание могучего государства, которое могло бы бросить вызов Риму. Для этого он, в частности, пытался заручиться поддержкой жителей греческих, в том числе боспорских городов. Многим из них было даровано самоуправление и право чеканить собственную монету. Чтобы поощрить торговлю, Митридат снизил существовавшие налоги и очистил море от пиратов. Понтийский царь неоднократно пытался воевать с Римом, но каждый раз неудачно. Первая война шла в 89 - 85 гг. до н. э. Хотя основные сражения между противоборствующими сторонами и в этой, и в последующих войнах происходили на территории Малой Азии, римляне прекрасно понимали значение Боспора, бывшего для Митридата источником живой силы и продовольствия. Они разработали тактику борьбы с Митридатом, решив вызвать недовольство боспорских городов и таким образом нанести понтийскому царю удар с тыла. С этой целью римляне ввели в Черное море свой флот и начали блокаду Боспора, в результате которой боспорские купцы несли огромные убытки. Неудачные действия Митридата в Азии против римских войск вынуждали его увеличивать государственные налоги и непрерывно пополнять свою армию за счет жителей греческих городов. Упадок торговли и непомерные поборы вызвали вполне понятное недовольство жителей Боспора. В 86 г. до н. э. они отложились от державы Митридата. Вскоре Понтийский царь заключил мир с Римом и занялся наведением порядка в собственном государстве. Привести Боспор к повиновению помешала вторая война с Римом (83 - 81 гг. до н. э.). Только в 80 или 79 г. до н. э. Митридат вновь утвердился на берегах Керченского пролива. Понимая важное стратегическое значение этих территорий, он отдает их в управление своему сыну Махару.

В 74 г. до н. э. начинается последняя, третья война между правителем Понта и римским государством. Вскоре римлянам удалось одержать ряд важных побед. Они захватили крупные торговые города на южном берегу Черного моря, лишив тем самым флот Митридата основных баз и снова поставив под угрозу боспорскую торговлю. Понтийский царь находился в это время в Малой Азии. Чтобы нанести ему удар с тыла, римляне вступили в переговоры с Махаром и склонили того к измене. Махара поддержали Боспор и Херсонес, прекрасно понимавшие, что продолжение военных действий приведет к окончательному прекращению торговых операций в бассейне Черного моря. В 70 г. до н. э. Махар открыто перешел на сторону противников своего отца, но Митридат не был сломлен и продолжал войну.

В 65 г. до н. э. Митридат потерпел поражение в борьбе с римским полководцем Помпеем и утратил все свои владения в Малой Азии. Понтийский царь с остатками верных ему армий бежал на Боспор, убил Махара и вновь подчинил местных жителей своей власти. Понимая ненадежность своих позиций и рассчитывая продолжать борьбу с Римом, Митридат попытался заручиться поддержкой живших по соседству варваров. С этой целью он взял в жены нескольких скифских «принцесс». В ответ Помпеи установил морскую блокаду Боспора, объявив, что владельцы и капитаны кораблей, попытавшиеся достичь владений Митридата, будут без промедления казнены. Перспектива продолжения бессмысленных военных действий, упадок торговли, чрезмерные поборы, злоупотребления администрации Митридата вынудило боспорцев поступить так, как и рассчитывал Помпеи. Первой восстала Фанагория, крупнейший город на азиатском берегу Боспора. Его примеру последовали Херсонес, Феодосия и Нимфей. Сын Митридата Фарнак решил договориться с Римом и вступил в переговоры с Помпеем, одновременно подбивая армию Митридата восстать против царя. Интриги Фарнака привели к тому, что солдаты взбунтовались и провозгласили его царем. Преданный детьми, друзьями и войском Митридат покончил жизнь самоубийством на акрополе Пантикапея в 63 г. до н. э.

Боспор оказался в руках у Фарнака, которому вскоре удалось заключить выгодный договор с Римом. Во владение Фарнака отошли Херсонес и почти вся территория Боспорского царства, за исключением Фанагории, которой, по настоянию римлян, предоставили автономию за то, что ее жители первыми восстали против Митридата. За заслуги в борьбе против своего отца Фарнак получил титул «друга и союзника римлян».

Утвердившись на Боспоре, Фарнак стал подумывать о восстановлении державы отца. Удобный момент скоро настал - в Риме началась гражданская война между победителем Митридата Евпатора, Помпеем, и другим прославленным полководцем - Юлием Цезарем. Тем временем Фарнак захватил и разрушил Фанагорию, во главе большого войска прошел через Кавказ и вторгся в Малую Азию. К осени 48 г. до н. э. в руках Фарнака оказались практически все владения, некогда принадлежавшие его отцу, но в это время неожиданно восстал оставленный на Боспоре наместником некий Асандр.

Между тем, гражданская война в Риме закончилась победой Цезаря. Он отправился в Малую Азию и в августе 47 г. до н. э. наголову разбил Фарнака в битве при Зеле. Фарнак бежал, собрал войско из скифов и сарматов, захватил Понтикапей и Феодосию, но внезапно умер, и власть над Боспором осталась в руках у Асандра. Такое положение дел не устраивало Юлия Цезаря, желавшего видеть во главе Боспорского царства одного из своих друзей. Выбор пал на незаконнорожденного сына Митридата VI Евпатора, также Митридата, правителя государства Пергам в Азии. Однако начавшиеся вскоре в других владениях Рима восстания помешали Цезарю оказать реальную помощь своему ставленнику. Митридат Пергамский попытался захватить Боспор своими силами, но вскоре погиб в борьбе с Асандром.

Асандр оказался незаурядным правителем. Для укрепления своей власти он женился на Динамии, дочери Митридата VI Евпатора и сестре Митридата Пергамского, а вскоре добился от римлян признания своих прав на Боспор. Он укрепил западные границы своих владений, построив там мощный оборонительный вал. Нестабильная ситуация в бассейне Черного моря в середине I в. до н. э. способствовала расцвету пиратства, доставлявшего значительные убытки боспорской торговле. Асандру удалось уничтожить пиратов, в честь чего была выпущена серия монет с изображением богини победы, Ники, стоящей на носу корабля.

В 20 г. до н. э. Асандр умер; власть перешла к Динамии. Вскоре после этого на Боспоре настало смутное время. Начинается ожесточенная борьба за власть, в которой участвовали авантюристы всех мастей. Немалую роль в усобицах сыграл Рим, правители которого не оставляли попыток утвердить на престоле Боспорского царства одного из своих ставленником.

Первым претендентом на трон был Скрибоний, выдававший себя за внука Митридата VI Евпатора, и утверждавший, что именно ему римский император Август поручил управлять Боспором. Возможно, мятеж Скрибония начался еще при жизни Асандра. Авантюристу удалось захватить власть и жениться на Динамии, но эта ситуация не устроила Августа, желавшего видеть царем Боспора верного себе человека. Римляне предложили боспорский трон царю Понта, Полемону I. Жители Пантикапея, не хотевшие ссориться с Римом, убили Скрибония, но отказались признать царем Полемона и стали чинить ему всяческие препятствия. В ответ Полемон начал войну, победил боспорцев в битве, а римляне объявили о начале подготовки похода на Боспор. В результате боспорцам не оставалось иного выхода, кроме как признать власть Полемона. Последний, по решению Августа, женился на Динамии. Это случилось в 14 г. до н. э.

Ход дальнейших событий очень плохо освещен в источниках. Известно, что через несколько лет Полемон женился на родственнице императора Августа - следовательно, к тому времени Динамия уже умерла. Сопротивление Полемону продолжалось. Пытаясь его подавить, царь разрушил несколько крепостей, в том числе Танаис. Затем Полемон ввязался в борьбу с жившим на азиатской стороне Боспора племенем аспургиан и в 8 г. до н. э. погиб. О том, кто стал его наследником, в науке существуют разные мнения.

В 14 г. н. э. правителем Боспора оказывается Аспург, который, возможно, был как-то связан с аспургианами. Предполагают, что он происходил из знатной сарматской семьи. Не исключено, что он был сыном Асандра и Динамии. В 15 г. Аспург побывал в Риме и убедил нового императора, Тиберия, даровать ему царский титул. В честь этого события один из сыновей Аспурга был назван Тиберием Юлием Котисом. Впоследствии имя Тиберий Юлий стало династическим для боспорских царей - потомков Аспурга. Аспургу удалось победить скифов и тавров и, тем самым, обезопасить границы своего государства от варварской угрозы. Заслуги Аспурга перед государством были так велики, что его еще при жизни обожествили. В Пантикапее выстроили соответствующий храм.

После смерти Аспурга в 37/38 г. власть перешла к его жене Гипепирии. Вероятно, это произошло потому, что наследник престола, Митридат, был еще очень молодым человеком. Вскоре начинается очередная смута - римский император Калигула поддержал претензии на Боспорский трон Полемона, вероятно, сына того Полемона, который был некоторое время боспорским царем, а затем погиб в сражении с аспургианами. Полемону, однако, не удалось даже побывать на Боспоре. Гипепирия, а затем и Митридат II прочно удерживали власть в своих руках, а Калигула почему-то позабыл оказать своему ставленнику реальную помощь и вскоре умер. Новый император, Клавдий, сохранил Боспор за Митридатом, отдав Полемону в управление небольшую область в Малой Азии.

Во время этого конфликта в Рим отправился Котис, брат Митридата. Вероятно, его задачей было убедить императора Клавдия в лояльности боспорского царя. Котис, однако, сам хотел быть царем. Он рассказал Клавдию о том, что его брат якобы вынашивает честолюбивые планы и готовится к войне против Рима. В результате Клавдий объявил Митридата низложенным, назвал Котиса царем и отправил его на Боспор в сопровождении большой армии. Митридату удалось привлечь на свою сторону коалицию варварских племен, обитавших на азиатской стороне Боспора. Римляне победили армию Митридата, и тому пришлось бежать к союзникам. Котис занял престол, а римские войска, посчитав задачу выполненной, покинули пределы Боспора. Через некоторое время, решив, что ситуация ему благоприятствует, Митридат вновь выступил против Котиса. На этом этапе войны на стороне обоих братьев сражались сарматы. В конце концов, Котис одержал победу, пленил Митридата и отправил его в Рим.

Митридат долго жил в «вечном городе» на положении частного лица, затем ввязался в политические интриги и был казнен за участие в заговоре против императора. Война за боспорский трон завершилась в 49 г. После ее окончания римские солдаты отплыли домой. Где-то, вероятно, у Южного берега Крыма, корабли попали в бурю; многие из них были выброшены на берег и стали добычей тавров.

Об истории Боспорского царства во второй половине I - середине III в. сохранилось очень мало сведений. Власть оставалась в руках династии, представители которой носили имя Тибериев Юлиев. Годы правления царей обычно определяют по датам на чеканенных ими монетах. Несмотря на то, что правители Боспора носили пышные титулы и нередко обожествлялись, им приходилось во всем подчиняться интересам Рима. Был учрежден культ римских императоров, высшими жрецами которого были сами цари. Портреты императоров чеканились на боспорских монетах. Правители Боспора в официальных документах именовались «друзьями цезаря и римлян». Существует предположение, что на Боспоре постоянно находились отряды римских войск. В любой момент боспорский царь мог быть вызван в империю для дачи объяснений по интересующим римскую администрацию вопросам.

Управление государством правители Боспора осуществляли опираясь на обширный бюрократический аппарат. При дворе существовали должности управляющего, секретаря царя, постельничего, конюшего, казначея и другие. В города и зависимые варварские племена назначали наместников. В некоторых городах функционировали и выборные чиновники. Очень важной была должность наместника европейской части Боспора. Армией руководили военачальники разных рангов, флотом - навархи. Особую роль в жизни Боспора играли религиозные союзы (фиасы), занимавшиеся воспитанием молодежи, проводившие собрания, на которых решали различные вопросы, и просто помогавшие своим членам.

Боспорским царям периодически приходилось конфликтовать со скифами. Тиберий Юлий Савромат I (93/94 - 123/124 гг.) дважды воевал с ними, и оба раза - успешно. Возможно, именно в благодарность за эти его победы Савромат был обожествлен. Тиберий Юлий Савромат II (174/175 - 210/211 гг.) совершил поход вглубь Крымского полуострова, разгромил позднескифское царство и овладел его территорией. Возможно, в этой войне на стороне боспорцев участвовали римские войска. Савромату II удалось также победить сарматское племя сираков и нанести серьезный урон пиратам, нападавшим на корабли боспорских купцов. Его сын, Тиберий Юлий Рескупорид II (211/212 - 228/229 гг.), называл себя «царем всего Боспора и тавроскифов».

В середине III в. на Боспоре появляются племена готов. Им удалось дестабилизировать обстановку в государстве, захватить несколько городов и даже свергнуть правящую династию. Нашествие готов стало началом конца Боспорского царства.

И.Н.Храпунов, Н.И.Храпунов

Боспорское царство возникло в V веке до н. э. в результате объединений греческих городов-колоний (Фанагория, Горгиппия, Кепы, Патус и др.) под властью наследственных Археанактидов (480-438 до н. э.) Боспора, со столицей в Пантикапее (Керчь). Наибольшее расширение Боспорского царства происходило во времена правления династии Спартакидов, возникшей от первого архонта Боспора Спартока I, (438 до н. э.-433 до н. э.)

В годы правления архонта Боспора Сатира I (407-389 гг. до н.э.) к Боспорскому царству были присоединены земли юго-восточного побережья Крыма, города Нимфея, Гераклея, Феодосия. Спартокиды стали именовать себя «архонтами Боспора и Феодосии» с 349 года до н.э….

В годы правления Боспорского царя Левкона I (389 -349 г.г. до н.э.) Боспору удалось подчинить местные племена, живущие на побережье Миотиды (Азовское море) и на берегах Таманского полуострова. Царь Левкон I, стал именоваться басилевсом всех Синдов и Меотов, архонтом Боспора и Феодосии.

По берегам Миотиды жили сарматы и синды. Синдикой, то есть землёй синдов именовались земли бассейна реки Кубань и часть Северного Причерноморья. Название реки Кубань происходит от древнегреческого слова «Гопанис» (Гипанис) – «конская река», «буйная река».

Во времена расцвета Боспорского царства в Синдской гавани, на месте синдского поселения возник боспорский город Горгиппия. Сейчас это прекрасный черноморский курорт Анапа. Отдых в Анапе интересен тем, что вы сможете посетить уникальный музей под открытым небом – античный город Горгиппию. Многие историки считают, что цари синдов были лишь племенными вождями, а монеты с надписью «Синдон» чеканились в боспорской Горгиппии.

Основываясь на археологических раскопках курганов в сёлах Семибратное, Краснобатарейное и Раевское, ряд историков, полагают, что у синдских племен под влиянием Боспорского государства существовало своё государство в низовьях Кубани. Резиденцией синдских царей, было древнее синдское городище, открытое археологами в Семибратном и богатые царские курганы, в которых были найдены монеты с этнонимом «Синдон».

В IV веке до н.э. земли Боспорского царства занимали территорию всего Керченского полуострова, Таманского полуострова южные земли нынешнего Краснодарского края до реки Кубань, а также земли вдоль побережья Кавказа вплоть до современного г. Новороссийска. На северо-востоке Боспорского царства находился греко-скифский город Танаис, расположенный в устье реки Танаис (река Дон). Основу экономики Боспорского царства составляло сельское хозяйство, на обширных полях Боспорского государства хорошо росли зерновые культур (пшеница, рожь, ячмень), которые и были главным товаром оживленной торговли с Грецией и странами Средиземноморья. Усилилось влияние Боспорской культуры на эллинский мир.

Разбогатев на успешной торговле, в IV веке до н.э. Пантикапей начинает чеканить свою монету. Самая дорогая монета Пантикапея.

С конца II века до н. э. Боспорское государство присоединилось к Понтийскому царству, занимавшему в 302 – 64 г.г. до н.э. обширные территории на южном берегу Черного моря в Малой Азии.

Расцвет могущества Боспорского государства связывают с именем понтийского царя Митридата VI, правившего в 121 - 63 до н. э.

Поверив в своё могущество и непобедимость своей армии, Митридат IV Евпатор начал воевать с Римской империей. В результате трёх Митридатовых войн с Римом (89-84гг.; 83-81гг.; 74-64 гг. до н.э.) Боспорское и Понтийское царства были включены в состав Римской империи и стали восточными римскими провинциями в 64 году до нашей эры.

В конце IV в. до н.э., в Боспорском царстве начались жестокие междоусобные войны между его сыновьями Перисада I. В кровопролитных войнах в борьбе за царский престол царевичи Сатир, Евмел и Притан вовлекли жителей боспорских городов и племена кочевников. Район боевых действий охватывал все Прикубанье, а возможно, и Нижний Дон.

Басилевсом (царём) всех Синдов и Меотов с 310 до н. э.-304 до н. э. стал Евмел, сын Перисада I, архонт Боспора и Феодосии,
Воцарившись на боспорском престоле, он вынужден был смириться с присутствием римских войск в некоторых городах. Последующие полтора века стали временем относительной стабильности и спокойствия в Северном Причерноморье, эпохой экономического расцвета боспорских городов, эпохой их постепенного заселения сарматами. Знать сарматов и рядовые кочевники-сарматы стали поселяться в боспорских городах. Некоторые из сарматов смогли достичь высоких постов в боспорской администрации, например, Неол, который стал наместником в Горгиппии.

В конце II и первой половине III вв. н.э. большинство городских должностей в Танаисе и занимали не греки или потомки греков от смешанных браков. Изменились имена правящих династий Боспора, среди Боспорских царей известны правители, носившие имя Савромат (Сармат)