Л андреев кусака о чем. Пересказ произведения "Кусака" Андреева Л.Н

1901 год. Андреев Леонид заканчивает свое произведение «Кусака». В центре повествования собачонка, которая никому не нужна. Ее шпыняют, даже могут побить. Она ищет себе укрытие и находит дачу, на которой зимует. И вот на жизненном пути Кусаки случается праздник: на дачу приезжает семья с детьми. Девочка Леля привязалась к собачке, а Кусака, в свою очередь, поняла, что как же это здорово иметь хозяина, быть кому-то нужной. Но в один из дней осени все заканчивается, дачники уезжают в город и Кусака вновь остается одна. Она не понимает, почему же люди так жестоки.

Главная мысль рассказа Кусака

Главная мысль образца русской классики «Кусака» в том, что Леонид Андреев своим текстом призывает нас любить и беречь животный, сострадать им, не выбрасывать на улицу, пополняя тем самым армии бездомных животных. И невольно вспоминаются слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Читать краткое содержание Андреев Кусака по главам.

Глава 1.

Кусака – это бездомная собачка. Она никому не нужна. Она всех боится. В своей собачьей жизни она видит лишь жестокость и зло. Причем такая неприязнь не только со стороны людей, но и от дворовых собак. Дети ее дразнят и бросают в нее камни и палки, а собаки, которые имеют хозяев, могут облаять Кусаку. Добрые слова она слышит только раз в жизни, и то, они звучат из уст пьяного мужика. А у пьяных настроение переменчиво. Ласку неожиданно и непредсказуемо сменяет гнев. Мужик хотел сначала погладить собачку, но пнул ее вместо ласки. С той поры Кусака ненавидит людей.

Наступает зима. Собачка ищет прибежище, находит его и поселяется на пустующей даче. Она настолько привыкает к этому месту, что ей кажется, что она должна его охранять. Она даже лает на тех, кто проходит мимо. Это важно и значимо для нее.

Глава 2.

Вслед за зимой приходит весна. В «ее» дом приезжают дачники. Кусака наблюдает за приехавшими из кустов. Потом она видит девочку Лелю, которая не заметила, как к ней подкралась собака. Это была Кусака. Она вырвала клок из подола Лели. Ночью Кусака понимает, что отныне должна охранять не только дом, но и живущих в нем людей.

Идет время. Дачники и собака привыкают к существованию друг друга. Они даже придумали имя для собачки. Теперь она Кусака. Собачке все нравится. Ее кормят, а она в ответ на их проявления заботы подходит все ближе и ближе к людям. Окончательно сократила между ними дистанцию Леля, она предложила Кусаке сахар и собачка второй раз в жизни поверила людям, и дала себя погладить. После этого девочка позвала других детей. Кусака счастлива, что она кому-то нужна. Она, как может, выражает свой восторг.

Глава 3.

Кусаке живется привольно. Она ест досыта. Шерсть ее лоснится. Кусака благодарна людям, благодаря им, она снова стала способна играть с другими, проявлять свои хорошие качества. Ее кувырки вызывали добродушный смех у тех, кто наблюдал за ней. Но Кусаке совсем не обидно. Наоборот, ей радостно и хорошо. Самое главное, она обрела хозяев, она кому-то нужна, что она больше не одинока, а значит не озлоблена на весь свет. В ночное время главная задача Кусаки – охрана дачи и ее обитателей.

Глава 4.

Лето сменяет осень. Дни становятся короче, а, самое главное, холоднее. Солнышко уже светит не так ярко и ласково, как летом. Обитатели дачи стали собираться в город. Девочка привязалась к своей питомице за время, проведенное за городом. Леля даже хотела взять собаку с собой, но мама ей ответила, что в городской квартире держать собаку нельзя. Леля горько плачет. Мама обещает ей взамен, что купит дочке дорогого щенка.

Кусака наблюдает за сборами дачников. Ей становится понятно, что близится что-то нехорошее. Но пока она этого не понимает и не осознает. Начинается дождь. Становится холодно и неуютно. Вскоре дачники уехали на вокзал. Только тогда Леля осознала, что не попрощалась с Кусакой. От этой мысли ей становится горько и грустно.

Глава 5.

Кусака еще не осознает, что происходит. Собачка еще не чувствует одиночества. Она даже сбегала на станцию, поискала своих хозяев, но там никого не было. Все уехали. Наступила ночь. Именно в это время Кусака осознала, что темнота заполняет все ее существо. Ей стало страшно и тоскливо. Тогда Кусака очень жалобно завыла. Последние слова в рассказе: «Собака завыла».

Картинка или рисунок Кусака

Другие пересказы для читательского дневника

    Хосе Оргета и Гассет является испанским философ и автором труда «Восстание масс». Несмотря, что произведение написано очень давно, оно актуально и сегодня.

  • Краткое содержание Пантелеев Буква ТЫ

    Повествование рассказа ведется от лица человека, оказавшегося в роли учителя, который помог девочке Иринушке познакомиться с русским алфавитом. Несмотря на свои четыре года, она была очень развитой и способной

Глава 1
В основе сюжета рассказа "Кусака"– судьба бездомной собаки, которая «никому не принадлежала». Она родилась на улице, никогда не знала, что такое «дом» и «хозяева». Она боялась любого шороха и звука, боялась людей, так как видела от них только зло - уличные мальчишки кидали в нее камни и палки, а взрослые кричали на нее и смеялись, глядя, как она убегает. Дворовые собаки не пускали ее даже близко к домашнему теплу, и из-за этого она уходила все дальше от поселка. Только один раз в жизни услышала она добрые слова от человека – это был пьяный мужик, который шел домой и был в таком состоянии, что ему всех было жалко. Жалко стало ему и грязную ободранную собаку, которая смотрела на него настороженным взглядом. Он подозвал Кусаку к себе, но она подошла не сразу, опасаясь подвоха. Пока она думала, пьяному вдруг стало скучно и тоскливо и вместо того, чтобы погладить упавшую перед ним на спину собаку, он пнул ее в бок. С тех пор собака просто возненавидела людей и начала бросаться на них и кусать.
Наступила зима. Кусака нашла пустующую дачу и поселилась под ее верандой. Она словно охраняла эту дачу, даже громко лаяла и выбегала на дорогу, если кто-то проходил рядом, из-за чего была очень довольна собой.
Глава 2
Когда пришла весна, на дачу приехали люди. Кусака спряталась в кустах и смотрела на то, как они выгружают вещи. Потом в сад вышла девушка, которая была настолько очарована садом и природой, что не заметила, как к ней подкралась собака – Кусака схватила ее зубами за платье и скрылась в кустах. Ночью Кусака вновь вернулась на свое место под верандой – теперь ей казалось, что она охраняет не только саму дачу, но и живущих в ней людей.
Постепенно дачники привыкли к собаке, выходя по утрам на улицу, спрашивали о ней, даже дали ей имя - Кусака, к которому она скоро привыкла. Люди кормили Кусаку, а она с каждым днем подходила к ним все ближе, но все равно была готова убежать и спрятаться от любого резкого движения. Окончательно «подружила» Кусаку с людьми все та же девушка, с которой собака познакомилась в день приезда дачников. Ее звали Леля, и она очень ласково подзывала Кусаку к себе, обещая дать сахару, если та подойдет. И это произошло – Кусака во второй раз с момента рождения подошла к человеку и легла на спину, зажмурившись, так как на самом деле не знала, что ей ожидать. Но Леля не обидела собаку – она ее погладила. А потом позвала и детей, которые тут же подбежали. Кусака насторожилась – раньше дети были чуть ли не главными ее обидчиками, но она понимала, что если сейчас кто-то из этих детей ударит ее, она уже не сможет укусить его, так как не чувствует больше злобы по отношению к людям.
Глава 3
Так Кусака поняла, что значит быть «чьей-то» собакой. Ее хорошо кормили и не обижали, и хоть привыкла она есть очень мало, этого хватило для того, чтобы шерсть ее стала чистой и лоснящейся. В благодарность Кусака научилась «играть» - кувыркаться, прыгать и вертеться, правда, делала она это настолько неуклюже, что вызывала всеобщий смех, но этот смех не зарождал в ней обиды. Кусака уже не нуждалась в том, чтобы самой искать себе пищу, и очень редко выходила за территорию дачи. А по ночам она все так же бдительно охраняла «своих» хозяев.
Глава 4
Наступила осень, и дачники стали собираться в город. Леля спросила у мамы, что же теперь делать с Кусакой, и та ответила, что Кусаку придется оставить на даче – ее нельзя держать в квартире. Леля горько заплакала, но мама успокоила ее тем, что пообещала взять в городе породистого щенка. И Леля перестала плакать.
Кусака наблюдала за тем, как незнакомые люди укладывают вещи, понимая, что происходит что-то нехорошее. Вышла Леля и позвала Кусаку с собой на шоссе. Шел дождь, и Леля, вдруг почувствовав скуку, повернула назад. Вскоре все уехали на вокзал, и только там Леля поняла, что не попрощалась с Кусакой.
Глава 5
А Кусака никак не могла понять, что произошло – она даже сбегала под дождем на станцию, никого там не нашла и вернулась на дачу. Наступала ночь. И ночь эта словно заполняла собой опустевшее место в душе собаки. Собака завыла, вкладывая в свой вой всю тоску и боль. Заканчивается рассказ словами: «Собака выла».

Этот рассказ довольно короткий и учит он тому, что нужно с заботой относиться к братьям нашим меньшим. Людям следует понимать, что если уж они приручили какое-то животное, значит нужно не забывать о нем и думать об этом существе.

Главных героев в рассказе также немного. Это: собака Кусака и девочка-гимназистка Леля, а также ее семья.

Кусака скитается по улицам. У нее нет хозяев. Люди не любят Кусаку и часто бьют ее. Однажды, она селится на пустующей даче. Летом туда приезжают люди. Кусака и хозяева дачи становятся друзьями. Но как только наступает холод, люди уезжают в город и забывают о Кусаке.

На первый взгляд кажется, что рассказ Л. Андреева посвящен теме отношения человека к животным. Однако, на самом деле, проблематика произведения гораздо шире. Она связана с вопросом о природе людей, их способности к добрым и злым поступкам.

В произведении говорится о жизни уличной собаки, озлобленной и дикой. Она ненавидит людей и держится от них на расстоянии, потому что никогда не видела от человека ничего хорошего.

Поздней весной на дачу, где прячется Кусака, приезжают новые жильцы. Собака нападает на одну из них, гимназистку Лелю и отрывает ей кусок платья. Девочка старается подружиться с агрессивным животным и добивается успеха! Постепенно Кусака привыкает к людям, позволяет им себя гладить и даже учиться играть.

Но вот приходит осень. Дачникам пора возвращаться в город. Леля хочет взять Кусаку с собой, но мать ей запрещает, обещая взять вместо глупой дворняги настоящего породистого щенка. Девочка соглашается. Последний раз она идет с Кусакой гулять, а затем уезжает, даже не попрощавшись со вчерашней любимицей.

После отъезда дачников собака возвращается в опустевший дом. Увидев, что ее в очередной раз предали, Кусака протяжно и долго воет.

Главные герои произведения

Большую часть описаний Андреев посвящает образу Кусаки. Он подробно описывает характер собаки, показывая, что такой злобной она стала, потому что ее вынудили. Нрав Кусаки характеризуется с помощью приема антитезы. В ней как будто переплетаются две собаки: одна недоверчивая и злобная, а другая - веселая и игривая.

Проблематика рассказа "Кусака"

Таким образом, в этом произведении затрагиваются следующие проблемы:

  1. Проблема безответственности человека по отношению к живым существам, зависящим от него.
  2. Проблема одиночества и озлобленности того, кого много раз предавали разные люди.
  3. Проблема эгоизма: каждый думает только о себе и воспринимает Кусаку как игрушку, которую можно просто оставить и уехать.

Рассказ «Кусака» Андреева впервые был опубликован в 1901 году в издании «Журнал для всех». В произведении автор раскрывает темы милосердия, сострадания, умения нести ответственность за тех, кого мы приручили. Дачники оставляют бездомную собаку у себя на лето, но не хотят заботиться о животном дальше. С приходом осени люди бросают Кусаку на даче как что-то ненужное, не думая о том, как собака перенесет приближающиеся холода.

В школе рассказ изучается на уроках русской литературы 7-го класса. На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Кусаки», а также проверить знание произведения, пройдя краткий тест.

Главные герои

Кусака – бездомная собака, которую на одно лето приютили дачники.

Леля – гимназистка, которая «приласкала» собаку.

Мать, дети – люди, на даче которых жила собака.

I

«Она никому не принадлежала». У собаки не было имени, не было известно, чем она кормилась. «От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки». На улице ребята бросали в нее палки и камни, а взрослые улюлюкали и свистали. В испуге собака бежала на край поселка и пряталась в глубине большого сада.

Только однажды ее приласкал «пропойца-мужик» , шедший из кабака. Он всех любил и жалел, поэтому и позвал «грязную и некрасивую» собаку. Но пока та с недоверием решалась подойти ближе, настроение пьяного мужчины изменилось. Он вспомнил все нанесенные ему обиды и, когда собака легла перед ним на спину, «с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога» .

С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать. Она или убегала от них, или со злобой набрасывалась, пытаясь укусить.

На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи без сторожа и «бескорыстно сторожила ее» . По ночам она до хрипоты лаяла, а после чувствовала «некоторое довольство собой и даже гордость» .

II

Наступила весна. Дачники вернулись. «Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в коричневом форменном платье» Леля. Радуясь приходу весны, девушка закружилась, но подкравшаяся собака рванула ее за подол платья и скрылась в кустах. Испугавшись, девушка убежала, закричав, чтобы дети и мама не ходили в сад.

«Приехавшие дачники были очень добрыми людьми». «Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера» , но вскоре привыкли к ней и начали называть «Кусакой», подкармливали хлебом.

С каждым днем собака все ближе подходила к людям. Тогда Леля начала ласково подзывать животное. Вскоре с опаской девушка сама подошла к собаке. «Не зная наверно, ударят ее или приласкают» , Кусака перевернулась на спину. «Но ее приласкали» . Девушка позвала родных. Увидев прибежавших детей, собака замерла от страха, но «все наперерыв стали ласкать ее» . «И ей больно было от непривычной ласки, словно от удара».

III

«Всею своею собачьей душою расцвела Кусака». «Она принадлежала людям и могла им служить». Хотя она и ела очень мало, «но и это малое изменило ее до неузнаваемости: длинная шерсть, <…> очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». Теперь никто не дразнил ее и не бросал в нее камни, но она еще боялась людей. В отличие от других собак, Кусака не умела ласкаться, тереться у ног хозяев.

Чтобы выразить свою благодарность, восторг и любовь, «она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя» , становясь смешной и жалкой. Новые хозяева собирались вокруг нее и хохотали. Раньше на собаку кричали, чтобы увидеть ее страх, теперь же ласкали, чтобы вызвать в ней прилив любви, «бесконечно смешной в своих неуклюжих проявлениях» .

Со временем Кусака привыкла, что о еде не нужно заботиться, начала сама просить и искать ласк, редко убегала с дачи.

IV

Приближалась осень. Леля спросила у матери, что они будут делать с Кусакой. Та ответила, что собаку придется оставить – у них нет двора, а в комнате держать нельзя. Девочка в расстройстве заплакала. Мама сказала, что ей предложили породистого щеночка, Кусака же обычная дворняжка.

Дачники уезжали, и Леля позвала собаку. Они вышли на шоссе. Шел дождь, у трактира люди дразнили деревенского дурачка. Наблюдая за всем этим, Леля проронила: «Скучно, Кусака!» , и пошла назад. «И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой».

V

«Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная - вернулась на дачу». Она даже заглядывала в стеклянную дверь, скребла когтями, но в доме было пусто, и ей никто не ответил.

«Наступила ночь. И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла». «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу. Собака выла».

Заключение

В рассказе «Кусака» Леонид Андреев через образ бездомной собаки затрагивает вопрос ненужности. Как писал сам автор: «Мне не важно, кто „он“ - герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно - что он человек и как таковой несёт одни и те же тяготы жизни» . Для Кусаки предательство людей становится настоящей трагедией – теперь ей придется возвращаться к старой жизни, она еще сильней будет бояться любви и ласки.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 1532.

Рассказ Леонида Андреева «Кусака» о сострадании, ответственности человека за тех, кого он приручил. Впоследствии эта идея была сформулирована и представлена миру в виде афоризма другим мастером слова, французским писателем А. де Сент-Экзюпери. Автор рассказа призывает почувствовать боль страдающей живой души бездомной собаки.

История создания и описание рассказа

История бездомной собаки рассказана сторонним наблюдателем. Кусака выросла и стала взрослым псом вопреки безжалостным обстоятельствам, в которых оказалась. Собака не имеет дома и всегда голодна. Но главное, что ее преследует - это жестокость людей, сильных, имеющих возможность обидеть слабое животное. Кусака мечтает о ласке и однажды она отваживается ее принять, но в результате получает удар сапогом в живот. Она больше никому не верит. Однажды, оказавшись в саду чужой дачи, собака кусает девочку, которая хочет ее приласкать. Так она знакомиться с семейством дачников и становится здесь «своей» собакой.

Доброе отношение и ежедневная еда изменяют не только жизнь, но и характер бездомного животного. Кусака становится ласковой, охраняет дачу и веселит новых хозяев своей смешной радостью. Однако наступает осень, девочка Леля вместе с семьей уезжает в город, оставив четвероногого друга на брошенной даче. Рассказ заканчивается тоскливым воем бездомной и никому больше не нужной Кусаки.

Главные герои

Л. Андреев писал, что, сделав главной героиней рассказа собаку, он хотел донести до читателя мысль, что «все живое имеет одну и ту же душу», а значит, одинаково страдает и нуждается в сострадании и любви. Кусака имеет верное сердце, умеет быть благодарной, отзывчива к ласке и способна к любви.

Другая героиня рассказа, девочка Леля, напротив, не ценит верность, ее любовь эгоистична и непостоянна. Девочка могла бы быть лучше, в ней есть хорошие нравственные задатки. Но ее воспитанием заняты взрослые, для которых благополучие и спокойствие важнее таких «мелочей», как сострадание и ответственность за слабого и доверившегося им существа.

Анализ рассказа

В письме к К. Чуковскому Леонид Андреев пишет, что произведения, вошедшие в сборник, объединены одной идеей: показать, что «все живое страдает одними страданиями». Среди героев рассказов есть люди разных сословий и даже бездомная собака, но, как часть «живого», все они объединены «великим безличием и равенством» и одинаково вынуждены противостоять «громадным силам жизни».

Писатель показывает разницу между жалостью, замешанной на сиюминутных эмоциях, и настоящим живым и деятельным состраданием. Эгоизм девочки и ее родных очевиден: они рады, что смогли приютить бездомное животное. Но эта радость не основана на ответственности и во многом исходит из тех соображений, что собака скрашивает загородную жизнь дачников своим неумелым и безудержным проявлением радости. Нет ничего удивительного, что жалость к бездомному животному легко переходит в безразличие при одной только мысли о личных неудобствах от проживания собаки в городском доме.

Рассказ, кажется, мог бы стать историей с хорошим концом. Наподобие тех, которые есть в святочных рассказах. Но Л. Андреев ставит целью разбудить совесть людей, показать жестокость безразличия к страданиям слабого существа. Писатель хочет, чтобы человек принял боль чужой души, как свою. Только тогда он сам станет добрее, приблизиться к своему высокому призванию - быть человеком.