Педагогика (учебное пособие). Целеполагание в педагогике

Деятельности

Выделите значение и логику целеполагания в обучении и педагогической

Целеполагание в обучении – это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах. В зависимости от образовательных парадигм и дидактических систем в числе образовательных целей могут быть – усвоение знаний, умений и навыков, развитие способностей, формирование компетенций, творческой самореализации, самоопределения, профориентации и др. Имеют место и так называемые формальные цели: сдать экзамен, поступить в вуз и т. п.

Целеполагание необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий обучения (уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями учителя и др.). Целеполагание проходит через весь процесс продуктивного образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности учащихся, структурной стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения. Оно определяет структурную основу программ деятельности не только ученика и учителя, но и всей школы, позволяя выявить адекватную технологию обучения и систему критериев оценки получаемых результатов.

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Логика целеполагания сводиться не к идеологическому компоненту, она имеет свои, собственно педагогические закономерности, основой для определения содержательной стороны образования служат, как правило, глубокие исследования образовательных запросов различных слоев общества и социальные прогнозы.

К общим закономерностям процесса обучения относят:

Закономерность цели обучения. Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;

Закономерность содержания обучения. Содержание обучения (образования) зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей школьников; г) уровня развития теории и практики бучения; д) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений;



Закономерность качества обучения. Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения;

Закономерность методов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от: а) знаний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся; е) материально-техничес­кого обеспечения; ж) организации учебного процесса;

Закономерность управления обучением. Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий;

Закономерность стимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних стиму­лов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов. Сфера действия частных (конкретных) закономерностей обучения распространяется на отдельные компоненты учебного процесса.

Результаты обучения зависят от умения включать изучаемый предмет в те связи, носителем которых является изучаемое качество объекта, от регулярности и систематичности выполнения учащимися домашних заданий.

Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные). Закономерности, охватывающие своим действием всю систему, называются общими, те же, действие которых распространяется на отдельный компонент (аспект) системы, - частными (конкретными). Современной науке известно большое количество конкретных закономерностей. В числе конкретных закономерностей процесса обучения выделяются закономерности: собственно, дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………........3-4
1. Значение и логика целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности……………………………………………………………………....5-8
2. Факторы развития личности……………………………………………………..9-11
3. Реализация реальных целей в обучении, воспитании и педагогической деятель-ности…………………………………………………………………………………12-13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………..16

3
Введение
Цель педагогического взаимодействия является системообразующим элементом воспитательной технологии. От нее зависят остальные элементы: содержание, методы, приемы и средства достижения воспитательного эффекта. Цель как науч-ное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена его деятельность. Вследствие этого в педагогической лите-ратуре цель воспитания рассматривается как мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического взаимодействия, о качествах и сос-тоянии личности, которые предполагается сформировать.
Определение целей воспитания имеет большое практическое значение. Педаго-гический процесс - это всегда целенаправленный процесс. Без ясного представле-ния о цели нельзя достичь эффективности применяемой педагогической техноло-гии. Все это предопределило сущность понятия целеполагания в воспитательной технологии, под которым подразумевается процесс выявления и постановки целей и задач педагогической (воспитательной) деятельности.
В преподавательской технологии цели могут быть разного масштаба и состав-лять некоторую иерархию. Высшая ступень - государственные цели, общественный заказ. Можно сказать, что это цели-ценности, которые отражают представление общества о человеке и гражданине страны. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах. Следующая ступень - цели-стандарты, цели отдельных образовательных систем и этапов образования, которые отражаются в образовательных программах и стан-дартах. Более низкая ступень - цели воспитания людей определенного возраста.
На двух последних уровнях цели в преподавательской технологии принято формулировать в терминах поведения, описывая планируемые действия воспиту-емых. В связи с этим различают собственно педагогические задачи и функцио-нальные педагогические задачи. Первые из них - это задачи на изменение человека- перевод его из одного состояния воспитанности, в другое, как правило, более высокого уровня. Вторые рассматриваются, как задачи развития конкретных ка-честв личности. В истории человеческого общества глобальные цели обучения из-

4
менялись и изменяются в соответствии с философскими концепциями, психолого-педагогическими теориями, с требованиями общества к образованию. Например, в США в 20-е годы XX века выработана и, с незначительными изменениями, про-должает реализовываться концепция адаптации личности к жизни, согласно кото-рой школа должна воспитать эффективного работника, ответственного гражданина, разумного потребителя и доброго семьянина. Гуманистическая, либеральная педагогика Западной Европы провозглашает целью воспитания формирование ав-тономной личности с критическим мышлением и самостоятельным поведением, реализующей свои потребности, в том числе высшую потребность в самоактуали-зации, развитии внутреннего «Я». При этом различные направления зарубежной педагогики довольно недоверчиво относятся к наличию обязательных для всех целей воспитания. Крайним выражением этой позиции является взгляд, по кото-рому школа вообще не должна ставить целей формирования личности. Ее задача - давать информацию и обеспечить право выбора направления саморазвития (экзи-стенциализм) человека, его общественного и личностного самоопределения.
В отечественной педагогике с 20-х по 90-е годы прошедшего столетия целью обучения было формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Она исходила из педагогических традиций Древней Греции, Европы эпохи Возрожде-ния, западных и русских утопистов, французских просветителей. Учение о всесто-роннем развитии личности как о цели воспитания разрабатывалось основателями марксизма, которые считали, что именно всесторонне развитая личность - цель исторического процесса. Всестороннее развитие личности как цель воспитания и сейчас прямо или косвенно утверждается многими странами и международным сообществом, о чем говорят и документы ЮНЕСКО.
Целью данной работы является освещение вопросов целеполагания в тематическом планировании в обучении.
Задачи контрольной работы:
1. Раскрыть понятие сущности целеполагания.
2. Рассмотреть значение и логики целеполагания в обучении.
3. Реализация реальных целей в обучении, воспитании и педагогической деятель-ности.
5
1. Значение........

16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев - Волгоград: Перемена, 2001.
2.Дошкольная педагогика С.А. Козлова, Т.А. Куликова, 5-е изд. Москва 2004
3. Ильина, Т.В. Педагогическое целеполагание в образовательных учреждениях./ Т.В. Ильина. Ярославль, 2005.

Педагогический процесс – это понятие включает в себя метод и способ организации воспитательных отношений, которые заключаются в систематическом и целенаправленном выборе и применении внешних факторов развития субъектов обучения. Под педагогическим процессом понимается процесс обучения и воспитания личности как особая общественная функция, для реализации которой необходима среда определенной педагогической системы.

Понятие «процесс» произошло от латинского слова processus и означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом определяется постоянное взаимодействие субъектов и объектов образовательной деятельности: воспитателей и воспитываемых. Педагогический процесс нацелен на решение данной задачи и приводит к изменениям, заранее намеченным, к преобразованию свойств и качеств учащихся. Иначе говоря, педагогический процесс – это процесс, где опыт превращается в качество личности. Основная особенность педагогического процесса представляет собой наличие единства обучения, воспитания и развития на основе сохранения цельности и общности системы. Понятия «педагогический процесс» и «учебно-воспитательный процесс» однозначны.

Педагогический процесс – это система. Система состоит из различных процессов, в том числе формирования, развития, воспитания и обучения, неразрывно связанных со всеми условиями, формами и методами. Как система, педагогический процесс состоит из элементов (компонентов), в свою очередь расположение элементов в системе – это структура.

Структура педагогического процесса включает в себя:

1. Цель – выявление итогового результата.

2. Принципы – это основные направления в достижении цели.

4. Методы – это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения.

5. Средства – способы «работы» с содержанием.

6. Формы – это последовательное получение результата педагогического процесса.

Целью педагогического процесса является эффективное прогнозирование итога и результата работы. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д.

Нормативные документы России представляют следующее понимание целей.

1. Система целей в типовых положениях об образовательных учреждениях (формирование общей культуры личности, адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы, воспитание ответственности и любви к Родине).


  1. Система диагностических целей в определенных программах, где все цели разделены на этапы и уровни обучения и представляют собой отображение содержания определенных учебных курсов. В системе образования такой диагностической целью может выступать обучение профессиональным навыкам, тем самым ученик готовится к будущему профессиональному образованию. Определение таких профессиональных целей образования в России – это итог важных процессов в системе образования, где обращается внимание, в первую очередь, на интересы подрастающего поколения в педагогическом процессе.

Контрольные вопросы:

1. 1. Раскройте сущность и функции целостного педагогического процесса

2. В чем заключается целостность педагогического процесса?

3. Перечислите и дайте раскройте этапы целостного педагогического процесса

4. Какие существуют условия эффективности педагогического процесса?

5. Назовите базовое методологическое основание для определения закономерностей в педагогике, которые предполагает последовательное выявление существенных, закономерных связей педагогической системы

6. Каковы движущие силы целостного педагогического процесса?

7. Каковы закономерности целостного педагогического процесса?

Тема: Значение и логика целеполагания в обучении и педагогической деятельности. 1.Понятие о цели образования. 2. Виды целей, их иерархия. 3. Логика целеполагания. 4. Обучение учеников целеполаганию. 5. Приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения.


Литература Педагогика. /Под ред. Л.П.Крившенко. – М., 2004, с Харламов И.Ф. Педагогика. – Минск, 2002, с (о целях воспитания). 4. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. – М., 2002., с Хуторской А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания. // Интернет- журнал "Эйдос" августа.






Факторы, влияющие на формирование целей образования - Уровень экономического развития общества. - Уровень культуры. - Уровень науки и педагогической науки. - Идеология и политика государства. - Потребности и возможности общества. - Потребности и возможности учителей, учеников, родителей и др.




2 Виды целей, их иерархия. 1. Государственные цели, общественный заказ. Это цели-ценности, которые отражают представление общества о человеке и гражданине страны. 2. Цели-стандарты, они отражаются в образовательных программах и стандартах. 3. Цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста. 4. Оперативные цели- цели отдельной темы, урока или внеурочного мероприятия. 5. Цели индивидуальных достижений определяют, каков должен быть уровень способностей, образованности, личностных качеств у каждого ребенка.


3. Логика целеполагания. Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. Источниками целеполагания являются: - педагогический запрос общества; - ребенок; - педагог.


Этапы целеполагания 1-й - анализ (исследование) воспитательной (образовательной) ситуации; 2-й - диагностика актуального уровня воспитанности, обученности; 3-й- прогнозирование желаемого результата; 4-й- планирование деятельности по достижению цели (получению результата).




Цели и задачи педагогического процесса цели, задачи обучения (овладение учащимися системой знаний, основами научного мировоззрения, практическими умениями и навыками); цели, задачи воспитания (формирование положительного отношения к знаниям, процессу учения, отношений к миру и себе, приобретение опыта поведения, нравственных качеств и др.); цели, задачи развития (познавательной и эмоциональной сферы, способностей и др.).








Условия выполнения учеником процедуры целеполагания: наличие познавательного стремления ученика; определение предмета своей цели; (что конкретно хочет ученик развить, каким качеством овладеть и т.п.) вербальное (словесное) формулирование цели; предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель; наличие средств для достижения цели; соотношение получаемых результатов с целью; корректирование поставленной цели.




Процесс принятия учебных задач включает ряд условий: включать всех школьников в формулировку цели деятельности; - обеспечить понимание учениками, зачем и для чего это нужно; - наметить план, как ее достичь, что для этого надо делать; - выделить предполагаемые трудности; - оценить, достигнута ли цель; - определить, что еще надо сделать, чтобы цель была достигнута полностью.




5.Приемы привлечения учащихся к целеполаганию Существует ряд приемов привлечения учащихся к целеполаганию. Для этого необходимо разработать задания и предлагать школьникам их выполнить. Определите собственные цели занятия; определите важность изучаемого материала; ответьте себе, удалось ли вам научиться (чему- либо); оцените свою работу; определите свои трудности во время выполнения работы; -определите для себя, чему бы вы хотели научиться на этом уроке и т.п.


Некоторые приемы целеполагания 1) Тема-вопрос. Тема урока формулируется в виде вопроса. Например, "Как изменяются имена прилагательные?" Дети выясняют, что надо сделать (повторить, сравнить и т.п.), чтобы ответить на этот вопрос. 2) Работа над понятием Учащиеся читают название темы урока. Им надо предложить объяснить с помощью словаря значение каждого слова темы. Далее предложить определить цель урока.




4) Предлагается тема урока и слова "помощники": Повторим Изучим Узнаем Проверим 5) Заполни таблицу. Детям предложить заполнить таблицу, в которой им придется ответить самостоятельно на ряд вопросов. Что нового узнал по данной теме? Где эти знания пригодятся в жизни? Что еще хотел бы узнать по теме и т.п.




Проверьте себя Что такое цель образование? Что такое целеполагание? Назовите виды целей в образовании. Обоснуйте, почему необходимо обучать школьников целеполаганию. Назовите условия, которые необходимы при обучении школьников целеполаганию. Приведите примеры, как привлекать школьников к целеполаганию.

Значение и логика целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности.


      1. Факторы развития личности
Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания, охватывающий количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств;

Фактор – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления. В педагогике выделяют две группы основных факторов, влияющих на развитие ребенка: биологические и социальные.

Биологические предпосылки развития детей

Наследственность – это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследованиях, позволяет сделать следующий вывод: наследуются не способности, а только задатки . Унаследованные человеком задатки могут затем развиваться или же, при неблагоприятном стечении обстоятельств, остаться нереализованными. Все зависит от того, получит ли человек возможность для перехода наследственной потенции в конкретные способности, и определяется такими обстоятельствами, как условия жизни, воспитание, потребности человека и общества. Все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качество и уровень самой интеллектуальной деятельности. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей человека наследственность. Кроме общих задатков к интеллектуальной деятельности наследуются специальные, например: музыкальные, художественные, математические, лингвистические и др.Следует различать врожденное наследование и генетическое. Небольшие случайные отклонения в особенностях развития зародыша могут изменить и направление, и качество развития. В последние годы появилась новая отрасль педагогики - пренатальная педагогика. Появление ее связано с тем, что ученые обнаружили возможность влияния на развитие зародыша. При этом отмечено, что воздействовать можно не только на здоровье будущего малыша, но и на его эмоциональную сферу, а через нее – на эстетическое и интеллектуальное развитие. На основе научных данных, свидетельствующих о возможности влиять на еще не родившегося ребенка через образ жизни матери, ее эмоциональное состояние, общение с плодом, стала разрабатываться педагогическая стратегия.

С оциальные факторы. Развитие человека происходит не только под влиянием наследственности, но также под влиянием среды и воспитания.Понятие «среда» может рассматриваться в широком и узком смыслах.

Среда в широком смысле включает в себя:


  • климатические, природные условия, в которых растет ребенок;

  • общественное устройство государства и условия, которые оно создает для развития детей;

  • культуру и быт, традиции, обычаи народа;
Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации.

В узком смысле среда – это непосредственное предметное окружение. С момента рождения ребенка его окружает множество предметов, которые помогают ему познавать социальный мир и развиваться. Предметная среда существенно влияет на уровень всестороннего развития детей. В современное педагогике существует понятие «развивающая среда» (В.А.Петровский). Под развивающей средой понимается не только предметное наполнение. Она должна быть особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка. Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека. Среда может оказывать как негативное, так и позитивное влияние, то есть может сдерживать развитие, а может и активизировать его, но быть безучастной к развитию она не может.

Важный фактор, влияющий на становление личности, - это воспитание , которое представляет собой:


  • в социальном, широком смысле – функцию общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемую всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей и школой;

  • в более узком, педагогическом смысле – специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности; передачу общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.
Особенности воспитания:

  • корректирует влияние наследственности и среду;

  • главная сила, способная «подправить» недостатки природы и отрицательное действие среды;

  • сила воспитания заключена в целенаправленном, систематическом и квалифицированном руководстве развитием;

  • полностью изменить человека не может;

  • обеспечивает развитие определенных качеств, опираясь на заложенные природой задатки;

  • постоянно опирается на достигнутый уровень развития личности;

  • эффективность определяется уровнем подготовленности ребенка к восприятию воспитательного воздействия;
Наследственность, среда, воспитание обеспечивают полноценное развитие ребенка при развитии удивительной способности – активности ребенка.

      1. Реализация реальных целей в обучении, воспитании и педагогической деятельности
Процесс воспитания подрастающего поколения всегда связан с желанием получить результат в педагогической деятельности. Ради результата разрабатываются теории, системы, технологии педагогической науки, которые потом проверяются практикой. Цель - это понятие, которое выражает идеальное представление результата деятельности. С 1918 года по 90-е годы в нашей стране целью воспитания было формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Подобная цель имелась в образовании Древней Греции, в Европе эпохи Возрождения, у западных и русских утопистов, французских просветителей.

Учение о всестороннем развитии личности как о цели воспитания разрабатывалось основателями марксизма, которые считали, что коммунистическое общество потребует именно всесторонне развитой личности и что такая личность - цель исторического процесса. Цель, таким образом, носила характер идеала будущего. В соответствии с нею составлялись программы воспитания и строилась работа в советской школе.

В настоящее время педагогами признается неосуществимость такого идеала воспитания в новых социально-экономических условиях. У специалистов нет, однако, единства в этом. Имеется взгляд, что до 90-х годов цели воспитания определялись от потребностей общества и носили идеологический характер, а теперь надо идти от потребностей личности в самореализации, развитии ее способностей (А.В. Петровский). Поэтому цель воспитания в самом общем виде формулируется как помощь личности в разностороннем развитии. Это отражено в Законе РФ «Об образовании». Образование служит решению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии». Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации, формирование в сознании учащихся картины мира, адекватной современному знанию, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование. Основополагающей среди всех процедур является процедура целеполагания.

Целеполагание – фундаментальное понятие в теории деятельности – широко используется в общественных науках.

Во-первых , целеполагание – это процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности. В связи с этим целеполагание выполняет ряд важнейших методологических и методических функций и задач, а именно:


  • выступает в качестве реального интегратора различных действий в системе «цель - средства достижения - результат конкретного вида деятельности»;

  • предполагает активное функционирование всех факторов детерминации деятельности: потребностей, интересов, стимулов, мотивов.
Центральной проблемой процедуры целеполагания является формулирование цели и оптимального средства ее достижения. Цель без определения средств ее достижения - это лишь мыслительный проект, мечта, не имеющая реальной опоры в самой действительности. С точки зрения психологии, в процессе целеполагания возникают условно-рефлекторные связи интеллекта с другими факторами: памятью, эмоционально-волевыми компонентами и т.д.

Во-вторых , целеполагание обусловливает алгоритм, который определяет порядок и основные требования к результатам деятельности. Любую деятельность можно трактовать как процесс осуществления цели. При формировании цели необходимо иметь в виду следующее:


  • цель должна быть обоснованной и отражать требования законов развития объекта воздействия;

  • цель должна быть ясной и достижимой;

  • основная цель должна быть связана и соотнесена с целью более высокого порядка;

  • цель формируется людьми, поэтому в ней всегда имеет место элемент субъективного.
Важно, чтобы субъективная сторона не преобладала в процессе целеполагания.

Основные этапы формулирования цели : выделение необходимых характеристик и состояний объекта и их включение в целевую установку конкретного вида деятельности; определение возможных, но нежелательных обстоятельств, вызванных конкретным видом деятельности; ограничение цели от желательных, но объективно недостижимых результатов;

Различают несколько типов целей : конкретные и абстрактные; стратегические и тактические; индивидуальные, групповые, общественные; поставленные субъектом деятельности и заданные извне.

Конкретная цель – это идеальный образ продукта непосредственной деятельности.

Абстрактная цель – это общее представление о некотором идеале, ради достижения которого осуществляется человеческая деятельность. Стратегические и тактические цели определяются и обусловливаются временными факторами их осуществления и соотносятся как целое и часть. Цель, которую ставит субъект действия , вырабатывается в результате внутреннего развития его собственной активности, творческого отношения и ответственности за порученное дело.

Цель, заданную извне , можно определить как объективное требование или требующую решения задачу.

Методологический аспект целеполагания заключается в обеспечении преемственности и связи общих и конкретных задач при определении путей решения социальных проблем различного уровня.

Цель воспитания является основополагающей категорией педагогики. От нее зависят задачи, содержание, методы воспитания, а также организация педагогической деятельности.
Самостоятельная работа


  1. Подготовка сообщения о влиянии различных факторов на развитие личности человека (ребенка).

  2. Определение по «Концепции дошкольного воспитания» цели воспитания и модели взаимодействия воспитателя с детьми.

  3. Составление схемы факторы развития личности, характеристика факторов, описание их влияния на развитие личности.

  4. Подберите пословицы, поговорки, которые отражают идеал человека, сложившийся в народной педагогике.

Вопросы и задания к самоконтролю

Целеполагание в педагогике


  1. Привести доказательства или опровержение правильности всестороннего гармонического развития личности как цели воспитания.

  2. Как Вы понимаете современную цель воспитания?

  3. Доказать или дать опровержение правомерности разностороннего развития личности как цели воспитания.

  4. Какой смысл имеет понятие «образовательный стандарт»?

  5. Разрешимо ли противоречие между необходимостью соблюдать образовательные стандарты и творчеством учителя в выборе содержания образования?

  6. Заполнить таблицу ниже приведенную таблицу.

Вопросы

Участие в процессе

анализа

целеполагания

планирования

1 . Что дает педагогу

2. Что развивает у детей

3. Как определить эффективность