Сколько длится половой акт у женщины? Слово в пользу сильных дам.

Любая женщина, особенно рожающая в первый раз, со страхом и волнением ждет момент появления на свет своего малыша. Часто можно услышать мнение, что роды без боли – это миф, и все роженицы испытывают невыносимые страдания. К счастью, это не так, ведь болевой синдром вызывают схватки – маточные сокращения. Женщин интересует лишь один вопрос – больно ли рожать в первый раз и что делать для облегчения страданий? Для этого необходимо просто освоить несколько простых упражнений и правил, проконсультироваться с опытным специалистом, понять, почему возникает боль во время родов и что с этим делать.

Ощущения женщины во время родов

Роды – это естественное завершение беременности и появление на свет долгожданного малыша. Болевые ощущения сопровождают этот процесс по нескольким причинам. Во-первых, сам по себе страх во время родов психологически настраивает женщину на то, что это больно и невыносимо. Во-вторых, недостаточная предродовая подготовка и неправильное поведение во время рождения.

Чтобы процесс прошел безболезненно, роженица должна заниматься не только психологическим тренингом, но и выполнять специальные физические упражнения. Они укрепят мышечный каркас матки, позволят максимально растянуть шейку матки и ускорить процесс. Основную боль при родах вызывают схватки, то есть маточные сокращения, способствующие «выдавливанию» плода наружу. Длятся такие схватки от нескольких минут до многих часов, провоцируя сильный болевой синдром.


Почему во время родов может возникать боль?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

В целом, все индивидуально и зависит не только от предыдущей подготовки, но и от уровня болевого порога. Почему рожать впервые больно, а последующие роды протекают спокойнее? Некоторые женщины рожают быстро и без осложнений, а другим может потребоваться кесарево сечение или использование обезболивающих препаратов. При вторых или третьих родах роженица уже знает, к чему надо готовиться, чтобы минимизировать риски, у нее имеется опыт, хотя она знает, что рожать – это достаточно больно.

При необходимости (если роды слишком затягиваются) врач использует специальные препараты, чтобы искусственно стимулировать процесс. Никаких особых секретов безопасных родов нет. Сила и интенсивность боли зависят от подготовленности роженицы, правильного дыхания и психологического настроя.

Еще один всплеск неприятных ощущений наблюдается непосредственно при выходе плода из влагалища. Нередко это сопровождается глубокими разрывами, требующими последующего зашивания. Интенсивность приступов измеряется индивидуальной восприимчивостью. Сколько боли переживает каждая женщина – зависит от ее уровня подготовки и особенностей организма.

Какую же боль испытывает женщина в процессе родов (подробнее в статье: )? Научные исследования доказали, что при самостоятельных родах женщина испытывает ощущения, по силе равные перелому 20 костей одновременно. Хотя и тут все не так однозначно, ведь единица измерения боли зависит от совокупности множества факторов.

Главным условием легких и быстрых родов является грамотная подготовка и правильное поведение, психологическая поддержка.

Виды разрывов

Разрывы влагалища наблюдаются у женщин, рожающих впервые после 35 лет. Это происходит из-за уменьшения эластичности тканей. Этому способствует и тазовое предлежание, большой вес плода, использование вспомогательных инструментов и лекарственная стимуляция родовой деятельности. , поэтому акушеры предпочитают заранее сделать искусственный разрез скальпелем. В этом случае заживление швов ускоряется, не вызывая сильных неприятных ощущений.

Различают три степени разрывов:

  • 1 степень, при которой разрываются только стенки влагалища;
  • 2 степень, для которой характерно повреждение кожи промежности, стенок и мышц влагалища до анального отверстия;
  • 3 степень ставится при разрыве анального прохода и мышц прямой кишки.

По отзывам некоторых рожениц, больно лишь последующее зашивание разрывов, которое часто делается без анестезии. Кроме того, боль вызывает давление на нервные волокна копчика и мышц влагалища, а после отхождения плаценты неприятные ощущения затухают.


Подготовка к легким родам

Все женщины (особенно рожающие впервые) очень боятся самого процесса рождения. Многие считают легкие роды мифом, не имеющим ничего общего с реальностью. К счастью, это неверное утверждение, и такие роды – это вполне достижимое состояние, но требующее серьезной подготовки.

В первую беременность женщина должна освоить теоретический материал, изучить соответствующую литературу. Не стоит углубляться в чтение специфической научно-медицинской литературы, описывающей возможные осложнения и патологии. Это не только не избавит от надуманных страхов, но и добавит еще больше поводов для беспокойства.

Психологическая подготовка

Очень важен правильный настрой, отсутствие страхов и паники перед процессом рождения ребенка. Избежать неприятностей можно, записавшись на курсы психологической подготовки. Также важен предварительный выбор роддома и опытного специалиста. Хорошую поддержку оказывают родные и близкие будущей мамы, способные объяснить, успокоить и настроить на позитивный лад. Именно поэтому все больше пар выбирают партнерские роды, когда муж присутствует в родовом зале и помогает женщине морально.


Физическая подготовка

Важно понимать, что подготовку к родам надо начинать задолго до зачатия. Это значит, что оба родителя должны отказаться от вредных привычек, делать умеренные физические упражнения, правильно питаться. С первого дня беременности женщина должна питаться разнообразно и сбалансированно, а в последнем триместре стоит исключить из рациона мучные изделия, сдобу и сладости. Кроме того, надо строго выполнять все рекомендации лечащего врача, принимать назначенные им препараты и витамины.

Правильное дыхание

Еще одним важным фактором, сильно облегчающим родовую деятельность, является правильное дыхание (подробнее в статье: ). Беременные женщины проходят такое обучение заранее, но с началом схваток они часто впадают в панику, забывая все, чему научились. Поэтому в процессе родов надо внимательно прислушиваться к рекомендациям врача и строго их выполнять. В этом случае рождение ребенка пройдет максимально безболезненно и быстро.

Как снизить риск разрывов?

Для снижения риска разрывов необходимо выполнять специальный комплекс упражнений для укрепления мышц и связок матки, влагалища. В зимний период будущая мамочка должна совершать пешие прогулки до 1,5 часов ежедневно, а летом – не менее 3 часов в день. Полезными будут и упражнения на растяжку, массаж промежности, но только по совету специалиста.

Особенно эффективной будет последняя процедура, выполняемая женщиной самостоятельно, начиная с 30 недели срока беременности. Проводят процедуру ежедневно, не менее 10 минут, для чего понадобится стерильное натуральное масло и хирургические перчатки. Массаж проводят как на наружных половых органах, так и внутри влагалища, надавливая на его внутреннюю поверхность. Если врач видит, что разрывов не избежать, он проводит специальный разрез влагалища, который сводит к минимуму риск развития инфицирования и осложнений.

Можно ли родить безболезненно?

Существует несколько современных методик, позволяющих женщине расслабиться и рожать без боли. Важно понимать, что крики не принесут желаемого облегчения, ведь в этот момент дыхание сбивается, усугубляя и без того невыносимую боль. Надо слушать и выполнять рекомендации акушера, стараться правильно дышать и вовремя тужиться (подробнее в статье: ). Болевые ощущения вызывают спазмы мышц и сосудов при сильном страхе и паническом беспокойстве роженицы. Именно позитивный настрой считается залогом успешных и быстрых родов.


Многие специалисты практикуют расслабляющий массаж пояснично-крестцовой области в момент схваток. Некоторые акушеры при первых же схватках рекомендуют принять теплую ванну, но только в том случае, если не отошли воды. При кесаревом сечении, а иногда и при естественных родах, может использоваться эпидуральная анестезия (см. также: ). Так называется укол в позвоночник, обезболивающий нижнюю часть тела. К сожалению, такой метод имеет немало противопоказаний и побочных последствий. Крайне редко (в самых тяжелых случаях) врач применяет общий наркоз, но такая анестезия вызывает тяжелые последствия не только для матери, но и для ребенка.

Главное условие легких родов – это правильный психологический настрой, грамотная физическая подготовка, правильное питание и регулярные упражнения. Чем увереннее и спокойнее будет чувствовать себя беременная женщина, тем больше у нее шансов родить самостоятельно и безболезненно. Не менее важна поддержка близких и родных людей, которые помогут легко пережить такой долгожданный и волнующий момент.

Забеременеть во время месячных можно, но вероятность мала. При менструации происходит отторжение эндометрия, который выводится наружу вместе с неоплодотворенной яйцеклеткой.

Даже если произойдет поздняя овуляция и сперматозоид настигнет женскую клетку, эмбриону будет некуда имплантироваться.

В любом женском организме сроки овуляции различные. Что такое овуляция? Это период цикла, когда яйцеклетка созревает, должна встретиться со сперматозоидом и оплодотвориться.

Стоит ли вообще заниматься сексом в этот период?

Конечно, есть пары, который считают занятия сексом во время месячных, наиболее безопасным в плане избежания нежелательной беременности и пользуются этим.

Но не все так хорошо:

  1. Во-первых, во время менструаций, в организме женщины возрастает риск попадания инфекций половым путем, так как защитные силы уменьшаются.
  2. Во-вторых, существует риск рефлюкса – когда поступающая из матки кровь обратно попадает в брюшную полость. А это чревато разрастанием стенок матки.

Поэтому с медицинской точки зрения, считается, что во время красных дней в половую связь лучше не вступать.

Почему во время секса женщины кричат и стонут

Ученые провели опрос среди женского населения разных возрастов и спросили у них, по каким причинам они чаще всего издают громкие звуки в постели. Согласно итогам:

  • 66% женщин стонут для того, чтобы приблизить оргазм мужчины;
  • 87% сексуальных партнерш издают звуки, чтобы увеличить самооценку любимого.
  • По заключению специалистов ученые, имеет значение не тот факт, что во время секса женщины кричат и стонут, а то, какое влияние эти процессы оказывают на организм. Оказывается, таким образом, одновременно достигается несколько вещей:

    • Обеспечивается напряжение мышц пресса, что помогает в сокращении интимных мышц и улучшает оргазм.
    • Крик помогает придать процессу бурную эмоциональную окраску.
    • Крики и стоны во время секса способствуют еще большей выработке эндорфинов.
    • Крик является эмоциональным методом общения с партнером, помогающим многое сообщить партнеру.

Специалисты не советуют сдерживать крики и стоны, так как этот может неблагоприятно повлиять на оргазм, хотя и не у всех. Некоторым кажется, что это не совсем нормально, что женщины кричат в такие моменты, однако они неправы. Стонут во время оргазма не все девушки и женщины, в отдельных случаях подобная склонность наступает лишь с возрастом. Влияют, конечно, и условия, в которых происходит секс, потому что боязнь быть «застуканными» вынуждает женщин сдерживать себя.

Все ли женщины кричат и стонут во время занятий любовью?

Нет, не все. Есть такие, которые молчат, и не испытывают потребности выражать свое состояние каким-либо звуковым образом. К тому же, на стиль стонов и криков во время полового акта влияет темперамент и характер женщины. Шумными в постели являются «актрисы», эпатажные девушки, в отличие от флегматичных и скромных женщин. Хотя, конечно, дамам часто приходиться сдерживаться, не позволяя проявиться эмоциям даже в виде стонов, не говоря уже о криках. Так что не всегда можно судить по «громкости выражения чувств» об истинных ощущениях женщины. Нередко причиной «молчания» является банальное чувство стеснения или отсутствие открытости, доверия к партнеру.

А в целом, следует иметь в виду, что каждая женщина индивидуальна, и нет единого стандарта, кто-то стонет, кто-то кричит, кто-то смеется, а кто-то плачет и это не весь спектр выражения ощущений, испытываемых вор время секса.

Еще статьи

Почему мы иногда видим бесцветные летающие мушки

Глаза часто называют «окном» в мир. Глаз как фотоаппарат: через него, как через объектив, проходят лучи света. Так мы воспринимаем мир. Проверить на практике, насколько одинакова картина восприятия мира как одним, так и двумя глазами, можно. И можно объяснить, почему иногда мы видим летающие бесцветные мушки.

Всегда ли женщины отказываются от секса в критические дни? © Shutterstock

В сознании многих наших мужчин укоренилось представление, что во время месячных женщина является нечистой.

Природная брезгливость и боязнь крови могут напрочь отбить желание заняться сексом даже с самой любимой женщиной.

А как относятся к сексу "в эти дни" сами женщины?

Мы задали этот вопрос на одном из форумов и получили неожиданные ответы.

Анна утверждает, что у нее повышается желание. "Вы не поверите, но мне очень хочется, чтобы мужчина был нежен со мной, ласкал, обнимал и делал все очень нежно. Я очень люблю заниматься сексом такие дни".

А вот Manka говорит о том, что секс во время месячных для нее противопоказан: "У меня так болит живот, что я и думать не хочу о сексе! Хотя мой парень часто настаивает и иногда ему удается уговорить меня. Но я ничего не чувствую. Совсем ничего".

© Shutterstock Алина рассказала нам, что очень стесняется себя в "такие дни".

"Мне кажется, что я ужасно выгляжу, мне совсем не хочется секса, и я категорически отказываюсь это делать".

А Dana говорит, что секс во время месячных ассоциируется у нее с первым сексом.

"Меня изнасиловал знакомый родителей.

Он был старше на 20 лет. Мне было очень больно, и я испугалась крови. Секс во время месячных - ни за что!"

Стереотипы в деле

Во многих культурах секс во время месячных находится под запретом. Мусульмане уверяют, что женщина в такие дни является нечистой, потому все отношения с ней запрещены.

© Shutterstock Для многих мужчин вид крови женщины - это воспоминание о первом юношеском половом акте.

Как правило, молоденькой однолетки не приносит удовольствия.

Потому, мужчины уверены, что не стоит тратить силы на секс во время месячных.

Опытный мужчина всегда может не только сам получить удовольствие, но и доставить удовольствие своей партнерше.

Устойчивый стереотип о том, что забеременеть во время месячных нельзя, давно развенчан. Опасность забеременеть есть, потому лучше воспользоваться презервативом.

Еще один стереотип о том, что занятия любовью могут сократить время месячных - тоже не имеет основания. Цикл изменяется по другим причинам: , смена климата.

Вредно ли это для здоровья?

Только с той точки зрения, что во время месячных женщины более восприимчивы к различным инфекциям. Лучше заняться сексом в то время, когда выделения не обильны и пользоваться презервативом. Или делать это только с постоянным партнером.

© Shutterstock Никакого вреда для здоровья секс во время критических дней не приносит.

Наоборот дает женщине возможность расслабиться, заряжает энергией и дарит удовольствие.

Все это может скрасить далеко не лучшее настроение наших дам во время критических дней.

Как подготовиться к сексу в критические дни?

Мужчинам нельзя забывать, что во время месячных женщина не так активна, как обычно. Кроме того, дамы более чувствительны и обидчивы. А потому секс во время месячных должен быть мягким и ненавязчивым.

Мужчинам можно дать такой совет: постарайтесь быть нежными, заботливыми, внимательными и готовыми к сексуальным провалам. Большинство женщин в это время находится не в лучшей сексуальной форме.

Обязательно подготовься к такому сексу - положи на кровать полотенце, запасись салфетками и терпением. И, конечно, не забудь о презервативах.

  • Смотри видеоролик о том,

О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»

На многих Интернет-форумах опубликованы недоуменные вопросы женщин к священнослужителям, на каком богословском основании в ответственные периоды жизни их отлучают от причастия, а часто даже и просто от хождения в Церковь. Споров по этому вопросу ведется не мало. Меняются времена, меняются и взгляды.

Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…

Как решить этот вопрос? Исчерпывающего ответа нет. Происхождение запретов о «нечистоте» после истечений лежит в Ветхозаветной эпохе, в Православии же этих запретов никто не вводил - они просто не были отменены. Более того, в канонах православной Церкви они нашли свое подтверждение, хотя богословского объяснения и обоснования никто не давал.

Месячные есть очищение матки от омертвевшей ткани, очищения матки для нового витка ожидания, надежды на новую жизнь, на зачатие. Всякое пролитие крови есть призрак смерти, ибо в крови жизнь (в Ветхом Завете даже более - «душа человека в крови его»). Но менструальная кровь, это вдвойне смерть, ибо она не только кровь, но и умершие ткани матки. Освобождаясь от них женщина очищается. Таково происхождение понятия нечистоты женских месячных. Понятно, что это не личный грех женщин, но грех лежащий на всем человечестве.

Обратимся к Ветхому Завету.

В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота – это, прежде всего, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин (есть и другие «нечистые» для иудея вещи: кое-какая пища, животные и проч., но главная нечистота – это именно то, что я обозначил).

Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни – все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.

Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности – должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

Так относился к «нечистоте» подобного рода Ветхий Завет.

Христианство в связи со своим учением о победе над смертью и отказом от ветхозаветного человека, отвергает и ветхозаветное учение о нечистоте. Христос объявляет все эти предписания человеческими. Прошлое – миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет – оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть – Сама воплощенная Жизнь (Ин. 14:6).

Спаситель прикасается к мертвым – вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф. 9:22).

Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, – говорит ап. Павел, – что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою » (1Тим. 4:4).

Здесь апостол говорит о пищевой нечистоте . Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом – свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив, знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя ».

В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов (именно ему принадлежит авторство Литургии Преждеосвященных Даров, которая служится в будние дни Великого поста). Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время – и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать» .

То есть на Западе , а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.

Св. Дионисий Александрийский , в это же время, в середине III века, пишет другое:

«Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых . Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом ».

Через сто лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский . Он говорит, что все творение Божие «добро и чисто». «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян. 17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший ».

По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

А еще через тридцать лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится ».

Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны – женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

Если мы от памятников канонических и святоотеческих обратимся к памятникам более современным (XVI-XVIII вв.), то увидим, что они более благоприятствуют ветхозаветному взгляду на родовую жизнь, чем новозаветному. Например, в Великом Требнике мы найдем целый ряд молитв об избавлении от скверны, связанной с родовыми явлениями.

Но все же – почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца . На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым , преподобный отвечает, что на это есть три причины:

1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.

3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.

Так отвечает на этот вопрос известный богослов.

Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»?

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься ».

Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя.

Но, следует заметить, что в Православной Церкви нет определения на счет женского вопроса гигиены, принятого на Соборе. Есть лишь весьма авторитетные мнения святых отцов (мы их упоминали (это свв. Дионисий, Афанасий и Тимофей Александрийские), включенные в Книгу Правил Православной Церкви . Мнения отдельных отцов, пусть даже очень авторитетных, – это не каноны Церкви.

Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников всё же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

Другие священники говорят, что все это лишь исторические недоразумения и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание – оскверняет человека лишь грех.

На основе статьи священника Константина Пархоменко «О так называемой женской «нечистоте»

_______________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ

Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)? (Патриарх Сербский Павел (Стойчевич))

«Еще в III веке подобный вопрос был задан святому Дионисию, епископу Александрийскому (†265 г.), и он ответил, что не думает, что женщины в таком состоянии, «аще суть верныя и благочестивыя, дерзнули или приступити къ Святой трапезе, или коснутися тела и крови Христовы», ибо, принимая Святыню, нужно быть чистым душею и телом . При этом он приводит пример кровоточивой жены, которая не дерзнула коснуться тела Христова, но только края Его одежды (Мф 9:20-22). В дальнейшем разъяснении святой Дионисий говорит, что молиться, в каком бы то ни было состоянии, всегда дозволено . Сто лет спустя на вопрос: может ли женщина, у которой «приключилось обычное женам» причаститься, отвечает Тимофей, также епископ Александрийский (†385), и говорит, что не может, до тех пор, пока этот период не пройдет и она не очистится. Той же точки зрения придерживался и святой Иоанн Постник (VI век), определяя и епитимью на случай, если бы женщина в таком состоянии все же «приняла Св. Тайны».

Все эти три ответа показывают, в сущности, одно и то же, т.е. что женщины в этом состоянии не могут причащаться. Слова святого Дионисия, что они тогда не могут «приступать к Святой трапезе» в действительности означают — причаститься, потому что к Святой трапезе приступали только с этой целью…»

Ответы диакона Андрея Кураева и о.Дмитрия Смирнова.

Ответ о. Димитрия (Смирнова):

Ответ диакона Андрея Кураева: