Двенадцать апостолов. Первые проповедники христианства

    Мудрая вера Иисуса Христа привлекала к нему одних из лучших людей израильского народа. Многие услышав его слова решали стать его учениками.Когда Иисусу Христу был уже 31 год, он из всех своих учеников отобрал только 12 человек. Он определил их быть апостолами нового учения:

    1.Симон (Иисус называл его Петром).

    2.Иаков (сын Зеведея, брат Иоанна, за шумный нрав Иисус называл их сыновьями грома)

    3.Иоанн (брак Иакова).

    6.Варфоломей.

    9.Иаков (сын Алфея).

    10.Фаддей.

    11.Симон Зилот.

    12.Иуда Искариот (который потом предал Иисуса за тридцать сребреников).

    Апостолы называли Иисуса - Иисус Назареянин Мессия.

    Согласно принятым Ивангелиям, мы знаем 12 апостолов:

    Петр (он же Симон и Кифа)

    Андрей, он брат Петра, и вначале о нем упоминается, как об ученике Иоанна Крестителя

    Иоанн и Иаков Зеведеевы родом из Вифсаиды.

    Леввей, прозванный Фаддеем

    Фома Близнец имя Фома созвучно арамейскому слову близнец)

    Матфей был мытарем сборщиком податей

    Варфоломей.

    Иаков Алфеев лидер последней четверки.

    Иуда сын Иакова

    Симон Зелот.

    Согласно библейскому учению (Новый Завет) у Иисуса Христа было двенадцать апостолов.

    Также есть апостолы от семидесяти, но их имена не так распространены.

    Предлагаю ознакомиться с познавательным видео, где повествуется об избрании двенадцати апостолов.

    у Иисуса Христа было 12 апостолов

    Симон, называемый Петром

    Иаков Зеведеев

    Варфоломей

    Иаков Алфеев

    Леввей прозванный Фаддеем

    Симон Кананит

    Иуда Искариот

    Было 12 апостолов.

    Ниже, для ознакомления, приведены их имена в цитате:

    Наверняка если спрашивать у каждого встречного подобный вопрос, то большинство вспомнят про известных Иуду, и еще без сомнения Матфея.

    Этот вопрос интересный в первую очередь если изучать библию, и пытаться понять ее полностью для самого себя, а это путь света и ясности для человека.

    Существует два списка апостолов.

    Первый - самый известный - апостолы от двенадцати. Это ближайшие ученики Иисуса Христа.

    1.Андрей Первозванный.

    1. Его брат Петр
    2. Иоанн Богослов
    3. Иаков, брат Иоанна
    4. Филипп
    5. Варфоломей
    6. Матфей, мытарь
    7. Иаков Алфеев
    8. Фома Близнец
    9. Симон Зилот
    10. Фаддей Алфеев
    11. Иуда Искариот, предавший Христа. Его заменил по жребию Матфий.

    А еще есть апостолы от семидесяти. Их Иисус Христос избрал в последний год своей земной жизни. Как мы читаем в Евангелии от Луки (который тоже к ним относится)

    Потом к ним же были отнесены некоторые другие последователи Иисуса Христа, ученики его учеников.

    Отдельно стоит апостол Павел, который хотя и является одним из самых почитаемых, не входит ни в один из этих списков.

    Первоапостолов, прямых учеников Христа, которые поверили в его учение практически сразу, как только услышали, и немедленно стали сподвижниками - их двенадцать. Потом были ещ многие, ученики учеников (таких называют семьдесят). Вот эти первые двенадцать -

    Иуду из этого списка затем исключили(. Вообще, христианское учение распространялась очень быстро (чуть не сказала, что как пожар - но это был не пожар), попало на хорошо подготовленную общественную почву - жившие в весьма тяжлых, невыносимых условиях люди хотели иметь какую-то отдушину ... уверенность в том, что облегчение придт хоть в каком-то из миров - пусть не в этом, так в следующем(.

    А справедливости ради надо сказать, что и сопротивление этому учению со стороны властей было сильное, а

    Поэтому и было такое большое количество приверженцев, и среди них - апостолов (а во втором списке их было семьдесят).

    Апостолы Иисуса были разными, также как обычные люди.

    Например, Петр был рыбаком, а Павел родился у богатых родителей. Петр три раза отрекался от Иисуса, но покаявшись, был верен ему и сопровождал его по все жизни.

    Павел считается врагом Христова, Павел был совсем другим.

    Всего было 12 апостолов.

    Вот карта пути апостолов и их имена.

    Близких учеников Христа, которые впоследствии стали апостолами было 12. Их имена широко известны и их еще называют первоапостолами. К их числу относят и апостола Павла, который формально не был учеником Христа, но считался первым из апостолов наравне с Петром и фактически основателем христианства. Именно благодаря стараниям Павла церковь пополнилась многими апостолами из так называемого списка 70. Сперва это были 70 учеников Христа, которых он только взял в ученики, но ничему научить не успел, но позднее в этот список апостолов стали добавлять учеников первых учеников. Про многих из них известно очень мало, бывает только описание внешности, которое заключалось лишь во фразах старец с бородой либо молод, без бороды. Некоторые из этих 70 апостолов впали в ересь, например Николай Антиохийский был последователем Симона Волхва, другие внесены по путанице два раза под разными именами. В приведенном ниже списке Иуда Искариот, первоначально бывший апостолом из 12, уже исключен и вместо него добавлен Матфий, которого выбрал жребий в споре с Варнавой

    Это те про которых известно христианскому миру.

    1) Апостол Петр известен в Библии также под именами Симон и Кифа

    2)Андрей, брат Петра был сначала учеником Иоанна Крестителя

    3 4)Иоанн и Иаков Зеведеевы, как и Петр с Андреем тоже были родом из Вифсаиды.

    5)Филипп также был уроженцем Вифсаиды

    6)У Филиппа был друг Нафанаил

    7)Фома Близнец - (имя Фома созвучно арамейскому слову близнец)

    8)Матфей был мытарем сборщиком податей

    9)Варфоломей.

    10)Иаков Алфеев лидер последней четверки.

    11)Иуда сын Иакова

    12)Симон Зелот.

    13)К числу известных апостолов можно отнести и Павла.

    Апостолов, то есть близких учеников,у Иисуса Христа всего было двенадцать.

    Вот их имена:

    1.Первым был Андрей, поэтому его назвали Андреем Первозванным.

    1. Птр, он был братом Андрея Первозванного.

    3 и 4 - два брата Иоанн и Иаков. Ионанн позже получил прозвище Богослов, был любимым учеником Иисуса.

    Остальные, менее значимые - Варфоломей, Филипп, Святой Фома, Иаков Алфеев, Матфей, Симон Зилот, Иуда и Матфий.

Расскажите, пожалуйста, биографию Апостолов!

Само слово «апостол» имеет интересную этимологию. Первоначально греческое слово существовало в форме прилагательного и шло при упоминании морских судов - получалось что-то вроде «транспортное судно». Так же оно обозначало сам факт отправления флотилии для военных целей или для основания новой колонии или же саму флотилию. Ближе к временам Христа это слово стало употребляться в значении «посланник», но его употребление было в этом значении весьма редким. Обычно посланник обозначался как или .

Новозаветное употребление придало этому слову особое, принципиально новое значение. Если верить Лук.6:13, то такое значение придал ему Сам Иисус, хотя, как мне думается, оно является переводом какого-то арамейского слова. Примечательно, что им, в основном, пользуются Лука и Павел, тогда как в остальных 3 евангелиях это слово употреблено всего 4 раза (в Синодальном переводе это отражено всего в 2 местах). Матфей, Марк и Иоанн называют ближайших учеников Иисуса просто «двенадцать», видимо, по аналогии с 12 коленами народа Израильского: «…когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.» (Матф.19:28)

Задача двенадцати объясняется Лукой в следующем тектсе: «Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных.»(Лук.9:1,2)

В Деяниях же Лука сужает задачу апостолов: «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.» (Деян.1:8), чем, как можно предположить, позволяет наделить статусом апостола любого серьезного свидетеля Иисуса. Павел понимает апостольство именно в этом ключе, поэтому называет апостолами своих родственников Андроника и Юнию: «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.» (Рим.16:7). Сомнений в своем апостольстве у Павла не возникает и он зачастую посвящал весьма обширные фрагменты подтверждению своего наивысшего статуса в Церкви (это было необходимо как поддержка его проповеди). Апостолом так же назван Варнава – спутник Павла (Деян.14:14).

Но вернемся к Двенадцати и поговорим о них более подробно. В Новом Завете приводится несколько списков.

«[поставил] Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы", Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его.»(Мар.3:14-19)

«Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.»(Матф.10:2-4)

«Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.» (Лук.6:13-16)

Можно заметить, что в этих списках первое, пятое и девятое места всегда занимают одни и те же – Петр, Филлип и Иаков Алфеев. Таким образом, двенадцать учеников как бы подразделялись на 3 группы, в каждой из которых был лидер – старший из четырех (примерно так всегда и бывает в небольших коллективах). В первую группу входят Петр с братом Андреем и еще два брата – Иоанн и Иаков Зеведеевы. Эти четверо составляют круг наиболее приближенных к Иисусу учеников – только они присутствуют при воскрешении дочери Иаира и Преображении, с ними Иисус беседует о Своем Втором Пришествии и только их просит бодрствовать в Гефсиманском саду.

Также следует обратить внимание на некоторые различия в списках. Симон Кананит и Симон Зелот – одно и то же лицо. Слова кананит и зелот имеют примерно одно значение – ревнитель. Иуда Иаковлев и Левей Фаддей также, предположительно, один и тот же человек.

А теперь давайте поговорим о каждом из них подробнее.

Апостол Петр известен в Библии также под именами Симон и Кифа. Еврейское имя апостола – Симеон. Петр был жителем Вифсаиды в Галилее, где вместе с отцом и братом занимался рыбной ловлей (Ин. 1:44). Петр был женат, что было весьма редким случаем среди апостолов. Петру принадлежать два соборных послания, входящих в НЗ (он является наиболее вероятным их автором).

Андрей , брат Петра был сначала учеником Иоанна Крестителя (возможно, к числу учеников Иоанна принадлежал и Петр). Андрей был первым призван Иисусом. По преданию, апостол Андрей проповедовал в Скифии и, пройдя по Руси, достиг Скандинавии. Небольшой рассказ об этом содержится в «Повести временных лет».

Иоанн и Иаков Зеведеевы , как и Петр с Андреем тоже были родом из Вифсаиды. Иисус называл их «сыновьями грома» -Воанергес. Предположительно, Иоанн были младшим, а Иаков – старшим. Матерью Иоанна и Иакова была Саломея, что видно из сравнения Мк. 16:1 и Мф. 27: 56. Если согласовать свидетельства синоптических Евангелий с Евангелием от Иоанна (Иоан.19:25), то выходит что Саломея была сестрой Девы Марии, а Иоанн с Иаковом – двоюродными братьями Иисуса. Иаков первым из апостолов принял мученическую смерть, будучи убит мечем по приказу Ирода Агриппы I (Деян. 12:2). О смерти Иоанна достоверных свидетельств нет. Иоанну приписывается авторство четвертого Евангелия, 1-го, 2-го и 3-го соборных посланий и Откровения – последней книги Библии.

Филипп также был уроженцем Вифсаиды и был призван Иисусом срезу же после Андрея и Петра. Известно, что Филипп был женат, как и Петр, и у него были дочери, на рассказы которых опирался известный собиратель историй о апостолах и евангелистах Папий Иерапольский. Часто апостола Филиппа путают с Филиппом-благовестником, крестившим ефиопского евнуха. У последнего, кстати, тоже были дочери (Деян.21:9)

У Филиппа был друг Нафанаил - «Израильтянин, в котором нет лукавства», о котором также есть смысл упомянуть в разговоре об апостолах.

Фома Близнец - (имя «Фома» созвучно арамейскому слову «близнец»). Вероятно, его исходным именем было Иуда, так как в Ин. 14:22 он назван «Иуда не Искариот», а в одной из древних сирийских рукописей «Иуда Фома». Второе имя было более уотребляемо, чтобы избежать путаницы с Иудой Предателем.

Матфей был мытарем – сборщиком податей (Мф. 9:9), которых население Иудеи считала пособником оккупантов-римлян. Отец Матфея Алфей, и Алфей, отец апостола Иакова, вероятно, разные люди. Матфей вероятный автор одного из Евангелий.

Варфоломей . О Варфоломее почти ничего не известно. Но у нас есть веские причины идентифицировать его с Нафанаилом. Предположительно именем апостола было Нафанаил бар Толемай (Нафанаил сын Толемая). Обратите внимание на греческое написание имени «Варфоломей» - . О Нафанаиле ничего не сказано у Синоптиков, в 4-ом Евангелии не говорится о Варфоломее. Из разговора Иисуса с Нафанаилом в Ин. 1:47-51 можно заключить, что он стал одним из апостолов, тем более в Иоанн упоминает о нем в заключительной части Евангелия (Ин. 21:2), где описывается явление Иисуса рыбачившим апостолам. Вспомнив о дружбе Нафанаила с Филиппом, мы можем более ясно представить себе черты второй четверки апостолов (о чем я говорил выше).

Иаков Алфеев – лидер последней четверки. О нем почти ничего неизвестно, помимо предположения, что он был «Иаковом меньшим», сыном Марии и братом Иосии (Мк. 15:40) Предположительно, автор соборного послания Иакова.

Иуда сын Иакова также малоизвестен. Некоторые идентифицируют его с Иудой братом Господним, автором послания Иуды, вошедшего в канон НЗ. О братьях Господних следует поговорить подробно. Их имена – Иаков, Иосия (Иосиф), Симон и Иуда (Мк.6:3, Мф.13:55-56). Здесь можно сделать несколько предположений. Во-первых, они могли быть родными братьями Иисуса, детьми Марии. В Евангелиях есть указания на то, что у Иисуса были не только братья, но и сестры (Матф.13:56, Мар.3:32, Мар.6:3), так что это предположение выглядит вполне убедительно. Но по мнению многих, такая позиция вредит догмату о непорочном зачатии (опирающемуся исключительно на евангельские свидетельства), поэтому более распространено мнение, что братья Иисуса есть дети Иосифа от первого брака или являются его двобродными братьями, сыновьями Марии, жены Алфея, сестры Девы Марии. Последняя версия, представляется мне наиболее интересной. Её выдвинул Иероним Блаженный в трактате «Против Гельвидия о вечной девственности блаженной Марии».

О Иакове брате Господнем известно, что Иисус явился ему по воскрешении одному из первых (1 Кор. 15:7). Иаков возглавлял Иерусалимскую общину (Галл. 1:19, 2:9, Деян. 12:17) и имел прозвище Иакова Праведного (Справедливого). Согласно свидетельству Иосифа Флавия, он был убит толпой противников христиан за свою веру. («Иудейские древности» 20. 9)

Симон Зелот . Мы знаем, что зелоты представляли собой экстремистскую группировку во времена, предшествовавшие Иудейской войне. Мог ли этот апостол ранее принадлежать к зелотам? О существовании группировки зелотов во времена Иисуса нет свидетельств, и мы можем предположить, что Симон назван зелотом (ревнителем) за свою особую духовную ревность. Однако слово «зелот» никогда не употреблялось самостоятельно и всегда шло с определением ревности – например, ревнитель закона. Нарицательным это слово стало лишь по отношению к партизаним –экстремистам, поэтому можно предположить, что данная группировка во времена Иисуса была уже достаточно развита и Симон к ней принадлежал.

К числу известных апостолов можно отнести и Павла . Апостол Павел носил имя Саул (Савл) и происходил из колена Вениаминова, к которому принадлежал и знаменитый царь (Фил. 3:5, Рим. 11:1). Не исключено, что будущего апостола назвали именно в честь царя Саула. Скорее всего, Павел был женат, так как член синедриона не женатым быть не мог. Но из посланий Павла мы узнаем, что жены рядом с ним не было. Так как Павел стал апостолом будучи еще очень молодым (слово «отрок» указывает на то, что у него только-только начала расти борода) можно предположить, что он не был вдовцом, а молодая жена оставила его, когда тот отказался от высокого положения в обществе и полностью посвятил себя служению Христу. Имя Павел апостол получил после обращения в христианство проконсула острова Кипр Сергия Павла (Деян 13:7). Послания Павла занимают большую часть Нового Завета.

Павел первым выполнил апостольское предназначение, указанное в (Деян.1:8). Он был свидетелем Иисуса и в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. «Край земли» - это Рим. Павел возглавил Римскую общину и был казнен при императоре Нероне. В Риме же был казнен и Петр, сменивший Павла.

В среде богословов можно встретить утверждение о якобы имевшем место разладе между апостолами, противостоянии Павла и Иерусалимских христиан, ассоциируемых с вечными врагами Павла – иудействующими. Подобная позиция, хотя и выглядит достаточно логичной, не имеет твердого обоснования в документах церковной истории и может рассматриваться лишь как одна из возможных реконструкций тех далеких событий. Например, представители Тюбингенской школы – авторы данной исторической концепции, посчитали полемику Павла с Симоном Волхвом, описанную в тенденциозном приключенческом романе «Псевдо-Климентины», относящемуся к раннему средневековью, полемикой Павла с Петром. Остальные аргументы не более убедительны, чем этот. Однако, как часто бывает, сомнительная гипотеза быстро была возведена чуть ли не в ранг догмата. Тюбингенская концепция раннехристианской истории давно уже была опровергнута на Западе, но в нашей стране, только недавно отошедшей от повального атеизма, богословская концепция, отвергнутая сотню лет назад, кажется вполне актуальной. Такое печальное положение обусловлено практически полным отсутствием серьезных исследований на русском языке, хотя в последнее время уже ощущается, что ситуация понемногу начинает меняться к лучшему.

Как умерли апостолы Христа?

Во-первых, это не столь важно, потому такой информации в Библии нет. Разве что из любопытства или в целом знать.

Во-вторых, все ученики Иисуса Христа умерли мученической смертью - за веру. Петр был распят вверх ногами, потому что отказался от чести умереть, как Иисус. По той же причине крест апостола Андрея был в форме буквы Х, оттого андреевский крест.

Павел был гражданином Рима, потому имел привелегию на быструю не мучительную смерть - ему отрубили голову. Апостол Иоанн единственный умер своей смертью. Уже в глубокой старости он написал все свои послания, потому его послания по времени - последние книги Библии. Его Евангелие - последнее. А последнюю книгу - Откровение, он написал в ссылке на острове (вернее островке) Патмос.

За время своей земной жизни Иисус Христос собрал около себя тысячи слушателей, последователей, среди которых особенно выделяются 12 ближайших учеников. Их христианская Церковь называет апостолами (греч. apostolos - посланник). Жизнь апостолов изложена в книге Деяния святых, которая входит в Новозаветный канон. А о смерти известно лишь то, что почти все, кроме Иоанна Зеведеева и Иуды Искариота, умерли мученической смертью.

Камень веры

Апостол Петр (Симон) родился в Вифсаиде на северном берегу Галилейского озера в семье простого рыбака Ионы. Он был женат и вместе со своим братом Андреем промышлял рыбной ловлей. Имя Петр (Petrus — от греческого слова "камень", "скала", арамейское "кефас") ему дал Иисус, который, встретив Симона и Андрея, сказал им:

«Идите за мной, я вас сделаю ловцами человеков».

Став апостолом Христа, Петр оставался с ним до конца земной жизни Иисуса, став одним из любимых учеников. По характеру Петр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу. Он же отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду.

В ночь после ареста Иисуса Петр, как и предсказывал Учитель, боясь навлечь на себя неприятности, трижды отрекся от Христа. Но позже раскаялся и был прощен Господом. С другой стороны, Петр первым, не раздумывая, ответил Иисусу, спросившему учеников, что они о нем думают, «Ты есть Христос, сын Бога живого».

После вознесения Господа апостол Петр проповедовал учение Христа в разных странах и совершал необыкновенные чудеса: воскрешал мертвых, исцелял больных и немощных. По преданию (Иероним Стридонский. О знаменитых мужах, гл. I), Петр 25 лет (с 43 по 67 годы н.э.) занимал пост епископа Рима. Впрочем, это предание является довольно поздним, и поэтому большинство современных исследователей полагает, что апостол Петр прибыл в Рим лишь в начале 60-х годов I века н.э.

Во время гонений Нерона на христиан апостол Петр был распят на перевернутом кресте в 64 году (по другой версии в 67-68 году), вниз головой.

Последнее - по собственному желанию апостола, поскольку Петр считал себя недостойным умереть точно такой же смертью, что и Христос.

Первый призванный

Апостол Андрей(Андрей Первозванный) был родным братом апостола Петра. Андрея Христос первым позвал в ученики, в связи с чем этого апостола часто называют Первозванным. Согласно Евангелию от Матфея и от Марка призвание Андрея и Петра состоялось близ Галилейского озера. Апостол Иоанн описывает призвание Андрея, состоявшееся около Иордана сразу после крещения Иисуса (1, 35-40).

Еще в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил все и отправился к нему.

Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.

Писание доносит весьма скудные сведения об апостоле Андрее, но и из них можно составить вполне ясное представление о нем. На страницах Евангелия от Иоанна Андрей появляется дважды. Это он говорит с Иисусом о хлебах и рыбе перед чудом насыщения пяти тысяч людей, а также вместе с апостолом Филиппом приводит к Иисусу эллинов.

До последнего дня земного пути Спасителя Андрей следовал за ним. После крестной гибели Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день Пятидесятницы (то есть через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса) в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа: апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность рассказывать на разных языках о делах Христа.

Ученики Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников к Богу. Андрею выпали по жребию Вифиния и Пропонтида с городами Халкидон и Византия, а также земли Фракии и Македонии, Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи. И он прошел эти города и страны. Почти везде, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями, но, подкрепляемый силой своей веры, апостол Андрей достойно переносил все бедствия во имя Христа. "Повесть временных лет" рассказывает о том, что по прибытии в Корсунь Андрей узнал, что неподалеку находится устье Днепра, и, решив отправиться в Рим, поднялся вверх по реке.

Остановившись на ночлег в месте, где впоследствии был построен Киев, апостол, поднялся на холмы, благословил их и водрузил крест.

После апостольского служения в землях будущей Руси, святой Андрей посетил Рим, откуда возвратился в ахайский город Патры. В этом месте святому Андрею суждено было закончить свой земной путь, приняв мученическую смерть. По преданию, в Патрах он остановился у одного уважаемого человека по имени Сосия и избавил его от тяжелой болезни, после чего обратил в христианство жителей всего города.

Правителем в Патрах был в то время римский проконсул по имени Егеат Антипат. Его жена Максимилла уверовала во Христа после того, как апостол исцелил ее от тяжкого недуга. Однако сам правитель не принял проповедь апостола, одновременно начались преследования христиан, которые называли нероновскими гонениями.

Егеат велел бросить апостола в темницу, а затем приказал распять его. Когда слуги вели святого Андрея на казнь, народ, не понимая, в чем он согрешил, и за что его ведут на распятие, пытался остановить слуг и освободить его. Но апостол умолял людей не препятствовать его страданиям.

Издали заметив косой крест в виде буквы "Х", поставленный для него, апостол благословил его.

Егеат приказал не прибивать апостола гвоздями, а, чтобы продлитть страдания, его привязали, как и брата, вниз головой. Еще два дня проповедовал апостол с креста. На второй день Андрей стал молиться, чтобы Господь принять его дух. Так закончился земной путь Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного. А косой крест, на котором апостол Андрей принял мученическую кончину, с тех пор называется Андреевским крестом. Распятие это считается совершившимся около 70-го года.

Вековой свидетель

Апостол Иоанн(Иоанн Богослов, Иоанн Зеведеев) — автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трех посланий, вошедших в Новый Завет. Иоанн был сыном Зеведея и Саломии, дочери Обручника Иосифа. Младший брат апостола Иакова. Иоанн также, как и братья Петр и Андрей был рыбаком. Он ловил рыбу с отцом и братом Иаковом, когда его позвал в ученики Христос. Он оставил отца в лодке, а сам с братом последовал за Спасителем.

Апостол известен как автор пяти книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна, 1-го, 2-го и 3-го послания Иоанна и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Имя Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим.

На Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о своей матери Деве Марии.

О дальнейшей жизни апостола известно только из церковных преданий, согласно которым, после Успения Матери Божией Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число христиан увеличивалось с каждым днем.

Во время гонений на христиан, Иоанн был отведен в кандалах на суд в Рим. За исповедание веры в Христа апостол был приговорен к смерти через отравление. Однако выпив чашу со смертельным ядом, он остался жив. Тогда ему была назначена новая казнь — котел с кипящим маслом. Но и это испытание апостол, согласно преданию, прошел невредимым. Увидя это чудо, палачи не решились более икушать волю Господа, и сослали Иоанна Богослова в ссылку на остров Патмос, где он прожил много лет.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжил проповедовать, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Около 95 года апостол Иоанн написал Евангелие, в котором завещал всем христианам любить Господа и друг друга, и этим исполнить Закон Христов.

Апостол Иоанн прожил на земле более 100 лет, оставаясь единственным живым человеком, видевшим воочию Иисуса Христа.

Когда настало время смерти, Иоанн ушел из города с семью учениками и велел выкопать для него в земле крестообразную могилу, в которую и лег. Ученики закрыли лицо апостола платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали его, но не нашли в могиле тела Иоанна Богослова.

Святыня Пиренеев

Апостол Иаков(Иаков Зеведеев, Иаков Старший) — старший брат Иоанна Богослова. Иисус называл братьев Воанергес (дословно «сыновья грома»), очевидно за порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение, а также в просьбе дать им места в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса. Вместе с Петром и Ианном он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира, и лишь им позволил Иисус стать свидетелями Преображения и Гефсиманского борения.

После Воскресения и Вознесения Иисуса Иаков появляется на страницах Деяний апостолов. Он участвовал в устроении первых христианских общин. В Деяниях сообщается и о его смерти: в 44 году царь Ирод Агриппа I «убил Иакова, брата Иоанна, мечом».

Стоит отметить, что Иаков — единственный из апостолов, чья смерть описана на страницах Нового Завета.

Мощи Иакова были перевезены в Испанию, в город Сантьяго-де-Компостела. Вторичное обретение мощей святого произошло в 813 году. Тогда же возникла легенда о проповеди самого Иакова на Пиренейском полуострове. К XI веку паломничество в Сантьяго приобрело статус второго по значимости паломничества (после паломничества в Святую Землю).

Когда день поминовения апостола Иакова, 25 июля, выпадает на воскресенье, то в Испании объявляется «год святого Иакова». В конце XX века традиция паломничества возродилась. В честь апостола Иакова названа столица Чили Сантьяго.

Семейный ученик

Апостол Филипп упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея, от Марка, от Луки, а также в Деяниях Апостолов. Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром и призван за ними третьим. Филипп привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея). На страницах Евангелия от Иоанна Филипп появляется еще трижды: он беседует с Иисусом о хлебе для множества народа, приводит к Иисусу эллинов и просит Иисуса на Тайной вечере показать Отца.

Согласно Клименту Александрийскому и Евсевию Кесарийскому, Филипп был женат и имел дочерей.

Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии. За проповедническую деятельность был казнен (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполисе в Малой Азии.

Память апостола Филиппа Католическая Церковь отмечает 3 мая, а Православная Церковь 27 ноября: в этот день начинается Рождественский пост, поэтому его иначе называют Филипповым.

Израильтянин без лукавства

Существует единодушное мнение библеистов о том, что упомянутый в Евангелии от Иоанна Нафанаил это одно лицо с Варфоломеем. Следовательно, апостол Варфоломей один из первых учеников Христа, призванный четвертым вслед за Андреем, Петром и Филиппом. В сцене призвания Нафанаила-Варфоломея он произносит знаменитую фразу: "Из Назарета может ли быть что доброе?"

Иисус, увидев его, говорит: "Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства".

Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Согласно ряду исторических свидетельств, проповедовал он также в Армении, в связи с чем особо почитается в Армянской апостольской Церкви. Погиб мученической смертью: с него живьем содрали кожу.

Покровитель бухгалтеров

Левий Матфей стал автором Евангелия от Матфея. Иногда Евангелия его называют Левий Алфеев, то есть сын Алфея. Левий Матфей был мытарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что, возможно, указывает на смирение автора.

Ведь мытари глубоко презирались иудеями.

Евангелие от Марка и Евангелие от Луки сообщают о призвании Левия Матфея. Однако о дальнейшей жизни Матфея почти ничего не известно. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где и был замучен; по другим, он был казнен за проповедь христианства все в том же малоазийском городе Иераполис.

Апостол Матфей считается покровителем города Салерно (Италия), где хранятся его останки (в базилике Сан-Маттео), а также — покровителем вовсе не налоговиков, что первое приходит на ум, а бухгалтеров.

Верующий близнец

Апостола Фому называли Дидим — «близнецом» — настолько он был внешне похож на Иисуса. Один из моментов евангельской истории, связанный с Фомой — «уверение Фомы». В Евангелии говорится, что Фома не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа, пока не увидел собственными глазами раны от гвоздей и пробитые копьем ребра Христа.

Выражение «Фома неверующий» (или «неверный») стало нарицательным именем для недоверчивого слушателя.

"Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким".

Апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, где его долго пытали. Просле чего, пронзенный пятью копьями, он умер. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.

В честь Фомы названы остров Сан-Томе и столица государства Сан-Томе и Принсипи город Сан-Томе.

Двоюродный брат

Во всех четырех Евангелиях имя Иакова Алфеева приводится в списке апостолов, однако других сведений о нем не сообщается.

Известно, что он был сыном Алфея (или Клеопы) и Марии, сестры Девы Марии, а значит, двоюродным братом Иисуса Христа.

Именование Младший, или Меньшой Иаков получил для того, чтобы его легче было отличить от другого апостола — Иакова Старшего, или Иакова Зеведеева.

Согласно церковной традиции, апостол Иаков является первым епископом Иерусалимской Церкви и автором канонического Соборного Послания. С ним связывается весь круг постбиблейских патериковых историй о жизни и мученической смерти Иакова Праведного.

После Сошествия Святого Духа апостол Иаков Алфеев совершал миссионерские путешествия вместе с апостолом Андреем Первозванным, проповедуя в Иудее, Эдессе, Газе, Елевферополе. В египетском городе Острацыне святой Иаков мученически завершил свои апостольские подвиги крестной смертью.

Не предатель

Иуда Фаддей (Иуда Иаковлев или Леввей) — брат Иакова Алфеева, сын Алфея или Клеопы (и соответственно, еще один двоюродный брат Иисуса). В Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной Вечере задает вопрос Иисусу о его грядущем воскресении.

При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды предателя.

В Евангелии от Луки и Деяниях апостол назван Иудой Иаковлевым, что традиционно понималось как Иуда, брат Иакова. В Средние века апостол Иуда зачастую отождествлялся с Иудой, родным братом Иисуса Христа, упомянутым в Евангелии от Марка. Сейчас большинство библеистов полагают апостола Иуду и Иуду, «брата Господня», разными лицами. Определенную трудность в связи с этим вызывает установление авторства Послания Иуды, включенного в канон Нового Завета, которое может принадлежать перу обоих.

Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э.

Борец с Римом

Сведения в Евангелиях о Симоне Кананите крайне скудны. Он упомянут в Евангельских списках апостолов, где зовется Симоном Зилотом или Симоном Кананитом, чтобы отличить его от Симона Петра. Никаких других сведений об апостоле Новый Завет не приводит. Имя Кананит, которое библеисты иногда ошибочно толковали как «из города Каны», на самом деле имеет в древнееврейском то же значение, что и греческое слово "зилот" — "ревнитель". Либо это было собственным прозванием апостола, либо могло означать его принадлежность к политико-религиозному движению зилотов (зелотов) — непримиримых борцов с римским владычеством.

Согласно преданию святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте и Ливии. Возможно, проповедовал вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Персии. Есть сведения (неподтвержденные) о посещении апостолом Симоном Британии.

По преданию апостол принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа: был заживо распилен пилой.

Погребен в городе Никопсии, местоположение которого также вызывает споры. Согласно официальной теории, этот город — нынешний Новый Афон в Абхазии; по другой (более вероятной), он находился на месте нынешнего поселка Новомихайловского в Краснодарском крае. В XIX веке на предполагаемом месте подвигов апостола, близ Апсарской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита.

Тринадцатый апостол

Иуда Искариот (Йеhуда иш-Крайот, «Иегуда из Кериофа») — сын Симона, апостол, предавший Иисуса Христа. Прозвище «Искариот» в среде апостолов Иуда получил для отличия от другого ученика Христа, сына Иакова, Иуды, прозванного Фаддеем. Ссылаясь на географическое расположение города Кериоф (Крайот), большинство исследователей сходится во мнении, что Искариот был единственным представителем колена Иудина среди апостолов.

После того как Иисус Христос был приговорен к распятию, Иуда, предавший его, возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же ответили: «Что нам до того?» Оставив сребреники в храме, Иуда ушел и повесился.

Поверье гласит, что Иуда повесился на осине, которая с тех пор стала дрожать от ужаса при малейшем ветерке, вспоминая предателя. Однако приобрела свойства магического оружия, способного поражать вампиров.

После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды. Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» и, помолившись Богу, чтобы он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию.

Заместитель по жребию

Апостол Матфий родился в Вифлееме, где с раннего детства изучал Закон Божий по священным книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Матфий уверовал в Мессию, неотступно следовал за ним и был избран в число 70 учеников, которых Господь "посылал по два пред лицем Своим".

После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами. Из Иерусалима с Петром и Андреем ушел в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе.

Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным.

Тогда Матфий отправился в Амасию, и Эфиопию Понтийскую (нынешняя Западная Грузия), многократно подвергаясь смертельной опасности.

Он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса и обратил множество людей к вере во Христа. Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа, давший ранее повеление сбросить с высоты храма Иакова, брата Господня, приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме.

Примерно в 63 году Матфий был осужден на смерть, через побиение камнями. Когда святой Матфий был уже мертв, иудеи, скрывая преступление, отсекли ему голову как противнику кесаря. По другим же источникам, апостола Матфия распяли на кресте. А по-третьим, наименее достоверным, он умер своей смертью в Колхиде.

По Библии, у Христа было 12 близких ему учеников. Назывались они апостолами. Это были обычные люди, в основном все рыбаки. Он призвал их во время своего нахождения на земле. Бог дал им великую силу, чтобы они могли с ее помощью исцелять всех больных, воскрешать из мира мертвых, изгонять нечистые силы, а также рассказывать о нем всем людям.

Апостолы - это посланные. Именно они стали свидетелями того, как воскрес Иисус и вознесся на небо. В горнице Сионской на них сошел Святой дух, и после этого апостолы стали разговаривать на разных языках, ранее неведанных, но самое главное, что они укрепились в своей вере и стали настоящими проповедниками.

Андрей

Первым из был Андрей, его назвали Первозванным. Он шел с хорошей вестью до реки Днепр и холмов, на которых по истечении времени был построен город Киев. Летописцы утверждают, что Андрей своим ученикам сказал о том, что вместо огромных гор будет выстроен Величественный город, где будет возведено большое количество церквей. Апостол после своих слов поднялся на горы, благословил их и поставил там крест. По преданию, из Киева Андрей пошел в Новгород, где его поразило то, как люди, купаясь в банях, бьют себя прутьями и обливаются холодной водой и квасом.

Петр

У Андрея Первозванного был родной брат, звали его Петром. Люди очень любили его, потому как он со всей своей силою проповедовал, исцелял и воскрешал. Народ даже выносил безнадежно больных родичей на улицы, чтобы хоть тень Петра упала на них.

Два брата

Продолжая вспоминать имена 12 апостолов Иисуса Христа, поговорим о двух братьях, Иоанне и Иакове. В Евангелиях их называли Зеведеевыми, так как отца их звали Зеведей. У братьев был взрывной характер, поэтому Иисус дал им еще одно имя - «Воанергес», что означает «сыновья грома». По преданию, апостол Иаков умер мучительной смертью в 44 года. Останки его были отпущены в Средиземное море, а найдены в 813 году монахом-отшельником Пелайо. Позднее, в 896-899 годах, по приказу Альфонса III на месте, где были найдены останки, была построена церковь. Этому место дали красивое название - Компостелла, а апостол Иаков стал покровительствовать Испании. Кстати, в честь него была названа столица Чили - Сантьяго.

Израильский храм отличается ото всех остальных своими розовыми куполами. было построено примерно в восьмидесятых годах двадцатого века. Ходят слухи, что на месте, где стоит храм, раньше был дом, в котором Иисус исцелил человека от паралича.

Тула тоже славится своим строением в честь 12 апостолов. Там раньше стояла старинная постройка из дерева, но со временем появилась необходимость в ее расширении. И в 1903 году началось строительство каменного храма. В 1912 году в самом здании оборудовали школу и богадельню для пожилых людей. Стены в храме расписаны изображениями и орнаментами известных художников. Это очень большое здание, вмещает в себя более тысячи человек.

В 12 апостолов является национальным памятником. Построен он был в 1635 -1656 годах русскими мастерами. Он имеет пять глав, выглядит как дворец. Материалы, которые использовались при его строительстве, были самыми дорогими, что тогда существовали. Над росписью работали лучшие иконописцы и изографы. В 1917 году храм был обстрелян революционерами, а 1918 его переделали в музей.

Еще один храм

В Балаклаве храм 12 апостолам наряду со всеми другими является уникальным памятником 18 века. Построен он в 1794 году на фундаменте старинной церкви. История храма гласит, что он был хранилищем знамен и реликвий Балаклавского батальона, потом передан в епархиальное ведомство. А после того как в Крыму установили советскую власть, святилище закрыли, и в нем размещался дом пионеров, а в дальнейшем и клуб.

В девяностые годы его передали православной церкви и начали реставрировать. Все было восстановлено трудами Августина. В 1991 году храм снова освятили. Сегодня это подворье Инкерманского монастыря. Здесь хранится множество мощей разных святых. Внутри храма совсем нет росписей, но, возможно, ранее они украшали стены этой великой постройки.

Заключение

Мы вам рассказали о двенадцати апостолах Христа, узнали о них необходимые сведения. Кроме этого, мы уяснили, что в честь этих святых было построено много церквей и соборов.

Прямо сейчас попробуйте назвать 12 учеников Иисуса (Google пользоваться нельзя:). Вся путаница состоит в том, что перечисления, приведенные в трёх Евангелиях, расходятся... Опубликовано на веб-портале

Для того, чтобы восстановить полную картину, нужно сравнить имена из Евангелий от Матфея 10:2-4 , Марка 3:16-19 и Луки 6:12-16 и Деяний Апостолов 1:13.

Перед тем как разбираться в их именах, давайте сначала посмотрим кто же такой Апостол. Сегодня одни духовные лидеры берут себе этот титул, другие же, наоборот, возмущаются, что Апостолов было всего 12, и поэтому все, кто используют сегодня этот титул - святотатствуют.

Во-первых в Библии, кроме 12 Апостолов Иисуса, титул апостола имели ещё как минимум 7 человек: Павел, Сила, Варнава, Тимофей, Аполлос, Андроник и Юния. Интересно отметить, что богословы утверждают, что Юния это исключительно женское имя... (не спешите меня ругать, читайте дальше:).

Во-вторых, давайте разберём, что значит слово Апостол. Слово Апостол происходит от греческого слова ἀπόστολος, которое состоит из префикса ἀπό (означает от) и корня στέλλω, что означает посылать. Итак, полное значение слова Апостол - посланный, уполномоченный, или делегат (представитель кого-то или чего-то).

Когда Новый Завет переводили с греческого на латынь, то греческое слово ἀπόστολος, перевели как missio, от которого происходит слово миссионер.

Но сегодня так сложилось, что когда мы говорим, что человек - миссионер, то это нормально, но когда человек - Апостол, то как-то это режет уши... Поэтому, если Юния была просто миссионером, это вполне вписывается в наше мировозрение:).

Итак перейдём к именам 12 Апостолов:

1. Симон , прозванный Петром. Интересно отметить, что Иисус поменял его имя в самом начале Своего служения, но Сам никогда не называл его Петром, а всегда продолжал называть его старым именем - Симон. Даже после вознесения, Иисус спросил: Симон Ионин, любишь ли ты меня?

2. Андрей . Легенда гласит, что Андрею выпал жребий нести Божье Слово скифам (территория современной Украины). Поэтому, перебравшись через Черное Море, Андрей плыл по реке Днепр против течения, и остановился на территории, на которой сегодня стоит город Киев. Он вышел на берег, вбил крест в землю и сказал пророчество: Видите эти горы? На этих горах засияет благодать Божья, и тут будет город, в котором Господь воздвигнет много церквей. И поднялся он на эти горы, и благословил их, и помолился Богу, и сошёл с той горы, где позже появился город Киев...

3. Иоанн . Единственный из Апостолов, который умер своей смертью.

4. Иаков , брат Иоанна. Он самый первый из Апостолов, который принял мученическую смерть от царя ирода.

5. Филипп . Не стоит путать его с дьяконом Филиппом, который проповедовал в Самарии в 8-ой главе Деяний. О служении Апостола Филиппа практически ничего не известно.

6. Варфоломей . Большинство богословов утверждают, что это Нафанаил, который упомянут в Евангелии от Иоанна.

7. Фома . У него была кличка близнец, поэтому богословы допускают, что у него был брат близнец.

8. Матфей . Многие отождествляют его с Левием, упоминающимся в Луки 5:27. Известно одно, что Евангелие от Матфея, было написано именно им.

9. Иаков Алфеев .

10. Симон Зилот . В евангелии от Матфея и Марка он назван Симон Кананит.

11. Леввей , прозванный Фаддеем. В евангелии от Марка его имя звучит просто как Фаддей. В евангелии от Луки имя Фаддей или Леввей вообще не упоминается. А вместо него, во время перечисления Учеников, идет имя Иуда Иаковлев. В евангелии от Иоанна он упоминается как Иуда, который не Искариот. Почему такая путаница?

По поводу этого, есть две версии.

Первая, что он вначале назывался Иудой, но чтобы не было путаницы с Иудой Искариотом, ему дали кличку Леввей, а потом Фаддей.

Вторая теория в том, что число 12 среди Апостолов - символичное. Поэтому может вначале Иисус выбрал Фаддея как ученика, но с ним что-то случилось или он отошёл от веры, и Иисус вместо него выбрал Иуду Иаковлева. Какой бы теории вы не придерживались- вы правы!:)

12. Иуда Искариот , который предал Иисуса.

13. После вознесения Иисуса, на место Иуды Искариота по жребию был выбран Апостол Матфий .