Чему нас могут научить животные. Как научиться общаться с животными

1. Доброта

Вспомните слова: «Потому что, потому что всех важнее и дороже, всех доверчивей и строже в этом мире доброта». Когда у вас на руках сидит маленький котенок – практически невозможно остаться равнодушным. Мы смягчаемся, нам хочется его погладить, и в душе просыпаются добрые нежные чувства. Котенок льнет к нам, урчит. В такие моменты что-то просыпается в душе даже у суровых мужчин, что уж говорить о детях.

2. Искренность

Животное не умеет лгать, изворачиваться, скрывать свое отношение. Все, что оно чувствует, отражено во внешнем виде: во взгляде, в позе. Если вы обидели его, например, накричали – сразу увидите испуг или огорчение. А проявите ласку или подзовете с доброжелательной интонацией – и вот уже на вас смотрят с надеждой, восторгом, обожанием. Мы, люди, часто скрываем то, что чувствуем, надеваем «маски», предпочитаем сдерживать душевные порывы. Умению быть искренним у животных нам точно стоит поучиться!

3. Дружба

«Собака – верный друг» – избитая фраза, но так и есть. Она, в отличие от «человека разумного» не предаст и не бросит, не переметнется к другому хозяину. Для животных важно, чтобы именно вы, его любимые домочадцы были рядом.

4. Ответственность

Мы в ответе за тех, кого приручили – помните? Мы учимся заботиться о тех, кто в этом нуждается, проявлять внимательность. Конечно, иногда лень берет верх: нам лень выйти с собакой на прогулку, поменять наполнитель в лотке у кота, наложить в мисочку еды… Но понимание того, что никто кроме нас этого не сделает, а если не сделаем и мы, то животному будет плохо, заставляет нас переключать фокус внимания со своих дел на братьев наших меньших.

Кошки и собаки – наиболее развитые животные из тех, кого мы заводим дома. Они – учители высшей категории, ведь «обучение» проходит без единого слова. Только поведение, только поступки, только взгляды и, конечно, чувства. Наши питомцы делают нас и наших детей лучше.

5. Правильный режим дня

Понаблюдайте за котиком или собачкой. У них в распорядке дня все четко: еда, туалет, умывание, сон, игра. Они все делают обстоятельно, неспешно, наслаждаясь процессом. Если животное хочет спать – оно спит. Если хочет есть – ест. Мы же хотим спать, но не спим, потому что дела еще не переделаны, хотим есть, но не едим – надо следить за фигурой. А что если хотя бы некоторые «надо» поменять на «хочу»? Неужели это невозможно? Уделяйте внимание не только делам и заботам, но и вашим потребностям.

6. Здоровый образ жизни

У вас собака? Нужно гулять (и лучше несколько раз в день)! Свежий воздух, активные движения или хотя бы ходьба – все это теперь с вами. В результате вы начинаете день с физической активности и завершаете его так же. Сейчас многие ведут сидячий образ жизни (иногда – с самого детства!). Появление в доме собаки заставит бросить вредные привычки и стать более активным человеком. Ну а после прогулки с верным другом вы чувствуете не только подъем физических сил, но и прилив хорошего настроения.

7. Чуткость

Вы пришли с работы раздраженным и злым, а может грустным и усталым? Животные все чувствуют. Они могут или отойти в сторонку, чтобы не мешаться у вас под ногами, пока вы не в настроении, или прийти на выручку, подойдя и прижавшись, в знак поддержки. Иногда думаешь: «А ведь, правда – все понимают, только сказать не могут». Мы же часто проявляем равнодушие к ближним, не замечая их состояние и настроение, реагируем больше на сигналы собственного желудка, чем на эмоциональные сигналы ребенка или супруга. Давайте учиться чуткости у собак!

8. Радость от простых вещей

С самого раннего детства мы всегда чего-то хотим: стакан сока, конфетку, машинку, новые туфельки, игровую приставку, компьютер, навороченную иномарку, особняк… Конечно, хотеть не вредно, но иногда мы желаем явных излишеств. Животные радуются самым простым вещам: еде, вашему ласковому взгляду или жесту, возможности выйти на прогулку. Как мало, оказывается, надо для счастья!

9. Бескорыстная любовь

Животные принимают нашу дружбу и дарят в ответ бескорыстную любовь, просто потому, что мы есть (кстати, так же, как и дети).Мы приходим домой, они встречают нас, всем своим видом выказывая любовь. Бурлящие эмоции выражают визг и молящие глаза. Нас любят за «просто так». А за что любим друг друга мы, люди?

Изучение животных и звуков, которые они произносят, это очень увлекательное занятие для вашего ребенка и, конечно же, для вас. Проводить такие занятия можно уже с 6 месяцев, но, конечно, это зависит от самого ребенка. Все мамы знают, что каждый ребенок индивидуален и если один начинает говорить в 10-11 месяцев, то некоторые молчат до 1,5 -2 лет. Но все-таки, чем раньше вы начнете изучать животных, тем лучше.

  1. Живая наглядность.

Конечно же, никакие игрушки и книжки не заменят живого общения с животными.Для этого можно посещать зоопарки, пруды и фермы. Во время прогулки по таким местам, рассказывать ребенку про животных, про их среду обитания и привычки. Главное следить за тем, чтобы животные не напугали вашего малыша.

  1. Игрушки.

Варианты игрушек с животными могут быть разными: мягкие игрушки, пластмассовые и резиновые. Такими игрушками можно играть, строить мини-зоопарки. Моей дочери это очень нравится. Сначала она просто таскала их или складывала в сумочку. Затем начала расставлять их, а я рассказывала ей про каждое животное, изображая его движение и подражая звуку. Также на холодильнике, у нас есть магниты с животными. И когда дочка обедает, мы начинаем их рассматривать, повторять звуки. А перед сном, в ванной, нас ждали резиновые животные. То есть, практически, мы занимались целый день.

  1. Карточки и книги.

Уже в 6 месяцев я приобрела карточки и книги с изображением животных. К каждой карточке я выучила стихотворение с подражанием звуков животных. Например:

Наши уточки с утра

Кря-кря-кря, кря-кря-кря,

Наши гуси у пруда,

Га-га-га, га-га-га.

Наши курочки в окно,

Ко-ко-ко, ко-ко-ко и т.д.

Такие стишки порадуют вашего ребенка, а ближе к 1-1.5 лет он начнет повторять эти звуки.

  1. Логическая цепочка.

Для такой цепочки, я специально заготовила карточки из плотного картона, с изображением разных животных. Выстроив ребенку цепочку, пробуем ее повторить. Необходимо объяснить ребенку, что нужно найти таких же животных и поставить их в таком же порядке.

  1. Развивающие мультфильмы

Многие в этом вопросе меня не поддержат, ведь, большинство считают, что мультфильмы для маленьких детей приносят только вред. Но, лично я с этим не соглашусь.Мой ребенок смотрит развивающие мультфильмы (конечно, не весь день) и я не вижу в этом никакого вреда, а только пользу.

Для изучения животных мы смотрит такиемультфильмы, как Baby Einstein (серии Ной, Соседство), где показывают реальных животных. Некоторые из них мы не сможем выйти даже в зоопарке. Моей доченьке очень нравятся эти мультфильмы. Она уже знает и ждет, что сейчас покажут собаку, а потом медведя и т.д., и ее радости нет предела.

Вот основные занятия по изучению животных, которые мы применяем. Занимаясь с ней каждый день, моя дочь уже в 11 месяцев подражала звукам и движениям большинства животных. Дерзайте!

  • Обучение на положительном подкреплении помогает домашним животным и их владельцам. Но у тренеров, занимающихся сохранением дикой природы, часто стоит противоположная цель: обучать животных в дикой природе избегать людей, которые часто являются самыми опасными существами.
  • Киперы животных в зоопарках обучают животных за вознаграждение терпеть различные процедуры, которые ранее могли потребовать фиксации или наркоза: позволять чистить им зубы, обрезать копыта, проводить инъекции и забор образца крови — таким образом превращая неприятные действия в положительный опыт для животных в неволе.
  • Тренеры животных десятилетия назад научились обучать дельфинов без физического контакта с ними. Совсем недавно в Сьерра-Леоне шимпанзе научили поднимать тревожный крик при приближении браконьеров, оповещая рейнджеров, что позволило добиться сокращения браконьерства на 80%.
  • Тренеры учили выращенных в неволе кондоров как быть более похожими на диких собратьев, искать пищу в пределах их естественной среды обитания и держаться подальше от города. Они также научили белых медведей избегать всего, связанного с людьми, таким образом не позволяя медведям совершать набеги на мусорные баки и значительно сократив конфликты местного населения с дикими животными.

При упоминании обучения животных большинству из нас приходит на ум обучение собаки садиться за лакомство, что как-то не вяжется с природоохранной деятельностью. Но на самом деле современная научно-обоснованная деятельность по сохранению дикой природы следит за успехами дрессировки не собак, но дельфинов — водных млекопитающих, тренерам которых приходилось разрабатывать методы обучения без применения силы и не требующие прямого контакта.

Сегодня методы, впервые примененные на дельфинах много десятилетий назад, используется для удивительного количества видов диких животных: от шимпанзе (не так уж удивительно) до бабочек (невероятно!). Примечательно, что природоохранные организации считают, что навыки тренеров животных могут быть эффективны в защите животных, даже в их естественной среде обитания.

Концепция обучения диких животных в их естественной среде обитания кажется странной для большинства из нас, но Кен Рамирез с этим не согласен. «Существует неверное представление о том, что такое дрессировка, — говорит он, — дрессировка — это обучение, а обучение — это не неестественно». Дикие животные учат своих детенышей тому, как найти пищу и как избежать нападения хищников; они все время учатся путем взаимодействия со средой. «Единственное, что делает профессиональный тренер — это помогает этому обучению».

Обучение животных в зоопарках

Кен Рамирез говорит о своем 40-летнем опыте тренировки животных, в том числе более 25 лет в Shedd Aquarium в Чикаго. Он написал учебник по обучению животных в неволе на положительном подкреплении. Следуя этим методам, киперы и тренеры в зоопарках по всем миру учат животных сотрудничеству при проведении различных процедур и манипуляций, которые ранее требовали фиксации или даже наркоза: позволяют чистить зубы, обрезать копыта, делать инъекции и брать анализы крови — превращая ранее неприятный опыт в положительный для зоопарковых животных.

«Они участвуют в этом, потому что это забавная игра, в которую их научили играть,» — говорит Рамирез. «Если вы учите тигра приходить в вольер для медицинского осмотра, когда он зайдет вам, нужно дать ему большой кусок мяса или игрушку, с которой ему нравится играть, — что-то, что вызовет у него положительные эмоции».

Это ничем не отличается от того, что происходит в дикой природе, когда, скажем, животное залезает на определенное дерево и находит там вкусные плоды. Со временем это животное учится залезать на это дерево снова и снова в ожидании того же положительного результата.

Понимая это, вы можете обучить любое животное, даже такое, которое мы не считаем «умным». Рамирез, например, обучил 10 000 бабочек для шоу, где эти насекомые массово летали за мишенью от одного места к другому тремя разными группами трижды.

«Говорим ли мы о бабочке или выпускнике Гарварда, все мы учимся одинаково,» — говорит Рамирез.

Обучение на расстоянии

Обучение животных в зоопарках — это, конечно, хорошо, но применение подобных методов в дикой природе имеет свои сложности. Например, даже если бы вы смогли приблизиться к диким животным, которых вы хотите обучить, вы бы не хотели, чтобы они ассоциировали людей с наградой — тем более, что одним из самых важных уроков, которые необходимо усвоить дикому животному — это то, что люди могут быть опасны.

Поэтому тренеры, которые работают с дикими животными должны уметь определить, как вознаградить животное на расстоянии в пределах территории вида.

Один из недавних проектов, в которых участвовал Рамирез, включал в себя обучение стаи диких шимпанзе в Сьерра-Леоне. Тренеры начали с поведения, которое уже имелось — один или несколько шимпанзе, как правило, кричали при приближении незнакомого человека. Целью тренеров было научить всю стаю кричать в унисон при виде браконьеров, поднимая тревогу, достаточно громкую, чтобы ее могли услышать на станции рейнджеров.

Тренеры разработали удаленно активируемую систему труб из ПВХ, способную выдавать еду на верхушке дерева при нажатии кнопки. Если шимпанзе кричал при обнаружении незнакомого человека или автомобиля, тренеры нажимали кнопку, и обезьяны получали положительное подкрепление.

«Животные узнали, что [появление незнакомцев] необходимо сопровождать криком, и если кричать — внезапно появляются насекомые и фрукты,» — объясняет Рамирез. Вскоре вся стая кричала, сигнализируя о тревоге. Результатом этого, с момента как проект был запущен в 2000 г, стало сокращение браконьерства на 80%. Еще большим сюрпризом оказалось, что урок, усвоенный благодаря тренерам, стал частью культуры стаи: взрослые приматы обучали новому поведению своих детенышей.

Обучение для реинтродукции

Один из ранних опытов успешного обучения диких животных для их сохранения был применен для реинтродукции калифорнийских кондоров, рожденных в неволе. Биологи старались выращивать кондоров, чтобы они не связывали людей с пищей и заботой. Но когда исследователи выпустили первую партию выращенных в неволе птиц, возникла неожиданная проблема.

Тогда они обратились к Стиву Мартину , тренеру птиц с многолетним опытом, который консультировал более сотни зоопарков по всему миру.

Когда Мартин прибыл на место, он смог увидеть масштабы проблемы своими глазами: «Кондоры садились на дороги, дома, электрические столбы и их било током. Они прилетали к кафе, где люди кормили их гамбургерами и хот-догами. Кондоры были повсюду,» — сказал он.

Биологи недоумевали, видя это неестественное поведение птиц. Но Мартин сразу понял, что случилось: никто не учил этих кондоров быть настоящими кондорами.

«Кондоры в дикой природе проводят два года с родителями. Именно тогда они учатся навыкам выживания. Они учатся избегать опасность и находить пищу,» — говорит он. А здесь «ученые взяли этих молодых кондоров без родительской опеки и отправили их в дикую природу, просто похлопав по плечу и пожелав удачи».

Чтобы удалить птиц из города, биологи пытались использовать шланги и водяные пушки. Но птицы только научились бояться ученых. «Люди могли ходить прямо рядом с ними. Но при виде нашей машины и униформы, они улетали,» — сказал о своем неудачном опыте работник природоохранной организации в беседе с Мартином, который работал в этом проекте с 2000-2010 гг.

Часть решения этой проблемы состояла в изменении того, как выпускали этих птиц. Изначально после выпуска они получали одинаковый вид корма в одно и то же время и в те же дни. Стив Мартин поручил ученым начать предлагать им разнообразные продукты в случайное время. «Путем создания некоторой вариабельности — типа, количества и места питания — мы получаем [кондоров], думающих об этом,» — сказал он. И, зная, что еда может появиться в любое время на месте кормления в дикой природе, стоило находиться неподалеку и ждать ее.

Еще один важный урок: команде пришлось научить кондоров, что люди потенциально опасны, даже на расстоянии, чтобы держать их достаточно далеко от расстояния выстрела.

Возможность для обучения подвернулась сама: в то время, когда кондоры еще не были выпущены на свободу, исследователям приходилось несколько раз общаться с птицами, чтобы прикрепить им идентификационные метки и провести медицинские тесты. Чтобы обучить их избегать людей, люди, которых птицы видели впервые в жизни, приблизились к ним, а затем поймали, прикрепили метки и провели обследование.

«В первый раз, когда кондоры увидели людей, они были любопытны и сидели на своих местах. Затем 14 человек вошли к ним в вольер с сетями, и кондоры просто сидели, глядя на них, не зная кто это, — вспоминает Мартин, — и эти люди буквально могли подойти к кондору и схватить их за ногу или крыло».

Но первая встреча птиц с людьми все изменила. Следующие несколько раз этот процесс повторялся, большинство кондоров начинали волноваться при виде приближающихся людей. «Когда эти же 14 человек пришли во второй раз, птиц было поймать гораздо труднее».

В конечном счете эта техника оказалась эффективной. После выпуска лишь несколько птиц осмелились приблизиться к людям и их отловили для «переподготовки». Но большинство кондоров выучили урок, и некоторые из этих кондоров все еще там, демонстрируя успешность проекта по сохранению этих птиц.

Тренеры в дикой природе

Пока Стив Мартин обучал кондоров, Рамирез решал аналогичную проблему с дикими полярными медведями в проекте, проводившемся с 2009 по 2015 г. Традиционное решение проблемы сдерживания медведей от попыток найти пропитание в человеческих поселениях состоит в выставлении караула, который запускает фейерверки и петарды, когда заметит приближающихся белых медведей. Это отпугивает больших хищников, однако не имеет долгосрочного эффекта: одни и те же медведи снова и снова возвращались, причем в некоторых городах такие «встречи» происходили до 300 раз в год, что является потенциальной угрозой как для животных, так и для людей.

Рамирез отметил, что у горожан, хотя и была правильная идея использовать тактику отпугивания, тайминг был выбран неверно. «Вот что мы знаем о поведении: вы можете вносить постоянные изменения в поведение, если вы будете учить правильно. Если вы хотите напугать медведя, сделайте это так, чтобы он связал свой страх с людьми».

Шум, который создавал караул, когда они замечали медведя на дороге к городу, не учит его ничему полезному. Вместо этого Рамирез предложил дождаться пока нос медведя коснется мусорного бака, забора или колеса машины, чего-то человеческого. Вот тогда и нужно пугать его! Подумайте: кто-то ждет в засаде и кричит на вас каждый раз, когда вы ночью приближаетесь к холодильнику.

«Иногда достаточно одного раза, и тогда медведь поймет, что ему следует избегать вещей, связанных с человеком, — говорит он, — Так вы не навредите медведю и отпугнете его, как вы это делали раньше, но теперь вы используете принципы тайминга в обучении поведению, чтобы связать страшные звуки с тем, чего следует избегать».

Легкий и трудный выбор

Рамирез говорит, что успешное обучение диких животных не является чем-то загадочным, принципы остаются те же: «Как и у всех нас, если есть выбор между тем, чтобы сделать что-то легким путем или трудным, большинство из нас выберут легкий. Поэтому вам просто нужно помочь животным сделать правильный выбор. Сделайте нужный вам правильный выбор легким. Сделайте выбор, который вы хотите, чтобы они прекратили делать, трудным».

Возьмите, например, белых медведей. Поначалу доступ к источникам питания возле людей был легкодоступным. Тренеры сделали этот вариант более сложным: не только тем, что отпугивали медведей петардами, но и дополнительно защитили мусорные контейнеры и другие предметы, которые могли привлечь животных.

В дополнение к этому, медведи получили положительное подкрепление в виде приманок с едой вдали от городов и человеческих поселений. Это сработало: «В некоторых городах было более 300 инцидентов в год. В большинстве случаев удалось сократить их до менее 10,» — говорит Рамирез.

Кнут vs пряник

При обучении диких животных тренеры применяют ряд методов, помогающих животным распознавать и избегать опасных ситуаций. Но Кен Рамирез и Стив Мартин согласны с тем, что лучше сначала искать способ вознаграждения за желаемое поведение, а не наказывать за нежелательное.

Рамирез большую часть свое карьеры старался убедить людей обучать собак на положительном подкреплении. А Мартин указывает, что научные исследования показали, что обучение домашних животных с применением наказания могут иметь неблагоприятные последствия.

Но когда на карту поставлено выживание диких животных, необходимо изучить все возможные инструменты — в том числе использовать мгновенный неприятный опыт, чтобы сделать опасное поведение непривлекательным. Ключом к этому является правильный выбор правильного инструмента для правильной задачи в нужный момент. «Мы всегда ищем, как использовать положительное подкрепление, чтобы получить то, что мы хотим, но если мы будем использовать аверсивные методы, мы используем их так, чтобы животное что-то вынесло для себя из этого опыта,» — говорит Рамирез.

Разумеется, добавляет он, и приятные, и неприятные способы обучения распространены в дикой природе. «Если животное убегает от хищника, оно вскоре поймет как быстро обнаружить хищника и как его избежать». Аверсивное обучение, применяемое людьми, может быть быстрым и гуманным — и, хотя животные могут не наслаждаться таким учебным моментом, они никогда не подвергаются реальной опасности.

Тренеры животных подчеркивают одну большую разницу между обучением собаки и обучением белого медведя, которого учат держаться подальше от поселений: проекты по сохранению дикой природы не предназначены для сближения людей и животных. «Часто с дикими животными вы хотите научить их бояться людей, — говорит Рамирез, — т.е. поведению, которое в конечном итоге может спасти им жизнь и спасти этот вид».

Что значит «любить животных»

Для начала разберёмся, что же обычно подразумевают под словосочетанием «любовь к животным». Это поможет понять, о воспитании каких качеств нужно думать в первую очередь, так как любовь детей к животным, как и у взрослых, выражается в поступках.

Для каждого животного важно бережное отношение и забота. Именно так проявляется любовь человека к четвероногим, пернатым и пресмыкающимся. Поэтому ребёнку, каким бы маленьким он ни был, нужно объяснять, рассказывать и показывать, как заботиться и ухаживать за животными.

Любовь с пользой

Общение с питомцами дарит нашим детям радость, но это далеко не единственный положительный результат. Дети, которые с малых лет начинают помогать взрослым заботиться о животных, раньше учатся ответственности и умеют правильно рассчитывать свои силы. Кроме того, им знакомо понятие долга, а значит, им легче выполнять задания и поручения, даже если делать их вовсе не хочется. Срабатывают навыки, полученные при уходе за питомцами.

Кроме того, дети, растущие в семьях, где держат домашних животных, учатся выражать свои чувства и показывать их. Наблюдая, как ласкается кошка, и как собака прыгает от радости, когда хозяин вернулся, дети понимают, как важно демонстрировать любовь близким людям.

Нельзя не сказать и о терапевтическом действии общения с животными. Домашние питомцы помогают взрослым снимать стресс, а детям — переживать свои первые разочарования. Существуют целые направления лечения и реабилитации детей, в которых главным лекарством выступают не таблетки и аппараты, а лошади и дельфины.

Так что решать, стоит ли учить малыша обращению с животными, не нужно — польза таких знакомств слишком очевидна, чтобы от неё отмахиваться.

Когда дома живут питомцы

Если Ваш малыш родился, когда в дома уже были животные, то объяснять ребёнку, что их нужно любить, не нужно. Ваш пример будет лучшим рассказом о любви.

Конечно, примерно до двух лет придётся очень внимательно контролировать процесс общения ребёнка и питомцев. Ведь малышам так интересно, как ведёт себя щенок или кролик. Но дети не понимают, что перед ними — живое существо, которому может быть больно или неприятно, и с которым нужно правильно обращаться.

Если вдруг Вы заметили, что малыш проявляет агрессию по отношению к домашнему животному, то это тревожный звоночек для родителей: в Вашем подходе к воспитанию есть серьёзные пробелы! Не пытайтесь решить вопрос наказаниями, это не поможет. Лучше всего обратиться к детскому психологу, который укажет на Ваши ошибки и поможет исправить их, а заодно подскажет, как привить ребёнку любовь к животным.

Учить обращению с животными нужно личным примером. Возьмите ручку ребёнка в свою, покажите ему, как аккуратно прикасаться к питомцу, как его гладить. Объясните, что за хвост тянуть щенка или котёнка нельзя, что пушистые или пернатые члены семьи тоже могут испытывать чувства.

Как можно раньше придумайте, какую обязанность по уходу за питомцами сможет разделить Ваш малыш. Например, наполнять миску для питья водой смогут дети, которые только научились переливать жидкости из одной ёмкости в другую. Также малютки справятся с сухим кормом и протянут листик капусты черепахе.

Каждый раз общайтесь с питомцем, разговаривайте с ним. Будет полезно придумать ответы, которые могли бы принадлежать Вашему домашнему животному, если бы оно могло говорить. Так Вы покажете ребёнку, что звери тоже хотят общаться и могут выражать свои эмоции.

Когда дома нет животных

Если Ваш малыш с рождения не контактирует с животными, в этом нет ничего страшного. Научиться любви к животным можно в любом возрасте.

Начните показывать ребёнку зверей на прогулках. Наверняка Вы встретите соседскую собаку или кошку, когда выйдете во двор подышать свежим воздухом. Даже если Ваш малыш едва научился сидеть, покажите ему животное и расскажите о нём. Если ежедневно Вам встречается одна и та же собака, не забывайте повторять маленькие уроки, рассказывать и показывать.

Показать животных будет несложно: детские книжки, сказки, игры и раскраски посвящены самым разным животным.

Когда придёт время, покажите малышу мультфильмы, рассказывающие о дружбе животных и человека. Например, мультик про котёнка Гава, который вместе со щенком находит себе хозяйку, очень нравится даже самым маленьким зрителям.

Когда малыш уже может ходить, кормите птиц. Летом — на водоёмах, зимой— в вашем дворе.

Помогите ребёнку сделать простую кормушку. Пусть он обязательно участвует в её создании. Когда довольные птицы будут клевать пшено и семечки, не забудьте похвалить малыша за то, что он помог воробьям и синичкам.

А вот вопрос, стоит ли заводить домашнего питомца, не так прост. Пока малыш ещё не ходит в детский сад или посещает младшую группу, он вряд ли может осознать, насколько хочет завести животное. И даже если сын или дочка просят купить собаку, это не значит, что через пару дней их воображение детей не займёт другая идея.

Кроме того, в раннем возрасте дети просто не могут полноценно ухаживать за животными, так что заботы о них полностью ложатся на плечи родителей.

Но категорически отказываться от домашнего питомца не стоит. Ведь положительные эмоции, которые дарят животные людям, с лихвой компенсируют все неудобства, связанные с прогулками и уборкой. Кот и пёс могут стать настоящими друзьями Вашего малыша, особенно, если они будут вместе расти.

Как быть аллергикам?

Иногда общение с животными ограничено в силу объективных причин — у малышей возникают аллергические реакции от контакта с шерстью или кожей животного. Обратите внимание на тех питомцев, которые безопасны с этой точки зрения. Возможно, черепашка поможет малышу прикоснуться к природе — в буквальном смысле.

В любом случае, аллергику нужно объяснять, как общаться с животными, только дополнительно рассказать о правилах и о безопасности.

Зоопарки и природа

Зоопарки остаются отличным способом знакомства детей с животными. Если Вы будете рассказывать ребёнку о том, как разнообразен мир и какие в нём водятся звери, будете показывать их особенности и говорить, что у каждого животного есть свои привычки и повадки, ребёнок это запомнит. И будет стараться найти подход к каждому животному.

Впрочем, в зоопарках многие взрослые предпочитают смотреть на экзотических животных, забывая о домашних питомцах, которые кажутся нам привычными: козах, курах, коровах. Для современного городского ребёнка все эти животные — такая же диковинка, как лев или бегемот, хотя в народных сказках это главные действующие лица.

Так что, если у Вас есть такая возможность, свозите малыша в деревню и покажите, как выглядят и как живут овечки, свинки, гуси и утки. Только помните, что все они отличаются от домашних кошек и дрессированных собак, а значит, обращаться с ними нужно осторожнее.

Если в деревню ехать не к кому, зайдите в контактный зоопарк. К счастью, небольшие загоны, в которых дети могут погладить козлёнка и покормить кролика, стали широко распространены. Узнайте, есть ли поблизости контактный зоопарк, и запланируйте посещение на выходной день.

Помните о безопасности

Если Вы держите животных, сообщите об этом педиатру, он расскажет Вам правила безопасного общения ребёнка и питомца.

Не увлекайтесь общением с уличными животными. Обязательно спрашивайте у хозяев разрешения подойти к кошке или собаке.

Есть способы, которыми вы можете помочь детям быть добрыми и заботливыми ко всем другим существам.

Будьте хорошим примером

Дети учатся, наблюдая за тем, что делают взрослые и другие люди вокруг них. Один из лучших способов помочь детям начать уважать животных - это самим моделировать поведение, которое вы хотите получить от своих детей. Никогда не пинайте питомцев, даже в раздражении, не кричите на них.

Не говорите ничего негативного о животных

Часть моделирования уважения к животным включает в себя не говорить о них ничего плохого . Если уличная собака бросается вам под колёса автомобиля, не кричите: "Глупое животное! ". Это может для вас ничего не значить, но ваши дети услышат это и подумают, что это нормально. Вы можете услышать от них те же слова в другой ситуации.

Проявляйте доброту ко всем животным

Быть добрым ко всем животным может быть проблемой. Это означает не только подкармливать кошек и собак, но даже использовать гуманные ловушки для мышей и грызунов. Это может быть менее удобно для вас. Это дороже. Но это сообщение детям, что важно уважать всех живых существ.

Отведите детей в приют для животных

Один из способов научить ваших детей уважать животных - сводить их в приют для бездомных собак и кошек. Ваша семья может ввести такие "походы помощи" в привычку. А помощь в местном приюте для животных наверняка требуется. Правда, не все приюты принимают юных добровольцев, поэтому обязательно позвоните и уточните. Но помощь в виде кормов и игрушек для животных у вас, скорее всего, примут.

Отведите детей к ветеринару

Посещение ветеринара с детьми, когда вы ведёте к нему своего домашнего любимца, может помочь им узнать больше о том, почему важно быть добрым и уважать животных. Ветеринар может дать семье советы по уходу за животными и помочь детям понять больше о проблемах животных, их болезнях, о том, что нужно животному, а что нет.

Посещение зоопарка или фермы

Современные зоопарки намного лучше, чем зоопарки прошлого. Они фактически не препятствуют животным наслаждаться имитированной естественной средой обитания, и это может помочь малышам больше узнать о том, как живут животные.

Наблюдайте животных в природе

Часть обучения уважению животных учит детей уметь оставлять животных в покое , не трогать и не беспокоить их, не шуметь. Наблюдайте за животными в естественной обстановке. Это может быть на заднем дворе, в близлежащем парке или в походе. Детям будут интересны даже самые обычные белки.

Помогайте бездомным животным

Вы можете построить скворечник или кормушку для птиц (или белок), можете подкармливать собак и кошек во дворе, кормить голубей или уток на пруду в парке. Сделайте такую помощь постоянной, важной для вашей семьи.

Не делайте ничего, что вредит животным

Не ходите и не смотрите программы, которые не уважают животных. Цирки, которые до сих пор используют диких животных, являются примером того, куда ходить не стоит. То же касается и дельфинариумов.

На природе убирайте за собой мусор

Убирайте мусор, который может нанести вред животным. Отведите детей в парк, на пляж или в другую общественную зону и проведите день, собирая мусор. Хорошо, если вам удастся собрать единомышленников. Объясните детям риск некоторых типов мусора. Утки могут застрять в пластиковых кольцах пробок от бутылок, маленькие птицы могут жевать и глотать кусочки пластика. Это приводит к их гибели.

Не всем нравятся книги. Тогда смотрите телешоу или фильмы, включая документальные, мультики о животных. Это вызывает интерес к природе.

Может быть, вы можете завести питомца?

Если вы имеете пространство, время и желание, заведите питомца, потому что это поможет вашим детям любить и уважать животных. Это не обязательно должна быть собака или кошка. Рыбка или хомяк тоже могут быть отличным вариантом, если у вас мало места. Ребёнок научится ухаживать за животным и и заботиться о нём, как за ещё одним членом вашей семьи.

Ненастоящий питомец

"Притворный" питомец может быть отличной заменой, когда вы не можете взять домой настоящее животное. Приучите ребёнка заботиться о притворном домашнем животном (например, о плюшевой собаке, обратите внимание на игрушки Hansa , они в точности как живые), как за настоящим. Если он справится, вы можете подумать о настоящем питомце. Если же вы точно никак не можете завести животное в доме, предупредите малыша об этом, чтобы он даже не надеялся вызвать своим хорошим поведением какие-то перемены. Пусть он сразу понимает, что для него именно эта игрушка - альтернатива. Её тоже можно полюбить, как живую, и научиться ухаживать за животными на её основе.

Игрушечный чихуахуа от Hansa.

Дайте ребёнку обязанности по уходу

Если у вас есть питомец, дайте детям обязанности по уходу. Даже самые маленькие дети могут позаботиться о заполнении чаши для воды кошки или поиграть с собакой. Это поможет им увидеть, как их действия влияют на благополучие животного.

Учите, как обращаться с животными

Дети не знают, как погладить котёнка, чтобы ему не навредить, или как играть с собакой или кошкой, таких врождённых инстинктов у нас нет. Вам нужно показать, как и что делается, потому что это новый навык. Различайте грубую и нежную игру с домашними животными, чтобы ребёнок понимал, что правильно, а что нет. Не надо тянуть за хвост, гладить против шерсти: малыши этого не понимают изначально. Не ругайте, а показывайте.

Животным нужно пространство. Дети не должны приставать к спящему питомцу или беспокоить маму-собаку, которая находится со своими щенками.

Наблюдайте

Даже если ваши дети стали старше, важно следить за их взаимодействием с животными. Таким образом, вы сможете вмешаться и исправить их ошибки, если это необходимо. Например, ребёнок может начать играть с кошкой мягко, но затем может начать дразнить её. В этом случае вы можете быстро вмешаться.

Хвалите

Хвалите детей, когда они добры к животным. Если ваш ребёнок правильно играет с домашней кошкой или собакой, похвалите его за хорошую работу. Также хвалите, когда он вовремя кормит кошку или выгуливает собаку.

Фигурки Schleich , точные копии настоящих животных.

Чужие животные

Наряду с обучением ваших детей, как взаимодействовать с дикой природой и собственным домашним животным, важно научить их, как взаимодействовать с домашними животными других людей. Поскольку вы не знаете, что это за животное и какой у него характер, научите детей всегда сначала спрашивать , прежде чем пытаться погладить чужого питомца. Некоторые животные пугливы с незнакомцами или не любят, когда их гладят. Некоторые владельцы не любят, если к их питомцу подходят другие люди.

Ощущение страха

Ребёнок не должен бояться зверей. Но он должен знать, что делать с животным, которое начинает представлять угрозу. Научите детей стоять на месте и не бежать, если они вступают в контакт со странной или страшной собакой. Также важно, чтобы они знали, что нельзя смотреть собаке в глаза.

Быть как бревно

Иногда собаки могут слишком заиграться. Если у вас большая собака и маленький ребёнок, научите ребёнка, что нужно делать, если собака сбивает с ног. Нельзя отбиваться, нужно быть как бревно : перевернуться на живот, прикрыть шею руками и лежать неподвижно, пока собака не успокоится или пока вы не придёте на помощь.

Умение любить и уважать животных начинается с раннего возраста. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок любил кошек, собак и других существ, познакомьте его с животными уже в раннем детстве. И помните, что важно быть добрым ко всем , а не только к пушистым, пернатым или чешуйчатым существам.