Как правильно и быстро конспектировать лекции. Метод ментальных карт

Заметки, сделанные вручную, куда лучше записок в ноутбуке. Когда вы пишете на бумаге, вы более сконцентрированы и внимательны. Однако заметки в блокноте часто превращаются в беспорядочный набор закорючек, среди которых уже через пару недель невозможно найти нужную информацию. Вас выручит метод Корнелла.

Основы метода Корнелла

Для организации заметок по методу Корнелла подойдёт любой блокнот. На листе нарисуйте жирную горизонтальную линию на 5 см выше нижнего края. Затем добавьте жирную вертикальную линию на расстоянии 5–7 см от левого края. В итоге получится лист, разделённый на три секции:

  1. Правая - для заметок.
  2. Левая - для основных мыслей и вопросов.
  3. Нижняя часть - резюме.

Разлинуйте блокнот самостоятельно, скачайте лист в формате PDF в конце этой статьи или найдите в канцелярском магазине записные книжки для заметок по методу Корнелла.

Примеры использования метода Корнелла

Метод Корнелла для записи лекций

Вверху листа поставьте дату и заголовок лекции. В графе «Заметки» конспектируйте ключевые моменты. Не нужно записывать всё подряд. Главное правило метода Корнелла: меньше - лучше. Записывайте вопросы, которые возникают у вас по ходу лекции, и отмечайте моменты, в которых вы позже разберётесь подробнее.

Левую колонку вы заполняете, когда перечитываете записанную лекцию. Не откладывайте эту задачу, лучше провести анализ в тот же день или хотя бы на следующий, пока в голове свежи воспоминания. Скорее всего, некоторые фразы вы записали непонятно, сразу скорректируйте их.

Итак, в левую графу должны попасть только основные тезисы, вынесенные из заметок, и ответы на вопросы, которые вы задали сами себе, пока слушали лектора.

Резюме в нижней части листа - главная мысль лекции, выжимка из того, что вы услышали, записанная вашими словами. Если вы сможете написать резюме, значит, материал вы усвоили.

Не утрамбовывайте лекцию на одном листе, но разделите её на логические части. Если не получилось перенести новый кусок на следующую страницу, отчеркните его жирной линией. Резюмировать можно лекцию целиком или её отдельные главы.

По заметкам, сделанным при помощи метода Корнелла, легко готовиться к экзаменам. Ведь самое важное - понимать материал. А вы усвоите его во время обработки лекций. Чтобы освежить знания в памяти, достаточно прочесть ваши короткие записи. Попробуйте устроить себе тест: закрыть правую половину листа с заметками и объяснить каждый тезис лекции из левой графы.

Метод Корнелла на встречах и собраниях

Правая графа («Заметки») - записи, сделанные по ходу встречи или разговора.

Левая графа («Основные мысли») - основные идеи встречи, которые вы записываете уже после, анализируя свои записи.

Ваши записи почти наверняка будут сумбурными. Это ведь не лекция. Собеседник может сбиваться, перескакивать с темы на тему, терять мысль. Возможно, встреча даже покажется вам бесполезной, пока вы не проанализируете её и не выделите основные тезисы.

Резюме - итог встречи.

Метод Корнелла для подготовки к выступлениям

Левая графа («Основные мысли») - тезисы выступления.

Правая графа («Заметки») - раскрытие тезисов (кратко). Пометьте моменты, о которых обязательно надо упомянуть.

Резюме - главная мысль доклада.

Расписывая вручную тезисы, вы ещё раз их обдумаете, запомните. А перед выступлением сможете за несколько минут повторить доклад.

Метод Корнелла для планирования недели

Левая графа («Основные мысли») - планы на неделю.

Правая графа («Заметки») - разбивка планов на мелкие дела.

Резюме - главная цель недели.

Метод Корнелла вытащит вас из хаоса беспорядочных записей. Чёткую структуру обретут не только ваши заметки, но и ваши мысли!

Инструкция

Прежде чем начинать писать конспект научной статьи, вы должны четко понимать, что конспектирование целостной, законченной работы довольно серьезно отличается от конспектирования под диктовку в реальном времени, к примеру, на лекции. В этом случае ставится задача не просто зафиксировать изложение материала автором, а составить на его основе целостное, логически связанное изложение.

Начинайте работу с внимательного прочтения всей статьи целиком. В процессе чтения отметьте основные части статьи. Как правило, они включают в себя введение с постановкой проблемы, основную часть работы и заключение, содержащее выводы. В каждой части выделите основные мысли автора. Для этого удобно делать пометки на полях статьи карандашом, которые потом не трудно стереть.

Уяснив для себя основную суть статьи и выводы, сделанные автором, переходите к непосредственному написанию конспекта. Обратите внимание, что конспект предполагает краткое изложение материала и ваша работа по объему должна быть значительно меньше оригинальной статьи. Это значит, что не нужно переписывать авторский текст подряд. Выбирайте только самое необходимое.

Начинайте конспект с вводной части, содержащей постановку научной проблемы и основные исходные положения. Прежде чем писать, еще раз перечитайте первую часть (как правило, несколько абзацев) и выделите в тексте главные мысли, отбрасывая все сторонние рассуждения. При составлении конспекта не очень желательно переписывать текст дословно, цитировать его подряд. Будет намного лучше, если вы сможете переформулировать выделенные мысли своими словами.

Записав основные положения первой части статьи, переходите к следующему разделу и повторите с ним весь описанный ранее алгоритм действий. Если в статье содержатся какие-либо научные выкладки, формулы, постулаты, обратите на них особое внимание. Это тот фундамент, на котором строится вся доказательная база научной работы. Постарайтесь зафиксировать эти данные максимально точно.

Законспектировав основную часть статьи, особое внимание обратите на ее заключение и содержащиеся в нем выводы. Обычно в научных работах итоговые выводы излагаются в виде последовательных списков или тезисов. Но если этого нет, желательно самостоятельно привести заключительную часть к максимально формализованному виду. В дальнейшем такое изложение материала очень поможет при его усвоении и обработке.

Полезный совет

Если в конспектируемой статье содержатся какие-либо отсылки к другим авторам или научным работам, зафиксируйте их также. Это может быть важно для теоретических построений автора статьи.

Связанная статья

Источники:

  • конспект пишу

Каждый студент, поступивший в любое учебное заведение после школы, сталкивается с необходимостью конспект. Большой объем информации, который излагает на паре преподаватель, становится ужасающим после небольших конспектов школьных уроков.

Новоиспеченным студентам приходится подстраиваться под новый способ изложения и фиксирования . Некоторый идут по пути наименьшего сопротивления и просто слушают лекцию, второй вариант – использовать диктофон. Однако все эти методы не помогут во время сдачи зачета или экзамена, всего для подготовки полный, понятный конспект лекций.

Очень трудно дословно записать все, что излагает лектор, он не диктует, а рассказывает и объясняет материал, задача студента в этом случае – сформулировать информацию так, чтобы после прочтения записей и он сам и другие люди поняли, о чем шла речь. В студенческой среде ходит поговорка – «Хороший конспект – уже «3» на экзамене». Изложение на бумаге лекций не только помогает готовиться к зачетам, но и способствует лучшему запоминанию изначально – срабатывает зрительная память при письме.

Как правильно писать конспект?

Во время прочтения материала первый раз мысленно подразделяйте его на пункты. Подумайте, что вы будете включать в конспект для раскрытия каждого из них. Наиболее важные на моменты можно процитировать. В конце сделайте обобщающие выводы, приведите примеры, факты.

Очень удобно в написании конспекта применять различные схемы. Они помогут наглядно взаимосвязи между текста. Для этого вам необходимо подобрать материал для составления схемы, выделить общие понятия. Далее раскройте суть понятия, подобрав ключевые или фразы. После чего логически сгруппируйте факты, установите связи между группами.

При создании конспекта важно, чтобы информация воспринималась легко и , поэтому применяйте оформительские средства. Для этого делайте различные подчеркивания, выделение текста маркером, фломастером или другой пастой. Основные понятия, определения, формулы заключайте в рамки. Пишите текст разными шрифтами, используйте условные обозначения и сокращения.

Видео по теме

План-конспект занятия отражает творческую мысль преподавателя и способен активизировать деятельность учащихся, направить их на качественное усвоение знаний. План отражает объем и содержание изучаемого материала, вид учебной деятельности обучаемых, оснащение и объем дополнительных заданий для самоподготовки.

Инструкция

Структура конспект а зависит от особенностей личности преподавателя, его работы и от особенностей аудитории. Предпочтительно составлять план-конспект в виде тезисов. В любом случае форма должна быть удобной для самого преподавателя.

Начинается план-конспект с указания темы занятия . Обычно она берется из тематического плана. Требование к теме – быть определенной, ясной и конкретной.

Далее указываются цели занятия .Образовательные цели – углубление знаний, повторение предмета и применение его в новых условиях, новым навыкам и умениям.Развивающие цели определяют, какое развитие обучаемого преследует преподаватель: мышление, наблюдение, творческое воображение и т.д.К воспитательным целям относятся эстетическое, трудовое, нравственное воспитание, привитие к изучению данного предмета. Задачи выполняются в системе всего урока, ярко воздействуя на сознание обучаемого.

В плане-конспект е должны найти отражение наглядные пособия, технические средства обучения, другое оборудование.

Обрисуйте ход занятия : деятельность преподавателя и учеников, методы, . Несколько минут в начале отводится на закрепление связи с ранее изученным материалом. Интерес к занятию можно создать вопросом или нетрудным заданием. Наметьте форму контроля знаний.

Самая значительная часть занятия отводится для изучения новых понятий и способов действия. Новый материал творчески осмысливается на примерах, которые необходимо подготовить заранее и включить в конспект . Обучаемые должны самостоятельно подойти к решению неизвестного путем сравнения и обобщения.

Видео по теме

Источники:

  • План-конспект урока в 2019

От того, насколько удачно составлен конспект занятия , насколько детально продуман каждый его пункт, чаще всего зависит результативность всего мероприятия. В конспект е педагог должен подробно описать последовательность своих действий, а также предположить ответы или реакцию детей.

Инструкция

Затем укажите цель. Достичь поставленной цели по окончании занятия вам необходимо совместно с детьми. Для ее достижения нужно сформулировать и записать в конспект е задачи. Они должны быть обучающими, воспитательными и развивающими. Таким образом, знакомя ребят с новой информацией, вы должны позволить им получать знания, научить их методам исследования и в то же время подобрать такой дидактический материал, который бы позволил вам реализовать воспитательный момент.

В конспект е занятия обязательно указывается необходимое оборудование (интерактивная , диски с музыкальными композициями, таблицы, портреты писателей и т.д.).

Очень хорошо "срабатывает" на занятия х постановка проблемного вопроса, это позволяет педагогу организовать диспут. Соответственно, дети высказывать свою точку зрения и аргументировать данную позицию. В этом случае удачным является, например, работа с текстом (если занятие проводится по литературному источнику).

Так, если вы проводите занятие по Погорельского "Черная курица, или подземные жители", запланируйте в конспект е постановку вопроса: "Волшебное зернышко освободило Алешу от необходимости каждый день самостоятельно уроки. Но принесло ли ему это и почему?".

Если вы проводите занятие, например, по теме "Традиции нашей семьи", то стоит продумать в конспект е занятия творческие выступления семей, выставку их поделок, составление генеалогического семейного древа и т.д.

В конце конспект а необходимо запланировать время на подведение итогов занятия , а также на проведение рефлексии. Дети обязательно должны высказаться о своих впечатлениях, успехах и неудачах, поставить цели на будущее.

Видео по теме

Правильно законспектированная лекция – это ключ к успеху на экзамене. Важно не просто успевать записывать всю нужную информацию, которую диктует преподаватель в аудитории, но и правильно её структурировать и оформлять – тогда и писать придётся меньше, и пользы конспект принесёт больше. К тому же такую лекцию читать гораздо проще и приятнее, чем неряшливо оформленные записи. А когда лекция – единственный источник информации по теме, грамотное её оформление – вопрос первейшей важности.

Вам понадобится

  • Тетрадь в клетку, набор разноцветных ручек и карандашей.

Инструкция

Оставляйте поля шириной не менее 2 сантиметров (или 4 клетки). Можно прочертить их с помощью линейки либо купить тетрадь с уже оформленными полями. На полях вы можете проставить дату, обозначать значками особо важные места лекции, приводить список условных сокращений, оформлять пункты плана.

Пишите через клетку! А ещё лучше – через две. В таком случае вы всегда сможете дополнить ваш конспект новыми сведениями, либо исправить допущенные ошибки. В конце концов, лекция, записанная через клетку, читается лучше, а глаза устают меньше.

Пишите крупным , не мельчите! Это, конечно, немного замедлит скорость написания лекции, но для увеличения скорости следует пользоваться другими методами. Вам же важна разборчивость почерка. Не пишите как курица лапой. Важно же не только записать лекцию, но потом и прочитать её.

Оставляйте в начале лекции немного строчек, чтобы записать туда план. Бывает, что преподаватель сам диктует в начале пары план. Обязательно его записывайте. Это гораздо важнее, чем кажется поначалу. Дело в том, что лекция может охватывать несколько вопросов, которые потом будут разбросаны по всему экзаменационному вопроснику. Например, тема «Существительное» может включать в себя подпункты «Род», «Падеж», «Число», которые в вопроснике превратятся в вопросы: «Что такое ?», «Что такое ?» и т.д. Подпункты плана помогут вам сориентироваться и выделить главное. Может быть, и всю лекцию целиком читать не придется.

Обязательно ставьте на полях конспекта дату лекцию и тип занятия. Можно указывать также преподавателя, если курс ведут двое или если «основной» преподаватель заболел, а его заменяет другой. Дело в том, что их точки зрения на один и тот же предмет могут не совпадать. Тогда на экзамене вы попадёте в неприятную ситуацию, когда преподаватель скажет: «Откуда вы услышали эту ерунду? Всё не так. Идите, учите, потом пересдадите». Тогда вы сможете смело показать ему конспект лекции «чужого» преподавателя и объяснить, что готовились по ней.

Используйте разные цвета пасты и подчёркивания. Это поможет навести порядок в записи лекции и акцентировать внимание на определённых важных местах.

Используйте сокращения! Это могут быть:

Ваши личные:
слово «например» я обычно сокращаю до «н-р», «языкознание» – «яз-е», «филология» – «Ф.» и т.д.;

Словарные:
вы обозначаете заглавной буквой или аббревиатурой слово, термин или понятие, вынесенные в заголовок темы. Например, если тема «Сказуемое», не стоит писать это , сократите его до «С.» – и так понятно, о чём идёт речь;

Ситуативные:
когда вы замечаете, что в речи лектора проскальзывают одни и те же слова или формулировки, вы можете их смело сокращать или обозначать значком, вынеся сокращённое слово на поля – чтобы потом не забыть, что вы зашифровали под этой закорючкой;

Многие начинающие копирайтеры задаются вопросом, как надо писать статьи. Действительно, в этом жанре существуют определенные правила, соблюдение которых обязательно. Однако прежде чем рассказать о них, следует напомнить, что есть два других момента, без которых никогда не получится хорошая статья. Это владение словом (включая грамотность и стилистическое чутье) и владение материалом. Остальное – дело опыта и техники.

Правила написания статьи

Их несколько, и они не так сложны для запоминания, как может показаться на первый взгляд.

Правило №1. Прежде чем приступить к написанию статьи – правильно организуйте рабочее место. Очень важно, чтобы никто и ничто не отвлекало вас от творческого процесса. Вам обязательно понадобятся ручка, блокнот, простой карандаш или же открытый текстовый редактор на компьютере или ноутбуке. Приготовьте все эти принадлежности заранее.

Правило №2. Даже если хорошо знакомы с материалом – не поленитесь и проштудируйте два-три источника информации по теме статьи. Во-первых, это прекрасная возможность обогатить свои знания, а во-вторых, такой подход станет страховкой в случае, если вы в чем-то заблуждаетесь.

Правило №3. После того как вы внимательно ознакомились с материалами, приступайте к составлению плана будущей статьи. Ее структура обязательно должна включать в себя введение, основную часть (возможно, разбитую на один или несколько подзаголовков) и заключение. Запишите напротив разделов, должно быть выделено каждому из них. Соотношение знаков должно быть примерно следующим: введение – 1/5, заключение – 1/5, основная часть – 3/5 статьи. Т.е. если вы пишете статью объемом 5 тысяч символов без пробелов, на введение и заключительную часть необходимо выделить по тысяче знаков. Остальные три тысячи будут основной частью, которую также не помешает разбить на равные подразделы (по 1/5, или в данном примере, по 1000 символов на каждый из них). Однако, данное правило справедливо не всегда. Не забывайте также включать здравый смысл при его использовании.

Правило №4. Избегайте «разговорного» стиля. Статья должна быть максимально нейтральной, стилистически «выровненной». Особенно это касается новостного формата. Единственное исключение – статьи для блога. Здесь автор может себе позволить немного «расслабиться».

Секреты «вкусного» текста

Вы знаете, что статьи имеют вкус? Они могут быть «пресными», «безвкусными», «тягучими», «острыми», «ядреными», «смачными и т.п. Всех «кулинарных» эпитетов не перечесть. Почему же одна статья вызывает ассоциацию с безвкусицей и кажется пресной, а другая так и норовит обжечь? Почему одни тексты мы прочитываем и тут же забываем, а другие годами храним в закромах своей памяти? Все дело в профессиональных секретах.

Первый из них – эмоциональный фон. Статья может быть выдержана в совершенно нейтральном стиле, с идеально выровненной формой, но, при этом, на подсознательном уровне мы будем воспринимать ее совершенно по-другому. Почему? Потому что она содержит в себе мощный информационный пласт, скрытый за внешне нейтральными словами.

Кроме «особенных» слов, большое значение имеет внутренний ритм статьи. Попробуйте чередовать длинные и короткие предложения, задействуйте вопросительные и восклицательные знаки и вы сами почувствуете, как по-новому и неожиданно «заиграет» ваш текст. Только не переусердствуйте.

Есть еще один секрет, наверное, самый важный, без которого все перечисленные не будут работать. Пишите просто. Не вымучивайте из себя лишние знаки, не вытягивайте из себя заумные словосочетания, смысл которых даже вам не до конца может быть понятен – пожалейте читателя. Текст настоящей, «живой» статьи рождается не в голове, а чуть правее и ниже – в вашем сердце.

Видео по теме

Связанная статья

Казалось бы, что такого сложного в ведении конспектов? Записывай себе нужную информацию в сокращённом виде, да и всё. Не теряй тетрадку и не используй её в качестве подставки под кофе или чай. Но что делать, если ты заглядываешь в свой конспект и не можешь в нём разобраться? даст тебе несколько советов по правильному и эффективному ведению записей, чтобы тебе было не стыдно показать их.

Как правильно составить конспект урока или лекции

Конспектируй вдумчиво

Не хватайся за ручку с первых слов преподавателя. Старайся не просто автоматически записывать всё, что он говорит, а фильтровать информацию. Лучше дослушай предложение, осмысли его и уже тогда всё кратко запиши. Полезно помечать и комментарии преподавателя, особенно если они расшифровывают сухие определения.

Структурируй записи

Обязательно выделяй отдельные части конспекта: тема урока или лекции, заголовки, подзаголовки, определения. Делай отступы между текстовыми блоками, а основную информацию (формулы, законы, правила) обводи в рамочку. Не бойся визуализировать получаемую информацию (там, где это возможно). Рисунки отпечатаются в твоей голове и помогут вспомнить сопутствующую им информацию.


Используй текстовыделители, но не увлекайся
Загугли «study inspiration», чтобы найти вдохновляющие примеры ведения конспектов, креативные подходы к оформлению записей

Используй сокращения

Сокращай слова так, чтобы потом разобрать их. Придумай собственные условные обозначения, чтобы ускорить процесс. Здесь помогут математические знаки и другие символы. Например, слова «повышение», «рост», «увеличение» может заменить стрелка вверх или знак больше. Только не забудь потом, что какой знак обозначает.


Слово «цивилизация» можно сократить как цивилиз. и цивил-ция. Как тебе удобнее

Выбирай удобные письменные принадлежности

Используй для конспектов тетради с бумагой, на которой тебе будет приятно писать. Хорошо, если в ней будут расчерчены поля: на них можно делать важные пометки по теме, а не только проставлять дату или помечать домашнее задание. Там, где осталось что-то тебе не понятное, ставь вопросительные знаки. Если лектор прервал свою мысль и переключился на что-то другое, оставь свободное место, а потом вернись и закончи.


Ручку для письма бери удобную и с яркими чернилами. Гелевая и капиллярная тоже подойдёт, если бумага плотная и на ней ничего не просвечивается. Разноцветные ручки тоже можешь использовать по желанию, но они забирают много времени. Удобнее будет текстовый маркер.


Один конспект — один предмет

Не стоит конспектировать все предметы в одну тетрадь. Это запутает тебя и не вызовет восторга у преподавателя. Отведи на каждый предмет по отдельной тетради. Можешь использовать тетрадь на кольцах со вставными блоками.

Пользуйся дополнительными средствами

Бывает, что учитель или преподаватель читает лекции очень быстро. В таком случае ничего не остаётся, кроме как подстроиться под его темп: делай записи тезисно, пользуйся диктофоном или ноутбуком (если это не запрещено).

Надеемся, после наших советов ты будешь вести конспекты ещё лучше!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Умение быстро писать качественные конспекты, которые отображали бы самую суть всего сказанного кем-либо, всегда высоко ценилось. Особенно такое умение может пригодиться студентам, школьникам, журналистам, секретарям и другим людям, которым приходиться вкратце записывать большие объемы информации. В этой статье рассмотрим вопросы о том, как правильно вести конспект лекции, какую пользу это может принести и о способах увеличения качества и скорости конспектирования.

Конспект для студента - хорошее подспорье, которое поможет быстро вспомнить учебный материал, подготовиться к контрольной работе или экзамену. Это отличный инструмент упорядочивания информации в голове. Конечно, одного конспекта мало для хорошей подготовки: без собственного размышления и обобщения, без труда на занятиях и без работы с научными источниками тяжело достичь отличных результатов в учебе. Но конспект представляет собой своеобразный фундамент, «компас», если хотите, который поможет на пути овладения знаниями. От умения конспектировать зависит способность воспроизвести прочитанный или прослушанный материал. Поэтому, первое, чему должен научиться студент - это конспектирование.

Нужно понимать, что слушать и записывать лекцию - это сложный вид вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента.

Внимание человека очень неустойчиво. Чтобы быть сосредоточенным, требуются волевые усилия, поэтому важно систематически контролировать себя в этом отношении, во время прислушивания лекций.

Конспектирование развивает ум, внимательность, способствует закреплению знаний в памяти. Если же студенты во время лекции отключается и начинает записывать все под диктовку - это приводит к деградации. Механическое бездумное записывание под диктовку бессмысленно.

Конспект - сокращенная запись устного или письменного текста, которую студент создает для личного пользования, поэтому каждый конспект - неповторим, уникален и непохож на конспект соседа по парте. Это не точная запись текста лекции слово в слово, а запись смысла, сути лекции, самого главного.

Когда студент пишет конспект, он выполняет своеобразное «свёртывание» информации, оставляя только наиболее важные, ключевые моменты. Всё остальное выкидывается: в первую очередь, это слова и фразы, которые организуют связность текста или являются комментариями автора к сказанному. Такие элементы можно убрать из конспекта, не опасаясь за целостность информации, тем более, что их можно будет легко вспомнить, просмотрев законспектированные ключевые записи.

Кроме умения конспектировать немаловажно научиться продуктивно работать со своими записями. Ведь каждый из конспектов пригодится не только при подготовке к определённым экзаменам, но и во время всего обучения и последующей сдачи государственных экзаменов.

Конспект лекции

Основная информация для студентов подается в виде лекций. Но не все лекции конспектируются одинаково. Например:

  • Преподаватель читает материал как по учебнику.
  • Преподаватель много рассказывает, и дает под запись лишь ключевые моменты (отличный преподаватель!)
  • Преподаватель дает под запись готовый проработанный конспект. Студенты все записывают дословно (плохой преподаватель). В этом случае правильный конспект получится сам собой и вам нужно сосредоточится на "переваривании" получаемой информации, не поддаваясь соблазну перейти на механическое записывание под диктовку.
  1. Записывать лекцию по смысловым блокам: каждый блок соответствует пункту плана лекции. Должна быть четкая нумерация (удобно использоваться подпункты, отступ слева и маркеры списка). Также используйте красную строку.
  2. Ключевые слова можно сократить до одной заглавной буквы, а потом использовать это обозначение в тексте. Так, в любом подзаголовке можно сразу обозначить такие слова, потому что они будут часто фигурировать в повествовании. Например:

    Тема: Когнитивный диссонанс в голове первокурсника. Записываем так: Когнитивный диссонанс (КД) в голове первокурсника (П).

    При этом при совпадении букв или если вы путаетесь, можно выделять использование сокращения каким-нибудь специальным образом. Например, можно обводить буквы в кружок.

    При несовпадении части речи, можно подчеркнуть сокращение нужным образом. Например, если П обозначает слово «промышленность», то слово «промышленный» можно записать буквой П с подчёркиванием её волнистой линией.

  3. Можно использовать специальные сокращения для стержневых понятий научной дисциплины, например: интеллектуальные системы (ИС), жанр (Ж), литература (Л), фонетика (Ф), предикат (П). Такие сокращения будут «действовать» в пределах конспектов по одной дисциплине. Для страховки можно выписывать выбранные сокращения на последнюю страницу тетради или на обложку.
  4. Удобно сокращать распространённые длинные слова, чтобы не тратить лишнего времени:
  • Древнерусский язык - др.р. яз.
  • Украинская литература - укр. лит-ра.
  • Государство – гос-во
  • Руководство – рук-во
  • Формула - ф-ла
  • Функция – ф-я (хотя тут можно просто f)
  • Используйте значки важности (выработайте свой личный стиль), например:
    • ! - важно;
    • !! - очень важно;
    • ? - под вопросом;
    • R - проверить;
    • Rm - запомнить;
    • U - посмотреть в учебнике;
    • ZB - пример (например).
  • Используйте приёмы стенографии, обозначая частые сочетания букв значками, например
    • «ность» можно обозначать одним значком Ђ (общительЂ, ущербЂ, материальЂи);
    • «-ение» или «-анис» - ~
    • / - «-ический» (например соц. - социальный; соц/ - социалистический).
  • Обозначения понятий можно записывать как отдельный абзац, отделяя его от основного массива текста и выделять подчеркиванием или цветным маркером. Выделение цветом хорошо помогает запомнить то или иное понятие. Хорошо, если какой-то цвет будет иметь определенное значение в конспекте. Например, красный – выделение основной мысли, зеленый – выводы и др.
  • Используйте различные математические обозначения:
    • + (плюс), = (равно),
    • ≠ (не равно),
    • ≈ (приблизительно),
    • <, >, ≤, ≥, ≪, ≫ (больше, меньше, намного больше и т.д),
    • ± (погрешность, неточность),
    • ⇒ (следовательно),
    • → (влечение, «если, то …»),
    • ⇔ (что-то верно тогда и только тогда, когда …),
    • ∨ (или),
    • ∧ (и),
    • ∀ (для всех),
    • ∃ (существует),
    • ∅ (пустое множество),
    • ∈ (принадлежит),
    • ∉ (не принадлежит),
    • ⊂ (включает в себя),
    • ∪ (объединение),
    • ⋂ (пересечение),
    • ∞ (бесконечно),
    • || (параллельно),
    • ∑ (сумма),
    • ¬ (не),
    • стрелка вверх или вниз (возрастание, убывание);
  • Везде, где можно, использовать аббревиатуру или значок – используйте. Примеры:
    • В физике: v - скорость, а - ускорение, L - индуктивность, БАД.
    • Программирование: ООП, СУБД, БД, ЯВУ, ТЗ, ТП, ЭП.
  • Когда не успеваете, можно пропускать гласные буквы в словах, они не помешают понимать написанное.
  • Знаете английский или другие языки? Возможно некоторые слова на них пишутся короче. Это можно использовать.
  • Классификации и периодизации предпочтительнее конспектировать не в текстовом виде, а в виде схем, диаграмм, рисунков. Это очень важное правило, верх мастерства. Например:

    На изображении "а)" представлен хороший конспект, на изображении "б)" неудачный. Оба несут один и тот же смысл, но конспект "а)" мы можем понять и запомнить намного быстрее и эффективнее:

  • Используйте пространственную запись:

  • Другие виды конспектов

    • Конспект научной статьи. Основное в конспектировании научных работ - умение выделить главное, рациональное. Основное правило такого вида работы: нельзя менять текст первоисточника, то есть цитаты подаются без изменений, сохраняется авторская пунктуация. Он должен быть настолько точным, чтобы в дальнейшем его можно было использовать при написании курсовых работ. Примечания к таким конспектам чаще всего имеют такие специальные знаки: NB - nota bene (заметь хорошо, возьми на заметку, обрати внимание), Sic! (было именно так и никак иначе, даже если очевидно, что тут ошибка; "я знаю, что тут ошибка, но так было в оригинале"), знаки восклицания и знаки вопросов.
    • Конспект словарной статьи. Основное задание во время работы со словарем - выписка отдельных значений слов, но студенты чаще всего переписывают текст из словарной статьи без изменений и сокращений, что само по себе неправильно. Цель работы - выборочно выписать необходимую информацию. Примеры использования слов и их грамматические характеристики переписывать не нужно.
    • Конспект художественного произведения. Чтобы избежать путаницы при чтении объемного произведения или параллельного чтения сразу нескольких произведений, удобно пользоваться схематическими конспектами, которые еще называют картами памяти. В таких схемах часто используют круги и стрелки, которые иллюстрируют развитие сюжетных линий. Такой тип конспектирования наиболее удобен для студентов с развитым образным мышлением и для студентов с очень плохой памятью (развивайте образность).

    Конспектирование можно отнести к тем умениям, которые достаточно высоко ценятся в образовательных учреждениях. Этот навык является особо важным в учебном процессе, так как обучающимся постоянно необходимы лекции для подготовки к занятиям, зачетам и экзаменам. Поэтому нет ничего странного в появлении вопроса о том, как писать конспект.

    Какие цели нужно преследовать?

    Для чего может потребоваться умение конспектирования? Следует перечислить основные пункты, которые ответят на этот вопрос.

    В чем смысл такого понятия?

    Прежде чем понять, как писать конспект, надо разобраться, что это такое. Термин включает в себя два корня. Одним из них является слово «кон», означающее начало, сужение области действий, предел. В подобном сужении, сокращении и свертывании поступающих данных и скрыт основной смысл конспектирования.

    Под конспектом необходимо понимать вторичное создание источников в совершенно другой форме - свернутой и сжатой. Весь процесс может напоминать такую процедуру, как сепарирование молока, от которого отделяются сливки. В данном случае информация выступает в роли молока, а конспект - в виде сливок. Во всех словарях конспектирование определяется с позиции краткого изложения, краткой записи.

    Основные требования, которые необходимо учитывать

    Если вы хотите разобраться, как писать конспект, то должны понимать, что далеко не все виды кратких записей могут считаться конспектированием. Под термином подразумевается объединение конкретного плана, выписок и важных тезисов. Главное требование, которое во все времена предъявлялось к конспектам, - запись должна характеризоваться систематичностью, логичностью, связностью. Исходя из этого, можно сказать, что те выписки с несколькими пунктами плана, которые не отражают всей логики определенного произведения, не имеют смысловой связи, не могут считаться конспектом. Это следует понимать. Особенно если вы хотите разобраться, как правильно писать конспект.

    Текст может быть использован другими людьми

    Краткая, сжатая, логически предоставленная информация, написанная кем-то одним, может быть использована другими людьми. Это связано с универсальностью данных. В связи с этим можно сказать, что к конспекту можно обратиться даже через некоторое количество лет после его написания, так как он обладает наиболее доступной формой в отличие от других записей. Во время работы с ним очень трудно заблудиться в чьих-то мыслях.

    Следует отметить, что если обучающийся хочет впоследствии предоставить кому-то свои конспекты, то он должен более аккуратным образом их вести. Кроме того, это позволит ему самому обратиться к своим записям через некоторое количество лет.

    Какие особенности необходимо учесть?

    Хотите разобраться, как правильно писать конспект? Тогда надо ознакомиться с некоторыми особенностями его составления.

    1. Для определения полноты раскрытия темы должно хватить беглого просмотра. При этом читающий конспект человек должен понять характер текста, выявить его сложность по наличию специфических терминов. Подобное знакомство с предоставленными в кратком виде данными помогут осознанно сделать выбор в пользу определенного конспекта.
    2. При конспектировании надо тщательно перерабатывать предоставленную информацию. При этом поможет повторное чтение и анализ, при котором можно разделить текст на несколько частей, отделив все ненужное.
    3. В конспекте должны быть выделены главные мысли - тезисы. Понятия, категории, определения, законы и их формулировки, факты и события, доказательства и многое другое. Все это способно выступить в роли тезиса.

    Основные характеристики конспекта

    Хотите понять, как писать конспект по литературе? Для этого вся предоставленная информация должна быть пересказана в связной форме. Однако при этом не надо забывать про такие важные качества, как ясность и краткость. Кроме того, одним из связующих элементов должна выступать внутренняя логика, которая не может быть заменена пространными переходами.

    Как уже было сказано, конспект должен обладать обязательной краткостью. И при этом он обязан основываться не только на главных положениях и выводах, но и на фактах. Надо приводить доказательства, примеры. Если утверждение не будет подкрепляться всем этим, то и убедить оно не сможет. Соответственно, его будет очень трудно запомнить.

    Поэтому, если вы хотите разобраться, как писать конспект урока, то надо понять, что не только основные положения должны быть записаны. Не надо пытаться избегать повторений. Особенно если они будут подводить к вопросу с другой стороны, или более выразительно его освещать. Это такой своеобразный «аромат стиля», с помощью которого можно более подробно разобраться в предоставленном материале и, соответственно, запомнить его.

    Конспектирование условно делится на несколько типов. Следует более подробно поговорить о них.

    Как писать план?

    Конспект, который называется плановым, легко можно получить. Особенно если предварительно составить план определенного произведения. При этом он может быть сформирован снова, с самого начала. А можно воспользоваться уже ранее спроектированным планом для нового написания конспекта.

    На каждый вопрос подобного расписания должна отвечать определенная часть написанного текста. Однако бывают и такие случаи, когда пункт плана не должен сопровождаться какими-либо дополнениями и разъяснениями. Это можно назвать одной из особенностей планового конспекта.

    Приобретя специальный навык, можно ответить, к примеру, и на вопрос о том, как писать конспект по истории. Написанный текст будет обладать простотой, краткостью и ясностью по своей основной форме. Такое преимущество также способно помочь в написании доклада и в подоготовке выступлений. Следует также понимать, что конспектирование будет более качественным, если и план будет таковым.

    Записывать цитаты тоже надо уметь

    Хотите ответить на вопрос о том, как писать конспект по литературе? В этом вам поможет текстуальное конспектирование. Оно базируется в основном на цитатах и отрывках. Выписки могут связываться друг с другом посредством логических переходов. Можно также составить план и включить в конспект отдельные тезисы.

    Текстуальный конспект способен стать прекрасным источником практически дословных высказываний автора, а также тех фактов, которые были им приведены. Подобное конспектирование наиболее популярно при изучении литературной критики.

    Конспект подобного рода не является трудносоставимым. Даже несмотря на то, что для его написания требуются определенные навыки, с помощью которых можно быстро выписывать основные цитаты.

    Если вы хотите ответить на вопрос о том, как писать конспект статьи или литературного произведения, то должны знать об основном недостатке такого вида конспектирования. Оно не будет способствовать активизации внимания и памяти. Автоматическая перепись цитат не способствует усвоению текста, его содержания.

    Основной смысл свободного конспектирования

    Не знаете, как правильно писать В этом вам поможет составление текста свободного типа. Такой конспект содержит выписки, цитаты и тезисы. Часть его также может быть составлена по определенному плану.

    Свободный конспект может быть написан правильно в том случае, если автор умеет самостоятельно, четко и кратко выносить на запись основные положения. Соответственно, требуется более глубокое осмысление предоставленного материала. Такой вид конспекта считается наиболее полноценным. Он в высшей степени сможет поспособствовать качественному усвоению урока. Главная забота учащегося в данной ситуации - правильно осмыслить, а потом четко и логично записать все необходимое.

    В чем смысл тематического конспектирования?

    С помощью тематического конспекта можно получить полный ответ на сформулированный вопрос-тему. В связи с этим им и было получено такое название. Основной его смысл скрыт в необходимости разработки определенной темы. Для этого могут быть использованы самые разные источники. Тематический конспект может при этом не отображать содержание тех произведений, которые были использованы для его написания.

    Конспектирование подобного рода способствует изучению темы, всестороннему анализу. Оно может заметно упростить работу над определенной темой. Однако для этого следует использовать некоторые источники.

    Если вы не знаете, как писать конспект по параграфу, статье, историческому тексту, литературному произведению и т. д., то необходимо ознакомиться с некоторыми рекомендациями.

    Конспектирование должно сопровождаться не только логичным изложением, но и отличной организацией текста. Это может повлиять на содержание записи и на удобное использование ее.

    Написанию конспекта, анализу свертываемого текста способны помочь аббревиатуры. Это сокращенные слова и словосочетания, а также знаки, которые могут быть использованы вместо слов.

    Заключение

    Если вы постигнете особую технику переработки информации, то составить новый документ, который будет логическим, связным, вы сможете легко и просто. Соответственно, вы сможете разобраться, как правильно конспектировать.