Базовые эмоции: гнев и радость. Радость – это внешнее проявление любви, или что значит “Всегда радуйтесь!”

Почему же, до сих пор, столько вопросов по поводу того, как именно называется та, или иная эмоция. Почему даже простая улыбка, так, по разному выглядит у представителей разных культур, даже не смотря на то, что в основе лежит все та же структура эмоции Радость.

Все дело в том, что эмоциям люди обучаются. Эмоции частично наследуются, но в остальном, человек всю жизнь обучается и переобучается эмоциям. И обучение той или иной эмоции происходит по разному в разных культурах. Наша культура - не исключение. Даже в одной, отдельно взятой культуре, обучение эмоциям зависят от того, в какой субкультурной среде растёт ребёнок. Ребёнок, который в процессе взросления, будет обучен только определённому спектру эмоций, необходимых для выживания в этой субкультуре. Так формируются индивидуальные различия в эмоциях, характеризующиеся появлением устойчивых взаимосвязей Радости с другими эмоциями. Так у эмоций появляются дополнительные эмоции-комментарии, регулирующие их выражение, отображение и дальнейшие предпринимаемые действия.


Например, у русских, эмоция Радость, устойчиво проявляется во взаимосвязи с эмоцией Печаль и\или Страх. Что легко можно обнаружить подобное отношение к Радости в пословицах, хранящих вековую мудрость: «Смеётся тот, кто смеётся последним», «Боярин шуту рад, да с ним не ходит в ряд», «В чем живёт смех, в том и грех», «Встарь люди бывали умней, а ныне веселей», «Кто смешлив, тот и слезлив», «Смех без причины - признак дурачины», «Сильный смех приводит к несчастью», и т.д. Что касается других культур - у них, вполне может быть, что Радость входит в устойчивые взаимосвязи с другими эмоциями, что вполне закономерно, так как культуры и образ жизни отличается разительно.

Социальная функция Радости

Эмоция радости имеет важное социальное значение. Родители, ежедневно общаясь с ребенком, видят его радость и сами проявляют ее, и это постоянное встречное выражение радости повышает вероятность формирования взаимной эмоциональной привязанности. В младенчестве и раннем детстве чувство эмоциональной привязанности имеет необыкновенно важное значение для нормального развития ребенка, так как обеспечивает ему чувство безопасности. Если ребенок знает, что мать всегда рядом, что она в любой момент придет ему на помощь, он обретает чувство уверенности, которое так необходимо для развития познавательно-исследовательской активности.

Эмоция радости имеет позитивное значение не только для формирования взаимной привязанности между родителями и младенцем, но и влияет на развитие социальных отношений взрослого человека. Если общение с каким-то человеком доставляет вам радость, то вы наверняка будете доверять этому человеку, полагаться на него. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости.

Радость и здоровье

Некоторые эмоции, при определенных условиях, способны привести к серьезным заболеваниям. Например Печаль - к депрессии, Отвращение к шизофрении и т.д. Радость, в отличии от остальных, не приводит к заболеваниям. Наоборот, часто именно Радость способствует ускорению процесса выздоровления. Ни одно из серьезных психических расстройств не вызывается непосредственно эмоцией Радости. Наверное, все мы совершали в детстве глупости, дурачились, заливались смехом на уроке. Такой смех, конечно, мешает учебному процессу, но вряд ли может служить поводом для особого беспокойства.

Радостные переживания полезны и благотворны для человеческого организма. Когда мы испытываем радость, все системы нашего организма функционируют легко и свободно, разум и тело находятся в расслабленном состоянии, и этот относительный физиологический покой позволяет нам восстановить затраченную энергию. По свидетельствам многих людей, перенесших то или иное заболевание, радостные переживания ускоряют процесс выздоровления. Клинические исследования показывают, что отсутствие положительной социальной стимуляции, служащей источником позитивных эмоций интереса и радости, может вызывать у человека серьезные психические и физические нарушения.

Бытует мнение, что мазохисты испытывают удовольствие от боли, что ощущение боли доставляет им радость, это не так . Мазохизм, несомненно, связан с нарушениями отдельных эмоций, но Радость не является одной из них. Возможно, мазохист причиняет себе боль, удовлетворяя потребность в самонаказании, порожденную эмоцией Вины. <Удовольствие>, получаемое мазохистом от ощущения боли, может быть не чем иным, как чувством облегчения, которое вызывается ослаблением чувства вины. Вполне вероятно, что именно эмоция Вины порождает у мазохиста потребность испытать боль при половом акте или искать иные способы навредить себе.

Целенаправленное обучение эмоции Радость

Как это ни удивительно, но эмоция Радость НЕ МОЖЕТ быть непосредственным результатом волевого усилия или целью деятельности. Т.е. Радость не может быть вызвана намеренно или запланированно. Радость возникает спонтанно, когда человек достигает какой-то цели, добивается какого-то важного для себя результата. Человек не может вызвать радость сознательным усилием, но он может поставить перед собой такие цели, достижение которых обещает ему радость. Упорство и настойчивость в освоении каких-то навыков, как правило, вознаграждаются чувством достижения, успеха, победы, и именно это чувство является источником радости. Но мы проявляем настойчивость и упорство не для того, чтобы испытать радость, а для того, чтобы выполнить свою работу, освоить новые навыки, повысить свое мастерство, завершить начатое дело. Мы работаем потому, что нам интересно работать, а радость выступает как побочный продукт достигнутого успеха.

Почему так происходит?
Если у взрослого человека эмоция радости не поддается планированию, то у младенца и у маленького ребенка она может быть вызвана вполне определенными видами стимуляции. Любопытно, что первая улыбка новорожденного ребенка - это всегда социальная улыбка, она вызвана присутствием другого человека.

Процесс развития эмоции Радость, протекает у ребёнка несколько иначе, чем процесс развития других эмоций. Родители не могут непосредственно «обучить» ребёнка эмоции Радость, не могут выстроить для него модель поведения, гарантированно ведущего его к счастью. Они могут лишь развлекать и забавлять ребёнка, вовлекая его в игры, способствующие пробуждению у него эмоции Радость, одновременно показывая её собой, своим поведением, своей мимикой. Подобные переживания радости очень важны для нормального развития ребёнка, но они кратковременны и зависят от душевной щедрости окружающих его людей. В дальнейшем, эти переживания радости и будут определять способность «противостоять» страхам и депрессиям и будут определять способность и желание обучаться.

Препятствия стоящие на пути к переживанию радости

Считается, что способность к эмоции Радость предопределена генетически. На эту тему существуют и противоположные мнения. Мы считаем, что обучение Радости возможно на любом периоде, в независимости от мнения некоторых учёных. Однако, заметим, что болезни, недомогания и плохая физическая форма являются значительным препятствием на пути к обучению эмоции Радость. Ну какая может быть Радость, если ты себя плохо чувствуешь или что-нибудь болит?!

Нужно признать, что различные культуры и субкультуры предоставляют человеку разные возможности для переживания Радости. Экономические, социальные и культурные условия, порождающие у людей скуку, усталость и недовольство, в буквальном смысле вынуждающие людей бороться за выживание, способствуют не ресурсным эмоциональным переживаниям препятствующим развитию эмоции радость, и возникновению у неё устойчивой взаимосвязи с эмоциями, ведущими к НЕ ресурсу: сужению возможности дальнейшего выбора.

Перечислим препятствия на пути самореализации, подстерегающие человека буквально на каждом шагу, преграждающие путь к Радости:


  1. Одна из самых распространенных преград порождена способом организации социальных институтов. Многочисленные правила и инструкции, чрезмерный контроль подавляют творческую активность человека, поощряют посредственность и серость.

  2. Поверхностные, безличные, чрезмерно иерархизированные отношения между людьми.

  3. Догматичный подход к воспитанию детей, к вопросам секса и религии затрудняют процесс самопознания, мешают развитию самодоверия.

  4. Размытость представлений о мужественности и женственности, неопределенность половых ролей также препятствует самопознанию и самореализации.

  5. Помимо вышеперечисленных препятствий, относящихся к сфере личностного и социального функционирования, препятствием на пути самореализации и радости может стать плохое физическое состояние человека. Физически неполноценный человек ограничен в возможностях самореализации и в связанных с нею переживаниях.

  6. Недостаток сна или нарушение цикла бодрствования и сна. За чередование режимов бодрствования и сна отвечает эпифиз, или шишковидная железа, расположенная в центре мозга. Так, при свете дня она вырабатывает серотонин — вещество, называемое гормоном удовольствия, или гормоном счастья. Если серотонина достаточно — у нас хорошее настроение и жизнь нам в радость. А если недостаточно — возникает апатия, угнетенность и подавленность, депрессия или, наоборот, повышенная агрессивность, раздражительность, тревожность и беспокойство. А вот когда за окном темнеет, эпифиз начинает вырабатывать другой гормон — мелатонин, который и отвечает за здоровый полноценный сон. Темнота (желательно полная) и ночь — вот два важнейших условия для нормального сна. Вырабатываясь лишь в темное время суток, мелатонин не только обладает снотворным действием, но еще способствует восстановлению организма: приводит в норму нервную, иммунную, сердечно-сосудистую систему. А еще он обладает омолаживающим действием и помогает продлить нашу жизнь.

Но если радость не может быть запланирована и гарантирована, то что в таком случае можно предпринять, чтобы наши дети почаще испытывали радостные переживания? Главное, что каждый из вас может и должен сделать для своего ребенка - это помочь ему обрести чувство безопасности в ваших с ним взаимоотношениях. Чувство безопасности и привязанности к родителям не только создает благоприятную почву для развития исследовательской активности, но и служит прямым или косвенным источником радостных переживаний. Радостные улыбки родителей всегда находят отклик у ребенка, вызывают у него ответную улыбку. Чувствуя себя в безопасности, ребенок активно исследует мир, ежеминутно совершает открытия, осваивает новые навыки, и эти достижения вызывают у него радость.

Обучение (социализация) Радости

Как и в случае с другими эмоциями, переживание радости по своей сути одинаково у детей и у взрослых. Если нам удастся представить, как переживает радость младенец, то мы, вероятно, сможем лучше понять суть истинно радостного переживания взрослого человека. Переживание радости младенца можно охарактеризовать как чувство удовольствия, хотя это удовольствие отлично от сенсорного удовольствия. Чувство радости не зависит от стимуляции эрогенных зон или раздражения вкусовых рецепторов. Оно не вызывается приятными для слуха звуками или радующими взор красками. Все эти раздражители могут лишь способствовать возникновению радостного переживания, но не вызывают его непосредственно. Тем не менее радость переживается как приятное, желанное, полезное, несомненно позитивное чувство, которое в самых общих словах можно назвать чувством психологического комфорта и благополучия. При радостном переживании душа и тело пребывают в состоянии релаксации или игры. Ребенок не испытывает ни психологического, ни физического стресса, он беззаботен, он чувствует себя легко и свободно. Даже движения его становятся легче и уже сами по себе приносят ему радость.

Поскольку радостное переживание можно рассматривать в качестве побочного продукта деятельности, направленной на достижение некой эмоционально значимой цели то и обучение эмоции Радость выступает как неожиданный бонус к социальному развитию ребёнка. Ребёнок легко усваивает, чего бояться, что вызывает Гнев, Отвращение, Презрение, однако Радости так не возможно обучиться. Как же происходит обучение Радости?

Радость и Интерес

Часто, родители, развивают эмоцию Радость через развитие эмоции, сходной со структурой Радости - эмоции Интереса - показывая ему разнообразные предметы, посещая с ним новые места, знакомя его с новыми людьми, привлекая его внимание к новым свойствам знакомых предметам, помогая по-новому увидеть их. Но этого бывает недостаточно для возникновения эмоции радость.

Так, например, часто родители берут детей в цирк, в надежде, что дрессированные звери, воздушные гимнасты и клоуны обрадуют ребёнка и когда такого не происходит, очень удивляются тому, что детям часто жалко зверей, над которыми издеваются на потеху толпе, а клоуны вообще способы напугать на всю жизнь, особенно, если люди, играющие по гримом сами не имеют доступа к эмоции Радость.

Но иногда, когда удаётся получить бонусом Радость, проявляя интерес, тогда образуется взаимосвязь «Радость - Интерес», при котором структура эмоции Интерес складывается со структурой эмоции Радость по правилам Математики Эмоций.

В любом случае, для того что бы человек «научился» какой-то эмоции, он должен хотя бы раз её испытать, должен узнать, какой триггер лежит в основе этой эмоции. Если родители сами способны к переживанию Радости, умеют радоваться разным людям, разнообразным событиям и явлениям окружающего мира, если круг триггеров Радости достаточно широк и разнообразен, то ребёнок легко и самостоятельно смоделирует способность радоваться и сформирует радостное мировосприятие.

Обучение Радости через Улыбку

Считается, что реакция улыбки является врождённой и универсальной. Наблюдения за младенцами, показали, что даже новорождённые спонтанно и рефлекторно способны изображать на лице сокращения мышц, морфологически напоминающие улыбку. Высокий женский голос вызывает у З-недельного младенца улыбку радости. Примерно на 4-5-й неделе жизни ребенок начинает отвечать радостной улыбкой на любое человеческое лицо, если лицо этого человека находится на расстоянии до полуметра от его лица и если этот человек кивает ему. К пятой неделе, сам по себе звук высокого тона перестаёт вызывать такую реакцию, но к тому времени малыш уже способен реагировать на него звуковым ответом и к этому возрасту, в качестве триггеров, способных вызвать ответную реакцию улыбки начинают выступать различные визуальные стимулы, в том числе, вид человеческие лица.

На ряду, с появлением на лице улыбки, можно наблюдать увеличение активности у ребёнка: появлением генерализованных движений с попеременным сгибанием, разгибанием конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями и учащением моргания.
Подводя итоги:


  • взрослый может вызвать ресурсную реакцию у ребёнка, просто обеспечивая его визуальными и аудиальными стимулами и тем самым развивая у него способность к визуальной концентрации;

  • своевременное и полное удовлетворение первичных потребностей младенца создает условия для ресурсного эмоционального развития;

  • ресурсные поддерживающие младенца эмоции способствуют развитию длительной и устойчивой визуальной концентрации

Смех и Радость

Ребёнок начинает смеяться в возрасте 5-9 недель. По крайней мере, большинство взрослых, расценивают голосовые реакции 5-недельных младенцев, записанные на магнитофон, как смех. Смех, как правило, связан с радостным переживанием, которое отлично от простого чувственного удовольствия так как удовольствие от сосания, само по себе не вызывает у ребёнка смеха. Для того, что бы вызвать смех у ребёнка, использовались различные стимулы, которые можно разбить на 4 категории:

  1. звуковые (например, высокий пронзительный голос)

  2. тактильные (например, целование ребёнка в животик)

  3. социальные (например, игра с ребёнком в прятки)

  4. визуальные (например, ползающая по полу мать)

Неоднократно наблюдалось, что младенец, когда плачет, откидывается назад и отворачивается от стимула, а когда смеётся - сохраняет ориентацию на стимул, тянется к нему, желая продления смешной ситуации и тогда, мать или воспитатель скорее склонны повторить ситуацию, тем самым давая ребёнку возможность исследовать ситуацию. Игры, вызывающие у ребёнка смех, выполняют две функции, способствуя развитию у него, общей системы ожидания и приобретению ребёнком опыта того, что человек, своими действиями, иногда экспрессивным поведением, влияет на действия других.

Плачущий ребёнок побуждает мать проявить заботу о нем, успокоить его точно так же как в прошлый раз, в то время, когда попытки матери рассмешить ребёнка, вовлечь его в игру, остаются безуспешными, ребёнок своей безучастностью прекращает игру, побуждая мать искать новые стимулы для возбуждения. Таким образом, именно ребёнок своим плачем или смехом инициирует поведение, связанное со взаимодействием матери и ребёнка, что является отличным способом обучения ребёнка эмоции Радости и прочно связывает с ней смех.

Юмор и Радость

Юмор, в лучших его проявлениях, связан с эмоцией Радость, но в тех случаях, когда его острие направленно в адрес других людей, он может сопровождаться Гневом, или Презрением, как при насмешке, или Отвращением, если направлен на другую культуру или субкультуру, так же возможно его сопровождение чувством вины.

Пробуждающие смех игры в младенческом возрасте создают предпосылки для развития чувства юмора; в конечном итоге способность к пониманию чувства юмора зависит от того, насколько гармоничным было ранее развитие человека, насколько свободно он мог выражать те внезапные вспышки радости, которыми сопровождаются некоторые когнитивно-аффективные процессы. Интересный факт, что следовое возбуждение как от положительных (в частности, сексуальных), так и от отрицательных (вызывающих страдание, страх) стимулов улучшает последующее понимание карикатур и шуток.

Мужчины и женщины по разному воспринимают юмор и то, над чем смеются люди. Женщины, при виде смеющихся людей становятся более экспрессивными и гораздо выше оценивают предложенные им карикатуры. У мужчин, же наблюдения за смеющимися людьми приводит к более чёткой дифференциации хороших и плохих карикатур.
Т.е. женщины более восприимчивы к экспрессивным реакциям, к «смеху людей на вечеринке» как к таковым, а мужчины - к содержанию и «больше смеются над шутками, сопровождающими учебный процесс».

Радость и когнитивные процессы

Любое ощущение покажется вам гораздо более приятным в радости, нежели чем в Печали или при переживании любой другой не ресурсной эмоции. В Радости розы - краснее, фиалки - голубее, солнце - ярче, даже дождь, который при других обстоятельствах стал бы помехой, бодрит или наоборот, успокаивает Вас. Именно в Радости, мы воспринимает мир «сквозь розовые очки»
Эти изменения в восприятии, вызванные эмоцией Радости, повышают порог возникновения не ресурсных состояний, делает человека уверенным, терпимым и великодушным. Тогда и любые проблемы отступают и становятся разрешимыми.

Однако, эмоция Радость во взаимосвязи с когнитивными процессами, вполне может привести к снижению продуктивности мышления. Если решение стоящей перед человеком задачи требует усилий и упорного труда, то в Радости человек вполне может её просто забыть, так и оставив ее неразрешимой. Такой парадоксальный характер взаимосвязи «Радость - когнитивный процесс» проявляется в некоторых ситуациях, снижением мотивации и сказываясь на скорости достижения.

Радость и формирование зависимости

Взаимосвязь «Радость - когнитивный процесс» вполне может стать дезадаптивной сформировав зависимость получения ресурсных эмоций с каким-либо объектом, вызывающим сенсорное удовольствии, при условии, что этот объект становится единственным или основным источником получения ресурсных эмоций.
Зависимость сходна с привычкой, которая выражается в привязанности человека к хорошо знакомым предметам окружения; человек может привыкнуть к любимому креслу, к джинсам, к теннисной ракетке и т.д. Однако, зависимость, в отличии от привычки, представляет собой гипертрофированную и сложно-обратимую привязанность. Кстати, этим ползьзуются в БНЛП при вербовке и формировании созависимостей.
Формирование психологической зависимости происходит при непосредственном участии эмоций Радость и Интереса.

Можно выделить два условия формирования зависимости:


  • Физическое или воображаемое присутствие объекта должно вызывать у человека сильную Радость или Возбуждение;

  • Отсутствие объекта или возможное отсутствие объекта в будущем, должно вызывать у человека сильную не ресурсную эмоцию.

Кроме не ресурсных зависимостей, приводящих к нежелательным изменениям или к асоциальному поведению, существуют социально одобряемые зависимости; такие как, привычка постоянно учиться, путешествовать, заниматься саморазвитием, заниматься спортом, постоянным творчеством и т.д.

В следующей статье, я расскажу о "Логике эмоции Радость"
Т.е. о том, как думает, как принимает решения, как видит окружающий мир, как действует человек, испытывающий эмоцию Радость.

Удовлетворение

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова удовлетворение определяется как чувство (переживание) удовольствия, которое испытывает тот, чьи стремления, желания,

потребности удовлетворены, исполнены. Важно подчеркнуть, что удовлетворение не является физическим удовольствием, которое отражает положительный эмоциональный тон ощущений. Это психическое удовольствие, которое сродни положительному эмоциональному тону впечатлений. Главное в генезисе этого удовольствия -достижение цели.

Высшее удовлетворение называется восхищением, восторгом. Трогательно-восторженное состояние, обычно проявляемое сентиментальными людьми в отношении маленьких детей, называется умилением. В психологии оно остается практически не изученным феноменом.

Если обычное удовлетворение может ничем внешне не проявляться, то восхищение, восторг выражаются в различных психомоторных реакциях (мимике, позе, криках, аплодисментах и т. п.). Вот как описано восхищение пением Якова-Турка в рассказе И. С. Тургенева «Певцы»:

«Все вдруг заговорили шумно, радостно. Обалдуй подпрыгнул кверху, залепетал, замахал руками, как мельница крыльями; Моргач, ковыляя, подошел к Якову и стал с ним целоваться; Николай Иваныч приподнялся и торжественно объявил, что прибавляет от себя еще осьмуху пива; Дикий Барин посмеивался каким-то добрым смехом, которого я никак не ожидал встретить на его лице; серый мужичок то и дело твердил в своем уголку, утирая

обеими руками глаза, щеки, нос и бороду: "А хорошо, ей-Богу хорошо, ну вот будь я собачий сын, хорошо!", а жена Николая Иваныча, вся раскрасневшая, быстро встала и удалилась»1.

Тургегнев И. С. Записки охотника. - М.: Гослитиздат, 1958. - С. 217.

Пытаясь определить сущность радости, психологи испытывают значительные затруднения. Поэтому некоторые из них идут в ее понимании от противного - чем она не является. В. С. Дерябин (1974), Е. Шахтель (Schachtel, 1959), С. Томкинс (Tom-kins, 1962), К. Изард (2000) не сводят ее к чувству сенсорного удовольствия (эмоциональному тону ощущений). Последний, как отмечает В. С. Дерябин, локализован по органам чувств, в то время как радость не имеет локализации, она захватывает весь организм. Кроме того, радостно настроенный человек испытывает неудовольствие от вкуса хинина и удовольствие от запаха цветов. Как пишет К. Изард, «...вряд ли вы отправитесь на поиски радости в ближайшее кафе-мороженное» (2000, с. 147). Радость и эмоциональный тон возникают на разных уровнях эмоциональной сферы.

В. Квин (2000) определяет радость как активную положительную эмоцию, выражающуюся в хорошем настроении и ощущении удовольствия. То, что при радости у человека хорошее настроение, спорить не приходится. Однако достаточно ли этого, чтобы определить радость? Разве всякое хорошее настроение - обязательно радость?

В. С. Дерябин (1974) и К. Изард отделяют радость от веселья, хотя и признают, что различие между ними трудно поддается определению. Например, Дерябин пишет, что нерезко выраженное переживание радости может быть без веселья («тихая радость»). Можно добавить, что и веселье может быть без наличия радости, хотя очень часто

радость является поводом для веселья. Изард отмечает, что радость сопровождается переживанием удовлетворенности самим собой и окружающим миром. Очевидно, это и является ее главной отличительной чертой. Поэтому я бы определил радость как сильное удовлетворение. Очень сильная радость (удовлетворение) принимает форму поведения, называемого буйством.

Радость может быть следствием творческого успеха, но вовсе не обязательно ему сопутствует. Она возникает не только по поводу удовлетворения желания, достижения цели, но и по поводу предвидения удовлетворения желания (предвкушения). Впрочем, разница между этими двумя случаями небольшая. В последнем случае радость возникает как следствие уже свершившегося в мыслях желаемого события. Именно поэтому человек может испытывать радость и при мечтаниях, грезах (Singer, 1966).

Характерным для радости является ее очень быстрое возникновение, чем она приближается к аффекту. Не случайно В. С. Дерябин определяет радость как реакцию на неожиданное получение чего-то приятного, желанного. Чем неожиданнее успех и чем дольше он ожидаем, тем больше радость по его поводу.

Как показала М. С. Неймарк (1961), бурная радость при успехе свойствена лицам с заниженной самооценкой.

Радость легко распознаваема, о ее наличии свидетельствуют улыбка и смех. К. Г. Ланге (1896), один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел описание физиологических и поведенческих характеристик радости. Она сопровождается возбуждением двигательных центров, приводящим к разряду моторного возбуждения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопание в ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.

Сильную и кратковременную радость переживающие ее часто принимают за счастье. Отсюда выражения: «счастливый миг», «птица счастья» и т. п.

В. Квин называет счастьем длительное переживание радости. Правда, она тут же добавляет, что счастье - это нечто большее, чем просто интенсивные удовольствие или радость. Очевидно, это ее замечание можно отнести не к испытываемой сильной эмоции радости по поводу свершившегося события, а к философской категории счастья, которая скорее отражает удовлетворенность человека своей жизнью, т. е. к тому психологическому явлению, которое называется чувством (см. раздел 12.11).

Радость (торжество) по поводу неудачи соперника, конкурента, к которому человек испытывает неприязнь, называется злорадством (злобной радостью).

Проявление радости в онтогенезе. Признаки радости (улыбка), отмечает К. Изард (2000), наблюдаются уже у трехнедельного младенца. С четвертой-пятой недели до четвертого-пятого месяца жизни ребенок улыбается любому человеческому лицу, если оно близко от него и если человек кивает ему. Это имеет большое значение в установлении психологического контакта между ребенком и материю. Мать, наклоняясь к ребенку, вызывает у него улыбку; в свою очередь улыбка ребенка вызывает улыбку у матери, заставляет ее ласково разговаривать с малышом. Это является для

ребенка подкрепляющей стимуляцией, которая имеет важное значение для его здоровья и благополучия.

В последующие годы круг обстоятельств, по поводу которых ребенок радуется, расширяется: ребенок испытывает радость от игры, от учения, от общения со сверстниками и т. д.

Другие новости по теме:

  • РАДОСТЬ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН ЖИЗНИ - Преуспевать с радостью - Николаус Б Энкельман
  • 1.1. Описание модели эмоции "радость/горе" - Управление риском. Риск. Устойчивое развитие. Синергетика - Неизвестен - Синергетика
  • Гена Глазунов, г. Владимир. Удовлетворение и удовольствия. Методы стимуляции игроков на Игру - Ролевые игры. Сборник.
  • 10.Очень часто реакцией на сильный стресс является состояние дремоты. - Человек и суицид. Краткий справочник самоубийцы - Хроники Харона
  • 9.Многие самоубийства совершаются в состоянии, которое выражается фразой: "Мне очень плохо. Я не могу больше терпеть". - Человек и суицид. Краткий справочник самоубийцы - Хроники Харона
  • § 9. 5. Количество концепций, которое может быть обсуждено в группе. - Метод фокус-групп - С. А. Белановский
  • 3.Запомните очень важную вещь: самоубийство не является вашим личным делом. - Человек и суицид. Краткий справочник самоубийцы - Хроники Харона
  • КТО ИСПЫТЫВАЕТ СТРАХ, НЕ МОЖЕТ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ - Преуспевать с радостью - Николаус Б Энкельман
  • СТРАНА И БЫТЬ МОЖЕТ ВЕСЬ МИР: замечание о социально-биологическом минимуме. - Статьи о психологии. Сборник
  • Урок 10. У каждого из нас есть тень нашего я, которая является частью нашей реальности. - Путь Волшебника - Дипак Чопра
  • "А МОЖЕТ, И ВЫШИВАТЬ..." - Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка - Миллс Дж., Кроули Р.
  • СКЕПТИЦИЗМ И СЛЕПАЯ ВЕРА (с комментариями по поводу сожжения книг, биологического сюрреализма и правил игры) - Материалы о Вильгельме Райхе - Автор неизвестен
  • 2.3. Настроение (эмоциональный фон в данный момент) - Эмоции и чувства - Ильин Е. П.
  • Глава 13. ЛИЧНЫЕ МЫСЛИ ПО ПОВОДУ ОБУЧЕНИЯ И НАУЧЕНИЯ - О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта - К. Роджерс
  • 2. ЧТО МОЖЕТ МАЛЕНЬКИЙ РЕБЕНОК - После трех уже поздно - Масару Ибука
  • Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, они просто являются отражением того, что происходит у нас внутри. Мы часто боимся и отрицаем собственные эмоции, путаем эмоции с чувствами, чувства с состояниями.

    Пообщавшись с людьми, побывав на множестве тренингов и проведя не одну консультацию, мы убедились, что люди совсем не осознают своих эмоций. О нет, они не бесчувственные болваны, они продолжают испытывать весь спектр эмоций, совершенно не понимая, какую именно эмоцию они испытывают в данный момент. Самый простой и распространенный вопрос на всех тренингах и психологических консультациях: «Что ты сейчас чувствуешь?» - ставит людей в тупик.

    Совершенно невозможно разобраться со своими проблемами, если не можешь даже определить, что ты чувствуешь к тому или иному человеку или ситуации, или по поводу того или иного события.

    Что вызывает чувства и эмоции

    Не только наши чувства и эмоции не осознаются сами по себе, но и их причины остаются для многих загадкой.

    Эмоций и чувств огромное количество и окончательного их перечня нет ни в психологии, ни в физиологии. Причина этого в том, что многие эмоции и чувства - это явления исключительно социальные. Появление новых эмоций или приобретение ими иного значения обусловлено развитием общества. Многие эмоции и чувства мы не ощущаем при рождении, а научаемся им у наших родителей, родственников, друзей, знакомых и даже у TV и киноиндустрии. Все они вместе взятые с самого раннего детства показывают и рассказывают нам, что мы должны чувствовать, как и в каких ситуациях. Если ты не испытываешь определенную гамму чувств и ощущений по какому-то конкретному поводу, тебя считают странным, не от мира сего или и того лучше – бесчувственным и эгоистичным.

    Врожденные эмоции человека

    Помимо социально обусловленных эмоций, есть еще и врожденные. Это эмоции, имеющиеся у младенца с рождения. Некоторые специалисты к врожденным причисляют эмоции, которые проявляются у младенца вскоре после рождения, где социальный фактор и обучение родителями играет, по-видимому, минимальную роль. Список этих эмоций очень мал и ни ученые, ни психологи, не пришли к единому мнению, какие именно эмоции в него должны входить. Многие соглашаются, что радость - довольство, интерес - возбуждение, удивление - испуг, гнев - злость, отвращение, страх – вот те эмоции, которые являются врожденными, остальным нас научили.

    Мы думаем, что пора «вынуть голову из песка» и разобраться, что мы чувствуем на самом деле, что вызвало у нас эту эмоцию и кто нас «научил» чувствовать именно так, а не иначе.

    Читайте и удивляйтесь:-)

    А

    Азарт - эмоциональное состояние, которое отличает очень сильный интерес к происходящему и упорное желание продолжать.

    Виды азарта:

    • Ресурсный азарт - в этом состоянии эффективность действий очень высокая.

    Азарт при занятии любимым делом; азарт предпринимателя; азарт при освоении новых знаний.

    • Азарт разрушительный - в нём самоконтроль, как правило, утрачивается.

    Азарт игрока в казино.

    Апатия - состояние полного равнодушия, незаинтересованности, отсутствие эмоций и чувств. Личность с апатическими проявлениями не испытывает ни удовольствия, ни неудовольствия. Часто апатия рассматривается как результат выраженного и длительного тяжелого стресса. Она представляет собой продукт защитной борьбы против невыносимых чувств отчаяния и одиночества либо угрозы смерти. Внешне проявления апатии носят характер отчужденности – «отказа» от объективного мира, но анализ нередко выявляет сохранившиеся бессознательные привязанности, отрицаемые либо дезавуированные защитой.

    Б

    Безмятежность - невозмутимо спокойное состояние.

    Безнадежность - полное отчаяние, отсутствие всяких надежд.

    Безопасность - это спокойное и уверенное состояние духа у человека, который считает себя защищенным от угрозы или опасности.

    Безразличие - состояние полного равнодушия, незаинтересованности.

    Беспокойство – эмоциональное состояние, характеризующееся испытанием волнения, тревоги, неудобства, неприятным предчувствием дурного. Возникает под влиянием мало понятных и неизвестных факторов внешней среды или внутреннего состояния самого человека.

    Беспомощность - негативное состояние, вызванное неблагоприятными ситуациями, которые нельзя ни предупредить, ни преодолеть.

    Бессилие - растерянность и сильная досада при сознании невозможности поправить тяжелое положение дел, выйти из опасного или трудного положения.

    Бешенство - состояние крайней степени раздражения.

    Благодарность – чувство обязанности, уважения и любви к другому человеку (в частности, выраженные в соответствующих действиях) за оказанное им благодеяние.

    Блаженство - состояние полного и невозмутимого счастья, наслаждения, состояние высшей удовлетворенности, сверхчувственного неземного счастья.

    Бодрость - состояние высокой энергетики, избытка сил и желания что-либо делать.

    Боль - тягостное ощущение, отражающее психофизиологическое состояние человека, которое возникает под влиянием сверхсильных или разрушительных раздражителей. Душевная боль - это специфическое психическое переживание, не связанное с органическими или функциональными расстройствами. Зачастую сопутствует депрессии, душевному расстройству. Чаще продолжительна и связана с потерей близкого человека.

    Брезгливость - взыскательность, привередливость в отношении чистоты, соблюдения правил гигиены (относительно еды, одежды и др.).

    В

    Вдохновение - состояние легкости, возможности творить, ощущение "все по силам, все получается!", делание с энтузиазмом и удовольствием.Состояние духовного обновления, нового рождения, воли к творчеству, душевного подъема, внутреннего озарения и страсти.

    Веселье - беззаботно-радостное настроение, характеризующееся желанием смеяться, забавляться.

    Вина - аффективное состояние, характеризующееся проявлением страха, угрызений совести и самоупреков, ощущением собственного ничтожества, страдания и потребности в раскаянии.

    Влюбленность - сильное положительно окрашенное чувство (либо комплекс чувств), объектом которого является другой человек, сопровождающаяся сужением сознания, следствием чего может быть искажённая оценка объекта влюблённости.Острое эмоциональное переживание, влечение к объекту сексуального выбора. В. может быстро угаснуть или же перейти в устойчивое чувство любви.

    Вожделение - страстное желание, сильное чувственное влечение, сексуальное влечение .

    Возмущение - крайнее недовольство, негодование, гнев.

    Волнение душевное - то же, что и физиологический аффект, состояние, снижающее способность лица понимать значение своих действий или руководить ими.

    Воодушевление - повышенное желание что-то делать. Воодушевление - это предступень вдохновения, чуть менее эмоционально яркое состояние. Вдохновение возникает и развивается из воодушевления.

    Восторг - переполняющая радость. Во что выльется это переполнение энергией - вопрос следующий…

    Восхищение - радостное состояние любования, сияние от красоты и благодарность за красоту.

    Враждебность - сильная неприязненность к кому-либо, в том числе ненависть, зложелательность.

    Высокомерие - мерить взглядом кого-либо, с высоты своего величия – презрительная надменность. Отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к др. людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств я себялюбием.

    Г

    Гнев - адресная агрессия через открытое прямое давление на партнера. Мир враждебный. Гнев обычно выражается энергичным мощным криком.

    Гордость - ощущение силы, свободы и высоты положения. Уважение человека, себя за свои или чьи-либо достижения, кажущиеся значимыми.

    Гордыня - это кривая гордость. Уверенность человека, что он сам является единственной причиной его успехов. «Я знаю за всех как лучше для всех».

    Грусть - эмоциональное состояние, когда окружающий мир кажется серым, чужим, жестким и неудобным, окрашенным в красивые прозрачно-серые и минорные тона. Часто, когда грустно хочется плакать, хочется одиночества. В грусти мир еще не враждебен, но уже не дружелюбен: он только обычен, неудобен и чужой, колкий. Обычно причина грусти - трудное событие в жизни: расставание с близким человеком, потеря близкого человека. Грусть не врожденная, а приобретенная эмоция.

    Д

    Двойственность - чувство раздвоенности, в результате противоположных внутренних побуждений что-то делать.

    У

    Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением.

    Уверенность - психическое состояние человека, при котором он считает некоторые сведения истиной. Уверенность является психологической характеристикой веры и убеждений человека. Уверенность может быть как результатом собственного опыта личности, так и результатом воздействия извне. Например, уверенность может появиться у человека помимо (а иногда и против) его воли и сознания под воздействием внушения. Чувство уверенности личность может вызвать у себя и путём самовнушения (например, аутогенной тренировки).

    Увлечение (сверхценное) – одностороннее и интенсивное увлечение, занимающее неподобающее место в жизни человека, имеющее для него несоразмерно большое значение, особый смысл. Способность сильно увлекаться чем-либо или кем-либо связана с системой личностных ценностей и идеалов. Это, например, спортивный фанатизм, за которым, возможно, скрывается чувство неполноценности, или слишком пристальное внимание, уделяемое своей внешности, за которым может скрываться неуверенность в себе.

    Удивление - это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие; психическое состояние, когда что-то кажется странным, необычным, неожиданным. Удивление возникает, когда есть диссонанс между воображаемой картиной мира человека и тем, что происходит на самом деле. Чем сильнее диссонанс, тем сильнее удивление.

    Удовлетворение - чувство довольства и радости по поводу исполнения своих желаний и потребностей, по поводу удачно сложившихся условий, своими действиями и т.д. Удовлетворение, как правило, приходит по достижению цели. Маленьким детям удовлетворение еще может принести сама работа, процесс, а не результаты ее выполнения. Взрослым в связи с социализацией все тяжелее получать удовлетворение от процесса.

    Удовольствие - чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса (то же, что наслаждение). Удовольствие сопровождает уменьшение внутреннего напряжения (физического и психического), способствует восстановлению жизненных функций организма. За удовольствием всегда стоит желание, которое, в конечном счёте, как индивидуальное желание, общество стремится взять под контроль. Однако в процессе социализации происходит ограничение естественной установки на удовольствие. Расширяющиеся функциональные контакты с окружающими требуют от человека контролировать своё стремление к удовольствию, откладывать получение удовольствия, терпеть неудовольствие и т.п. Принцип удовольствия проявляется в противостоянии общественным требованиям и правилам и выступает в качестве основы личной независимости: в удовольствии человек принадлежит самому себе, освобождён от обязательств и в этом плане - суверенен.

    Удрученность – угнетенное, мучительное, томительное состояние (от нищеты, болезни, других неблагоприятных обстоятельств, вследствие серьезных неудач).

    Ужас – внезапный и сильный страх, внутреннее содрогание, высшая степень страха, пронизанного отчаянием и безнадежностью при столкновении с чем- то угрожающим, непознаваемым и чужим; головокружение от предчувствия тотального фиаско. Ужас для человека всегда принудителен, навязан извне - и в том случае, когда речь идет о психическом наваждении.

    Умиление – чувство покойной, сладостной жалости, смирения, сокрушения, душевного радушного участия, доброжелательности.

    Умиротворение - состояние полного покоя, удовлетворения.

    Унижение – индивидуальные или групповые действия, направленные на понижение статуса человека обычно каким-то смущающим или обижающим человека путем. Некоторыми общими действиями, считающимися унижающими, являются оскорбительные слова, жесты, телодвижения, пощечины, плевки в его сторону и т. п. Некоторые специалисты считают, что ключевым моментом является то, что унижение определяется сознанием самого униженного. Для того чтобы быть униженным, человек должен считать это действие унижающим. Для некоторых людей унижение является удовольствием и источником возбуждения (напр., в сексуальных ролевых играх), но для подавляющего числа – тяжелым испытанием, которому они не хотят подвергнуться. Унижение сопровождается крайне болезненным эмоциональным потрясением и затрагивает самые чувствительные части человеческого самоуважения. Если ударить по нему слишком сильно, даже скромный человек может ответить агрессией.

    Уныние – безнадежная грусть, упадок духа, потеря надежды на достижение желанного или насущного.

    Упоение – состояние восторга, наслаждения, «восхищенье, восторг, нравственное, духовное охмеленье».

    Усталость - физическое и психическое состояние утомления, характеризующееся ослаблением реакции, вялостью поведения, сонливостью, невнимательностью. Усталость возникает от перегрузки, от сильного напряжения, от переживаний трудностей, горя, конфликтов, от долгого занятия нудной, рутинной работой. Такое состояние – результат либо плохой организации труда, либо слабого здоровья, но причина усталости в большом количестве нерешенных межличностных и внутренних конфликтов, которые, как правило, не осознаются.

    Ф

    Фрустрация – состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.

    Ш

    Шок (эмоциональный) - сильная эмоция, сопровождающаяся физиологическими потрясениями. Шок возникает в результате появления в жизни нового элемента, к которому субъект не способен немедленно приспособиться.

    Психологи, различают:

    • слабый и мимолетный шок, на уровне приятного и неприятного;
    • шок, вызывающий более или менее долгую неприспособленность (сильная эмоция, потеря дорогого существа);
    • шок, вызывающий долгую неприспособленность и тем самым даже приводящий к безумию.

    Э

    Эйфория – психическое состояние радостного возбуждения и энтузиазма, сопровождающееся приподнятым настроением, возбуждением, ликованием.

    Экзальтация - эмоциональное состояние приподнятой оживленности с оттенком неестественной восторженности, у которой вроде бы нет повода. Проявляется то в виде мечтательного настроения, то необъяснимого воодушевления.

    Экстаз - высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления.

    Энтузиазм - эмоциональное состояние, которое отличает ярко выраженная самозамотивированность. Очень ресурсное состояние, которое может быстро угаснуть.

    Я

    Ярость - сильный, бурно проявляющийся гнев, неистовство, порыв сильной страсти с агрессивным поведением, крайняя форма проявления гнева. Активное противостояние тому, что считаем злом, желание сражаться, биться за свою идею, права, свободу, независимость или другие ценности. Человек, находящийся в состоянии Ярости, практически не контролирует свои действия в конфликте.

    Признаки радости (улыбка), отмечает К. Изард (2000), наблюдаются уже у трехнедельного младенца. С четвертой-пятой недели до четвертого-пятого месяца жизни ребенок улыбается любому человеческому лицу, если оно близко от него и если человек кивает ему. Это имеет большое значение в установлении психологического контакта между ребенком и материю. Мать, наклоняясь к ребенку, вызывает у него улыбку; в свою очередь улыбка ребенка вызывает улыбку у матери, заставляет ее ласково разговаривать с малышом. Это является для

    ребенка подкрепляющей стимуляцией, которая имеет важное значение для его здоровья и благополучия.

    В последующие годы круг обстоятельств, по поводу которых ребенок радуется, расширяется: ребенок испытывает радость от игры, от учения, от общения со сверстниками и т. д.

    Понятие «фрустрация» (от лат. frustratio — расстройство (планов), крушение (замыслов, надежд)) используется в двух значениях: 1) акт блокирования или прерывания поведения, направленного на достижение значимой цели (т. е. фрустрацион-ная ситуация); 2) эмоциональное состояние человека, возникающее после неудачи, неудовлетворения какой-либо сильной потребности, упреков со стороны. Последнее сопровождается возникновением сильных эмоций: враждебности, гнева, вины, досады, тревоги.

    Фрустратором выступает непреодолимое для человека препятствие, блокирующее достижение поставленной им цели. Фрустрацию вызывают и внутренние конфликты. Курт Левин (Levin, 1935) выделил три их типа:

    1) конфликт равнозначных положительных возможностей, или ситуация «буриданова осла»: у человека имеются две или больше привлекательные цели, но их невозможно достичь одновременно; особенность этого типа конфликтов состоит в том, что при любом выборе человек все же останется в выигрыше, поэтому этот конфликт вызывает слабую фрустрацию;

    2) конфликт равнозначных отрицательных возможностей, или ситуация «из двух зол…»: человеку приходится выбирать из двух непривлекательных перспектив; при любом выборе он окажется в проигрыше, поэтому фрустрация при этом типе конфликта бывает самой сильной, и частой реакцией на нее является попытка бегства от нее, а если это невозможно, то возникает гнев;

    3) конфликт положительно-отрицательных возможностей или «проблема выбора»: у цели есть как положительная, так и отрицательная сторона (хочется съесть булочку или пирожное, но не хочется толстеть, и т.

    п.); этот тип конфликта встречается в жизни чаще всего. При разрешении этих конфликтов сначала преобладает положительная тенденция — человек уступает желанию, но затем появляется опасение в связи с возможными неприятностями, и по мере приближения к цели эта негативная тенденция усиливается и может привести к отказу от достижения цели. При этом типе конфликтов фрустрация бывает средней силы.

    С точки зрения С. Розенцвейга (Rosenzweig, 1960), всякая реакция на фрустратор направлена на поддержание равновесия внутри организма. Отечественные же психологи справедливо считают, что состояние фрустрации — это реакция личности.

    Состояние фрустрации возникает не сразу. Для его появления требуется преодолеть так называемый фрустрационный порог. Он определяется рядом моментов:

    — повторением неудовлетворения: при повторном неудовлетворении (неудаче) происходит его суммация с эмоциональным следом от прежней неудачи;

    164 Глава 6, Характеристика различных эмоций

    — глубиной неудовлетворения: чем сильнее была» потребность, тем ниже порог фрустрации;

    — эмоциональной возбудимостью: чем она выше, тем ниже фрустрационный порог;

    — уровнем притязаний человека, его привычкой к успеху: чем дольше человек не терпел неудачу, тем ниже порог;

    — этапом деятельности: если препятствие возникает в начале деятельности, агрессия выражена слабее, чем когда неудача постигла человека в самом конце.

    Фрустрация может оказать различное влияние на деятельность человека. В одних случаях она мобилизует его для достижения отдаленной по времени цели, повышает силу мотива. Однако при этом формы поведения могут носить импульсивный и иррациональный характер. В других случаях фрустрация демобилизует человека, который либо стремится путем замещающих действий уйти от конфликтной ситуации (запрещенная или недостижимая цель выполняется мысленно или только частично или решается похожая задача), либо вообще отказывается от деятельности.

    Частые фрустрации у детей невротизируют их, развивают у них агрессивность как личностное свойство, чувство вины, неуверенность, приводят к изоляции и эгоцентризму, озлобленности.

    Радость — одна из основных положительных эмоций и одна из главных ценностей для ребенка. Дети, в отличие от взрослых, проявляют свои чувства и эмоции более открыто: если они радуются — то от всей души, если у них горе — то оно самое настоящее. Дети не умеют лукавить, не умеют скрывать свои чувства. И казалось бы с радостью все понятно: радость – это хорошо. Но… Как много времени в жизни наших детей выделено на радость? И разрешены ли на самом деле бурные проявления этой радости?

    Что такое радость для ребенка?

    Это когда он любим и желанен, когда мама с папой всегда могут найти время, чтобы поиграть с ним, а не ставить свои домашние дела выше общения с ребенком. Ведь, согласитесь, дела можно отложить на 15-20 минут и поиграть с ребенком, почитать с ним — уделить ему свое время . Радость — это когда мама и папа всегда готовы прийти на помощь , когда его понимают. Радость — увидеть радугу на небе после дождя, побегать по лужам … Я думаю это список Вы сами можете продолжить.

    А что мы, родители?

    Ребенок с его неуемной энергией способен радоваться весь день. А мы устаем, нам хочется посидеть отдохнуть чуток, поскорее доделать какие-то домашние дела. Мы так изматываемся, что нас начинает раздражать эта неугомонность, громкие детские голоса. И в конце концов нам просто может быть скучно то, что вызывает у ребенка радость.

    Детский мир здорового ребенка сплошь состоит из радости: дети всегда способны найти себе увлекательное занятие. И если у них не будет под рукой крутой пожарной машины или игрушечного градусника, в них может превратиться любая палочка, камешек, листочек. Все, что найдется под рукой. Игра все равно состоится, потому что для этого нужно всего лишь немного , желания и радости.

    Радость ребенка – это его энергия , это его неудовлетворенное любопытство , это его развитие . Если Вы «тушите» энергию малыша, Вы тушите в нем радость. Вялые дети – печальны, депрессивны, послушны и пассивны. Физически хуже развиты, медлительны и боязливы, часто скучают и не знают, чем себя занять.

    Если в жизни вашего ребенка не остается места радости, игре, шуму, возне, крикам, гулянью, то это означает, что детства у него не было. Это означает, что Вы останетесь должны своему ребенку детство. И через несколько лет станет совсем поздно – этот долг Вам будет уже никогда не отдать.

    Проявление радости у детей, как и других чувств, происходит по-разному. Кто-то бурно ее проявляет: визгом, смехом. Например , при получении в подарок той игрушки, вещи, которую ребенок так хотел. Он от такой радости будет прыгать и хлопать в ладоши, прыгнет на шею и расцелует. А другой ребенок в такой же ситуации просто улыбнется и скажет спасибо. И не надо требовать от такого ребенка бурных проявлений чувства, критиковать его за это. Просто ребенок такой, в силу своей индивидуальности, характера, темперамента.

    Но немаловажную роль здесь играет и атмосфера в семье . Как правило, правильно выражать свои положительные чувства и эмоции могут дети из благополучных семей, а также дети, которые видят пример проявления чувства. Если малыш растет в семье, где отношения между родителями оставляют желать лучшего, где подарки не являются традицией, где принимают их без особых эмоций (например , когда папа дарит маме что-то в знак примирения после ссоры, а та готова этот подарок ему по лицу размазать) — тут уже не приходится ждать от ребенка правильного выражения радости.

    Поэтому, дорогие родители, детей нужно «учить» проявлять радость, впрочем, как и другие эмоции и чувства. А учить их нужно через пример, ведь ребенок — это наше зеркало.

    Позвольте Вашему малышу оставаться самим собой. Позвольте ему быть ребенком — непосредственным, жизнерадостным, любознательным, неугомонным.

    Статья содержит информацию из открытых источников