«Всё кончено», анализ стихотворения Брюсова. Анализ стихотворения брюсова ночь

В начале двадцатого века в русской литературе появилось масштабное и оригинальное явление «символизм», пришедшее в Россию из Франции. Валерий Брюсов , русский поэт, приветствовал это новаторство, стал участником модного направления и создателем многих произведений в жанре «символизм».

В 1897 году Брюсов женился на Иоанне Рунт, которая стала не только спутницей на всю жизнь поэту, но и другом, ближайшим помощником, музой.

Как известно, любовная лирика русских поэтов безгранична в своем выражении эмоций и волнений. Творцы художественного слова вкладывают в описание любви невероятное количество оттенков этого всепоглощающего чувства.

В октябре 1900 года Валерий Брюсов написал стихотворение «Люблю одно». При прочтении этого произведения читатель представляет картину, на которой автор бродит по улицам своего родного города, мечтает, размышляет, и, как настоящий творец слова, выражает всю гамму своих чувств в строках стиха.

Построение сюжета самое незамысловатое: на протяжении четырех строф стиха герой бесцельно гуляет по улицам и мысленно описывает свои ощущения. Улицы города наполнены шумной толпой, но автор подчеркивает, что он идет один, в прекрасном расположении духа, и сейчас у него часы безделий, он может позволить себе послоняться, просто помечтать.

Далее идет описание пьянящего весеннего вечера. Как известно, у влюбленных обостряются чувства, весь мир представляется удивительным и гармоничным. И вот, каждый год поэт восхищается весной, ее вечно новой красотой, и багровым вечером, и сумраком.

В продолжение вечера автор решил приобщиться к проходящим мимо людям. Он смотрит в лица идущих навстречу и пытается разгадать, о чем они думают, что их волнует. А сам о себе говорит так: то полон грустью, то богомолен, то влюблен. Целая палитра чувств посещает его за короткий промежуток времени.

В последнем четверостишье автор объясняет нам, почему именно на улицах у него вспыхивают эти эмоции: мечтать и думать он привык под грохот экипажей, а в стенах дома более располагающая обстановка для того, «уловить господень лик» . На фоне контрастов современного города поэт воссоздал притягательный мир счастливого влюбленного человека.

Лирический герой Брюсова одинок, но не в понимании любовного одиночества, а в данный момент времени описываемого события. В любви, этом прекрасном светлом чувстве, он видит смысл своего существования. Любовь – это дар, который приходит свыше, это самое возвышенное, светлое, искреннее чувство, переворачивающее все в душе человека.

Любовная лирика стихотворения соединила в себе поэзию любви с поэзией окружающего мира, передающего возвышенную одухотворенность чувства автора.

Четко очерченная, строгая композиция стиха выстроена двухсложным ямбическим стихотворным размером, а созвучия концов стихов – перекрестной рифмой.

Кроме отображения творческого порыва и чувственного восприятия, автор постарался каждое явление и предмет заменить на красивые, необычные метафоры и эпитеты : шумные улицы, святые безделья, часы картин, новое изумленье, встречать синеву, вечер пьяный, огонь багряный, жить сумраком, смотреть в тайны, полон грустью, вольный грохот, теснина стен, уловить лик .

Описывая душевный подъем, автор говорит о торжестве гармонии любви на фоне яркого городского пейзажа. Лирика Брюсова многообразна и многогранна. Соответствие риторики и смысла дает право называть его произведения как творчество «живописного слова» .

Поэт Брюсов убежден, что каждый человек приходит в наш мир с главной целью – научиться любить. Не каждому из нас удается встретить настоящую любовь, но если это произошло, то лучшей судьбы для себя не пожелать. В стихотворении «Люблю одно» автор описал удивительный мир радости и гармонии, двери в который открывает для нас любовь.

  • «Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова
  • «Грядущие гунны», анализ стихотворения Брюсова
  • «Сонет к форме», анализ стихотворения Брюсова

Анализ стихотворения Брюсова «Подруги»

Дрожат колокольни туманные, Кресты у церквей наклоняются. — словно мы видим окружающее глазами этих пьяных женщин. Смеются извозчики праздные, Сторонятся грубо прохожие. — люди реагируют так, как свойственно человеческой природе — не сочувствуют. И горестно церкви туманные Пред ними крестами склоняются. — а Бог прощает и жалеет всех, всем помогает. Очень интересна лексика и изобразительно-выразительные средства этого стихотворения. Точная, строгая рифма, свойственная стилю Валерия Яковлевича, рождает общую картину происходящего и формирует у читателя отношение: пьяная женщина некрасива и жалка, но заслуживает сочувствия. Люди не жалеют друг друга, а «церкви… горестно» склонились своими крестами…

Анализ стихотворения Брюсова Первый снег

Изображая природу, русские поэты описывают родные края, среднеевропейские пейзажи, явления природы: весенний дождь, зимнюю стужу, раннюю оттепель, летний зной.

В стихотворении «Первый снег» В. Я. Брюсов описывает начало зимы и появление первого снега, когда весь мир преображается, а человек ощущает себя участником белой сказки.

По-разному изображали писатели и поэты первый снег: либо натуралистически конкретно, либо с необычными поэтическими ассоциациями.

Для лирического героя В. Брюсова первый снег связан с волшебной сказкой, со сном, где есть призраки и грезы, раскрывается:

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

Поэт играет художественными средствами, создавая причудливые эпитеты и метафоры. Например, цветовому эпитету белый противопоставлен антоним черно-голые. Так поэт описывает березки до появления первого снега. Лирический герой очарован открывающейся перед ним картиной, поэтому в тексте стихотворения много восклицательных предложений:

Серебро, огни и блестки –

Целый мир из серебра.

Это – область чьей-то грезы,

Это – призраки и сны!

Запечатленная художественная картина является для лирического героя воплощением мечты, божественным провидением. Из-за первого снега преображается не только жизнь природы, но и людей, которые начинают по-новому чувствовать:

На лазури белый дым,

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Это стихотворение написано четырехстопным хореем, благодаря которому передано воодушевление лирического героя от встречи с первым снегом.

Итак, «Первый снег» В.Я. Брюсова описывает одно из природных явлений и выражает чувства лирического героя, его очарованность первым снегом.

Русскую зиму часто описывали и описывают в стихотворениях. Она настолько красива, что, конечно, достойна такой популярности. Первый снег радует, как первый дождь, первый цветок. Но какое странное, завораживающее и неживое описание первого снега вышло из-под пера В. Брюсова. Такое ощущение, что описывает не поэт, а ювелир: так много серебра и жемчугов. «Целый мир из серебра» – это очень красиво и очень неуютно. По замыслу автора, перед нами обыкновенное чудо преображения, волшебства, мечты, снов. Черно-голые, бедные, гнущиеся под холодным ветром березки вдруг защеголяли в великолепных зимних шубах, в драгоценных уборах. Перевоплощение настолько неожиданно, что реальность стала вымыслом, а вымысел – реальностью.

Серебро, огни и блестки, –

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Привычная жизнь, проникая в сказочный мир, соприкасаясь с ним, приобретает иной, новый смысл. Засыпало снегом экипажи, запорошило пешеходов, и они торопятся унести это серебро домой. Но в тепле сказочное серебро тает и превращается в воду, поэтому, чтобы вновь ощутить сказочность зимы и сохранить ее дары, нужно вновь выйти на улицу, насладиться первым снегом.

На лазури белый дым.

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Первый снег – предшественник зимы, любимых праздников, подарков, таинственных гаданий, катаний на санках, это приближающаяся зимняя рождественская сказка, символ чистоты, святости. Каждый Новый год люди загадывают желания, надеются, что их мечты сбудутся. Зимняя сказка щедра, как сказочные волшебники, и красива, как волшебницы. Она дарит часть своей красоты и щедрости людям, очаровывая их, играя, мечтая вместе с ними.

Жизни с грезою игра…

Ювелирная зима преображается в иную драгоценность – способность мечтать, изменять реальность.

Валерий Брюсов - Горящее лицо земля (Ночь)

Горящее лицо земля
В прохладной тени окунула.
Пустеют знойные поля,
№ 4 В столицах молкнет песня гула.

Идет и торжествует мгла,
На лампы дует, гасит свечи,
В постели к любящим легла
№ 8 И властно их смежила речи.

Но пробуждается разврат.
В его блестящие приюты
Сквозь тьму, по улицам, спешат
№ 12 Скитальцы покупать минуты.

Стрелой вонзаясь в города,
Свистя в полях, гремя над бездной,
Летят немолчно поезда
№ 16 Вперед по полосе железной.

Глядят несытые ряды
Фабричных окон в темный холод,
Не тихнет резкий стон руды,
№ 20 Ему в ответ хохочет молот.

И, спину яростно клоня,
Скрывают бешенство проклятий
Среди железа и огня
№ 24 Давно испытанные рати.

Goryashcheye litso zemlya
V prokhladnoy teni okunula.
Pusteyut znoynye polya,
V stolitsakh molknet pesnya gula.

Idet i torzhestvuyet mgla,
Na lampy duyet, gasit svechi,
V posteli k lyubyashchim legla
I vlastno ikh smezhila rechi.

No probuzhdayetsya razvrat.
V yego blestyashchiye priyuty
Skvoz tmu, po ulitsam, speshat
Skitaltsy pokupat minuty.

Streloy vonzayas v goroda,
Svistya v polyakh, gremya nad bezdnoy,
Letyat nemolchno poyezda
Vpered po polose zheleznoy.

Glyadyat nesytye ryady
Fabrichnykh okon v temny kholod,
Ne tikhnet rezky ston rudy,
Yemu v otvet khokhochet molot.

I, spinu yarostno klonya,
Skryvayut beshenstvo proklyaty
Sredi zheleza i ognya
Davno ispytannye rati.

Ujhzott kbwj ptvkz
D ghj}