Великопостное чтение евангелия. Василий Николаев

К сожалению, для большинства людей Великий пост связан лишь с некоторыми телесными ограничениями в пище. Чуть более «продвинутые» в православии вспомнят еще о воздержании от праздности и развлечений, сплетен и осуждений. Все это верно. Но суть и значение поста этим отнюдь не ограничиваются. Недаром ведь святые отцы называли сей благоприятный для человека период «духовной весной». Это невозможно понять, не ощутив всю красоту и значимость постового богослужения. В статье мы остановимся лишь на некоторых его особенностях, дав повод к самостоятельному, более глубокому ознакомлению.

Почему службы бывают длинные?

Период с первой недели до пятницы шестой включительно называется святой четыредесятницей и насчитывает ровно 40 дней. Седьмая неделя называется Страстной и выделяется отдельно. Первая постовая служба приходится на вечер так называемого «Прощеного воскресенья» , поскольку церковный день начинается с вечера.

Церковные службы поста отличаются, в первую очередь, своей продолжительностью. Их цель - настроить человека на покаянный лад, подготовить душу к встрече со Христом Воскресшим. Достигается это путем усиленной молитвы.


Во время вечерней службы Великого поста вместо малого служится великое повечерие. На утрене обычный канон святому заменяют трипеснцы — специальные каноны, состоящие из трех песней. Кроме того, читаются особенные часы, великопостные . На вечерне также звучат паремии (отрывки из Ветхого Завета).

Особое внимание в посту уделяется чтению Псалтыри. Это касается как домашней, так и церковной молитвы. За неделю в храме вся книга прочитывается теперь два раза вместо одного.

Молитва Ефрема Сирина

В дни Великого поста в храме мы часто слышим такую молитву:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Слова этой молитвы принадлежат святому аскету-пустыннику IV века — преподобному Ефрему Сирину. Она читается в дни поста не только в храме, но и дома вместе с утренним и вечерним правилом. При этом произнесение молитвы сопровождается большим количеством поклонов.

Следует сказать, что обилие поклонов является одной из главных особенностей богослужений данного поста. Поклоны совершаются верующими не только во время молитвы Ефрема Сирина, но и в другие моменты служб. Не распространяется это правило лишь на субботние и воскресные службы.

Покаянный канон Андрея Критского

С понедельника по четверг первой недели святой четыредесятницы по вечерам совершается особая служба с чтением Покаянного канона. Это одно из самых выдающихся произведений церковной гимнографии, написанное преподобным Андреем, архиепископом Критским. В общецерковном употреблении канон был известен уже в X веке.

Почему это произведение получило наименование Великого? Такое название обусловлено не только большим размером (канон делится на четыре полноценные части), но и обилием мыслей, сравнений и аллюзий из Ветхого и Нового Заветов.

Общее настроение творения отражает состояние души, которая горько оплакивает свои грехи. Этот же покаянный настрой передает повторяющийся припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя . В четверг пятой недели Великого поста на утрене канон Андрея Критского прочитывается полностью за один раз.

Такая служба получила название «Мариино стояние» в честь памяти преподобной Марии Египетской, которая совершается на этой седмице (неделе). Тогда же в храме читается и житие святой подвижницы, проведшей сорок лет в пустыне. Это богослужение является самой продолжительной из всех церковных служб и длится около пяти часов.

Специфика великопостных Литургий

Еще одной из главных особенностей великопостных служб является то, что в будние дни в храме не служатся полные Литургии. Исключение бывает только на праздник Благовещения, если он выпадает среди недели. С чем связана такая специфика?

Дело в том, что Великий пост подразумевает некоторое ограничение человека в радостных и приятных для него вещах. И это касается не только телесных утеснений, но и душевных. Безусловно, главной духовной радостью для христианина является Евхаристия (причастие), совершаемая во время Божественной Литургии.

Полная Литургия не совершается для того, чтобы мы смогли заново оценить сей дар Бога человеку, успели «изголодаться» по ней. Однако даже здесь для верующих была сделана небольшая уступка. Еще одна особенность постовых богослужений — по средам и пятницам вместо полной совершается .

Уже по названию можно понять, что на ней люди могут причаститься заранее освященных святых Тела и Крови Христовых, которые обычно заготавливают в воскресенье. Такая Литургия никогда в году больше не служится.

Литургии полным чином совершаются по выходным. Причем по воскресеньям поста, кроме Вербного, служится Литургия Василия Великого . Она совершается всего десять раз в году. От Литургии Иоанна Златоуста отличается более пространным и глубоким содержанием тайных молитв Евхаристии, читаемых священниками в алтаре.

Поминальные службы поста

Три субботы Великого поста подряд, начиная со второй, называются родительскими поминальными субботами . В эти дни служится заупокойная Литургия Иоанна Златоуста и Великая панихида. Накануне в пятницу совершается парастас (заупокойное вечернее богослужение со чтением 17-ой кафизмы).

Это дни сугубого поминовения умерших. Такие службы мотивированы тем, что в будние дни поста не положено церковное поминание усопших, поскольку не совершается полная Божественная Литургия. Чтобы не лишить наших родных молитвы о них Церкви в эти дни, были установлены родительские поминальные субботы.

Воскресные пассии

В дни святой четыредесятницы совершается еще одно исключительное богослужение — пассия. Она служится в четыре воскресенья, со второго по пятое, в дни поста. Пассия пришла к нам оттуда же, откуда и черное облачение священства — с Запада. С латинского «пассия» переводится как «страдание» .

Этой службы нет в церковном уставе, поэтому ее содержание может варьироваться в разных храмах. До нас последование пассии дошло в том виде, в котором оно было составлено в середине XVII митрополитом Петром (Могилой). По сути, данное богослужение является вечерней службой Великого поста на понедельник. При этом служится акафист Кресту или Страстям Господним.

Обязательная часть — чтение отрывка одного из Евангелий о Страстях Христовых. Отсюда и количество пассий в году — по числу четырех евангелистов. После службы обязательно произносится проповедь, к которой тщательно готовится духовенство.

Крестопоклонная неделя

Среди других особенностей богослужений нельзя не упомянуть о третьем воскресенье данного поста. На всенощном бдении сего дня верующим выносится Крест для поклонения. При этом поется песнопение:

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.

Конец третьей недели знаменует середину Великого Поста, половина пути пройдена. Крест выносится верующим для укрепления сил постящихся, чтобы легче было пройти остаток пути. Кроме того, эта традиция имеет свои корни в Византии.

Как известно, раньше крещение там принимали исключительно в Великую Субботу, перед Пасхой. Для подкрепления сил катехуменов (готовящихся ко крещению) в середине поста как раз и выносился Крест. Он остается в храме вплоть до пятницы, посему четвертая седмица называется еще «крестопоклонной» .

«Похвала Пресвятой Богородицы»

Совершенно отдельно от всех служб стоит так называемая «Суббота акафиста» , или «Похвала Пресвятой Богородицы» . Она совершается на пятой седмице святой четыредесятницы. На утрене читается акафист Богородице «Радуйся, Невесто невестная» .

Это первый и единственный, положенный уставом Церкви, акафист. Он был написан в честь защиты Пресвятой Богородицей Константинополя от нашествия иноплеменников в 626 году. Для совершения службы священники в этот день выходят на середину храма. Акафист читается по частям, за четыре раза. После каждой части поется кондак (небольшое песнопение) «Взбранной Воеводе» и кадится храм.

По своей нетипичной для поста праздничности «Суббота Акафиста» схожа с Благовещением. И только в честь Пресвятой Богородицы делаются в Великий пост два таких больших исключения.

Как видим, постовые службы имеют огромную смысловую нагрузку и разнообразие. На последней, Страстной неделе они еще более духовно насыщены. Об этом следует говорить отдельно. Однако есть смысл по возможности не пропустить ни одного из важнейших богослужений в посту, ведь больше они в этом году не повторятся.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с незаконным вторжением Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви 14 сентября 2018 г. 18:10 Заявление принято на внеочередном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 сентября 2018 года (журнал № 69). Священный Синод Русской Православной Церкви с глубоким сожалением и скорбью воспринял заявление Священного Синода Константинопольской Православной Церкви о назначении своих «экзархов» в Киев. Это решение принято без согласования с Предстоятелем Русской Православной Церкви и Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием - единственным каноническим главой Православной Церкви в Украине. Оно является грубейшим нарушением церковного права, вторжением одной Поместной Церкви на территорию другой. Более того, Константинопольский Патриархат позиционирует назначение «экзархов» как этап в реализации плана предоставления «автокефалии» Украине, который, согласно его заявлениям, необратим и будет доведен до конца. Стремясь обосновать претензии Константинопольского Престола на возобновление юрисдикции над Киевской митрополией, представители Фанара заявляют о том, что Киевская митрополия будто бы никогда и не передавалась в юрисдикцию Московского Патриархата. Подобные утверждения не соответствуют действительности и полностью противоречат историческим фактам. Первая кафедра Русской Православной Церкви, Киевская митрополия, на протяжении веков составляла с ней единое целое, невзирая на политические и исторические невзгоды, подчас расторгавшие единство Русской Церкви. Константинопольский Патриархат, в юрисдикцию которого изначально входила Русская Православная Церковь, до середины XV столетия последовательно отстаивал ее единство, что впоследствии нашло отражение в титулатуре Киевских митрополитов - «всея Руси». И даже после фактического переноса первосвятительской кафедры из Киева во Владимир, а затем в Москву митрополиты всея Руси продолжали именоваться Киевскими. Временное разделение единой митрополии всея Руси на две части связано с печальными последствиями Ферраро-Флорентийского Собора и началом унии с Римом, которую Константинопольская Церковь поначалу приняла, а Русская Церковь сразу же отвергла. В 1448 году Собор епископов Русской Церкви без благословения Константинопольского Патриарха, на тот момент пребывавшего в унии, поставил митрополитом святителя Иону. С этого времени Русская Православная Церковь ведет свое автокефальное бытие. Однако спустя десять лет, в 1458 году, бывший Константинопольский Патриарх Григорий Мамма, находившийся в унии и пребывавший в Риме, рукоположил для Киева самостоятельного митрополита - униата Григория Болгарина, подчинив ему территории, ныне составляющие часть Украины, Польши, Литвы, Белоруссии, и России. Решением Константинопольского Собора 1593 года с участием всех четырёх Восточных Патриархов Московская митрополия была возвышена до статуса Патриархата. Этот Патриархат объединял все русские земли, о чём свидетельствует письмо Патриарха Константинопольского Паисия Патриарху Московскому Никону от 1654 года, в котором последний именуется «Патриархом Московским, Великой и Малой Руси». Воссоединение Киевской митрополии с Русской Церковью произошло в 1686 году. Об этом было издано соответствующее деяние за подписью Патриарха Константинопольского Дионисия IV и членов его Синода. В документе нет ни слова о временном характере передачи митрополии, о чём ныне безосновательно говорят иерархи Константинополя. Нет утверждений о временной передаче Киевской митрополии и в текстах двух других грамот Патриарха Дионисия от 1686 года – на имя Московских царей, и на имя митрополита Киевского. Напротив, в грамоте Патриарха Дионисия Московским царям 1686 года сказано о подчинении всех Киевских митрополитов Патриарху Московскому Иоакиму и его преемникам, «иже ныне и по нем будущим, да познавают старейшаго и предстоящаго по времени сущаго Патриарха Московскаго, яко от него хиротонисаемаго». Толкование представителями Константинопольской Церкви смысла упомянутых документов 1686 года не находит ни малейшего обоснования в их текстах. До XX века ни одна Поместная Православная Церковь, включая Константинопольскую, не оспаривала юрисдикцию Русской Церкви над Киевской митрополией. Первая попытка оспорить эту юрисдикцию связана с предоставлением Константинопольским Патриархатом автокефалии Польской Православной Церкви, имевшей на тот момент автономный статус в составе Русской Православной Церкви. В непризнанном Русской Церковью Томосе об автокефалии Польской Церкви 1924 г. Константинопольский Патриархат без всякого обоснования заявил: «Первоначальное отпадение от нашего Престола Киевской митрополии и зависящих от неё Православных Церквей Литвы и Польши и присоединение их к Святой Церкви Московской было совершено не в соответствии с каноническими постановлениями». К сожалению, это лишь один из фактов вторжения Константинопольского Патриархата в канонические пределы Русской Церкви в 1920-е и 1930-е годы. В то самое время, когда Русская Церковь подвергалась беспримерным по жестокости атеистическим гонениям, Константинопольский Патриархат без её ведома и согласия предпринял неканонические шаги в отношении входивших в ее состав автономных Церквей на территории молодых государств, сформировавшихся на границах бывшей Российской Империи: в 1923 году преобразовал автономные Церкви на территории Эстонии и Финляндии в собственные митрополии, в 1924 году предоставил автокефалию Польской Православной Церкви1, в 1936 году провозгласил свою юрисдикцию в Латвии. Кроме того, в 1931 году Константинополь включил в свою юрисдикцию русские эмигрантские приходы в Западной Европе без согласия Русской Православной Церкви, преобразовав их в собственный временный экзархат. Особенно неприглядным оказалось участие Константинопольского Патриархата в попытках низложить святителя и исповедника Патриарха Московского и всея России Тихона, канонически избранного в 1917 году. Эти попытки предпринимали атеистические власти в 1920-е годы, искусственно создав в Русской Церкви обновленческий, модернистский раскол для подрыва авторитета Православной Церкви среди верующих, «советизации» Церкви и ее постепенного уничтожения. В 1920-е годы обновленцы активно способствовали арестам православного епископата и духовенства, писали на них доносы и захватывали их храмы. Патриарх Константинопольский Григорий VII открыто поддержал обновленцев. Его официальный представитель в Москве архимандрит Василий (Димопуло) присутствовал на обновленческих лже-соборах, а в 1924 году сам Патриарх Григорий обратился к святителю Тихону с призывом отречься от Патриаршества. В том же 1924 году обновленцы опубликовали выписки из протоколов заседаний Священного Синода Константинопольского Патриархата, полученные ими от архимандрита Василия (Димопуло). Согласно выписке, датированной 6 мая 1924 года, Патриарх Григорий VII «по приглашению со стороны церковных кругов Российского населения» принял предложенное ему «дело умиротворения происшедших в последнее время в тамошней братской церкви смут и разногласий, назначив для этого особую патриаршую комиссию». Упомянутые в протоколах «церковные круги Российского населения» представляли отнюдь не мученическую Русскую Церковь, претерпевавшую тогда жестокие гонения со стороны безбожной власти, а раскольнические группировки, с этой самой властью сотрудничавшие и активно поддержавшие организованную ею травлю святого Патриарха Тихона. О причинах, по которым Константинопольская Церковь поддерживала обновленческий раскол, заняв в борьбе с Русской Церковью сторону коммунистического режима, откровенно говорил все тот же архимандрит Василий (Димопуло) в своем обращении от имени «всего Константинопольского пролетариата», адресованном одному из высоких чинов безбожной власти: «Одолев своих врагов, победив все препятствия, окрепнув, Советская Россия может теперь откликнуться на просьбы пролетариата Ближнего Востока, благожелательного к ней, и тем еще больше расположить к себе. В Ваших руках… сделать имя Советской России еще более популярным на Востоке, чем оно было ранее, и я горячо прошу Вас, окажите Константинопольской Патриархии великую услугу, как сильное и крепкое правительство могущественной державы, тем более что Вселенский Патриарх, признаваемый на Востоке главой всего православного народа, ясно показал своими действиями расположение к советской власти, которую он признал». В другом письме тому же советскому чиновнику архимандрит Василий объяснял, какую «услугу» он имеет в виду - возвращение здания, принадлежавшего Константинопольскому подворью в Москве, доход от которого ранее ежегодно перечислялся в Константинопольскую Патриархию. Узнав о решении Константинополя направить «патриаршую комиссию» в пределы Русской Церкви, ее единственно законный Глава Патриарх Всероссийский Тихон выразил решительный протест в связи с неканоническими действиями своего собрата. Его слова, сказанные без малого сто лет назад, актуально звучат и в наши дни: «Мы немало смутились и удивились, что представитель Вселенской Патриархии, глава Константинопольской Церкви, без всякого предварительного сношения с Нами, как с законным представителем и главою всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутреннюю жизнь и дела автокефальной Русской Церкви… Всякая посылка какой-либо комиссии без сношения со Мною, как единственно законным и православным Первоиерархом Русской Православной Церкви, без Моего ведома не законна, не будет принята русским Православным народом и внесет не успокоение, а еще большую смуту и раскол в жизнь и без того многострадальной Русской Православной Церкви». Обстоятельства времени воспрепятствовали отправлению этой комиссии в Москву. Ее приезд означал бы уже не просто вмешательство, но прямое вторжение в дела Русской Православной Церкви, какое имеет место в настоящий момент. Ценой крови многих тысяч новомучеников Русская Церковь выстояла в те годы, стремясь покрыть любовью эту печальную страницу своих отношений с Константинопольской Церковью. Однако в 1990-е годы, в период новых испытаний Русской Церкви, связанных с глубокими геополитическими потрясениями, небратское поведение Константинопольской Церкви вновь в полной мере проявило себя. В частности, несмотря на то, что в 1978 году Патриарх Константинопольский Димитрий объявил утратившим силу Томос 1923 года о переводе в константинопольскую юрисдикцию Эстонской Православной Церкви, в 1996 году Константинопольский Патриархат антиканонически распространил свою юрисдикцию на Эстонию, в связи с чем Московский Патриархат был вынужден временно разорвать с ним евхаристическое общение. В тот же период были предприняты первые попытки Константинопольского Патриархата вмешаться в украинские церковные дела. В 1995 году в юрисдикцию Константинополя были приняты украинские раскольнические общины в США и странах диаспоры. В том же году Патриарх Константинопольский Варфоломей письменно дал обещание Патриарху Алексию, что принятые общины не будут «сотрудничать или иметь общение с иными украинскими раскольническими группировками». Заверения в том, что представители украинского епископата Константинопольского Патриархата не будут вступать в контакт и сослужить с раскольниками, не были выполнены. Константинопольский Патриархат не принял меры к укреплению их канонического сознания и был ими втянут в антиканонический процесс легализации раскола на Украине путем создания параллельной церковной структуры и предоставления ей автокефального статуса. Позиция по вопросу об автокефалии, которую озвучивает сейчас Константинопольская Патриархия, полностью противоречит согласованной позиции всех Поместных Православных Церквей, выработанной в результате непростых дискуссий в рамках подготовки к Святому и Великому Собору и зафиксированной в документе «Автокефалия и способ ее провозглашения», который был подписан представителями всех Поместных Церквей, в том числе Константинопольской Церкви. В отсутствие официальной просьбы об автокефалии со стороны епископата Украинской Православной Церкви Патриарх Варфоломей принял к рассмотрению просьбу, исходящую от украинского правительства и раскольников, что полностью противоречит его собственной позиции, которую он до последнего времени занимал и о которой неоднократно заявлял, в том числе публично. В частности, в январе 2001 года в интервью греческой газете «Неа Эллада» он говорил: «Автокефалия и автономия даруется всей Церковью решением Вселенского Собора. Поскольку же по разным причинам невозможен созыв Вселенского Собора, то Вселенская Патриархия, как координатор всех Православных Церквей, дарует автокефалию или автономию, при условии, что они это одобрят». За последними односторонними действиями и высказываниями Патриарха Варфоломея стоят чуждые Православию экклезиологические представления. Недавно, выступая перед собранием иерархов Константинопольского Патриархата, Патриарх Варфоломей утверждал, что «Православие не может существовать без Вселенского Патриархата», что «для Православия Вселенский Патриархат служит закваской, которая "заквашивает все тесто" (Гал. 5:9) Церкви и истории». Эти высказывания трудно оценить иначе как попытку перестроить православную экклезиологию по римско-католической модели. Особую скорбь вызвало в Русской Православной Церкви недавнее решение Священного Синода Константинопольской Церкви о допустимости повторного брака для клириков. Это решение является нарушением Святых канонов (17 правила святых Апостол, 3 правила Трулльского Собора, 1 правила Неокесарийского Собора, 12 правила святителя Василия Великого), попирает всеправославное согласие и фактически является отказом от итогов Критского Собора 2016 года, признания которого Константинопольский Патриархат столь активно добивается от остальных Поместных Церквей. В попытках утвердить свои несуществующие и никогда не существовавшие властные полномочия в Православной Церкви Константинопольский Патриархат в настоящее время вмешивается в церковную жизнь на Украине. В своих заявлениях иерархи Константинопольской Церкви позволяют себе называть «антиканоническим» митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия на том основании, что он не поминает Константинопольского Патриарха. Между тем, ранее на Собрании Предстоятелей Поместных Церквей в Шамбези в январе 2016 года Патриарх Варфоломей публично называл митрополита Онуфрия единственным каноническим Предстоятелем Православной Церкви на Украине. Тогда же Предстоятель Константинопольской Церкви дал обещание, что ни во время Критского Собора, ни после него не будут предприняты никакие усилия, чтобы легализовать раскол или в одностороннем порядке предоставить кому-то автокефалию. С прискорбием приходится констатировать, что данное обещание ныне нарушено. Односторонние, антиканонические действия Константинопольского Престола на территории Украины, совершаемые при полном игнорировании Украинской Православной Церкви, являются прямой поддержкой украинского раскола. Среди многомиллионной паствы Украинской Православной Церкви вызывает крайний соблазн тот факт, что Константинопольский Патриархат, считая себя Церковью-Матерью для Украинской Церкви, подает своей дщери вместо хлеба камень и вместо рыбы змею (Лк. 11:11). Глубокая озабоченность Русской Православной Церкви ошибочным и искаженным представлением Константинопольской Церкви о происходящем на Украине была лично донесена Патриархом Московским и всея Руси Кириллом до Патриарха Варфоломея 31 августа 2018 г. Однако, как показали дальнейшие события, голос Русской Церкви не был услышан и через неделю после встречи Константинопольский Патриархат опубликовал антиканоническое решение о назначении в Киев своих «экзархов». В критической ситуации, когда константинопольская сторона практически отказалась решать вопрос путем диалога, Московский Патриархат вынужден приостановить молитвенное поминовение Константинопольского Патриарха Варфоломея за богослужением и с глубоким сожалением приостановить сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата, а также прервать участие Русской Православной Церкви в Епископских ассамблеях, равно как и в богословских диалогах, многосторонних комиссиях и всех прочих структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинопольского Патриархата. В случае продолжения антиканонической деятельности Константинопольского Патриархата на территории Украинской Православной Церкви мы будем вынуждены полностью разорвать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Вся полнота ответственности за трагические последствия этого разделения ляжет лично на Патриарха Константинопольского Варфоломея и поддерживающих его архиереев. Сознавая, что происходящее представляет опасность для всего мирового Православия, обращаемся в сей трудный час за поддержкой к Поместным автокефальным Церквам, призываем Предстоятелей Церквей проникнуться пониманием нашей общей ответственности за судьбу мирового Православия и инициировать братское всеправославное обсуждение церковной ситуации на Украине. Обращаемся ко всей полноте Русской Православной Церкви с призывом к горячей молитве о сохранении единства Святого Православия. *** 1 - Движимый искренним желанием поддержать Православие, находящееся в меньшинстве и подчас в достаточно непростой ситуации, Московский Патриархат со своей стороны предоставил в 1948 году автокефальные права Православной Церкви в Польше и подтвердил автономный статус Православной Церкви в Финляндии, предоставленный Святейшим Патриархом Тихоном в 1921 году, согласившись в 1957 году предать забвению все канонические споры и недоразумения между Финляндской Православной Церковью и Русской Православной Церковью, признать Финскую архиепископию в сущем статусе и передать в ее юрисдикцию Ново-Валаамский монастырь, после чего было восстановлено молитвенно-каноническое общение.

24-й день Великого поста. Чтение для детей Здравствуйте, дорогие дети и родители! Мы вновь рады приветствовать Вас на страницах православного сайта «Семья и Вера»! Сегодня наступил 24-й день Святой Четыредесятницы, а значит нам с Вами нужно прочесть очередную страничку из книги «Великий пост: чтение для детей на каждый день», посвященную сегодняшнему дню. КОГДА КРЕСТ СТАНОВИТСЯ РАДОСТЬЮ Почему Церковь относится к Кресту, на...

22. 03. 2017

Беседы с батюшкой. Подготовка к Великому посту Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”! Вот вновь мы с Вами приближаемся к прекрасному периоду духовной жизни, который Святые отцы называют весной души — Великому посту! Святая Четыредесятница, щедро наполненная Богом благодатью и небесных духом, открывает каждому из нас 100% шанс к духовному очищению и возрастанию. А с чистым сердцем куда как более...

18. 02. 2017

Беседы с батюшкой. Духовная польза поста Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”! Рождественский пост — продолжается, подготавливая православных христиан к великому и светлому празднику — Рождеству Христову! Тема духовной пользы поста освещена в очередном выпуске передачи “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”, гостем которой стал доктор богословия, врач-специалист в области организации...

22. 12. 2016

Беседы с батюшкой. Рождественский пост Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”! Рождественский пост, это не просто постовой отрезок времени в 40-дней, это уникальная возможность преобразить свою бессмертную душу, омолодить её дух, окрылить молитвой, чтобы вместе с Ангелами воспеть Рождественское славословие: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» Недавний выпуск передачи...

22. 12. 2015

Можно ли читать акафисты в Великий пост? Добрый день, дорогие наши посетители! Чтение акафиста — это особое молитвенное воззвание ко Господу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божьим. Многие христиане читаю акафисты ежедневно, соприкасаясь с Богом, Богородицей и святыми. Но когда наступает Великий пост, происходит что-то непонятное. Многие люди прекращают читать акафисты, заменяя их чтением псалтыри, или вовсе ничем не...

10. 03. 2015

Великий пост подходит к середине Добрый день, дорогие наши посетители! Великий пост продолжается, уже первая его половина почти подходит к концу. Благодатное время врачевания наших с Вами душ – не стоит на месте, и надо успеть ухватить край того благодатного покрова, коим покрывает Господь желающих спасти свою душу. Начать соблюдать пост никогда не поздно, и желание исправить свою жизнь может очень помочь нам в этом. Ведь что такое...

22. 03. 2014

Как вырасти духовно в Великий пост? Здравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»! Что нужно, чтобы происходил рост, чтобы пост не превращался только в воздержание от пищи? Протоиерей Александр Волохов дает прекрасный ответ на этот важный и сложный вопрос: — Я всегда постом вспоминаю историю про святителя Митрофания Воронежского. У него был келейник, которого он очень любил. И как-то под конец...

09. 03. 2012

К познавательному просмотру (и прочтению) предлагаем очередной выпуск передачи “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”, гостем которой стал клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве священник Александр Дроздов. Тема телепередачи: Воспитание через книгу. Передача от 8.07.2018 – Прежде чем говорить о нашей теме, хотел бы попросить Вас рассказать о сегодняшнем празднике – памяти святых благоверных князя Петра и...

23. 07. 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”! Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 4 июля 2018 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик: Жития святых – Преподобный Максим Грек; Чтение Апостола – Первое послание к Коринфянам (глава 2,3; стихи 9-8); Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 13, стихи 31-36); Толкование Евангелия — Свт. Иоанн Златоуст; Проповедь...

04. 07. 2018

Духовное чтение на 20 марта 2018 Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”! Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 20 марта 2018 года. На его страницах Вы можете прочесть жизнеописание преподобномучениц Марияи и Матроны Грошевых, прочесть отрывок из книги Бытия, помолиться, и прочесть наставление протоиерея Димитрия Смирнова. Жития святых – Преподобномученицы Мария и Матрона Грошевы; Священное...

20. 03. 2018

Рассказывать ли на работе, что постишься? Как поститься детям? Можно ли в Великий пост читать акафисты? Почему надо хоть раз причаститься на литургии преждеосвященных даров? Что можно читать в пост? На эти и другие вопросы наших читателей отвечает протоиерей Александр Ильяшенко.

Да, правда, в Великий пост не рекомендуется читать акафисты. Акафист – это форма церковной службы, которая стала популярной, поскольку имеет мажорную тональность. Пост – это время внутреннего глубокого сосредоточения, самоуглубления, покаяния. Атмосфера Великого поста с предчувствием Страстей Господних плохо соотносится с этим мажорным настроем, с припевом акафиста «радуйся».

– Насколько нужно оглашать окружающим (друзьям, приятелям), что соблюдаешь пост? В Рождественский пост я рассказала паре неверующих подруг, что держу пост – просто чтобы потом не было лишних вопросов (ходим вместе обедать), но теперь не уверена, что поступила верно.

Да, ваши сомнения совершенно обоснованны. Спаситель говорит в Евангелии: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Матф.6:16-18).

Поэтому никому не следует как-либо афишировать то, что он постится, за исключением случаев, когда есть уверенность, что такой разговор принесет собеседникам пользу. В противном случае лучше молчать. Если же кто-то спросит, не поститесь ли Вы, тогда, конечно, надо ответить, что поститесь.

Дело в том, что Преждеосвященная Литургия – жемчужина православного богослужения. Совершенно особенное богослужение, прекрасное по форме и содержанию, гармоничное, духовное и как-то по особому трогает сердца молящихся.

Литургия преждеосвященных даров совершается Великим Постом, то есть всего лишь примерно пятнадцать раз за весь год. Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров служится так нечасто в году, неразумно пропускать возможность посетить это богослужение.

Самое главное отличие от обычной воскресной литургии в том, что во время литургии преждеосвященных даров Дары уже освящены на предыдущей воскресной литургии. То есть Святые Дары – полнота благодати Божией – уже присутствуют в алтаре с самого начала. Также в чин этой Литургии включены совершенно особые молитвы, которые делают ее неповторимой.

Литургия преждеосвященных даров служится в будни дни, поэтому тем, кто работает, учится, трудно попасть на это богослужение. Но все-таки нужно постараться найти возможность хотя бы раз причаститься на Литургии Преждеосвященных Даров.

– Насколько нужно ограничить общение с друзьями в период поста? Допустимо ли приглашать друзей в гости для беседы? Можно ли ходить с друзьями, например, в музеи, на выставки?

Думаю, эти ограничения должны быть разумными. Ограничивать общение для упражнения в посте и молитве – правильно. Если же пост и молитва не страдают, можно и общаться. Только желательно не на первой, не Крестопоклонной и не на Страстной седмицах Великого поста.

Посещение выставок и музеев тоже желательно ограничить. Но не совсем исключать: нельзя ничего доводить до крайностей. Если же выставка открылась до поста, ее можно было посетить и раньше. Если этого не произошло, значит – не было уж такой необходимости в этом. Другое дело, что выставка началась во время поста, а после – уже закончится. И то, если она принесет какую-то душевную пользу.

– Я знаю, что постный устав написан для монахов, но всё же не хочется давать себе излишние послабления и в гастрономическом смысле. Можно ли самостоятельно определить, готова ли я к сухоядению два дня в неделю? В Рождественский пост я не обращала внимание на допустимость масла в те или иные дни.

– Мясные и молочные продукты желательно исключить. А что касается растительного масла, действительно, в монастырях ограничивают себя, но для мирян здесь нет такого жесткого ограничения.

– Я для себя и не смог до конца определиться. Как подготовиться и провести свой первый Великий пост? Причем, про воздержание от пустых развлечений, более внимательное сосредоточение на духовной жизни более-менее понятно, а вот то, что касается чисто физических аспектов – питания, занятия спортом? В прошедший Рождественский пост не ел мяса, но рыбу, молоко, масло полностью исключить не получалось. Как определить ту грань между принятием поста «по силам» и расслабленностью из-за лени?

– Пост – это не голод, это серьезное ограничение себя в пище, но если человек молодой, занимается спортом, то по всей строгости устава ему не требуется поститься. Пост – это время, когда человек напрягается, приобретает добрый навык ограничивать себя, побеждать свои слабости. Так что расслабляться нельзя. Хочешь стать сильнее? Постись. Но нельзя забывать, что пост это очень верное средство, а главная цель поста – стремление к Богу, и соединяет нас с Богом покаяние, участие в богослужении и Таинствах Церкви: исповеди, причастии Святых Христовых Таин.

– Какую литературу, фильмы желательно (либо позволительно) читать (смотреть) в пост? Я имею в виду не духовную литературу (фильмы). Понятно, что нужно больше времени уделять Святому Писанию, святоотеческой, наставляющей литературе. Но по опыту предыдущих постов у меня складывалось так, что читать только ее не получается – тяжеловато и это приводило к перегрузу и почти полному отсутствию чтения. И в Пост хочется иногда расслабиться с помощью более легкого чтения (фильма), к примеру – православной художественной литературы и аналогичных фильмов.

– Мне кажется, что есть книги, которые можно отнести именно к духовному чтению. Например, «Отец Арсений», «Неугасимая лампада» Бориса Ширяева – книга о заключенных на Соловках, «Несвятые святые» отца Тихона (Шевкунова). Эти произведения написаны сравнительно легким языком, легко воспринимаются. Безусловно, можно найти и другие книги, которые легки для восприятия, и вместе с тем – не отвлекают человека, а наоборот, помогают ему идти дорогой поста.

Очень важно ограничить себя именно в развлечениях. Но, если речь идет о чем-то, что приносит пользу твоей душе, то это собственно и не развлечение. Совсем неплохо сходить на какую-то интересную лекцию, на интересную выставку.

А вот просмотры художественных фильмов – это все-таки большая эмоциональная нагрузка. И если фильм талантливый, он тем более будет развлекать ум и отвлекать его от поста. Так что здесь нужен еще более строгий подход.

– Подскажите, пожалуйста, как провести пост человеку, который делает только первые шаги на пути церковной жизни?

Я была крещена в детстве, но в семье о вере никогда не говорилось. Относительно недавно стала интересоваться Богом и через мучительный поиск уже сама пришла к православию. Регулярно читаю Священное Писание и Священное Предание, много молюсь, но моя жизнь в храме только начинается. Живу в Америке, поэтому нет возможности часто бывать на службах, исповедоваться и причащаться. Посты никогда не соблюдала. Попыталась найти информацию о Великом посте в интернете, но поисковик выдает только монастырский устав. Прочитав этот устав, испытала чувство провала и невозможности выдержать пост, даже его не начав. Что бы вы порекомендовали в такой ситуации?

– Мера поста, конечно же, зависит от возраста. Для человека юного, молодого, пост должен быть ограничен. С другой стороны, сегодня в магазинах такой выбор постной питательной вкусной пищи, что поститься стало гораздо легче. Господь и намерение приемлет. Если человек прикладывает какое-то усилие, ограничивает себя в чем-то, то – уже хорошо. Хуже, если он начинает стремиться просто к фарисейскому исполнению буквы, то есть просто садится на некую диету. Вообще лучше всего о мере поста лично советоваться со священником. Ему проще, видя перед собой человека, понять, какая мера послушания будет посильной.

– Хочу задать вопрос про детский пост. У нас трое детей, и пока они были дошкольниками, особых вопросов не было: семья постится, мяса в холодильнике нет, дети постятся тоже. При этом, когда, например, дети были в гостях у бабушки, которая противник детского поста, тогда они ели все. То есть осознанности детской не было. От конфет и прочих вкусностей постом мы не отказывались – увы, я сама этого не могу, мне проще не есть мясо, а жаль, наверное, пост тогда для детей был бы более очевиден.

Сейчас старшая дочь пошла в школу, на очереди средняя. В школе старшая ест все, что дают, дома постится. Мы еще ходим в школу искусств, иногда не имеем возможности обедать дома, а там есть столовая. Дети, когда мы там обедаем во время поста, если я не напоминаю, уверенно покупают мясо и едят. Когда пытаюсь напомнить, что пост, скисают и начинают крутить носами: «Я гречку не ем, пюре невкусное»… Если без мяса в столовой, дети плохо едят, в итоге – голодные… В школе мы до позднего вечера, и дома тоже соответственно ничего не приготовлено. Что мне делать?

– Лучше детей недопостить, чем перепостить. Если сопровождать все чрезмерной строгостью, то со временем дети просто уйдут от поста и из Церкви. Излишние строгость, дидактичность, формализм – будут только во вред. Так что если дети голодные и с собой не удобно ничего взять заранее приготовленного, то пусть дети едят, что есть, пусть сами выбирают и пусть у них будет бодрое настроение. Это лучше, нежели они будут голодные, раздраженные.

В вопросе мама троих детей пишет, что дома к вечеру ничего не приготовлено. «Доля ты!– русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать», как сказал Некрасов. Конечно, трудно быть мамочкой троих ребятишек, но все-таки как-то нужно находить время, силы и готовить, но еда в доме должна быть.

– Добрый день, подскажите, как правильно поститься кормящим мамам? Ведь хочется, чтобы через грудное молоко попадали все полезные вещества! Можно ли есть все подряд, но читать каждый день акафисты? Можно ли после поста зачать сразу ребенка? Хотим второго! Или нужно разговеться, подождать какое-то время?

– По поводу меры поста для кормящих мамочек нужно советоваться с врачом. Так же, как и для детей, для кормящих пост должен быть очень ослабленным. Ведь кормящая не только сама питается, но и кормит ребенка и потому ей нужно не просто полноценное, но даже и усиленное питание. Молочные, рыбные блюда ей исключать не полезно, но даже если иногда она будет готовить себе мясо – ничего страшного. Только нужно стараться построже поститься в среду и в пятницу, но тоже, соизмеряясь со своими силами, чтобы слабости не было, чтобы голова не кружилась.

Что же касается второго ребеночка: было бы ваше желание, а ребеночка – Господь пошлет. Дай Бог, чтобы было именно так. На Светлой Неделе супружеское воздержание продолжается, по силам. Так что вот вам ответ на вопрос про разговенье.

– Церковный день начинается в 18.00. А в какое время начинается постный день?

– Мы живем, на самом деле, по двум системам отсчета времени. Церковный день начинается с вечера, а светский день – с полуночи. Так что церковный понедельник начинается в воскресение вечером и заканчивается в понедельник вечером. Но мы все-таки живем по гражданскому календарю, и потому среда и пятница – постные дни, и дни особой строгости во время поста для нас начинаются именно по привычному для всех измерению времени.

– Моей дочери 11 лет. Дома вся семья пост соблюдает. А как ей быть с питанием в школе? Плюс к скоромным блюдам им там ещё специально молоко выдают. Отказываться? Тогда она голодная будет. Посоветуйте, как быть?

– Мне кажется, не нужно отказываться от молока. И пусть ваша дочь ест в школе то, что дают. Важно, чтобы ребенок сохранял свои силы. Конечно, нельзя заставлять 11-летнего ребенка голодать. Дают в школе молоко – замечательно, пусть девочка его пьет и Бога благодарит.

– Я собираюсь первый раз в жизни начать поститься. Мне хотелось бы знать, что именно позволено и не позволено в Великий Пост, но не только в гастрономическом смысле, но и в плане духовном, социальном?

– Опять таки, здесь все зависит от возраста человека. Для юного человека пост ослабляется, для взрослого – можно и по всей строгости поста поститься, если есть силы. Питательной постной пищи сейчас – сколько угодно!

В духовном плане нужно стараться больше молиться, почаще посещать храм, попытаться побывать на чтении Великого канона Андрея Критского в Первую седмицу все четыре раза. Постараться обязательно помолиться на Литургии Преждеосвященный Даров, причаститься несколько раз за пост, усилить и свою келейную молитву, и церковную. Положить себе за обязанность прочитать какую-то книгу духовного содержания. А в социальном плане: найти того, кому твоя помощь действительно нужна. Можно пойти в храм, предложить свои услуги. В период Великого Поста необходимо себя ограничить от телевизора и прочих пустых развлечений.

– Как провести пост (в пищевом плане) человеку на многодневной вахте, с питанием в столовой?

– Как кормят там, так и ешьте. Разве что можете кусок мяса иногда отдать товарищу. Но, судя по тому, что речь о многодневной вахте, предполагается тяжелая работа, возможно – в северных холодных краях, где просто необходимо полноценно питаться.

Не нужно весь пост сводить к еде. Если нужно усиленно питаться – питайтесь. Где-то в чем-то себя ограничивайте: взрослый человек может подобрать себе ограничение. Усиливайте свою молитву, чтение Священного Писания, посещение храма. Если у вас по месту несения вахты нет храма, молитесь келейно.

– У нас дома пост никто не держит. Робкие мои намеки о том, что я собираюсь поститься были проигнорированы. Разумеется, насильно меня кормить никто не станет, но как разумнее: сразу жестко сказать: «У меня пост и я есть с вами непостную еду не буду»? Или немного поесть, чтобы не доводить до конфликта? Не хочется, чтобы кто-то знал о моем посте, но доводить до обид: «Я готовлю, а вы не едите…», – тоже не хочется.

– Раз прозвучала такая фраза, «Я готовлю, а вы не едите…», то речь явно о маме. И с ней нужно поговорить: «Мамочка, родная, пожалуйста, если можно, не давай мне за едой того-то и того-то». Но главное – это мир в семье. И если мама будет расстраиваться, что дочка или сын не ест чего-то, то ради поддержания мира в семье можно и съесть что-то.

Важно не декларировать свое стремление поститься, а смиренно просить. Ведь приготовление постных блюди – это дополнительная нагрузка на маму. Они переживает, ей хочется, чтобы все были сыты, а тут вдруг кто-то что-то не ест. Ей кажется, что он и заболеть может от этого. Так что, повторяю, с ней нужно не спорить, а попытаться мягко поговорить.

– Подскажите, пожалуйста, есть ли какие-нибудь послабления в пост (в еде, например) во время написании диссертации? Ее пишет муж…

– Здесь нужно смотреть по обстоятельствам. Написание диссертации – напряженное время. И как здесь поститься – зависит от финансового положения семьи, и от вашей изобретательности. Можно строго соблюдать пост и готовить постные блюда, и они будут вкусными и питательными.

Дело здесь даже не в диссертации. Пост нужен человеку, который ходит в храм, исповедуется и причащается. Если ваш муж загружен только диссертацией, в храм не ходит, не исповедуется, не причащается, то ему поститься бессмысленно. А если он продолжает жить церковной жизнью, то нужно смотреть по силам: ваш муж взрослый человек, сам способен решить, насколько строгим может быть его пост.

– Корректно ли говорить о посте для монахов и мирян? То есть сухоядение и еда без масла – это для монахов, а миряне могут на степень полегче. И в разных календарях на одни и те же дни, отмечены разные степени соблюдения поста.

– Конечно, требуется церковное решение о мере поста для монахов и мирян. Пока такого решения нет. Поэтому каждый должен принимать для себя решение. Всегда чем строже, тем лучше. Но это должно согласовываться со многим: с условиями жизни, со здоровьем, со здравым смыслом. Нужно думать и находить наилучшее решение в конкретных обстоятельствах.

– На работе в дни поста коллеги приносят угощение на свой День рождения. Торт или пирожные. Отказываться несмотря ни на что или угощаться? Объяснять причину отказа или нет?

– Никому никакие причины, я думаю, объяснять не надо. Можно себе на тарелку чего-то положить, откусить маленький кусочек или сделать вид, что ты ешь. Когда у человека что-то лежит в тарелке, к нему обычно не пристают с расспросами: «Чего ты не ешь?» Если есть возможность выбрать какое-то более постное угощение, то взять его.

В конце концов, лучше съесть маленький кусочек, чем фарисействовать, демонстративно отказываясь и рассказывая про пост.

– Я пощусь не первый год, и понимаю весь смысл этого особенного времени. У меня вопрос по поводу увлечений во время Великого поста. Знаю, что любые увеселительные мероприятия нужно свести к минимуму. Касается ли это правило танцевальных кружков? Я хожу в школу танцев. Скажите, нужно ли мне прекратить посещать занятия, учитывая то, что танцую я только на занятиях, а не в ночных клубах или на различного рода вечеринках?

– Мне кажется, что лучше бы вместо занятий танцами увеличить время на духовную жизнь, на посещение храма, на какие-то благие дела, на помощь нуждающимся. Все-таки танцы – это эмоционально-развлекательное занятие, которое лучше в пост отложить.

– Я беременна, батюшка мне запретил гастрономический пост, телевизор я и так не смотрю, молюсь, в храм хожу, где получается, дела добрые делаю. Как провести пост с пользой для души?

– По-моему, вы все правильно делаете. И правильно вам батюшка запретил гастрономический пост. Хорошо, что вы не смотрите телевизор, посещаете храм. Будьте радостной, благодушной, смиренной и терпеливой.

– Мне 24, мужу 30 лет, мы только первый год в Церкви, это будет наш первый Великий пост. Я где-то прочитала, что длительное воздержание от супружеских отношений в пост полезно только для тех пар, которые для этого достаточно созрели. Как поститься не во вред для отношений?

– Мне кажется, что чем строже в этой сфере, тем лучше. Да, супружеский пост труден, но вполне возможен. Но, чем горячее дьяволу противостоишь, тем лучше. Опять таки «строже» – это обязательно по силам. Чтобы, если все будет сверх силы, не возникло бы искушений.

Апостол Павел говорил: ««Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 5)». Всегда надо искать «золотую середину» – не давать себе поблажек, не распускаться, но и не брать на себя неподъемные нагрузки. Поэтому такие тонкие и деликатные проблемы лучше согласовывать со священником в личной беседе.

– Моему ребенку исполнилось 7 лет. До этого он причащался без предварительного поста. Скажите пожалуйста: сколько нужно поститься перед причастием ребенку, надо ли мне вместе с ним читать все каноны и последование ко причастию (он еще читать не умеет). И еще: как донести до ребенка что такое исповедь и покаяние? Он всерьез ничего не воспринимает.

Теперь хочу задать вопрос о себе. Во время службы в церкви, когда читают Евангелие, мне становится не по себе, прямо сказать очень дурно. Кружится голова, почва уходит из под ног, боюсь упасть. Далее все проходит. А когда подхожу к Святой Чаше причаститься тут вообще хоть беги… Сердце начинает так трепыхаться в груди, ноги трясутся, страх необычайный нападает, всю лихорадит, состояние полуобморочное. Крепко молюсь, чтобы Господь укрепил. После, когда подхожу к запивке не могу взять кружечку трясутся руки, всю трясет! Часто бывает текут слезы от счастья, что ничего не случилось, что сподобилась причаститься. Скажите, пожалуйста, что со мной не так? Из-за такого состояния, редко причащаюсь, и то стараюсь попасть на Литургию в будний день, чтобы народу к причастию было как можно меньше. Помогите понять, что со мной происходит? Я что-то не так делаю? Или может быть во мне бесы сидят?

– Что касается последнего вопроса: конечно, нет, дело ни в каких не в бесах. Ни в коем случае себя не накручивайте. Просто, видимо у вас такая конституция, что организм с трудом переносит даже временный голод, или, может быть, Вам плохо от духоты. Возможно, Вам следует поговорить с врачом. Может быть, у Вас организм как-то истощен, и его нужно подкрепить.

Что касается детской исповеди: ребенку, чем реже исповедоваться, тем лучше. Ну, какие у семилетнего ребенка могут быть грехи? Выискивать их нельзя ни в коем случае, иначе исповедь потом станет чем-то формальным и неискренним. Если все хорошо, если мамочку слушается, то и исповедоваться ему не надо. Ну, а если нашалил серьезно, маму не слушался, то, конечно пусть подойдет и скажет на исповеди. Только это должно быть действительно то, что он сам может понимать как грех, а не какие-то вложенные в его уста слова взрослых. А то, бывает, подходит мальчик и говорит: «Произносил Имя Господа всуе». Естественно, что это его родители научили. Только вот непонятно – зачем? К исповеди это никакого отношения не имеет.

Никаких длинных молитв читать ребенку категорически нельзя. Иначе он, бедный, совсем отойдет от Церкви. Молитва должна быть для ребенка по силам. 5 минут выстоять – и то для него много. «Богородице Дево, радуйся», «Отче наш» прочитали, и пусть он идет укладываться спать.

– Я 7 лет болен диабетом 2 типа. При нем три «ключа лечения»: диета, таблетки, движение.

Некоторые диабетики соблюдают пост с послаблениями до молочного, а некоторые вообще не соблюдают, мотивируя, что вся жизнь больного диабетом – строгая диета. Речь, конечно, я веду о гастрономической составляющей поста. Священник, у которого исповедуюсь, разрешил вообще не поститься, но так я себя ущербно чувствую. Вот я и думаю, что в понедельник, среду и пятницу в течение всего поста, и все 5 дней 1-ой, 4-ой и 7-ой недели можно сухоядение, а в остальные дни – с рыбу и молочные продукты… Можно ли так поступить?

– Мне кажется, вы не совсем правы. Если священник вам сказал, что не нужно соблюдать пост, значит, нужно его послушать. Послушание паче поста и молитвы. Если хотите себя в чем-то ограничить, именно у него и надо спросить, тем более речь идет о таком хорошем разумном батюшке.

– Подскажите, пожалуйста, в еде в пост можно допускать некоторые послабления, если очень строжайших врачебных ограничений нет, но есть проблемы с пищеварением (заболевания), и иногда съесть кусочек вареного мяса или выпить стакан кефира, а не овощи и хлеб – значит значительно улучшить самочувствие и убрать некоторые неприятные проявление болезни?

– Если какой-то вид еды рассматривается как лекарство и действительно улучшает самочувствие, то, на мой взгляд, вполне допустимо допускать такие послабления. То есть поститесь настолько строго, насколько можете. Но если нужно для укрепления сил поесть более калорийной еды, то – ешьте. Болезнь сама по себе – строжайший пост.

Пост в полную меру прописан для здоровых людей.

– У меня двое маленьких детишек, младшего недавно перестала кормить грудью. По причине беременностей и грудного вскармливания не постилась полноценно несколько лет. Теперь с непривычки мне сложно поститься, как положено. Кроме того, не постятся муж и дети, и соблюдать пост еще сложней. Нужно ли мне советоваться с приходским священником о мере поста? Дело в том, что у нас всего два батюшки на приходе и докучать им вопросами «можно ли мне рыбу по выходным» неудобно. Можно ли определять меру поста самостоятельно?

– Конечно, можно определять меру поста самостоятельно, но, все-таки, можно подойти к священнику (в будний день, когда народу вокруг не так много) и объяснить ситуацию и попросить совета. Мне кажется, это будет лучше всего.

– Скажите, пожалуйста, можно ли мамочке младенца (3года) есть еду малыша, если не доест во время Великого поста? У нас малыш всегда либо недоедает, либо отказывается, тогда еду доедают родители, чтобы продукты не пропадали.

– Здесь нужно несколько иначе настроиться и просто класть ребенку на тарелку меньше, чем вы привыкли. То есть подстраиваться под ребенка, а не под себя, думая, что он должен съедать столько-то. А он столько не хочет! Положите чуть-чуть, и пусть он эти чуть-чуть съест, глядишь, и добавки попросит, тогда и доедать не придется.

Благословение на совместное чтение Псалтыри от архимандрита Кирилла из Новодевичьего монастыря.
Если бы не високосный год, то сегодня был бы последний день зимы, а завтра весна - пора обновления, роста и цветения. Вот и нам пора готовиться к нашей весне, ведь через две недели начнётся Великий пост. Впереди ещё несколько деньков марта, масленица и: "Господи и Владыко живота моего... ".
Поэтому по традиции приглашаю вас на совместное чтение Псалтыри.

Итак, выбираем себе кафизму. Имя своё пишем то, что в крещении .
Под катом шпаргалочка по чтению. Если возникли какие то вопросы - постараюсь в меру сил и знаний ответить. Не стесняйтесь, спрашивайте. Никто из нас не родился со знанием и умением чтения - у всех был свой первый раз, все прошли через косяки и ошибки, тут нет ничего страшного.

Начинаем 14 марта, заканчиваем 22 апреля!
На Лазареву субботу, Вербное и Страстную неделю уже не читаем.
У кого есть желание продлить своё чтение самостоятельно - всегда пожалуйста. Только помните, что по Уставу Псалтырь не читают на Светлой седмице. На этой неделе не плачут, а радуются. :)
Ну, а мы пока только в начале нашего пути.

ЗЫ: чудесным образом за вчера и сегодня все кафизмы разобрали, и список пошёл на второй виток.
Если еще кто хочет читать вместе с нами - присоединяйтесь!!!

1. Лидия (lidikk) + Ольга (shch_helga)
2. Иулия (yuvikom) + Татьяна (мама Юли (yuvikom))
3. Марина (mica68) + Ольга (Смоленская от shiha_shiha)
4. Ольга (pochta_polevaya) + Анастасия (от wirla)
5. Елена (Трофимова от shiha_shiha)+ Светлана (от wirla)
6. Михаил (newcopperbeard) + Наталья (rbng1)
7. Наталья (Чернавская) + Иулиания (от Наташи Чернавской)
8. Иулия (Ужовская от shiha_shiha) + Мария (savimar1)
9. Андрей (summer56) + Елена (КлеоЕлена)
10. Игорь (podvysotskii_i)+ Маргарита (от bella_nora08)
11. Марина (Свищенкова от shiha_shiha) + Ольга (wirla)
12. Екатерина (gabusha) + Бертран (от mica68)
13. Анна (Жукова от shiha_shiha)
14. Людмила (shiha_shiha)
15. Ольга (romanova_olya_1)
16. Ксения (bezverxa)
17. Елена (himmelhoh от pochta_polevaya) + Татьяна (seans_skazok)
18. Фотинья (bella_nora08) + Лидия (Лидия Тимофеева)
19. Инна (inaka) + Дарья (mishnouri)
20. Анна (art_of_my_mind) + Надя (от Бертрана) - именно Надя, а не Надежда!

Перед началом чтения всей Псалтыри читаются молитвы которые напечатаны в книге перед всеми кафизмами... (1 раз )

каждый день:
Каждая кафизма начинается с «Придите поклонимся…»

По первой «Славе»:

3 раза ).
Господи, помилуй (3 раза ).

Спаси, Господи, и помилуй Святейшего Патриарха Кирилла со всею его благочестивою паствою и отца моего духовного (имя рек) со всеми его духовными чадами и раб Твоих:
(наши имена по списку )
И всех сродников и близких, и всех православных христиан на всяком месте владычествия Твоего, подаждь им, Господи, вся яже ко спасению прошения и исполни во благих прошения их, и прости им всякое согрешение вольное же и невольное по великой Твоей милости и неизреченной любви к роду человеческому, и их святыми молитвами помилуй и спаси мя, грешнаго(ую).

По второй «Славе»:
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуйа, аллилуйа, аллилуйа, слава Тебе, Боже (3 раза ).
Господи, помилуй (3 раза ).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:
Со святыми упокой, Христе, души усопших раб Твоих:
(имена преставленных родственников и близких )
И всех их и моих сродников в вере и надежде воскресения скончавшихся и всех праотец, отец, братий и сестер наших, зде лежащих и повсюду православных христиан: прости им, Господи, всякое согрешение вольное же и невольное и даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоея бесконечныя и блаженныя жизни наслаждение.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По третьей «Славе»:
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуйа, аллилуйа, аллилуйа, слава Тебе, Боже (3 раза ).
Господи, помилуй (3 раза ).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В последний день поста, не смотря на то у кого какая кафизма была последней , читаются заключительные молитвы после чтения Псалтыри (они находятся в конце книги).