Творческая аттестационная работа «Стили общения (по В.А. Кан-Калику)

Стиль педагогического общения

Стиль-это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми - это категория социальная и нравственная.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся - общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством. О таких учителях говорят: «За ним дети (ученики) буквально по пятам ходят!»

2. Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.

3. Общение-дистанция. Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, в обучении - со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Этот стиль не способствует созданию творческой атмосферы. Но это не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в общей системе отношений ученика и педагога, в их совместном творческом процессе и диктуется логикой этого процесса, а не просто волей учителя.

4. Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность, представляет собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческий поиск детей.

5. Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль, характерно для молодых учителей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики.

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ

ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)

Направление – 44.03.01 Педагогическое образование

Направленность – Начальное образование

Булатова Светлана Евгеньевна

Творческая аттестационная работа

«Стили общения (по В.А. Кан-Калику)»

УФА 201 7

Стили общения (по В.А. Кан-Калику)

Стиль-это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми - это категория социальная и нравственная.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся - общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством. О таких учителях говорят: «За ним дети (ученики) буквально по пятам ходят!» Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.

2. Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3. Общение-дистанция. Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, в обучении - со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Этот стиль не способствует созданию творческой атмосферы. Но это не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в общей системе отношений ученика и педагога, в их совместном творческом процессе и диктуется логикой этого процесса, а не просто волей учителя.

4. Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность, представляет собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческий поиск детей.

5. Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль, характерно для молодых учителей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики.

Литература: Педагогика и психология высшей школы./под. ред. М. В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.

В. А. Кан-Калик был одним из основателей исследований проблем Пед. О., рассматривая его как важнейшую составляющую профессиональной творческой деятельности учителя. Он трактовал профессиональное Пед. О. как систему приемов и навыков органичного социально-психол. взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием к-рого является обмен информацией, оказание воспитательных воздействий, организация взаимоотношений с помощью разл. коммуникативных средств. Педагог выступает активатором этого процесса, организует его и управляет им. Пед. О. - особый вид творчества, к-рое проявляется на всех этапах пед. процесса: в умении понять состояние учащегося, в искусстве выстраивания и развития взаимоотношений учителя и ребенка, воздействия на партнере по О., управления собственными психическими состояниями, преодоления разнообразных психол. барьеров, в вызывании творческого самочувствия и оптимизма. Большое значение при подготовке педагога к осуществлению всей его коммуникативной деятельности придается приемам театральной педагогики. Структура профессионального Пед. О., по Кан-Калику, включает ряд стадий: 1) ориентирование в условиях О. осознание педагогом стиля собственного Пед. О. с аудиторией, восстановление в коммуникативной памяти предыдущих особенностей О. в данном коллективе, уточнение стиля О. в новых коммуникативных условиях, создание предкоммуникативной атмосферы; 2) привлечение к себе внимания объекта Пед. О. Здесь особо значимы речевые характеристики коммуникативной деятельности; 3) своеобразный поисковый этап: происходит, быстрая корректировка и окончательное уточнение приемов Пед. О.; 4) вербальное Пед. О., изложение учителем учебного мат-ла. Подчеркиваются вербальные способности учителя: выразительная яркая речь, к-рую характеризует точность и умение вызывать яркие образы у слушающих; 5) обратная связь - содержательная и эмоциональная. У начинающего учителя могут возникнуть психол. барьеры: боязнь класса, отсутствие контакта; сужение функций О. (педагог учитывает только информационные задачи Пед. О., упуская из виду социально-перцептивные и эмоционально-коммуникативные функции Пед. О.; негативные установки на класс из прошлого негативного опыта О. с данным классом; боязнь Пед. О.; барьер подражания, когда молодой учитель, подражая чужому стилю О., «накладывает» его на свою педагогическую индивидуальность. Профессиональное Пед. О. различается В. А. КанКаликом по видам: отражения (сложное-простое), отношения (личностное-ролевое), обращения (открытое-закрытое). На основании этих признаков была разработана типология организации процессов Пед. О., к-рая представлена типами: диалогический, доверительный, рефлексивный, альтруистический, манипулятивный, псевдодиалогический, конформный, монологический). Творческая индивидуальность учителя находит свое воплощение в стиле Пед. О., под к-рым понимаются индивидуальнотипологические особенности социально-психол. взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле Пед. О. выражаются: а) особенности коммуникативных возможностей учителя; б) сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; в) творческая индивидуальность педагога; г) особенности пед. коллектива. Самый плодотворный стиль - Пед. О. на основе увлеченности совместной творческой деятельностью; продуктивным является и стиль О. на основе дружеского расположения, при этом дружественность должна быть педагогически целесообразна. Важна в Пед. О. адекватная дистанция, к-рая выступает показателем профессионализма педагога. Негативный стиль - О.-устрашение. Отрицательно в работе с детьми и О.-заигрывание, к-рое возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных пед. задач; б) отсутствия навыков Пед. О.; в) боязни О. с классом и неумении наладить контакт с учениками. В стиле Пед. О. выражается творческая индивидуальность педагога и такое личностное качество как общительность, к-рая рассматривается как единство 3 компонентов: потребности в О., хорошего эмоционального самочувствия (до, во время и после Пед. О.), коммуникативных навыков и умений. В работах В. А. Кан-Калика излагаются не только теорет. положения о Пед. О., но и практические рекомендации по их развитию у будущих и работающих педагогов, по формированию у них гуманистического отношения к детям. Лит.: Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979; Он же. Педагогическая деятельность как творческий процесс, Грозный 1976; Он же. Педагогическое общение преподавателя и студентов в условиях советского вуза // Основы педагогики и психологии высшей школы. М., 1986; Он же. Учителю о педагогическом общении. М., 1990; Кан-Калик В. А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопр. психологии. 1985, № 4; КанКалик В. А. Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990. Я. Л. Коломинский

Виктор Абрамович Кан-Калик - ректор Чечено-Ингушского Университета, талантливый педагог и учёный, трагически погиб в 1991 году от рук бандитов в дудаевском Грозном.

Он выходил из здания университета с проректором Абдул-Хамидом Махмудовичем Бислиевым, одним из ведущих специалистов в СССР по физике магнитных явлений, когда к нему подошли вооружённые бандиты и потребовали последовать за ним в «Волгу». Проректор Бислиев оказал сопротивление и был расстрелян, а Виктор Абрамович был увезён в неизвестном направлении. На долгое время близкие его были повергнуты в кошмар и ад неизвестности. Его тело, со следами пыток, было обнаружено в начале марта 1993 года захороненным в Грозненском районе.

Эта трагедия потрясла всех, кто знал Виктора Абрамовича - человека, для которого сделать что-то хорошее близким, дальним, своим студентам, университету, городу, республике было жизненной миссией. Иной и желал бы, да нет этого дара - так щедро делиться знаниями, энтузиазмом, просто приветом.

Виктор Абрамович (крайний справа) с коллегами почти на ТОМ месте, где был убит проректор Бислиев, а сам он похищен 11.11.1991г. (Фото: Тангиев Георгий Иванович)

Я помню Виктора Абрамовича с детства, потому что мама преподавала в университете и брала меня на студенческие вечера и театральные постановки, в которых он был постоянным активным участником. Она эти вечера в ту пору курировала. Яркий, подвижный, увлечённый, он выделялся на фоне других студентов, являя собой в глазах школьницы квинтэссенцию студенчества в лучшем его проявлении.

Когда я сама стала студенткой, мне повезло слушать лекции В.А.. Как лектор он неизменно виртуозно владел аудиторией. Лекции всегда начинались неожиданно. Вот начало одной из них по педагогике на ф-те романо-германской филологии - В.А. стремительно входит в лекционный зал со словами «Вы открываете дверь в класс, и... вам в лицо летит тряпка. Ваша реакция?». Зал стихает, все сосредоточились на разрешении проблемы - в секунды большая аудитория отмобилизована на процесс педагогического общения.

В.А. Кан-Калик (второй справа) в приёмной комиссии.

Интерес, вызванный лекциями, яркость личности В. А. Кан-Калика и способствовали тому, что я напросилась к нему на дипломную работу. Признаюсь, не слишком задумывалась о том, как же мне повезло. Позднее были у меня ещё научные руководители, и тогда только, сотрудничая с ними, я поняла, что такие щедрые и бескорыстные, как Виктор Абрамович, - редкость.

Тему для дипломной работы - весьма важную и занятную - предложил Виктор Абрамович - «Актёрское мастерство учителя». Компьютеров тогда в обиходе не было - я обложилась собраниями сочинений Станиславского, Макаренко и других выдающихся педагогов-мыслителей. Интересно и ново было впервые углубиться в исследование. Оказалось, Макаренко - сознательно или интуитивно - действовал прямо по Станиславскому, - вот ведь восторг.

Встречаются люди, общение с которыми неизбежно и обречённо гаснет. И есть такие, которые способны завести окружение на продуктивный диалог, и В.А был искусником в деле оживления любой дискуссии и направления её в позитивное русло. Без рисовки. Какая рисовка, он не был озабочен собой - практически не найти фотографий В.А. - он был так сильно и так творчески ангажирован предметом разговора, что и участник заражался интересом к нему.

За немалую уже жизнь мне довелось повстречать много способных, одарённых людей, но ни одного, чьи способности сопрягались бы со столь позитивной и мощной центробежной энергетикой, какая была свойственна В.А.. Лекции по педагогике, эстетике, искусству, занятия в организованном им клубе любителей кино «Контакт», любое общение с ним искрились самоотдачей. В преподавании приоритетом для него было возбудить любопытство, интерес; не наполнить сосуды - зажечь в них огонь. Обладал В.А. и исключительными организаторскими способностями. Поставить роскошный спектакль или шоу республиканского масштаба - всё было ему легко, весело, всё в радость.

(Крайний слева) На репетиции. 1968 г.

В немногочисленных публикациях о В.А. Кан-Калике в прессе затрагивается этническая тема, мол, Кан-Калика избрали ректором лишь потому, что чеченцы и ингуши не хотели ректора из славян или из них самих. По меньшей мере странная аргументация. Укоренённый в сложившемся социуме республики, проникнутый любовью к её народам, восхищённый великолепной природой края, о которой говорил с пылкой любовью, энциклопедически эрудированный педагог и организатор В. А. был не просто на своём месте в качестве ректора, он был сказочной удачей для университета большого города образованных людей и всей динамичной республики. Не укладывается в голове, что прямо перед гибелью В.А. должен был председательствовать на еврейском съезде в так называемом г. Джохар (ранее и ныне Грозный), на котором еврейская община должна была обсудить признание и поддержку дудаевской власти. Невозмодно представить себе, чтобы В.А., с его культурой и русской половиной, был способен одобрять творившийся тогда в республике террор русского и русскоязычного населения.

Доводилось общаться с Виктором Абрамовичем в Москве. К тому времени он был уже ректором ЧИГУ, самым молодым в России, а я училась в аспирантуре, спрашивала его советов. Рассказывал он и о своих делах, о необходимости глубокого погружения в чеченскую и ингушскую культурологию, о важности знания тейпового устройства этноса, о различии даже в языках тейпов. В Средней школе мы изучали географию Чечено-Ингушетии, но в такие детали не входили, и слушать В.А. было бесконечно интересно - кто слушал его лекции, тот знает, как живо он мог преподнести любую информацию.

Вспоминается. Мы с мамой встречаем радостного В.А. на улице Ленина, он, получил долгожданное жильё, вторжильё, как сейчас такое называют, в доме, где до его кончины жил стареющий и серьёзно больной сын Нины Яковлевны Зеленской, к тому времени давно уже ушедшей директрисы школы, в которой я училась. Можно представить себе, в каком убитом состоянии была эта квартира.

Да! Там ужас на крыльях ночи, - весело сообщил В.А. - Но есть существенная компенсация: в квартире среди редкостного хлама и грязи обнаружилась целая россыпь бриллиантов!

Реально бриллиантов? - изумляется мама.

Представьте, дореволюционные букинистические шедевры. Шикарная библиотека!

Последняя встреча с В.А. состоялась в Москве осенью 90 года, она оставила меня в растерянности, если не в подавленном состоянии духа. В.А. резко похудел. Перемена была такой, что при случайной встрече я бы его не сразу узнала. Он всегда был плотного сложения, и я пошутила, что теперь он мог бы запросто перейти на нелегальное положение. Пояснил, что высокое давление заставило его практиковать суровую диету. Заметила я и то, что он сильно погрустнел и перестал искриться, но о последнем промолчала. Он выглядел усталым, озабоченным, погружённым в себя. От встречи осталось ощущение тревоги за него. Правда, волновалась я о здоровье, о расставании с лучащимся Виктором Абрамовичем прежних лет.

Мама впоследствии рассказала мне о её собственной последней встрече с В.А. в Грозном. Они столкнулись в дверях. Встреча была столь мимолётной, что она запомнила её досконально.

Витя, что-то ты неважно выглядишь!

Буквально на ухо он сказал только одну фразу:

Хожу по лезвию ножа...

Из этой фразы мама делает вывод о том, что ему были угрозы, он знал о какой-то опасности.

Я живо помню его молодым преподавателем, несущимся по коридору мимо группы студентов, и его опережающий и такой жизнеутверждающий возглас, обращённый к нам.

М., Просвещение, 1987. - 190 с.
Автор в популярной форме на основе личного педагогического опыта и опыта других педагогов рассматривает типичные затруднения, возникающие в общении учителя с классом, раскрывает секреты педагогического общения, вопросы воспитания и обучения, связанные с контактами учителя и детей.

Предмет изыскания - педагогическое общение - очень труден для анализа. Представим, наставник входит в класс, начинает хороший урок. Впрочем, давайте пристально пристально посмотрим за воспитателем и ребятами. Вот он (она) стоит у стола и увлеченно что-нибудь повествует ребятам. Между ними возникает психологический контакт. Но осязаем ли он реально со стороны? Вряд ли. Таким образом, в книжке будет поведано про то, что довольно тяжело поймать постороннему наблюдающему. И все же, любому преподавателю может быть полезно осмыслить процесс педагогического общения и себя как персона, как специалиста в данном процессе.

Предлагаемая книжка обобщает те исследования по вопросам общения, которые добыты coвременной психолого-педагогической и социально-психологической наукой и имеют все шансы могут быть полезны преподавателю самого широкого профиля: преподавателю, педагогу, мастеру производственного преподавания и т. п., с иной - ориентирована на развитие таковой трудной и малоисследованной сферы.

Глава II. Система профессионально-педагогического общения.
1 Структура общения.
2. Коммуникативное обеспечение урока.
3. Несколько слов о коммуникативной культуре учителя.

Глава III. Общительность педагога и пути ее самовоспитания.
1. Коммуникативные умения и коммуникативные способности.
2. Общительность как профессионально-личностное качество.
3. Можно ли развивать общительность?

Глава IV. Творческое самочувствие педагога в общении и пути управления им.
1. Коммуникативное вдохновение и пути его формирования.
2. Общение и творческое самочувствие.
3. Управление творческим самочувствием.

Глава V. Стиль профессионально-педагогического общения
1. Стиль педагогического общения и его виды.
2. Индивидуальный стиль общения педагога.

Глава VI. Технология профессионально-педагогического общения.
1. Стадии профессионально-педагогического общения.
2. Речевые способности и их роль в педагогическом общении.
3. Средства, повышающие эффективность коммуникативного воздействия.
4. Педагогическое общение как взаимодействие.

Глава VII. Тренинг в профессионально-педагогическом общении.

Глава VIII. Педагогическое общение в семье.

Скачать файл

  • 185.3 КБ
  • скачан 66 раз
  • добавлен 23.02.2011

  • 1.83 МБ
  • скачан 150 раз
  • добавлен 21.02.2010

Учебное пособие. Питер, 2004. - 316 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).
Учебное пособие представляет собой первое целевое издание для переподготовки педагогических кадров. Оно построено на компетентном подходе, предполагающим активное использование профессионального и личностного опыта читателя. Логика изложения соответству...

  • 464 КБ
  • скачан 59 раз
  • добавлен 17.02.2011

Педагогика в системе наук.
Методологические и аксиологические основы педагогики.
Развитие, социализация и воспитание личности как педагогическая проблема.
Обучение и его место в целостном педагогическом процессе.
Закономерности, принципы, формы и методы обучения.
Содержание образования.
Воспитание базовой...

  • 7.28 МБ
  • скачан 34 раза
  • добавлен 15.04.2011

Изд-во Просвещение, 1990. -255 с. ISBN: 5-09-001745-X. Серия Беседы психолога.
Эта книга, как и предыдущая ("Учителю о практике психологической помощи"), написана под воздействием живого человеческого материала, с которым связана работа психолога в психоневрологической больнице. Книга адресована воспитателям, родителям, учит...

  • 724 КБ
  • скачан 108 раз
  • добавлен 04.06.2010

Издательство: Педагогическое общество России, 2005. - 160 с.
Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи учителя. Обращение к проблеме техники речи будущего учителя в свою очередь предполагает преобразование учебного процесса в педа...

  • 73.5 КБ
  • скачан 9 раз
  • добавлен 10.03.2011

Вопрос №
1. Переведите на язык категорий законов диалектики проблему поощрения и наказания детей.
Вопрос №
2. Рассмотрите на конкретном педагогическом примере, как тот или иной поступок ребенка (явление) раскрывает сущность его личности. Стоит ли беспокоиться, если всегда правдивый ребенок вдруг обманул воспитателя и...