Порядок перерегистрации и снятия с учета ккт.

При снятии с регистрации онлайн-кассы следует учитывать требования ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники…" (далее - Закон № 54-ФЗ).

Онлайн-кассу можно снять с учета по заявлению пользователя и без такого заявления - по решению налогового органа.

В первом случае онлайн-кассу снять с регистрации придется, если кассовый аппарат (п. 5 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • передан другому пользователю;
  • утерян или похищен;
  • неисправен.

Во втором случае налоговая инспекция самостоятельно снимет с учета ККТ, если (п. 15 , , 18 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • обнаружено несоответствие экземпляра ККТ требованиям законодательства РФ. При этом необходимо в течение 30 дней с даты снятия ККТ с регистрации представить в налоговую инспекцию фискальный накопитель (абз. 4 п. 8 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ). Повторная регистрация такого экземпляра ККТ возможна при устранении выявленных нарушений;
  • по истечении срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе. В течение 60 календарных дней с даты снятия ККТ с учета следует представить в инспекцию все фискальные данные, которые хранятся в фискальном накопителе на момент снятия с учета и не переданы в налоговую инспекцию (за исключением случая поломки фискального накопителя);
  • в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) внесена запись о прекращении деятельности организации (предпринимателя).

Этап 1. Подача заявления

Заявление о снятии с регистрации онлайн-кассы необходимо подать в налоговую инспекцию не позднее одного рабочего дня со дня передачи ККТ другому пользователю или обнаружения утери (хищения), а при поломке ФН – не позднее 5 рабочих дней со дня его поломки.

Такое заявление можно подать (п. 1 , 10 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • в любую налоговую инспекцию - в бумажном виде (форма заявления и порядок его заполнения утв. приказом ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@);
  • в электронной форме через кабинет ККТ. Датой подачи заявления будет дата его размещения в кабинете ККТ.

В заявлении следует указать (п. 6 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • ИНН налогоплательщика;
  • наименование модели ККТ;
  • заводской номер экземпляра ККТ, зарегистрированного в налоговом органе;
  • сведения о случаях хищения или потери ККТ (при наличии таких фактов).

Вместе с заявлением о снятии с регистрации ККТ необходимо представить в инспекцию отчет о закрытии фискального накопителя (п. 8 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Отчет о закрытии фискального накопителя можно не передавать в налоговую инспекцию в случае (абз. 3 п. 8 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • утраты ККТ вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
  • хищения ККТ;
  • поломки ККТ по причине заводского брака, если производитель подтвердит, что нельзя считать фискальные данные и сформировать отчет.

Пользователь, который обнаружил поломку ФН, должен направить его производителю на экспертизу. Она должна быть проведена в течение 30 календарных дней со дня получения ФН. По результатам экспертизы составляется заключение, которое производитель направляет пользователю и через кабинет ККТ в налоговые органы. В нем должны быть ответы на вопросы о заводском браке и о возможности считывания всех фискальных данных с ФН. Если заключение подтверждает, что из сломанного ФН можно считать данные, пользователь обязан направить их в налоговую не позднее 60 дней с даты подачи заявления о перерегистрации (снятия с учета) ККТ (п. 8.1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Если инспекция снимает с учета ККТ в одностороннем порядке по истечении срока действия ФН и имеется факт его поломки, то пользователь должен отдать ФН изготовителю для проведения экспертизы. Если по результатам экспертизы производитель подтвердит, что невозможно считать фискальные данные, то в налоговую можно не представлять отчет о закрытии фискального накопителя. Этот отчет следует представить в налоговую, если производитель сочтет, что данные ФН можно считать. Сделать это нужно в течении 60 календарных дней с даты снятия ККТ с учета (п. 16 и п. 8.1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

ККТ можно применять в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы, например, если деятельность происходит в удаленных от услуг связи местностях. В случае снятия с учета такой ККТ следует считать фискальные данные всех фискальных документов, содержащихся в фискальном накопителе, и представить данные в инспекцию в электронной форме вместе с заявлением о снятии с регистрации. Датой подачи отчета в электронной форме считается дата его размещения в кабинете ККТ (п. 14 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Этап 2. Формирование карточки о снятии ККТ с учета

Датой снятия с регистрации ККТ является дата формирования карточки о снятии ККТ с регистрационного учета. Такая карточка формируется налоговым органом и выдается (направляется) в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления.

Если налоговая инспекция сняла ККТ с учета в одностороннем порядке, датой снятия с учета является дата формирования карточки о снятии с ККТ регистрационного учета. Она выдается (направляется) в течение 5 рабочих дней с даты снятия ККТ с учета (п. 7 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

В карточке налоговая инспекция должна указать (п. 9 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • полное наименование организации или Ф.И.О. (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • ИНН налогоплательщика;
  • наименование модели ККТ;
  • заводской номер экземпляра ККТ;
  • дату снятия ККТ с регистрационного учета.

Карточку контролеры должны направить пользователю. Инспекция вправе это делать (п. 11 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • через кабинет ККТ;
  • через оператора фискальных данных.

Также карточку о снятии ККТ с регистрации можно получить в налоговом органе в бумажном виде (

Материал softbalance.ru (ГК Софтбаланс)

1 июля 2017 года ФНС в одностороннем порядке снимет с учета все ККТ с ЭКЛЗ. Об этом сказано в письме ФНС № ЕД-4-20/11625@ от 19.06.2017.

«Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона № 290-ФЗ контрольно-кассовая техника, соответствующая требованиям Федерального закона № 54-ФЗ (в редакции, до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ) (далее – контрольно-кассовая техника, несоответствующая требованиям Федерального закона № 290-ФЗ) зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, снимается с регистрационного учета в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 01.07.2017.

При этом контрольно-кассовая техника, несоответствующая требованиям Федерального закона № 290-ФЗ, подлежит снятию налоговым органом с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета с 01.07.2017»

Что это означает для владельцев касс и можно ли им будет продолжить работу?

«Следует учитывать, что в случае, если контрольно-кассовая техника, несоответствующая требованиям Федерального закона № 290-ФЗ, снята с регистрационного учета налоговыми органами в одностороннем порядке после 01.07.2017, и ввиду отсутствия возможности применения контрольно-кассовой техники по новому порядку, при наличии обстоятельств, указанных в письме Министерства финансов Российской Федерации от 30.05.2017 № 03-01-15/33121, такое устройство применяется для выдачи покупателю (клиенту) на бумажном носителе подтверждения факта осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), то указанные организации и индивидуальные предприниматели к административной ответственности не привлекаются»

На владельцев ККТ возлагается ответственность за предоставление в налоговые органы фискальных отчетов:

«При этом налоговые органы сообщают таким пользователям контрольно-кассовой техники о необходимости представления после 01.07.2017 в налоговые органы показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков, снятых с контрольно-кассовой техники, несоответствующей требованиям Федерального закона № 290-ФЗ, до момента осуществления ее модернизации »

Снятие ККТ с регистрационного учета это регламентированная процедура, порядок которой может изменяться по внутренним правилам региональных подразделений ФНС. Но его основные этапы, как правило, состоят из:

Подготовки пакеты сопроводительных документов:

  • регистрационная карточка, выданная при постановке ККТ на учёт;
  • журнал кассира-операциониста (форма КМ-4);
  • паспорт кассового аппарата и паспорт ЭКЛЗ;
  • журнал вызова сотрудников технического обслуживания;

Подготовка фискальных отчетов и актов по итогам работы ККТ от сотрудника ЦТО:

  • акт о снятии показаний счётчиков аппарата (форма КМ-2);
  • чек с фискальным отчётом за всё время эксплуатации ККМ;
  • по 1 чеку-отчёту за каждый из 3-х последних лет работы кассы;
  • чек о закрытии архива памяти аппарата;
  • акт о передаче блока памяти на хранение.

При этом налоговый инспектор проверяет данные в журнале кассира-операциониста с данными фискальных отчетов, полученных из ККТ. Сами фискальные отчеты по правилам снимает сотрудник ФНС из специальной утилиты используя пароль налогового инспектора. Но, как правило во многих регионах эту операцию за них выполняют сотрудники ЦТО. И только после проверки всех документов ККТ снимают с учета в базе ФНС, о чем и выдают соответствующие документы и делают записи в паспорте ККТ.

Документы по кассе и ЭКЛЗ предприятие обязано хранить у себя в течении 5 лет и предоставлять по требованию проверяющих органов.

Выход письма ФНС № ЕД-4-20/11625@ от 19.06.2017 вызывает множество вопросов.

1. Если ККТ с ЭКЛЗ продолжает работу после 01.07.17 и до момента модернизации (замены), то когда с нее снимать фискальные отчеты?

Напомним, что фискальные отчеты должны соответствовать записям журнала кассира-операциониста и отражать все операции, производимые на кассе, иначе налоговый инспектор просто не сможет их проверить. Но с 01.07.17 старый порядок работы с ККТ отменяется (включая требования по заполнению журнала). Согласно письму ФНС № ЕД-4-20/11625@ от 19.06.2017, после 01.07.17 такое устройство применяется для выдачи покупателю (клиенту) на бумажном носителе подтверждения факта осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), т.е. в режиме принтера товарных чеков. Если с 01.07.17 перестать заполнять кассовую книгу, а фискальные отчеты снять и сдать позже, то как инспектор их примет?

Мы советуем после 01.07.17 продолжать выполнять на кассе все операции в обычном режиме. И кассовый журнал тоже вести в обычном режиме. И уже непосредственно перед модернизацией или замены ККТ снять фискальные отчеты.

2. Закрытие архива ЭКЛЗ приведет к блокировке ККТ. Как этого избежать?

Операция закрытия ЭКЛЗ и ее передача на хранение входит в обязательные при снятии ККТ с учета. Но после этого чтобы продолжить работу на кассе в нее необходимо установить и активировать новую ЭКЛЗ или отключить режим ее использования. Поэтому чтобы продолжить работу на кассе, как это рекомендует ФНС, архив ЭКЛЗ лучше не трогать и закрыть его вместе со снятием фискальных отчетов перед переходом на работу по новым правилам.

3. Сколько времени дается предприятию на предоставление в ФНС фискальных отчетов о снятии ККТ с учета?

Этот период нигде не зафиксирован. Логично, что пока ККТ продолжают использовать в режиме чекового принтера до момента получения новой кассы или модернизации старой, операции по закрытию архива ЭКЛЗ произвести затруднительно, а значит и сдать фискальные отчеты тоже. Поэтому при наличии обстоятельств, указанных в письме Министерства финансов Российской Федерации от 30.05.2017 № 03-01-15/33121, срок использования старой ККТ и сдачи отчетов по ней могут быть сопоставимы. При этом при сдаче отчетов после 01.07.2017 мы рекомендуем при визите в налоговую иметь при себе документы, подтверждающие вашу добропорядочность (договор поставки ФН и платежное поручение об его оплате с датой до 01.07.2017).

4. Какой штраф предусмотрен за не предоставление фискальных отчетов после снятия ККТ с учета ФНС в одностороннем порядке?

Штрафы за такое нарушение не предусмотрены. Однако те документы, которые выдает налоговой инспектор при снятии ККТ с учета, могут быть затребованы ФНС при плановых и внеплановых (встречных) проверках. Поэтому мы рекомендуем выполнить все операции по снятии ККТ с учета в полном объеме.

5. Что делать если ФНС снимет кассу с учета по своей базе 01.07.2017, а фискальные отчеты будут за другую, более позднюю дату?

Так же придется поступить, если вы будете модернизировать обычную кассу в онлайн, устанавливая на нее новое программное обеспечение и фискальный накопитель (Письмо Минфина России от 01.09.2016 N 03-01-12/ВН-38831; Информация с сайта ФНС www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/newkkt/kkt_questions/).

Сразу скажем, что для онлайн-касс предусмотрен иной, новый порядок их регистрации и снятия с учета. А обычные аппараты ККТ, зарегистрированные в налоговой до 1 февраля 2017 г., снимаются с учета в порядке, действовавшем до внесения поправок в Закон о ККТ (Статья 4 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 08.03.2015); ч. 3 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ). Именно об этом старом порядке у нас и пойдет речь.

Внимание! За применение обычной ККТ (не онлайн-касс) после 01.07.2017 грозит штраф (Часть 4 ст. 14.5 КоАП РФ; подп. "б" п. 5 ст. 3 Закона от 03.07.2016 N 290-Ф):

  • для организаций - от 5 000 до 10 000 руб.;
  • для руководителей или ИП - от 1 500 до 3 000 руб.

Снять кассу с учета (причем абсолютно бесплатно) налоговики должны в течение 5 рабочих дней со дня представления вами необходимых для этого документов (Пункт 16 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 (далее - Положение); пп. 23, 33 Регламента, утв. Приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н (далее - Регламент)). При этом датой их представления считается дата регистрации документов в налоговом органе (что должно произойти в день их получения) (Пункты 23, 35, 50 Регламента).

Если же с документами что-то не так, налоговики уведомят вас об этом (Пункт 57 Регламента). На устранение недостатков вам дадут 1 рабочий день, а если в отведенный срок вы не уложитесь, в снятии ККТ с учета вам откажут (Пункты 58, 59 Регламента).

Пошагово процесс снятия кассы с регистрации выглядит так.

Шаг 1. Представление документов в ИФНС

Для начала процедуры подайте в налоговую по месту учета ККТ оригиналы следующих документов (Пункт 16 Положения; п. 26 Регламента):

  • заявления о снятии ККТ с регистрации по утвержденной форме (Утверждена Приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@). Для снятия с учета используется та же самая форма заявления, что и при регистрации ККТ. Только на его титульном листе, в поле "Вид документа", в первой ячейке надо проставить цифру 3. Кстати, лучше оставить себе копию заявления, на которой налоговики сделают отметку о получении документов;
  • паспорта ККТ, который выдается поставщиком ККТ (Пункт 2 Положени);
  • карточки регистрации ККТ, которая выдается налоговым органом в момент постановки кассы на учет (Пункт 15 Положения; п. 72 Регламента);
  • учетного талона (хранится в ЦТО) (Пункт 13 Положения; п. 73 Регламента; Письмо Минфина России от 24.12.2008 N 03-01-15/12-395).

Помимо этого, вас могут попросить представить и другие , к примеру фискальные отчеты, журналы кассира-операциониста (КМ-4). Поэтому лучше заранее уточните в своей налоговой, какие им понадобятся документы.

Документы вы можете подать одним из следующих способов (Пункт 27 Регламента):

  • или отправить почтой с уведомлением о вручении, если вы не опасаетесь за их сохранность;
  • или лично;
  • или в форме электронных документов через Интернет.

Шаг 2. Снятие показаний памяти

Следующий этап снятия ККТ с учета заключается в составлении специалистом ЦТО в присутствии налогового инспектора акта о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков по форме КМ-2 (Пункт 82 Регламента). Для этого нужно согласовать время вашей встречи как с налоговиками, так и со специалистом ЦТО.

Для составления акта сотруднику ЦТО нужно снять показания кассы и распечатать необходимые для этого документы: фискальные отчеты и контрольные ленты, которые затем представляются в налоговую. Если это сделать заранее, то для составления акта КМ-2 кассу в инспекцию можно не приносить. Однако налоговики могут потребовать, чтобы снятие фискальных отчетов проводилось в их присутствии. В таком случае кассу придется взять с собой в ИФНС. Поэтому имеет смысл узнать в своей налоговой, нужно ли приносить кассу для снятия ее с учета.

Шаг 3. Получение регистрационных документов на ККТ

После того как акт КМ-2 будет составлен, инспектор внесет в свою базу данных сведения о снятии ККТ с учета. А затем сделает отметки о снятии ККТ, заверив их печатью налогового органа, в следующих документах (Пункт 17 Положения; пп. 83, 84, 87 Регламента):

  • в паспорте ККТ. В нем также будет указан пароль доступа к фискальной памяти ККТ;
  • учетном талоне ККТ;
  • книге учета;
  • карточке регистрации.

Вам выдадут все эти документы, кроме карточки регистрации. Она остается в налоговой и хранится в течение 5 лет после снятия ККТ с учета (Пункт 88 Регламента).

Когда в принципе требуется снимать с учета ККТ

Но еще до перехода на онлайн-кассы вам может понадобиться снять вашу обычную ККТ с учета. Вышеописанная процедура пригодится, когда:

  • вы планируете продать кассу;
  • истек срок службы ККТ. Кстати, если вы используете модель ККТ, которая исключена из Госреестра, но нормативный срок ее амортизации не истек, кассу можно применять и дальше, до конца установленного изготовителем срока, но не более 10 лет (Письмо ФНС России от 22.10.2014 N ЕД-4-2/21910; Закон от 08.03.2015 N 51-ФЗ);
  • вы реорганизуете компанию (например, из АО в ООО) (Письмо УФНС России по г. Москве от 20.05.2010 N 17-15/053120);
  • у вас меняется инспекция, регистрирующая ККТ, по причине переезда вашей фирмы (смены места жительства - у ИП).

Внимание! Если в случае переезда вы вынуждены снять обычную кассу с учета, то зарегистрировать ее в другой инспекции у вас уже не получится. Это можно было сделать только до 1 февраля 2017 г. Поэтому вам придется обзаводиться онлайн-кассой и именно ее регистрировать в ИФНС;

  • вы закрываете ОП, по месту нахождения которого была зарегистрирована ККТ;
  • вы ликвидируете компанию;
  • вы передаете свою ККТ в аренду курьерской службе (Письмо ФНС России от 20.02.2007 N ШТ-6-06/132@);
  • вы решили отказаться от использования ККТ, поскольку будете выдавать клиентам бланки строгой отчетности;
  • ККТ сломалась, похищена или уничтожена (скажем, в результате пожара). Причем если вы снимаете ККТ с учета в связи с ее уничтожением или хищением (утерей), дополнительно в ИФНС нужно представить документ, подтверждающий этот факт (Пункт 86 Регламента). Это может быть, например:
    • справка из МЧС о пожаре, произошедшем в помещении, в котором находилась ККТ;
    • справка из ОВД, содержащая информацию о количестве похищенных (утерянных) кассовых аппаратов, моделях и заводских номерах ККТ;
    • заключение ЦТО о поломке ККТ и/или невозможности ее дальнейшего использования (Письмо УФНС России по г. Москве от 15.08.2012 N 17-15/075054).

Когда налоговая самостоятельно снимает ККТ с учета

Такое может произойти по следующим причинам:

  • или сведения о юридическом лице исключены из ЕГРЮЛ (сведения об ИП - из ЕГРИП) (Подпункт "б" п. 85 Регламента)>;
  • или истек нормативный срок эксплуатации модели ККТ, которая исключена из Госреестра ККТ. Тогда налоговики должны письменно уведомить вас о снятии такой кассы с регистрации не позднее дня, следующего за днем истечения срока эксплуатации. При этом от вас никакого заявления не потребуется (Пункт 19 Положения; подп. "а" п. 85 Регламента).

Кстати, если нормативный срок амортизации истечет у ККТ, не исключенной из Госреестра, то это не будет являться основанием для снятия такой кассы с учета налоговым органом в одностороннем порядке (Письмо ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@ (п. 1)).

После окончания процедуры снятия ККТ с учета с кассовым аппаратом можно делать все что угодно: продать, сдать в аренду, подарить (если он, конечно, кому-то нужен) или просто убрать в шкаф. Кассу, исключенную из Госреестра, из-за невозможности ее дальнейшего использования останется только выбросить. А вот всю документацию, связанную с кассовым аппаратом, нужно хранить в течение не менее 5 лет с даты окончания его использования (Пункт 14 Положения).

Февраль 2017 г.

Подготовка кассы к снятию, документы для снятия с учета и можно ли вообще не снимать с учета?

Массовый переход налогоплательщиков на онлайн ККТ ставит перед бухгалтером вопрос - а что делать с устаревшей кассой? Кассовый аппарат,который юр лицо или предприниматель больше не будет использовать в бизнес-деятельности, нужно снять с учета в налоговой инспекции и ЦТО. В статье мы расскажем, в каком порядке это сделать.

Подготовка кассы к снятию с учета

Процедуру снятия ККТ с учета в налоговой инспекции регулируют следующие НПА:

Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 №470;

Административный регламент, утвержден приказомМинфина РФ от 29.06.2012 № 94н;

Закон «О применении ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Перед тем, как снимать кассовый аппарат с регистрации в налоговой инспекции, проверьте — в порядке ли у вас вся необходимая кассовая документация. Прежде всего к ней относится журнал кассира-операциониста КМ-4.

Налоговики иногда выборочно сверяют Z-отчет за определенный день с записью в журнале КМ-4. Следите за тем, чтобы в журнале были достоверные данные и минимум исправлений и помарок.

Проверьте техпаспорт ККТ — там должны стоять отметки о замене ЭКЛЗ, проведенном ремонте кассы, визитах сотрудника ЦТО. Убедитесь, что все необходимые поля техпаспорта заполнены, есть росписи ответственных лиц, а такжепечати ЦТО и вашей организации.

Документы для снятия кассы с учета

Налоговый инспектор ИФНС по месту прописки ИП или юр адресу компании бесплатно снимет кассовый аппарат с учета при наличии следующих документов:

Заявление о снятии ККТ с регистрации в ИНФС — составляется в 2 экземплярах (1 для налогоплательщика и 1 для самого налогового инспектора) по форме, утвержденной приказом ФНС от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@.Нередко сотрудники ЦТО сами вносят информацию в заявление за налогоплательщика;

Паспорт и карточку регистрации ККТ — они хранятся у вас, налоговикам вы предоставляете оригиналы документов;

Учетный талон ККТ — хранится в ЦТО.

Если вы снимаете кассу с учета не потому, что пора переходить на онлайн ККТ, а из-за кражи техники или ее порчи, то представьте налоговикам подтверждающие документы: справку из полиции или свидетельство ЦТО о поломке аппарата.

Документы можно привезти в налоговую инспекцию лично, передать с другим человеком по доверенности, направить Почтой России, через сайт госуслуг или личный кабинет ККТ (см. письмо Минфина РФ от 24.03.2017 № 03-01-15/17318).

На снятие ККТ с регистрации налоговикам отводится 5 рабочих дней (п.6 Постановления № 470).

Сама процедура снятия кассового аппарата с регистрации заключается в следующем: инспектор получает указанную выше документацию и согласует с налогоплательщиком дату и время составления акта о снятии контрольных и суммирующих показателей кассы (КМ-2). Показатели должны фиксироваться в присутствии представителя организации, инспектора и сотрудника ЦТО. На практике чаще всего специалисты ЦТО снимают необходимые показания ККТ, фискальные отчеты и контрольные ленты и отдают их налогоплательщику, который в свою очередь передает их в ИФНС. Однако инспектор вправе запросить ККТ, чтобы проверить показания.

Снятие кассы с учета инспектор зафиксирует в техпаспорте и учетном талоне ККТ, книге учета и карточке регистрации ККТ — последний документ остается в налоговой инспекции и хранится там 5 лет (п. 81-88 Регламента).Остальные документы вы должны хранить у себя вместе с кассовым аппаратом и его ЭКЛЗ в течение 5 лет (п. 3.7 Протокола заседания ГМЭК от 25.06.2002 №4/69-2002).

После снятия старой кассы с учета не забудьте внести необходимые изменения в своей программе для учета товаров .

Можно ли не снимать старую ККТ с учета, если стали использовать онлайн-кассу

После 01.07.2017 большинство организаций не имеют право эксплуатировать иные кассовые аппараты, кроме онлайн ККТ. Если не снять с учета старый аппарат, налоговики решат, что вы продолжаете его использовать и нарушаете законодательство. Возможный штраф - от 5 тыс. руб. для юр лица; и от 1,5 тыс. руб. для предпринимателя или должностного лица (ст. 14.5 КоАП).

Кассовый аппарат – обязательный атрибут предпринимательской деятельности. Часто используются названия ККА (контрольно-кассовый аппарат), ККМ (контрольно-кассовый механизм, модуль, машина), ККТ (контрольно-кассовая техника), РРО (регистратор расчетных операций). Независимо от фирмы производителя и названия, он подлежит фиксации в налоговой службе.

Практически не возникает вопросов об особенностях его функционирования. Но снятие ККМ с учета происходит не часто, поэтому, столкнувшись с такой задачей, возникает много противоречий. Рассмотрим особенности и порядок отмены регистрации ККМ.

Причины снятия ККТ с регистрации

Провести повторную регистрацию или полностью снять ККТ с учета в органах налоговой службы можно и в процессе организационной деятельности предприятия и при его ликвидации.

Возникнуть такая необходимость может в следующих случаях:

  1. физическое или юридическое лицо подает заявление о просьбе отменить регистрацию кассового аппарата;
  2. переход на безналичный взаиморасчет контрагентов;
  3. ККМ был украден;
  4. смена владельца предприятия;
  5. окончание срока службы ККМ (дата указана в паспорте регистратора операций);
  6. окончание срока амортизации ККМ (дата устанавливается законодательством);
  7. ККМ был использован не по области применения, указанного в госреестре;
  8. обнаружено несоответствие версии, марки или классификации программного обеспечения, которые прописаны в госреестре;
  9. регистрационные документы физического или юридического лица признаны недействительными по решению суда;
  10. закрытие предприятия;
  11. банкротство;
  12. прекращение деятельности, не связанное с процессом банкротства;
  13. смерть, признание недееспособным, без вести пропавшим предпринимателя;
  14. предприниматель ограничен в своей дееспособности.

В первых четырех случаях снятие с учета происходит при подаче заявления от субъекта хозяйственной деятельности. В остальных ситуациях соответствующие методы могут быть применены принудительно органами налоговой службы или же при подаче заявления предпринимателем.

Особенности процедуры

Сущность отмены регистрации основана на проверке сведений в кассовой книге и информации, которая занесена в память ККМ. Регистратор расчетных операций деактивируют, снимают пломбу, затем блок кассовой ленты направляется на хранение. Алгоритм выполнения таких действий может отличаться в разных регионах и даже налоговых службах.

Поэтому перед подачей документов некоторые аспекты лучше уточнить в фискальных органах в месте регистрации ККМ. Некоторые службы требуют снятия финансовых отчетов работником сервисного центра исключительно в присутствии налогового инспектора. Это означает, что со специалистом центра технического обслуживания необходимо договориться предварительно, не забыв захватить с собой все документы и отчеты.

Другие налоговые службы позволяют инженеру сервисного центра произвести все операции самостоятельно, передавая доверенность. Главное требование – правильно оформленная документация и своевременная их передача в органы фискальной службы.

Не забудьте! Планируя снять ККМ с учета, проверьте финансовую отчетность, отсутствие задолженности перед контрагентами и оплату текущих счетов.

Просмотрите заключение специалиста центра технического обслуживания, доверенность, правильность и полноту заполнения всех бланков, записи в журнале вызова. Если ошибки и неточности не обнаружены, переходите к сбору всех документов.

Порядок и основные действия при снятии с учета ККТ

После работы с ККТ работник сервисного центра предоставляет две копии акта по форме КМ-2 о произведенных действиях.

После данной процедуры необходимо заполнить заявление о просьбе отменить регистрацию ККТ.

Основные поля, которые необходимо заполнить:

  • тип ККМ;
  • марка регистратора расчетных операций;
  • регистрационный номер;
  • дата производства аппарата;
  • информация о владетеле;
  • название точки торговли (необязательно заполнять);
  • причины отмены регистрации ККМ.

После заполнения заявления подготовьте итоговый пакет документов:

  • технический паспорт ККТ;
  • карта регистрации ККТ;
  • книга кассира-операциониста и договор об обслуживании;
  • акт по форме ККМ-2 (заключение инженера сервисного центра);
  • акт по форме ККМ-3 «Возврат финансовых средств контрагентам при неиспользовании чеков» (или если определенные чеки были пробиты ошибочно);
  • краткий финансовый отчет за период деятельности;
  • акт о передаче кассовой ленты на хранение;
  • поквартальный финансовый отчет за последний год;
  • договор с центром технического обслуживания.

Внимание! Сам кассовый аппарат представлять в налоговую службу нет необходимости.

После принятия документов инспектор в течение 5 рабочих дней осуществляет проверку предоставленной информации.

Заключительный этап

После проверки специалист формирует акты, которые подтверждают снятие с учета ККМ. После окончания всех процедур кассовый аппарат больше не понадобится. Его можно дать в пользование другому физическому или юридическому лицу. Некоторые центры технического обслуживания принимают такие аппараты на комиссию. Их оснащают новой памятью и выдают в пользование другим контрагентам.

Кассовая лента должна храниться 5 лет на случай камеральной проверки.