Закон о вакцинации домашних животных. Общие сведения о бешенстве

35. Уголовная ответственность за нарушение ветеринарного законодательства

Уголовная ответственность за нарушение ветеринарного зако­нодательства предусмотрена статьей 249 Уголовного кодекса РФ: Нарушение ветеринарных правил, повлекшее распространение эпизоотии или иные тяжкие последствия, наказы­вается исправительными работами на срок до двух лет, либо огра­ничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Нарушения ветеринарных правил осуществляются путем действия, когда субъект совершает запрещенные процедуры и операции, связанные с использованием, содержанием домашних животных, а также путем бездействия. Бездействием являются непроведение профилактических мероприятий, несоблюдение карантинных правил, несообщение о заболеваниях животных органам государственного ветеринарного надзора, убой скота с нарушением ветеринарных правил (отказ или уклонение от пред­варительного осмотра скота, несоблюдение санитарных нормати­вов при убое и т. п.).

В качестве последствий данного преступления указываются эпизоотии; массовая гибель домашних животных, не попадающая под признаки эпизоотии; распространение заболеваемости среди диких животных данного региона и их гибель; передача заболеваний, общих для человека и животных, хотя бы одному человеку.

Нарушение ветеринарных правил возможно с косвенным умыслом. Субъект, нарушая ветеринарные правила, осознает это, предвидит возможность наступления общественно опасных по­следствий и сознательно допускает их наступление либо относит­ся к этому безразлично.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет, ря­довые граждане (владельцы животных, водители транспортных средств, нарушающие карантинные правила), работники государ­ственных и негосударственных учреждений и предприятий (сельс­кохозяйственных предприятий, животноводческих ферм, птице­фабрик, мясокомбинатов, учреждений и предприятий Государ­ственной ветеринарной службы).

При отдельных нарушениях ветеринарного законодательства могут быть применены и другие статьи Уголовного кодекса РФ

Статья 238.

1. Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерная выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указан­ных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, наказы­вается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо ограниче­нием свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, если они повлекли по неосторожности причи­нение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, наказывают­ся штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере зарплаты осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с конфискацией имущества или без таковой.

3. Деяния, предусмотренные первой и второй частями настоя­щей статьи, повлекшие смерть двух или более лиц, наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.

По этой статье могут быть привлечены к уголовной ответствен­ности владельцы животных и продукции животного происхожде­ния, осуществляющие производство или продажу товаров, не от­вечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потре­бителей (реализация мяса, молока, яиц и других продуктов животного происхождения, в результате потребления которых люди заболели сальмонеллезной токсикоинфекцией или другими болезнями, общими для человека и животных, и т. д.).

Субъектом преступления могут быть и ветеринарные специа­листы, неправомерно выдавшие ветеринарные свидетельства, справки, удостоверяющие соответствие продуктов животного про­исхождения требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, без должного ветеринарного осмотра, ветеринарно-санитарной экспертизы, если эти продукты окажутся причиной пере­дачи заболевания людям.

Статья 248. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами, токсинами, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распрост­ранение эпидемии или эпизоотии либо иные тяжелые последствия, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься опреде­ленной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Субъектом преступления могут являться ветеринарные работ­ники лабораторий, научно-исследовательских ветеринарных уч­реждений, занимающиеся выполнением работ с использованием биологических агентов или токсинов, а также работники ветери­нарных аптек и других учреждений, нарушающих правила обра­щения с биологическими агентами и токсинами.

Статья 171. Незаконное предпринимательство.

Осуществление предпринимательской деятельности без регист­рации или с нарушением правил регистрации, а равно представ­ленные в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные све­дения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты тру­да или иного дохода осужденного за период от трех до пяти меся­цев либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Субъектом преступления могут быть ветеринарные специалис­ты, занимающиеся незаконным ветеринарным предприниматель­ством.

Главные государственные ветеринарные инспектора, наделен­ные правами по оформлению дела для передачи в следственные органы, пишут заявление на имя прокурора или начальника уп­равления внутренних дел района или города, в котором излагают характеристику правонарушения в области ветеринарии, квали­фицируемого как преступление, характеристику виновника нару­шения ветеринарного законодательства, степень тяжести наруше­ния, предмет обращения (материальное взыскание или уголовное наказание). К заявлению прилагают акт обследования нарушения ветеринарного законодательства.

Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии"
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 21.07.2007 N 191-ФЗ)

Раздел I. Общие положения
Статья 1. Ветеринария в Российской Федерации
Статья 2. Нормативно-правовое регулирование в ветеринарии
Статья 3. Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области ветеринарии
Статья 4. Право на занятие ветеринарной деятельностью
Раздел II. Государственная ветеринарная служба Российской Федерации, ведомственная ветеринарно-санитарная и производственная ветеринарная службы
Статья 5. Организация Государственной ветеринарной службы Российской Федерации
Статья 6. Социальная поддержка специалистов государственной ветеринарной службы Российской Федерации
Статья 7. Ветеринарные службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны и внутренних дел
Раздел III. Государственный ветеринарный и ведомственный ветеринарно-санитарный надзор
Статья 8. Государственный ветеринарный надзор
Статья 9. Права Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации, главных государственных ветеринарных инспекторов субъектов Российской Федерации, их заместителей и других лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного надзора
Статья 10. Гарантии деятельности должностных лиц, учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляющих государственный ветеринарный надзор
Статья 11. Ведомственный ветеринарно-санитарный надзор
Раздел IV. Общие требования по предупреждению и ликвидации болезней животных и обеспечению безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства
Статья 12. Планировка и строительство предприятий по производству и хранению продуктов животноводства
Статья 13. Содержание, кормление и водопой животных, их перевозка или перегон
Статья 14. Охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств
Статья 15. Заготовка, переработка, хранение, перевозка и реализация продуктов животноводства
Статья 16. Производство, внедрение и применение вакцин, других средств защиты животных от болезней
Статья 17. Обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц государственной ветеринарной службы Российской Федерации в случаях возникновения очагов заразных и массовых незаразных болезней животных
Статья 18. Обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан - владельцев животных и производителей продуктов животноводства
Статья 19. Отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных
Раздел V. Защита населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений
Статья 20. Компетенция Государственной ветеринарной службы Российской Федерации в области защиты населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений
Статья 21. Ветеринарно-санитарная экспертиза
Статья 22. Взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора и федерального органа исполнительной власти по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека
Раздел VI. Ответственность за нарушение ветеринарного законодательства Российской Федерации
Статья 23. Ответственность за нарушение ветеринарного законодательства Российской Федерации
Статья 24. Основания и порядок применения органами государственного ветеринарного надзора мер административной ответственности за нарушения ветеринарного законодательства Российской Федерации
Раздел VII. Международные договоры
Статья 25. Международные договоры

Закон РФ "О ветеринарии"

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Статья 1. Ветеринария в Российской Федерации

Под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных. Основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются: реализация федеральных целевых программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных (по перечню, устанавливаемому Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации) болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства; формирование федеральных программ по подготовке специалистов в области ветеринарии, производству препаратов и технических средств ветеринарного назначения, а также организация научных исследований по проблемам ветеринарии; контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства - владельцами животных и продуктов животноводства (далее - предприятия, учреждения, организации и граждане) ветеринарного законодательства Российской Федерации; охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств; осуществление государственного ветеринарного и ведомственного ветеринарно-санитарного надзора. Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют Государственная ветеринарная служба Российской Федерации во взаимодействии с ведомственными ветеринарно-санитарными и производственными ветеринарными службами, а также специалисты в области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Статья 2. Ветеринарное законодательство Российской Федерации.

Ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним законодательных актов республик в составе Российской Федерации, правовых актов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Статья 3. Полномочия Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, других субъектов Федерации в области ветеринарии.

К ведению Российской Федерации относятся: федеральное ветеринарное законодательство; разработка и утверждение федеральных целевых программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных (по перечню, устанавливаемому Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации), проведению научных исследований по проблемам ветеринарии, а также контроль за их реализацией; формирование и реализация на территории Российской Федерации федеральных программ в области ветеринарии; организация и обеспечение деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации; установление и отмена на территории Российской Федерации карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных; государственная сертификация и регистрация отечественных и импортных препаратов и технических средств ветеринарного назначения, руководство системой их стандартизации и аттестации, выдача разрешений на их производство и реализацию; разработка и утверждение ветеринарно-санитарных требований и норм по безвредности кормов и кормовых добавок; охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств; сотрудничество с международными организациями и иностранными государствами по вопросам ветеринарии. Республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург самостоятельно решают вопросы ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Статья 4. Право на занятие ветеринарной деятельностью.

Право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием. Специалисты в области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны зарегистрироваться в соответствующих органах управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации. В своей профессиональной деятельности специалисты в области ветеринарии руководствуются ветеринарным законодательством Российской Федерации и подконтрольны соответствующим органам управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации. В случаях нарушения установленных норм и правил занятия ветеринарной деятельностью специалисты в области ветеринарии несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

РАЗДЕЛ II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЕДОМСТВЕННАЯ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБЫ

Статья 5. Организация Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Задачами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации являются: предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении; защита населения от болезней, общих для человека и животных; охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств. В систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации входят: Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Департамент ветеринарии), управления (отделы) ветеринарии в составе правительств республик в составе Российской Федерации, управления (отделы) ветеринарии в составе администраций автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов и городов; ветеринарные научно-исследовательские и научно - производственные учреждения; ветеринарные лаборатории, противоэпизоотические отряды и экспедиции, зональные управления государственного ветеринарного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте, другие ветеринарные учреждения, непосредственно подчиненные Департаменту ветеринарии, ветеринарные лаборатории и станции по борьбе с болезнями животных республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов и городов; подразделения государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках, другие подразделения и учреждения ветеринарного и ветеринарно-санитарного профиля. Руководитель Департамента ветеринарии, руководители управлений (отделов) ветеринарии в составе правительств республик в составе Российской Федерации, администраций автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов и городов по должности одновременно являются соответственно главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации, главными государственными ветеринарными инспекторами указанных национально-государственных и административно-территориальных образований. Руководитель Департамента ветеринарии назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров - Правительством Российской Федерации по представлению Министра сельского хозяйства Российской Федерации. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей других органов управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации производится соответствующими органами исполнительной власти по согласованию с руководителями вышестоящих в порядке подчиненности органов управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Руководитель Департамента ветеринарии по должности представляет Российскую Федерацию в Международном эпизоотическом бюро, во Всемирной ветеринарной ассоциации, в других международных организациях. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, а также из других источников финансирования, устанавливаемых Советом Министров - Правительством Российской Федерации. Финансирование противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных болезней животных, осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации.

Статья 6. Социальная защита специалистов Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Специалисты Государственной ветеринарной службы Российской Федерации находятся под защитой государства. Специалисты Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), городах районного подчинения, имеют право на бесплатные коммунальные услуги, на другие льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Право на бесплатные коммунальные услуги сохраняется за специалистами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации - пенсионерами, которые проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там.

Статья 7. Ведомственные ветеринарно-санитарные и производственные ветеринарные службы.

Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством безопасности Российской Федерации создаются ведомственные ветеринарно-санитарные службы, организационная структура и порядок финансирования которых определяются указанными министерствами. Предприятия, учреждения и организации за счет собственных средств могут создавать производственные ветеринарные службы. Ведомственные ветеринарно-санитарные и производственные ветеринарные службы осуществляют свою деятельность под методическим руководством главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации.

РАЗДЕЛ III. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ И ВЕДОМСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНЫЙ НАДЗОР

Статья 8. Государственный ветеринарный надзор

Государственный ветеринарный надзор - это деятельность органов управления, учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, направленная на профилактику болезней животных и обеспечение безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации. Государственный ветеринарный надзор включает: выявление и установление причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных; организацию противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по предупреждению и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, мероприятий по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и контроль за их выполнением; разработку ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства; контроль за проведением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных правил; установление порядка производства и применения в ветеринарии биологических, химических и других препаратов, осуществление специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальных факторов, природных и техногенных катастроф; осуществление мер по пресечению нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации и применение санкций, установленных настоящим Законом. Государственный ветеринарный надзор осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 3 статьи 5 настоящего Закона, а также другими должностными лицами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации в порядке, определяемом положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утверждаемым Советом Министров - Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Права главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации, главных государственных ветеринарных инспекторов национально-государственных, административно-территориальных образований и их заместителей

Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, главные государственные ветеринарные инспектора республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов и их заместители имеют право: беспрепятственно посещать и обследовать предприятия, учреждения и организации с целью проверки исполнения ими ветеринарного законодательства Российской Федерации, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения действующих ветеринарных правил; предъявлять предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий, об устранении нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований; устанавливать причины, условия возникновения и распространения заразных болезней животных и небезопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства; вносить предложения в органы государственного управления и местного самоуправления: а) о создании в установленном законодательством Российской Федерации порядке чрезвычайных противоэпизоотических комиссий; б) о введении на отдельных территориях Российской Федерации карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных; в) о приостановлении хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций и граждан в случаях нарушения ими ветеринарного законодательства Российской Федерации, невыполнения решений соответствующих органов государственного ветеринарного надзора о приостановлении или прекращении этой деятельности; г) об отчуждении животных или изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных; принимать решения о проведении диагностических исследований и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям; приостанавливать или запрещать впредь до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации производство, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства; привлекать к ответственности должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и граждан за нарушение ветеринарного законодательства Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации имеет право участвовать в подготовке и подписании международных договоров по вопросам ветеринарии с участием Российской Федерации.

Статья 10. Гарантии деятельности должностных лиц, учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляющих государственный ветеринарный надзор

Главные государственные ветеринарные инспектора, другие должностные лица Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, являются представителями органов федеральной исполнительной власти и находятся под защитой государства. В своей деятельности они независимы и руководствуются ветеринарным законодательством Российской Федерации. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с производством, хранением, перевозкой и реализацией животных, продуктов животноводства и кормов, обязаны предоставлять безвозмездно в пользование учреждениям и организациям Государственной ветеринарной службы (в том числе зональным управлениям государственного ветеринарного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте, пограничным и транспортным ветеринарным контрольным пунктам, лабораториям ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках) служебные помещения, необходимое оборудование и средства связи, а также компенсировать затраты на их эксплуатацию.

Статья 11. Ведомственный ветеринарно-санитарный надзор

Ведомственный ветеринарно-санитарный надзор на объектах Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства безопасности Российской Федерации, а также на объектах Объединенных вооруженных сил Содружества Независимых Государств, расположенных на территории Российской Федерации, осуществляется ведомственными ветеринарно-санитарными службами, действующими согласно положению о ветеринарно-санитарном надзоре, разрабатываемому в соответствии с настоящим Законом и утверждаемому указанными министерствами по согласованию с главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации.

РАЗДЕЛ IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ БОЛЕЗНЕЙ ЖИВОТНЫХ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ В ВЕТЕРИНАРНОМ ОТНОШЕНИИ ПРОДУКТОВ ЖИВОТНОВОДСТВА

Статья 12. Планировка и строительство предприятий по производству и хранению продуктов животноводства

При планировке и строительстве животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных и производства продуктов животноводства, для предупреждения загрязнения окружающей природной среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней животных. Предоставление земельного участка под строительство, утверждение проектной документации на строительство, реконструкцию, модернизацию и ввод в эксплуатацию предприятий по производству и хранению продуктов животноводства допускаются только при наличии заключений органов государственного ветеринарного надзора о соответствии проектной документации действующим ветеринарным нормам и правилам.

Статья 13. Содержание, кормление и водопой животных, их перевозка или перегон

Помещения, предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья. Предприятия, учреждения, организации и граждане - владельцы животных обязаны обеспечивать их кормами и водой, безопасными для здоровья животных и окружающей природной среды, соответствующими ветеринарно-санитарным требованиям и нормам. Ветеринарно-санитарные требования и нормы по безвредности кормов и кормовых добавок утверждаются в установленном порядке и пересматриваются в соответствии с требованиями международных организаций, участником которых является Российская Федерация. Корма, кормовые добавки, в том числе нетрадиционные, допускаются к производству и применению только при наличии сертификата, выданного специально уполномоченным органом. Требования, предъявляемые к ним, должны быть не ниже соответствующих требований международных стандартов. Корма, кормовые добавки, в том числе нетрадиционные, не соответствующие установленным ветеринарно-санитарным требованиям и нормам, снимаются с производства или изымаются из реализации по решению главного государственного ветеринарного инспектора или его заместителя. Перевозка или перегон животных должны осуществляться по согласованным с органами государственного ветеринарного надзора маршрутам и с соблюдением требований по предупреждению возникновения и распространения болезней животных.

Статья 14. Охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств

К ввозу в Российскую Федерацию допускаются здоровые животные, а также продукты животноводства, полученные от здоровых животных из благополучных по заразным болезням животных иностранных государств, с соблюдением требований ветеринарного законодательства Российской Федерации и условий, предусмотренных международными договорами с участием Российской Федерации. Центральные органы федеральной исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации и граждане закупают за рубежом и ввозят в Российскую Федерацию животных, продукты животноводства и корма с разрешения главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации. Для осуществления мероприятий по предупреждению заноса заразных болезней животных из иностранных государств на Государственной границе Российской Федерации Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (на железнодорожных и автомобильных вокзалах, станциях, в морских и речных портах, аэропортах, на аэродромах, открытых для международных сообщений, в иных специально оборудованных местах, где осуществляется пограничный контроль, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, продуктов животноводства и животных) и Министерством обороны Российской Федерации (на военно-морских базах, военных аэродромах, в других пунктах пропуска военных транспортных средств) организуются пограничные ветеринарные контрольные пункты. Перевозка животных, продуктов животноводства и кормов, пропуск военных транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации допускаются только в местах, где организуются пограничные ветеринарные контрольные пункты.

Статья 15. Заготовка, переработка, хранение, перевозка и реализация продуктов животноводства

Продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.

Статья 16. Производство, внедрение и применение вакцин, других средств защиты животных от болезней

Вакцины, другие средства защиты животных от болезней допускаются к производству, внедрению и применению на основании заключения Всероссийского государственного научно-исследовательского института контроля, стандартизации и сертификации ветеринарных препаратов о соответствии нормативно-технической документации на эти средства действующим ветеринарным правилам. Производство вакцин, других средств защиты животных от болезней организуется с учетом указанного требования и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Обязанности органов исполнительной власти и соответствующих органов управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации в случаях возникновения очагов заразных и массовых незаразных болезней животных

В случаях возникновения очагов заразных и массовых незаразных болезней животных Советом Министров - Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления районов и городов по представлению соответствующих органов управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации вводятся карантин или другие ограничения, направленные на предупреждение распространения и ликвидацию очагов указанных болезней животных. Для оперативного руководства и координации деятельности предприятий, учреждений, организаций и граждан по предупреждению распространения и ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных органами исполнительной власти национально - государственных и административно-территориальных образований создаются в установленном порядке чрезвычайные противоэпизоотические комиссии. Должностные лица соответствующих органов управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации обеспечивают осуществление предусмотренных ветеринарным законодательством Российской Федерации специальных мероприятий по ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных.

Статья 18. Обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан - владельцев животных и производителей продуктов животноводства

Ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей природной среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

Статья 19. Отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных

При ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решению главного государственного ветеринарного инспектора могут быть отчуждены животные и изъяты продукты животноводства. Перечень болезней, при которых допускается отчуждение животных или изъятие продуктов животноводства, определяется главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации. Предприятия, учреждения, организации и граждане имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

РАЗДЕЛ V. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ БОЛЕЗНЕЙ, ОБЩИХ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ, И ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЙ

Статья 20. Компетенция Государственной ветеринарной службы Российской Федерации в области защиты населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений

Государственная ветеринарная служба Российской Федерации осуществляет ветеринарно-санитарную экспертизу продуктов животноводства, другие специальные мероприятия, направленные на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, а также от пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства.

Статья 21. Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животноводства

Мясо, мясные и другие продукты убоя животных, молоко, молочные продукты, яйца, иные продукты животноводства подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе с целью определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Организация и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, условия использования продуктов животноводства для пищевых целей в зависимости от результатов этой экспертизы определяются ветеринарными правилами, издаваемыми в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации. Указанные правила устанавливают ветеринарно-санитарные нормативы, которым должны соответствовать продукты животноводства, производимые предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, реализуемые ими, а также предприятиями торговли на рынках. Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя животных, молока, молочных продуктов, яиц, иных продуктов животноводства, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе. Порядок переработки и использования кожевенного, мехового и иного сырья животного происхождения определяется действующими ветеринарно- санитарными правилами.

Статья 22. Взаимодействие органов управления, учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации и Комитета Российской Федерации санитарно-эпидемиологического надзора

Органы управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации и Комитета Российской Федерации санитарно - эпидемиологического надзора осуществляют в пределах своей компетенции постоянное взаимодействие по вопросам защиты населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений.

РАЗДЕЛ VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВЕТЕРИНАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 23. Ответственность за нарушение ветеринарного законодательства Российской Федерации

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении ветеринарного законодательства Российской Федерации, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Российской федерации. Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных лиц от обязанности возместить ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Основания и порядок применения органами государственного ветеринарного надзора мер административной ответственности за нарушения ветеринарного законодательства Российской Федерации

1. Совершение должностными лицами и гражданами следующих нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации: отказ от проведения обязательных профилактических мероприятий (исследование, иммунизация животных) и нарушение сроков их проведения; нарушение правил карантина; несоблюдение действующих ветеринарных правил, направленных на обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства; несвоевременное или неполное проведение мероприятий по ликвидации очагов заразных болезней животных; производство и использование неблагополучных в ветеринарном отношении кормов, явившихся причиной возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных; невыполнение норм и правил по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств; нарушение ветеринарных правил при осуществлении международных (экспортных, импортных, транзитных) и внутренних перевозок животных, продуктов животноводства, других подконтрольных государственному ветеринарному надзору грузов всеми видами транспорта; реализация и использование продуктов животноводства, не подвергнутых ветеринарно-санитарной экспертизе; несоблюдение зоогигиенических и ветеринарно-санитарных требований при размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; несоблюдение ветеринарно-санитарных требований по сбору и утилизации сепараций в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, указанных в части третьей статьи 14 настоящего Закона; несоблюдение ветеринарно-санитарных правил при переработке и использовании кожевенного, мехового и иного сырья животного происхождения, при выпуске предприятиями продукции, не отвечающей ветеринарно-санитарным требованиям, - влечет наложение штрафа: на граждан - в размере до пятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда, на должностных лиц - до десятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда.

2. Дела о правонарушениях, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, рассматривают соответствующие органы государственного ветеринарного надзора. Рассматривать дела о правонарушениях и налагать следующие взыскания от имени соответствующих органов государственного ветеринарного надзора вправе: главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации - штраф на граждан в размере до пятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда, на должностных лиц - до десятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда; главные государственные ветеринарные инспектора республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга - штраф на граждан в размере до четырехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда, на должностных лиц - до девятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда; главные государственные ветеринарные инспектора районов и городов - штраф на граждан в размере до трехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда, на должностных лиц - до шестикратного установленного законом минимального размера оплаты труда. Должностными лицами соответствующих органов государственного ветеринарного надзора штраф может взиматься на месте: на рынках - за нарушение ветеринарно-санитарных правил торговли животными, продуктами животноводства, другими пищевыми продуктами; на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, автомобильных и иных дорогах, трассах перегона животных - за нарушение ветеринарных правил перевозки (перегона) животных и продуктов животноводства; на Государственной границе Российской Федерации - за нарушение действующих ветеринарных правил по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.

РАЗДЕЛ VII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья 25. Международные договоры

Если международным договором с участием Российской Федерации по вопросам животноводства, ветеринарии, импорта и экспорта животных и продуктов животноводства установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России
14 мая 1993 года
N 4979-1


Рубрика: Российские новости

Начальник управления ветеринарии Ростовской области Александр Кругликов провел прием граждан в Кашарском районе области. В течение часа Александр Николаевич отвечал на вопросы в сфере ветеринарного обслуживания. О чем спрашивали руководителя областной ветеринарной службы жители региона?


– Кто должен обеспечить фиксацию животного во время плановых ветеринарных обработок в частном хозяйстве: ветеринарный врач или хозяин?

– В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы. Владелец животного обязан обеспечить предоставление и фиксацию животного при проведении ветеринарной процедуры.

Какие исследования необходимы выполнить для реализации молока и молочной продукции на рынке?

– Каждую партию сырого молока и продуктов его переработки исследуют на органолептические и физико-химические показатели. Один раз в месяц молоко подвергают бактериологическим исследованиям на микробиологические показатели. К продаже допускаются молоко и молочные продукты, поступающие из хозяйств, благополучных по заразным болезням животных. Это, в свою очередь, должно быть подтверждено справкой, выданной ветеринарным врачом. Срок действия справки – не более месяца.

– Можно ли владельцу ЛПХ самостоятельно вакцинировать поросят от рожи и классической чумы свиней, если вакцина была приобретена в специализированном магазине?

– Работа с вакциной независимо от того, где вы ее приобретали, должна выполняться с соблюдением определенных мер предосторожности. Поэтому вакцинацию животных может проводить только ветеринарный специалист, имеющий высшее или среднее специальное образование. Кроме того, согласно Федеральному закону от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», применение таких средств строго регламентировано. На приобретение, перевозку, хранение и использование таких вакцин должна быть соответствующая лицензия.

– Сколько раз в год владельцы личных подсобных хозяйств должны предоставлять крупный рогатый скот для вакцинации и исследований?

– На основании Закона РФ «О ветеринарии» владельцы крупного рогатого скота обязаны предоставлять принадлежащих им животных специалистам в области ветеринарии своего района для проведения диагностических исследований и профилактической иммунизации дважды в год (весной и осенью).

В конце приема Александр Кругликов напомнил собравшимся, что получить ответы на интересующие вопросы владельцы животных и предприниматели могут не только в ходе ежемесячных встреч, но и по месту жительства. Для этого нужно обращаться в районное отделение государственной ветеринарной службы Ростовской области.

По материалам пресс-центра Управления ветеринарии Ростовской области

При неоказании помощи больному животному – причина этого может быть признана уважительной в том случае, если сам врач был болен в это время или невозможно было оставить тяжело больного животного. Вопрос о том, является ли причина уважительной, решается индивидуально в каждом конкретном случае после изучения всех обстоятельств дела. Ответственность ветврач несет за несвоевременное оказание помощи. Связано это с тем, что ветспециалистам приходится заниматься различными делами, вплоть до заготовки кормов; разъезжать по хозяйствам. В подобных случаях лечебная помощь не всегда может быть оказана, зачастую ее оказать некому.

Профессиональные нарушения, повлекшие за собой ущерб, гибель животного; отказ от оказания помощи при ссылке на то, что врач не имеет медикаментов или что животное находится вне зоны его обслуживания – наказываются по статьям уголовного кодекса, общим для всех профессий.

Уголовная ответственность за нарушение правил борьбы с эпизоотиями наступает в том случае, если оно повлекло за собой распространение заразных заболеваний или возникла реальная угроза их распространения. (УК РБ Статья 284. Нарушение ветеринарных правил

Нарушение ветеринарных или зоотехнических правил, повлекшее по неосторожности распространение заразных болезней животных либо причинение ущерба в крупном размере, – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.).

Нарушение правил может выражаться в скрытии случаев острозаразных заболеваний, уклонений от профилактических прививок, нарушении карантинного режима и т. п. При проведении мероприятий против заразных болезней ветеринарные специалисты несут ответственность в случаях, когда допущены халатность, небрежность, нарушение инструкций, наставлений.

В практике бывают осложнения при прививках в результате применения недоброкачественного прививочного материала (порча биопрепаратов вследствие неправильного хранения, порча начатых флаконов), а также за счет нарушения асептики.

Эксперту необходимо выяснить, что послужило причиной осложнения после прививки. Если врач действовал по инструкции, то он ответственности не несет.

Выдача заведомо ложных официальных документов рассматривается как служебный подлог , предусмотренный Ст. 427 УК РБ , выдача неправильных справок, ветеринарных свидетельств, а также необоснованных документов наказывается согласно уголовному кодексу.


1. Внесение должностным или иным уполномоченным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, либо подделка документов, либо составление и выдача заведомо ложных документов, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, при отсутствии признаков более тяжкого преступления – наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок, или лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же действия, совершенные с целью искажения данных государственной статистической отчетности, – наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Ветеринарные врачи несут полную ответственность за нарушение правил хранения, отпуска; учета, перевозки, пересылки сильнодействующих, ядовитых и наркотических средств.

Неосторожные действия ветеринарных работников. Преступление, совершенное по неосторожности, в результате действия или бездействия человека, который в конкретной ситуации предвидел возможность наступления общественно-опасных последствий своего поведения, по легкомыслию рассчитывал на их предотвращение либо вообще не предвидел, хотя мог и должен был их предвидеть (ст.23 УК РБ ).

Неосторожные или небрежные действия врачей чаще всего расцениваются как должностные преступления – халатность Статья 428 УК РБ. Они весьма разнообразны.

Врачебные ошибки могут происходить из-за:

Недостаточной квалификации ветеринарного работника;

Трудно диагностируемых заболеваний;

Плохих условий труда.

Врачебные ошибки чаще всего проявляются в виде диагностических ошибок.

Врачебные ошибки можно подразделить на объективные и субъективные, смешанные.

Ошибки объективного характера.

1. Такие ошибки могут происходить из-за изменившихся условий кормления, содержания животных.

2. Ошибки, связанные с недостаточной подготовкой ветеринарных специалистов.

3. У начинающего врача часто ошибки связаны с недостаточным знанием болезни, а также с неумением правильно, системно обследовать больного, с неумением правильно оценить отдельные симптомы болезни.

4. Недостаточная техническая оснащенность ветеринарных врачей и учреждений.

5. Большой объем работы и круг обязанностей ветеринарного врача.

Субъективные диагностические ошибки связаны с индивидуальными особенностями ветврача, они зависят от типа нервной деятельности, умственных способностей, профессиональной целеустремленности и т. д.

Смешанные ошибки связаны с объективными факторами, но степень их проявления зависит от субъективных свойств врача:

1. Трудность диагностики заболевания со сложной, атипичной клинической картиной.

2. К клинической ошибке, особенно у начинающего врача, может привести неправильный или искаженный анализ. Здесь играет роль трудность индивидуального наблюдения сложность сбора анамнеза в крупных животноводческих хозяйствах. Кроме того, часто в заболевании или гибели животного повинен ухаживающий персонал.

3. Постановка диагноза "по интуиции": часто интуиция идет вразрез с точностью, такой диагноз требует доказательств.

4. Увлечение "модными" диагнозами, "модными" лечебными приемами, "модными" лекарственными веществами может явиться причиной ошибок.

5. Ошибкой может быть так называемое внушение диагноза, особенно опасно оно со стороны авторитетных лиц, которые зачастую ставят диагноз по интуиции.

6. Источником диагностических ошибок может быть переоценка лабораторного исследования, показатели которого весьма вариабельны.

К несчастным случаям относятся случаи гибели животных в результате стихийных бедствий (пожар, удар молнией, землетрясение, нападение диких зверей).

Несчастные случаи – это и случаи заболевания или гибели животных по причинам, не зависящим от врача, обслуживающего персонала, когда они не могли предвидеть, предусмотреть заболевание, гибель животного. Например, во время кастрации у животного произошел шок. Врач не мог предусмотреть его, так как шоковые явления при кастрации встречаются редко и для этих случаев правилами профессиональной работы не предусматривается каких–либо профилактических мероприятий. Несчастные случаи ненаказуемые.

Ответственность ветврача за передоверие своих функций

Ветеринарный врач привлекается к ответственности в случаях, когда в результате проведенной работы нанесен ущерб лицом, не имеющим на то юридического права, но действующим по поручению ветеринарного врача. В практике имеют место случаи, когда врач передоверяет проведение диагностических исследований, например, туберкулизацию, ветфельдшерам, не проверив, насколько они квалифицированы. В результате при последующих комиссионных исследованиях выявляется значительное количество реагирующих животных. В подобных случаях врач привлекается к ответственности.

Beтврачи могут привлекаться к ответственности за перепоручение заведующему фермой и другим лицам проведение дезинфекции при ликвидации заразных болезней, не обеспечив наблюдения и контроля со стороны ветперсонала; за передоверие неопытным работникам применение сильнодействующих лекарств, проведение прививок, хирургических операций, если в результате их неправильного выполнения нанесен материальный ущерб хозяйству, владельцу животного или вред здоровью людей.

В заключение следует указать , что расследование дел по привлечению к ответственности ветеринарных работников представляет большие трудности, связанные с отсутствием необходимых юридических знаний у врачей и специальных знаний по ветеринарии у работников органов следствия и суда.

В процессе расследования возникает необходимость в проведении квалифицированной и авторитетной судебно-ветеринарной экспертизы. Комиссионная экспертиза должна быть основана, прежде всего, на объективности во избежание узкопрофессиональных ошибок. При разборе врачебных дел экспертная комиссия должна принимать во внимание объективные условия, в которых происходила деятельность обвиняемого ветврача. В процессе расследования, экспертизы, суда необходимо досконально разобраться в причинах профессионального правонарушения ветеринарного специалиста. Один и тот же исход по-разному оценивается в зависимости от условий, в которых он произошел.

Высокая квалификация, моральные качества врача, соблюдение врачебной этики служат надежными средствами профилактики врачебных правонарушений.

5. Постановление Совета Министров РСФСР "Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР".

6. Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно - санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов.

7. Инструкция "Проведение ветеринарной дезинфекции объектов животноводства".

Часть 3

Общие сведения о бешенстве

3.1. Бешенство - острая вирусная болезнь животных и человека, характеризующаяся признаками полиоэнцефаломиелита и абсолютной летальностью.

Возбудитель болезни относится к семейству рабдовирусов.

Резервуаром и главными источниками возбудителя бешенства являются дикие хищники, собаки и кошки. С учетом характера резервуара возбудителя различают эпизоотии городского и природного типов.

При эпизоотиях городского типа основными распространителями болезни являются бродячие и безнадзорные собаки, а при эпизоотиях природного типа - дикие хищники (лисица, енотовидная собака, песец, волк, корсак, шакал). На территориях с повышенной плотностью их популяций формируются стойкие природные очаги болезни.

Заражение человека и животных происходит при непосредственном контакте с источниками возбудителя бешенства в результате укуса или ослюнения поврежденных кожных покровов или наружных слизистых оболочек.

3.2. При организации мероприятий по профилактике и борьбе с бешенством следует различать эпизоотический очаг, неблагополучный пункт и угрожаемую зону.

Эпизоотические очаги бешенства - квартиры, жилые дома, личные подворья граждан, животноводческие помещения, скотобазы, летние лагеря, участки пастбищ, лесных массивов и другие объекты, где обнаружены больные бешенством животные.

Неблагополучный пункт - населенный пункт или часть крупного населенного пункта, отдельная животноводческая ферма, фермерское хозяйство, пастбище, лесной массив, на территории которых выявлен эпизоотический очаг бешенства. В угрожаемую зону входят населенные пункты, животноводческие хозяйства, пастбища, охотничьи угодья и другие территории, где существует угроза заноса бешенства или активизации природных очагов болезни.

Эпидемическим очагом называют эпизоотический очаг, в котором возникли заболевания людей.

Часть 4

Профилактика бешенства животных и человека

4.1. Руководители животноводческих хозяйств, предприятий, учреждений, организаций и граждане - владельцы животных обязаны:

    - соблюдать установленные местной администрацией правила содержания собак, кошек, пушных зверей и хищных животных; - доставлять принадлежащих им собак и кошек в сроки, устанавливаемые местной администрацией по представлению главного государственного ветеринарного инспектора района (города), в ветеринарные лечебно - профилактические учреждения для осмотра, диагностических исследований и предохранительных прививок антирабической вакцины; - регистрировать принадлежащих им собак в порядке, устанавливаемом местной администрацией; - не допускать собак, не привитых против бешенства, в личные подворья, на фермы, в стада, отары и табуны; - принимать меры к недопущению диких животных к стадам, отарам, табунам, животноводческим помещениям; с этой целью выпасать сельскохозяйственных животных и содержать их на фермах, откормочных площадках, в летних лагерях под постоянной охраной с использованием вакцинированных против бешенства собак; - немедленно сообщать ветеринарному специалисту, обслуживающему хозяйство (населенный пункт), о подозрении на заболевание животных бешенством и случаях покуса сельскохозяйственных и домашних животных дикими хищниками, собаками или кошками, принимать необходимые меры к надежной изоляции подозрительных по заболеванию или покусанных животных.

4.2. Покусавшие людей или животных собаки, кошки и другие животные (кроме явно больных бешенством) подлежат немедленной доставке владельцем или специальной бригадой по отлову безнадзорных собак и кошек в ближайшее ветеринарное лечебное учреждение для осмотра и карантинирования под наблюдением специалистов в течение 10 дней.

4.3. В отдельных случаях, по разрешению ветеринарного лечебного учреждения, животное, покусавшее людей или животных, может быть оставлено у владельца, выдавшего письменное обязательство содержать это животное в изолированном помещение в течение 10 дней и представлять его для осмотра в сроки, указанные ветеринарным врачом, осуществляющим наблюдение.

4.4. Результаты наблюдения за карантинированным животным регистрируют в специальном журнале и в письменном виде сообщают учреждению, где прививают пострадавшего человека, и в центр санэпиднадзора по месту жительства пострадавшего.

4.5. По окончании срока карантинирования клинически здоровые животные после предварительной вакцинации могут быть возвращены владельцам - при условии их изолированного содержания в течение 30 дней. Животных, заболевших бешенством, уничтожают.

4.6. Порядок содержания, регистрации и учета собак и кошек в населенных пунктах определяет местная администрация. Специалисты ветеринарной и санитарно - эпидемиологической служб контролируют соблюдение этого порядка.

4.7. Правила содержания обязательно предусматривают, что служебные собаки вне территории хозяйств (предприятий, учреждений), которым они принадлежат, должны находиться на поводке. Без поводка и намордника разрешается содержать собак при стадах, отарах, табунах сельскохозяйственных животных, во время натаски и на охоте, на учебно - дрессировочных площадках, при оперативном использовании собак специальными организациями.

4.8. Собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.

4.9. Порядок отлова этих животных, их содержания и использования устанавливает местная администрация.

4.10. Органы коммунального хозяйства, жилищно - эксплуатационные организации, администрация рынков, мясо- и молокоперерабатывающих предприятий, магазинов, столовых, ресторанов, коменданты общежитий, домовладельцы обязаны содержать в надлежащем санитарном состоянии территории предприятий, рынки, свалки, площадки для мусора и других отходов, не допускать скопление безнадзорных собак и кошек в таких местах, принимать меры, исключающие возможность проникновения собак и кошек в подвалы, на чердаки и в другие нежилые помещения.

4.11. Продажа, покупка и вывоз собак за пределы области (края, республики) разрешается при наличии ветеринарного свидетельства с отметкой о вакцинации собаки против бешенства.

4.12. В целях своевременного выявления и профилактики распространения бешенства диких животных сотрудники органов лесного хозяйства, охраны природы, охотничьего хозяйства, заповедников и заказников обязаны:

    - немедленно сообщать специалистам ветеринарной службы о случаях заболевания или необычном поведении диких животных (отсутствие страха перед человеком, неспровоцированное нападение на людей или животных); - направлять в ветеринарные лаборатории для исследования на бешенство трупы диких хищников (лисиц, енотовидных собак, песцов, волков, корсаков, шакалов), обнаруженные в охотничьих угодьях, на территориях заповедников, заказников, в зеленых зонах крупных населенных пунктов; - регулировать численность диких хищных животных, проводить отстрел бродячих собак и кошек, браконьерствующих в охотничьих угодьях; - при проверке путевок и охотничьих билетов у охотников охотничья инспекция охраны природы и егерская служба обязаны проверять регистрационные удостоверения собак, свидетельствующие о прививке против бешенства; невакцинированных собак к охоте не допускают.

4.13. Во всех населенных пунктах Российской Федерации все собаки, независимо от их принадлежности, а в необходимых случаях и кошки подлежат обязательной профилактической иммунизации против бешенства с использованием принятых в практику антирабических вакцин в порядке и в сроки, предусмотренные наставлениями по их применению. К акту о проведении вакцинации обязательно прилагают опись иммунизированных собак с указанием адресов их владельцев. В регистрационных удостоверениях собак делают отметки о проведенных прививках.

4.14. В зонах стационарного неблагополучия по бешенству диких хищников проводят плановую профилактическую вакцинацию сельскохозяйственных животных (прежде всего - крупного рогатого скота), подвергающихся риску заражения. При наличии хозяйственных возможностей регулярно повторяют кампании оральной иммунизации диких хищников против бешенства.

Часть 5

Мероприятия при заболевании животных бешенством

5.1. Диагноз "бешенство" ставят на основании комплекса эпизоотологических, клинических, патологоанатомических данных и результатов лабораторных исследований.

5.2. Для исследования на бешенство в лабораторию направляют свежий труп или голову мелких животных, а от крупных - голову или головной мозг.

5.3. Лабораторные исследования на бешенство проводят немедленно. О результатах исследования сообщают ветеринарному учреждению или ветеринарному специалисту, направившему биоматериал в лабораторию, и главному государственному ветеринарному инспектору района (города).

5.4. Главный государственный ветеринарный инспектор района (города) при получении информации о выявлении случая бешенства у животных обязан:

    - немедленно сообщить о заболевании животных территориальному центру госсанэпиднадзора, главным государственным ветеринарным инспекторам соседних районов и вышестоящему ветеринарному органу; - совместно с представителем службы госсанэпиднадзора выехать на место, провести эпизоотолого - эпидемиологическое обследование эпизоотического очага и неблагополучного пункта, определить границы угрожаемой зоны и разработать план мероприятий по ликвидации эпизоотического очага и предупреждению новых случаев болезни; - оформить материалы по установлению карантина и внести их для утверждения в органы местной администрации.

5.5. По условиям карантина в неблагополучных по бешенству населенных пунктах не допускается проведение выставок собак и кошек, выводок и натаски собак. Прекращается торговля домашними животными, запрещается вывоз собак и кошек за пределы неблагополучного пункта и отлов (для вывоза в зоопарки, с целью расселения в других районах и т.д.) диких животных на карантинированной территории и в угрожаемой зоне.

5.6. Специалисты ветеринарной и санитарно - эпидемиологической служб организуют в неблагополучных по бешенству пунктах следующие мероприятия:

    - проводят среди населения разъяснительную работу об опасности заболевания бешенством и мерах его предупреждения; - организуют подворный (поквартирный) обход неблагополучного населенного пункта для выявления лиц, нуждающихся в прививках против бешенства, проверки условий содержания собак, кошек и других животных, выявления больных бешенством, подозрительных по заболеванию и подозреваемых в заражении животных; - умерщвляют всех выявленных больных бешенством животных, а также собак и кошек, подозрительных по заболеванию, кроме покусавших людей или животных, которых изолируют и оставляют под наблюдением; - трупы умерщвленных и павших от бешенства животных сжигают или утилизируют на предприятиях по производству мясокостной муки. Допускается захоронение на скотомогильниках. Снятие шкур с трупов запрещается; - при выявлении случаев бешенства диких животных совместно с органами охраны природы и охотничьего хозяйства принимают все доступные меры (отстрел, отлов, затравка в норах) к снижению численности диких хищников, независимо от сроков охоты, установленных в данной местности.

5.7. В эпизоотическом очаге бешенства устанавливают постоянное наблюдение за группой животных (ферма, стадо, гурт, отара, табун), из которой выделены больные или подозрительные по заболеванию бешенством. Этих животных осматривают не реже трех раз в день и подвергают вынужденным прививкам антирабической вакцины в соответствии с наставлением по ее применению. После прививок обязательна 60-дневная изоляция животных.

5.8. Клинически здоровых животных, покусанных дикими хищниками или собаками, разрешается, независимо от прививок против бешенства, убивать на мясо.

5.9. Убой производится на месте, в хозяйстве, полученная продукция используется на общих основаниях.

5.10. Молоко клинически здоровых животных неблагополучной по бешенству фермы (гурта, стада, отары, табуна) разрешается, независимо от проведенных прививок против бешенства, использовать в пищу людям или в корм животным после пастеризации при 80-85 град. С в течение 30 минут или кипячения в течение 5 минут.

5.11. Шерсть, полученную от клинически здоровых животных неблагополучной по бешенству группы, вывозят из хозяйства в таре из плотной ткани только на перерабатывающие предприятия с указанием в ветеринарном свидетельстве о том, что она подлежит дезинфекции в соответствии с действующей "Инструкцией по дезинфекции сырья животного происхождения и предприятий по его заготовке, хранению и переработке".

5.12. Места, где находились животные, больные и подозрительные по заболеванию бешенством, предметы ухода за животными, одежду и другие вещи, загрязненные слюной и другими выделениями больных бешенством животных, подвергают дезинфекции в соответствии с действующей "Инструкцией по проведению ветеринарной дезинфекции объектов животноводства".

5.13. Карантин снимают решением органов местной администрации (на основе совместного представления главного ветеринарного врача района или города и руководителя территориального центра госсанэпиднадзора) по истечении двух месяцев со дня последнего случая заболевания животных бешенством при условии выполнения запланированных противоэпизоотических и профилактических мероприятий.

Часть 6

Противоэпидемические мероприятия

6.1. Лица, травмированные или ослюненные больным бешенством или подозрительным на это заболевание животным, считаются лицами, подвергшимися риску инфицирования вирусом бешенства.

6.2. Медицинские работники, выявившие лиц, подвергшихся риску инфицирования вирусом бешенства, обязаны оперативно сообщить о них (экстренное извещение, телефонограмма и т.п.) в территориальный ЦГСЭН.

6.3. Центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора обязан на основании оперативного сообщения из больничного, амбулаторно - поликлинического учреждения или травматологического пункта (кабинета), хирургического кабинета о каждом случае обращения по поводу каждого случая о риске инфицирования вирусом бешенства:

    - зарегистрировать пострадавшего в журнале (ф. 060У); - немедленно провести расследование такого случая с заполнением "Карты эпизоотолого - эпидемиологического обследования очага зоонозного заболевания" (ф. 391-У); - информировать главного государственного ветеринарного инспектора района (города) об известных животных, нанесших повреждение, с целью установления наблюдения и карантинирования последних; - выявить круг лиц, подвергшихся риску инфицирования вирусом бешенства и нуждающихся в лечебно - профилактической иммунизации, и направлять их в травматологический пункт (кабинет), а при отсутствии последнего - в хирургический кабинет.

6.4. Лица, подвергшиеся риску инфицирования вирусом бешенства, проходят курс лечебно - профилактической иммунизации в соответствии с нормативно - инструктивными документами ГКСЭН РФ и Минздравмедпрома РФ.

6.5. Лица, больные бешенством, подвергаются госпитализации.