Самовнушение по методу куэ. В гармонии с собой

Эмиль Куэ (фр. Émile Coué, 26 февраля 1857, Труа — 2 июля 1926, Нанси) — французский психолог и фармацевт, разработавший метод психотерапии и личностного роста, основанный на самовнушении.

Этот метод основывается на мантроподобном регулярном повторении простых фраз — подобных, например, такой: «С каждым днем мне во всех отношениях становится лучше и лучше». Регулярность занятий является важным условием лечения. Вопреки распространенному убеждению, что сильная воля формирует быстрейший путь к здоровью, Куэ считал, что решение некоторых проблем невозможно без изменения бессознательных мыслей. Куэ подчеркивал, что он не целитель, а тот, кто учит других исцелять себя самостоятельно.

Родился в небогатой, но знатной семье бретонского происхождения. Получил ученую степень по фармакологии в 1876 году.

По окончании учёбы в Париже открыл медицинскую практику в Труа, в ходе которой обнаружил, что на эффективность лечения оказывает значительное воздействие убеждённость пациента в целительности предложенного ему лекарства.

Основной причиной любого заболевания Куэ считал человеческое воображение. Поэтому для выздоровления он рекомендовал ежедневно повторять формулы, направленные на улучшение здоровья. Куэ утверждал, что каждый, внушающий себе: «Я достигну!», обязательно достигнет. Эта и другие предлагавшиеся им формулы содействовали активному участию больного в психотерапевтическом процессе, хотя, конечно, полностью заменить медикаментозные препараты не могли.

Работая в качестве аптекаря в Труа с 1882 по 1910 год, Куэ быстро обнаружил то, что позже стало известно как эффект плацебо.

Куэ заметил увеличение эффективности лекарства при подчеркивании его действенности в глазах пациента. Такие пациенты выздоравливали гораздо быстрее, чем те, которым он ничего не говорил о свойствах лекарства. Так началось исследование Куэ в области гипноза и силы воображения.

Первый метод лечения, примененный Куэ, основывался на гипнозе. Он открыл, что человек не может погрузиться в гипноз против своей воли, и, что более важно, результаты гипноза уменьшались, когда человек возвращался в сознание.

В 1910 году он переехал в Нанси и открыл там клинику психотерапии, которой руководил до своей смерти.

В своей работе руководствовался взглядами И. Бернгейма и П. Леви на сущность суггестии (внушения).

Рассматривал нарушения здоровья как следствие аутосуггестии и неправильного воображения: этим обусловлены особенности его группового пассивно-суггестивного метода, когда пациенты вводятся в гипнотическое состояние, в котором обращаются друг к другу со словами: «День ото дня мне становится все лучше и лучше».

Этот метод подвергся сильной критике специалистов, но среди практиков был очень популярен.

Повлиял на И.Г. Шульца, создателя метода аутогенной тренировки.

Hебольшой провинциальный французский городок Нанси, 1890 год. Доброжелательный, отзывчивый 32-летний фармацевт ежедневно общается с десятками горожан, которые приходят в его аптеку за помощью. Эмиль Куэ знает каждого клиента, историю его жизни и течение болезни. Это помогает ему понять, почему так по-разному воздействует на людей одно и то же лекарство. Позитивный эффект как-то связан с силой воображения больных, понимает Куэ и начинает изучать метод лечения с помощью внушения, разработанный в середине XIX века французскими врачами Амбруазом-Огюстом Льебо и Ипполитом Бернгеймом (Ambroise-Auguste Liebault, Ippolit Bernheim). Позже, практикуя гипнотерапию, он замечает, что гипноз не оказывает лечебного воздействия даже на легковнушаемого человека, если больной остается безучастным к тому, что с ним происходит (то есть не задействует самовнушение). Куэ предположил, что внушение, направленное на самого себя, – это универсальный и очень эффективный способ влияния на психику, на бессознательное человека.

Свою гениальную догадку он подтвердил неожиданным способом. Эмиль Куэ стал предлагать клиентам новое болеутоляющее средство, которое изготавливали только в его аптеке. Но, принимая его, необходимо было произносить (не задумываясь, легко) простую фразу: «С каждым днем мне становится легче…» Эффект от лечения «таблетками Куэ» был поразителен – больные переставали чувствовать боль, хотя на самом деле принимали таблетки глюкозы. Так фармацевт случайно открыл то, что позже назвали «эффектом плацебо». Он смог доказать реальную силу самовнушения: человека исцеляла уверенность в том, что он обязательно поправится.

Об этом

Книги Эмиля Куэ

  • «Школа самообладания путем сознательного (преднамеренного) самовнушения» ЛКИ, 2007.
  • «Сознательное самовнушение как путь к господству над собой» ИЦ «РОССАЗИЯ», 2007.

Почти 15 лет Эмиль Куэ разрабатывал метод, который назвал «сознательным самовнушением». Благодаря ему тысячи людей смогли изменить качество своей жизни: самовнушение не заменяло лечения у врача, но значительно уменьшало страдания. «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше» – эту фразу стоит произносить легко, по-детски, без малейшего усилия, – писал Куэ. – Лучше повторять ее ровным тоном, без выражения. Постепенно это внушение станет частью вашего бессознательного и начнет влиять на вас, на ваши действия, поступки, ощущения» (см. «Об этом»). Повторять эту фразу (или любую другую позитивную установку) нужно в тот момент, когда мы находимся в сновидном состоянии сознания (между явью и сном – вечером, засыпая, или утром, пробуждаясь), тогда наше бессознательное наиболее восприимчиво к информации, мы настраиваемся на позитивный лад.

Открытие Куэ было так ошеломительно просто и эффективно, что его признали и до сих пор используют врачи и психотерапевты разных стран. В России идею терапии самовнушением развивал невролог и психиатр Владимир Бехтерев.

А Эмиль Куэ вплоть до своей смерти в 1926 году выступал с лекциями по всему миру, повторяя: «Я не чудотворец и не целитель, я только показываю людям, что в их силах помочь самим себе».

Как действовать?

Вот один простой пример, который может позволить нам разобраться, как именно действует метод Эмиля Куэ.

Ситуация: мне предстоит выступить перед большой аудиторией, но я боюсь не справиться с волнением.

Предварительное (постороннее) внушение (некоторым из нас, считал Куэ, необходима поддержка со стороны): я звоню другу (мы вместе работаем уже несколько лет), и он уверяет, что мне всегда удается собраться в нужный момент.

Оценка : я обдумываю ситуацию и говорю себе: да, я способен справиться с волнением.

Сознательное самовнушение : спокойно, не задумываясь, без всякого усилия я повторяю: «Я могу справиться с собой, я могу не волноваться».

Подключение бессознательного : каждый день (до выступления) перед сном и пробуждаясь я повторяю четко сформулированную позитивную установку: «Я могу справиться с собой и быть спокойным».

Визуализация : несколько раз в день я мысленно представляю (воображаю), как я захожу в аудиторию, уверенно приветствую слушателей и произношу первые слова…

Результат : в назначенный день я иду на встречу, чувствуя себя спокойно и уверенно.

ЭМ И ЛЬ КУЭ

СОЗНАТЕЛЬНОЕ САМОВНУШЕНИЕ КАК ПУТЬ К ГОСПОДСТВУ НА Д СОБОЙ Авторизованный переводс французского и предисловиеМих. Кадиш

Печатается по изданию Э. Куэ «Сознательное самовнушение как путь господства над собой», Берлин, 1932.

Предисловие1

Сознательное и бессознательное «Я»8

Воля и воображение9

Внушение и самовнушение12

Как научиться применению сознательного самовнушения?16

Применение внушения для лечебных целей19

Как практически применять сознательное самовнушение?22

Преимущества метода23

Как действует внушение?25

Применение метода внушения при душевных заболеваниях и при врожденных или благоприобретенных моральных дефектах.26

Несколько случаев излечения28

Заключение32

Что достигается самовнушением?32

Отрывки из писем, адресованных Э. Куэ37

Мысли и изречения Эмиля Куэ49

Советы и указания ученикам и последователям55

На «сеансах» у Эмиля Куэ58

Заметки о пребывании Эмиля Куэ в Париже в октябре 1918 года66

Все обо всем!68

Чудо внутри нас72

Каким должно быть воспитание детей?76

Предисловие

Широкая популярность, выпадающая на долю того или иного нового течения, открытия или изобретения, всегда таит в себе большую опасность. Как ни заманчива перспектива проникновения нового слова в самую гущу широких слоев населения, как ни велика и ни достойна задача - сделать новое завоевание мысли достоянием всех и каждого, - во всех, почти без исключения случаях, этот желательный путь популяризации сопряжен неизбежно свульгаризацией, с искажением и извращением «нового слова».

Этой участи не суждено было избегнуть и методу самовнушения Эмиля Куэ. Его широкому распространению способствовал целый ряд причин: чрезвычайная общедоступность и простота применения, множество успешных результатов, которыми он по праву может гордиться, и, наконец, личное обаяние самого Куэ, в котором редкий фанатизм в служении идее сочетался с полным бескорыстием и величайшей скромностью.

Но успех неизбежно породил увлечение, своего рода «моду». А с этим неразрывно были связаны и те искажения, которые совершенно затмевают сущность нового метода и в конечном результате - благодаря извращенному толкованию и неправильному применению - подрывают к нему доверие. Вполне прав, поэтому проф. Ш.Бодуэн, последователь Куэ и научный его истолкователь, который в предисловии к своей книге: «La psychologie de la suggestion et de l"autosuggestion» говорит: «He в меру фанатические приверженцы метода - его злейшие враги. Они доходят до самых нелепых преувеличений, которые дискредитируют новый метод в глазах серьезных людей».

С этим печальным явлением необходимо всемерно бороться. Совершенно несомненно, что разъяснение истинной сущности метода, его роли и значения и правильного его применения должно составлять основную задачу всех тех, кто, так или иначе, стал очевидцем его благотворного действия.

В этом отношении первый упрек следовало бы послать по адресу представителей научной медицины, врачей. «Я часто убеждался», говорит проф. Бодуэн, «что как раз наиболее ожесточенные нападки на новый метод исходят от тех ученых, которые не дали себе даже труда, наряду с книжкой самого Куэ, ознакомиться с моими работами». Руководствуясь ходячим, вульгаризованным представлением о методе, врачи очень часто отмахиваются от него с пренебрежением, как от знахарства или в лучшем случае предостерегают от него, как от чего-то вредного и опасного.

Со знахарством и прочим медицинским шарлатанством метод Куэ, не имеет никаких точек соприкосновения. Базируясь целиком на воспринятом научной медициной учении о «бессознательном» (или подсознательном»), метод самовнушения в его разработанном проф. Бодуэном теоретическом обосновании может, естественно, вызывать те или иные возражения, ту или иную серьезную критику, - он может в периоде дальнейшей научной работы претерпеть те или иные изменения и дополнения, - но, во всяком случае, сам метод, как таковой, - с точки зрения смелой постановки проблемы, так и с точки зрения неоспоримых благотворных результатов - заслуживает самого пристального внимания и серьезного изучения.

Что касается мнимого вреда и опасности, сопряженной с применением метода, то все нападки по этому поводу сводились и сводятся исключительно к одному: метод самовнушения, будучи способен устранять болезненные симптомы, а не первопричину того или иного недуга, отвлекает якобы больного от необходимости систематического медицинского лечения и уводит его от воздействия врача. Не углубляясь в разрешение вопроса о пределах воздействия метода, необходимо резко и решительно опровергнуть делаемое отсюда заключение. Ни сам создатель метода, ни его многочисленные последователи, насчитывающие в своих рядах не мало видных и известных врачей, никогда не подрывали пиетета по отношению к научной медицине, не противопоставляли ей метода самовнушения и не «уводили»

больного от врача. Наоборот, и в предлагаемой книжке Эмиля Куэ, и во всех работах его учеников и друзей и, наконец, на всех сеансах массовой и индивидуальной подготовки к восприятию метода, - повсюду во главу угла ставится предпосылка необходимости обычных форм медицинского лечения. Больным настойчиво и вразумительно внедряется мысль: «если вы не были еще у врача, пойдите раньше к нему; если вы уже лечитесь, - продолжайте неизменно ваше лечение». Метод самовнушения может и должен быть испробован, как единственный способ лечения, лишь в тех случаях, когда медицина либо бессильна в борьбе с заболеванием, либо же, когда она сама указывает больному на этот путь, сознательно отдавая себе отчет в том, что с недугом психогенного происхождения наиболее целесообразно бороться активным и непосредственным воздействием на психику. Во всех остальных случаях достойная и ответственная задача нового метода - быть необходимым, действенным подспорьем обычным формам лечения.

Естественно поэтому, что будущее метода самовнушения предопределится, на наш взгляд, его дальнейшей теоретической разработкой и серьезным, добросовестно-вдумчивым отношением со стороны практикующих врачей.

***

Предлагаемая вниманию читателей книжка не может почитаться исчерпывающим научным исследованием. Теоретической разработке метода посвящена, как уже было указана, солидная работа проф. Бодуэна.

Задачи книжки Эмиля Куэ - совершенно иные. Этими же иными задачами обуславливается и вся его жизнь, и вся его плодотворная деятельность.

Не будучи по натуре своей кабинетным ученым, подойдя лишь в зрелом возрасте вплотную к интересовавшей его проблеме и после длительных наблюдений «конструировав» свой метод, - Куэ с самого начала отдал всё свои силы его практическому применению. Неустанно работая, день за днем, год за годом, он дал - и продолжает давать - на десятках тысяч - примеров

доказательство высокойпрактической ценности нового метода.

Его цель - помочь всем и каждому. Он спешит жить. Его с утра ждут десятки и сотни страждущих. Он знает, он убежден, что, научив их применению метода самовнушения, он им поможет. У него нет и не может быть времени для теоретической работы, для углубления метода. Он принадлежит людям, живому делу, любви к ближнему, И недаром во Франции он заслужил имя «друга человечества».

Работа Куэ длится непрерывно около 25 лет. Но начало ее относится еще к более раннему периоду: в 80-х годах прошлого столетия он, скромный аптекарь из небольшого городка возле Нанси, стал внимательно приглядываться к работе известных французских ученых, проф. Льебо и Бернгейма, родоначальников «научного гипнотизма». Подмечая практические недостатки гипнотического лечения, зорко следя за дальнейшим состоянием здоровья многочисленных пациентов, Куэ задумывался над созданием собственного метода. В основу его, вместо принципа подчинения психики пациента воздействию гипнотизера, он с самого начала положил развитие самодеятельности больного. От специальной и узкой в своем практическом применении терапевтической формы гипнотического внушения, Куэ перешел, таким образом, к самовнушению, которое, по его мнению, является действительно могущественной, действительно универсальной психической способностью человека. Дальнейшим фазисом развития метода было установление взаимоотношения между сознательной волей и воображением. Вопрос этот подробно и наглядно изложен на последующих страницах. Здесь достаточно лишь отметить, что этот принцип представляет собою попытку последовательного развития учения о подсознании, конструированного школой Фрейда, Брейера и других.

Долгое время - свыше 15 лет - Куэ не решался применять свой новый метод. Первые практические попытки, относящиеся к началу нынешнего столетия, в полной мере подтвердили его предположения. Сперва осторожно и робко - в кругу близких друзей и родных, - потом все более расширяя круг своих пациентов, Куэ, к началу войны имел уже обширную аудиторию. Война не приостановила его работы, но, конечно, сузила ее рамки. Однако и под обстрелом германских орудий он продолжал оказывать в Нанси свою активную и бескорыстную помощь.

В книге «Сознательное самовнушение» описан разработанный Куэ метод лечения самых разных болезней, получивший название метода сознательного (преднамеренного), или произвольного, самовнушения, и позволяющий больному управлять заложенными в каждом человеке силами воли и воображения.

Предисловие

Широкая популярность, выпадающая на долю того или иного нового течения, открытия или изобретения, всегда таит в себе большую опасность. Как ни заманчива перспектива проникновения нового слова в самую гущу широких слоев населения, как ни велика и ни достойна задача — сделать новое завоевание мысли достоянием всех и каждого, — во всех, почти без исключения случаях, этот желательный путь популяризации сопряжен неизбежно с вульгаризацией, с искажением и извращением «нового слова».

Этой участи не суждено было избегнуть и методу самовнушения Эмиля Куэ. Его широкому распространению способствовал целый ряд причин: чрезвычайная общедоступность и простота применения, множество успешных результатов, которыми он по праву может гордиться, и, наконец, личное обаяние самого Куэ, в котором редкий фанатизм в служении идее сочетался с полным бескорыстием и величайшей скромностью.

Но успех неизбежно породил увлечение, своего рода «моду». А с этим неразрывно были связаны и те искажения, которые совершенно затмевают сущность нового метода и в конечном результате — благодаря извращенному толкованию и неправильному применению — подрывают к нему доверие. Вполне прав, поэтому проф. Ш.Бодуэн, последователь Куэ и научный его истолкователь, который говорит: «He в меру фанатические приверженцы метода — его злейшие враги. Они доходят до самых нелепых преувеличений, которые дискредитируют новый метод в глазах серьезных людей».

С этим печальным явлением необходимо всемерно бороться. Совершенно несомненно, что разъяснение истинной сущности метода, его роли и значения и правильного его применения должно составлять основную задачу всех тех, кто, так или иначе, стал очевидцем его благотворного действия.

В этом отношении первый упрек следовало бы послать по адресу представителей научной медицины, врачей. «Я часто убеждался», говорит проф. Бодуэн, «что как раз наиболее ожесточенные нападки на новый метод исходят от тех ученых, которые не дали себе даже труда, наряду с книжкой самого Куэ, ознакомиться с моими работами». Руководствуясь ходячим, вульгаризованным представлением о методе, врачи очень часто отмахиваются от него с пренебрежением, как от знахарства или в лучшем случае предостерегают от него, как от чего-то вредного и опасного.

Со знахарством и прочим медицинским шарлатанством метод Куэ, не имеет никаких точек соприкосновения. Базируясь целиком на воспринятом научной медициной учении о «бессознательном» (или подсознательном»), метод самовнушения в его разработанном проф. Бодуэном теоретическом обосновании может, естественно, вызывать те или иные возражения, ту или иную серьезную критику, — он может в периоде дальнейшей научной работы претерпеть те или иные изменения и дополнения, — но, во всяком случае, сам метод, как таковой, — с точки зрения смелой постановки проблемы, так и с точки зрения неоспоримых благотворных результатов — заслуживает самого пристального внимания и серьезного изучения.

Что касается мнимого вреда и опасности, сопряженной с применением метода, то все нападки по этому поводу сводились и сводятся исключительно к одному: метод самовнушения, будучи способен устранять болезненные симптомы, а не первопричину того или иного недуга, отвлекает якобы больного от необходимости систематического медицинского лечения и уводит его от воздействия врача. Не углубляясь в разрешение вопроса о пределах воздействия метода, необходимо резко и решительно опровергнуть делаемое отсюда заключение. Ни сам создатель метода, ни его многочисленные последователи, насчитывающие в своих рядах не мало видных и известных врачей, никогда не подрывали пиетета по отношению к научной медицине, не противопоставляли ей метода самовнушения и не «уводили» больного от врача.

Наоборот, и в предлагаемой книжке Эмиля Куэ, и во всех работах его учеников и друзей и, наконец, на всех сеансах массовой и индивидуальной подготовки к восприятию метода, — повсюду во главу угла ставится предпосылка необходимости обычных форм медицинского лечения. Больным настойчиво и вразумительно внедряется мысль: «если вы не были еще у врача, пойдите раньше к нему; если вы уже лечитесь, — продолжайте неизменно ваше лечение». Метод самовнушения может и должен быть испробован, как единственный способ лечения, лишь в тех случаях, когда медицина либо бессильна в борьбе с заболеванием, либо же, когда она сама указывает больному на этот путь, сознательно отдавая себе отчет в том, что с недугом психогенного происхождения наиболее целесообразно бороться активным и непосредственным воздействием на психику. Во всех остальных случаях достойная и ответственная задача нового метода — быть необходимым, действенным подспорьем обычным формам лечения.

Естественно поэтому, что будущее метода самовнушения предопределится, на наш взгляд, его дальнейшей теоретической разработкой и серьезным, добросовестно-вдумчивым отношением со стороны практикующих врачей.

Предлагаемая вниманию читателей книжка не может почитаться исчерпывающим научным исследованием. Теоретической разработке метода посвящена, как уже было указана, солидная работа проф. Бодуэна.

Задачи книжки Эмиля Куэ — совершенно иные. Этими же иными задачами обуславливается и вся его жизнь, и вся его плодотворная деятельность.

Не будучи по натуре своей кабинетным ученым, подойдя лишь в зрелом возрасте вплотную к интересовавшей его проблеме и после длительных наблюдений «конструировав» свой метод, — Куэ с самого начала отдал всё свои силы его практическому применению. Неустанно работая, день за днем, год за годом, он дал — и продолжает давать — на десятках тысяч — примеров доказательство высокой практической ценности нового метода.

Его цель — помочь всем и каждому. Он спешит жить. Его с утра ждут десятки и сотни страждущих. Он знает, он убежден, что, научив их применению метода самовнушения, он им поможет. У него нет и не может быть времени для теоретической работы, для углубления метода. Он принадлежит людям, живому делу, любви к ближнему, И недаром во Франции он заслужил имя «друга человечества».

Работа Куэ длится непрерывно около 25 лет. Но начало ее относится еще к более раннему периоду: в 80-х годах прошлого столетия он, скромный аптекарь из небольшого городка возле Нанси, стал внимательно приглядываться к работе известных французских ученых, проф. Льебо и Бернгейма, родоначальников «научного гипнотизма». Подмечая практические недостатки гипнотического лечения, зорко следя за дальнейшим состоянием здоровья многочисленных пациентов, Куэ задумывался над созданием собственного метода. В основу его, вместо принципа подчинения психики пациента воздействию гипнотизера, он с самого начала положил развитие самодеятельности больного. От специальной и узкой в своем практическом применении терапевтической формы гипнотического внушения, Куэ перешел, таким образом, к самовнушению, которое, по его мнению, является действительно могущественной, действительно универсальной психической способностью человека. Дальнейшим фазисом развития метода было установление взаимоотношения между сознательной волей и воображением. Вопрос этот подробно и наглядно изложен на последующих страницах. Здесь достаточно лишь отметить, что этот принцип представляет собою попытку последовательного развития учения о подсознании, конструированного школой Фрейда, Брейера и других.

Долгое время — свыше 15 лет — Куэ не решался применять свой новый метод. Первые практические попытки, относящиеся к началу нынешнего столетия, в полной мере подтвердили его предположения. Сперва осторожно и робко — в кругу близких друзей и родных, — потом все более расширяя круг своих пациентов, Куэ, к началу войны имел уже обширную аудиторию. Война не приостановила его работы, но, конечно, сузила ее рамки. Однако и под обстрелом германских орудий он продолжал оказывать в Нанси свою активную и бескорыстную помощь.

Расцветом его славы было появление в 1918—19 гг. книги профессора Ш.Бодуэна. Выдающийся ученый, профессор Женевского института Жан-Жака Руссо, он собрал в своем труде все достижения нового метода, подверг строгому научному анализу его основные предпосылки и установил его взаимоотношение с другими видами психотерапии. Книга проф. Бодуэна имела огромный успех: ее переводы на английский и другие языки вызвали большую литературу. Имя Куэ стало сразу популярным в Старом и Новом Свете.

Самовнушение по Куэ

Широкое распространение среди приемов самовнушения получила методика французского аптекаря Куэ (Coue E., 1857-1926), названная им «школой самообладания путем сознательного самовнушения». Нередко целебное действие разных лекарств, которые он продавал в своей аптеке, он не мог обосновать физиологически и объяснял «силой воображения» больных. Он стал учиться технике внушения и гипноза у Льебо (Liebault А. А.) и Бернгейма (Bernheim Н.), а в 1910 г. открыл в Нанси собственную клинику, где лечил по своей методике. Об этой методике он читал лекции на родине и в Англии, которые позднее издал небольшой книгой. Куэ заметил, что даже довольно внушаемый человек невосприимчив к внушению, если противится ему и не претворяет его в самовнушение. Главный тезис неонансийской школы, во главе которой стояли Куэ и Бодуэн (Baudouin Ch.): нет внушения, есть только самовнушение. Куэ стал учить своих пациентов, называя их «учениками», поскольку не был врачом, сознательно пользоваться самовнушением, этой «врожденной силой природы». Прежде всего (что представляется чрезвычайно важным для терапевтического успеха) он убеждал «ученика» в силе самовнушения несколькими приемами: выпрямившись, вообразив себя доской, сохранив подвижность лишь в голеностопных суставах, «ученик» внушал себе падение назад, вперед («Я падаю назад», «Я падаю вперед»); скрестив пальцы рук, внушал себе, что не может «разжать» руки («Я не могу, я не могу»); внушал себе, что не может разжать кулак. Всюду в данном случае, как полагал Куэ, «внушение руководителя только возбуждает самовнушение». Когда «ученик» убеждался, какая самовнушающая сила содержится в нем, он, по словам Куэ, «уподоблялся обработанному полю, на котором семя может взойти и произрастать; до того он был похож на необработанную почву, на которой семя не взошло бы». Затем «ученику» предлагалось закрыть глаза, чтобы не отвлекали окружающие предметы, и в случае, например, «болезни живота» внушать себе, шевеля губами, внятно, чтобы слышались слова, что у него будет спокойный, глубокий сон без тяжелых сновидений и каждое утро будет стул, хороший аппетит. При всякой болезни, утром, сразу как проснулся, и вечером, в постели, с закрытыми глазами, сосредоточившись на том, что говоришь, Куэ рекомендовал внушать себе: «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше, лучше». Внушать без усилия, без раздумья, по-детски, машинально, «как молитву». При этом хорошо перебирать узлы бечевки (сколько слов, столько узлов). Куэ лечил пациентов с самыми различными заболеваниями. «Применение самовнушения не заменяет медицинского пользования, - замечал он, - но является ценным вспомогательным средством как для больного, так и для врача».

Методику Куэ развил и аргументировал Бодуэн, исходивший из предположения, что поведением человека управляют воображение и подсознательные влечения. При мысленном повторении одних и тех же фраз автоматически возникает внутреннее сосредоточение, действующее на бессознательное. Практически Бодуэн рекомендовал, как считает М. Е. Бурно (1974), учить больных погружаться в самогипноз для того, чтобы проводить самовнушение именно в момент пробуждения или перед самым засыпанием. Погружению в самогипноз способствует сосредоточение внимания на каком-то объекте (пламя свечи в темноте), на какой-то мысли, достаточно яркой, чтобы не удерживать на ней внимание насильно, на монотонных звуках (тиканье часов), на коротких фразах, обобщающих цель самовнушения. Теоретически эффект внушения (самовнушения) Бодуэн объяснял, пользуясь специальной идеомоторной моделью - «внедрением» терапевтического приказа в подсознательное, которому гораздо легче управлять телесными движениями, чем сознанию. Когда внимание утомляется долгим сосредоточением на чем-то (не видим больше то, на что смотрим, не слышим то, что слушаем), наступает релаксация (освобождение от умственного напряжения), могущая перейти в сон. Релаксация способствует «обнажению» подсознательного, и теперь легко «втолкнуть» в подсознательное терапевтический приказ.

Куэ и Бодуэн расширяли роль самовнушения далеко за рамки медицинской практики, старались создать систему совершенствования общества, полагая, что самовнушение может изменить мировоззрение людей. Самовнушение по Куэ - Бодуэну приобрело в 20-е гг. широкую популярность. В нашей стране «куэизм» подвергался критике в связи с тем, что он игнорировал нозологические особенности заболевания и личность больного.

Положительной стороной работ Куэ и его последователей была пропаганда активных методов психотерапии и корригирующего самовнушения. Куэ способствовал утверждению активной роли пациента в лечебном процессе и развитию идей тренировки и обучения в психотерапии. Он показал также целесообразность положительного самовнушения взамен отрицательного («Я здоров» вместо «Я не болен»). Благодаря этим положительным сторонам метод С. п. К. был одобрительно встречен В. М. Бехтеревым.

Внушение это подача информации, воспринимаемая без критической оценки и оказывающая влияние на течение нервно-психических процессов. Самовнушение это процесс внушения, адресованный самому себе. Путем самовнушения можно вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывать воздействие на вегетативные функции организма.

Суть методов самовнушения заключается в формировании позитивных импульсов путем постоянного повторения специально подобранных фраз до тех пор, пока они не превратятся в рабочий инструмент вашего подсознания и оно начнет действовать согласно этому импульсу мысли, трансформируя его в физический эквивалент. Повторение установок для подсознания является основой самовнушения.

Слова и фразы самовнушения должны мысленно произноситься от первого лица повелительным тоном и обязательно в утвердительной форме. Отрицательная частица "не" в словесных формулах исключена. Нельзя говорить "Я не курю". Нужно говорить "Я бросил курить" или "Я перестал курить". Не стоит также произносить длинные монологи. Фразы должны быть короткими, произносить их нужно медленно при полном сосредоточении внимания на предмете внушения. Во время проговаривания каждой фразы самовнушения желательно ярко представлять то, что внушается.

Наиболее эффективно методы самовнушения действуют, когда активные мысли в виде целевых формул (мысли, несущие четкую осмысленную установку подсознанию) протекают на фоне состояния расслабления организма. Чем сильнее расслаблен организм, тем податливее становится подсознание для целевых установок. Сила самовнушения находится в прямой зависимости от степени желания достижения поставленной конкретной цели, от степени концентрации внимания на установках для подсознания.

Существует достаточно большое количество методов самовнушения – это аффирмации, психологические настрои, различные медитативные техники, визуализация, мантры, молитвы и многие другие психотехники.

Аффирмации – это метод самовнушения, когда вы повторяете формулы вслух или про себя. Смысл этой психотехники в том, что вы строите предложение, в котором сообщаете, что достигли определённой цели. Например, “у меня крепкое здоровье”, “я уверен(а) в себе”, “у меня хорошая работа”, “я замужем за любимым человеком”. Что именно повторять, зависит от вашей цели. Благодаря аффирмациям, позитивные мысли начнут замещать негативные и постепенно окончательно их вытеснят. И тогда всё то, что вы повторяете, сбудется в вашей жизни.

Благодарность – это разновидность аффирмаций, но намного более мощная психотехника. Благодарность вторая самая сильная эмоция после любви. Потому что, когда мы благодарим, одновременно возникают сильные эмоции, а это мощнейшее воздействие на психику и сознание. Нужно быть благодарным за всё, что у вас есть и говорить: “ Спасибо, Господи, за крепкое здоровье”, “ Благодарю за мой новый дом”, даже если у вас его нет. Благодарите искренне, от души, как будто у вас уже есть этот дом. И с течением времени самовнушение сделает своё дело и повторяемое у вас появится.

Для этой психотехники подходит самое обычное состояние человека, в котором он обычно проживает каждый свой день. Эффективность аффирмаций будет зависеть от того, насколько практикующий может сделать проговариваемые слова сутью, содержанием всего своего дня. То есть делать можно все, что угодно: работать, отдыхать, заниматься спортом, загорать лишь бы на поверхности памяти при этом продолжала жить нужная аффирмация.

Аффирмации являются самым простым методом самовнушения и соответственно это самый простой способ влияния на подсознание, они менее мощные, чем визуализация и повторять их нужно чаще.

ПРОИЗВОЛЬНОЕ САМОВНУШЕНИЕ (МЕТОД КУЭ)

Но они тоже эффективны и их легко использовать.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Визуализация – это мысленное представление и переживание воображаемых событий. Суть этой психотехники в том, что бы просто представлять себе желаемую ситуацию и жить в ней. Визуализация столь эффективна потому, что наш разум не отличает реальных событий от воображаемых. Когда вы воображаете себе что-то, разум считает, что это происходит на самом деле. Очень важно все воспринимать своими глазами. Не сверху, не сбоку, а своими глазами. Если вы представляете себе автомобиль, вы должны представлять, что вы за рулем этого автомобиля и вы смотрите на дорогу. Ваша цель — купить дом. Представьте себе, как вы впервые вставляете ключи в замочную скважину и открываете дверь, как входите в дом, как осматриваете его. Ваша визуализация должна быть только позитивной и нести исключительно положительный заряд.

Визуализировать надо в комфортной спокойной обстановке, поэтому выберите время и место, когда вас никто не будет отвлекать, и примите удобное положение. Расслабьтесь. Представьте, что ваши мышцы, начиная с пальцев ног, и заканчивая головой, поочередно расслабляются. Напряжение вас покидает. Мысленный образ, который закладывается в подсознание, должен быть очень четким и ярким — тогда подсознание сможет дать команду соответствующим органам и тканям.

Продолжительность этой психотехники не имеет особого значения. Основной критерий – ваше удовольствие. Визуализируйте себе до тех пор, пока вам это нравится. Это может длиться и целый час, и пять минут. Главное – процесс должен доставлять удовольствие. Чем чаще вы будете представлять желаемый образ, тем скорее начнется процесс обновления. А полученный результат может просто поразить вас!

Метод самовнушения Э. КУЭ

При выполнении этой психотехники человек занимает удобную позу сидя или лежа, закрывает глаза, расслабляется и шепотом, без всякого напряжения несколько раз (минимум 20) монотонно произносит одну и ту же формулу самовнушения. Формула должна быть простой, состоящей из нескольких слов, максимум из 3-4 фраз и всегда носить позитивное содержание. Например, “Я здоров”. Ни в коем случае она не должна содержать частицу «не», так как отрицание любого действия или явления не распознается подсознанием и может быть принято за обратное утверждение. Сеанс этого метода самовнушения продолжается 3-4 минуты, повторяется 2-3 раза в день в течение 6-8 недель. Э. Куэ рекомендовал использовать для проведения сеансов психотехники просоночные состояния утром при пробуждении или вечером при засыпании.

Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка – это метод самовнушения в состоянии релаксации (низшая ступень) или гипнотического транса (высшая ступень). Создателем метода аутогенной тренировки является Иоганс Генрих Шульц, ему же принадлежит и термин “аутогенная тренировка”. В основе этой психотехники лежат находки древнеиндийской системы йогов, опыт исследования ощущений людей, погружаемых в гипноз, практика использования метода самовнушения Э. Куэ и другие.

Практикуя этот метод самовнушения необходимо добиться расслабления, которое наступает на грани яви и сна. Рекомендуется лежать или сидеть в позе «кучер». Добившись расслабления необходимо:
— активизировать воспоминания, связанные с приятными ощущениями, пережитыми в прошлом,
— вызывать, при необходимости, не только успокоение, но и повышение психоэмоционального тонуса,
— сопровождать формулы самовнушения образными представлениями.

Эффективность применения этой психотехники будет зависеть от степени сосредоточенности, поэтому другие дела исключаются. Метод самовнушения требует ежедневных занятий, хотя бы по два раза в день. Пропуск хотя бы одного крайне плохо сказывается на достижении эффекта.

Разновидностью аутогенной тренировки является имаго – тренинг. Автор этого метода самовнушения Валерий Авдеев. Он утверждает, что с помощью имаго – тренинга каждый человек без всякой тренировки способен далеко шагнуть (под непосредственным наблюдением специалиста имаго-тренинга) за пределы своих привычных возможностей и раскрыть свои творческие способности.

Медитация

Медитация интенсивное, проникающее вглубь созерцание, погружение сознания в суть предмета, идеи, которое достигается путем сосредоточенности на одном и устранении из сознания всех мешающих факторов как внешних, так и внутренних.

Необходимым условием для медитации является прекращение внутреннего диалога, беседы, которую мы постоянно ведем сами с собой. Прекратить его совсем несложно. Для этого обычно достаточно сосредоточить внимание на чем-то в себе.

Например, на обеих руках сразу.

Медитация – это психотехника, позволяющая многократно повысить свои физические, интеллектуальные и психические возможности, скорость реакции и многое-многое другое, в принципе очень проста. Ее можно условно разделить на четыре части, четыре составляющих:
— определение установки;
— вхождение в состояние пустоты и реальное ощущение в себе заданной установки;
— выход из состояния пустоты в обычное состояние с уже заложенной в подсознание установкой;
— в случае необходимости выполнения установки спонтанное вхождение в состояние безмыслия и ее реализация.

Установки должны быть предельно лаконичными, емкими и одновременно яркими.

Самогипноз

Самогипноз это одна из самых мощных психотехник. Первый шаг состоит в том, чтобы расслабиться. Затем необходимо успокоиться и войти в состояние умиротворенности. После чего произнесите фразу "я глубоко сплю…". Дальше следует мысленно просчитать от пяти до ноля, представляя, как вы все дальше отрываетесь от привычного мира, погружаясь все глубже в темноту гипнотического забытья. После счета "ноль" еще раз произнесите ключевую фразу "я глубоко сплю…" и мысленно осмотритесь. Вы находитесь внутри своего подсознания. Теперь пришло время произнести формулу, которая поможет вам в будущем достигать этого состояния быстрее. Она звучит так: "Каждый раз, когда я произношу слова "я глубоко сплю…", я все быстрее вхожу в состояние самопрограммирования".

Эту формулу необходимо повторять на каждом из первых занятий несколько раз и только после этого проговаривать формулы самовнушения.

Рекапинг

Рекапинг – это эффективная психотехника, дающая возможность заново - в виртуальном пространстве - концентрированно пережить прошлую ситуацию, но пережить ее по-новому. Переживание заново - это усмотрение в старой ситуации новых возможностей, - причем не для тогда, а новых возможностей сейчас. Речь идет о ситуациях, которые значимы до сих пор. Только поэтому имеет смысл их переживать, только поэтому их можно пережить. Реально пережить ситуацию заново значит увидеть в ней новые возможности.

Основные положения данной психотехники следующие:
1. Ситуация должна быть заново пережита (реальное переживание), а не только восстановлена в памяти.
2. Ситуация должна быть пережита в своих значимых компонентах, которые только и делают ее данной экзистенциальной ситуацией. Реальность значимых компонентов ситуации определяется тем, что они могут быть развернуты, в них есть нечто такое, что может быть заново усмотрено, переосмыслено и т.п.
3. Восстанавливать, воспроизводить в ситуации надо то, что происходило для тебя лично. Ситуация - это всегда твоя личная, индивидуальная, экзистенциальная ситуация. А то, что там было вокруг, - это постепенно растворяющийся, исчезающий фон.

Настрои — эффективный метод самовнушения

Для этого метода самовнушения важно активное состояние, когда сознание человека достигает максимальной степени собранности. Поэтому во время выполнения настроя необходимо вести себя как можно активнее: лучше всего ходить или энергично двигаться, но не лежать. Однако при этом не рекомендуется отвлекаться на какую либо другую деятельность.

Настрои это слова, обращенные человеком к самому себе, попытка разбудить силы, дремлющие в глубине каждого из нас. От того, что слова произносятся самим человеком, их влияние не ослабнет. Напротив – осознанное и четко выраженное, идущее изнутри слово, в которое сам произносящий его верит, окажет гораздо более выраженный эффект, нежели услышанное от другого.

Психотехника — воздушный шар

Визуализируйте над своей головой спущенный воздушный шар. Сделайте глубокий вдох и на выдохе представляйте, как все ваши проблемы и тревоги, страхи, заботы и разные неприятности наполняют этот шар. Вы полностью освобождаетесь от этих беспокойств, заполняя ими воздушный шар. Затем, сделав ещё один глубокий вдох, на выдохе визуализируйте, как воздушный шар уплывает ввысь и исчезает, унося с собой все ваши заботы и проблемы, которые вы в него вложили. Это отличная психотехника, которую лучше всего делать его перед сном, особенно если проблемы мешают вам спать.

Метод самовнушения ШИЧКО

Эту психотехнику разработал Геннадий Андреевич Шичко. Он экспериментально установил, что слово, которое человек пишет рукой перед сном, по силе воздействия на подсознание в сто раз превосходит слово увиденное, сказанное или услышанное.

Психотехника выполняется следующим образом. Перед сном на листе бумаги ручкой пишите формулу внушения (можно написать её несколько раз). Читаете её несколько раз. Затем ложитесь спать и, проговаривая формулу внушения, засыпаете.

1. Метод Куэ

Эмиль Куэ родился в городе Турайте (Франция) в 1857 году и до 1910 года работал аптекарем. Будучи наблюдательным человеком и постоянно общаясь с пациентами, Куэ обратил внимание на то, что лечебный эффект лекарства зависит не только от его фармакологических свойств, но в еще большей степени – от того, верил ли больной в целебную силу этого лекарства или нет. Одно дело, когда человек принимает лекарство с уверенностью в выздоровлении («завтра мне станет лучше»), и совсем другое, когда он не верит в пилюли («все равно мне ничего не поможет»). Оказывается, делает вывод Куэ, сила воображения влияет на эффективность лечения.

Основываясь на своих практических наблюдениях, Куэ создал систему психотерапевтической помощи, которую назвал «школой самообладания путем сознательного самовнушения». В 1910 году Куэ переезжает в Нанси и открывает там клинику психотерапии, которой руководит до самой смерти (1926).

Следует отметить, что «Система Куэ» в 20-х годах получила довольно широкое распространение. Известный французский психотерапевт Соигаих (1978) называет Куэ одним из предшественников создания поведенческой психотерапии, отмечая, что он был «первым, кто предложил методы контроля мысли и подчеркивал роль позитивной мысли в изменении поведения».

С современных позиций некоторые теоретические рассуждения Куэ кажутся упрощенными и даже примитивными. Тем не менее созданный им метод «произвольного самовнушения» применяется в практике психотерапии и по сегодняшний день.

Куэ считал, что главной причиной заболевания является болезненное воображение, в котором проявляется бессознательное Ид. Куэ сравнивал силу воображения с горным потоком, который в своей стихийной безудержности сносит все на своем пути, но который можно «приручить», и тогда он сможет вырабатывать положительную энергию. Куэ утверждал, что все люди находятся во власти силы своего собственного воображения и что больной человек, «вооружившись правильным представлением, может снова достичь своего душевного равновесия».

Сознательное самовнушение по Куэ – это лечебный метод, позволяющий подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменить их полезными и благотворными.

Ослабить хватку!

Куэ сравнивал болезненные представления с застрявшими в предсознательной части Эго штифтами, которые можно постепенно выбить и заменить другими.

Кто не желает преуспеть именно в тех областях деятельности, в которых он отстает и перед которыми испытывает страх? Как известно, Демосфен страдал дефектом речи (голос его был тихим, а речь шепелявой), но он очень хотел стать оратором. Этот человек был настолько полон веры в себя, что путем упорных тренировок (он учился говорить с камнями во рту) стал, по свидетельству современников, непревзойденным оратором.

Пример Демосфена, по мнению Куэ, наглядно иллюстрирует одно из важных его теоретических положений: «успех приносит не столько сила воли, сколько сила собственного воображения».

Действительно, сознательные волевые усилия при коррекции речи не помогают, а только мешают. То же происходит и при некоторых других заболеваниях. Совет врача больному, страдающему навязчивыми состояниями или фобиями, "взять себя в руки чаще всего приносит только ухудшение.

Согласно Куэ, лечебные представления, которые он назвал «формулой самовнушения», являются по своей сути констатацией факта. Формула самовнушения должна быть простой и не носить насильственного характера. Например: «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше».

При этом неважно, считает Куэ, соответствует ли формула самовнушения действительности или нет, так как она адресуется подсознательному Я, которое отличается легковерием. Подсознательное Я принимает эту формулу за истину, как приказ, который необходимо выполнить. Чем проще будет формула, тем лучше лечебный эффект. «Формулы должны быть „детскими“, – говорит Куэ. – Они предназначаются не для нашего сознательного, критически настроенного Я, а исключительно как представление, как детские формулы».

Куэ неоднократно подчеркивал, что произвольное самовнушение должно осуществляться без каких-либо волевых усилий. «Если вы сознательно внушаете себе что-либо, – писал он, – делайте это совсем естественно, совсем просто, с убеждением и особенно без всякого усилия. Если бессознательное самовнушение, часто дурного характера, бывает столь успешным, то это от того, что оно осуществляется без усилий».

Техника лечения. Лечение начинается с предварительной беседы, во время которой разъясняется влияние самовнушения на организм, приводятся примеры целебного воздействия внушения и самовнушения при различных заболеваниях. Чтобы убедить больного в том, что его собственные мысли, представления могут влиять на непроизвольные функции организма, мы нередко используем пробу с маятником Шевроле. Грузик, подвешенный на нитке, раскачивается в «неподвижной» руке пациента только при одном представлении о его движении. Это усиливает внушаемость больного и убеждает его в действенности избранного метода лечения.

Далее врач совместно с больным составляет формулу самовнушения, которая может меняться в процессе лечения. Формула должна быть простой, состоять из нескольких слов, максимум из 3-4 фраз и всегда носить позитивное содержание. Например, «Я здоров» вместо «Янеболен». Иногда формула представляет своеобразный «код», понятный только больному. Так, для усиления веры в свои силы может быть использована формула: «Я могу, я могу, я могу». В других условиях формула может быть более расширенной. Например, в условиях групповой зависимости от алкоголя или наркотиков пациент внушает себе: «Мое решение победить тягу к спиртному (наркотикам) окончательное. Какой бы предлог ни выставляли друзья и как бы меня ни уговаривали, в любом случае не поддамся уговорам, не изменю своему решению».

Во время сеанса больной занимает удобную позу сидя или лежа, закрывает глаза, расслабляется и шепотом, без всякого напряжения 20 раз произносит одну и ту же формулу самовнушения. Произносить формулу нужно монотонно, не фиксируя внимания на ее содержании, не громко, но так, чтобы сам больной обязательно слышал то, что говорит.

Сеанс самовнушения продолжается 3-4 мин, повторяется 2-3 раза в день в течение 6-8 недель.

Чтобы не отвлекать своего внимания на счет при 20-кратном повторении формулы, Куэ рекомендовал использовать шнур с двадцатью узелками, которые перебираются, как четки.

Лечение проводится обычно амбулаторно, но под наблюдением врача.

Метод Куэ может использоваться самостоятельно, но чаще применяется в комплексе с другими методами суггестивной психотерапии.

Несомненным преимуществом метода самовнушения по сравнению с внушением и гипносуггестией является то, что пациент сам активно участвует в процессе лечения, а сеансы самовнушения можно проводить в любой обстановке и в любое время.

Сила самовнушения: подсознательные формулы Эмиля Куэ и Георга Рауха

Куэ Эмиль отзывы

Автор
Сообщение

№0 | 24.11.2014-19:38

Знаменитый французский ученый Эмиль Куэ разработал метод сознательного самовнушения, позволяющий вытеснять болезненные негативные представления и заменять их позитивными. По его мнению, каждый из нас может производить изменения в своем характере и делать это по своему желанию, например, сварливость превратить в миролюбие и добродушие, скупость — в щедрость и широту души. Главная формула Эмиля Куэ звучит так: "С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше" Формулу надо повторять не менее 20 раз. Чтобы не отвлекать внимание на счет при 20-кратном повторении фразы, Куэ рекомендует использовать шнур с двадцатью узелками или бусы с большими бусинами на подвижной нитке. Эта процедура занимает не больше двух минут.
Наряду с общей установкой Куэ разработал большое количество формул/аффирмаций для лечения конкретных заболеваний. Эти краткие формулировки, по словам Куэ, работают в нашем организме лучше всяких лекарств.
Они программируют созидающие силы нашего подсознания на выполнение всех желаний. Например, "Мое давление приходит в норму и больше не беспокоит меня…", "С каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше" и т.д.
Подобные формулы самовнушения/аффирмации каждый придумывает сам. Важно произносить их дважды или трижды в день, не пропуская время и не забывая, но эта методика требует терпения. Своим способом Куэ вылечил десятки тысяч тяжело больных людей, особенно с тяжелыми нервными расстройствами. Эту простую методику нетрудно освоить и самостоятельно, с успехом использовать для восстановления и укрепления здоровья.
Его метод подвергся сильной критике специалистов, но среди практиков был очень популярен. Повлиял на Й.Г. Шультца, создателя метода аутогенной тренировки.

http://www.koob.ru/coue/