Инструкция по внесению сведений о доступности учреждений культуры, услуг и мероприятий в сфере культуры для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в аис «Единое информационное пространство в сфере культуры». Методические рекомендации для у

Приложение

Деятельность муниципальных учреждений культуры

по социальной адаптации инвалидов

Вступление

На территории города Салехард по данным департамента по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования г. Салехард численность инвалидов на 01.01.2013 года составляет 1776 человек это - 3,98% ( доля инвалидов от общей численности населения). Из общего количества инвалидов – 177* детей.

Реабилитация инвалида представляет систему медицинских , психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или, возможно, полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Процесс реабилитации инвалидов многогранен и многоаспектен, поэтому его эффективность достигается за счет слаженного, системного межведомственного взаимодействия.

В осуществлении социальной реабилитации большая роль отводится учреждениям культуры. Муниципальными учреждениями культуры осуществляется деятельность по следующим направлениям:

Направления социокультурной реабилитации:

1.

2.

3.

4. Совершенствование форм работы с инвалидами (детьми-инвалидами) на базе городских библиотек .

5. Реализация культурно-массовых мероприятий различного уровня для инвалидов.

1. Реализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПР)

Основу процесса реабилитационной работы составляют индивидуальные программы реабилитации (далее - ИПР) инвалидов, разрабатываемые ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу». Являясь субъектом системы реализации ИПР, управление координирует работу учреждений. На уровне муниципального образования выстроена достаточно чёткая система межведомственного взаимодействия по следующей схеме:

В каждом из учреждений Приказом определены ответственные за координацию работы по реализации ИПР;

Ежеквартально учреждения направляют информацию о реализуемых услугах в адрес в департамента по труду и социальной защиты населения города;

Департамент направляет информацию об услугах для внесения в ИПР в ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу»;

ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу» согласовывает с участниками и направляет информацию в департамент культуры ЯНАО;

Данные от департамента культуры ИПР направляются по защищённому каналу доступа в управление, управление доводит информацию до учреждений;

Учреждения участникам мероприятий данной категории делают отметку в ИПР.

2. Адаптация объектов культуры к потребностям маломобильных групп инвалидов

В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и услугам, а также интеграции инвалидов в общество и повышения уровня их жизни в муниципальном образовании город Салехард реализуется муниципальная целевая программа «Реабилитация и социальная адаптация инвалидов на годы».

В рамках мероприятий по созданию безбарьерной среды на сегодняшний день проведена следующая работа:

· Проведена паспортизация учреждений культуры

· Построены пандусы, установлено подъемное оборудование

· Адаптированы входные группы, пути движения, санитарно-бытовые помещения, приобретены противоскользящие покрытия

3. Создание условий для творческой самореализации и развития инвалидов

С целью выявления творчески одарённых людей из числа инвалидов в МАОУ ДОД «ДШИ» предоставляется услуга «Обучение в классе эстетического развития для детей с ограниченными возможностями здоровья». С сентября 2011 года учреждением реализуется экспериментальная программа для детей с ограниченными возможностями «Рисование и творчество», главной целью которой является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями, развитие их творческих навыков и способностей.

Программа решает три группы задач: адаптация (активное приспособление детей к условиям внешней среды), автомизация (реализация совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях) и активизация личности («Быть со всеми», «Оставаться самим собой»).

В 2012 году в МОУ ДОД «Детская школа искусств» обучалось 9 детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся принимали активное участие в конкурсах и фестивалях, проводимых в рамках мероприятий для детей с ограниченными возможностями.

С целью обучения педагогического состава в рамках реализации мероприятий экспериментальной программы «Рисование и художественное творчество» в МАОУ ДОД «ДШИ» (май, 2012 год) состоялся обучающий семинар по теме «Методика работы с детьми, имеющими особенности развития». Семинарские занятия провела кандидат психологических наук, доцент Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, член Российской ассоциации психотерапевтов, директор Ресурсного центра изменений «Исток» (г. Тюмень). В курсах повышения квалификации приняли участие 30 преподавателей муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств».

Так же с целью содействия интеграции талантливых молодых людей в творческую жизнь в 2012 году учащаяся хорового отделения МАОУ ДОД «ДШИ» Сэротэтто Анфиса, преподаватель, номинация «фортепиано» приняли участие в IV Московском Парамузыкальном фестивале (г. Москва). Конкурсный отбор проходил по видеозаписям , присланным на фестиваль. Анфиса Сэротэтто награждена дипломом участника фестиваля. В 2013 году в городском конкурсе детского и юношеского творчества «Полярная звезда» стал обладателем звания Лауреат I степени в номинации «Эстрадный вокал» в возрастной группе до 7 лет Николай Василенко.

4. Совершенствование форм работы с инвалидами (детьми-инвалидами) на базе городских библиотек

Непременным условием социальной реабилитации инвалидов является обеспечение равных возможностей доступа к информации и библиотечным услугам, оперативное предоставление общественно значимой информации, первоочередное обеспечение литературой различных форматов.

Считая одной из важных своих задач предоставление людям с ограниченными возможностями всего комплекса библиотечных услуг, учреждение осуществляет тесное взаимодействие с социальными службами помощи населению, общественными организациями инвалидов.

Среди перечня услуг для библиотечно-информационного обслуживания людей с ограниченными возможностями (в т. ч. детей) это:

Прослушивание «говорящих» книг различного содержания (сказки, энциклопедии, тематические издания, художественные произведения) на аудиокассетах и СД- ROM ;

Предоставление книг со шрифтом Брайля «Азбука в картинках для детей», «Азбука для взрослых»;

Клубная деятельность (организация мероприятий в клубе «Милосердие» с целью полноценного общения и проведения активного досуга).

Использование современных технических средств и предоставление широкого спектра информационно-библиотечных услуг - расширят возможности приобщения маломобильных групп пользователей к культурной и общественной жизни. На базе Городской библиотеки продолжает успешно реализовываться программа информационного обслуживания людей с ограниченными возможностями, слепых и слабовидящих «Преодоление». В настоящее время для обслуживания используется специальное оборудование и специализированная литература на электронных носителях, проводятся мероприятия с использованием «говорящих книг».

По состоянию на 01.01.2013г. специализированный фонд для лиц с ограниченными возможностями составил – 393 документа. Значительно специализированный фонд пополнился новыми изданиями в 2012 году за счет окружных и ведомственных целевых программ – всего было приобретено 199 документов. Это позволит в дальнейшем проводить активную работу по привлечению данной категории пользователей в библиотеку.

С целью повышения востребованности к услугам библиотек и предоставления людям с ограниченными возможностями, слепым и слабовидящим равных возможностей доступа к информации с октября 2012 г. - пользовательское место со специальным оборудованием (тифлоплеер и тифломагнитола) переведено в Центральную библиотеку.

Особое место в организации активного досуга уделяется детям с ограниченными возможностями: в летнее время - работа с детьми на школьной площадке (дневное пребывание «Дети Плюс» отделения социальной реабилитации при МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»; в зимнее время - выездные мероприятия (на базе Центра - для детей (с разными диагнозами, в т. ч. инвалидами – колясочниками). Мероприятия проводятся в рамках соглашения. За летний период 2012г. проведено 17 мероприятий, которые посетило 110 человек.

Информационно-библиографическое обслуживание дошкольников осуществляется с МДОУ «Детский сад № 9 «Кристаллик» комбинированного вида» в группах для детей с ослабленным зрением, с группой ЗПР (задержка психического развития) «Ромашка» и логопедической группой «Гномики» МБДОУ № 22 «Синяя птица» комбинированного вида»). Мероприятия проходят на базе дошкольных учреждений.

В 2012 г. составлен совместный план работы с Клубом «21 век» для молодежи (на базе МБУ « Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»). На 2013 год составлен договор о сотрудничестве и план проведения мероприятий для данной категории.

Основные формы работы - презентации новых книг, литературные игры для различных возрастных групп (диагнозы различны). просмотр видеофильмов, праздники книг, тематические вечера к Международному Дню слепых, празднично-игровые программы,

Всего за 2012г. для данной категории пользователей проведено 27 мероприятий, посетило 268 чел., книговыдача - 3098 экз.

Показатели деятельности библиотек

по социокультурной реабилитации инвалидов

за период 20гг.

Год

Проведено мероприятий

Посетило (чел.)

2010

5

88

2011

19

352

2012

27

268

5. Реализация культурно-массовых мероприятий различного уровня для инвалидов

Культурно - досуговая деятельность учреждений представлена следующими видами:

Музыкальными, познавательными и конкурсно-игровыми программами;

Литературными вечерами и гостиными, презентациями и премьерами книг, творческими встречами;

Организацией активного досуга в выходные и каникулярные дни;

Комплексными мероприятиями в рамках работы летних пришкольных площадок, ежегодным участием в городской акции «Весенняя неделя добра»;

Организацией посещения инвалидами киносеансов;

Содействием в их творческом самовыражении (подготовка концертных номеров для культурно-досуговых программ);

Организацией работы клубов по интересам.

Участие инвалидов (детей-инвалидов) в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры в динамике годы:

Наименование показателя

2010

2011

2012

Число культурно-досуговых мероприятий

Число инвалидов (детей-инвалидов), принявших участие в культурно - досуговых мероприятиях

В числе мероприятий, организуемых культурно-досуговыми учреждениями для граждан с ограниченными возможностями можно отметить:

- вечер отдых для людей с ограниченными возможностями здоровья в рамках закрытия Года равных возможностей. Мероприятие состоялось в ресторане «Факел», куда были приглашены 70 салехардцев.

- игровая программа в рамках Дня здоровья для детей с ограниченными возможностями. Мероприятие состоялось в ГУЗ «Салехардская окружная клиническая больница» (детское соматическое отделение). Все дети участвовали в играх и эстафетах, а также отвечали на вопросы литературных конкурсов (25 чел.)

- традиционный благотворительный новогодний праздник для детей с ограниченными возможностями здоровья «Добрая, добрая сказка» , который организуется с 2009 года силами учеников и педагогического состава МОУ ДОД «Детская школа искусств» совместно со структурными подразделениями Администрации города Салехарда. 1-я часть представления – музыкальная сказка – проводилась в большом концертном зале, 2-я часть – интерактивная игровая программа – в фойе возле новогодней ёлки. В мероприятии приняли участие 120 детей-инвалидов.

Одним из наиболее ярких и значимых мероприятий можно отметить социальный проект, реализуемого по инициативе Администрации города Салехарда при содействии Ямало-Ненецкой Региональной общественной организации «Союз инвалидов «Единение». Проект направлен на поддержку лиц с ограниченными возможностями здоровья. В рамках проекта состоялась

- первая городская выставка работ изобразительного и декоративно-прикладного искусства мастеров и художников с ограниченными возможностями здоровья «Территория творчества» . Вниманию зрителей были представлены произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, авторами которых являются лица с ограниченными возможностями. Возраст участников от 7 лет и старше Лучшей творческой работой была признана работа Никитиной Полины Денисовны «Виноградная лоза», выполненная в технике вышивки бисером. Ей вручен Грант Главы Администрации города Салехарда в сумме 30 000 рублей. Всего в выставке приняли участие 70 человек, было представлено 122 работы.

Б лаготворительный аукцион «Своим трудом помоги другим»

Вырученные средства, от проведения Аукциона были перечислены авторам работ, представленных на Аукционе и участникам предаукционной выставки «Территория творчества».

Данный проект получил положительный резонанс в обществе и хорошую оценку властей. В связи с чем, на заседании совета глав при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа Главам местных администраций и муниципальных образований округа было рекомендовано используя опыт города Салехард организовать проведение благотворительных Аукционов.

Заключение

Социальная поддержка инвалидов на протяжении многих лет является одним из приоритетных направлений социальной политики как в России в целом, так и на Ямале. На уровне муниципального образования выстроенная система межведомственного взаимодействия, комплексный, системный подход к решению проблем людей с ограниченными возможностями здоровья позволит улучшить жизнедеятельность инвалидов.

Приложение к письму

от ___________№ _______________

ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах установленной деятельности

(для использования при разработке планов мероприятий (дорожных карт)

по повышению значений показателей доступности для инвалидов

показатели выполнения с 01 июля 2016 года требований о строительстве, арендовании, приемке новых зданий, сооружений, а также закупки вновь приобретаемых с этой даты транспортных средств, средств связи и информации, полностью соответствующих требованиям их доступности для инвалидов;

показатели поэтапного повышения степени приспособленности действующих объектов для обеспечения доступа инвалидов к местам предоставления услуг в связи с невозможностью (до их капитального ремонта или реконструкции) полностью приспособить их с учетом потребностей инвалидов (в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон);

показатели поэтапного повышения доступности объектов и услуг до уровня полного их соответствия законодательным требованиям доступности, в том числе при осуществлении капитального ремонта, реконструкции, модернизации объектов, транспортных средств и средств связи, условий предоставления услуг, а также других мероприятий, предусматриваемых дорожными картами.

Прилагаемые показатели доступности дорожных карт представляется необходимым дополнить показателями доступности для инвалидов тех услуг, предоставление которых населению обусловлено спецификой сферы деятельности, установленной для того или иного федерального органа исполнительной власти (культуры, образования, здравоохранения, социального обслуживания, транспорта, жилищно-коммунального комплекса и градостроительной деятельности , связи и информации, пенитенциарной системы и т. д.).

Общие показатели:

1. Удельный вес вновь вводимых с 01 июля 2016 года в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию объектов связи, социальной, инженерной и транспортных инфраструктур, транспортных средств, полностью соответствующих требованиям доступности, предусмотренным частью 1 статьи 15 Федерального закона (от общего количества вновь вводимых объектов).

2. Удельный вес действующих объектов, на которых обеспечиваются условия доступа инвалидов до проведения капитального ремонта или реконструкции: к месту предоставления услуги, предоставление необходимых услуг в дистанционном режиме, предоставление, когда это возможно, необходимых услуг по месту жительства инвалида (от общего количества объектов, на которых в настоящее время невозможно полностью обеспечить доступность с учетом потребностей инвалидов).

3. Удельный вес действующих объектов, на которых в соответствии с дорожной картой за отчетный период в результате их капитального ремонта, реконструкции, модернизации созданы условия доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг (от общего количества объектов, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию за отчетный период).

4. Удельный вес объектов, на которых обеспечиваются наиболее актуальные требования доступности объектов для инвалидов, предусмотренные для применения в обязательном порядке в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации и сводом правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (от общего количества объектов).

5. Удельный вес объектов, на которых обеспечиваются условия доступности получения услуг, в том числе специфических для отрасли: в сфере транспорта, культуры, образования, здравоохранения, социального обслуживания, труда и т. д. (от общего количества соответствующих объектов).

6. Удельный вес объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, соответствующих требованиям по обеспечению условий доступности для инвалидов (от общего количества объектов, на которых предоставляются услуги населению).

7. Удельный вес введенных в отчетном периоде в эксплуатацию, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, соответствующих требованиям доступности для инвалидов, от общего числа введенных в эксплуатацию, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

8. Удельный вес объектов (в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, информации и связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства, торговли), на которых для инвалидов по зрению обеспечиваются:

8.1. дублирование необходимой для ознакомления зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;

8.2. размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к объектам;

8.3. наличие сотрудников, на которых административно-­распорядительным актом организации возложено оказание помощи инвалидам по зрению в преодолении барьеров, мешающих им пользоваться услугами, включая сопровождение, и которые подготовлены для исполнения этих функций;

8.4. допуск тифлосурдопереводчика;

8.5. допуск собаки-проводника.

9. Удельный вес инфраструктурных объектов (в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, информации и связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства, торговли), на которых для инвалидов по слуху обеспечиваются:

9.1. дублирование необходимой звуковой информации;

9.2. допуск сурдопереводчика;

9.3. размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов по слуху к объектам;

9.4. наличие сотрудников, на которых административно-распорядительным актом организации возложено оказание помощи инвалидам по слуху в преодолении барьеров, мешающих им пользоваться услугами, и которые подготовлены для исполнения этих функций.

10. Удельный вес инфраструктурных объектов (в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, информации и связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства, торговли), на которых для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата обеспечиваются:

10.1. оснащение ассистивными приспособлениями и адаптивными средствами в целях обеспечения возможности самостоятельного передвижения инвалида по территории объекта, входа и выхода, в том числе с использованием кресла-коляски;

10.2. размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата к объектам;

10.3. наличие сотрудников, на которых административно-распорядительным актом организации возложено оказание помощи инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата в преодолении барьеров, мешающих им пользоваться услугами, включая сопровождение, и которые подготовлены для исполнения этих функций.

11. Удельный вес услуг, предоставляемых в доступном для инвалидов формате: дифференцировано для инвалидов по зрению, слуху, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (от общего количества соответствующих услуг, предоставляемых населению).

12. Удельный вес сотрудников, предоставляющих услуги населению и прошедших инструктирование или обучение для работы с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (от общего количества таких сотрудников, предоставляющих услуги населению).

13. Удельный вес услуг, предоставляемых инвалидам с сопровождением персонала объекта или социальных служб (от общего количества таких услуг, требующих сопровождения).

14. Удельный вес персонала (работников) организаций, оказывающих инвалидам помощь (подготовленных к предоставлению такой помощи - в знаменателе) при предоставлении им услуг (от общего количества сотрудников персонала, предоставляющих данные услуги населению).

15. Удельный вес инвалидов, участвующих в деятельности общественных, волонтерских или благотворительных организаций (движений), от общей численности инвалидов.

Показатели в сфере образования:

16. Удельный вес инвалидов, обучающихся совместно с другими обучающимися (в инклюзивных условиях) в общеобразовательных организациях, от общего числа обучающихся инвалидов.

17. Удельный вес инвалидов, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам в отдельных (коррекционных) классах общеобразовательных организаций, от общего числа обучающихся инвалидов.

18. Удельный вес инвалидов, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам в отдельных (коррекционных) образовательных организациях, от общей численности обучающихся инвалидов.

19. Доля инвалидов, получающих образование на дому, в том числе дистанционно, от общего числа обучающихся инвалидов.

20. Доля педагогических работников образовательных организаций, прошедших специальную подготовку для работы с инвалидами, от общего числа педагогических работников образовательных организаций.

21. Численность подготовленных для работы с инвалидами тьюторов, помощников, посредников в расчете на определенное количество (10 чел.) обучающихся инвалидов.

22. Доля образовательных организаций (в том числе профессионального обучения и профессионального образования), в которых обеспечены специальные условия для получения образования инвалидами и другими обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, предусмотренные частью 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», от общего количества образовательных организаций.

23. Удельный вес приспособленных для обучения инвалидов (по зрению, слуху, инвалидов с нарушением функции опорно-двигательного аппарата) аудиторий и иных помещений от общего числа аудиторий и помещений в образовательных организациях.

Показатели в сфере здравоохранения:

24. Доля медицинских организаций, оснащенных оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов (по зрению, слуху, инвалидов с нарушением функции опорно-двигательного аппарата), от общего числа медицинских организаций.

Показатели в социальной сфере:

25. Доля социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания, признанных в результате независимой оценки качества их предоставления, доступными для инвалидов, от общего числа предоставляемых социальных услуг.

26. Удельный вес работников организаций социального обслуживания, прошедших обучение (инструктирование) по вопросам, связанным с особенностями предоставления услуг инвалидам в зависимости от стойких расстройств функций организма (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), от общего числа работников данных организаций.

Показатели в сфере культуры:

27. Удельный вес инвалидов – пользователей общедоступных (публичных) библиотек (всего, из них: дети до 14 лет; молодежь 15-24 лет), от общего числа пользователей библиотек.

28. Удельный вес документов библиотечного фонда специальных форматов для инвалидов по зрению, имеющихся в общедоступных библиотеках, от общего объема библиотечного фонда.

29. Доля специалистов учреждений культуры, прошедших обучение (инструктирование) по вопросам, связанным с особенностями предоставления услуг инвалидам в зависимости от стойких расстройств функций организма (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), от общего числа таких специалистов.

30. Удельный вес приспособленных экспозиций (помещений) музеев и выставочных залов для инвалидов в зависимости от стойких расстройств функций организма (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), в общем количестве экспозиций.

31. Удельный вес мест в зрительных залах, оборудованных для инвалидов с нарушениями зрения и слуха и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, от общего числа мест в зрительных залах.

Показатели в сфере физической культуры, спорта и туризма:

32. Удельный вес гостиниц, оснащенных и оборудованных в целях обеспечения их доступности для инвалидов, от общего числа таких гостиниц в сфере туристической деятельности.

33. Доля инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности инвалидов.

Показатели в сфере жилищно-коммунального хозяйства:

34. Доля инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года (после 01 января 2005 года), от общего числа инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

35. Доля инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, получивших в отчетном периоде жилое помещение и улучшивших свои жилищные условия от общего числа инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

36. Удельный вес жилых домов, оборудованных приспособлениями для обеспечения их физической доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (пандусами, подъемными платформами, лифтами), от общего числа жилых домов.

37. Удельный вес принятых в эксплуатацию в отчетном периоде жилых многоквартирных домов с заключением о том, что они полностью приспособлены с учетом потребностей инвалидов, от общего числа принятых многоквартирных домов.

Показатели в сфере торговли:

38. Доля торговых объектов, на которых организовано оказание инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг; а также оснащенных креслами-колясками, пандусами, подъемниками, лифтами; системами навигации, указателями, от общего числа торговых объектов.

Показатели в сфере транспорта и связи:

39. Удельный вес транспортных средств, полностью соответствующих требованиям по обеспечению их доступности для инвалидов (от общего количества транспортных средств, на которых осуществляются перевозки пассажиров), в том числе:

39.1.1. доля доступных для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры пассажирского транспорта в зависимости от стойких расстройств функций организма (соответственно: по зрению, по слуху, опорно-двигательного аппарата) от общего количества аналогичного транспорта:

Междугородного,

Городского;

39.2.2. доля транспортных средств общего пользования, оборудованных для перевозки инвалидов в зависимости от стойких расстройств функций организма (соответственно: по зрению, по слуху, опорно-двигательного аппарата) от общего количества аналогичного транспорта:

39.2.1. железнодорожного,

39.2.2. автомобильного,

39.2.4. морского транспорта,

От общего количества таких объектов, на которых предоставляются услуги населению.

От общего количества таких объектов, на которых предоставляются услуги населению.

С учетом условий доступности для инвалидов объектов и услуг, установленных статьей 15 Федерального закона от 01.01.01 года (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2014 года), указанных в пункте 5, 6, 7 настоящего примерного перечня показателей.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.10.2018, N 0001201810080013).
____________________________________________________________________


В соответствии с Законом Российской Федерации от 09.10.92 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 46, ст.2615, Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст.3172, 2001, N 1, ст.2, N 53, ст.5030, 2002, N 52, ст.5132, 2003, N 52, ст.5038, 2004, N 35, ст.3607, 2006, N 1, ст.10, N 45, ст.4627, 2007, N 1, ст.21, 2008, N 30, ст.3616, 2009, N 52, ст.6411, 2010, N 19, ст.2291, 2013, N 17, ст.2030, N 27, ст.3477, N 40, ст.5035, 2014, N 19, ст.2307, N 30, ст.4217, ст.4257, N 49, ст.6928),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра культуры Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 01.01.2016.

Министр
В.Р.Мединский


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
10 декабря 2015 года,
регистрационный N 40074

Приложение. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства культуры
Российской Федерации
от 16 ноября 2015 года N 2800

1. Настоящий порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ (далее - Порядок) определяет правила оказания помощи инвалидам в преодолении барьеров, препятствующих получению ими услуг в сфере культуры наравне с другими лицами, а также обеспечения доступности для инвалидов:

- объектов (административных зданий, строений, сооружений и помещений) (далее - объекты) Министерства культуры Российской Федерации и его территориальных органов, федеральных государственных унитарных и казенных предприятий, федеральных государственных бюджетных учреждений культуры - театров, концертных организаций, кинотеатров, цирков, культурно-досуговых (культурно-просветительских) и других организаций, осуществляющих деятельность по активному участию инвалидов в культурной жизни (как создателей произведений культуры или участников самодеятельного художественного и культурного творчества) (далее - организации культуры);

- культурных ценностей и благ, услуг в сфере культуры, предоставляемых организациями культуры.

2. Для обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере культуры осуществляется взаимодействие организаций культуры с собственниками объектов. Организация указанного взаимодействия осуществляется Министерством культуры Российской Федерации.

3. Руководители организаций культуры в рамках деятельности по обеспечению доступности объектов и услуг осуществляют инструктирование или обучение должностных лиц указанных организаций, уполномоченных на оказание услуги инвалидам с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.

Обязанность должностных лиц организаций культуры по предоставлению инвалидам услуг в доступной форме (в том числе, по приему и учету заявлений инвалидов о создании необходимых для них условий доступности объектов и услуг), а также по оказанию им при этом помощи определяется руководителями организаций культуры в регламентах предоставления услуг населению и в должностных регламентах (инструкциях) должностных лиц (сотрудников), оказывающих данные услуги.

Министерство культуры Российской Федерации в целях организации обеспечения доступности объектов и услуг разрабатывает и направляет в органы государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендации по организации инструктирования или обучения специалистов, работающих с инвалидами по вопросам обеспечения доступности для них объектов и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

4. Руководителями организаций культуры в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов:

- возможность беспрепятственного входа в указанные объекты и выхода из них;

- возможность самостоятельного передвижения по объекту в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с использованием помощи персонала, предоставляющего услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, мнемосхем, рельефных стрелок и надписей, выполненных рельефно-точечным шрифтом, а также сменного кресла-коляски;

- возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости, с помощью персонала объекта;

- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, при передвижении по территории объекта;

- проведение инструктажа сотрудников, осуществляющих первичный контакт с получателями услуги, по вопросам ознакомления инвалидов с размещением и планировкой помещений, последовательностью действий и маршрутом передвижения при получении услуги;

- содействие инвалиду при входе в здание и выходе из него, информирование его о доступных маршрутах общественного транспорта;

- надлежащее размещение носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации (надписей, знаков и иной текстовой и графической информации в формате рельефной графики и знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне);

- обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги или к месту предоставления услуги собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме , утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.06.2015 N 386н (зарегистрирован в Минюсте России 21.07.2015, регистрационный N 38115).

5. Организациями культуры, предоставляющими услуги, в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, обеспечиваются:

- оказание инвалидам необходимой помощи в доступной для них форме, оформлении документов, установленных регламентом (порядком) предоставления услуги, совершении других необходимых для получения услуги действий;

- предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;

- предоставление инвалидам по зрению, при необходимости, услуги скрытого прямого тифлокомментирования, проводимого профессиональным тифлокомментатором, включая обеспечение доступа тифлокомментатора;

- наличие аудиоконтура, копий документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуги (в том числе, на информационном стенде), выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

- размещение помещений, в которых предоставляется услуга, преимущественно на нижних этажах зданий;

- условия доступа для инвалидов в операционно-кассовые залы организаций культуры и возможности получения услуг при реконструкции, адаптации всех элементов оборудования для обслуживания (в том числе, окон касс, проходов);

- условия доступа к иным помещениям: вестибюль, кассовый вестибюль, гардероб, санузлы, буфеты, фойе, коридоры и кулуары, зрительные залы (театральные, концертные залы, кинозалы), выставочные (экспозиционные) залы и помещения, мастерские, студии, комнаты звукозаписи, зоны расположения лифтов;

- создание инклюзивных творческих коллективов, осуществляющих деятельность на базах культурно-досуговых учреждений;

- предоставление инвалидам для получения услуги возможности направить заявление в электронном виде путем заполнения специальной интерактивной формы на сайтах организаций культуры в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с обеспечением идентификации получателя;

- размещение доступной информации для обеспечения уровня доступности сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" организаций культуры с учетом требований национальных стандартов;

Другие условия обеспечения доступности, предусмотренные административным регламентом предоставления услуг:

- обеспечение инвалидов не менее 5% мест в театральных и концертных залах (3% в кинозалах), но не менее трёх мест при предоставлении услуг по показу спектаклей, концертных программ, кинофильмов и цирковых представлений для инвалидов (в том числе, при выделении зон специализированного обслуживания инвалидов в здании);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 октября 2018 года приказом Минкультуры России от 27 июня 2018 года N 1017 .

- оснащение кинотеатров и кинозалов комплектами оборудования для обеспечения скрытого автоматического тифлокомментирования и субтитрирования при демонстрации цифровых кинофильмов;

- коллективный доступ группы инвалидов (далее - специальная группа) к объектам и мероприятиям, проводимым организациями культуры, при условии предварительного согласования с организатором посещения специальной группы - реабилитационной организацией, общественным объединением инвалидов или органом социальной защиты населения (далее - организатор).

6. При организации посещения специальной группы уполномоченными должностными лицами проводится предварительное согласование условий посещения, в ходе которого определяются: категория, возраст и количество инвалидов и сопровождающих их лиц в группе, состояние обеспечения доступности объекта и представляемых культурных ценностей для инвалидов, порядок коллективного посещения, способы, приобщения инвалидов к представляемым культурным ценностям, другие вопросы подготовки и проведения коллективного посещения. Условия организации коллективного посещения могут включаться в соответствующий договор.

Организация культуры предварительно (не менее, чем за 10 рабочих дней) уведомляет организатора о планируемом посещении специальной группы, особых правилах и требованиях безопасности, а также выделяет сотрудника (сотрудников) и обеспечивает его (их) подготовку для беспрепятственного получения инвалидами услуг (в том числе, просмотра спектаклей, концертных программ, кинофильмов и цирковых представлений, проведения специальных экскурсий, участия в культурно-досуговых мероприятиях).

7. Оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере культуры осуществляется Министерством культуры Российской Федерации, с использованием следующих показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере культуры (далее - показатели):

а) удельный вес вводимых с 1 июля 2016 года в эксплуатацию объектов организаций культуры, имеющих условия доступности для инвалидов объектов и услуг (от общего числа вводимых в эксплуатацию объектов организаций культуры);

б) удельный вес объектов организаций культуры, имеющих после проведения капитального ремонта и реконструкции после 1 июля 2016 года условия доступности для инвалидов объектов и услуг (от общего числа объектов организаций культуры);

в) удельный вес объектов организаций культуры, на которых обеспечиваются условия индивидуальной мобильности инвалидов и возможность для самостоятельного их передвижения по зданию (и при необходимости - по территории объекта) (от общего количества объектов организаций культуры, на которых проведены ремонтно-реконструкторские работы после 1 июля 2016 года);

г) удельный вес организаций культуры, оснащенных ассистивными приспособлениями и адаптивными средствами в целях обеспечения беспрепятственного доступа к объектам для инвалидов (для инвалидов-опорников, по зрению, по слуху) (от общего количества объектов организаций культуры);

д) доля сотрудников организаций культуры, прошедших обучение (инструктаж) по вопросам, связанным с особенностями предоставления услуг инвалидам и владеющих методами оказания необходимой помощи лицам с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата (от общего количества сотрудников организаций культуры);

е) удельный вес организаций культуры, предоставляющих помощь сотрудников, на которых административно-распорядительным актом организации культуры возложена обязанность по ее предоставлению инвалидам (инвалидам-опорникам, по зрению, по слуху) (от общего количества объектов организаций культуры);

ж) удельный вес мероприятий организаций культуры, доступных для инвалидов (инвалидов-опорников, по зрению, по слуху) (от общего количества мероприятий проводимых организациями культуры);

з) доля организаций культуры, предоставляющих не менее 5% (для кинотеатров - не менее 3%) мест в зрительных залах, оборудованных для инвалидов (инвалидов-опорников, по зрению, по слуху) (от общего числа организаций);

и) удельный вес организаций культуры, имеющих информацию на официальном сайте о доступности для инвалидов с нарушениями зрения и слуха и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках объектов и услуг (от общего числа организаций культуры);

к) количество площадок объектов организаций культуры, оснащенных комплектами оборудования для обеспечения скрытого автоматического тифлокомментирования и субтитрирования при демонстрации зрелищных мероприятий (в том числе, спектаклей, концертов, цирковых выступлений, цифровых кинофильмов, культурно-досуговых и других мероприятий) (от общего количества площадок объектов организаций культуры);

л) удельный вес культурно-досуговых учреждений, имеющих инклюзивные творческие коллективы, осуществляющие деятельность на базах культурно-досуговых учреждений (от общего числа культурно-досуговых учреждений);

м) удельный вес организаций культуры, имеющих сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учитывающие требования национальных стандартов;

н) доля организаций культуры, осуществляющих выездные мероприятия для инвалидов (инвалидов-опорников, по зрению, по слуху) (от общего числа организаций культуры).

8. Организации культуры, предоставляющие услуги в сфере культуры и туризма, при подготовке технических заданий и при заключении договоров осуществляют меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки с 1 июля 2016 года вновь вводимых в эксплуатацию, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию зданий (помещений), в которых осуществляется предоставление указанных услуг, а также по обеспечению закупки приобретаемых с этой даты транспортных средств для обслуживания получателей указанных услуг, с соблюдением условий их доступности для инвалидов, установленных статьей 15 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" , (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4563, 2001, N 33, ст.3426; 2004, N 35, ст.3607; 2014, N 49, ст.6928) (далее - Закон N 181-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст.465, N 40, ст.5568).

9. Собственники объектов, которые невозможно полностью приспособить к потребностям инвалидов, принимают (до их реконструкции или капитального ремонта) согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме.

10. Организации культуры, предоставляющие услуги в арендуемых для предоставления услуг существующих объектах (помещениях), которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, принимают меры по заключению дополнительных соглашений с арендодателем либо по включению в проекты договоров аренды положений о выполнении собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов данного объекта и услуг, оказываемых на нем.

11. Организации культуры, предоставляющие услуги, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг проводят обследование данных объектов и услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг (далее соответственно - обследование и паспортизация, паспорт доступности).

12. Паспорт доступности содержит следующие разделы:

- краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг;

- оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объектов и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка;

- оценка соответствия уровня доступности для инвалидов услуг, включая наличие условий для проведения прямого тифлокомментирования, и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка;

- предлагаемые управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимым для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

13. Локальными правовыми актами организаций культуры утверждается состав комиссии по проведению обследования и паспортизации объекта и предоставляемых на нем услуг (далее - Комиссия), сроки и планы - графики проведения обследования и паспортизации.

14. В состав Комиссии включаются представители общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, где расположен объект, на котором планируется проведение обследования и паспортизации.

15. По результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг Комиссией разрабатываются предложения по принятию решений (с учетом положений Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 (Собрание законодательства Российский Федерации, 2013, N 6, ст.468) по обеспечению "разумного приспособления" и "универсального дизайна"), которые включаются в паспорт доступности, в том числе:

- по созданию (с учетом потребностей инвалидов) условий доступности существующего объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствии с частью 4 статьи 15 Закона N 181-ФЗ (в случае невозможности обеспечения полной доступности);

- по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, сметах его капитального и текущего ремонта, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования в целях повышения уровня его доступности и условий для предоставления на нем услуг (с учетом потребностей инвалидов);

- по включению необходимых мероприятий в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию, строительству, оснащению приспособлениями и оборудованием вновь вводимых в эксплуатацию объектов, на которых предоставляются услуги населению, положений, предусматривающих их полное соответствие требованиям доступности объектов для инвалидов с 1 июля 2016 года.

16. Паспорт доступности, разработанный Комиссией, утверждается руководителем организации культуры и направляется в течение 10 рабочих дней в Министерство культуры Российской Федерации.

17. В случае предоставления услуги в арендуемом помещении (здании) или с использованием арендуемого транспортного средства, в состав Комиссии включается представитель собственника арендуемого помещения (здания) или транспортного средства, а в предложениях по повышению уровня доступности объекта учитываются его предложения, которые вытекают из обязанности собственника обеспечивать условия доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 181-ФЗ .

18. Министерство культуры Российской Федерации, с учетом представленных паспортов доступности, в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Правил разработки органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 N 599 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 26, ст.3894) утверждает планы мероприятий (дорожные карты) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Только пятая часть региональных и муниципальных библиотек, музеев и театров располагает парковками для инвалидов. И не более трети этих учреждений оборудовали входы и санузлы для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Об этом свидетельствует исследование Минкультуры. По мнению экспертов, посещение театров и музеев - это один из видов реабилитации, и ситуацию необходимо менять.

В декабре Минкультуры завершило анализ мониторинга доступности культурных благ для инвалидов в России. В исследование, с которым ознакомились «Известия», вошли данные за 2016 год.

Наименьшая доступность - у региональных и муниципальных библиотек. В среднем по стране только у 17% из них есть парковки для инвалидов, у 30% оборудованы входы и пути передвижения внутри зданий (соблюдена ширина коридоров, есть пандусы и поручни, на дверях - маркировка), у 17% приспособлены санузлы. В региональных театрах и культурно-досуговых учреждениях эти показатели составляют 22, 30 и 14%, а в музеях - 27, 36 и 21% соответственно.

В федеральных учреждениях ситуация иная, так как их меньше. Например, библиотек, подведомственных Минкультуры, всего девять. Семь из них в целом приспособлены для инвалидов, но только у трех есть специализированные парковки. При этом региональных и муниципальных читальных залов в стране 38 тыс.

Федеральных музеев - 63, и примерно половина из них адаптирована для людей с ограниченными возможностями здоровья. Театральных и концертных организаций - 24, у половины есть парковки для инвалидов, две трети оборудовали сами здания.

Некоторые госучреждения культуры благоустроены по всем параметрам на 100%. Это, например, Третьяковская галерея в Москве и военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» в Белгородской области. Лучшими театрами с точки зрения обустройства для инвалидов оказались Мариинский и Малый.

В пресс-службе Минкультуры «Известиям» рассказали, что, согласно сравнительным результатам мониторинга за 2015–2016 годы, количество доступных для инвалидов организаций выросло на 6%. Также стало в 2,5 раза больше творческих мероприятий, попасть на которые без сложностей смогут люди с ОВЗ.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

В ведомстве сообщили, что вопросы повышения доступности культурных благ рассматриваются с привлечением экспертного сообщества на заседаниях рабочей группы и общественного совета министерства.

Инвалид-колясочник, предприниматель Андрей Елагин рассказал, что постоянно сталкивается с проблемой недоступности объектов культуры. По его мнению, здоровые люди даже при желании не всегда могут понять потребности человека с ОВЗ.

Выход простой: пусть руководитель театра, музея сядет в инвалидную коляску и попробует попасть в свое учреждение, - считает Андрей Елагин.

Председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев отметил, что современные здания должны строиться с учетом правил по созданию доступной среды, но до 1990-х таких рекомендаций не существовало, отсюда и сложности с переоборудованием культурных и других учреждений.

Профессор кафедры труда и социальной политики Института госслужбы и управления РАНХиГС Любовь Храпылина подтвердила «Известиям», что есть объективные причины недоступности некоторых культурных объектов для инвалидов. Например, если здание - памятник архитектуры, то без многочисленных межведомственных согласований что-либо в нем переделывать запрещено. Еще одна проблема - нежелание муниципальных властей содействовать повышению доступности объектов культуры для инвалидов. Обустройство прилегающей территории и создание парковок входит в их компетенцию.

По мнению эксперта, ситуация изменится, если общественные организации проявят активность, а власти прислушаются к их мнению.

Люди с ОВЗ имеют полное право на знакомство с шедеврами искусства, на то, чтобы увидеть спектакль «живьем». Потребность в культурных благах у них очень высокая, и инвалидность не должна быть препятствием, - сказала Любовь Храпылина.

Она добавила, что доступность объектов культуры для инвалидов очень важна, есть даже реабилитация средствами культуры и творчества. И речь не о кружках для людей с ограниченными возможностями здоровья, а об обычных походах в театры и музеи.

Что для полной адаптации федеральных и региональных учреждений необходимо 45,8 млрд рублей.

    Приложение. Требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения

Приказ Министерства культуры РФ от 9 сентября 2015 г. N 2400
"Об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения"

Руководствуясь пунктом 9 Приложения N 4 к государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст. 2060; 2015, N 9, ст. 1331), а также в целях создания условий для участия инвалидов и других маломобильных групп населения в культурной жизни общества наравне с другими приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра культуры Российской Федерации В.В. Аристархова.

В.Р. Мединский

Определены требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.

Речь идет о музеях, библиотеках, кинотеатрах и других учреждениях. Они предоставляют инвалидам возможность самостоятельно или с помощью сотрудников передвигаться по территории объекта. Оборудуются в соответствии с установленными требованиями санитарно-гигиенические помещения, дублируется звуковая и зрительная информация, участвует сурдопереводчик и тифлосурдопереводчик.

Музеи дополнительно организовывают спецвыставки для инвалидов в качестве дополнения к основной экспозиции, проводят экскурсии с помощью специально обученных специалистов.

У библиотек, помимо прочего, должны быть аппаратно-программные комплексы (речевой синтезатор, брайлевский дисплей для работы с текстом, устройство, позволяющее конвертировать печатный материал в речь), увеличители, тифлофлэшплееры для чтения цифровых "говорящих" книг.

Кинотеатры размещают инвалидов, использующих кресла-коляски, на местах в зрительных залах, применяют тифлокомментирование и др.

Приказ Министерства культуры РФ от 9 сентября 2015 г. N 2400 "Об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения"


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования