Праздник клары цеткин. Реальная история «8 марта» — прочтите, кто не знает! История возникновения праздника

Любимый всеми праздник 8 марта всегда будет связан с именами ярких женщин с непростой судьбой – Кларой Цеткин и Розой Люксембург. Жизнь лучших подруг была гремучим коктейлем яростной политической борьбы, партийных идеалов и трагической личной жизни.

Создательницы праздника изначально задумывали его как день выступления женщин за свои права. В 60-х годах в СССР 8 марта было официально объявлен праздничным выходным днём. Постепенно этот день превратился в праздник преклонения перед прекрасной половиной человечества.

Клара Цеткин и Роза Люксембург 8 марта: версии появления праздника

Существует масса версий о том, почему выбор даты праздника пал на 8 марта. Официальная связана с политическим движением Америке середины 19 века. 8 марта в Нью-Йорке женщины устроили демонстрацию против плохих условий работы и ущемления своих прав.

Другая версия связана с древним мифом из историей еврейского народа. По легенде возлюбленная царя Ксеркса еврейка Есфирь, благодаря своим любовным чарам и влиянию на царя спасла еврейский народ от гибели. День, когда это произошло, стал отмечаться, как праздник Пурима, дата которого в 1910 году совпала с 8 марта.

Существует также идея, что праздник связан с грубыми нравами средневековой Германии. В том время в Европе существовала жестокая традиция – право первой ночи. Юные девушки, выйдя замуж, должны были отдать свою девственность не любимому, а своего господину. Однажды, в одной деревне одновременно праздновали восемь свадеб. Имя всех невест было Марта. Когда пришло время «отдать долг» господину, одна из девушек выхватила кинжал из складок одежды и убила насильника. Это – легенда о первом вызове несправедливости и бесправию, который женщина бросила в лицо мужчинам. В честь этой девушки Марты 8 марта был выбран днём, когда женщины будут иметь возможность говорить о своих проблемах.

Клара Цеткин и Роза Люксембург 8 марта: какой была женщина с именем цветка

Розалия Люксембург была дочерью в богатой еврейской семье. К сожалению, она не отличалась красотой лица и фигуры, была невысокой и хромой. Поэтому, девушка не ожидала удачного замужества. Она получила хорошее образование. Стала членом модного в те годы социал-демократического движения. Челны подпольного кружка, который она посещала, искренне ценили её гибкий ум, мастерство оратора и преданность идеалам.

Это помогало Розе забыть о своих физических недостатках настолько, что она стала любовницей члена революционно кружка — молодого красавца из Литвы, бурный роман с которым продлился 16 лет. А после его окончания сумела покорить сердце сына своей подруги Клары Цеткин – юного Константина несмотря на значительную разницу в возрасте. Это вызвало ссору и временный разрыв отношений между соратницами.

Только через много лет, став одинокими известные феминистки снова сошлись. Они увлеклись деятельностью молодого Владимира Ульянова и ради знакомства с ним посетили Россию. На своих собраниях они активно обсуждали секс в браке, изучали теории Фрейда. Подруги всегда яростно выступали против террора и войны.За антивоенные взгляды Розу часто арестовывали. Она умерла от полученных ран после жестокого допроса.

Клара Цеткин и Роза Люксембург 8 марта: борьба и любовь в жизни Клары

Клара Цеткин была привлекательной девушкой с живым нравом. Она родилась в Германии в семье учителя и сама получила педагогическое образование. По моде того времени она стала участвовать в различных политических движениях и посещать революционные кружки. В одном из них она познакомилась со своим будущим мужем.

Когда за политические взгляды её муж был выслан из Германии, пара переехала в Париж, передает портал Wordyou. Там Клара родила своих двух сыновей. Молодые люди активно общались с французскими деятелями рабочего революционного движения. Познакомились и подружились с дочерью Карла Маркса, которая стала их соратницей и учителем. Когда муж Клары умер, она вернулась в Германию, где стала членом германской социал-демократической партии.

Однако, горячее сердце феминистки не долго оставалось свободным. Её жизнь снова делает крутой поворот. Она влюбляется в молодого немецкого художника. Поскольку его картины высоко ценились местным обществом и легко продавались, пара могла позволить себе безбедную жизнь. Семья купила хороший дом в живописной местности (где после принимали В.И.Ленина) и автомобиль. Клара стала редактором популярной женской газеты и видным деятелем революционного движения Германии. На Международном съезде в Копенгагене в 1910 году, Клара Цеткин предложила определить день, когда женщины будут привлекать внимание к своим проблемам феминизма и бороться равноправие.

После окончания войны Цеткин продолжала свою политическую деятельность, стала депутатом Рейхстага, часто приезжала в Россию, где и умерла.

Одна из самых известных деятельниц немецкого и международного социалистического и женского движения Клара Цеткин вошла в историю 20-го века не только как активная коммунистка, но и как женщина-реформатор, сыгравшая немаловажную роль в становлении европейского движения за права женщин. В советское время главной заслугой Цеткин считалось учреждение по ее предложению Международного женского дня.

Клара Цеткин, в девичестве Айснер, родилась в 1857 году в небольшом саксонском городке Видерау в семье сельского учителя. Уже в юном возрасте Клара выделялась среди сверстников любознательностью и цепкой памятью: в 9 лет девочка прочла всего Гёте и Шиллера и с удовольствием декламировала их стихи, а в 12 - на память цитировала отрывки из "Истории французской революции" историка Томаса Карлейля.

Еще будучи студенткой Лейпцигской педагогической гимназии, - престижном учебном заведении, куда Клару приняли на бесплатное обучение, она стала посещать тайные собрания социал-демократов, а в 1878 году вступила в ряды Социалистической рабочей партии, позже переименованной в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ). В это же время она познакомилась со своим будущим спутником жизни - русским революционером-эмигрантом Осипом Цеткиным, вместе с которым вскоре была вынуждена уехать в Цюрих, спасаясь от усилившихся в Германии гонений на социалистов.

В 1882 году Цеткины переселились в Париж, где Осип и Клара продолжили заниматься партийной деятельностью. На жизнь они зарабатывали переводами и публикациями в социал-демократических газетах, хотя плата была мизерной. На момент смерти Осипа, умершего в 1889 году от туберкулеза, у них с Кларой было двое сыновей. Несмотря на то, что Клара уже на протяжении многих лет подписывалась фамилией Цеткин, в официальный брак с Осипом она так и не вступила.

Живя во Франции, Клара Цеткин активно участвовала в подготовке и работе Учредительного конгресса 2-го Интернационала в Париже в 1889 году, где выступила с речью о роли женщин в революционной борьбе. А после того, как в Германии перестали преследовать социал-демократов, Клара вернулась на родину, где с 1892 года в Штутгарте стала издавать газету СДПГ для женщин "Равенство".

В 1907 году Клара Цеткин возглавила созданное при СДПГ женское отделение, где вместе с Розой Люксембург выступала за равные права женщин. На Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене в 1910 году по предложению Цеткин было принято решение о праздновании Международного женского дня, позже приуроченного к годовщине демонстрации работниц нью-йоркских предприятий текстильной промышленности 8 марта 1857 года.

Цитата:

Самый первый официальный праздник в поддержку прав женщины был проведен в 1909 году 28 февраля в Соединенных Штатах благодаря соответствующей декларации провозглашенной Социалистической партией Америки. Годом ранее Социал-демократическая организация Нью-Йорка провела митинг в защиту прав женщин, в этот день более 15000 женщин прошлись маршем через весь город, требуя более короткого рабочего дня и равных условий оплаты с мужчинами, в том числе женщины требовали право голосовать. Этот митинг был проведен 8 марта 1908 года, в честь марша протеста работниц текстильных фабрик Нью-Йорка, проведенный 8 марта 1857 года.

В 1917 году за пропаганду против Первой мировой войны руководство СДПГ отстранило Цеткин от работы в редакции газеты "Равенство". В том же году она приняла участие в основании Независимой социал-демократической партии (НСДПГ), а после создания в декабре 1918 года Компартии Германии (КПГ) активно выступала за вступление рабочих-членов НСДПГ в ее ряды.

С 1920 по 1933 годы Цеткин постоянно избиралась депутатом рейхстага от Коммунистической партии, параллельно возглавляя Международный женский секретариат Коминтерна. В 1920 году в возрасте 63 лет Клара Цеткин впервые поехала в Советский союз, где познакомилась с Лениным и Крупской. В последующие годы Цеткин часто приезжала в Москву для участия в конгрессах Коминтерна. С Лениным и Крупской ее связывали дружеские отношения.

В июле 1932 года, когда в результате досрочных выборов в рейхстаг национал-социалисты получили большинство в парламенте Германии, Клара Цеткин находилась в Москве. Как старейший депутат рейхстага, она имела право открыть первую сессию нового созыва и, несмотря на плохое самочувствие, поехала в Берлин, где произнесла пламенную речь об опасности нацизма и призвала к созданию единого антифашистского фронта. После того, как левые партии в Германии были запрещены, Цеткин отправилась в свое последнее изгнание, на этот раз - в Советский Союз.

Умерла Клара Цеткин 20 июня 1933 года в подмосковном Архангельском в возрасте 76 лет. В похоронной церемонии немецкой революционерки приняли участие 600 тысяч человек. Прах Цеткин был помещен в урне в кремлевской стене на Красной площади в Москве.

8 марта, как Международный женский день, правительство Ленина начало отмечать с первого года своего существования. Праздник носил ярко выраженную политическую окраску и воспринимался властями, да и населением, как день международной солидарности женщин всего мира. Ни о каких привычных нам цветах и подарках речь не шла. Трудно сказать, когда мужчины в СССР стали массово дарить своим подругам, женам, матерям букеты на 8 Марта, но произошло это уже после Великой Отечественной войны и смерти Сталина.

Лишь в 8 марта 1965 года был объявлен праздничным выходным днем по решению Коммунистической партии СССР в честь выдающихся заслуг Советских женщин в деле строительства коммунизма, в честь героических подвигов Советских женщин в период Великой Отечественной Войны, а так же за неоценимый вклад всех женщин страны в деле укрепления дружбы между народами и борьбы за мир во всем мире. Как видим, формулировка носила совсем не женственный мотив.

Этот день объявлен праздником в республиках бывшего СССР, а также в: Анголе, Буркина-Фасо, Гвинее-Бисау, Камбодже, Китае, Конго (там праздник не «международных», а конголезских женщин), Лаосе, Македонии, Монголии, Непале, Северной Корее и Уганде.

После слияния двух Германий восточные немцы уже позабыли этот праздник, а западные о нем и не слышали. В Польше и Болгарии еще помнят традицию вручать женщинам 8 марта цветы, но этот день – рабочий. В странах Балтии его активно отмечают только русскоговорящие общины. В Италии 8 марта никогда не был официальным праздником и является обычным рабочим днем, но итальянки полюбили 8 марта собираться женскими компаниями, без мужчин, и поздравлять себя сами. Причем многие бары с мужским стриптизом в этот день разрешают женщинам бесплатно любоваться шоу…

В некоторых странах 8 марта отмечают совсем другие праздники. Например, в Сирии – это День революции, в Замбии – День молодежи, в Брунее – День султана, а в Турции – День рождения Пророка.

Одна из самых известных деятельниц немецкого и международного социалистического и женского движения Клара Цеткин (Clara Zetkin) вошла в историю XX века не только как активная коммунистка, но и как женщина-реформатор, сыгравшая немаловажную роль в становлении европейского движения за права женщин. В советское время главной заслугой Цеткин считалось учреждение по ее предложению Международного женского дня.

Клара Цеткин, в девичестве Айснер, родилась в 1857 году в небольшом саксонском городке Видерау в семье сельского учителя. Уже в юном возрасте Клара выделялась среди сверстников любознательностью и цепкой памятью: в 9 лет девочка прочла всего Гете и Шиллера и с удовольствием декламировала их стихи, а в 12 - на память цитировала отрывки из "Истории французской революции" историка Томаса Карлейля.

Контекст

Еще будучи студенткой Лейпцигской педагогической гимназии, престижного учебного заведения, она стала посещать тайные собрания социал-демократов, а в 1878 году вступила в ряды Социалистической рабочей партии, позже переименованной в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ). В это же время она познакомилась со своим будущим спутником жизни - русским революционером-эмигрантом Осипом Цеткиным, вместе с которым вскоре была вынуждена уехать в Цюрих, спасаясь от усилившихся в Германии гонений на социалистов.

В 1882 году Цеткины переселились в Париж, где Осип и Клара продолжили заниматься партийной деятельностью. На жизнь они зарабатывали переводами и публикациями в социал-демократических газетах, хотя плата была мизерной. На момент смерти Осипа, умершего в 1889 году от туберкулеза, у них с Кларой было двое сыновей. Несмотря на то, что Клара уже на протяжении многих лет подписывалась фамилией Цеткин, в официальный брак с Осипом она так и не вступила.

Борьба за права женщин

Живя во Франции, Клара Цеткин активно участвовала в подготовке и работе Учредительного конгресса 2-го Интернационала в Париже в 1889 году, где выступила с речью о роли женщин в революционной борьбе. А после того, как в Германии перестали преследовать социал-демократов, Клара вернулась на родину, где с 1892 года в Штутгарте стала издавать газету СДПГ для женщин "Равенство".

В 1907 году Клара Цеткин возглавила созданное при СДПГ женское отделение, где вместе с Розой Люксембург выступала за равные права женщин. На Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене в 1910 году по предложению Цеткин было принято решение о праздновании Международного женского дня, позже приуроченного к годовщине демонстрации работниц нью-йоркских предприятий текстильной промышленности 8 марта 1857 года.

Последнее пристанище - Советский Союз

В 1917 году за свои выступления против Первой мировой войны руководство СДПГ отстранило Цеткин от работы в редакции газеты "Равенство". В том же году она приняла участие в основании Независимой социал-демократической партии (НСДПГ), а после создания в декабре 1918 года Компартии Германии (КПГ) активно выступала за вступление рабочих - членов НСДПГ в ее ряды.

С 1920 по 1933 годы Цеткин постоянно избиралась депутатом рейхстага от Коммунистической партии, параллельно возглавляя Международный женский секретариат Коминтерна. В 1920 году Клара Цеткин впервые поехала в Советский Союз, где познакомилась с Лениным и Крупской. В последующие годы Цеткин часто приезжала в Москву для участия в конгрессах Коминтерна. С Лениным и Крупской ее связывали дружеские отношения.

В июле 1932 года, когда в результате досрочных выборов в рейхстаг национал-социалисты получили большинство в парламенте Германии, Клара Цеткин находилась в Москве. Как старейший депутат рейхстага, она имела право открыть первую сессию нового созыва и, несмотря на плохое самочувствие, поехала в Берлин, где произнесла пламенную речь об опасности нацизма и призвала к созданию единого антифашистского фронта. После того, как левые партии в Германии были запрещены, Цеткин отправилась в свое последнее изгнание, на этот раз - в Советский Союз.

Умерла Клара Цеткин 20 июня 1933 года в подмосковном Архангельском в возрасте 76 лет. В похоронной церемонии немецкой революционерки приняли участие 600 тысяч человек. Прах Цеткин был помещен в урне в кремлевской стене на Красной площади в Москве.

Смотрите также:

  • Ангела Меркель

    Ангела Меркель (Angela Merkel) была избрана на пост федерального канцлера в 2005 году. Это первая женщина-канцлер в истории Германии. В 2015 году журналы The New York Times, Тime и Financial Times назвали Ангелу Меркель человеком года. Кроме того, канцлер многократно возглавляла список 100 самых влиятельных женщин мира по версии журнала Forbes.

  • Самые влиятельные женщины-политики

    Из-за ее оппозиционных взглядов в 2004 году на Шейх Хасину Вазед было совершено покушение, в 2007 году ее попытались арестовать. Политик сумела бежать в США и вернулась на родину только в 2008 году. Спустя месяц она одержала победу на парламентских выборах и стала премьер-министром Бангладеш.

    Самые влиятельные женщины-политики

    Тереза Мэй - вторая женщина в истории, которая стала премьер-министром Великобритании. Ее часто называют "новой железной леди" и сравнивают с Маргарет Тэтчер и канцлером Германии. Мэй заняла пост главы британского правительства в непростое время для страны - сразу после проведения референдума по Brexit.

    Самые влиятельные женщины-политики

    До того, как стать первой женщиной-президентом в истории Хорватии, Колинда Грабар-Китарович была помощником Генерального секретаря НАТО по вопросам публичной дипломатии, а до этого - министром иностранных дел Хорватии. Грабар-Китарович замужем и воспитывает двоих детей - Луку и Катарину.

    Самые влиятельные женщины-политики

    Элен Джонсон-Серлиф

    Недавно Элен Джонсон-Серлиф исполнилось 78 лет, она занимает пост президента Либерии с 2006 года. В 2011 году получила Нобелевскую премию мира за активную борьбу за безопасность и права женщин. Джонсон-Серлиф - первая женщина-президент африканской страны.

    Самые влиятельные женщины-политики

    Премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг с детства страдает от дислексии. Несмотря на проблемы, связанные с письменной речью, она получила диплом социолога и политолога в Бергенском университете. Сульберг выступила за изменение политики по отношению к мигрантам, в частности, получение статуса беженца.

    Самые влиятельные женщины-политики

    В 2013 году журнал Forbes назвал Пак Кын Хе одной из самых влиятельных женщин мира. В 64 года она стала первой женщиной-президентом в истории Корейской Республики, продолжив, таким образом, дело своего отца. Но в декабре 2016 года ее полномочия были приостановлены в связи с процедурой импичмента. В результате политического скандала рейтинг Пак Кын Хе упал до 5 %. Так проходит мирская слава...


Казалось, что легенды о создании праздника 8 марта стары как мир и всем известны. На всякий случай уточнила у своих коллег, и поняла, что многие знают лишь официальную версию. Накануне женского праздника мы решили собрать все истории, которые, так или иначе, касаются создания Международного женского дня. Некоторые из них могут шокировать и даже отбить охоту вообще отмечать этот день. У каждой из этих версий есть под собой обоснования, и каждый выбирает для себя во что верить.

Версия первая, официальная: День солидарности трудящихся женщин

Официальная версия СССР гласит, что традиция отмечать 8 марта связана с “маршем пустых кастрюль”, который провели в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка. Они протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат. Интересно, что в тогдашней прессе не было ни одной заметки о такой забастовке. А историки выяснили, что 8 марта 1857 года – было воскресеньем. Весьма странно устраивать забастовки в выходной.

В 1910 году на форуме женщин в Копенгагене немецкая коммунистка Клара Цеткин призвала мир учредить Международный женский день 8 марта. Она имела в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, итем самым обращать внимание общественности на свои проблемы. Ну да эту историю все мы и так знаем. Изначально праздник назывался Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права. Дата 8 марта была подведена под ту самую забастовку текстильщиц, которой на самом деле никогда не было. Точнее была, но бастовали тогда вовсе не текстильщицы. Но об этом позже.

В СССР этот праздник притащила подруга Цеткин, пламенная революционерка Александра Колонтай. Та самая, которая покорила Советский Союз “великой фразой”: “Отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды”. 8 марта стало официальным праздником в СССР в 1921 году.

Версия вторая, еврейская: восхваление иудейской царицы

Историки так и не сошлись во мнении, была ли Клара Цеткин еврейкой. Одни источники утверждают, что она родилась в семье еврея-сапожника, а другие – немца-учителя. Поди разбери их. Однако, стремление Цеткин связать 8 марта, с еврейским праздником Пурим, неоднозначно намекает на то, что таки была.

Итак, вторая версия гласит, что Цеткин хотела связать историю женского дня с историей еврейского народа. Согласно легенде, возлюбленная персидского царя Ксеркса, Есфирь, спасла иудейский народ от истребления, воспользовавшись своими чарами. Ксеркс хотел истребить всех евреев, но Есфирь убедила его не то, что не убивать евреев, а наоборот – уничтожить всех еврейских врагов, включая самих персов. Произошло это в день 13 Арда по еврейскому календарю (этот месяц приходится на конец февраля – начало марта). Восхваляя Есфирь, евреи стали праздновать Пурим. Дата празднования была скользящей, но в 1910 году она выпала именно на 8 марта.

Версия третья, о женщинах древнейшей профессии

Третья версия происхождения праздника, пожалуй, самая скандальная и неприятная для всех представительниц прекрасного пола, с трепетом ожидающих Международного женского дня. В 1857 году в Нью-Йорке женщины действительно протестовали, но были это не текстильщицы, а проститутки. Женщины древнейшей профессии требовали выплатить зарплату матросам, которые воспользовались их услугами, но не имели денег заплатить.

В 1894 году, 8 марта, в Париже проститутки снова провели демонстрацию. На этот раз они требовали признать их права наравне с теми, которые шьют одежду или пекут хлеб, и учредить специальные профсоюзы. Это повторилось и в 1895 году в Чикаго, и в 1896 в Нью-Йорке – незадолго до памятного съезда суфражисток в 1910 году, где и было решено объявить этот день женским и международным, как это предложила Цеткин.

Кстати, и сама Клара проводила подобные акции. Все в том же 1910 году, вместе со своей подругой Розой Люксембург, она вывела на улицы немецких городов проституток с требованием прекратить бесчинства полиции. Вот только в советской версии проституток заменили на “трудящихся женщин”.

Судя по всему, 8 марта – обычная политическая кампания социал-демократов. В начале XX века по всей Европе протестовали женщины. И чтобы привлечь к себе внимание, им даже грудь не нужно было показывать. Достаточно просто пройти по улицах с плакатами, на которых написаны социалистические лозунги – и внимание общественности обеспечено. А вождям социал-демократической партии галочка, мол, прогрессивные женщины с нами солидарны. Сталин тоже решил прибавить себе популярности и распорядился признать 8 марта Международным женским днем. Но поскольку привязать его к историческим событиям было сложно, пришлось слегка подкорректировать историю. А разбираться особо никто не стал. Раз вождь сказал – значит так и было.

Просвещения ради хотим напомнить дорогим читателям, что не всякий праздник, даже популярный, несёт в своей основе доброе начало.

Коллаж с лучшими фотографиями прошлых лет

Православная Церковь имеет благочестивую традицию отмечать особую роль прекрасной половины человечества спустя две недели после Пасхи – на праздник святых Жен-Мироносиц. Мы вспоминаем благочестивых жен, ставших свидетельницами чудес, страданий, смерти и воскресения Исуса Христа. Популярный же ныне светский «международный женский день» 8 марта , на наш взгляд, не только не уместен к празднованию в это время, но и в истории своего появления имеет подоплёку и мотивы, не совместимые с христианской моралью.

Четырехчастная икона: Испрошение тела Христа у Понтия Пилата. Снятие со Креста. Положение во гроб. Явление Ангела женам Мироносицам. Век: XV. Источник: lib.pstgu.ru

Святые Жены-Мироносицы – это Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна. Это они – те самые женщины, которые из любви к Спасителю Исусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать Его тело миром, как полагалось по обычаю иудеев. Это им первым явился Воскресший Спаситель. От них же произошло самое радостное приветствие: «Христос Воскресе!».

Праздник Недели (воскресенья) святых Жен-Мироносиц издревле почитался на Руси. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта чисто русской праведности - подчёркнутое целомудрие христианского брака, как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа - вот жизненный идеал Православной Руси.


Праздник в Неделю Свв. Жен-Мироносиц

Другая черта древнерусской праведности - особый «чин» вдовства. Вдовые русские княгини не выходили замуж повторно, хотя такой брак допускался Церковью. Многие после погребения мужа постригались и уходили в монастырь. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротка, терпелива, всепрощающа.

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах - святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их Софья, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.


Явление Ангела женам-мироносицам
Век: XVII Источник: lib.pstgu.ru

Каждая женщина, которая верна своему, данному Богом предназначению, является мироносицей по жизни - несет мир своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать.

Итак, 8 марта/23 февраля – отправная точка Февральской революции, которая спустя полгода переросла в Октябрьский переворот и привела к образованию СССР…

История 8 марта. Факты, люди, биографии

Вернёмся к истории становления 8 марта в качестве женского праздника в СССР и России. Описаение зарождения традиции праздника было бы неполным без биографии его идейных вдохновительниц, которые по кускам пришлось собирать в интернете. Удивительно, что огромные пласты информации буквально стёрты в казалось бы безграничном интернет-пространстве. Как уже указывалось, данные Википедии при кажущейся разносторонности оказываются наиболее однобокими и ретушированными.

Главными инициаторами празднования «международного женского дня» в большевистской России были увековеченные в названиях улиц многих городов Клара Цеткин и Александра Коллонтай . Они неоднократно убеждали В.И. Ленина сделать 8 марта официальным коммунистическим праздником.

Биография Александры Коллонтай

Александра Коллонтай

Александра Коллонтай родилась в Болгарии в 1871 году в зажиточной семье. Выйдя замуж в 18 лет за своего троюродного брата, через пять лет она оставила мужа и сына, чтобы участвовать в революционном движении:

«Я хотела быть свободной, - признавалась она. - Маленькие хозяйственные и домашние заботы заполоняли весь день, и я не могла больше писать повести и романы… Как только маленький сын засыпал, я шла в соседнюю комнату, чтобы снова взяться за книгу Ленина» .

При этом в доме было много прислуги, а сама Коллонтай никогда ничего не стирала и не готовила.Она едет в Цюрих, где знакомится с Розой Люксембург, Георгием Плехановым, Владимиром Ульяновым. Весной 1917 года по поручению партии она стала вести революционную работу среди моряков.

По предложению Ленина Коллонтай зарегистрировала свой брак с балтийским матросом Павлом Дыбенко , который был на 17 лет моложе неё. Позднее он стал наркомом по морским делам. Записью их брака была начата первая советская книга актов гражданского состояния (ЗАГС): им было выдано свидетельство о браке под номером 1.

Семейную идиллию омрачало только одно: идея «свободной любви», которую стала активно проповедовать Александра Михайловна Коллонтай. В книгах «Дорогу крылатому Эросу» и «Любовь пчел трудовых» Коллонтай изложила основные положения своей теории «революции полов». Ей принадлежит изречение о том, что “отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды” .

В своём политическом памфлете 1921 года «Коммунистическая мораль в сфере супружеских отношений» она развивала эту мысль. Жаль нигде в сети не удаётся отыскать эти творения молодого советского общества…

После революции Коллонтай вошла в ЦИК партии, возглавила Отдел по охране материнства и младенчества (!) и Коллегию по охране и обеспечению материнства и младенчества. «Политика этих структур строилась на том постулате, что охрана материнства как специфической функции женщины является прямой обязанностью государства».

При этом Коллонтай в течение целых двадцати лет не видела своего единственного сына и не проявляла к нему никакого интереса. К семье она относилась крайне скептически, полагая, что женщины должны служить интересам класса, а не обособленной ячейке общества. В статье «Отношения между полами и классовая мораль» она писала: «Для рабочего класса большая „текучесть“, меньшая закреплённость общения полов вполне совпадает и даже непосредственно вытекает из основных задач данного класса».

Коллонтай также возглавляла советское общество «Долой стыд» , члены которого в 1920-е годы нагишом ходили по Москве и другим городам. Одной из самых массовых акций общества был нудистский парад по улицам Москвы и Красной Площади, который возглавила сама 50-летняя Александра Коллонтай.

Идейным вдохновителем голых пролетариев был верный сын ленинской партии и близкий друг Льва Троцкого Карл Радек, возглавлявший колонны раздетых, марширующих по Красной площади у стен священного Кремля. В обществе состоял также и Маяковский.


Владимир Маяковский и Карл Радек принимали участие в деятельности общества “Долой стыд”

Карл Бернгардович Радек руководил отделом внешней политики Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и отдела Центральной Европы наркомата внешних дел, где отвечал за политику экспорта революции.

В те годы зарубежные журналисты и дипломаты делали множество снимков с мест событий; ныне те снимки хранятся в архивах США, Великобритании, Бельгии, Германии; снимки отечественных ответственных лиц либо хранятся в закрытых архивах, либо вывезены и проданы за рубеж. Исследователь Сергей Агарков указывает: «Партия в последующем очень негативно относилась к тому периоду, когда пропагандировала сексуальную свободу, распущенность. Достать снимки, протоколы и документы об обществе «Долой стыд!» труднее, чем какие-то документы НКВД. Фотографии демонстраций на Красной площади, – а их несколько десятков, – они так упрятаны в архивы партии, что до них трудно докопаться, некоторые вывезены за рубеж». Источник информации – maxpark.com

Отношения Коллонтай и второго мужа наркома Дыбенко закончились печально: Коллонтай уличила его в измене, затем он стрелял себе в сердце, но не попал. Она дождалась его выздоровления и покинула навсегда. Затем приняла предложение возглавить дипломатическую миссию в Норвегии.

В июле 1938 года бывшего наркома морских дел Дыбенко расстреляли. Коллонтай пережила его на 14 лет. Она работала в Мексике, Швеции, участвовала в создании проекта нынешнего Совета Безопасности ООН, была членом делегации СССР в Лиге Наций.

В 1943 году ее разбил удар, и почти 10 лет она передвигалась в инвалидной коляске. Умерла первая женщина-дипломат в 1952 году.

Биография Клары Цеткин

Клара Цеткин (урождённая Айснер) – одна из самых известных деятельниц международного социалистического и женского движения. Именно ей в советское время записывали в заслугу учреждение Международного женского дня.

Клара распутная

Клара родилась в 1857 году в Германии в семье сельского учителя. Выделялась любознательностью и цепкой памятью: в 9 лет девочка прочла всего Гёте и Шиллера, с удовольствием декламировала их стихи.

Сообщалось, что в 18 лет родной отец отлучил Клару от церкви за распутство.

В 20 лет, обучаясь в Лейпциге, Клара Айснер вступила в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ). В это же время она познакомилась со своим будущим спутником жизни – русским революционером-эмигрантом Осипом Цеткиным, вместе с которым вскоре была вынуждена уехать в Цюрих, спасаясь от усилившихся в Германии гонений на социалистов.

Вскоре Цеткины переселились в Париж, где Осип и Клара продолжили заниматься партийной деятельностью. В 1889 году Осип, чьей фамилией стала подписываться Клара, умер от туберкулёза, однако, несмотря на двоих сыновей свой брак они так и не зарегистрировали официально.

Клара революционная

Клара Цеткин активно участвовала в подготовке и работе Учредительного конгресса 2-го Интернационала в Париже в 1889 году, где выступила с речью о роли женщин в революционной борьбе, а с 1892 года, вернувшись в Германию, стала издавать газету СДПГ для женщин “Равенство”.

В 1897 году, когда ей было сорок лет, Клара влюбилась в студента Академии искусств художника Георга Фридриха Цунделя, который был моложе её на 18 лет. Вскоре они поженились. Успешная продажа работ Цунделя (заказных портретов) позволили им купить в 1904 году довольно просторный дом в под Штутгартом. Видом из его окон любил любоваться Владимир Ленин. Ещё через пару лет супруги купили автомобиль.

В 1914 году супруги расстались. Поводом стало различное отношение к Первой мировой войне. Клара Цеткин выступала против империалистической войны, а Георг наперекор ей записался добровольцем в армию. Клара переживала уход супруга и долгие годы не давала ему официального развода. Только в 1928 году (ей было почти 71) она согласилась на развод, и художник тут же женился на своей давней избраннице Пауле Бош, дочери основателя электротехнического концерна Роберта Боша, которой к моменту их официального бракосочетания уже давно перевалило за 30.

В 1907 году 22-летний сын Клары Константин, который ходил на собрания созданной ей женского крыла СДПГ, стал любовником другой его активистки – 36-летней Розы Люксембург. Из-за этого Клара была некоторое время в ссоре со своей единомышленницей и подругой Розой. Спустя несколько лет, когда Клара Цеткин разошлась с художником Георгом, её сын в это же время а бросил Розу Люксембург, и общее горе их опять сблизило – ну чем не истинное проявление социалистической женской солидарности…

На Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене в 1910 году по предложению Клары Цеткин было принято решение о праздновании Международного женского дня.

В 1917 году за пропаганду против Первой мировой войны руководство СДПГ отстранило Цеткин от работы в редакции газеты “Равенство”. В том же году она приняла участие в основании Независимой социал-демократической партии (НСДПГ).

Цеткин и свободная любовь

В брошюре “Женский вопрос и социализм” Цеткин пишет о противоречии между выполнением женщиной одновременно профессиональных и семейных обязанностей и видит преодоление этого противоречия в участии женщин в революционной борьбе. По призыву Цеткин в ноябре 1918г. сторонницы социалистического феминизма устраивают праздники свободной любви для коммунистических боевиков. В 1920 г., во время советско-польской войны, Цеткин заявляет с трибуны Рейхстага:

“Ни один вагон с оружием… для польских войск, со станками для военных заводов, построенных в Польше капиталистами Антанты, не должен пересечь границу Германии”. Для этого мобилизуются “сознательные пролетарские женщины”, предлагающие свою любовь любому “сознательному рабочему”, отказывающемуся участвовать в выполнении военных заказов.

В 1920 году в возрасте 63 лет Клара Цеткин впервые поехала в Советский союз. В последующие годы Цеткин часто приезжала в Москву для участия в конгрессах Коминтерна.

Соратники по партии недаром звали Цеткин “дикая Клара”. Она была чуть ли не единственной среди немецких социал-демократов, кто поддержал ленинские методы революции. Это поссорило её с большинством бывших соратников и фактически вынудило под конец жизни переехать в СССР. Но и отсюда не постеснялась написать гневную отповедь французскому революционеру Паулю Леви, возмутившемуся показательным расстрелом 413 коммерсантов во время красного террора:

“Вы не точны в фактах, – писала она. – Начать следует с того, что расстрелянных было 402. И давайте для начала вспомним великие строки Киплинга: “В час возмездья сожми мою руку, мой друг, будет хладной она, как клинок”.

С 1925 г. Цеткин постоянно жила в СССР, в правительственном санатории Архангельское. Ее мучили страшные удушья и почти невыносимые боли в ногах. Но она не прекращала диктовать статьи. Даже в последнюю минуту жизни её мысли были обращены не к собравшимся у постели родственникам, а к погибшим боевым соратникам – Розе Люксембург и Карлу Либкнехту.

В похоронной церемонии немецкой революционерки приняли участие 600 тысяч человек. Прах Цеткин был помещен в урне в кремлевской стене на Красной площади в Москве.

Биография Розы Люксембург

Роза Люксембург

Роза Люксембург (настоящее имя Розалия Люксенбург) родилась 5 марта 1871 г. в русской Польше, была пятым ребёнком в бедной еврейской семье, отец был коммерсантом. Блестяще училась в Варшаве и Швейцарии, куда эмигрировала для занятий политической агитацией.В 1893 г. Роза вместе с революционерами Тышкой, Мархлевским, Варским и другими участвовала в основании социал-демократической партии Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ), возглавила её печатный орган «Справа роботнича». В этот же период она вела ожесточенную борьбу с Польской социалистической партией (ПСП), хотя Плеханов и Энгельс относились к этой борьбе далеко не одобрительно.Для того, чтобы получить немецкое гражданство, ей пришлось оформить фиктивный брак с немецким подданным Густавом Любеком.В 1907 году у 36-летней Розы начался длительный роман с 22-летним сыном Клары Цеткин Константином, о чём свидетельствует их многолетняя переписка (написано около 600 писем). Однажды Константин вместе с матерью посетил заседания очередного съезда Второго Интернационала, состоявшегося в Штутгарте, и был восхищён пламенными речами Розы Люксембург. Вскоре она стала его наставником в изучении марксизма, а заодно и любовницей.


Фрагменты биографии Клары и Розы глазами иудеев – сайт Jewish News

Как сообщалось выше, такая любовь сначала поссорила между собой двух пламенных революционерок крайне свободных взглядов. Однако со временем развод Клары Цеткин со вторым мужем Георгом Цунделем и почти одновременный разрыв сына Константина с Розой снова сблизил давних подруг - они периодически встречались в доме Клары под Штутгартом, а также вели переписку. Больше ни в каких браках Роза Люксембург не состояла и детей не имела.

Люксембург стала видной фигурой крайне левого крыла германской социал-демократической партии. Она проявила себя как талантливый журналист и оратор, многократно и долго сидела в польских и немецких тюрьмах. Она общалась с Плехановым, Бебелем, Лениным, Жоресом, вела с ними полемику.

Находясь летом 1906 г. в Финляндии, Роза Люксембург написала брошюру «Массовая забастовка, партия и профсоюзы», в которой обобщала опыт русской революции и формулировала в свете этого опыта задачи германского рабочего движения. Брошюра получила высокую оценку В. И. Ленина.

Однако после революции она резко критиковала большевиков за установление в России однопартийной диктатуры, попрание демократических свобод и подавление оппозиционных партий.

В сентябре 1918 года Роза Люксембург написала статьи, изданные посмертно в 1922 году под заглавием «Русская революция. Критическая оценка слабости». Она предсказала, во что выльется подавление политических свобод ленинской «диктатурой пролетариата»:

«С подавлением свободной политической жизни во всей стране, жизнь и в Советах неизбежно всё более и более замирает. Без свободных выборов, без неограниченной свободы печати и собраний, без свободной борьбы мнений, жизнь отмирает во всех общественных учреждениях, становится только подобием жизни, при котором только бюрократия остаётся действующим элементом… Господствует и управляет несколько десятков энергичных и опытных партийных руководителей. Среди них действительно руководит только дюжина наиболее выдающихся людей и только отборная часть рабочего класса время от времени собирается на собрания для того, чтобы аплодировать речам вождей и единогласно одобрять предлагаемые резолюции. Таким образом - это диктатура клики, несомненная диктатура, но не пролетариата, а кучки политиканов».

Р. Люксембург Русская революция. Критическая оценка слабости (1918)

После подавления восстания берлинских рабочих в январе 1919 года Люксембург была арестована вместе с соратником по партии Карлом Либкнехтом, а по дороге с допроса в тюрьму они были убиты конвойными. По свидетельству капитана Пабста, который допрашивал Розу Люксембург, её увезли из отеля «Эден», где проводился допрос, забили прикладами, выстрелили в висок и сбросили в Ландверский канал.

Вместо заключения

Если оставить за рамками рассмотрения крайне радикальные и надуманные версии, то следует признать политическую подоплёку праздника. Он представлял собой удобное средство манипулирования массами для исполнения реальных целей революционно настроенных лидеров. Позднее дух и настрой праздника удачно подошёл советской власти для укрепления своих позиций – создания монопольного авторитарного тоталитарного государства.

По официальной версии, просьбы двух феминисток Клары Цеткин и Розы Люксембург такподействовали на Ильича, и добрых 60 лет советские женщины, вооружившись транспарантами выходили с маршами в поддержу угнетаемых в капстранах.

Официальным нерабочим днём этот «праздник» был объявлен в СССР только в 1975 году – в пику ООН, объявившим тот год «международным годом женщины».

Страны, в которых сейчас официально празднуется 8 марта: Армения, Азербайджан, Афганистан, Беларусь, Буркина Фасо, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Грузия, Замбия, Казахстан, Камбоджа, Киргизия, Кирибати, Китай (официально рабочий день для всех), Коста-Рика, Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной только для женщин), Молдова, Монголия, Непал, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Уганда, Узбекистан, Украина, Хорватия, Черногория, Еритрея, Латвия.

Можно спорить и рассуждать о том, насколько важна в праздничный день предыстория этого события. Безусловно, найдутся те, кому внимание мужчин приятнее и дороже всяких условностей. К тому же большинство мужчин устроены таким образом, что им гораздо проще «проставиться» в чётко обозначенный день, нежели утруждать себя романтическими мыслями в течение года.

Есть зерно в этих словах, но если взять шире – корень зла лежит как раз в том, что с забвением благочестивых традиций мужчины стали воспринимать женщин как чужеродные обособленные объекты, а не хранительниц домашнего очага и верных спутниц жизни. Может поэтому дарить цветы и оказывать внимание жёнам в течение года так редко приходит им на ум?

Статья готовилась редакцией сайта «Старообрядческая Мысль» с 2009 по 2015 годы. Перепечатка приветствуется со ссылкой на источник – сайт .