Целью поведенческой терапии является. Методы поведенческой терапии

Поведенческая терапия, которую также называют бихевиоральная терапия, является одним из самых новых направлений в современной психотерапии. Однако это не мешает тому факту, что бихевиоральная терапия выступает в качестве ведущего метода. Именно поведение выступает в роли главного и основного элемента психотерапевтического направления.

Если говорить общими понятиями, то поведенческая терапия представляет собой особую психотерапию, базирующуюся на изменениях в человеческом поведении. Но когда меняется само поведение, обязательно происходят перемены в волевой, когнитивной и эмоциональной сферах человека. Психологи считают, что это направление преимущественно основано на бихевиористических принципах и подходах. Здесь применяют принципы научений, позволяющих менять три структуры — поведенческую, эмоциональную и когнитивную.

Особенности поведенческой психотерапии

В психологии поведение и его исследование занимает значимую позицию в работе с пациентами, столкнувшимися с самыми разнообразными проблемами.

Стоит отметить, что на основе применяемой поведенческой терапии были разработаны новые направления, такие как диалектико поведенческая терапия. Диалектический метод широко применяется в работе с пациентами, которые страдают от пограничного расстройства личности.

Поведенческий подход включает в себя обширный перечень различных методик. Хотя изначально такой термин как «поведение» в психологии воспринимался исключительно как внешне наблюдаемая и проявляющаяся характеристика. Сейчас же сюда включают широкий перечень проявлений — от эмоционально-субъективных и когнитивных, до мотивационно-аффективных и не только.

Поскольку все эти проявления объединяются под одним понятием, это говорит об их подчинении закономерностям данного психотерапевтического учения, опираясь на них, специалист может управлять эмоциями человека.

Теоретическая основа применяемой поведенческой терапии — это психология, которая носит название бихевиоризм.

Бихевиоризм или бихевиоральная терапия определяет также подход к проблемам заболеваний и здоровья. Здоровье человека или его болезнь являются закономерным результатом того, чему человек сумел научиться или же не научился. Личность же представляет собой опыт, полученный человеком в течение своей жизни. При этом невроз не выступает как самостоятельная единица, так как нозологический подход тут, по своей сути, не имеет место быть. В качестве центра внимания выступает вовсе не заболевание, а симптом в большей мере.

Основные положения

Поведенческий подход или поведенческое направление в психотерапии основывается на определенных положениях. Именно они характеризуют поведенческую психотерапию:

  • Первое положение. Ряд случаев патологического поведения, ранее рассматриваемого как заболевания или симптомы заболевания, с позиции поведенческой терапии (ПТ) являются непатологическими проблемами жизни. Это тревожные ситуации, реакции, расстройства в поведении и отклонения сексуального характера.
  • Второе положение. Патологическое поведение преимущественно приобретаемое.
  • Третье положение. Поведенческий подход в основном ориентируется на текущее человеческое поведение, а не на прошлую жизнь пациента. Данный психологический метод лечения позволяет лучше понять исследуемого человека, описать и оценить ситуацию, исходя из конкретной ситуации, а не проблем прошлого.
  • Четвертое положение. Техники поведенческой терапии требуют обязательного предварительного анализа проблематики с целью выделить ключевые моменты. После этого выявленные отдельные компоненты подвергаются определенному воздействию с помощью соответствующих психотерапевтических процедур.
  • Пятое положение. При поведенческой психотерапии техники воздействия разрабатываются индивидуально, в зависимости от конкретных проблем отдельно взятого пациента.
  • Шестое положение. Поведенческий подход позволяет достичь успеха в лечении проблемы пациента без необходимости данных об этиологии.
  • Седьмое положение. Все методы поведенческой психотерапии основываются исключительно на научном подходе к рассмотрению и изучению проблем. Это означает, что терапия отталкивается от основ концепции, которую можно проверить путем экспериментов. Также применяемые техники описываются достаточно точно с целью их объективного измерения и повторения по мере необходимости. Важной особенностью методов ПТ является возможность экспериментальной оценки их концепций.

Применение поведенческой терапии

Различные методы поведенческой терапии ориентированы на помощь пациентам, столкнувшимся с разными сложными ситуациями, требующими вмешательства со стороны специалистов. К примеру, ПТ проводится при аутизме, социофобии и даже ожирении.

Система поведенческой терапии применяется в следующих ситуациях:

  • при тревожных состояниях;
  • в случае хронических психических расстройств;
  • при сексуальных нарушениях;
  • для решения возникающих супружеских и межличностных проблем;
  • при психопатологиях у детей.

Исследования наглядно доказали, что ПТ способна эффективно помочь в случае возникновения фобий у человека. В этом случае применяется основная техника — систематическая экспозиция. Под понятием экспозиция понимают целый ряд техник, которые основаны на предъявлении имеющихся страхов пациентов. Также в качестве дополнения при тревожных состояниях применяют технику .

Была доказана высокая эффективность метода поведенческой терапии в решении проблем в области сексуальных отношений.

Множество пациентов отдают предпочтение именно этому виду психотерапии, поскольку она позволяет решить проблему преждевременной эякуляции, вагинизма, импотенции и пр.

Супружеская терапия является методом обучения участников супружеской пары позитивно, а также продуктивно достигать желаемых поведенческих положительных изменений. В некоторых ситуациях требуется полноценная семейная поведенческая психотерапия. Дело в том, что ряд трудностей и проблем, испытываемых человеком, могут быть напрямую связаны с членами его семьи. Потому в терапии должны принимать участие все. Это позволяет проанализировать ситуацию, определить роль каждого из членов семьи и решить сложившуюся проблему.

Если говорить про психические расстройства, то ПТ способна решать проблемы исключительно хронических, но не острых расстройств. Поведенческие методы воздействия применяются при работе с пациентами, у которых наблюдается выраженное изменение личности или же низкий показатель самообслуживания.

ПТ позволяет решить психологические проблемы пациентов в раннем детском возрасте — это плохое поведение, чрезмерная агрессия и другие нарушения норм. При лечении гиперактивности широко применяется так называемая жетонная методика. Наглядно доказана эффективность ПТ при необходимости повысить успеваемость ребенка решить проблему аутизма. Аутизм — актуальная проблема множества детей. Но именно ПТ демонстрирует одни из лучших результатов по нормализации поведенческого и интеллектуального развития. Конечно, процент составляет всего около 2% детей с аутизмом, которых удалось вылечить. Но среди всех существующих сегодня методов только ПТ удалось добиться столь внушительных результатов.

Основные методы ПТ

Методика когнитивного реструктурирования

Данные методы основаны на предположениях о появлении эмоциональных расстройств в результате когниций, то есть деадаптивных стереотипов человеческого мышления. Задачей метода является изменение когниций.

Специалисты обучают использовать успокаивающие мысли при нахождении пациента в стрессовой ситуации. Одна из популярнейших методик основана на тренировках прививания стресса. Она подразумевает необходимость пациенту воображать свое нахождение в стрессовой ситуации и применять новые навыки. Широко используют практику рационально эмоциональной поведенческой терапии — эмотивный метод.

У практики рационально эмоциональной поведенческой терапии особенностью является сочетание поведенческого, а также когнитивного метода. РЭТ, РЭПТ или рационально эмоционально поведенческие терапии применяют факторы поощрения. Самые простые из них — кивок, улыбка или уделяемое внимание. Каждый ищет награду или поощрение. И те люди, от которых мы их получает, становятся нам важными, близкими, развивается дружба. Те же, кто не дает поощрение, мы не воспринимаем или даже стараемся избегать.

Самоконтроль

Метод предусматривает необходимость пациента непосредственно участвовать в определениях цели своего лечения и строгом выполнении программы терапии. Для этих целей используют разные процедуры по самоконтролю.

Самоконтроль — это основа успешного саморегулирования проблемного поведения. С помощью данного метода человек лучше понимает суть своей проблемы и собственных действий. Задача терапевта — помочь пациенту практически самостоятельно определить цель или установить определенные стандарты, которые управляют поведением. Примером можно назвать лечение ожирения, где в рамках терапии совместно назначается количество калорий на каждый день.

Чем яснее и краткосрочнее поставленные цели, тем выше вероятность сформировать успешный самоконтроль. Если просто сказать себе «Я не буду много есть с завтрашнего дня», успеха достичь не удастся. Нужно говорить «С завтрашнего дня я буду есть не больше 1 тысячи калорий». Нечеткие цели влекут за собой неудачи, что негативно сказывается на самооценке. Если же удается выполнить поставленную цель, у пациента возникает стимул развивать успех.

Методика отвращения

Техника, направленная на вызывание отвращений, называется аверсивная психотерапия. Ярким примером данного метода является лечение алкозависимости, когда пациенту предлагают небольшие порции спиртного, но одновременно с этим он употребляет вещества, способные вызвать неприятные ощущения (тошноту, рвоту и пр.).

Энурез, дрожь в руках, заикание и другие подобные нарушения могут быть вылечены с помощью ударов током.

Метод наказания

В отличие от предыдущего метода, здесь наказание пациент получает после нежелательной поведенческой ситуации. К примеру, пациент совершил нежелательное действие и получил после этого удар током. Такими методами лечат писчий спазм треморной и спастической формы.

Тренировки методами наказания стимулируют человека расслаблять необходимые группы мышц, тем самым справляясь с проблемой.

Позитивные подкрепления

Данный метод основан на том, чтобы устанавливать связь между текущим поведением пациента и получаемыми последствиями от его поведения. Самым популярным методом позитивного подкрепления выступает так называемая жетонная система. Ее широко применяют как в работе с замкнутыми и необщительными детьми или взрослыми, так и при лечении людей с выраженной личностной или умственной отсталостью.

Суть жетонной методики заключается в поощрении пациента за выполняемые ими действия. К примеру, перед ними ставится задача говорить ясно, делать домашнее задание, убирать в комнате или мыть за собой посуду. При этом обязательно должна быть система прейскуранта, где указывается, сколько условных жетонов получит человек, если выполнит те или иные задачи или достигнет определенных целей.

Самоуверенность

Методика разрабатывалась для работы с неуверенными в себе людьми. Они не способны выражать свои эмоции или же отстаивать свои права, собственное мнение. Таких людей зачастую эксплуатируют, они не уважают сами себя. Что уж говорить про уважение со стороны окружающих людей.

Подобные тренинги психотерапии проводятся группами. Путем занятия пациенты развивают в себе самоуверенность, разрабатывают модель самоутверждающего поведения и стараются изменить реакцию по отношению к себе со стороны окружения. Данная методика способствует поднятию самооценки, приобретению уверенности и способности отстаивать свое мнение, убеждения или права.

Также этот метод ПТ способен развивать в человеке соответствующую способность к коммуникациям, умению слушать других и устанавливать доверительные отношения.

Систематическая десентизация (СД)

Здесь основное внимание уделяют тревоге, с которой сталкивается человек при определенных ситуациях. Тревога — это стойкий ответ со стороны нервной системы, который приобретается при классическом обусловливании. Автор этого метода разработал технику, которая позволяет погасить данные автономные условные реакции — систематическая десентизация или СД.

Практика показала, что наиболее эффективным стимулом для избавления от тревоги является релаксация мышц. После освоения данной техники расслабления, наступает второй этап — иерархическое составление ситуации, который провоцирует тревогу или страх. Затем пациент, который уже находится в расслабленном состоянии, должен ярко вообразить ситуацию, занимающую низшую ступень составленной иерархии. Это ступень, которая меньше остальных ассоциируется с тревогой или страхом.

СД или системная поведенческая психотерапия также проводится с помощью реального погружения человека или пациента в ситуацию своей фобии. Причем психотерапевты утверждают, что такой подход дает самый высокий эффект.

Методика моделирования

Не редко специалисты прибегают к методу моделирования. Он подразумевает обучение пациента требуемому поведению путем его моделирования или наглядной демонстрации.

Простейший пример — психотерапевт на собственном примере показывает своему пациенту, как следует вести себя в той или иной ситуации, способной спровоцировать страх или чувство тревоги.

Предположим, вы очень боитесь тараканов. Специалист наглядно демонстрирует, что они не опасные и убить их очень легко. Сначала проводится тренинг путем наглядной демонстрации, затем пациент тренируется на каких-то макетах или резиновых насекомых. Постепенно человек уже самостоятельно без криков, паники и страха реагирует на свой страх.

Методы угасания

Такие методики называют погружением или иммерсией. Особенность техники в том, что человек сталкивается непосредственно со своим страхом без условия предварительно проводимой релаксации. Всего существует несколько методов, которые основываются на явлении иммерсии, то есть угасании.

  • Наводнение. Пациент и специалист погружаются в ситуации, провоцирующие страх, и находятся там до момента, когда чувство страха не пойдет на спад. Одновременно с этим нельзя пытаться отвлечься, чтобы снизить интенсивность тревоги.
  • Интенция (парадоксальная). Если говорить простым языком, то это метод отстранения от невроза. В рамках терапии требуется умышленно вызывать симптом и воспринимать его с юмором. Посмеявшись над собственным страхом, он перестанет быть таковым.
  • Имплозия. Основывается на иерархии страха. Начинается терапия с самых низших ступеней, постепенно наращивая степень тревоги пациента все больше и больше. Главная задача — добиться максимального уровня страха в течение 30-60 минут.

С помощью поведенческой терапии можно справиться с симптомами или самим заболеванием, однако данный психотерапевтический метод не предназначен для устранения причин. Потому нежелательное поведение порой проявляется вновь после завершения курса лечения. В таких ситуациях меняют метод воздействия или же проводят повторный курс.

В процессе поведенческой терапии улучшение часто наступает раньше, чем при других видах психотерапии, и проявляется более конкретно. Быстрое улучшение может проявляться даже при расстройствах, длившихся многие годы (например, при длительной алкогольной зависимости , нарушениях приёма пищи , фобиях) .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Когнитивно-поведенческая психотерапия (рассказывает психотерапевт Дмитрий Ковпак)

    Поведенческая психотерапия

    Лечение фобий в когнитивно-поведенческой терапии.

    Тревожные расстройства – бич современной цивилизации. Дмитрий Ковпак

    Вебинар "Когнитивно-поведенческая психотерапия депрессивных расстройств" - Ковпак Дмитрий Викторович

    Субтитры

История

Несмотря на то, что поведенческая терапия является одним из новейших методов лечения в психиатрии, приемы, которые в ней применяются, существовали уже в глубокой древности. Издавна было известно, что поведением людей можно управлять с помощью положительных и отрицательных подкреплений , то есть вознаграждений и наказаний (метод «кнута и пряника»). Однако лишь с появлением теории бихевиоризма эти методы получили научное обоснование.

Бихевиоризм как теоретическое направление психологии возник и развивался примерно в то же время, что и психоанализ (то есть с конца XIX века). Тем не менее, систематическое применение принципов бихевиоризма для психотерапевтических целей относятся к концу 50-х - началу 60-х годов .

Методы поведенческой терапии в значительной степени основаны на идеях русских ученых Владимира Михайловича Бехтерева (1857-1927) и Ивана Петровича Павлова (1849-1936). Работы Павлова и Бехтерева были хорошо известны за границей, в частности, книга Бехтерева «Объективная психология» оказала большое влияние на Джона Уотсона . Павлова называют своим учителем все крупнейшие бихевиористы Запада. (См. ещё: рефлексология)

Термин «поведенческая терапия» впервые был упомянут в 1911 году Эдвардом Торндайком (1874-1949) . В 1940-х годах этот термин использовался исследовательской группой Джозефа Вольпе (англ.) русск. .

Дальнейшее развитие поведенческой терапии связано в первую очередь с именами Эдварда Торндайка и Фредерика Скиннера , создавших теорию оперантного обуславливания. В классическом обуславливании Павлова поведение может быть изменено с помощью модификации исходных условий , в которых проявляется это поведение. В случае оперантного обуславливания, поведение может быть изменено благодаря стимулам, которые следуют за поведением («награды» и «наказания») .

  1. «Закон упражнения» (англ. Law of exercise ), утверждающий, что повторение определённого поведения способствует тому, что в дальнейшем это поведение будет проявляться с все более высокой вероятностью.
  2. «Закон эффекта» (англ. Law of effect ): если поведение имеет положительный результат для индивида, в будущем оно будет повторяться с более высокой вероятностью. Если же действие приводит к неприятным результатам, в будущем оно будет проявляться все реже или вообще исчезнет.

К концу 60-х годов поведенческая психотерапия была признана как самостоятельная и эффективная форма психотерапии. В настоящее время это направление психотерапии стало одним из ведущих методов психотерапевтического лечения. В 1970 годы методы поведенческой психологии стали использоваться не только в психотерапии, но и в педагогике, менеджменте и бизнесе .

Изначально методы поведенческой терапии были основаны исключительно на идеях бихевиоризма, то есть на теории об условных рефлексах и на теории научения. Но в настоящее время наблюдается тенденция к значительному расширению теоретической и инструментальной базы поведенческой терапии: в неё может быть включен любой метод, эффективность которого была доказана экспериментальным путём. Арнольд Лазарус (англ.) русск. назвал этот подход «Поведенческой терапией широкого спектра» или «мультимодальной психотерапией» . Например, в настоящее время в поведенческой терапии применяются методы релаксации и дыхательные упражнения (в частности, диафрагмальное дыхание) . Таким образом, хотя поведенческая терапия основана на научно-обоснованных методах, она отличается эклектическим характером. Приемы, которые в ней используются, объединяет лишь то, что все они нацелены на изменение поведенческих навыков и умений. По определению Американской Ассоциации Психологов , «Поведенческая психотерапия включает, прежде всего, использование принципов, которые были развиты в экспериментальной и социальной психологии… Основной целью поведенческой терапии является построение и укрепление способности к действиям, повышение самоконтроля » .

Методы, сходные с приемами поведенческой терапии, использовались и в Советском Союзе начиная с 1920-х годов. Однако в отечественной литературе долгое время вместо термина «поведенческая психотерапия» использовался термин «условно-рефлекторная психотерапия».

Показания

Поведенческая психотерапия применяется при широком спектре расстройств: при психических и так называемых психосоматических расстройствах, а также при чисто соматических заболеваниях . Она особенно полезна при лечении тревожных расстройств, в частности при панических расстройствах , фобиях , навязчивостях , а также лечении депрессий и других аффективных расстройств , нарушениях приёма пищи , сексуальных проблемах , шизофрении , асоциальном поведении , расстройствах сна и внимания, гиперактивности , аутизме , трудностях в обучении и других нарушениях развития в детском возрасте, а также при языковых и разговорных проблемах .

Кроме того, поведенческая психотерапия может использоваться для преодоления стрессов и лечения клинических проявлений повышенного артериального давления , головных болей, астмы и некоторых желудочно-кишечных заболеваний, в частности энтеритов и хронических болей .

Основные принципы

Схема поведенческой терапии

Оценка состояния клиента

Эта процедура в поведенческой терапии называется «функциональным анализом» или «прикладным анализом поведения ». На этом этапе в первую очередь составляется список паттернов поведения, которые имеют негативные последствия для пациента. Каждый паттерн поведения описывается по следующей схеме:

Затем выявляются ситуации и события, которые вызывают невротическую поведенческую реакцию (страх, избегание, и т. д.). С помощью самонаблюдения пациент должен ответить на вопрос: какие факторы могут увеличить или уменьшить вероятность появления желательного или нежелательного паттерна поведения? Следует также проверить, не обладает ли нежелательный паттерн поведения какой-либо «вторичной выгодой (англ.) русск. » для пациента, то есть скрытым положительным подкреплением данного поведения. Затем терапевт определяет для себя, какие сильные стороны в характере пациента могут быть использованы в терапевтическом процессе. Важно также выяснить, каковы ожидания пациента в отношении того, что может дать ему психотерапия: пациенту предлагается сформулировать свои ожидания в конкретных терминах, то есть указать, от каких поведеческих паттернов он хотел бы избавиться, и каким формам поведения он хотел бы научиться. Необходимо проверить, являются ли эти ожидания реалистическими . Для того, чтобы получить наиболее полную картину состояния пациента, терапевт выдает ему вопросник, который пациент должен заполнить дома, с использованием, в случае необходимости, метода самонаблюдения. Иногда этап начальной оценки занимает несколько недель, поскольку в поведенческой терапии крайне важно получить полное и точное описание проблемы пациента.

В поведенческой терапии данные, полученные на этапе предварительного анализа, называются «базовым уровнем» или «отправной точкой» (англ. baseline ). В дальнейшем эти данные используются для оценки эффективности терапии. Кроме того, они позволяют пациенту осознать, что его состояние постепенно улучшается, что повышает мотивацию для продолжения терапии .

Составление плана терапии

В поведенческой терапии считается необходимым, чтобы в работе с пациентом терапевт придерживался определенного плана, поэтому после оценки состояния пациента терапевт и пациент составляют список проблем, которые следует решить. Однако не рекомендуется работать с несколькими проблемами одновременно. Множественные проблемы должны решаться последовательно. Не следует переходить к следующей проблеме, пока не будет достигнуто значительное улучшение в работе с предыдущей проблемой. При наличии сложной проблематики целесообразно разбить её на несколько компонентов. При необходимости терапевт составляет «лестницу проблем», то есть диаграмму, которая показывает, в каком порядке терапевт будет работать с проблемами клиента. В качестве «мишени» выбирается паттерн поведения, который следует изменить в первую очередь. При этом для выбора используются следующие критерии:

В случае недостаточной мотивации пациента или неверия в свои силы терапевтическую работу можно начать не с самых важных проблем, а с легкодостижимых целей, то есть с тех паттернов поведения, которые проще всего изменить, или которые пациент хочет изменить в первую очередь. Переход к более сложным задачам производится лишь после того, как решены более простые задачи. В ходе терапии психотерапевт постоянно проверяет эффективность используемых методов. Если изначально выбранные техники оказались нерезультативными, терапевту следует изменить стратегию терапии и использовать иные методики .

Приоритет в выборе цели всегда согласуется с пациентом. Иногда терапевтические приоритеты могут быть пересмотрены в ходе терапии.

Теоретики поведенческой терапии считают, что чем конкретнее будут сформулированы цели терапии, тем эффективнее окажется работа терапевта. На этом этапе следует также выяснить, насколько велика мотивация пациента для изменения того или иного типа поведения .

В поведенческой терапии крайне важным фактором успеха является то, насколько хорошо пациент понимает смысл приемов, которые применяет терапевт. По этой причине обычно в самом начале терапии пациенту подробно объясняются основные принципы этого подхода, а также разъясняется цель каждого конкретного метода. Затем с помощью вопросов терапевт проверяет, насколько хорошо пациент понял его объяснения, и при необходимости отвечает на вопросы. Это не только помогает пациенту правильно выполнять упражнения, которые рекомендует терапевт, но и увеличивают мотивацию пациента ежедневно выполнять эти упражнения.

В поведенческой терапии широко распространено использование метода самонаблюдения и применение «домашних заданий», которые пациент должен выполнять ежедневно, или даже, при необходимости, несколько раз в день. Для самонаблюдения используются те же вопросы, которые были заданы пациенту на этапе предварительной оценки:

Давая пациенту «домашнее задание», терапевт обязательно должен проверить, правильно ли пациент понял, что он должен делать, и имеет ли пациент желание и возможность ежедневно выполнять это задание.

Не следует забывать, что поведенческая терапия не сводится лишь к устранению нежелательных паттернов поведения. С точки зрения теории бихевиоризма , любое поведение (как адаптивное, так и проблемное) всегда выполняет какую-то функцию в жизни человека. По этой причине, при исчезновении проблемного поведения в жизни человека образуется своего рода вакуум, который может оказаться заполненным новым проблемным поведением. Для того чтобы этого не произошло, составляя план поведенческой терапии, психолог предусматривает, какие формы адаптивного поведения следует выработать для замены проблемных паттернов поведения. Например, терапия фобии не будет полной, если не будет установлено, какие формы адаптивного поведения заполнят время, которое пациент посвящает фобическим переживаниям. План терапии должен быть составлен в позитивных терминах и указывать, что пациент должен делать, а не то, чего он делать не должен. Это правило получило в поведенческой терапии название «правило живого человека» - поскольку поведение живого человека описывается в положительных терминах (то, что он способен делать), в то время как поведение мертвого человека может быть описано лишь в отрицательных терминах (например, мертвый человек не может иметь вредные привычки, испытывать страх, проявлять агрессию, и т. д.).

Завершение терапии

Методы поведенческой терапии

Проблемы, возникающие в ходе терапии

  • Склонность клиента к многословной вербализации того, что он думает и чувствует, а также к стремлению найти причины своих проблем в том, что он пережил в прошлом. Причиной этого может быть представление о психотерапии как о методе, который «позволяет выговориться и понять самого себя». В этом случае следует объяснить клиенту, что поведенческая терапия заключается в выполнении конкретных упражнений, и её целью является не понимание проблемы, а устранение её последствий. Тем не менее, если терапевт видит, что клиенту необходимо выразить свои переживания или найти глубинную причину своих трудностей, то к поведенческим методам можно добавить, например, приемы когнитивной или гуманистической психотерапии.
  • Страх клиента по поводу того, что коррекция его эмоциональных проявлений превратит его в «робота». В таком случае следует объяснить ему, что благодаря поведенческой терапии, его эмоциональный мир не станет беднее, просто на смену негативным и неадаптивным эмоциям придут приятные эмоции.
  • Пассивность клиента или страх перед усилием, необходимым для выполнения упражнений. В этом случае стоит напомнить клиенту, к каким последствиям такая установка может привести в долгосрочной перспективе. В то же время можно пересмотреть план терапии и начать работу с более простых задач, разбивая их на отдельные этапы. Иногда в подобных случаях в поведенческой терапии используется помощь членов семьи клиента.

Иногда у клиента присутствуют дисфункциональные убеждения и установки , мешающие его вовлечению в терапевтический процесс. К этим установкам относятся:

  • Нереалистические или негибкие ожидания в отношении методов и результатов терапии, что может быть разновидностью магического мышления (предполагается, что терапевт способен устранить любую проблему клиента). В этом случае особенно важно выяснить, каковы ожидания клиента, а затем составить четкий план терапии и обсудить этот план с клиентом.
  • Убежденность в том, что за успех терапии ответственен лишь терапевт, а клиент не может и не должен прикладывать какие-либо усилия (внешний локус контроля) . Эта проблема не только существенно замедляет прогресс лечения, но и приводит к рецидивам после прекращения встреч с терапевтом (клиент не считает необходимым выполнять «домашние задания» и следовать рекомендациям, которые были ему даны в момент завершения терапии). В этом случае полезно напомнить клиенту, что в поведенческой терапии успех невозможен без активного сотрудничества клиента.
  • Драматизация проблемы, например: «У меня слишком много трудностей, я никогда не справлюсь с этим». В этом случае полезно начать терапию с простых задач и с упражнений, позволяющих добиться быстрого результата, что повышает уверенность клиента в том, что он способен справиться со своими проблемами.
  • Страх осуждения: клиент стесняется рассказывать терапевту о некоторых своих проблемах, и это препятствует выработке эффективного и реалистического плана терапевтической работы.

При наличии подобных дисфункциональных убеждений имеет смысл применить методы когнитивной психотерапии , помогающие клиенту пересмотреть свои установки.

Одним из препятствий к достижению успеха является недостаточная мотивация клиента. Как было указано выше, сильная мотивация является необходимым условием успешности поведенческой терапии. По этой причине мотивация к изменению должна быть оценена в самом начале терапии, а затем, в ходе работы с клиентом, её уровень следует постоянно проверять (не следует забывать, что иногда демотивация клиента принимает скрытые формы. Например, он может прекратить терапию, уверяя, что его проблема решена. В поведенческой терапии это называется «бегство в выздоровление»). Для повышения мотивации.

Когнитивно-поведенческая терапия является видом лечения, помогающим пациентам осознать чувства и мысли, которые влияют на их поведение. Обычно она используется для лечения большого спектра заболеваний, в том числе и зависимости, фобии, тревоги и депрессии. Поведенческая терапия, обучение которой сегодня становится очень популярным, длится в основном недолго и в первую очередь направлена на оказание помощи людям с определенной проблемой. При лечении клиенты учатся изменять и определять тревожные или деструктивные модели мышления, которые оказывают на их поведение негативное влияние.

Истоки

Как возникла когнитивно- или Что приверженцев популярного психоанализа заставило обратиться к изучению различных моделей познания и поведения человека?

Который основал в 1879 году в Университете Лейпцига первую официальную лабораторию, предназначенную для психологических исследований, считается основателем экспериментальной психологии. Но стоит отметить, что то, что считалось тогда экспериментальной психологией, от сегодняшней экспериментальной психологии очень далеко. Кроме того, известно, что нынешняя психотерапия обязана своим появлением работам Зигмунда Фрейда, известного во всем мире.

При этом о том, что прикладная и экспериментальная психология нашли для своего развития благодатную почву в США, немногие знают. На самом деле после прибытия сюда Зигмунда Фрейда в 1911 году психоанализу удалось удивить даже видных специалистов психиатрии. Да так, что через несколько лет около 95 % психиатров страны прошли обучение способам работы в психоанализе.

Эта монополия в США на психотерапию продолжалась до 1970-х годов, при этом она задержалась в профильных кругах Старого Света еще на 10 лет. Стоит отметить, что кризис психоанализа — в плане его возможности отвечать на различные изменения требований социума после Второй мировой войны, а также способности его «лечить» — начался в 1950-х годах. В это время родились альтернативные Основную роль сыграла среди них, конечно же, когнитивно-поведенческая терапия. Упражнения самостоятельно из нее тогда мало кто осмеливался делать.

Возникшая сразу в разных частях света, благодаря и вкладу психоаналитиков, недовольных своими инструментами вмешательства и анализа, рационально-эмоционально-поведенческая терапия скоро распространилась по Европе. Она за короткое время себя зарекомендовала как метод лечения, способный обеспечить эффективное решение различных проблем клиентов.

С момента, как увидела свет работа Дж. Б. Уотсона по теме бихевиоризма, а также применения поведенческой терапии, прошло пятьдесят лет, только после этого времени она заняла среди работающих направлений психотерапии своё место. Но её дальнейшая эволюция проходила в ускоренном темпе. Этому была простая причина: как и остальные методики, которые были основаны на научной мысли, когнитивно-поведенческая терапия, упражнения которой приведены в статье ниже, для изменений оставалась открытой, интегрировалась и ассимилировалась с остальными техниками.

Она в себя вбирала результаты исследований, которые проводились в психологии, а также в остальных научных областях. Это привело к возникновению новых форм вмешательства и анализа.

За этой терапией 1-го поколения, характеризовал которую радикальный сдвиг от психодинамической известной терапии, последовал вскоре набор «новшеств». В них уже были учтены забытые ранее когнитивные аспекты. Данное слияние когнитивной и поведенческой терапии является поведенческой терапией следующего поколения, также известной как когнитивно-поведенческая терапия. Обучение ей проводится и в нынешнее время.

Её развитие до сих пор продолжается, возникают всё новые способы лечения, которые принадлежат терапии уже 3-го поколения.

Когнитивно-поведенческая терапия: основы

Базовая концепция предполагает, что наши чувства и мысли играют основную роль в формировании поведения человека. Так, человек, слишком много думающий об авариях на посадочной полосе, авиакатастрофах и прочих воздушных катастрофах, может избегать передвижения различным воздушным транспортом. Стоит отметить, что цель данной терапии в том, чтобы пациентов научить, что они каждый аспект окружающего мира контролировать не могут, при этом могут взять вполне под контроль собственную интерпретацию данного мира, а также взаимодействие с ним.

В последнее время когнитивно-поведенческая терапия самостоятельно используется все чаще. Данный вид лечения в основном много времени не занимает, благодаря чему считается доступней остальных видов терапии. Эмпирически была доказана его эффективность: специалисты установили, что он дает возможность пациентам справиться с неадекватным поведением в его различных проявлениях.

Виды терапии

Представители Британской ассоциации когнитивных и поведенческих терапевтов отмечают, что это целый ряд способов лечения, основанных на принципах и концепциях, созданных на основе моделей человеческого поведения и эмоций. Они в себя включают огромный спектр подходов к избавлению от эмоциональных расстройств, а также возможности самопомощи.

Специалистами регулярно применяются следующие виды:

  • когнитивная терапия;
  • эмоционально-рационально-поведенческая терапия;
  • мультимодальная терапия.

Методы поведенческой терапии

Их используют в когнитивном научении. Главный метод — это поведенческая рационально-эмоциональная терапия. Изначально устанавливают нерациональные мысли человека, далее выясняют причины нерациональной системы убеждений, после чего происходит приближение к цели.

Как правило, общие методы тренинга — это способы решения проблем. Главный метод — это тренировка биологической обратной связи, который используют в основном для избавления от последствий стресса. При этом происходит аппаратурное изучение общего состояния мышечного расслабления, а также оптически или акустически происходит обратная связь. Расслабление мышц с обратной связью положительно подкрепляется, после чего ведет и к самоуспокоению.

Когнитивная-поведенческая терапия: методы научения и усвоения

В поведенческой терапии систематически используют постулат воспитания, в соответствии с которым можно учить, а также учиться верному поведению. Научение по образцу принадлежит к важнейшим процессам. Способы усвоения ориентируются в основном на после чего люди строят свое желательное поведение. Очень важным методом является имитационное научение.

Образцу систематически подражают в заместительном научении — человеку или символу. Другими словами, к наследованию можно побуждать путем соучастия, символически или скрыто.

Активно используется при работе с детьми поведенческая терапия. Упражнения в этом случае содержат в себе подкрепляющие непосредственные стимулы, к примеру конфеты. У взрослых данной цели служат система привилегий, а также вознаграждений. Промптинг (поддержка терапевта, подающего пример) при успехе постепенно сокращается.

Методы отучивания

Одиссей в «Одиссее» Гомера по совету Цирцеи (волшебницы) приказывает себя привязать к мачте корабля для того, чтобы не подвергнуться пению обольщающих сирен. Спутникам он уши залепил воском. При явном избегании поведенческая терапия влияние ослабляет, при этом проводятся некоторые изменения, увеличивающие возможность успеха. Например, к негативному поведению, злоупотреблению алкоголем, добавляют аверсивный раздражитель, к примеру запах, вызывающий рвоту.

Когнитивно-поведенческая терапия упражнения имеет самые разные. Так, при помощи аппарата, предназначенного для лечения энуреза, получается избавиться от ночного недержания мочи — механизм пробуждения пациента сразу срабатывает при появлении первых капель мочи.

Методы устранения

Способы устранения должны бороться с неадекватным поведением. Стоит отметить, что один из главных методов — это систематическая десенсибилизация для разложения реакции страха при помощи 3 шагов: тренировки мышечного глубокого расслабления, составления полного списка страхов, а также чередования раздражения и расслабления страхов из списка в нарастающем порядке.

Методы конфронтации

Данные методы используют ускоренные контакты с начальными стимулами страха относительно периферических или центральных фобий при различных психических расстройствах. Главный метод — это флудинг (штурм различными раздражителями с применением твердых приемов). Клиента при этом подвергают непосредственному или интенсивному мысленному влиянию всевозможных стимулов страха.

Компоненты терапии

Часто люди испытывают чувства или мысли, которые только укрепляют их в неверном мнении. Эти убеждения и мнения ведут к проблемному поведению, способному оказать влияние на всевозможные сферы жизни, включая романтические отношения, семью, учёбу и работу. К примеру, у человека, который страдает низкой самооценкой, способны возникнуть отрицательные мысли о себе самом, своих способностях или внешности. Из-за этого человек начнет избегать ситуаций взаимодействия с людьми или отказаться от возможностей карьерного роста.

Для коррекции этого используется поведенческая терапия. Для борьбы с такими разрушительными мыслями и негативным поведением терапевт начинает с помощи клиенту в установке проблемных убеждений. Данный этап, также известный под названием «функциональный анализ», значение имеет для осознания того, как ситуации, чувства и мысли могут способствовать возникновению неадекватного поведения. Данный процесс способен вызвать затруднения, в особенности у клиентов, борющихся со склонностью к избыточному самоанализу, хотя в результате это способно привести к выводам и самопознанию, которые считаются обязательной частью процесса исцеления.

Когнитивно-поведенческая терапия включает и вторую часть. Фокусируется она на фактическом поведении, способствующем развитию проблемы. Человек начинает практиковать и осваивать новые навыки, которые затем могут быть применены в реальных ситуациях. Так, человек, который страдает от наркотической зависимости, способен освоить навыки преодоления данной тяги и может избежать социальных ситуаций, потенциально способных вызвать рецидив, а также справиться со всеми ними.

КПТ в большинстве случаев представляет собой плавный процесс, помогающий человеку сделать новые шаги к смене своего поведения. Так, социофоб может начать с простого воображения себя в определенной социальной ситуации, которая вызывает у него беспокойство. Потом он может пробовать поговорить с друзьями, знакомыми и членами семьи. Процесс при регулярном движении к цели кажется не таким сложным, при этом сами цели — абсолютно достижимыми.

Использование КПТ

Данная терапия применяется для лечения людей, которые страдают от большого спектра заболеваний — фобий, тревоги, зависимости и депрессии. КПТ считается одной из самых изученных разновидностей терапии — в некоторой части из-за того, что фокусируется лечение на определенных проблемах и его результаты относительно легко измерить.

Эта терапия подходит лучше всего для клиентов, склонных именно к самоанализу. Чтобы КПТ была по-настоящему эффективной, человек к ней должен быть готов, ему необходимо захотеть потратить усилия и время на анализ собственных чувств и мыслей. Подобный самоанализ бывает трудным, при этом это прекрасным способ узнать намного больше о влиянии внутреннего состояния на поведение.

Когнитивно-поведенческая терапия отлично подходит и для людей, которые нуждаются в быстром лечении, которое не предполагает использования определенных медикаментов. Так, одним из достоинств когнитивно-поведенческой терапии считается то, что клиентам она помогает разрабатывать навыки, способные быть полезными сегодня и потом.

Развитие уверенности в себе

Стоит сразу оговориться, что уверенность в себе появляется из различных качеств: возможность выражать потребности, чувства и мысли, кроме того, воспринимать потребности и чувства других людей, навыка сказать «нет»; кроме того, умения начинать, заканчивать и продолжать разговоры, при этом перед публикой выступать свободно и пр.

Данный тренинг направлен на преодоление возможных социальных страхов, а также трудностей при контактах. Аналогичные воздействия также применяют при гиперактивности и агрессивности, для активизации клиентов, находящихся длительное время на лечении у психиатров, и при умственной отсталости.

Этот тренинг прежде всего преследует две цели: формирование социальных умений и устранение социальных фобий. При этом применяются многие методики, к примеру поведенческие упражнения и ролевые игры, тренинг в ежедневных ситуациях, оперантные техники, обучение на модели, групповая терапия, видеотехники, способы самоконтроля и пр. А значит, при данном тренинге речь в большинстве случаев идет о программе с использованием всевозможных методов в некоторой последовательности.

Также используется поведенческая терапия для детей. Особые формы данного тренинга были созданы для малышей с трудностями в контактах и социальными фобиями. Петерман и Петерман предложили терапевтическую компактную программу, которая вместе с групповым и индивидуальным тренингом включает также консультирование родителей этих детей.

Критика КПТ

Некоторые пациенты в начале лечения сообщают, что, вне зависимости от достаточно простого осознания иррациональности некоторых мыслей, лишь одно осознание процесс избавления от этого не делает лёгким. Необходимо отметить, что поведенческая терапия подразумевает выявление данных моделей мышления, а также она направлена на помощь в избавлении от этих мыслей с применением огромного количества стратегий. Они способны включать ролевые игры, ведение журнала, методы отвлечения и релаксации.

Теперь рассмотрим некоторые упражнения, которые можно выполнить самостоятельно в домашних условиях.

Мышечная прогрессирующая релаксация по Джекобсону

Занятие проводится сидя. Голову нужно прислонить к стене, на подлокотники положить руки. Вначале следует вызвать у себя напряжение во всех мышцах последовательно, при этом это должно происходить на вдохе. Внушаем себе чувство тепла. При этом расслабление сопровождается очень быстрым и достаточно резким выдохом. Время напряжения мышц - около 5 секунд, расслабления - около 30 секунд. При этом каждое упражнение нужно сделать по 2 раза. Этот метод отлично подойдет и для детей.

  1. Мышцы рук. Вытянуть руки вперед, расставить в разные стороны пальцы. Нужно пытаться так дотянуться пальцами до стены.
  2. Кисти. Сжать кулаки максимально сильно. Представьте, что вы из сжимаемой сосульки выдавливаете воду.
  3. Плечи. Попытаться дотянуться до мочек ушей плечами.
  4. Стопы. Пальцами ног дотянуться до середины голени.
  5. Живот. Свой живот сделайте каменным, как будто отражаете удар.
  6. Бедра, голени. Фиксированы пальцы ног, поднимаются пятки.
  7. Средняя 1/3 лица. Сморщить нос, скосить глаза.
  8. Верхняя 1/3 лица. Сморщить лоб, удивленное лицо.
  9. Нижняя 1/3 лица. Губы сложить «хоботком».
  10. Нижняя 1/3 лица. Уголки рта отвести до ушей.

Самоинструкции

Все мы что-либо себе говорим. Мы себе даем указания, приказы, информацию для определенного решения проблем или инструкции. В данном случае человек может начать с вербализации, которая со временем будет частью всего поведенческого репертуара. Людей обучают таким прямым инструкциям. При этом в ряде случаев они становятся «контринструкциями» агрессии, страху, а также остальным При этом самоинструкции с примерными формулами применяются по приведенным ниже этапам.

1. Подготовка к стрессору.

  • «Это сделать легко. Помни о юморе».
  • «Я смогу создать план для того, чтобы с этим справиться».

2. Реагирование на провокации.

  • «Пока я храню спокойствие, я полностью контролирую всю ситуацию».
  • «В этой ситуации мне не поможет беспокойство. Я абсолютно уверен в себе».

3. Отражение опыта.

  • В случае если конфликт неразрешим: «О трудностях забудь. Думать о них — себя только разрушать».
  • Если конфликт разрешен или получилось с ситуацией справиться: «Это было не настолько страшно, как я ожидал».

Поведенческая психотерапия — одно из ведущих направлений современной психотерапии, опирающийся на положения поведенческой психологии. Известно, что 70% психотерапевтов в США использует как основной вид терапии именно поведенческую. Термин "поведенческая психотерапия " используется с 1953 г. . Но методы психотерапии, основанные на принципах научения, которые можно рассматривать в качестве предшественников современной поведенческой психотерапии, появились во втором десятилетии XX в. Они вошли в литературу под названием методов условнорефлекторной терапии, в основе которой лежит теория И.П. Павлова . Затем теория инструментального или оперантного обусловливания (Е. Торндайк, Б. Скинер ) подчеркнула значение стимулов, имевших позитивный или негативный характер (закон эффекта), в возникновении и закреплении поведения. В 60-е годы на развитие поведенческой психотерапии оказала влияние теория научения (прежде всего социального) через наблюдение (А. Бандура) . Одно лишь наблюдение за моделью позволяет формировать новые стереотипы поведения (в дальнейшем это привело к появлению концепции самоэффективности). Современная трактовка термина "поведение", на которое опирается поведенческая психология, включает не только внешне наблюдаемые характеристики, но и эмоционально-субъективные, мотивационно-аффективные, когнитивные и вербально-когнитивные проявления.

В отличие от психоанализа и гуманистического направления терапии поведенческие консультанты склонны фокусироваться не на внутренних конфликтах и мотивах, а на видимом внешнему наблюдателю поведении человека . Все психические и эмоциональные расстройства, по мнению сторонников поведенческой психотерапии, возникают из-за нарушений процессов адаптации человека к окружающей среде, которые, в свою очередь, возникают из-за неправильных стереотипов поведения.

Целью поведенческой терапии является устранение неадекватного поведения (например, чрезмерной тревоги) и обучение новому, адаптивному поведению (навыкам социального взаимодействия, выхода из конфликтов и т.д.). Как преодолеть страх выступления перед аудиторией, улучшить поведение капризного и агрессивного ребёнка, отучить себя переедать, защитить себя в конфликтной ситуации и научиться взаимодействовать с противоположным полом — типичные задачи, решаемые в поведенческим консультировании. Акцент работы ставится не на самопонимании, а на упражнениях и отработке определённых навыков.

В поведенческой психотерапии подчёркивается взаимосвязь поведения и среды . Отклонения в нормальном функционировании, выбор неправильного поведения чаще всего подкрепляется каким-либо явлением из внешней среды. Например, ребёнок капризничает и просит мать дать ему конфету. В какой-то момент матери надоедает слушать его капризы, и она выполняет просьбу ребёнка. Что происходит в этом случае? Она сама подкрепляет нежелательное поведение ребёнка. И таких примеров в нашей жизни больше, чем кажется на первый взгляд. В поведенческой психотерапии сформулированы следующие правила подкрепления , которые могут быть полезны при воспитании ребёнка, построении взаимоотношений с близкими людьми и т.д.

  1. Система подкреплений не должна быть противоречивой . Не следует подкреплять нежелательное поведение, а потом наказывать из-за него.
  2. Подкрепления должны быть ориентированы на потребности субъекта . Люди, умеющие делать подарки и всегда знающие, что подарить своим близким, неизменно пользуются большим на них влиянием.
  3. Подкрепление должно быть своевременным и отмечать любой малейший прогресс . Например, родители, наказывая за плохую учёбу, отбирают у сына возможность пользоваться компьютером. Через некоторое время в его оценках появляются не одни двойки, а тройки и даже одна четвёрка. Родители решают, что пока не будет стойких четвёрок, никаких послаблений сыну не видать. Через некоторое время оценки мальчика становятся прежними. Неподкрепленное усилие тут же сходит на нет.
  4. Позитивные подкрепления должны преобладать над наказаниями. Основной причиной неэффективности наказаний является то, что оно не информирует, что надо делать. Оно не даёт человеку научиться тому, какое поведение в данной ситуации является лучшим.

Методы поведенческой психотерапии проникли во многие области и применяются в обучении индивидуальным видам спорта, в дрессировке животных, компьютерных обучающих программах, тренинге взаимодействия родителей с детьми. Поведенческая психотерапия на протяжении долгих лет продолжает оставаться одним из самых популярных и бурно развивающихся методов психотерапии.