1 сущность финансов проявляется в функциях. Сущность и функции финансов

Сущность и функции финансов

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образуют финансовые отношения , к которым принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного производства между:

Государством и предприятиями (организациями) по уплате налогов и других платежей в бюджет, а также по финансированию из бюджета ряда затрат предприятий;

Государством и гражданами при внесении обязательных добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

Предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и резервов;

Предприятиями и внебюджетными фондами при внесения страховых взносов в эти фонды;

Предприятиями и банками при получении кредитов, уплате процентов за кредиты, хранение денежных средств на счетах в банках;

Предприятиями и органами страхования при уплате страховых взносов и возмещении из страхового фонда ущерба при наступлении страхового случая;

Предприятиями и работниками, занятыми на этих предприятиях, при выплате заработной платы из фонда оплаты труда;

Хозяйствующими субъектами (предприятиями) в процессе их производственной и коммерческой деятельности при расчетах за приобретенные товарно-материальные ценности (сырье, материалы, топливо, электроэнергия), а также при реализации готовой продукции и оказании услуг. Предприятие реализует свою продукцию, оказывает услуги и получает соответствующую выручку. В этом случае происходит смена форм авансированной стоимости (Т-Д) и возникают финансовые отношения, в результате которых предприятие получает соответствующую сумму валового дохода, являющегося основным источником образования прибыли и денежных фондов.

Таким образом, финансы – это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения ВВП национального дохода и части национального богатства. Финансы включают конкретные формы и методы взаимосвязей между государством, предприятиями (организациями) и гражданами.

Можно выделить следующие основные признаки финансов :

Экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денег. При этом деньги выступают материальной основой существования финансов;

В процессе экономических отношений осуществляются формирование денежных фондов у хозяйствующих субъектов и государства и их использование. Сущность финансов, их конкретное содержание раскрываются в их функциях.

Финансы, как экономическая категория, представляют собой совокупность денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта, национального дохода и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления субъектов хозяйствования, государства, используемые для решения экономических и социальных задач.

Функции финансов

Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств (назначение, деятельность, обязанность, использование, роль), т е их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.

Для финансов как экономической категории характерны две функции: распределительная и контрольная.

Первая функция финансов на общегосударственном уровне состоит в распределении и перераспределении национального дохода, материальной основой создания которого служит воспроизводство ВВП.

Национальный доход подразделяется на две части – фонд накопления (на расширенное воспроизводство) и фонд потребления. Соотношение этих частей определяет пропорции развития экономики и ее структуру.

В дальнейшем возникает потребность в перераспределении национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, а также по регионам.

Конечная цель распределения и перераспределения ВВП и национального дохода состоит в развитии производительных сил, укреплении государства, достижении высокого качества жизни широких слоев населения.

Финансы выполняют свою распределительную функцию также в процессе формирования и распределения доходов предприятия (организаций).

Посредством распределительной функции финансов предприятия образуют фонды денежных средств за счет выручки от реализации товаров, готовой продукции и выполненных работ, направляют их на возмещение затрат (оплата товаров, материальные затраты, выплату заработной платы) и образование чистого дохода (прибыли). Определенная доля чистого дохода вносится в доход бюджета.

Вторая функция финансов – контрольная . Она порождена распределительной функцией и проявляется, прежде всего, в контроле за распределением совокупного общественного продукта и национального дохода по денежным фондам и их целевому расходованию.

Финансы на уровне предприятия выступают орудием контроля за правильным образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе производства и реализации продукции.

В масштабе всего государства финансы показывают, как складываются количественные показатели распределения финансовых ресурсов, пропорции или диспропорции в экономике отраслей, исполнение государственного бюджета.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма.

Финансовый механизм – это совокупность способов управления финансовыми отношениями.

Он включает: формы финансовых отношений в государстве; порядок (правила) формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами; финансовое законодательство.

Понятие и сущность финансов.

Состав финансов.

Функции финансов.

Роль финансов в экономическом развитии общества.

1. Понятие и сущность финансов

Финансы – система экономических отношений, связанная с формированием, распределением и использованием денежных фондов в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства в экономике страны.

Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории . Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как экономической категории, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.

Финансы – объективная, исторически сложившаяся экономическая категория, возникшая с развитием товарно-денежных отношений и появлением государства.

Таким образом, финансы стали выражать экономические отношения в связи образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода на всех уровнях хозяйствования.

Областью возникновения и функционирования финансов является стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Финансовые отношения охватывают две сферы :

экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах;

экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий и населения.

Финансы, участвуя в стоимостном распределении, тесно связаны и взаимодействуют с такими экономическими категориями , как цена, заработная плата, кредит.

2. Состав финансов

В состав финансов входят:

а) государственные финансы;

б) финансы субъектов хозяйственной деятельности: предприятий и населения;

в) финансовый рынок.

Государственные финансы включают:

государственный бюджет;

местные бюджеты;

государственный кредит;

система государственного страхования;

внебюджетные фонды;

финансы государственных предприятий.

Государственные финансы, и, прежде всего, бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечивать соблюдение основных пропорций в экономике, повышение эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, и на этой основе рост жизненного уровня населения.



Финансы субъектов хозяйственной деятельности включают:

финансы предприятий различных форм собственности, которые составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов;

финансы населения – отношения по поводу формирования и распределения семейного бюджета и осуществление сбережений.

Финансовый рынок обеспечивает перераспределение финансовых ресурсов в экономике между собственниками и пользователями при помощи рыночного механизма.

При этом специфика финансовых рынков порождает специфические формы финансовых отношений:

кредит – отношения по поводу предоставления ценностей в товарной или денежной форме одними субъектами экономики другим на условиях срочности, платности, возвратности;

страхование – отношения по поводу образования субъектами экономики фондов, целью которых является компенсация потерь, возникающих вследствие неблагоприятных событий;

Различают следующие виды финансовых рынков :

денежный рынок;

рынок валют;

рынок ценных бумаг;

рынок банковского кредита;

страховой рынок.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы – денежные средства, служащие источниками образования денежных фондов.

В состав финансовых ресурсов государства входят:

налоговые поступления;

неналоговые доходы;

взносы во внебюджетные фонды;

средства, привлекаемые на финансовом рынке.

Финансовые ресурсы предприятий образуются за счет собственных и привлеченных средств.

К собственным средствам относятся:

уставный фонд (взносы участников);

амортизационные отчисления (для государственных предприятий);

К привлеченным средствам относятся:

банковский кредит;

коммерческий кредит;

облигационные займы;

задолженность по начислениям (заработная плата и налоговые обязательства);

прочие привлеченные средства.

Финансовые ресурсы населения состоят из:

доходов от деятельности;

доходов от собственности;

доходов от сбережений.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и не фондовая форма их использования.

Формирование денежных фондов происходит в децентрализованном порядке, а их использование – в централизованном.

Цель образования денежных фондов государства – обеспечение выполнения его функций: управление, предоставление социальных услуг, социальное обеспечение, реализация государственных программ.

Предприятия создают фонды для обеспечения непрерывности производственного процесса и его расширения.

Денежные фонды населения служат для удовлетворения текущих потребностей, обеспечения в нетрудоспособном возрасте, обеспечения членов семьи.

3. Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях.

Выделяют три функции финансов :

Аккумулирующая , которая проявляется в образовании денежных доходов и фондов.

Денежные доходы и денежные фонды образуются в процессе создания, распределения и использования национального дохода. Этот процесс имеет конкретные цели и задачи: обеспечение непрерывности процесса производства и его расширение; решение социальных вопросов; выполнение экологических программ и другие.

С помощью распределительной функции осуществляется первичное, но, главным образом, вторичное распределение ВВП и национального дохода в обществе.

Перераспределение национального дохода осуществляется в связи с:

межотраслевым и территориальным перераспределением средств;

наличием различных социальных групп населения;

наличием производственной и непроизводственной сферы;

наличием разных форм собственности.

Контрольная функция проявляется в организации контроля за формированием и использованием денежных фондов. Ее необходимость вытекает из разграничения права собственности и права распоряжения имуществом в хозяйственной жизни.

Контроль необходим как на стадии формирования фондов, так и на стадии их использования. При этом в процессе образования денежных фондов осуществляется контроль за правильным и своевременным поступлением доходов всех фондов (выручка, налоги, заработная плата, проценты за кредит и т.д.) и их распределением. При использовании средств фондов контролируется целевой характер этого использования.

Инструментом реализации контрольной функции является финансовая информация, которая содержится в бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности.

Степень и глубина реализации контрольной функции во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в стране – обязательным для всех субъектов экономики порядком осуществления хозяйственных операций, установленных норм и правил хозяйствования, выполнением финансовых обязательств.

4. Роль финансов в экономическом развитии общества

Объективные предпосылки целенаправленного использования финансов в общественном производстве кроются в функциях этой категории.

Потенциально финансы обладают большими возможностями влияния на экономику. Связано это с двумя обстоятельствами. Во-первых, с тем, что, будучи категорией распределения, финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом; сфера их влияния не исчерпывается только областью стоимостного распределения, распространяется и на другие стадии воспроизводства. И, во-вторых, с тем, что финансы обладают потенциальным свойством катализатора экономических процессов, вытекающим из распределительной их природы.

Распределение, осуществляемое финансовым методом, начинается в сфере материального производства. Стадия распределения тесно связана с производством и непосредственно зависит от него, поскольку распределять можно лишь то, что реально создано в производстве.

Функционируя в сфере материального производства, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов и участвуют в создании новой стоимости; благодаря им распределяется реализованная стоимость и формируются доходы, накопления и отчисления; на их основе образуются денежные фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения разнообразных общественных потребностей.

Как экономический инструмент хозяйствования финансы способны количественно и качественно влиять на общественное производство.

Возможности количественного воздействия на общественное производство определяются объемом мобилизуемых и распределяемых финансовых ресурсов. Именно величина финансовых ресурсов и направления их использования могут влиять на пропорции распределения между предприятиями и отраслями дополнительных средств производства (при условии оптовой торговли ими), уровень технической оснащенности предприятия и т.д. Изменяя размеры финансовых ресурсов, оставляемых в распоряжении субъектов хозяйствования, устанавливая направления наиболее эффективного вложения средств, добиваясь распределения финансовых ресурсов в соответствии с объявленными приоритетами, общество может воздействовать на развитие производства в желаемом направлении.

Качественное воздействие финансов зависит от тех возможностей влияния на материальные интересы участников воспроизводственного процесса, которыми обладает та или иная конкретная форма финансовых отношений. Качественное воздействие связано с превращением финансов в стимул развития экономики. Такое превращение происходит в том случае, если порядок формирования финансовых ресурсов, условия, принципы и методы образования денежных фондов, направления их использования удается органически увязать с экономическими интересами разных субъектов хозяйствования.

В рамках использования финансов в общественном воспроизводстве можно выделить три главных направления финансового воздействия на процессы общественного развития:

финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;

финансовое регулирование экономических и социальных процессов;

финансовое стимулирование лучших результатов деятельности.

Использование финансов в общественном воспроизводстве сопровождается получением определенных результатов, в которых наглядно проявляется роль этой категории. Роль финансов может быть различной в зависимости от изменений реальных условий их функционирования, направлений воздействия на общественное производство, увязки с другими распределительными категориями и т.п. Но при различии результатов, получаемых при использовании финансов в разные исторические периоды, неизменным остается одно – возможность влиять с помощью финансов на процессы общественного развития.

Контрольные вопросы

Как Вы понимаете термин "финансы"?

Назовите предпосылки возникновения финансов как специфических экономических отношений и проиллюстрируйте их воздействие.

Сравните два термина "деньги" и "финансы". В чем их отличия?

Определите и обоснуйте, какие из перечисленных отношений относятся к финансовым:

Приобретение продуктов питания членом семьи;

Принятие решение акционерным обществом о новом выпуске акций;

Оплата предприятием счета поставщика;

Планирование семейного бюджета накануне отпуска;

Формирование предприятием фонда развития производства;

Приобретение оборудования за счет фонда развития производства;

Введение государством субсидирования стоимости жилищно-коммунальных услуг за счет средств государственного бюджета.

Каков состав финансов? Проиллюстрируйте взаимодействие отдельных элементов финансов по принципу кругового потока продуктов и доходов.

Что такое финансовые ресурсы? Какова их структура у различных участников финансовых отношений?

Проиллюстрируйте взаимодействие категории «финансы» с такими экономическими категориями, как «заработная плата», «кредит», «цена».

Расскажите о функциях финансов. Как они реализуются?

Каковы объективные предпосылки использования финансов в общественном производстве?

В чем заключается количественная и качественная стороны влияния финансов на общественное производство?

Каковы главные направления воздействия финансов на общественное производство?

Финансы / В.М. Радионова, Ю.Я.Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.,; Под. ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 432 с.

Финансы: Учебник для вузов / Под. ред. проф. Л.А. Дробозиной. -М.: ЮНИТИ, 2000. – 527 с.

Б.М. Сабатини. Теория финансов: Учебное пособие, 2 – изд. – М.: Издательство «Менеджер», 2000. – 192 с.

Основные понятия финансов

Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.

Таким образом, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.

Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.

Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженного в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции, что отражает другую функцию финансов - контрольную.

Стимулирующая функция финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства.

Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы), либо обладает недостаточными источниками доходов для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи).

Понятие финансовой системы государства и ее структура

Совокупность финансовых отношений национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений, она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств.

Централизованные финансы - это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших экономических и социальных задач.

Децентрализованные финансы - финансы фирм и предприятий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. В своей стимулирующей функции они используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйственных субъектов. Финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства составляют основу финансов. Здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий различных форм собственности во многом зависит общее финансовое положение страны.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, при котором доходы должны соответствовать расходам, а главным источником производственного и социального развития коллективов является прибыль. За счет прибыли формируются производственные и социальные фонды, средства для инвестирования. Используются, в том числе, и ресурсы финансового рынка.

Финансы домохозяйств - это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. (В отличие от семьи, домохозяйство может включать, кроме родственников, также людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально.)

Каждый элемент финансовой системы особым образом влияет на производство, имеет свои, присущие ему функции. Так, с помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит их распределение и перераспределение между отраслями национального хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Внебюджетные фонды в рамках централизованных финансов имеют строго целевое назначение: крупнейший социальный Пенсионный фонд РФ мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая. Государственный кредит как элемент централизованных финансов представляет собой форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает, главным образом, в качестве заемщика средств.

Финансы фирм обслуживают производство. При их участии создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей народного хозяйства.

Финансы домохозяйства являются материальной основой их жизни, так как предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.

Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

С точки зрения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики, особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем современных развитых стран, является фискальный федерализм, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. В соответствии с данным принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

В результате проведенных реформ в области финансов государственные финансы РФ также строятся в соответствии с принципом фискального федерализма.

Бюджетная система РФ

Рассмотрим государственную бюджетную систему России в рамках централизованных финансов.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством - в унитарных государствах это два уровня: государственный и местные бюджеты, в федеральных - 3 звена: федеральный бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» бюджетная система нашей страны представляет собой совокупность бюджетов трех уровней - федерального, субъектов Федерации и административно-территориальных образований. Бюджетная система РФ основывается на экономических отношениях и принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности трех бюджетов.

В бюджетную систему Российской Федерации (консолидированный бюджет) в качестве самостоятельных частей включаются:

Федеральный бюджет;

21 бюджет субъектов федерации; 55 краевых и областных бюджета, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; 10 окружных бюджетов автономных округов и бюджет Еврейской автономной области;

Около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, сельских).

Все эти бюджеты функционируют автономно, каждый из них имеет законодательно определенный источник доходов и направления расходования средств. Так, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом: расходах на оборону, космос. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка и т.п.

Ведущим звеном государственной бюджетной системы является государственный (федеральный) бюджет - основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Именно с его помощью государство осуществляет в основном территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта (до 40% национального дохода).

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги и неналоговые платежи. За государственным бюджетом в РФ (так же, как и в странах с развитой рыночной экономикой) закреплены главные налоги - налог на прибыль юридических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины. К налоговым доходам государственного бюджета относятся также штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства. К неналоговым доходам относятся как обязательные платежи: доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы от продажи принадлежащего государству имущества, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, - так и штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, доходы от продажи конфискованных товаров и т.п.

В соответствии с Конституцией и законами РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы поступают полностью в соответствующие бюджеты (налогом субъекта Федерации является налог на имущество предприятий; местные налоги; налог на имущество физических лиц; земельный налог и т.п.).

Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий, сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов, исходя из размеров процентных отчислений.

Дотации - твердые суммы, передаваемые вышестоящими бюджетами нижестоящим для пополнения доходов и минимизации дефицита бюджета.

Субвенции представляют собой средства строго целевого назначения, также передаваемые в нижестоящие бюджеты.

Кредитные ресурсы - средства, передаваемые на возмездной основе под проценты или без них.

Функции по составлению и исполнению бюджетов закреплены за органами исполнительной власти. Рассмотрением и утверждением бюджета занимаются законодательные органы власти. В соответствии с законами правительство Российской Федерации принимает постановление о разработке бюджетной системы на предстоящий финансовый год (в России это календарный год). Далее организуется работа по составлению проекта бюджета: прогнозируется социально-экономическое развитие, прорабатываются и согласовываются основные показатели развития.

Государственный бюджет Российской Федерации, его расходы и доходы

Главным звеном российской бюджетной системы является Федеральный бюджет Российской Федерации. В нем аккумулируется основная часть ресурсов бюджетной системы страны. Централизация средств в Федеральном бюджете дает возможность маневрировать ресурсами, направлять их на определяющие участки экономического и социального развития, осуществлять единую социально -экономическую политику в стране.

При переходе к рынку средства государственного бюджета должны направляться прежде всего на финансирование структурной перестройки экономики, решение целевых программ, социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения.

Учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время в нашей стране, следует отметить задачи, которые выполняет российский бюджет на данном этапе развития экономики:

Преодоление последствий финансового кризиса, поддержание уровня жизни населения и обеспечение функционирования реального сектора экономики;

Прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста;

Стабилизация кредитно- денежной системы и курса рубля;

Снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования, повышения уровня собираемости налогов;

Осуществление реструктуризации государственного долга РФ;

Минимизация государственных заимствований Российской Федерации на финансовых рынках и сокращение дефицита государственного бюджета;

Снижение неплатежей, сокращение ненадежных форм расчетов, в том числе с использованием бартера;

Полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, переход на эту систему исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Полное исполнение государством своих обязательств. Бюджет Российской Федерации как основной финансовый

План государства основывается на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов связываются с объемом общественного производства и определяются налоговой системой и экономической политикой государства.

Государственный бюджет взаимосвязан с финансовыми планами предприятий и организаций, денежными доходами и расходами населения.

Доходы Федерального бюджета формируются за счет:

Налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с законодательством РФ;

Подоходного налога с физических лиц;

Налога на игорный бизнес;

НДС на товары, производимые на территории РФ;

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ;

Акцизов на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый;

Лицензионных и регистрационных сборов;

Налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

Единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

Налога на операции с ценными бумагами;

Платежей за пользование недрами;

Платежей за пользование лесным фондом;

Платы за пользование водными объектами;

Земельного налога и арендной платы за земли городов, поселков и земли сельскохозяйственного назначения в частях, аккумулируемых в федеральном бюджете для финансирования централизованных мероприятий;

Платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ;

Таможенных пошлин и таможенных сборов и иных таможенных платежей, доходов от внешнеэкономической деятельности;

Государственной пошлины;

Дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности;

Прибыли Центрального Банка РФ;

Консульского сбора, взимаемого на территории РФ;

Прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Налоговые доходы составят 84% Федерального бюджета, неналоговые доходы - 7%, доходы целевых бюджетных фондов -9%.

Неналоговые доходы складываются из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности: перечисление прибыли Центрального банка РФ, дивиденды по акциям, принадлежащим государству, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, консульский сбор, доходы от проведения всероссийских государственных лотерей.

Расходы бюджета Российской Федерации включают следующие основные группы затрат:

Государственное управление;

Международная деятельность;

Национальная оборона;

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

Федеральная судебная система;

Фундаментальные исследования;

Промышленность, энергетика, строительство;

Сельское хозяйство и рыболовство;

Образование;

Культура и искусство;

Средства массовой информации;

Здравоохранение и физическая культура;

Социальная политика;

Обслуживание государственного долга;

Финансовая помощь субъектам РФ и закрытым административно-территориальным образованиям;

Другие расходы.

Республиканские (бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты имеют свои источники средств и направления на расходования.

За республиканскими и местными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном имущественные). В этих бюджетах, по сравнению с государственным бюджетом, более высокая доля средств направляется на социальные нужды.

Таким образом, доходы и расходы бюджетов республик в составе РФ и местных бюджетов не повторяют доходов и расходов федерального бюджета. Кроме того, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством, а также за счет зачисления в доходную часть этих бюджетов (на законодательной основе) определенной доли поступлений от целого ряда федеральных налогов.

Очевидно, что основной проблемой эффективного использования принципа фискального федерализма при формировании финансовой системы государства является определение оптимального размера финансовых ресурсов, идущих в федеральный бюджет, с одной стороны, и в региональные и местные бюджеты - с другой.

Важную роль в структуре централизованных финансов играют внебюджетные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются фонды национального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников предприятий, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета. Средства этих фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, в случае потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, по безработице.

В рамках финансовой системы России в настоящее время насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и производственного назначения. Все внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение: для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительных ресурсов приоритетных отраслей экономики.

В соответствии с Указом Президента, в целях усиления контроля за расходованием государственных финансовых ресурсов в республиканском бюджете РФ должны быть консолидированы все государственные целевые бюджетные фонды, доходы которых формируются за счет обязательных платежей фирм, предприятий, учреждений, организаций, за исключением Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования с сохранением целевой направленности консолидируемых фондов. К этим фондам относятся: Федеральный дорожный фонд, Фонд развития таможенной системы РФ, Межведомственный фонд развития налоговой системы и налоговой службы РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью, Федеральный экологический фонд РФ.

Одним из звеньев финансовой системы государства является государственный кредит. Главная форма экономических отношений в рамках государственного кредита - это ситуация, когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Как экономическая категория, государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита - и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

Государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую. Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. В странах с развитой рыночной экономикой займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.

Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется «рефинансированием государственного долга».

Государственные займы классифицируются:

По субъектам заемных отношений: размещаемые центральными и местными органами управления;

В зависимости от места размещения: на внутренние и внешние;

В зависимости от обращения на фондовом рынке: рыночные, которые свободно продаются и покупаются, и нерыночные, которые не подлежат обращению на рынке ценных бумаг;

В зависимости от срока погашения: краткосрочные (срок обращения до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);

По характеру выплачиваемого долга: выигрышные (на основе лотереи), процентные и с нулевым купоном. С нулевым купоном обычно выпускаются краткосрочные ценные бумаги государства, они реализуются с дисконтом, т.е. ниже стоимости, а погашаются по номиналу

1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ
Финансы – историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин finansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.
Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношений, возникающие между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования государством розничных цен), нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноправие субъектов (равенство их прав и обязанностей), объединенных данными отношениями.

Таким образом, финансы – это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение - всегда финансовое отношение.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов.
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизированных и децентрализированных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды – во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств.
Будучи очень приметным, движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений – их объединяют лежащие в их основе отношения между различными участниками общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти отношения – производственные (экономические), поскольку возникают непосредственно в общественном производстве.
Экономические отношения исключительно многообразны: они возникают на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности. При этом однородные экономические отношения, характеризующие одну из сторон общественного бытия, будучи представлены в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую категорию. Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.
Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный бюджет - это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические). Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.
Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется за счет налогов с предприятий и населения.
Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности. Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление.
В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.

Таким образом, финансовые отношения охватывают две сферы:
А) экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием денежных фондов, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;
Б) экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализированных денежных фондов предприятий.

Денежный характер финансовых отношений – важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег – не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых.
В этой связи неправомерно относить к финансам не только денежные, но и натуральные взаимоотношения. Существование натуральных повинностей в эпоху феодализма, взимание рабовладельческим государством дани со своих граждан и покоренных народов, натурализация общественных отношений в условиях расстроенного денежного обращения отнюдь не доказывает натуральный характер финансовых взаимосвязей. Они говорят о другом – функционирование финансов возможно только при определенных условиях, отсутствие которых сразу же сужает границы действия этой категории.
Появление финансовых отношений всегда дает о себе знать реальным движением денежных средств. Отсутствие такого движения на стадиях производства и потребления воспроизводственного процесса свидетельствует о том, что они не являются местом возникновения финансов.
Реальное движение денежных средств происходит на второй с третьей стадии воспроизводственного процесса – в распределении и обмене. Однако характер движения стоимости (в ее денежной форме) на этих стадиях различен, что не позволяет обе их стороны относить к сфере функционирования финансов.
На второй стадии движение стоимости в денежной форме осуществляется обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца). На третей стадии распределенная стоимость (в денежной форма) обменивается на товарную форму, т.е. совершаются акты купли-продажи. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит; она лишь меняет свою форму – с денежной на товарную.
На третей стадии воспроизводственного процесса постоянно совершаемые обменные операции обслуживаются двумя категориями: во-первых, деньгами как всеобщим эквивалентом, во-вторых, ценой. Никакого иного общественного инструмента здесь больше не требуется. Следовательно, в обмене нет места финансам.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования. Поэтому важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.
Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Принадлежность финансовых ресурсов конкретному субъекту хозяйствования и государству позволяет отделить их от денежных средство населения и, в частности, провести границу между финансами и заработной платой.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Финансовые фонды – важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой: позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества; обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

Важнейшим признаком финансов является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ.
Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.
Никто не отрицает, что финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один – валовый внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.
Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).

С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-денежной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного производства.
Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его использования. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемая с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.
Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной – это прежде всего контроль за рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает все систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль через форму собственности. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов – это только контроль реального денежного оборота.
Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходами, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.
Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.
Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, кредиты) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.
Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительством политики.

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИНАНСОВ
Финансы, участвуя в распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода, взаимодействуют с другими стоимостными (денежными) категориями распределения -ценой, кредитом, оплатой труда, страхованием. Эти денежные категории также участвуют в распределительном процессе, как и в других стадиях воспроизводственного цикла. Однако мера и формы их участия неодинаковы. Каждая из названных категорий занимает свое особое место в системе распределительных и других воспроизводственных отношений, участвуя присущими только ей методами и способами в едином процессе распределения общественного продукта и национального дохода.
Цена выступает как исходная категория стоимостного распределения, опосредуя переход продукта труда из натурально-вещественной формы в денежную, и его движение от одного владельца к другому на основе актов купли-продажи. В процессе распределения могут возникнуть отклонения цен от стоимости, определяемой общественно необходимыми затратами труда, в результате чего у одних производителей реализуется большая стоимость, а у других - меньшая. В таком случае в перераспределительный процесс вступают финансы со своими методами: они изымают часть стоимости (например, с помощью акцизов, налогов на экспорт или импорт, таможенных пошлин) или передают недополученную часть стоимости путем субвенций (дотаций), бюджетного или отраслевого финансирования. Следует иметь в виду, что отклонение цен от стоимости может сознательно устанавливаться государством при проведении политики цен (регулируемые цены, социально низкие цены, цены, определяемые высоким спросом, - монопольные цены). В условиях рынка преобладают свободные цены, формируемые спросом и предложением товаров, услуг.
Однако действие цены не вызывает непосредственного образования фондов, она выступает инструментом товарного производства и обращения. Акт обмена есть одновременно продажа (для одного) и покупка (для другого). При неэквивалентной продаже товаров уменьшается или увеличивается доля «т», а при неэквивалентной покупке изменяются объем и пропорция «с» и «v» нового товара. Цена воздействует на величину и структуру фонда возмещения, а следовательно, и на прибыль.
С помощью финансов корректируется процесс распределения, начатый ценой, с учетом условий движения стоимости, заданной хозяйственными планами и пропорциями. Если с помощью цен формируется в целом выручка от реализации продукции, то финансовое распределение расщепляет эту выручку по целевым фондам денежных средств, предназначенных для дальнейшего использования. Таким образом, финансовые методы распределения более гибки, они обеспечивают большую адресность в этом процессе. Различна степень широты распределения: если цена распределяет только часть стоимости в виде отклонения ее от общественно необходимых затрат или отклонения последних от индивидуальных затрат, то финансы перераспределяют всю стоимость продукта.
Особую роль играет цена в определении размера амортизационных отчислений. Разрыв между первоначальными и действующими ценами на средства производства обусловливает
значительные колебания в амортизационном фонде. Ценовое искажение стоимости, заложенное в производстве (исходя из неэквивалентной покупки), усиливается при неэквивалентной продаже и вызывает увеличение перераспределительных отношений на стадиях распределения и потребления.
Финансы тесно связаны с оплатой труда. Фонд оплаты труда (фонд заработной платы) в сфере материального производства вычленяется из выручки от реализации продукции с помощью финансов. Этот фонд может формироваться в зависимости от объема произведенной продукции. В случае использования в хозяйственной практике категории дохода фонд оплаты труда формируется в более тесной увязке с достигнутыми финансовыми результатами. Валовой доход* как разница между доходом от реализации продукции и себестоимостью вбирает в себя экономию на издержках и поэтому характеризуется как комплексное финансовое понятие, объединяющее в денежном выражении все усилия хозоргана по количественным и качественным результатам деятельности. Здесь присутствует и ценовой фактор: в случае реализации продукции повышенного качества и экономия материальных затрат, и относительная экономия использования основного капитала, выступающая в виде уменьшения доли амортизационных отчислений, приходящихся на больший количественный объем продукции, увеличивают прибыль или доход.
Внешне создается впечатление, что ценовой фактор непосредственно не участвует в определении фонда оплаты труда. Но через распределение чистого дохода его влияние очевидно. В рыночной системе влияние цены на фонд оплаты труда еще более возрастает.
В непроизводственной сфере связь финансов и оплаты труда особенно наглядна, так как фонд оплаты труда работников этой сферы формируется в значительной степени из бюджетных средств и определяется финансовыми возможностями соответствующего бюджета.
Во всех случаях оплата труда, как экономическая категория, определяет соответствие доли каждого работника в созданном продукте, то есть границы участия работников в распределении,
а финансы формируют фонд заработной платы или фонд оплаты по труду.
Используется оплата труда в стадии потребления, то есть путем оплаты товаров и услуг. Одновременно определенная ее часть мобилизуется финансовыми методами в виде уплаты населением налогов, взносов по страхованию: кредитным методом - в виде вкладов в банки, облигации государственных займов; путем приобретения акций и других ценных бумаг, проведения лотерей.
В то же время существенно различаются сферы действия и мотивы действия рассматриваемых категорий. Действие финансов шире, чем оплата труда, поскольку финансы распределяют весь общественный продукт, а оплата труда -только необходимый продукт и часть прибавочного. Оплата труда связана с действием одного их важнейших факторов производства - рабочей силы, служит средством компенсации затраченного труда, а финансы, кроме того, - со средствами производства, через их непосредственное формирование. Оплата труда стимулирует рост его производительности, а финансы воздействуют на все общественное производство, активизируя его развитие через систему финансового механизма.
Взаимодействие финансов с кредитом проявляется весьма тесно. Как и в финансах, в кредитных отношениях формируются и используются денежные фонды, называемые ссудными, для целей долгосрочного и краткосрочного кредитования хозяйствующих субъектов, населения, государства.
Обе категории призваны создать условия для нормального, непрерывного кругооборота средств в общественном хозяйстве. Объектами комплексного воздействия этих категорий в сфере материального производства выступают производственные фонды (капитал). Финансы и кредит являются источниками формирования капитальных вложений и оборотных средств. Финансовыми методами, как правило, удовлетворяются постоянные потребности хозорганов в денежных средствах, кредитными - временные нужды. В перспективе будет повышаться роль кредитных ресурсов как источника капитальных вложений.
Расширение кредитных методов создает дополнительные стимулы к более эффективному использованию денежных ресурсов, ставит их расходование под постоянный контроль банков, чем повышается хозрасчетная ответственность хозяйствующих субъектов за результаты производственно-финансовой деятельности. Безвозвратное финансирование должно сократиться.
Взаимосвязь финансов и кредита ярко прослеживается в процессах формирования финансовых и кредитных ресурсов, где действие обеих категорий взаимонаправлено: с помощью финансов образуются кредитные ресурсы банков - средства хозорганов, амортизационные отчисления, часть выручки от реализации продукции для восполнения оборотных средств, которая не сразу направляется на приобретение материальных ресурсов и другие средства. С помощью кредита формируются финансовые ресурсы: ссуды восполняют финансовые ресурсы хозорганов -до момента погашения; платежи банков в бюджет из дохода по результатам их деятельности и в ряде других случаев; возможные бюджетные заимствования у банков для финансирования расходов государства.
Таким образом прослеживается определенная взаимо¬заменяемость обеих категорий в обеспечении потребностей расширенного воспроизводства.
Вместе с тем между рассматриваемыми категориями имеются определенные различия. Если финансы распределяют и перераспределяют общественный продукт, то кредит участвует только в перераспределении, продолжая распределение, начатое финансами. Объектом кредита является только та часть стоимости, которая на данный момент является временно свободной, что позволяет аккумулировать ее в ссудный фонд для удовлетворения потребностей хозорганов и населения, нуждающихся в денежных средствах.
Существенным различием является метод использования аккумулированных денежных средств: финансирование предполагает направление средств в безвозмездном и бессрочном порядке, а кредитование - на условиях возвратности, срочности, платности; важнейший принцип кредита - материальная обеспеченность выдаваемых ссуд.
Финансы теснейшим образом связаны с системой расчетов, поскольку их функционирование основано на взаиморасчетах между отдельными субъектами хозяйствования. Расчеты не представляют собой экономической категории, они - инструмент реализации упомянутых категорий. В данном случае используется функция денег как средства обращения и средства платежа. От четкости, налаженности расчетов зависит своевременное совершение финансовых операций, формирование целевых фондов, беспрепятственное продвижение финансовых ресурсов по необходимым направлениям.
Расчеты хозяйствующих субъектов сферы материального производства за произведенную продукцию, товары и услуги предшествуют действию финансов и способствуют последующему осуществлению финансовых отношений. Специфическими показателями, характеризующими состояние расчетов в сфере материального производства, является дебиторская и кредиторская задолженность. Уровень этой задолженности влияет на финансовое состояние хозорганов и зависит от состояния договорной дисциплины, платежеспособ¬ности потребителей. Состояние расчетов в национальном хозяйстве в настоящее время неудовлетворительное: возрастают суммы неплатежей по взаимным расчетам между хозяйствую¬щими субъектами и просроченная задолженность по ссудам банков, по заработной плате. Невыполнение договорных обязательств является фактором финансовой неустойчивости и приводит к непроизводительным расходам и потерям средств в виде штрафов. Это прямой вычет из дохода и в конечном итоге - из фонда оплаты труда. Денежные расчеты являются важным звеном в осуществлении коммерческого расчета и самофинансирования. Их нормальное функционирование является непременным условием воспроизводственного процесса и действия стоимостных экономических категорий -цены, финансов, кредита, оплаты труда.

4. РОЛЬ ФИНАНСОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РК.

В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие нашей страны. К ним относятся: догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства, находить нужные способы для решения назревших задач; отсутствие стратегических концептуальных разработок; проведение частичных малообоснованных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду; отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в народном хозяйстве; нарушение важнейшего требования правильного ведения финансового хозяйства - жить по средствам; остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан.
Целью концепции финансовой политики, разработанной в современных условиях, является достижение более высокого уровня жизни народа на основе развития хозяйства, всемерного повышения эффективности общественного производства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в принципиально новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.
Большое значение для подъема экономики и расширений на этой основе финансовых возможностей страны имеет привлечение в ее экономику иностранных инвестиций. Они могут осуществляться в различных форма. Мировой опыт доказывает огромную действенность прямых иностранных инвестиций.
Удовлетворение тех или иных потребностей обеспечивается только при условии наличия финансовых ресурсов. Это означает, что финансовая политика разрабатывается и проводится с учетом реальных финансовых возможностей. Расходы могут расти только при увеличении финансовых ресурсов. При этом акцент с субсидирования потребления смещается на финансирование производства. Все мероприятия экономической и финансовой политики направлены на предоставление возможности населению повышать свои доходы, с одной стороны, и создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности - с другой.
В соответствии с кардинальными изменениями финансовой политики перестраивается финансовый механизм. Цель перестройки финансового механизма - усилить его воздействие на эффективность общественного производства на основе развития рыночных отношений, обеспечить повышение эффективности использования финансовых ресурсов. В основу перестройки финансового механизма положены принципиально новые подходы к организации финансовых взаимосвязей в народном хозяйстве, обеспечивающие всемерное развитие хозяйственной инициативы и ответственности предприятий, организаций, регионов страны за конечные результаты работы.
При рыночной экономике отпадает необходимость использовать особые финансовые методы для повышения заинтересованности предприятий в лучшем использовании производственных факторов, строго регламентировать их финансовую деятельность. Рыночная конкуренция заставляет предприятия постоянно заботиться об эффективности производства, повышении качества финансового планирования, углублении внутрихозяйственного финансового контроля за использованием финансовых ресурсов. В то же время возрастает значение финансового регулирования рыночных отношений со стороны государства. Оно осуществляется посредством налогообложения прибыли предприятий (через изменение ставок, налоговых льгот, дифференциацию объектов обложения), введения дополнительных налогов (например, налог на экспорт и импорт, налог на другие доходы, НДС), налогообложения доходов трудящихся, финансирования целевых программ. Ожесточается система финансовых санкций за нарушение хозяйственных договоров, качественных
параметров выпускаемой продукции, за несоблюдение требований по охране окружающей среды, санитарных норм и правил. Государство усиливает санкции за несвоевременное и неполное выполнение финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, сокрытие прибыли и иных объектов налогообложения. Широкое развитие получает аудиторский финансовый контроль.
В целях улучшения социального обслуживания населения введен новый хозяйственный механизм в учреждениях и организациях социальной сферы. Финансирование их потребностей из бюджета осуществляется на основе долговременных стабильных нормативов, определяемых из расчета социальных расходов на одного жителя или других показателей. Учреждениям социальной сферы предоставлено право оказывать платные услуги, заниматься хозяйственной деятельностью, самостоятельно распоряжаться полученными доходами.
Коренные изменения внесены в механизм государственных финансов. Формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговую основу; принципиально изменилась структура расходов бюджета и система бюджетного финансирования. Широкое распространение получила система внебюджетных фондов.
Развитие рыночных отношений, усовершенствование методов управления привели к положительным результатам в области организации и управления имущественным и личным страхованием: развивается кооперативное страхование, возникают акционерные страховые общества; вводятся новые виды страхования; изменяется соотношение между обязательной и добровольной формами страхования. Улучшение страхового механизма направлено на качественное обслуживание страхователей, повышение эффективности страхового дела.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Как было показано роль финансов в эффективной работе экономики государства огромна. Велика роль государства в полноценном функционировании финансов и финансовой системе. Изучение и раскрытие сущности финансов позволяет знать, куда и на что используются изымаемые у предприятий и граждан налоги, каковы причины и последствия бюджетного дефицита и как их преодолеть, зачем нам нужны фондовые биржи, следует ли дотировать убыточные предприятия или стоит проводить процедуру банкротства. Следует продолжать изучение сущности финансов и их взаимодействие на другие сегменты экономики.
Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов, присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование финансовых взаимосвязей в нашей стране.
От понимания сущности финансов зависит четкое функционирование финансовой системы государства. Слаженность работы всех ее звеньев и подсистем. Кроме того, хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо нашей стране потому, что она переживает сегодня глубокий экономический и финансовый кризис. Без четкого функционирования финансовой системы невозможно оздоровление экономики, развития внутренних и внешних финансовых связей. Необходимо улучшать финансовую систему для ее более четкого функционирования.
Здесь важно подчеркнуть то, что проблемы финансового оздоровления волнуют сейчас буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере тесным образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств в производство и социальную сферу и т.п. – такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах; они глубоко волнуют каждого из нас.

Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как:

  • образование и признание физических лиц на товары, услуги, землю, и т. д.;
  • сложившаяся система правовых норм в части имущественных отношений;
  • укрепление государства как выразителя интересов всего общества, приобретение государством статуса собственника;
  • появление социально различных групп населения.

Все эти условия возникают при одной общей предпосылке: достаточно высокий уровень производства, повышение его эффективности, рост и превышение ими пределов, необходимых для биологического выживания.

Формирование, распределение и использование денежных доходов — основное условие для возникновения финансов.

Финансовые интересы — это интересы собственников денежных доходов.

Для появления финансов необходим также высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, формирование и использование основных функций денег. Финансы - это движение денежных доходов . Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности. Субъект экономических отношений всегда должен быть собственником. Именно распределяя и используя денежный доход, собственником которого он является, каждый участник экономических отношений может реализовать свои интересы.

Финансовые ресурсы

Ни одно сколь-нибудь серьезное экономическое или политическое решение не может быть осуществлено без предварительной оценки суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретают целевой характер. Возникает понятие «финансовые ресурсы». Будучи денежными доходами, накопляемыми и распределяемыми в определенных целях, финансовые ресурсы используются в различных социальных, экономических, научных, культурных, политических и др. целях (рис. 18).

Финансовые ресурсы - это накопленные доходы, предназначенные на конкретные нужды.

Рис. 18. Основные направления использования финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы обслуживают все этапы движения денежных доходов от их образования до использования.

Так как финансы обусловлены движением денежных доходов, то закономерности их движения сказываются на финансах. Доходы обычно проходят в своем циркулировании три стадии (этапа) (рис.19):

Рис. 19. Этапы движения денежных доходов (финансов)

Финансы, как видим, имеют отношение ко всем этапам образования, распределения и использования денежных доходов. Первичные доходы образуются в результате реализации и распределения выручки от продажи товаров и услуг. Поскольку процесс производства, как правило, непрерывен, то необходимо на стадии реализации товаров выделить часть выручки для обеспечения как непрерывности производственного процесса.

Первичный доход образуется вследствие расширенного товарного производства и обслуживается финансами.

Рис. 20. Процесс расширенного воспроизводства

Первичное распределение — это формирование на основе валовой выручки первичных доходов.

Вторичное распределение денежных доходов (перераспределение) может происходить в несколько этапов, т. е. носит многократный характер.

Как видно из схематической записи абстрактного производственного процесса (рис. 20), любое производство заканчивается первичным распределением денежного дохода, без которого невозможно дальнейшее экономическое развитие. А распределение денежного дохода (Д" ) обслуживается финансами. Выделение финансовых ресурсов для расширения производства принимает следующие формы: оплата текущих материальных затрат, амортизация оборудования, арендная плата, проценты за кредит, оплата труда занятых в этом производстве работников. После первичного распределения денежного дохода начинаются процессы перераспределения, т. е. образования вторичных доходов. Это прежде всего налоги, взносы в страховые фонды, взносы в социальные, культурные и прочие организации.

Последняя стадия распределения и перераспределения доходов — их реализация. Реализуемые доходы называют конечными . Часть конечных доходов может быть не реализована, а направлена на накопления и сбережения. Тем не менее существует следующее финансовое равенство, которое не нарушается ни при каких условиях:

ΣA = ΣB + ΣС ,

  • А — первичные доходы;
  • В — конечные доходы;
  • С — сбережения и накопления.

На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены.

Поскольку сам процесс реализации в денежный доход любых благ (товаров, услуг и т. п.) осуществляется по определенным ценам, то динамика цен оказывает самостоятельное воздействие на процесс распределения. Чем сильнее меняются цены (и в сторону повышения, и в сторону понижения), тем сильнее колеблется денежный доход. Особенно резко эти сдвиги происходят в условиях инфляции.

Финансовые ресурсы как часть денежных доходов выступают в различных формах. Для реального сектора экономики (производства) — это часть прибыли, для госбюджета — вся сумма его доходной части, для семьи — все доходы ее членов и т. д.

Финансовые ресурсы — это та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые цели по его усмотрению.

Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы предлагаются на рынке большим числом хозяйствующих субъектов и населением. Понятно, что потенциальные пользователи (потребители) этих средств не в состоянии самостоятельно устанавливать деловые отношения с каждым хозяйствующим субъектом, с каждым гражданином. В этой связи возникает проблема объединения разрозненных сбережений в значительные объемы финансовых ресурсов, которые могут быть предложены для использования крупным потенциальным инвестором.

Эту задачу решают финансовые посредники (банки, инвестиционные и паевые фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации и
т. д.), которые аккумулируют свободные ресурсы, прежде всего, населения и выплачивают по этим ресурсам процент. Привлеченные ресурсы финансовые посредники предоставляют в качестве кредитов или размещают в ценные бумаги. Их доход состоит в разнице между процентом, выплачиваемым по привлеченным ресурсам, и процентом, получаемым по предоставленным ресурсам.

Владельцы денежных накоплений могут передать свои средства в и инвестиционные компании, а могут непосредственно приобрести и промышленных корпораций. Но и во втором случае они столкнутся с посредниками — дилерами и брокерами , которые представляют собой профессиональных участников финансовых рынков. Дилеры осуществляют операции самостоятельно, от своего имени; брокеры действуют только по поручению клиентов и от их имени.

Своевременный финансовый рынок предлагает потенциальным инвесторам широкие возможности вложений средств путем приобретения денежных обязательств широкого круга хозяйствующих субъектов. Эти денежные обязательства называются финансовыми инструментами . К ним относятся: , долговые расписки, фьючерские контракты и т. д. Разнообразие финансовых инструментов позволяет владельцам денежных средств диверсифицировать свой инвестиционный портфель, т. е. вложить свои накопления в обязательства разных компаний и банков. Эти обязательства будут иметь различную доходность, но и разную степень рискованности. Если разорится какая-либо компания, то сохранятся инвестиции в другие компании. Диверсификация инвестиционного портфеля осуществляется по принципу: "нельзя класть все яйца в одну корзину".

Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.

Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода (рис. 21).

Рис. 21. Финансовые отношения на стадии распределения первичного дохода

Финансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи (рис.22).

Кредитные отношения — это часть финансовых отношений. И те и другие — результат денежных отношений.

Рис. 22. Место кредитных и финансовых отношений в структуре экономических отношений

Кредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях срочности, возвратности, платности.

Основное отличие финансовых и кредитных отношений — в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.

Обычно выделяют три стадии движения доходов , отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

Первичные доходы формируются в результате распределения (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, оборудования, арендная плата), работника и собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников . Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на , оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из различных уровней власти и выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.

Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.

Сумма первичных доходов за определенный период обязательно равняется сумме конечных доходов плюс сбережения . Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.

На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.

Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.

Процесс распределения добавленной (вновь созданной) стоимости через представлен на рис. 1. Как видно из рис. 1, в результате распределения первичных доходов собственников (предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 1. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.

Финансы как денежные отношения возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего и оказывают на него сильнейшее влияние.

Рис. 1. Распределение добавленной стоимости через финансовую систему

Контрольная функция

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из всех уровней и . Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.

Практическим выражением контрольной функции финансов является система . Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий . Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об .

Стимулирующая функция

Стимулирующая функция финансов связана с воздействием на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств .

Финансы, понимаемые в широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. — это движение ссудного фонда.

Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.

См.также: